сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Творение и назначение человека (антропология) См. также: Апологетическое (Основное) богословие: Антропология. Назначение человека 1550–1557). 1406. Гурий (Степанов) , архиеп. Суздальский. Богозданный человек: Опыт православной теодицеи жизни/Еп. Гурий//БТ. 1974. Сб. 12. С. 5–72. 1407. Гуряк Ф., свящ. Антропологическая интерпретация тайны спасения//ХЧ. 1998. 16. С. 45–87. 1408. Лега В. П. Проблема личности: святоотеческий и философский подходы//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 281–285. 1409. Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности/Пер. с фр.: [В. А. Рещикова]//БТ. 1975. Сб. 14. С. 113–120. 1410. Малков П. Ю. Человек: микрокосм или макрокосм?: (Святоотеческий взгляд на проблему)//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 18–21. 1411. Малков П. Ю. По образу Слова//БСб. 2000. 5. С. 61–87. 1412. Малков П. Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 38–45. 1413. Медведев Н. Д. Антропологический этюд//БТ. 1976. Сб. 16. С. 188–201. Гл. 2-я из неизданной дис.: Гносеология по богословию B. Н. Лосского. 1414. Миллер Т. А. Византийская экзегеза 4: Христианское учение о природе и человеке//АиО. 1995. 2(5). С. 63–75. 1415. Сергий (Страгородский) , патр. Московский и всея Руси. Вечная жизнь как высшее благо//АиО. 1999. 2(20). C. 147–172; 3(21). С. 130–145. 1416. Сержантов П. Б. Время опыта вечности в исихастской антропологии//АиО. 2000. 1(23). С. 166–182; 2(24). С. 184–203. 1417. Тимофеев А. Проблема соотношения понятий личности в психологии и христианской антропологии//ХЧ. 2000. 19. С. 184–200. 1418. Флоренский П. А., свящ. Макрокосм и микрокосм/Предисл.: иером. Андроник (Трубачев) //БТ. 1983. Сб. 24. С. 230–241. Гл. из цикла «У водоразделов мысли». См. также 284, 300, 334, 487, 1995, 2145, 2662. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего надо понять суть общества, к которому мы стремимся. Каковы наши идеалы, цели и ценности? Весьма затруднительно квалифицировать сущность общества, характеризовать его социально-экономический и государственно-политический строй, идеологию. Формационный, цивилизационный, технико-технологический, информационный, культурологический подходы в понимании общества должны быть осмыслены в их диалектическом перекрестии с духовно-нравственных позиций. И.А.Ильин раскрывает основание духовного и социального единства народа. Он обосновывает и формулирует главную, предметную и священную цель, придающую подлинный смысл жизни, ее высшую ценность. Единый и великий Предмет истории заключается, по Ильину, в служении некоему высшему Делу на земле, Божьему Делу, «прекрасной жизни» по Аристотелю; «киновии» по выражению П.А.Флоренского, т.е. справедливому устройству жизни на братских, социалистических началах, «Царству Божьему», по откровению Евангелия. И вот, в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь. Ткань этого Дела реально присутствует во всем: и в природе, и в человеке; в самом человеке (в теле, в душе и в духе) и в его культуре; в индивидуальной жизни и в народной жизни; в семье и воспитании; в церкви и вере; в труде и хозяйстве; в праве и государстве; в науке и искусстве; в деяниях воина и в деяниях монаха. Надо научиться воспринимать ее, видеть ее, радоваться ей, пребывать в ней и служить ей. (Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. - М., 1992. С.143, 146.) В Послании В.В.Путина Федеральному Собранию отмечалось, что гражданами России пройден " необходимый и естественный этап восстановления значимости своих частных интересов. Но работа каждого на себя имеет и свои пределы, имеет и свои границы. Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности. Нельзя прожить особняком, не помогая слабым, не расширяя ответственность за пределы своей семьи либо профессиональной группы или ассоциации " . Формируется запрос на новые формы жизни, связанные с разносторонним участием в жизни других людей и в жизни государства. " Люди начинают соотносить свою собственную жизнь, свою работу с заботами об окружающих, с устремлениями всего народа и интересами государства». (Выделено авт.)

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/05/...

