- Последнее событие, которое явилось эпохальным, исторически значимым, промыслительным - нас посетила Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, - президент восприняла почти как государственный визит. Г-жа Вике- Фрейберга подошла к организации пребывания иконы на латвийской земле очень разумно, интеллигентно, с душой и по-хозяйски. Она сама пришла к иконе, и это было отрадно для всех. Можно писать стихи, слагать музыку, руководить муниципалитетом. Но жизнь человеческая коротка, и в любую минуту каждый из нас может предстать перед Богом. И тогда на вопрос: " Что мы сделали в жизни хорошего? " многим нечего будет ответить. - Какова идея Договора между Церковью и государством, который подписали семь конфессий? - За основу взяли Конкордат Католической церкви с Ватиканом. Но возможность и норма такого договора были заложены еще в Законе ЛР о религиозных организациях от 95-го года, где сказано: " Одна конфессия - одна Церковь " . После гонений на Церковь советского периода должен был обязательно появиться такой договор. Некоторые политики высказывают опасения, что вследствие ратификации этого договора (на осенней сессии сейма) Православная церковь невероятно усилит свое влияние и мощь в обществе. У нас нет такой цели. Мы просто хотим закрепить наш статус, сделать наше положение более стабильным - в интересах верующих. Мы согласны с парламентским секретарем Министерства интеграции общества Александром Брандавсом в том, что голосование в сейме по договору, подписанному в КМ, станет моментом истины как для партий, так и для избирателей. Все политические партии на словах исповедуют христианские ценности и выступают за то, чтобы помогать традиционным конфессиям. Теперь у избирателей появится возможность проверить, расходятся ли слова их избранников с делом. - До сего времени в Латвии государство активно помогало только Лютеранской и Католической церквам, к тому же последние получают мощную поддержку Ватикана. Православным не помогает никто, да и бизнесмены, считающие себя русскими и православными, не торопятся с материальной помощью. Может быть, сейчас положение изменится?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Постепенно Раифская пустынь обустраивалась материально, устраивать порядок внутренней монастырской жизни. Но прошло несколько десятилетий (с 1662 по 1689 гг.) и монастырь испытал страшное бедствие. В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, " церкви Божьи со всею утварью и колоколами " , как сказано в челобитье игумена Германа с братьею. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. Кроме построек также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К великому счастью была спасена и Чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Лишившись пристанища, старые и немощные иноки ушли в другие монастыри, большинство же осталось жить на пепелище, построив себе утлые хижины, испытывая подчас холод и голод, но предпочитая прежнее свое местопребывание всякому другому. Правящий епархиальный Архиерей Высокопреосвященный Митрополит Казанский Адриан, увидев такую сильную преданность своему монастырю и вере Раифской братии, " озаботился устроением обители в лучшем виде " и решил восстановить ее и сделать это уже в камне. Чтобы решить поставленную задачу, он вызвал из монастыря иеромонаха Германа, " родом казанца, устроителя Раифской пустыни " , как написано на его надгробии в Новоиерусалимском монастыре, и дал ему указание при сооружении обители Раифской иметь образцами Тихвинский и московский Новоиерусалимский монастыри, в которых Герман жил прежде. С 1690 по 1717 гг. трудами третьего настоятеля обители игумена Германа при поддержке высокопреосвященного Маркелла (собственной своей казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей) кроме настоятельских и братских покоев, других служб, внутри монастырской ограды (а она больше походила на крепостное сооружение, так как имела бойницы и пушки) построил несколько очень красивых церквей. Это были каменные церкви во имя Чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, храмы преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, а также ограда и три двухэтажных флигеля: для настоятеля, для братских келий и для трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=01566

