Посвящение главного престола собора в честь Тихвинской иконы Богоматери не случайно. Дело в том, что Тихвинская церковь в городе Макарьеве уже существовала ранее и была построена в XVIII веке в монастырском селе Коврове (сейчас Ковровская улица) рядом с ныне существующим собором Рождества Христова. Заложена она была 11 октября 1715 года в память чудесного явления преподобного Макария в Тихвине. Святой явился в Тихвинском монастыре в 1623 году 25 июня блаженному Никите и велел объявить игумену того монастыря и братии, что если они не оставят своей порочной жизни (пьянство), то Божия Матерь накажет их пожаром обители. Никита исполнил данное ему повеление, но иноки не исправились, и Тихвинский монастырь вскоре сгорел к общему ужасу и удивлению всех, как предсказал преподобный. Монахи Макариево-Унженского монастыря пожелали создать вблизи своей обители Святую церковь в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы чтобы не забыты были Божественные чудеса Царицы Небесной и милосердие и наказания к роду человеческому, и это славное чудо явления преподобного Макария в Тихвине «да будетъ приснопоминаемо же и ведомо во стране сей Галичстей». Посоветовавшись с окрестными жителями, которые изъявили готовность принять участие в постройке деревянной церкви своими пожертвованиями и трудами, игумен Леонтий и братия монастыря исходатайствовали в Москве разрешение на постройку и получили «благословенную грамоту». Специально для этого храма «убедиша написати» икону Тихвинской Богоматери «благоговейнаго зографа» игумена Юрьевецкой Кривоезерской пустыни бывшего придворного иконописца Корнилия Уланова, который отправился в Тихвинский монастырь и сделал список с чудотворного образа. Икона торжественно была перенесена сначала в Макарьевский монастырь, а затем в село Коврово во вновь устроенную церковь. 14 февраля 1717 года последовало освящение церкви, которое совершал, по благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана Яворского, игумен Леонтий при участии других священнослужителей. Икона, написанная Корнилием Улановым, впоследствии прославилась чудесами и стала многочтимой святыней Христорождественского собора и города Макарьева.

http://sobory.ru/article/?object=03652

Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976. http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum Первоначально на месте нынешней церкви во имя преподобного Симеона Столпника стояло две деревянных холодная во имя преподобного Симеона Столпника и теплая во имя Василия Кесарийского, когда заложены неизвестно, первые сведение о них встречаются в конце XV столетия, в 1471 году, в описании первого чуда над гробом праведного Прокопия Устюжского чудотворца. Также упоминаются в Сотной книге 1630 года. По описи 1676 – 1683 годов числится церковь холодная пятиглавая во имя Симеона Столпника с тремя приделами, теплая двуглавая во имя святого Василия Великого (во имя благоверного князя Владимира Киевского, нареченного во святом крещении Василием), колокольня с 9-ю колоколами. Сгорели во время пожара 1715 года. 20 июня 1725 года архиепископ Великоустюжский и Тотемский Боголеп дал грамоту на строительство каменной двухэтажной Симеоновской церкви. Первый этаж теплая – во имя преподобного Симеона Столпника с приделом во имя святого апостола Иакова Алфеева. Второй этаж холодная – во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя святого Николая Чудотворца и во имя благоверного князя Владимира. Строительство закончилось в 1747 году. В 1757 году во время большого пожара, храм сильно обгорел, в 1765 году был перестроен на средства купца И. Я. Курочкина. Интерьер и иконостас церкви Симеона Столпника относится так же к 1765 году. Основное помещение храма было обильно украшено разнообразной лепниной. В нижнем этаже располагался теплый храм во имя преподобного Симеона Столпника. В разных местах храма в киотах находилось несколько старых икон, украшенных серебром и жемчугом. Среди них можно отметить: образ Божией Матери Владимирской - с рукоятием, оклад серебряный, золоченый, украшенный мелким жемчугом; образ Знамения Божией Матери, богато украшенный, с подписью внизу: „истинное изображение, подобие и мера с самаго чудотворнаго образа Знамения Пресвятыя Богородицы, яже в великом Нов-граде, писан 1715 году. " ; образ Божией Матери Тихвинский, с подписью внизу: „образ Пресвятыя Богородицы мирою и подобием с самаго чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Тихвинския, писан 1720 году " ; образ преподобного Симеона Столпника с житием, храмовая икона (XVI век), происходит из древнего деревянного храма, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее. Трапезный иконостас столярный, крашеный, с карнизами и резьбой золочеными. Образа в нем обложены резными золочеными рамами; всего образов одиннадцать, на образе Вседержителя, написано: „сии одиннадцать образов написал ключарь Афанасий с товарищем 1752 года " .

