Читатель сможет ознакомиться с материалами о русском богослове и иконописце Л. А. Успенском, выдающемся русском ученом-византологе Ф.И. Успенском, замечательном иконописце С.Ф. Ушакове. К практике и священной истории Церкви относятся фундаментальные статьи «утреня», «Учебный комитет», гора Фавор. В статье об «Уставе об управлении Русской Православной Церковью, 1988 г.» подробно разбираются всевозможные аспекты, связанные с управлением РПЦ, порядок создания и деятельности синодальных учреждений, приходское управление и т.д. Далее следует статья об Уставе Русской Православной Церкви, принятом в 2000 г. Внимание историков римско-католической Церкви привлечет статья об ультрамонтанизме, направлении в католицизме, представители которого отстаивали главенство папы Римского над светскими правителями и выступали за строгое подчинение Риму управления католической Церковью. Историкам искусства и студентам будет интересно ознакомиться со статьей «Умиление». Данный термин, возник в русской культуре как определение иконографического типа, в котором Божия Матерь и Младенец Христос представлены с прильнувшими друг к другу ликами. Том содержит статьи о таких иконах как «Умиление», чудотворном образе, принадлежавшем прп. Серафиму Саровскому, который называл его «Всех радостей Радость»; Устюжской иконе Божией Матери «Одигитрия»; икон «Утоли моя печали»; «Умягчение злых сердец», в основе изображения которого лежат слова прав. Симеона Богоприимца, произнесенные в момент Сретения Господня. В русской традиции произошло слияние типа «Умягчение злых сердец» с европейским вариантом композиции «Пьета». Философские темы представлены статьей об универсалиях, общих понятиях, обозначающих все то, что «может предицироваться единичным вещам». В статье констатируется, что «христианские богословы обращались к этой проблеме преимущественно в связи с попытками изложить, рационализировать и систематизировать содержание Откровения на понятийном языке античной философии». Тему продолжает статья об «универсалистах», приверженцах учения о возможности всеобщего спасения.

http://radonezh.ru/2023/11/02/v-prodazhu...