К. Н. Леонтьев . Сравнение Риторическая фигура, состоящая в уподоблении определяемого предмета определяющему по образу действия, признаку или свойству. Сравнение представляет собой развернутую метафору, в которой определяемое характеризуется через описание подобного факта или явления. “Исторгните солнце из мира, что будет с миром? Исторгните сердце из тела, что будет с телом? Надобно ли сказывать? Исторгните истину Божию и Христову из человечества, с ним будет то же, что с телом без сердца, что с миром без солнца.” Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Или: “Вы, хирурги, собравшиеся вокруг одурманенного больного. Больной этот – флот, ошеломленный вашей критикой. Вы, господа, взяли ланцеты и режете его, потрошите его внутренности, но одна неловкость, одно неосторожное движение, и вы уже будете не оперировать больного, а анатомировать труп. Господа! Я верю, что ваше решение, каково бы оно ни было, будет продиктовано вам велением вашей совести и тем чистым патриотизмом, о котором говорил тут член Государственной Думы Пуришкевич, – этим и ничем более.” Π. Α. Столыпин. Перифраз Фигура, состоящая в замене наименования предмета его словесной характеристикой, раскрывающей выделяемое свойство. “Милый мой гость, – отвечал рассудительный сын Одиссеев, — Пользы желая моей, говоришь ты со мною, как с сыном добрый отец; я о том, что советовал ты, не забуду.” Гомер, “Одиссея”, перевод Β. Α Жуковского. “Рассудительный сын Одиссеев” – Телемах. Этимология Раскрытие значения слова через его происхождение или значение составляющих. “Теоретическое знание – философия – есть любовь к мудрости, любомудрие, теоретическое же созерцательное видение, даваемое аскетикою, есть филокалия, любовь к красоте, любокрасие.” о. Павел Флоренский . Антитеза Противопоставление слов, понятий или конструкций. Антитеза является одной из самых распространенных фигур и используется для характеристики предмета мысли или для выделения рассматриваемого понятия. “Я как будто не знаю, где я и что со мною. Безмерное и безвременное водворилось под сводами, между узких стен нашей комнаты. А за стенами приходят люди, говорят, рассказывают новости, читают газеты, потом уходят, снова приходят – вечно. Опять кричат глубоким контральто далекие паровозы. Вечный покой здесь – вечное движение там.”

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

В конечном итоге, например, Тютчев и Достоевский приходят к категорическому выводу «или-или»: между Христом и бешенством нет середины, настаивает первый; раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов, и, начав возводить свою «вавилонскую башню» без всякой религии, человек кончит антропофагией. — Можете ли Вы поведать читателям сайта «Православие.ру» о вашем собственном религиозном опыте? Когда вы почувствовали веру в Бога? Когда пришли к пониманию необходимости участия в церковной жизни? — Мой собственный религиозный опыт складывался в процессе вчувствования в разнообразные жизненные проявления вышеприведенной логики, в общении с ее полярными представителями, в раздумьях над творческой эволюцией Пушкина, Гоголя, Достоевского, Флоренского, Ивана Киреевского, других философов, двигавшихся от марксизма к идеализму, а затем и к христианству. Постепенно все переходило из интеллектуальной в сердечную область. — На протяжении многих лет вы возглавляли один из самых прославленных вузов Москвы — Литературный институт. Как вы оцениваете этот период вашей жизни? Что дало вам ректорство? Разочарование? Радость? Гордость? Неудовлетворенность? Чувство уверенности, что ваша работа принесла институту пользу? — Все перечисленные вами чувства нередко смешивались в зависимости от осуществляемости и решения тех или иных планов и задач. Но доминировало последнее — чувство уверенности в приносимой институту пользе в период невнятных реформ. Наряду с рядом стратегических вузов Литинститут получил возможность вести учебный процесс без разделения на бакалавриат и магистратуру, что является признаком высокой значимости его деятельности. В сложных социально-экономических обстоятельствах нулевых годов требовались сконцентрированные и последовательные усилия для обновления инфраструктуры института и улучшения материального благосостояния его работников. Нам удалось добиться получения соответствующих средств для частичного капитального ремонта в учебных корпусах и общежитии, приобретения новейшего оборудования, выделения президентского гранта. Это позволило удвоить зарплату преподавателей и повысить ее у других сотрудников, а также войти в Федеральную адресную инвестиционную программу для реставрации зданий и их приспособления для современного использования.

