Какая часть храма называется собственно храмом или настоящим храмом? (Собственно храма или настоящего храма рис. см. на рис. и плане хр.) Какое назначение сей части храма? Она назначена для стояния при богослужении одних, так называемых, верных, т. е. крещенных и не отлучённых от причащения за грехи. Какие предметы мы видим в настоящем храме? Во 1-х, возвышение пред всем иконостасом, называемое солеею, на нем: во 2-х, против царских врат, выдавшееся в храм от солеи, иногда с несколькими ступенями, возвышение, называемое амвоном, и по сторонам, близ северных и южных врат огороженные места для чтецов и певцов, называемые клиросами (См. рис. иконост.) Что такое солея? (Солеи рис. см. выше.) Какое назначение солеи и что значит название сие? Солея на русском языке значит престольное место, т. е. место на одинаковом возвышении простирающееся от престола; потому и назначена она для того, чтобы на ней причащать мирян, подобно как священнослужители причащаются в алтаре у самого престола, и чтобы священнослужащим дать удобство во время отправления богослужений совершать входы из алтаря в храм и отсюда туда, а молящимся в храме мирянам лучше видеть и слышать совершаемые здесь священнодействия и моления, напр. великий вход, чтение Евангелия, Апостола на литургии. Как важно место солеи? Солея, как ближайшее к алтарю место, есть место более священное, нежели прочие места, ближайшие ко входу в храм; потому большею частью ограждают его решеткой; восходить на это место без нужды и стоять здесь во время богослужения воспрещается мирянам. Что такое амвон? (Амвона рис. см. выше.) Какое назначение амвона и что значит название сие? Священно и церковнослужители восходят на него возглашать ектеньи, читать Евангелие, Апостол и произносить поучения. Для того, чтобы чтения с него были слышнее и внятнее, он устраивается особенным возвышением, как и самое название амвон с греческого значит: место, на которое восходить нужно. Не имеет ли какого значения амвон? Он изображает собою те возвышенные места, напр. горы, корабли, с которых Господь И. Христос нередко проповедовал народу свое Евангелие, и тот отваленный от дверей гроба Господня ангелом камень, с которого возвестил Он мироносицам о воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Удивляюсь предположению Вашему просить у канонического органа правительства и у местного турецкого – право, чтобы русским служить у Св Гроба. Просить – значило бы идти на категорический отказ (не говоря уже о неприличии), который дал бы только Патриарху силу и право отказывать нам в своем разрешении. Иерусалим, видно, полон всяких лжей и сплетен. Вы пишете, будто сторонними путями дошло до Вашего сведения, что Патриарх получил от меня письмо по предмету того же служения и еще будто бы каких-то двух русских церквей! Удивительно, откуда эти сплетни родятся. Ничего подобного я не писал Патриарху – вся моя переписка вот уже год – ограничивается делами Московского Иерус подворья! Итак, да хранит Вас Господь и да умудряет Вас! Душевно преданный, К. Победоносцев Архив РДМ, п. 8, д. 144. 2 л. 268. Письмо помощника Председателя Императорского Православного Палестинского Общества М.П. Степанова к начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину (Капустину) С.-Петербург 12 июня 1890 г. На верхнем поле запись к пронумерованным абзацам: «1. По вопр о размежев земли Русс Постр . 2. О высылке денег на сод Мисс . 3. По вопр постр иконост для русс церкви в Яф садах. 4. По вопр об устр чтений для палом и участии иеромон Михаила в вождении палом по св м . Глубокоуважаемый отец архимандрит, С величайшим удовольствием спешу препроводить к Вам при сем копию с Высочайше утвержденного плана размежевания старого Русского подворья и выделения в оном в непосредственное Ваше заведование Троицкого собора, дома Духовной Миссии с окружающим их участком земли. Вероятно, Вами также уже теперь получены следующие Духовной Миссии деньги по новым штатам, по крайней мере, причитающаяся на нашу долю часть с 27 января для Высочайше утвержденного штата по 1 сентября с. г. передана в Хозяйственное управление Св. Синода. Таким образом, мы счастливы, что были в состоянии, с Божией помощью, исполнить Ваши давнишние и вполне справедливые пожелания. Искренно счастлив я также, что могу сообщить Вам, что Общество в общем собрании 17 с мая, памятую 25-ую годовщину начала Ваших неоценимых трудов и заслуг в Св Земле 441 , постановило просить Вас дозволить ему принести свою лепту для Ваших благих дел и поднести Вам для Вашей строящейся церкви св Тавифы в Яффе иконостас, образа для которого принял на себя изготовить известный Вам А.