http://sobory.ru/article/?object=06422

23 июня и 26 августа). Освобождение Новгорода в 1170 г. от суздальского войска, предводительствуемого 72-мя князьями, стоит в связи с иконой Знамения Богоматери (Праздн. 27 ноября). Освобождение того же Новгорода от владычества немцев при Васил. Ив. Шуйском выражено народом чествованием иконы Божией Матери Тихвинской (Празд. 26 июня). Сии досточтимые святыни! Насколько они связаны с историей народа и с особенно выдающимися эпохами жизни народа, близки-дороги народу! Они – отечественная святыня! Они – наглядные, исторические, чудесные доказательства того, что Промысл Божий бодрствует над нами! Они – дорогое достояние народа. Позволим себе заметить, что на эту именно сторону – на живую связь святых чудотворных икон с явлениями и событиями народно-государственной жизни, в описаниях чудотворных икон не было обращаемо должного внимания. Сказания о святых чудотворных иконах, большею частью составляются у нас без связи с теми историческими условиями, по поводу которых и совершились чудеса. Православный народ поэтому не видит в этих сказаниях своей жизни, своей истории родной, своего горя и своих радостей. Происхождение двух праздников в честь святой чудотворной иконы Божией Матери Казанской мы решились изложить в виде опыта, в св я зи с историей покорения Казани и смутного времени Московского государства, так как эти именно события послужили основанием сих праздников и показали чудотворный покров Пресвятой Богородицы над землей Российской. Святая чудотворная икона Богоматери Казанской явилась в г.Казани в 1579 году, за четыре года до смерти Иоанна Грозного, стало быть в период зарождения смут и крамол в Русской земле. Когда Иоанн Грозный в 1550 году решился идти войной на Казанское царство, то в то время всё сословие Русской земли, все – от царя и митрополита до простого селянина ратника, смотрели на эту войну не только как на сокрушение давнишнего соседнего злого врага, но и как на войну за свободу и усию 2 веры христианской и порабощение магометанства. Столь великое дело, как борьба христианства с магометанством – дело, начатое русским царем и воинством с молитвою, постом, молебствием и окроплением воинства водою, освященною частицами мощей, столь важное и священное дело, начатое с верой, могло ли совершиться без особенного содействия Промысла Божия??! Крест при Божией помощи одержал победу над Кораном, что, по сказанию летописца, было предвозвещено еще до начала войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Благовещенский собор монастыря Собор Благовещения Пресвятой Богородицы заложен 27 июня 1910 года «в память основателя Воронцовской обители святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Чудотворца». Строился на «собственные средства крестьянина Ярославской губернии Василия Федоровича Пустошкина и некоторых других дарителей». Имел 4 престола (четвертый в нижнем, подвальном этаже храма). На примыкавшей к собору колокольне висело 9 колоколов. Самый большой из них, весом 126 пудов 30 фунтов, был приобретен на средства разных благотворителей, а остальные, по просьбе о. Иоанна Кронштадтского, подарила монастырю московская купчиха Оловянникова. Закрыт в 1937 г. Вновь открыт в 2001 г. Количество алтарей: 3 Настоятель: священник Молотков Сергий Евгеньевич Председатель приходского совета: священник Молотков Сергий Евгеньевич Подворье монастыря Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКОЙ Воронцовского Благовещенского женского монастыря Псковской епархии. Почитанием богомольцев пользовалась храмовая Тихвинская икона. Священником в подворье до революции был о. Алексий Александрович Веселовский. После революции храм сделан приходским, в начале 1930 закрыт и отдан под рабочий клуб. В это время на подворье жило 39 монахинь. Сейчас здание занято спортивной школой С. Петербургского университета. Домовая церковь Одновременно с началом реставрации Благовещенского собора, в 2001 году, на месте разрушенного корпуса с домовой церковью, строится тёплая домовая Казанской иконы Божией Матери церковь для служб в зимнее время. Часовня Небольшая деревянная часовня, поставленная одновременно с началом реставрации собора. Расположена на краю обрывистого берега реки. Престольные праздники [ править править код ] Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля Фото [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд На личном транспорте от Торопца на север до Плоскоши (45 км), далее на Волок (8 км) , за Волоком (5 км) поворот налево до Краснодубья (15 км, грейдер), от Краснодубья на север 2 км грунтовая дорога (пешком или на транспорте, в зависимости от состояния дороги)

http://azbyka.ru/palomnik/Воронцовский_Б...