http://pravoslavie.ru/102377.html

Так как эти praenomina эмпирическую свою цель имели в выделении одного сына из ряда других, то не было надобности в особенно большом количество предымен. А идея рода, все захватывавшая под себя, стремилась приурочить каждому роду определенный, родовой же круг предымен. Поэтому предпочтение патрицианских родов некоторым опделенным именам свело число их к 30-ти, 528 из которых опять устарели 14, а именно, по Варрону 529 : Agrippa, Ancus, Caesar, Faustus, Hostus, Lar, Opiter, Postumus, Proculus, Sertor, Statius, Tullus, Volero, Vopiscus. Моммсен 530 присоединяет сюда еще три имени: Numa, Denter, Aruns. Vibius не есть достоверно патрицианское имя; Volusus же – имя сабинское. Во время до Суллы было в употреблении уже только 18 имен, из которых, следовательно, 15 встречались у различных патрицианских родов, а именно: Aulus (А), Decimus (D), Gaius (С), Gnaeus (Cn), Kaeso (K), Lucius (L), Manius (M’), Marcus (M), Publius (P), Quintus (Q), Servius (SER), Sextus (SEX), Spurius (S или SP), Tiberius (TI), Titus (T), три предымени только в отдельных случаях: Mamercus (MAM), Appius (АР), Numerius (N) 531 . Но и из этих 15-ти имен каждый род избирал свои собственные, излюбленные. Среди патрицианских gentes предымя Kaeso встречается только у Fabii и Quinctilii, Decimus – только у Claudii, Mamercus – у Aemilii, Appius – у Claudii, Numerino – у Fabii. Мало того, предымена приурочивались даже к определенным фамилиям. Так, Tiberius, а вероятно также и Decimus имеются исключительно у Claudii Nerones, а Cornelii Scipiones ограничиваются только тремя предыменами Gnaeus, Lucius и Publius 532 . В общем наблюдается такое распределение предымен 533 : Aemilii: С, Cn, L, МАМ, М’, М, Q, TJ. Claudii: AP, C, D, P, TJ, L (позже прекратилось), Q (Ер.ер. IV p. 218) Cornelii: А, CN, L, M, Р, SER, TJ. Fabii: С, К, M, N, Q. Furii: Agrippa, С, L, M, Р, SEX, SP. Julii: С, L, SEX, Vopiscus. Manlii: A, CN, L, M (прекрат. в 370), P, F. Некоторые имена установил gens или фамилия: так, Manlii создали предымя Marcus, Claudii – Lucius т.д. 534 Является вопрос, какие имена нужны были на практике? Для обычной жизни предымя было достаточно для обозначения лица, полное же имя требовалось в жизни, так сказать, официальной, и понятно, что тут центральную роль играло gentile. Сыновья, рабы и клиенты называли господина дома по предымени (ргаепотеп), друзья же звали друг друга по прозвищу (cognomen) 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Скачать epub pdf Журналы собраний Совета императорской Московской духовной Академии за 1915 год Сергиев Посад Типография Св. – р. Сергиевой Лавры. 1917. Стр.166–189 О сочинении студента иеромонаха Варнавы (Беляева) на тему: „Св. Варсануфий Великий. Его жизнь и учение“ а) Ректора Академия Епископа Феодора „Автор видимо, обладает всеми данными для серьезной научной работы. По крайней мере первая часть его сочинения „Жизнь Св. Варсануфия“ (1–216 стр.) свидетельствует о несомненной способности автора к научному анализу, к способности ориентироваться в материале источников и пособий и к самостоятельной оценке данных этого материала. И вот очень жалко, что при наличности этих благоприятных данных для серьезной научной работы у автора не хватило выдержки или, быть может, уменья удержать определенный план и строгую последовательность изложения. Автор пишет, а может быть и думает, какими-то скачками, порывами, увлекаясь то одной, то другой мыслью, делая совсем неожиданные переходы, затрудняя этим самую возможность следить за последовательностью его мыслей. Так у читателя, не смотря на обширность 1-й части сочинения (1–216) и не составляется вполне определенного представления о личности преп. Варсануфия. До 37 стр., напр., у автора какое-то не выделенное от последующего предисловие, довольно путанное и непонятное в своем отношении к личности преп. Варсануфия. В дальнейшем автор, напр., очень почему-то долго останавливается на описании духовного дарования старца – прощать грехи. Собственно такой биографии, какую мы привыкли видеть в обычных сочинениях, у автора нет; у автора вся она представляет как бы из меняющееся сообразно предметам рассмотрения рассуждение на тему: как велик духовно и высок старец; это как бы похвала, а не житие старца, во 2-й части сочинения автор прежде всего говорит „о методе“ (гл. 1–я). Можно предполагать по началу, что автор будет говорить о методе своей работы по изложению воззрений преп. Варсануфия, но автор говорит о методе вообще разработки святоотеческой литературы и очень мало о разработке творений преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