З. Ледаков 442 . При изготовлении иконостаса приняты в соображение все указания, которые Вам угодно было дать Антону Захаровичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Не имеют ли какого духовного значения царские врата? Они образуют собою врата, т. е. вход на небо, в царство небесное; так как алтарь изображает собою небо, царство небесное. Как называются другие двое дверей в иконостасе? ТЕ из них, которые находятся против левого клироса, ближе к северной стороне храма, называются северными, а которые – против правого, ближе к южной – южными. Какие изображения пишутся бол. част, на дверях иконостаса? На царских дверях – в середине изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, а по сторонам четырех Евангелистов. На северных дверях больш. частью – еврейского первосвященника Аарона с свящ. хлебами храма, а на южных – св. Ангелов или св. диаконов: архидиакона Стефана, Лаврентия и др. (См. рисун. иконост.) Почему такие изображения бол. частью пишутся на сих дверях? . На царских дверях – Благовещения, потому что воплощением и рождением Спасителя отверзся для нас вход на небо, образ которого суть царские врата; евангелистов, потому что они, подобно архангельскому благовестию Пресвятой Богородице, благовествовали и благовествуют миру в св. Евангелиях о воплотившемся и родившемся Господе и о спасении Им рода человеческого. На северных дверях-Аарон с свящ. хлебами, потому что они ведут к св. жертвеннику, на котором во время литургии обыкновенно полагаются служебные хлебы, т. е. просфоры, как и в еврейском храме находились на трапезе 12 хлебов. На южных дверях – св. дьяконы, или св. ангелы, чин которых носят в себе дьяконы, потому что двери сии вели прежде, ведут и теперь в некоторых храмах в так называемый дьяконник, или ризницу, вверенную смотрению дьяконов. Над царскими вратами не помещается ли какой известной иконы? Икона тайной вечери, когда И. Христос установил таинство св. причащения и в первый раз причастил апостолов. Для чего эта икона помещается здесь? Чтобы показать, что здесь за царскими вратами в алтаре во время литургии совершается тоже самое таинство, какое было совершено самим Господом Иисусом Христом на тайной вечери. 3. Настоящий храм

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Сл. 38, 11, 24–25; SC 358, 126=1.527. 1261 Сл. 39, 20, 12–15; SC 358, 196=1.544. 1262 1 Кор. 13:12. 1263 Сл. 7, 17, 13–21; SC 405, 222=1.170. О созерцании света как цели существования души говорит Плотин в Энн.5,3,17. 1264 PG 37, 749=2.196. 1265 PG 37, 1511–1512=2.271. 1266 PG 37, 939=2.229. 1267 Ср. Суд. 13:22. 1268 Ср. Лк. 5:8. 1269 Мф. 8:8. 1270 Ср. Кол. 3:5. 1271 Ср. Фил. 3:21. 1272 Лк. 19:9. 1273 Сл. 20, 4, 8–25; SC 270, 62–64=1.299–300. В последней фразе можно услышать намек на возможность для христианина использовать материальное богатство и светскую ученость в добрых целях. 1274 О молитве 16, 1. 1275 Ср. Quasten. Patrology II,67. 1276 Ср. Meyendorff. Palamas and Spirituality, 23. Иисусова молитва получит распространение в египетском монашестве после V века. 1277 Текст см. в PG 36, 700–733. См. также Gerhards. Gregoriosanaphora. 1278 О Григории не сохранилось сведений как о реформаторе литургической практики или авторе литургических текстов. 1279 PG 37, 1349=2.80. 1280 PG 37, 1281–1282=2.112. 1281 PG 37, 1417=2.105. 1282 PG 37, 1407–1408=2.105–106. 1283 PG 37, 1408=2.111. 1284 PG 37, 1553=2.260. 1285 См. " молитва утренняя " " , " молитва вечерняя " " и " " молитва на следующее утро " " в PG 37, 1284–1286=2.106. 1286 См. PG 37, 1279–1280=2.107, и др. 1287 См. PG 37, 518–522=2.107–108. 1288 PG 37, 1325–1327=2.97. 1289 У Григория можно также встретить молитвенные обращения к умершим святым, родственникам и друзьям. Имеется упоминание и о молитве Деве Марии (см. Сл. 24, 11, 1–3; SC 284, 60=1.351), показывающее, что ко времени Григория Богослова молитва Пресвятой Богородице вошла в практику Восточной Церкви. 1290 Ориген считал, что Сын " " ниже " " Отца (см. Против Цельса 8, 15) и что Святой Дух ниже Сына (см. О началах, введение, 4). 1291 PG 37, 1016–1017=2.66. 1292 Против ересей 4, 20, 7. 1293 Ин. 1:18. 1294 Ириней Лионский. Против ересей 4, 6, 6. 1295 Ср. Феофил Антиохийский. К Автолику 1.2. 1296 Ср. Григорий Нисский. Толкование Блаженств 6 (ed. Callahan, 141). 1297