Высокие своды собора опираются на два столпа. Восьмигранный световой барабан приближен к алтарной стене. Он расположен прямо над амвоном, где во время Божественной Литургии читается Евангелие и преподаются Святые Дары. Находясь перед иконостасом, световой барабан прекрасно его освещает. Помещение храма освещается также расположенными на разных уровнях окнами. В настоящее время в соборе два вида окон: в первоначальных формах XVI века и перестроенные окна XVIII века. Ранние имеют совсем небольшие световые проемы и сводчатые, выложенные уступами ниши в нижней части. В толще стены устроены камеры и лестницы. По такой лестнице, которая начинается в юго-западном углу храма можно подняться в верхние приделы собора. Внутристенные лестницы и камеры характерны для ранних каменных построек монастыря. Главное украшение храма - иконостас. В течение веков он неоднократно перестраивался. При постройке иконостас был четырехъярусным тябловым. Создавали его иконописцы из Великого Новгорода «Гаврило Старой да Илья». В первой трети XVII века появился 5-ый, праотеческий ряд с 28 иконами. На пожалованные в 1695 году государями Иоанном V и Петром I семьсот рублей в 1697 году соорудили новую резную рамно-каркасную конструкцию иконостаса. Тогда же он пополнился новыми иконами. В конце XVII века в соборе находилось более 1000 образов, одно их перечисление занимало более ста листов. Кроме основного иконостаса вдоль стен и у столпов стояли пяти-семиярусные пристенные иконостасы, заполненные десятками складней и пядниц. В 1826 году на столпах собора были устроены деревянные позолоченные, украшенные резьбой иконостасы для двух чудотворных икон обители. На южном столпе находился образ Сосновской иконы Корсунской Божией Матери, который был явлен в Сосновой губе в 1627 году. На противоположном – список с иконы Хлебенной (Запечной) Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, явившейся святителю Филиппу, когда тот нес послушание в хлебне. Сама икона находилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Эти иконы были утрачены после закрытия обители.

http://sobory.ru/article/?object=05746

Мы, конечно, можем сказать, что никто не равен апостолу Павлу. Это так, но всё-таки рассказать о Христе хоть кому-то, хоть однокласснику, хоть сотруднику на работе, который расположен, нужно, мы не должны прятать свою веру. Ещё хотелось бы сегодня рассказать о Смоленской иконе Пресвятой Богородицы, Одигитрии. Это одна из самых главных святынь Руси и Русской Православной Церкви. Она покровительница города Смоленска, привезена туда из Чернигова, вместе с принцессой Анной, дочерью Константинопольского императора, которая выходила замуж за русского князя. Икона была в качестве благословения передана на новую родину, которой должна была стать Русь. Вспомним эти великие святыни: иконы  Владимирская, Знамения, Тихвинская. Есть у этих икон очень много списков. Они являются местночтимыми. Если посмотреть на календарь, то там можно увидеть много-много упоминаний икон, который почитаются в различных местностях. Эти иконы, которые вплетены в жизнь, может быть не так явно, не так известны на всю страну, всё равно своими чудесами удивительно проявляют милость Божией Матери, милость к конкретным людям, конкретным храмам, конкретным обителям. Я хотел бы повторить историю о иконе Смоленской Пресвятой Богородицы, которая находится в нашем храме. Был такой древний русский город Корчева. В 30-е годы делалась система водохранилищ верхней Волги, и планировалось Иваньковское водохранилище. А этот город был весь перенесен. Жители были перевезены в другие поселения, и город был затоплен. Храм были взорван, страшно осквернен. По воспоминаниям очевидцев, это было настоящее беснование, когда устроили что-то типа эшафота, и огромным топором при свидетельстве большой толпы, которая улюлюкала и кричала, рубили ризы, сосуды, иконы, кресты. Было утеряно колоссальное количество памятников церковного искусства, которым место было в любом музее мира. Иконы уничтожались якобы по желанию народа, а делалось это так. Комсомольцы или рабочие, которые участвовали в разработке этого мероприятия, обычно брали иконы у своих мам и бабушек и приносили их на публичное сожжение или на такую рубку, глумление.

http://radonezh.ru/2021/08/21/u-nas-mnog...