Фигурные капители колонн отлиты из бронзы, киоты икон над диаконскими дверями - из серебра. Иконы написаны маслом на меди А. В. Троицким, одним из авторов росписи Новочеркасского Вознесенского собора ( Лимаренко К. Х. Войсковой соборный храм в г. Новочеркасске. К., 1904). Резная «кафедра проповедника» из белого мрамора на сев. солее декорирована лазуритом, красными порфиром и мрамором. Декор включал изображения виноградной лозы, рыб, кипарисов, венчающую скульптуру орла. Император преподнес ляпис-лазурь стоимостью 16 тыс. р. для внутренней отделки помещений. От канонерской лодки «Храбрый» (командир - капитан 1-го ранга Петров) были пожертвованы 2 тыс. р. на серебряный запрестольный крест. Росписи силикатными красками А. В. Кейма и темперой были самостоятельной работой по отношению к замыслу Косякова. Главный купол и паруса, центральные подпружные арки, зап. центральная конха и малые зап. паруса, цокольный этаж не расписали. Стенопись выполнили преимущественно М. М. Васильев (на внутренних сводах, на хорах и в алтаре), к-рый имел опыт работ по росписи правосл. храмов в Ревеле (ныне Таллин), Ницце, во Флоренции, в Бухаресте, К. С. Петров-Водкин и А. В. Троицкий. Петров-Водкин в письме от 27-28 апр. 1913 г. сообщал, что ему поручено написать композицию «Благовещение» на алтарных пилонах собора ( Петров-Водкин К. С. Письма. Статьи. Выступления. Док-ты. М., 1991. С. 162). Изображение Божией Матери близко к изображению на картине Петрова-Водкина «Богоматерь «Умягчение злых сердец»» (1914-1915, ГРМ). В конхе центрального алтаря расположена огромная фигура Спасителя на престоле в васнецовской стилистике. Справа и слева от нее - частично сохранившиеся изображения вселенских и русских святителей и ниже - 10 оплечных фигур св. диаконов и апостолов от 70 в медальонах в ранневизант. духе. В нижней части вост. стены центральной апсиды изображена сцена Евхаристии. В алтаре сев. придела представлены образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста (вост. простенок), Григория Богослова, Афанасия Александрийского (сев.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Конец XIX – начало XX в. Одна из самых любимых икон – «Всех скорбящих Радость». Впервые образ с таким названием прославился в Москве в XIX веке. Списки с него разошлись по всей России. При этом они нередко существенно отличались друг от друга: на одних Богородица изображена с Богомладенцем, на других Одна, разнятся и группы предстоящих. Иконографию определяют слова молитвы, которая написана на вьющихся вокруг Божией Матери лентах: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех ангел и архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех вспоможение и заступление». Каждая молитвенная строка расположена над иллюстрирующим её изображением. Здесь и алчущие, обретающие пищу, и нагие, получающие одежду, и исцелённые и т.д. Икона Божией Матери «Целительница». Прорись Так же развернут сюжет и в других иконах. «Нечаянная Радость» и «Целительница» были созданы как иллюстрации к духовной книге о Богородице свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» 146 . Явления Пресвятой Богородицы картинно запечатлены в образах Божией Матери Пюхтицская, где мы видим Её стоящей у источника, и «Спорительница хлебов», где Она с облаков благословляет пшеничное поле. К иконам, основанным на литературной аллегории можно отнести «Прибавление ума», «Умягчение злых сердец», «Споручница грешных», «Неувядаемый цвет», «Призри на смирение», «Неупиваемая чаша», Козельщанская, «Взыскание погибших», Леньковская – именуемая «Спасительница утопающих», «Недремлющее Око», «Прозрение очес», «Умиление» Серафимо-Дивеевская, «Тучная Гора» и другие. 141 Подробнее об иконографии: Сарабьянов В. Д. «Похвала Богоматери» в русской иконографической традиции//Искусство христианского мира. Вып. 1. М., 1996. С. 41–51. 144 «Древнейшее известное на сегодня изображение Богоматери Неопалимой Купины восходит к XIV в.», – пишет Г.И. Вздорнов в комментариях к публикации работы А.И. Анисимова «Владимирская икона Божией Матери»//Материалы и Каталог выставки «Богоматерь Владимирская». М., 1995. С. 66. К сожалению, подобного изображения не имеем и вынуждены опираться в своих рассуждениях на более поздние списки.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Сложную иконографическую программу имеет икона из ц. прор. Илии в Черкизове в Москве. Чтимый образ «Ж. И.» дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, «Умягчение злых сердец»; Иерусалимская, «Взыскание погибших») и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основе композиции Беседная икона Божией Матери, на к-рой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона «О Всепетая Мати», представляющая собой изобразительный гимн Богородице. Изображение «Ж. И.» как в кратком, так и в полном изводе широко тиражировалось в гравюрах. Одна из ранних, гравированная на меди в 1695 г. мастером Иваном Стрлжбицким (клеймо « I. S. ») представляет собой большой лист со множеством комментирующих надписей: «Из чаши Богоматери стекают пять рек в чаши, которые держат два архангела и трое святых» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 499. 1241). Извод со страждущими показан на 4-листовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания А. В. Олсуфьева (Там же. С. 500. 1242), в центральном клейме начертана молитва Пресв. Богородице. На полуторалистовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания Олсуфьева (Там же. С. 501. 1245) представлен «Образ Богородицы Живоносный Источник, с чудесами», где в 16 клеймах представлены чудеса с подписями. «Ж. И.» включался в состав гравированных или иконописных сводов чудотворных икон Божией Матери (напр., 4-листовая гравюра «Изображение 132 икон Богородицы», нач. XIX в.- Там же. С. 479-483. 1217(64)); 4-листовая гравюра «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравер Е. Н. Долгов) (Там же. С. 483-485. 1218(147)); икона «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве - 4-я в 8-м ряду). Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX - нач. XX в. отмечали большое количество почитаемых в XVIII-XIX вв. в России образов «Ж. И.», в числе немногих приводили иконы из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII в., к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (2 иконы в церквах Староникитской и свт. Николая), из Новодевичьего монастыря в Москве (сохр.) и мн. др. (см. в кн.: Поселянин. Богоматерь. С. 231-232). Празднование в честь Пресв. Богородицы ради Ее иконы «Живоносный Источник» совершается в пятницу Светлой седмицы.