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Сейчас трудно установить, когда началось почитание Святого ключа близ Жуланихи. Документально же нам известно, что с начала 1900-х годов жители окрестных деревень уже приходили к этому роднику и пользовались его водой как святыней. Здесь служились молебны, были случаи исцелений. Благоустройство скита началось несколько позднее. В 1910 г. «в местечке, именуемом “Святым Ключом”, крестьянин Тобольской губернии и уезда, Новосельцевской волости и села Федор Попиевич Разбойников… построил церковь » 250 . Возможно, это произошло в 1908 г. 251 В 1911 г. Ф. П. Разбойников пожертвовал все сооружения Алтайской духовной миссии. Согласно распоряжению томского епархиального начальства (в лице викарного епископа Иннокентия, начальника миссии), постройки были переданы в собственность Чулышманского Благовещенского мужского монастыря. В то время на ключе были построены часовня (над самим источником) и четыре дома 252 . Обнаруженный нами в архиве план скита не датирован. Вероятнее всего, он был составлен в 1911 г., поскольку результаты работ землеустроительной комиссии Алтайского округа были утверждены «Журналом общаго присутствия Томскаго Губернскаго Управления» от 17 марта 1912 г. за 383 253 . Усадьбы, изображенные на плане, показывают, что на этом месте было жилье. Жили здесь те, кто почувствовал на себе особенную святость этого места. Первые постоянные насельники появились в 1912 г. Согласно послужному списку братии Александро-Невской пустыни, 13 ноября 1912 г. заведующим Жуланихинским подворьем был назначен иеромонах Петр (59 лет, из мещан, в миру Георгий Стефанович Сильверстов) 254 . В том же 1912 г. в пустынь поступили монах Макарий (16 августа), послушник Евфимий Блинов (1 марта) и послушник Ермил Малышев (20 июня) 255 . До иеромонаха Петра заведовал пустынькой иеромонах Антоний. Последний совместно с Ф. П. Разбойниковым подавал ходатайство в «Общее Присутствие Губернского Управления» о «выделе из землепользования крестьян села Жуланихи, Мариинской волости, Барнаульского уезда, земли под эту пустынь» 256 . Данное ходатайство осталось «без последствий». Это дало повод недоброжелателям создаваемой обители требовать через суд от Алтайской духовной миссии сноса (!) всех построек на Святом ключе и взыскания значительной суммы – 10 тыс. тысяч рублей – за «неправомерное владение и пользование названным участком земли» размером около десяти десятин в течение пяти лет (с 1911 по 1915 г.) 257 . Еще в 1913 г. епископ Иннокентий писал о наличии недоброжелателей «по отношению к нашей зарождающейся обители, желающих ея небытия, ея уничтожения и употребляющих к этому все зависящие от них средства». Впрочем, как заметил владыка Иннокентий, «всегда были и всегда будут противники иноческого жития» 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

361 (Ст. 6–8). Всех городов Левитам предполагается дать сорок восемь, из которых мест для убежища (о которых ниже пр. 4-е) но эти города Левитов имеют быть назначенными не поровну от каждого колена, а сообразно количеству и густоте населения (ст. 8 в сравнении с XXVI, 54), причем по-видимому главная мысль заключается в том, чтобы все население Израиля имело вблизи себя священников и Левитов, которые могли бы поучать его законам и уставам Господним ( Лев. Х, 10–11 ) и действовать на него нравственно и умственно, останавливая стремление народа к идолопоклонству и проводя в него начала образования. Об выделе городов Левитам в земле обетованной (см. Гл. XXI Иис. Нав. Ст. 4–7 и сл.) 362 (Ст. 9–12). Во Bmop. IV 41–43 города убежища на восток от Иордана назначены при Моисее, и вероятно им самим, а во Bmop. XIX 2, 3 он приказывает разделить земли на запад от Иордана на три части и назначить три города для убежища (по одному в каждой части) в земле обетованной. В ст. 12-м комментаторы останавливаются на слове гоель мститель, которое как полагают, имеет значение обязательного мстителя за кровь родственника (ср. ст. 19) и есть термин высокой древности, свидетельствуя о высокой древности признаваемого права мщения за кровь родственника. Гоель поэтому был не частный человек увлекаемый страстями, а лицо за которым признавалось публичное право и обязанность убить убийцу и быть общественным мстителем за кровь. Этот бытовой закон не отменяется законодательством Моисеевым, но ограничивается; и зло от него происходящее уменьшается теми постановлениями кои даются в настоящей гл. и во Втор. (см. ниже) в развитие Господня повеления высказанного еще ранее в Ucx. XXI, 13 . Воспитание народа, который не мог внезапно отрешиться от древнейших взглядов и обычаев, заключалось главнейше в требовании, чтобы убийца был представлен на суд (ст. 12), и потому ему дается возможность временно избежать руки мстителя, хотя это