Юрьевца-Польского на р. Вазузе преп. Косьме, игумену Ахренскому, чудотворцу. Тогда он был ещё молод и шёл со своим господином в г. Владимир. Вдруг он услышал от иконы голос, повелевавший ему постричься в монашество и основать монастырь во имя Успения Божией Матери, что он и исполнил. От этой иконы, поставленной им в новооснованной обители, совершались многие чудеса. Орловская В 1643 г. 21 мая эта благодатная икона явилась в Устюжской области. Один из жителей Орловской области, Григорий Павловец, пришёл во Владимир. Здесь ему явилась во сне Божия Матерь и повелела ему купить икону в торговом ряду у Ивана Калистратова и потом отнести эту икону в пустое место Орловской волости и там воздвигнуть церковь , что он и исполнил. Чудотворною почитается эта икона по многим благодатным знамениям милосердия Божия. Свирская В г. Смоленске, в Михайловской церкви, хранится чудотворная икона Свирская, принесённая в 1195 году Смоленским князем Давидом. На этой иконе есть надпись вязью на краю одежды, но доныне хорошо не разобранная. Полагают, что эта надпись значит: «Лета 1580, июня, Смольелияне». Умиление – в Опочецком соборе В Спасо-Преображенском соборе, в Опочке, Псковской епархии, находится чудотворная икона Умиления Божией Матери, несколько раз проливавшая слезы о бедствиях русской земли. Себежская Свято чтимая Себежская икона Богоматери находится в селе Липках Смоленской губернии. Умягчение злых сердец Умягчение злых сердец Икона Пресвятой Богородицы с давних времён всем известна и всеми почитается чудотворною; но сведений о ней, к сожалению, никогда никаких не было, неизвестно даже, где и когда она явилась. На этой иконе Матерь Божия изображается одна, пронзённая семью мечами: три с правой, три с левой стороны, а седьмой меч посредине. Все прибегающие к ней с молитвою веры чувствуют, что при умягчении сердца умягчаются и облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают, что, когда молятся пред нею за врагов своих, тогда смягчаются их враждебные отношения, уступая более великодушному чувству милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