http://pravenc.ru/text/182259.html

Узнав о сем чудесном событии, царь приказал принести во дворец св. икону, где она прославилась многими чудотворениями. В скором времени, по повелению царя, Страстная икона была поставлена в церкви Зачатия св. Анны. 13.08. Страстная – в селе Енкаеве В селе Енкаеве Темниковского уезда Тамбовской епархии находится благодатная икона Страстной Богоматери. В давно прошедшие годы эта икона была во время разлива реки Еремши вынута из воды, по которой неизвестно куда плыла. Икона была вынута дворовым человеком Иваном и по приказанию енкаевского помещика Нестерова была поставлена на господских воротах. Вскоре пред этою иконою получили исцеление слепой и несколько расслабленных. После этих чудесных исцелений икона была перенесена в Благовещенскую Енкаевскую церковь , и с тех пор, более уже ста лет, она прославилась как явленная и чудотворная. Все эти иконы – верные снимки с древней чудотворной иконы, находящейся в Страстном монастыре в Москве. Название Страстной эта икона получила оттого, что около лика Богородицы изображены в облаках два ангела с орудиями страстей Христовых, а Богомладенец Иисус изображён как бы в страхе припадающим к плечу Пречистой Матери. 13.08. И Тебе Самой душу пройдёт оружие В соборном храме г. Жиздры Калужской губернии находится весьма древняя, чудотворная икона. В соборной описи эта икона значится под именем: И Тебе Самой душу пройдёт оружие, но в народе она известна под именем Страстной, хотя по изображению своему весьма отлична от Страстной. На Жиздринской иконе Матерь Божия изображена в молитвенном положении; у ног Её лежит Богомладенец, Матерь Божия поддерживает Его одною рукою; другая же рука на груди, закрывает Её от семи направленных в Неё мечей. Существует ещё и другая икона Богородицы: Умягчение злых сердец, где Она изображается также с мечами, но одна, без Спасителя. Чудесные знамения, совершающиеся от Жиздринской иконы Пресвятой Богородицы, записываются соборными священнослужителями. Эта икона также именуется: Симеоново проречение. 13.08. Семистрельная Семистрельная Чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Семистрельной, находится в церкви Иоанно-Богословской- Семистрельной, на погосте, неподалёку от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. 3 интересных факта о Сретении Иконы Сретения Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну-пророчицу. Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней мы видим, как Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов. Сретение. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. V век Самые древние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы. Введение во храм Богородицы. Сретение Господне. Фрески храма Спаса на Нередице, 1199 Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу. С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: « А Тебе Самой оружие пройдет душу» . Кстати, этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