Привлекательны по мыслям, находкам и повествованию её другие очерки: " Риза преподобного Пафнутия " , " Воззри в Летописец сей " , " Выдающийся русский историк и археограф " (об архимандрите Леониде (Кавелине), " Дорогой сердцу уголок России " (о неожиданном восстановлении храма Георгия Победоносца в селе Отякове Боровского района Калужской области. " Братья и сестры! - взывает автор. - Помогите храму святого великомученика Георгия Победоносца! " . Нова и душевна беседа Ирины Есинской с реставратором Ярославом Рылло. Беседа эта названа словами признания собеседника: " Сильнее, чем фрески Пафнутьева монастыря, у меня в жизни не было ничего " . А ведь реставратор до этого участвовал в работах по восстановлению фресок и росписей Тихвинской иконы в Троице-Сергиевой Лавре, Иоанно-Предтеченском соборе Екатеринбурга, храме Преподобного Серафима в Сарове, соборе Казанской иконы Божией Матери в Дивеево, Сергиево-Казанском соборе Курска, древнем Успенском соборе города Дмитрова, реставрации фресок храма Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре Москвы; Ярославу Рылло удалось спасти плафонную живопись 18 века в Свято-Екатерининском монастыре подмосковного города Видное. Удивительно чисты очерки Ирины Есинской: " Человек - икона Божия " , " Людогощенский крест " , " Десять дней на святой земле Сербии " и " Как Никита часовню строил " (о селе Агрофенине, о храме и часовне, посвящённым Успению Пресвятой Богородицы). Автор Ника Веденёва представлена на страницах альманаха рассказами " Искусство древнее шитья " и " Когда не плачут ангелы " . В первом рассказе она углубляется в историю искусства церковного шитья: " ...Сама Пресвятая Дева была причастна к этому искусству и пряла пурпур и багрянец для обновленной завесы храма Соломона. Благовестие Деве Марии было принесено Ей Архангелом Гавриилом в то время, когда Она пряла пурпур, что и отражено в иконных изображениях святого Благовещения " . А во втором - автор замечает неповторимые " свои истории " у каждого отдельного православного храма, хотя все они и объединены общей российской историей.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/10/...

Прошли десятилетия, икона прославилась многими чудесами, и наступило Смутное время. Уже страдальчески умер в Кремле Патриарх Гермоген. Тогда принесли эту икону из Казани в Москву, вместе с другой иконойТихвинской — которая празднуется в другой день, тоже в честь освобождения Москвы. Перед ней служили молебны, носили ее по улицам почти освобожденного города. Наконец, враг был побежден, поляки, сидевшие в Кремле, сдались. Когда туда вошли русские воины, то нашли чаны с человеческим мясом, потому что запертые там поляки ели человеческое мясо. Все это было ужасно, как мы с вами понимаем. Но благодаря тому, что народ постился, молился, обещал исправить свою жизнь, Бог его помиловал. Это для нас сегодня очень актуально, потому что, хотя не во всей части нашей страны, а только на Дону, в нескольких областях, идет страшная кровопролитная война, можно сказать – бойня: из дальнобойных орудий обстреливают города, убивают людей. Там погибло множество невинных людей. Я встречался с одним человеком, который был там на Дону, в Луганской области, в Святогорском монастыре. Он говорит, что и в монастыре, и в городе, в котором монастырь расположен, везде полно народа, так множество людей сбежало от этих несчастий. Но только никто не молится, в церковь никто не идет, никто не кается, никто не просит прощения у Бога в грехах. Все недовольны, все мечтают о какой-то мирной, приятной, уютной жизни, а этого нет. Стоит монастырь — действующий, пустой, а люди в храмы не идут. Потому что веры нет. А если веры нет, то почему люди должны ждать, что будет Божие милосердие? У нас, слава Богу, пока еще хорошо, спокойно. Но, если мы с вами не покаемся, то с нами произойдет то же самое. Так что, дорогие браться и сестры, имея такие исторические примеры заступничества Матери Божией, молитв Пресвятой Богородицы о России, о Русской Православной Церкви, то что мы сегодня вспоминаем, то событие, которое нас сегодня собрало, подумаем о том, что если мы не будем должным образом жить по-христиански, жить по заповедям Божиим, молить Бога, тратить на Него свое время, и, конечно, творить добрые дела, то все это распространится на всю Россию.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksandr-s...