не освобождало его от наказания (ст. 31) в случае намеренного убийства. Что же касается до убийства не намеренного, нечаянного, то спасаясь в городе убежища от встречи с мстителем, который обязан был убить его, невольный убийца жил под покровительством закона до смерти Великого священника (о чем ниже пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Жалобы епархиальному начальству со стороны заштатных лиц или вдов и сирот на отказ в выделе нм части полевой земли не допускаются; но сделанный однажды по общему согласию служащего причта выдел кому-либо из них остается ненарушимым до смерти или выбытия в другое место жительства того, в чью пользу был сделан, хотя бы между тем в личном составе служащего причта произошли какие-либо перемены. § 19. Причты соединенных приходов, в которых будет более одной церкви, пользуются принадлежащими сии церквам землями и другими общими средствами содержания на следующих основаниях: 1) В тех соединенных приходах, в которых каждая церковь имеет своих прихожан и состоит в заведывании особого священника (настоятеля или его помощника), заведующий церковью причт пользуется землей или производимым прихожанами вместо отвода земли церковным довольствием и кружечными доходами только по своей церкви, не участвуя в выгодах по другой церкви. При разделе сих средств заведующий церковью помощник настоятеля получает часть на одинаковом основании с настоятелем, т. е. на две третьих части более против состоящего при нем псаломщика. 2) В приходах, в коих причт находится только при главной церкви, а остальная церкви приписаны к ней в виде кладбищенских или для совершения богослужения причтом главной церкви, земли всех состоящих в приходе церквей, а также и прочие общие средства содержания духовенства, делятся между членами причта главной церкви, на основании §§ 14 и 16 сих правил. и 3) В приходах, в которых будут церкви того и другого рода, т. е. как имеющие своих прихожан и состоящие в заведовании особых священников (настоятеля или его помощника), так а бесприходные, не имеющие особых священников, – землей и другими средствами по каждой из церквей, находящихся в заведовании особых священников, пользуются священники с состоящими при них причетниками, каждый по своей церкви, на основании пункта 1 сего §, а земли и прочие средства содержания, принадлежащие церквям, не имеющим особых священников, делятся между членами всего причта соединенного прихода, согласно пунк.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Инд. 13. Дохиар. Акт Афонского управления о передаче Лавре келлий в ските Глоссийском. 6861, Апрель. Инд. 6. Лавра. Акт того же управления о передаче Лавре м. Латинского Амельфи. . . . . Август. Инд. 15. Лавра. Дело об отдаче м. Кацари монахам Руским. 6871 Апрел. Инд. 1. О м. Ливадогенийском на Афоне. (Замечено содержание). 6907 Мая. Дохиар. Дело о выделе м. Ставроникитскому части дровяного леса из участка Протата. (Замечено содержание). 7052, Октяб. Инд. 2. Ставроникит. Благодарственная запись м. Дионисиевского о выкупе имений и уплате долгов сего монастыря Княгиней Роксандрой. (Акт почти весь переписан). Дионис. Благодарственная запись м. Дохиарского за подобное же благодеяние К. Роксандры. 7078, Август. Инд. 13. Дохиар. Дело об уменьшении податей с м. Дохиарского по причине его бедности. 7172, Апрел. Инд. 15. Дохиар. 23) 24) Два списка продажных келлий на Афоне: с 1672 по 1749. Лавра. – Лаврский. 1707, Июня 29. – Каракальский. Карак. Отделение II Статья 1. Хрисовулы и приказы Царей, Кралей, Деспотов, Князей и Жупанов Сербских Монастыри. Христовул Великого Жупана Стефана Неманя –об основании м. Хиландарского. (Автограф его). «Искони сытвори Бог небо и землю и человекы из ней». Года нет. XII в. Хиланд. Христов. Краля Стефана Владислава, сына первовенчального Краля Стефана, данный м. Богородицкому на Быстрице. (Замечено содержание). года нет. (1230 – 1237). Приказ (имя рек). Царь передает ктиторские права свои над м. Есфигменским сыну своему Кралю Урошу. года нет Есфигм. Хрисов. Стефана Уроша III, об имениях м. Хиландарского. (Начала нет). «Кралевство ми в хрисоволии архиепископовех». года нет. Хиланд. Хрисов. Краля Стефана сына Уроша III. О приложении м. Хиландрскому села Словение и пр. (Сокращено мною). года нет. Хрисов. Стефана Царя и Самодержца Сроблем и Греком, о посещении Св. горы вместе и супругой и о пожаловании имени м. Хиландарскому. «Достолепно и добродетельно и благоразумно всегда славу всила – Богу в троици… 6853 Инд. 1. Его же об имении м. Иверского, называемом Радолива.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