http://foma.ru/15-fevralya-2013-sretenie...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Умягчение Злых Сердец (список с Рудненской-Ченстоховской) " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Умягчение Злых Сердец (список с Рудненской-Ченстоховской) Существует образ под названием «Умягчение злых сердец» без пронзающих стрел, схожий с одним из вариантов ЧЕНСТОХОВСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы. История столь необычного образа следующая. В 1687 году в местечке Рудня Могилёвской епархии, где выплавляли из руды железо, была явлена икона, названная впоследствии РУДНЕНСКОЙ. Святитель Димитрий Ростовский, который в то время был игуменом Николаевского монастыря в Батурине, посвятил этому событию следующие строки: «Идеже творяшеся железо от блата, Тамо Дева вселися, дражайшая злата, Да людем жестокие нравы умягчает И железные к Богу сердца обращает». В России все списки строго именовались по оригиналу, но на Украине и в Белоруссии, если список прославлялся как чудотворный, он получал особое название. Так и появились иконы " Умягчение злых сердец " - копии с Рудненской-Ченстоховской, хотя точно такое же название использовалось для другой иконы - Богоматерь без младенца с семью мечами, пронзающими её сердце. Стихотворение св. Димит[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона была написана в середине XVIII века для Варвары Челищевой, причём на иконе Челищевой есть и надпись " Умягчение злых сердец " , и стихотворение св. Димитрия Ростовского. Файл 13888.jpg:   Размер: 305x419, 0.13 MPix, 43 Kb. Дата: 2011-10-07, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (335) , (5) . Описание: Икона " Умягчение злых сердец " . Дерево, леквас, сусальное золото, темпера. Размер 43х26см. Россия, середина - вторая половина XIX века. Файл 19415.jpg:   Размер: 675x800, 0.54 MPix, 187 Kb. Дата: 2012-09-01, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (285) , (5) . Описание: Четырехчастная икона с образами Божией Матери - " Умягчение Злых Сердец " , " Прежде Рождества Дева и В Рождестве Дева и по Рождестве Паки Дева " , " Корсунская " и " Рождество Пресвятой Богородицы " . 19 век. Ветка. Частное собрание.

http://pravicon.com/icon-595

17 февраля 2016 г. 12:45 18 февраля. Москва. Крестный ход по вокзалам Москвы 18 февраля в 10:00 по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина) состоится крестный ход по вокзалам столицы, сообщает сайт rop.ru . Все девять вокзалов столицы посетит чудотворный образ Архистратига Михаила, мироточивая икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» и Икона Покрова Пресвятой Богородицы. За богослужениями, которые пройдут перед вокзальными храмами и часовнями, верующие будут молиться о сохранении мира. Шествие начнется в 10 утра с молебна о мире в храме в честь Казанской иконы Божией Матери на Казанском вокзале. Затем участники начнут движение на микроавтобусе и личных автомобилях и посетят один за другим Ярославский, Ленинградский, Рижский, Савеловский, Белорусский, Киевский, Павелецкий, Курский вокзалы. После кратких богослужений все желающие смогут поклониться святыням. «От вокзала к вокзалу будет передвигаться группа из 35 человек. На вокзалах развешаны объявления, и по опыту прошлых лет еще примерно по сто человек примут участие в молебнах на каждом из вокзалов», – рассказал один из организаторов крестного хода, руководитель православного общественного движения «Христианское доброделание» Сергей Федоров. Он напомнил, что крестный ход не обязательно должен представлять собой пешее шествие, известны, например, воздушные крестные ходы, на плотах по воде, распространены и шествия на автобусах. Крестный ход организован движением «Христианское доброделание», Московской Патриархией, Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви, дирекцией железнодорожных вокзалов «РЖД», Международной ассоциацией ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», «Профессиональным союзом каскадеров России». Примерное расписание движения Крестного хода: Казанский вокзал с 09:45 до 09:55 Встреча икон с 10:00 до 10:30 Молебен с 10:30 до 11:00 Люди прикладываются к иконам с 11:00 до 11:20 Сбор и переход на Ярославский вокзал Ярославский вокзал с 11:20 до 11:40 Принесение на вокзал икон, краткая служба, люди прикладываются к иконам.