И не ведает никто, где их положили» (Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси. XI – начало ХП века, – М., 1978, с. 97). До Крещения Владимира и Руси оставалось пять лет... 90 «Жертвоприношение младенцев не было никогда отменено, но лишь заменено, по милосердию и жалости к страданию родительскому. В законе установлены „ассигнации“, но есть и „золото“. „Бог Израилев“ допустил ассигнации в жертвоприношениях.. На „ассигнациях“ еврейских есть крупинка золота, мазок подлинной крови; это – обрезание. А все-таки нож, в религиозном обиходе евреев, дотрагивается до тела еврейского новорожденного мальчика и извлекает из него кровь... В силу закона Моисеева, всякий младенец мужского пола обречен в жертву Богу, родители должны его выкупить. Это выражалось, пока существовал Храм, через жертву: богатые приносили в жертву ягненка, бедные – двух птенцов голубиных» ( Розанов В. В. Важный исторический вопрос//Розанов В. В. Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови, – СПб., 1914, сс. 46 – 54). 91 Розанов В. В. Важный исторический вопрос, с. 54. 92 Талмуд. Трактат Зевахим. Цит. по: Розанов В. В. Жертвоприношения у древних евреев//Розанов В. В. Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови, – СПб., 1914, с. 177. И в других местах Розанов цитирует Талмуд, и все технические описания жертвоприношений мы далее будем приводить по розановской книге. 93 свящ. Павел Флоренский. Философия культа//Богословские труды. 17, М., 1977, с. 97. 94 Розанов В. В. В другую плоскость//Розанов В. В. Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови, – СПб., 1914, с. 92. 95 В латинском переводе Библии – Вульгате: «отдохните от того, чтобы делать зло». Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Ад как средоточие и отстойник зла вопиет об онтологической разорванности мира, подвергает сомнению веру во всеблагость Божию. Ад есть символ увековечивания зла. Возможно ли это с христианской точки зрения? Ведь Бог есть Любовь. Нет ли здесь какого-то рокового неразрешимого противоречия? Над этой проблемой задумывались многие богословы и религиозные мыслители. Н. Бердяева удручает идея вечного ада, которая, с его точки зрения, субстанционализирует зло. Мыслитель подходит к проблеме ада с позиций своей философии свободы, утверждая, что " ад нужен не для того, чтобы восторжествовала справедливость и злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром и принудительно внедрен в рай, т.е. в каком-то смысле человек имеет нравственное право на ад, право свободно предпочесть ад раю " Ад целиком принадлежит сфере субъективной, а не объективной, человеческой, а не божественной. " Ад, как и рай, есть лишь символы духовного пути. Опыт ада и есть замыкание в субъекте, невозможность войти в объективное бытие, есть самопогружение, для которого закрывается вечность и остается лишь дурная бесконечность " Отец Павел Флоренский в " Столпе и утверждении истины " формулирует антиномию: " невозможна невозможность всеобщего спасения " - " возможна невозможность всеобщего спасения " . Эта антиномия фиксирует противоречивую " миссию " Бога как Спасителя и Карателя, как прощающего и воздающего Божества. Отец Павел предлагает два пути решения данной антиномии. Во-первых, утверждает он, существование ада не может служить основанием для обвинения Бога в немилосердии и жестокости. " Будучи Любовью, Он не уничтожает ничьей свободы, и потому тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от себя, которое сами они избрали " Во-вторых, разрешение антиномии идет по пути выделения понятий личности (святой и безусловно-ценной в своей внутренней сущности) и характера (носителя свободной творческой воли), греха и грешника, посмертные судьбы которых расходятся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/396/...