Тёплая церковь в  честь Тихвинской Св. иконы Божьей Матери. В  ней три престола: главный Тихвин­ской Божией Матери (26 мая), в приделе по правую сторону в честь Св. Никиты Чудотворца и Св. Великомученицы Варвары (4 и 6 дек.), а по левую сторону — в честь Толгской Божией Матери, (8 авг.) Церковь эта построена в 1846 г. на средства доброхотных дателей. Обе церкви прочны. Под  теплым  Тихвинским  храмом  ка­менная часовня, построенная в  1851 г., и в двух лесных дачах по деревянной часовне. Святыня чудотворная — Тихвинская Св. икона Божией Матери. Земли при монастыре до 188 десятин. Внутри мона­стыря 7 каменных домов и деревянных, назначенных для, обитания сестер. Вне монастыря: а) два каменных  дома, б) восемь деревянных  домов, в четырех помещаются священнослужители. На двух лесных дачах по одному деревянному дому для живущих там сестер и деревянная же мельница в 30 верстах от монастыря. Церковно-монастырского капитала — 63,869 р. Древний Рождественский монастырь был основан в Ростове в конце XIV в. Основатель монастыря - святитель Феодор, архиепископ Ростовский (ум.1394). 21 июня 1408 г. все деревянные постройки монастыря сгорели во время большого пожара в Ростове. 200 лет спустя - 15 октября 1608 г. - обитель была разорена войсками Лжедмитрия II. В 1680-е г.г. - царями Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и царевной Софией Алексеевной обители жаловались земли, мельница на реке Могзе с угодиями близ дворцового села Вощажникова, остров на озере Неро (остров принадлежал Рождественскому монастырю вплоть до 1917 г.). Митрополитом Ростовским Ионой (1652-1690) на месте деревянного был построен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы. В 1715 г. стены и своды Рождественского собора были расписаны. В 1772 г. в Рождественском соборе на средства монахини Надежды (Дашковой) по её завещанию возобновлен придел во имя мучеников Космы и Дамиана и переосвящен в честь Живоначальной Троицы. В 1782 г. был построен корпус сестринских келий (с западной стороны обители), в 1784 г. -корпус настоятельских келий (угловое здание у алтаря Рождественского собора). Деревянная, рубленная клетью ограда обители с четырьмя башнями заменена каменной. Построена юго-западная угловая башня.

http://sobory.ru/article/?object=00596

Тогда, более шести веков назад, освобождение Руси начиналось с молитвы великого угодника Божия Преподобного Сергия Радонежского и его сподвижников, умноженной общей молитвой всего народа, после чего предстательством Царицы Небесной пришло спасение. Будем же и мы молиться и уповать, что милостью Божией, действием Его всеочищающей благодати нам будут дарованы силы преодолеть зло, восстающее на нас. Прославляя родившегося на земле Спасителя мира, будем помнить, что Господь, всегда пребывая со Своей Церковью, дарует нам и многие духовные радости. Возрождается церковная жизнь. Все больше людей - молодых, активных, полных энергии - начинают трудиться на ниве Христовой. Возвращаются на родину после долгих странствий православные святыни. В истекшем году в Россию вернулась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Господь судил мне встретить этот святой образ в Москве и вернуть его в Свято-Успенскую обитель Пречистой в древнем городе Тихвине. Сколько веры в предстательство Божией Матери мы видели у десятков тысяч людей, приходивших прикоснуться к этой святыне! Среди возвратившихся к нам святынь был и чтимый список Казанской иконы Пресвятой Богородицы, долгие годы пребывавший вне пределов нашего Отечества. Нас посетили честные мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Принесение святых мощей угодниц Божиих стало первым совместным деянием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, знаменательной вехой на пути преодоления разделений. Церковь наша торжественно отметила 250-летие со дня рождения преподобного Серафима Саровского - провидца возрождения Святой Руси. Успехи церковного возрождения засвидетельствовал состоявшийся в Москве Освященный Архиерейский Собор, который подвел первые итоги жизни Русской Православной Церкви в начале XXI столетия и третьего тысячелетия от Рождества Христова. Собор отметил положительные перемены во многих сферах церковного служения и определил задачи на ближайшее время. Главной задачей было названо укрепление единства Церкви Христовой, столь нужное для твердого свидетельства об истине Святого Православия, этого священного дара, вверенного нам Самим Господом.