http://e-vestnik.ru/db/krestniy_hod_po_v...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Прежде Рождества И По Рождестве Дева Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Четырехчастная икона с образами Божией Матери - " Умягчение Злых Сердец " , " Прежде Рождества Дева и В Рождестве Дева и по Рождестве Паки Дева " , " Корсунская " и " Рождество Пресвятой Богородицы " . 19 век. Ветка. Частное собрание. Файл 22877.jpg:   Размер: 3077x3687, 11.34 MPix, 4623 Kb. Дата: 2013-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (250) , (12) . Описание: Икона «Пресвятая Богородица Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Дерево, смешанная техника, конец XIX века, 35 х 31 см. Частное собрание. Файл 30277.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 251 Kb. Дата: 2017-10-31, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (159) , (5) . Описание: Прежде Рождества И По Рождестве Дева. Нач. XX века. Доска, левкас, масло, темпера, сусальное золото, холодная эмаль. 36 х 31 см. Частное собрание. Файл 31241.jpg:   Размер: 850x1132, 0.96 MPix, 361 Kb. Дата: 2018-02-15, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (152) , (4) . Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА ДЕВА Конец XIX - начало XX века. Холуй Дерево, смешанная техника. 31 × 26,6 см КП 5075 Икона Богоматери Прежде Рождества Дева такого иконографического типа прославилась в Николо-Пешношском монастыре близ Дмитрова в 1848 году после эпидемии холеры. Его композиция восходила к гравюре конца XVII века, выполненной гравером Леонтием Буниным в Москве. На этой гравюре изображение Богоматери с Младенцем,[...] Файл 32132.jpg:   Размер: 828x960, 0.79 MPix, 179 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (166) , (4) . Описание: " Дева прежде рождества " . Богоматерь с младенцем. Эскиз для иконы. Удалов Николай Дмитриевич. 1892 г. Материал, техника: бумага, карандаш. 22,3 х 13,3 см. Место создания: Ивановская область, Палех. Государственный музей Палехского искусства.

http://pravicon.com/icon-269-photo

Суворово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь Успения Божией Матери Карта и ближайшие объекты Сейчас в селе Суворово (до 1965 г. – Пуза) Дивеевского района проживает всего 600 человек. Но там было прославлено пять святых. В Успенской церкви села пребывают мощи четырех из них. Десять лет назад в Суворове были обретены святые мощи расстрелянных 18 августа 1919 года новомучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Ежегодно в этот день их памяти сюда стекаются многочисленные паломники и духовенство. А в 2008 году в селе подняли мощи пятой святой – преподобноисповедницы Матроны (Власовой), которая 18 лет жизни провела в советских лагерях. В Успенской церкви находится только ее икона, а мощи перенесены в Казанскую церковь дивеевского монастыря... В Успенском храме уникальное сочетание престолов: центральный из них освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый – Сошествия Святого Духа на апостолов, а левый – Архистратига Михаила и Небесных Сил Бесплотных. Храм был освящен в 1847 году, строился более 20 лет. Закрывался с 1940 по 1991 год. В советское время здесь размещалась водонапорная башня, зернохранилище. Когда храм открылся, жители понесли туда иконы. Много икон Божией Матери. Самый почитаемый образ – «Умягчение злых сердец», редкий образ «Не рыдай Мене, Мати». Икона «Млекопитательница» афонского письма попала сюда из Троицкой церкви села Смолино. При закрытии смолинской церкви староста не отдавала ключ, пыталась оказать сопротивление. Когда уполномоченные все же ворвались в храм, в ярости расчеркали икону. Эти следы, как рубцы, лучеобразно пересекают лик Пресвятой Богородицы. Точная копия чудотворной Владимирской Оранской иконы Божией Матери была принесена крестным ходом из Оранок. Главные святыни храма – мощи четырех новомучениц. Помню, как десять лет назад, 18 августа, когда только подняли мощи святых, их в простых раках, напоминающих дешевые шкафы, обносили крестным ходом вокруг храма. К каждой раке была прикреплена бумажка, подписанная фломастером. Нынешние красивые раки пожертвовал благодетель из Москвы, молитвами новомучениц исцеленный от болезни.

http://sobory.ru/article/?object=03245

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010