А вот особенно трогательная икона — «Помощь в родах»: она говорит о том, что когда женщина находится в великой скорби и муке, когда человек рождается в мир, то помыслы прежде всего должны быть обращены к Матери Божией, Которая Единая родила Бога, пришедшего во плоти. А вот иконы, которые свидетельствуют об особой радости, посылаемой Матерью Божией, — «Утоли моя печали», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость». От одного наименования этих икон точно светлые лучи спускаются к нам, в нашу скорбную жизнь. Но милость Матери Божией проливается на нас не только в наших земных скорбях, но и в наших душевных обстояниях; в дни душевных смятений мы тоже должны искать поддержки у Божией Матери. «Споручница грешных». Мы знаем, как Мария Египетская, великая грешница, случайно попала в Иерусалим. Она хочет войти в храм и поклониться Кресту Господню, но не может, точно силы невидимые удерживают ее. В смятении подымает она взор свой, и ее взор точно встречается со взором Матери Божией, глядящей на нее с иконы. Один миг, одна минута, в которую встретились два взора, взор Чистой Благословенной со взором грешницы — и вся душа этой грешницы потрясена, она падает в слезах и покаянии и встает уже не грешницей, а той святой, которая весь мир удивит подвигами благочестия. И все это случилось от соприкосновения с Матерью Божией, от одной встречи с Ее взором. Она «Споручница грешных». Она «Вратарница», которая отверзает перед нами врата. «Вратарница» — так называется иначе Иверская икона Божией Матери. В Москве на площади находится эта маленькая часовенка с образом Иверской Матери Божией, с образом «Вратарницы». И каждый день туда стекаются тысячи верующих, для того чтобы поклониться этому образу. А вот икона «Умягчение злых сердец», такая близкая и нужная нам в наше время; она говорит о том, что если мы хотим человеческое сердце облегчить от злобы, то мы должны прежде всего обращаться к Матери Божией, а не действовать только своими силами. И вот, наконец, икона «Взыскание погибших», находящаяся в нашем храме с правой стороны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Я никогда не забуду одного дня в моей жизни. В этот теплый весенний день я ходил по (нрзб.), на сердце было смутно и тревожно. И вот в одном из уголков этого дворика я нахожу столбик. Подхожу, всматриваюсь и вижу, что там икона, икона Божией Матери «Взыскание погибших», икона, которую, вероятно, забыли стереть. И вот от одной этой встречи, от одного соприкосновения с этой иконой стало на душе и легко, и радостно. Она здесь, Ее никто не может стереть, и в Ее любви и милосердии ничто не страшно — ни человеческая скорбь, ни грех, ни гнев — ничто, потому что Ее любовь беспредельна, потому что Она всюду проникает Своей любовью. Вы видите, братья и сестры, как много дает любви одно только воспоминание об этих святых иконах Божией Матери. Поэтому, когда мы скорбим, когда в печали — вспомним и перечислим в нашем сердце эти наименования икон Божией Матери: «Всех скорбящих радость», «Нечаянная радость», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец» — и от одного этого перечисления в сердце нашем станет светлее, и радостнее, и спокойнее. И, наконец, последняя тайна — тайна связи Богородицы с Церковью, тайна связи Богородицы с грядущей славой человечества. Вот икона «Нерушимая стена», которую мы видим в соборе Св. Софии. Эта икона, над истолкованием смысла которой работали многие ученые исследователи, по самому своему изображению открывает таинственную связь Божией Матери с Церковью. Она изображает Матерь Божию, молящуюся за мир. Но такие же изображения мы находим в древности, и там они означали Церковь, так что образ Божией Матери здесь как бы сливается с образом Церкви. На таких иконах Богородица обыкновенно изображается в одеянии диакониссы с орарем, как бы служительница Церкви. И здесь мы видим тайное предстательство Ее за весь мир. Там же мы находим таинственную икону «Софии Премудрости Божией». Но мыслители не могли открыть истинного смысла этой иконы. Чувствуется, что она восходит к древности и что икона эта изображает собой Православную Церковь. Мы знаем несколько икон Софии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Святыни и достопримечательности Согласно писцовой книге 1630 г., в Предтеченском соборе находились житийный образ «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни», иконы «Воскресение Христово», «Страшный Суд», Божией Матери «Одигитрия», «Хвалите Господа с небес», 40 мучеников, в теплой церкви - иконы «Три святителя» (поновлена в 1726), мц. Параскевы Пятницы, свт. Николая Чудотворца, св. Иоанна Предтечи, Божией Матери «Одигитрия». В деревянном храме 1672 г. почитался образ вмч. Феодора Стратилата (с XIX в. находился в соборном приделе в честь Виленской иконы Божией Матери). К кон. XIX в. среди чтимых святынь И. П. м. упоминались древний «Нерукотворенный образ Спасителя», иконы Господа Саваофа, «Похвала Пресв. Богородицы», иконы Божией Матери «Знамение», «Всех скорбящих Радость» (список иконы московского Скорбященского храма), «Взыскание погибших», «Огневидная», «Умягчение злых сердец», Ахтырская, Боголюбская («древнего письма»), Грузинская, Тихвинская (в драгоценном окладе), арх. Михаила, свт. Николая Чудотворца, мч. Андрея Стратилата, прп. Нила Сорского, древний образ 4 святых (преподобных Петра Афонского, Григория Декаполита, мч. Христофора с конской (sic!) головой и прп. Марии Египетской), ктиторские иконы мч. Иоанна Воина и мц. Анисии (небесных покровителей сына и невестки Л. А. Чалбышева), свт. Льва Катанского и прмц. Евдокии. По свидетельству И. В. Евдокимова, в соборе И. П. м. находилось «множество икон местных иконников начала XVII [XVIII?] века», а в приделе вмц. Варвары - 2 «большие иконы (по два аршина в длину и по полтора аршина в ширину) - «Живоначальной Троицы» [с Житием прав. Авраама] и «Благовещения», несомненно XVI в.». Высокохудожественной резьбой отличалась икона «Воздвижение Креста Господня». На резных царских вратах нижнего храма изображена композиция «Уверение ап. Фомы». В 1740 г. основатель династии устюжских живописцев К. И. Березин († до 1758) выполнил для местного ряда главного придела Предтеченского собора неск. икон, в т. ч. «Три святителя» (со свт. Львом Катанским, сщмч.