http://pravoslavie.ru/12341.html

Через возложение рук владыки митрополита я сподобился диаконской и священнической благодати, а мой монашеский постриг по благословению Его Высокопреосвященства совершил его викарий — Преосвященнейший Александр, епископ Даугавпилсский , ныне епископ Даугавпилсский и Резекненский. В постриге, неожиданно для себя, я получил имя нашего латвийского святого — священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, став первым монахом, постриженным с его именем. С тех пор я с особым усердием молюсь своему святому, стараясь как можно чаще с молитвою припадать к раке с его многоцелебными мощами. Сегодня не могу не вспомнить слова священномученика Иоанна из его знаменитой проповеди «О неизбежности страданий», произнесенной в 1923 году: «Кто верует, тот должен исповедовать свою веру, кто в мире желает служить Богу, тот должен действовать в мире, но всякое исповедание встречает возражение, и всякая деятельность неизбежно приводит к борьбе». Сам священномученик Иоанн исповедовал свою веру даже до смерти, смерти мученической и страшной. Он дал нам пример верности Христу, верности Церкви, верности своему служению. И я много раз умолял у его раки дать мне хоть малую часть той нравственной силы, с которой он совершал свое служение. Приведу еще одни слова нашего Латвийского святителя: «Всякая душа да приклонится пред божественным " Я должен " . Ибо воля Бога благая, совершенная и спасительная всем человеком». Преклоняюсь и я перед высоким избранием, смиренно вижу в нем волю Божию, приношу сыновнюю благодарность Вам, Ваше Святейшество, и Священному Синоду за отеческое доверие, оказанное мне, недостойному, и осмеливаюсь смиренно ответить: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Приемлю предстоящее мне служение, уповая на милость Божию, памятуя слова Спасителя, обращенные к апостолу Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). В малом латвийском городе Лимбажи, где я вырос, в православном приходе Преображения Господня особенно почитается местная святыня — Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4412620...

Явившийся старец шел впереди и отпер мне дверь, а по выходе на улицу он поравнялся со мной и шел рядом по правую руку, ничего не говоря. Когда дошли мы до Визицкого моста, старец, указав через луг на большой монастырь, сказал: «Иди туда». Я сделал по мосту несколько шагов вперед и, не видя около себя старца, оглянулся назад, но старца уже не было со мною: он стал невидим. Я впал в беспамятство и не знаю, как очутился у дома зятя моего, тихвинского мещанина Николая Москвина, на расстоянии около полуверсты от моста. Придя в память у дома зятя, я постучался в двери; на стук вышел мальчик. Я просил его выслать ко мне зятя; но зять не вышел, а сказал, чтобы я сам шел к нему в дом. Я снова послал мальчика, чтобы снова попросил зятя непременно выйти ко мне, сам же между тем впал опять в беспамятство и не помню, как был внесен в дом своего зятя и положен на пол. Во все время, когда я находился в бессознательном состоянии, невидимый и незнаемый голос несколько раз говорил мне: «Иди туда». Москвин потому не вышел к Александру, что был занят домашними делами. На зов больного вышла жена Москвина и, увидев его в сильном изнеможении, в испуге закричала. Тогда выбежал к Александру и Москвин. С помощью жены он внес его в дом и положил на пол, предполагая, что с Александром произошел припадок падучей болезни. Однако больной недолго лежал на полу; он начал просить своего зятя отвести его в Тихвинский монастырь. Москвин, принимая во внимание слабость больного, уговорил его отложить свое намерение и немного успокоиться. Больной притих и, казалось, уже заснул: но вскоре он пришел в себя и сказал: «Иду, иду, сейчас иду». Мысль о посещении Тихвинского монастыря, очевидно, не оставляла его; он опять начал упрашивать зятя пойти с ним в монастырь. Москвин хотел отговорить его, так как видел слабость его сил, однако его увещания были напрасны. Александр был непреклонен. Москвин, наконец, согласился на его просьбу; вместе с ними хотели идти в монастырь сестра больного и его крестная мать, но Александр воспротивился этому, и они остались дома.

http://pravicon.com/icons_unpublished.ht...