§ 16) В установленной в § 14 соразмерности делится между членами причта также и церковная земля, т. е. настоятель получает три части, помощник настоятеля две части и псаломщик одну часть. § 17) При разделе полевых земель разных качеств наблюдается, чтобы по возможности всем членам причта доставались части из лучшей, средней и худшей земли, в причитающейся каждому из них пропорции. § 18) В тех приходах, где церковной полевой земли имеется более узаконенной пропорции, предоставляется служащим членам причта, если пожелают, по общему согласно, отделять некоторую часть угодий на продовольствие служивших в том же приходе заштатных священнослужителей и причетников, а равно вдов и сирот также служившего в том приходе духовенства, и за тем всю остальную землю обращать в раздел между собою на основании §§ 16 и 17 сих правил. Жалобы епархиальному начальству со стороны заштатных лиц иди вдов и сирот на отказ в выделе им части полевой земли не допускаются, но сделанный однажды по общему согласно служащего причта выдел кому-либо из них остается ненарушимым до смерти или выбытия в другое место жительства того, в чью пользу был сделан, хотя бы между тем в личном составе служащего причта произошли какие-либо перемены. § 19) Причты соединенных приходов, в которых будет более одной церкви, пользуются принадлежащими сим церквам землями и другими общими средствами содержания на следующих основаниях: 1. В тех соединенных приходах, в которых каждая церковь имеет своих прихожан и состоит в заведывании особого священника (настоятеля или его помощника), заведывающий церковью причт пользуется землею или производимым прихожанами вместо отвода земли церковным довольствием и кружечными доходами только по своей церкви, не участвуя в выгодах по другой церкви. При разделе сих средств заведывающий церковью помощник настоятеля получает часть на одинаковом основании с настоятелем, т. е. на две третьих части более против состоящего при нем псаломщика. 2. В приходах, в коих причт находится только при главной церкви, а остальные церкви приписаны к ней в виде кладбищенских или для совершения богослужения причтом главной церкви, земли всех состоящих в приходе церквей, а также и прочие общие средства содержания духовенства, делятся между членами причта главной церкви, на основании §§ 14 и 16 сих правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д., и если проверка дает благоприятные результаты, тогда предписывается исполнить решение правительства, удовлетворяющее просьбу земства. 770 Иногда ответ —692— правительства содержит в себе не решение дела, а предписывает только предпринять шаги к решению или указывает способ решения: напр., в случае жалобы мира на должностное или частное лицо дается предписание произвести следствие, устроить повальный обыск, в случае споров и столкновений предписывается решить дело судом или устроить расчет при недоразумениях между земствами из-за разверстки податей и повинностей. Но так или иначе, в той или другой степени, в виде ли совершенного исполнения земских желаний или в виде только более или менее отдаленных первых шагов, направленных к этому исполнению, ответ правительства первой половины XVII века на земские челобитья в царствование Михаила бывал благоприятен. Понятно, конечно, почему. Власть первого избранного царя новой династии нуждалась в поддержке народа, а работа над устроением государства после смуты требовала содействия общественных сил, раздражать которые было опасно. Отказы на земские челобитья встречаются только в случаях столкновения интересов: земство враждует с монастырем, жалуется на него, просит привлечь его к совместному отбыванию тягла, но влиятельный монастырь подает со своей стороны челобитную о выделе его из мирского тягла, и земство получает отказ. Волостное земство спорит с всеуездным, сталкиваются между собою два волостных, или два всеуездных земства, оба обращаются к правительству с взаимно противоположными челобитными; успех одного неизбежно связан с неудачей для другого. Но даже и в таких случаях правительство проявляет готовность удовлетворять земские ходатайства, приводящую иногда к путанице и колебаниям на обе стороны. В 1639 году Обвинский и Инвенский станы Чердынского уезда просят об отписке их от Чердынского уезда и о приписке к Соликамскому. Правительство эту просьбу исполняет. Только что отписка эта произведена, Чердынское земство со своей стороны просит о возвращении станов к Чердынскому уезду, как было исстари; воеводе пишется указ: спра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010