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Далее, из Евангелия мы знаем, что Богоматерь еще при первоначальном вступлении Сына Ее – уже ходатайствовала перед Господом по случаю недостатка вина на браке в Кане Галилейской, и ходатайство Приснодевы Сын Ее и Господь удовлетворил, чудесно претворив воду в вино ( Ин. 2:1–11 ). Поэтому христиане не погрешают, если прибегают к Богородице с молитвою о ходатайстве пред Сыном Ее и Спасителем нашим, не погрешают также и в том случае, когда взывают: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Богоматерь спасает христиан не таким способом, как Иисус Христос, спасший нас крестной смертью , плотью и кровью Своею; вместо сего, ходатайствуя пред Богом Своими молитвами, Матерь Божия помогает нам спастись. Вот, например, Ап. Павел пишет Тимофею: «Вникай в себя и в учение; так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (Тим. 4:16). Тимофей, значит, мог спасти своими наставлениями слушавших его. И мы можем содействовать спасению ближнего, отклоняя его от греха и заблуждения ( Иак. 5, 19–20 ); прегрешивших можем спасать исправительным наказанием ( Иуд. 23 ). Таким образом мы даже и сами можем разными способами содействовать спасению ближнего; тем более Пресвятая Богородица сильна содействовать всем нам своими молитвами и ходатайством пред Сыном Своим. Если мы иногда молимся Богородице: «не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице», то этим нисколько не отвергается молитвенное ходатайство о нас прочих святых угодников. В данных словах церковной песни мы выражаем только мысль о преимущественной силе и важности молитвенного ходатайства Богоматери пред ходатайством святых. Укоряющим нас за то, что мы почитаем многоразличные иконы Богородицы, каковы: икона Казанской Божией Матери, Смоленской, Тихвинской, Козельщанской и другие, скажем, что все эти наименования не означают многих богородиц, как думают сектанты. Мы почитаем одну Богородицу – Приснодеву Марию. Но так как Она являла благодеяния людям чрез многие Свои иконы, находящиеся в различных местах, то отсюда и произошло чествование многоразличных Ее икон, получавших Свое название от тех мест, где они, по благоволению Владычицы, прославились чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Или Тихфин Богородицкий Успенский Большой мужской 2 класса монастырь, находящийся в Новгородской Епархии при уездном городе Тихвине и реке того же имени. Основан в 1546 году по повелению Государя Царя Ивана Васильевича и по случаю явления Иконы Божьей Матери над рекой Тихвинкой, по которой и наименована Она Тихвинской, а монастырь Тихвиным или Тихвинским. Чудотворная Икона Пресвятой Богородицы явилась в лето 6801 (1383) Июня 26 дня при Великом Князе Димитрии Иоанновиче, при Митрополите Московском и всея России Пимене и при Архиепископе Новгородском Алексие, прежде на Ладожском озере, а потом при реке Тихвине 86 . Место, на котором ныне стоит монастырь, прежде было необитаемо и покрыто лесом; но во время Великого Князя Московского Василия Иоанновича, по явлению Иконы Божьей Матери, Архиепископ Новгородский Алексий Княжеским иждивением соорудил каменную церковь , а Преосвященный Серапион, Архиепископ Новгородский, освятил оную во имя Успения Пресвятой Богородицы Августа в 15 день 1515 года, и определил к ней Священника с причтом. Потом в 1546 году, Января 1 дня, посещая это место, Государь Царь Иоанн Васильевич возымел великую веру к оной Иконе Богородицы; увидев же, что церковь управляема была мирскими Священниками на протяжении 177 лет, повелел устроить монастырь с Настоятельством Игуменским, и тогда же в этот сан произведён некто Кирилл. С того времени тщанием Настоятелей и усердием доброхотнодателей постепенно устроена была обитель сия: но кроме церквей и некоторых келий здания все были деревянные. Уже в 1747 году Государыня Императрица ЕЛИСАВЕТА