http://pravenc.ru/text/577912.html

В иконостасе справа от царских врат: образ Спасителя в стоянии с серебряным чеканным венцом; образ Святителя Димитрия митрополита Ростовского с серебряной кованной золоченой ризой и венцом, вокруг образа резьба золоченая с восемью Херувимами; образ Божией Матери Взыскание погибших украшенный серебром и жемчугом; образ Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна в стоянии с венцом серебряным чеканным. Слева от царских врат: образ Божией Матери Тихвинской украшенный серебром чеканным, жемчугом и 69 яхонтовыми, изумрудными и аметистовыми вставками; образ Божией Матери Умягчение злых сердец украшенный серебром чеканным и жемчугом, отличается от прочих образов Богородицы тем, что в сердце Божией Матери изображены трость, крест и копье; образ Архидьякона Стефана (на пономарской двери); образ Святого мученика Иоанна Воина и мученицы Анисии превосходной устюжской живописи, предположительно написанные для бывшего предела Иоанна воина. Над местными образами в клеймах: Справа – Воздвижение Животворящего Креста Господня, Святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Аполлинария (соименный игумене Аполлинарии при которой производилась перестройка и переименование придела в честь Димитрия митрополита Ростовского). Слева – Введение во храм Пресвятой Богородицы, святителя Митрофана епископа Воронежского и мученицы Марии соименный устроительнице придела Марии Юринской. Верх иконостаса увенчан круглым образом Воскресения Христова с резным золоченым сиянием. Кроме вышеперечисленных икон на стенах имелись: образ Грузинской Божией Матери с серебряной чеканной ризой; образ святого мученика Андрея Стратилата украшенный серебром чеканным; образ преподобного Нила Сорского украшенный серебром золоченым; образ Божией Матери Всех Скорбящих с венцом и ризой серебряными чеканными; образ преподобного Петра Афонского, Григория Декаполита, мученика Христофора (с конской головой) и преподобной Марией Египетской древнего письма с серебряными чеканными венцами. Придел во имя Льва епископа Катанского расположен с северной стороны трапезы. Алтарь четырехугольный от придела отделен иконостасом.

http://sobory.ru/article/?object=44943

В Деве Марии христиане обрели Небесную Мать. Ее сердце, расширенное страданиями, объяло своей любовью все человечество. Тайна Божией Матери – это тайна любви. Больше всего чудотворных икон – Пресвятой Богородицы. Это видимый знак Ее невидимого присутствия. На иконе «Умиление» Ее лицо девственно-чистое, почти детское. На иконе «Кипрская» Она царственно прекрасна. На иконе «Семистрельная» Дева Мария изображена с семью клинками, пронзающими Ее грудь, на лице Ее – покорность воле Божией. На иконе «Огневидная» Она погружена в молитву, Ее окружает пламя благодати. Как ребенок называет свою мать самыми ласковыми именами, так христиане выразили свою любовь к Божией Матери названиями икон: «Всех скорбящих Радость», «Утоли моя печали», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Отрада» («Утешение»), «Избавительница», «Державная», «Взыскание погибших», «Нерушимая Стена». А преподобный Серафим Саровский называл Деву Марию «Радостью всех радостей». Для христиан праздник Успения – это преображение самой смерти, победа над грехом, возвращение путника из дальнего странствия в отчий дом. Божия Матерь с нами; Она не покинет нас, покуда солнце не отвернется от напоенной кровью и слезами земли. Колесование святого великомученика Георгия Каппадокийского Победоносца Одна из самых величественных картин, открывающихся перед человеком, – это вид ночного неба. В ясную безоблачную ночь далекие острова звезд в иссиня-черном океане неба кажутся зажженными лампадами, огненными цветами и россыпью алмазов, брошенных в бездонные и бескрайние просторы, в бездну Вселенной. Гимнографы часто сравнивают Церковь с небом, а святых – с бесчисленными сонмами звезд. Кажется, что звезды, как живые существа, своим далеким мерцающим светом беззвучно беседуют с душой человека и открывают тайну вечности его сердцу. Звездное небо похоже на лист Священной Книги, где зашифровано в светящихся иероглифах откровение о Творце мира. Звездное небо – это символ высших духовных сфер, где Ангелы и угодники Божии сияют, подобно горящим светильникам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