Эта, третья, сторона святости говорит о том, что она является силой, преображающей не только человека, но и мир в целом, так, что «будет Бог все во всем» ( 1Кор 15:28 ). В конечном счете, все творение должно стать иным («И увидел я новое небо и новую землю» – Откр 21:1 ) и являть собой Бога. Но в этом процессе со стороны творения активную роль может играть только человек, потому на него возлагается вся полнота ответственности за тварь ( Рим 8:19–21 ). И здесь с особой силой открывается значение святых, ставших в условиях земного бытия начатком ( Рим 11:16 ) будущего всеобщего и полного освящения. Святые – это, прежде всего, иные 231 люди, отличные от живущих «по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол 2:8 ). Иные потому, что они борются и с помощью Божией побеждают «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» ( 1Ин 2:16 ), – все то, что порабощает людей мира сего. В этой выделенности святых из мира троякой похоти, из атмосферы греха можно видеть одну из принципиальных характеристик святости и единство первоначального апостольского и церковно-традиционного ее понимания. 5. Законы жизни Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия призван и способен человек, и что есть это богоподобие. Оно – та духовная красота («добра зело» – Быт 1:31 ), которая является отражением невыразимого Бога 232 . Эта красота, данная и заданная человеку в творении, раскрывается, однако, лишь при правильной жизни, именуемой аскетикой. О ней, например, отец Павел Флоренский так писал: «Аскетику… святые отцы называли… “искусством из искусств”, “художеством из художеств”… Созерцательное ведение, даваемое аскетикою, есть filokalia – “любовь к красоте”, “любокрасие”. Сборники аскетических творений, издавна называющиеся “Филокалиями”, вовсе не суть Добротолюбие в нашем, современном, смысле слова. “Доброта” тут берется в древнем, общем значении, означающем, скорее, красоту, нежели моральное совершенство, и filokalia значит “красотолюбие”. Да и в самом деле, аскетика создает не “доброго” человека, а “прекрасного”, и отличительная особенность святых подвижников – вовсе не их “доброта”, которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная» 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закон «А=А» обращается в совсем пустую схему самоутверждения, не синтезирующую собою никаких действительных элементов, – ничего, что стоило бы соединять знаком «=». «Я=Я» оказывается ничем более, как криком обнаженного эгоизма, – «Я!», – ибо, где нет различия, там не может быть и соединения. Есть, следовательно, одна лишь слепая сила косности и самозаключения, – эгоизм. Вне себя Я ненавидит всякое Я, ибо для него оно – не-Я, и, ненавидя, стремится исключить его из сферы бытия; а так как прошедшее Я (Я в его прошлом) тоже рассматривается объективно, т. е. тоже является как не-Я, то и оно непримиримо подвергается исключению. Я не выносит себя же во времени, всячески отрицается себя самого в прошлом и в будущем, и, тем самым, – так как голое «теперь» есть чистый нуль содержания, – Я ненавидит всякое конкретное свое содержание, т. е. всякую свою же жизнь. Я оказывается мертвою пустынею «здесь» и «теперь». Но тогда что же подлежит формуле «А=А»? – Только фикция (атом, монада и т. п.), только ипостазированное отвлечение от момента и точки, в себе – не сущих. Закон тождества есть неограниченный монарх, да; но его подданные только потому не возражают против его самодержавия, что они – бескровные призраки, не имеющие действительности, – не личности, а лишь рассудочные тени личностей, т. е. не-сущие вещи. Это – шеол; это – царство смерти. Повторим, теперь, вместе все сказанное. Рассудочно, т. е. сообразно мере рассудка, вместимо в рассудок, отвечает требованиям рассудка, лишь то, что выделено из среды прочего, что не смешивается с прочим, что замкнуто в себя, – одним словом, что самотождественно. Лишь А, равное самому себе и неравное тому, что не есть А, рассудок считает за подлинно сущее, за τ ν, τ ντως ν, за «истину»; и наоборот, всему неравному самому себе или равному не себе он отказывает в подлинном бытии, игнорирует его, как «не сущее» как не воистину сущее, как τ μ ν. Это μ ν он лишь терпит, лишь допускает, как не-истину, уловляя его, – по слову Платона, – чрез какое-то незаконное рассуждение, πτν λογισμ τιν νθ (νθος, собственно, значит незаконорожденный ) 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010