ПЕТРОВНА, после посещения своего оной обители возвратившись в Санкт-Петербург, благоволила прислать на ризницу и на престольные одежды материи и указала от 4 Марта того же года в Тихвинском монастыре вместо деревянной сделать каменную ограду; почему и прислан был из Кабинета при Указе за подписанием Барона Черкасова Архитекторский помощник с двумя учениками снять план и отыскать места для делания кирпича. Но намерение это не было тогда произведено в действие и оставалось без исполнения до времён Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II и Государей Императоров ПАВЛА I и АЛЕКСАНДРА I. Щедротами Их Высокомонаршимии доведена она до настоящего цветущего состояния своего так, что и внутренним, и внешним благолепием может равняться с первейшими монастырями Российскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1687 г. в О. В. м. были возведены деревянные Введенский храм, кельи, ограда. Чтимая икона Введения во храм Пресв. Богородицы была привезена в Орёл для строящегося мон-ря из Карачева. 22 янв. 1692 г. Ф. Телегин передал обители «по душе своей и на поминовение родителей своих, на Орле городе, за рекой Орлом, подгуменное свое место» (50×30 саж. земли). 2 июня 1693 г. после ходатайства игум. Евдокии указом царей Иоанна и Петра Алексеевичей О. В. м. был наделен землями, располагавшимися в окрестностях обители. Вскоре подьячий Орловской приказной избы И. Е. Оловянников передал О. В. м. земли под монастырский огород, а 20 авг. 1694 г. подьячий С. Иевлев - 3 лавки в торговом ряду ( Пясецкий. 1896. С. 9-12). Сохранилась переписная книга мон-ря 1701 г. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Кн. 58. Л. 664 об.- 667). На момент переписи в обители находились деревянная одноглавая Введенская ц., колокольня с 5 колоколами, игуменская келья «с комнаткою» и 17 монашеских келий. О. В. м. был огорожен деревянным забором. Имелась небольшая б-ка (26 богослужебных книг), в монастырском архиве хранились 3 грамоты (Там же. Ф. 281. Оп. 1. 8572, 8578, 8588). В 1701 г. вместо 3 лавок в торговом ряду отмечена одна лавка «о трех затворах». О. В. м. отдал ее «в пользование» посадским людям Миките Гуляеву, Миките Иванову и Ивану Суслову, к-рые платили обители за ее аренду по 10 р. в год. Мон-рь, судя по всему, не имел крепостных крестьян и не получал жалованья - ни хлебного, ни денежного. Насельницы зарабатывали себе на жизнь рукоделием и питались «Христовым именем и мирских людей подаянием». К 1701 г. в обители кроме схиигум. Евдокии и казначеи Неониллы проживали 39 монахинь. Архиеп. Коломенский Никита в ответ на прошение настоятельницы 7 апр. 1703 г. выдал храмозданную грамоту на построение в О. В. м. каменной церкви. В 1703-1708 гг. на месте деревянной церкви 1687 г. был возведен одноглавый каменный соборный храм с теплым правым приделом во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, а позднее - со 2-м приделом во имя прп. Марона Сирийского (освящен 12 февр. 1772 в трапезной). К сер. XVIII в. церковь украшали иконы в серебряных и позолоченных окладах с жемчугом. Рядом с храмом возвышалась колокольня на 2 столбах (в 1768 разобрана, и в 1769 на ее месте на средства купца Г. И. Кузнецова возведена новая колокольня, к-рая вскоре обрушилась, под обломками погибла монахиня). Согласно плану Орла 1728 г., вокруг монастырского храма прямоугольником стояли деревянные кельи с сенями, крытые дранью (в 30-х гг. XVIII в. было 23 кельи). В 1744 г. имп. Елизавета Петровна , посетившая Орёл по пути в Киев, пожаловала настоятельнице (1723-1745) игум. Анфисе (Переверзевой; † 1745) на постройку келий и ремонт ограды 500 р. По описи 1753 г., в мон-ре имелось 30 деревянных келий, в вост. стене находились св. ворота с ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1769-1770).

http://pravenc.ru/text/2581557.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010