Богородицы», его правая рука обращена к иконе, левой он указывает на коленопреклоненного вельможу, к-рый тянется к развернутому на земле свитку. Икона с молящимся М. на фоне мон-ря находилась до революции в Клопском мон-ре (не сохр., фотографию см.: Слезескинский. 1901. Ил. на с. 2): преподобный стоит на берегу реки, в 3/4-ном развороте влево, на др. берегу находится мон-рь, а непосредственно у воды - часовня. Икона М. в молении Св. Троице на фоне Клопского мон-ря с клеймами чудес находилась в местном ряду иконостаса (2-я справа от царских врат) иконостаса Троицкого собора Клопского мон-ря (не сохр., фотографию см.: Белков. 1917). Ряд небольших икон, датируемых кон. XIX - нач. XX в., относятся к паломническим образкам. Напр., 2 иконы (ГИМ; частная коллекция) самого простого письма отличаются лишь в деталях: на 1-й изображены многочисленные постройки обители, а над мон-рем - образ Спасителя в облаках; на 2-й - из монастырских построек показаны только надвратная колокольня и Троицкий собор за стеной, образ Спасителя отсутствует. На еще одной подобной иконе (частное собрание), более искусной по исполнению и написанной на золотом с тиснением фоне, М. стоит перед обителью и молится Тихвинской иконе Божией Матери. Изображение М. в молении как избранного святого иногда встречается на полях икон, напр. на левом поле иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» (3-я четв. XIX в.; собрание В. М. Федотова, см.: Коллекция иконописи В. Федотова. М., 2013. Кн. 1. Ил. 100). Согласно древнейшей описи Клопского мон-ря, к 80-м гг. XVI в. в старой Троицкой ц. находилась чтимая житийная икона святого, стоявшая в киоте: «Преподобный Михаил, в деянье, обложен серебром, в киоте, а в облацех Троица; у преподобнаго Михаила гривна серебряна басмена, а другая витая, да семнадцать золотых менших» (Опись имущества Троицкого Клопского мон-ря 1581/82 г. 2013. С. 148). В 1695 г. уточняется ее местонахождение у раки святого (Опись имущества Троицкого Клопского мон-ря 1695 г. 2013. С. 155). Из той же монастырской описи известно еще об одной житийной иконе преподобного, находившейся «в соборной же церкви в пределе Михаила Клопского чюдотворца в деянии писан на золоте, венец серебрян золочен» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

+ Страстная, 1641 г., 13 августа и в 6-ю неделю по Пасхе Страстная – в Зачатиевской церкви, 13 августа Страстная – в Липецке, 13 августа Страстная – в селе Енкаеве, 13 августа Супрасльская, 28 июля Сурдегская, 15 августа Сырковская Сямская, 1524 г., 8 сентября + Табынская + Тамбовская, 1692 г., 16 апреля + Теребинская, 14 мая Тиносская (в Эгейском море) + Тихвинская, 1383 г., 26 июня Тихвинская – в Афанасьевском монастыре, 26 июня Тихвинская – в Ильинском скиту на Афоне, 1877 г., 12 февраля Тихвинская – в Исаакиевском соборе, 26 июня Тихвинская – в Киеве, 26 июня Тихвинская – на Красном Поле, 26 июня Тихвинская – у Западных Врат, 26 июня Тихвинская-Онолченная, 26 июня Тихвинская-Переяславская, 26 июня + Тихвинская-Цивильская, 26 июня Тобольская, 1661 г., 8 июля + Толгская, 1314 г., 8 августа и 16 сентября Толгская – в селе Спасском, 8 августа + Тотемская-Суморинская, 28 января + Трех Радостей, 26 декабря + Троеручица, VIII века, 28 июня Троеручица, 12 июля Троеручица– в Белобережской пустыни, 1661 г., 12 июля Троеручица – в Воронеже, 12 июля Троеручица – в Сухотинском монастыре, 12 июля Трубчевская + Тупичевская, 15 августа и в Духов день + Тучная Гора, 24 марта, 16 июля и 27 ноября + Умиление, 1103 года, 19 марта Умиление – в Новгороде, 8 июля Умиление – в Опочецком соборе Умиление – Корсунская – в Суздале, 9 октября + Умиление – Псково-Печерская, 1524 г., 7 октября и в 7-ю неделю по Пасхе Умиление, что на Черных Горах, в неделю Всех святых + Умягчение злых сердец Услышательница, XIV века, 22 сентября + Успение Божией Матери – Флорищевская, 15 августа 389 Успение – в Боровенске, 15 августа Успение – в местечке Волна, 15 августа Успение – в Московском Успенском соборе, 15 августа Успение – в Новгороде-Северском, 15 августа + Успение – Киево-Печерская, 1073 года, 3 мая Успение – Овиновская, 15 августа + Успение – Псково-Печерская, 15 августа + Успение – Пюхтицкая, 15 августа Успение – Семигородная, 15 августа Устьнедумская-Смоленская, 1603 г., 28 июля Устюженская-Смоленская, 28 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