Мы видим, к примеру, в орнаментах модерна, в декоративных элементах много раннехристианских символов, известных нам по живописи катакомб. Недаром специалисты подчеркивают, что самое интересное в модерне — прикладное искусство. Едва ли не центральными экспонатами на выставке можно назвать оклады, киоты, складни, лампады красивейшей формы, украшенные причудливыми узорами, сказочными мифологическими животными, инкрустированные камнями, — настоящие произведения прикладного искусства. Их изготовлением занимались известные ювелирные мастерские — Оловянишниковых, Овчинникова, Фаберже и другие. Стоили эти работы дорого. Приобрести их могли представители царской семьи, дворянства, купечества первой гильдии, поэтому модерн считался элитарным стилем, и основными центрами его распространения были Москва, Санкт-Петербург и Киев. Большинство экспонатов выставки предоставлено частными коллекционерами, благодаря которым многие произведения модерна сохранились и дошли до наших дней. Как, к примеру, впервые экспонирующийся ценнейший складень, принадлежавший некогда дочери И. П. Оловянишникова Марии, которая в 1899 году вышла замуж за поэта-символиста, переводчика и дипломата Юргиса Балтрушайтиса. Позднее, в 1939 году, семья переехала в Париж. В 2022 году складень был выставлен на продажу на аукционе в Дюссельдорфе и выкуплен известными коллекционерами, семьей Карисаловых, благодаря чему снова вернулся в Россию.  Представленные в экспозиции иконы не висели в храмах, а являлись предметами личного благочестия, принадлежали семьям, и на оборотной стороне некоторых икон сохранились тому трогательные свидетельства. Как, к примеру, на складне с иконой Богоматери Тихвинской, которая была семейной реликвией супругов Федора Васильевича и Лидии Николаевны Пороховых. Они прожили вместе 50 лет, и столько же был с ними этот образ Бого­родицы. В 1908 году супруги заказали для него киот на фабрике Оловянишниковых; работу выполнил знаменитый ювелир Кузьма Конов. На обороте складня сохранилась надпись, рассказывающая об истории оклада: «Сия святая икона Божия Матерь Тихвинская, родовая семейства Пороховых, чудесно перешедшая к нам, с первого дня нашего брака всегда находится с нами. Великой милостью благодеяния Матери Божией многократными чудесами изливались и доныне изливаются через сию святую икону на нас, многогрешных Федора и Лидию Пороховых. С благоговейным умилением и чувством неизреченной благодарности за таковые великие милости Пресвятой Владычицы нашей, за чудесное избавление от внезапной смерти Федора Порохова, бывшее по милости Матери Божией 20 декабря 1908 года, соорудили мы сей оклад. Пресвятая Богородица, помогай нам».

http://e-vestnik.ru/analytics/modern_w_r...

http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Покровская единоверческая церковь каменная, с такою же колокольнею, на Никитской горе построена по благословению архиепископа Филарета (впоследствии Московского митрополита) в 1823 г. и освящена 9 декабря 1823 г. местным священником Артемием Алексеевским. На престол был возложен старинный антиминс холщовый, на нем надпись: «Священнодействован лета 7151 г. марта 5-го на память св. мученика Конона, освятися храм собора св. Богородицы на рве (?) при благоверном царе великом князе Михаиле Феодоровиче, при архиепископе Ионе Тверском и Кашинском, слава Богу Отцу, аминь во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы честного Ее Покрова». Первоначально в этой церкви иконостас был о пяти ярусах. Почти все иконы в Покровской единоверческой церкви древнего византийского письма и большей частью приношение прихожан. Из икон сего храма заслуживают внимания: местная, по правую сторону иконостаса, икона Спасителя (в длину 2 арш. 4 верш.), по преданию, взятая будто бы из Тверского кафедрального собора; местная в иконостасе икона Смоленской Пресвятой Богородицы – Одигитрии, (длина 2 арш. 6 верш.), принесенная в дар новоустроенному храму из дома купца Морозова, жившего на том месте, где ныне духовное училище. Морозов в своем доме на чердаке имел потаенную часовню, в которой находилась упомянутая икона, на ней серебряная позлащенная риза, убрус на ней усажен жемчугом; икона Тихвинской Божией Матери, находящаяся в иконостасе трапезной половины храма, до 1871 г. была в кладбищенской Троицкой церкви, эта икона одна из древнейших в Покровской единоверческой церкви, свято чтится прихожанами, которые часто просят пред нею служить молебны, а 26 июня в день празднования ей совершается торжественное богослужение; икона св. вмч Никиты древняя, эта икона пожертвована из дома гг. Овчинниковых; икона Казанской Божией Матери, свято чтимая прихожанами, 8 июля в Покровской церкви в честь ее торжественное богослужение и в этот день причт ее посещает дома прихожан и др. иконы.

http://sobory.ru/article/?object=11610

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010