С.Аверинцев считает, что символика " чревной " и " теплой " материнской любви особенно характерна для грекославянского Православия, в отличие от смыслов этого понятия в античности, и сохраняется " в образе девственного материнства Богородицы " до сих пор. Особое почитание Богородицы в Православии проявляет себя в величаниях церковных песнопений, в наименованиях явленных икон Божией Матери. П. Флоренский дает одно из самых полных их перечислений: " Истинная Животодательница " , " Нечаянная радость " , " Умиление " , " Отрада или Утешение " , " Сладкое Лобзание " , " Радость всех радостей " , " Утоли мои печали " , " Всех скорбящих радость " , " В скорбях и печалях утешение " , " Заступница усердная " , " Взыскание погибших " , " Умягчение злых сердец " , " Избавление от бед страждущих " , Милостивая Целительница " , " Путеводительница " , " Истинный живоносный Источник " [ 28 ]. Каждое название иконы Богоматери - это буква в алфавите православной нравственности, первой заповедью которой является " заповедь любви " . Принятие и допущение аборта как естественной практики культуры, без определенных морально-нравственных ограничений и разъяснений - это симптом морального кризиса культуры. Врач, как принципиальный со-участник жизни человека с момента его рождения до смерти, сегодня имеет возможность свободно обсуждать фундаментальные проблемы человеческой жизни. Определить отношение к ним ему поможет и моральная традиция отечественного врачевания, и принципы Всемирной Медицинской Ассоциации, которая в 1983 году принимает специальную декларацию о медицинских абортах: " Основополагающий моральный принцип врача - уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия. Обстоятельства, противополагающие интересы потенциальной матери интересам ее неродившегося ребенка, ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать. Неоднозначность выбора определяется разными религиозными и нравственными позициями, причем любое из решений требует уважения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2204...

26 апреля 1998 года VIII. Проповедь после акафиста иконе Божией Матери «Взыскание погибших» Сегодня в чтении акафиста я хотел бы обратить ваше внимание, братья и сестры, на икос восьмой: «Все житие наше на земли болезненно и печали исполнено от клеветы, досаждения, укорения и иных многовидных бед и напастей. Немощствует бо тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, Богомати, пред пречистою иконою Твоею припадающе. Исполни радости и веселия скорбныя сердца наша, да вопием Ти: радуйся, Путеводительнице, к Небесному Отечеству нас руководящая. Радуйся, Царице неба и земли, врата райская нам отверзающая. Радуйся Милостивная, нас милующая. Радуйся, Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Радуйся, руно орошенное, еже Гедеон предвиде. Радуйся, блаженное чрево, невместимого всеми Бога вместившее. Радуйся, Неопалимая Купино. Радуйся, Нерушимая Стено. Радуйся, Живоносный Источниче. Радуйся, Цвете Неувядаемый. Радуйся, Умягчение сердец злых, радуйся, Умиление благих. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, Погибших Взыскание и всех скорбящих радосте». Вот, братья и сестры, казалось мне, что эта часть акафиста, составленная десятилетия, – столетия – тому назад, писана именно для нас – для вас – для нашего времени, ибо многих печалей, многовидных бед и напастей исполнено наше время. Но я хочу обратить внимание на слова: «Радуйся, Домостроительнице, житие наше добре устрояющая». Господь неоднократно в Своих притчах и поучениях приводил пример дома, как образ нашей жизни. И действительно, что дороже – после жизни – для человека? Это его дом. И вспомним, как завершает Свое наставление в Нагорной проповеди, в Евангелии от Матфея, Господь Иисус Христос. Он говорит: «Кому уподоблю мужа мудрого? Муж мудрый строит дом свой на камне. И подули ветры, и пошли дожди, и налегли на дом тот, и он устоял, потому что был на камне. И кому уподоблю мужа неразумного? Тому, кто строит дом свой на песке. И подули ветры, и налегли дожди. И не устоял дом тот, и разрушился, и было падение его великое» (См.: Мф.7:24–27 ) . Апостол Павел в послании к коринфянам тоже много говорит о «доме» верующего, следующего за Христом. И говорит: «Кто мудрый строитель? Тот, который точен, который верен и не нарушает правил построения». (См.: 1Кор.3:10 ) А апостол Петр, более того, говорит, что все вы, верующие, вы – камни дома Божия, живые камни, из которых слагается живое здание – Церковь. (См.: 1 Пет.2:5 ) И вот об этом-то и позаботился мудрый создатель акафиста, который с такой любовью и усердием мы поем здесь, напоминая нам, что Матерь Божия – Домостроительница как нашего личного спасения, так и Созидательница нашего общества и нашего Отечества. И недаром называют Россию Домом Пресвятой Богородицы. И многократно мы празднуем в честь Ее икон праздники в наших храмах, и единственный во всем мире праздник – Покрова Пресвятой Богородицы. Задумаемся над этим, братья. Я думаю, что и слова мои здесь излишни, потому что каждый из нас знает, как строить дом Господень – по заповедям Его.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010