Большие озера - Ладожское и Пейпус, Нарвская область, тридцать миль обширных болот и сильные крепости отделяют нас от него; у России отнято море, и, Бог даст, теперь им трудно будет перепрыгнуть этот ручеек”. Исход православных с отданных шведам земель продолжался и в правление глубоко верующего Царя Алексея Михайловича (1645 - 1676 гг.), прозванного народом за доброту и миролюбие Тишайшим. Во время его самодержавного правления и свершилось обретение Россией иконы Пресвятой Богородицы именуемой “Стокгольмская”. О Государе историк В.О.Ключевский писал :“Он был образом набожности...Это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства”. Верный защитник православных подданных, усмотрев в бегстве из Ижорской земли и Корельского уезда десятков тысяч крестьян, (в 1649 году Россия заплатила 190 000 рублей за 50 тысяч перебежчиков), волю народа жить на исконных русских землях, возобновил в 1656-1658 гг. войну со Швецией. По завершении войны русские купцы успешно торговали со Швецией, подолгу там жили. Конечно же, они тосковали по родному дому. Среди них были и тихвинцы. Они не забывали свой град Тихвин с золотыми куполами церквей, колокольным звоном и дорогими сердцу образами святых икон. Как повествует предание, однажды, придя за товаром к шведу Фоке, тихвинские купцы увидели знакомый образ. Это была икона Богородицы тем же подобием, что и Тихвинская, только меньшего размера. Горячо молились они, глядя на дорогой образ, и с тех пор стали приходить к Фоке постоянно. Прошло время, и дошла до Тихвина молва о том, что у шведа в Стохолмах (Стокгольме) обретается икона Тихвинской иконы Божией Матери “зело чудного письма”. И затосковала душа у каждого тихвинца - святыня в плену у иноверцев. Каково же быть на чужбине Пресвятой Богородице Заступнице? И решили купцы икону выкупить. Говорят, нелегко было уговорить Фоку. Но в итоге, из-за боязни потерять выгодные торговые связи, он согласился, запросив 100 золотых монет.

http://pravicon.com/info-806

Более подробно об истории Рогожской слободы - духовного и административного центра РПСЦ - можно прочитать в статье Д.А. Урушева " У Рогожской заставы " и книге Макарова " Очерк истории Рогожского кладбища в Москве " . Храм в стиле русского классицизма, увенчанный ротондой с куполом и крестом, с желтой окраской; выстроенный в 1790-1792 годах по проекту выдающегося зодчего М.Ф. Казакова, имеет приделы: во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Высота купола 43 метра. Внутри храм расписан палехскими мастерами, трудившимися над фресками более 10 лет. Основными и главными святынями храма являются иконы. В храме собрано более 1500 икон древнего византийскаго письма различных школ живописи, существовавших на Руси в период XV-XVIII вв. В пятиярусном иконостасе собора находятся 318 икон, подобранных и пожертвованных из различных храмов и моленных, а также из личных собраний старообрядцев. Справа от царских врат в нижнем ярусе находится икона с поясным изображением Спасителя из Деисусного чина XV в. школы Андрея Рублева. Своеобразно «визитной карточкой» храма является уникальное по размерам для той эпохи паникадило весом 3 тонны (бронза, серебро, золото), которое освещается восковыми свечами по двунадесятым и иным великим праздничным богослужениям. Не менее уникальна деревянная лестница, которой, как и храму, 213 лет. По краям несущих столбов храма располагаются церковные знамена - хоругви - дар старообрядческих общин Рогожской общине в ознаменование распечания свв. алтарей в 1905 году. В храме находится местночтимая икона Тихвинской Божией Матери. По сложившейся традиции к этой иконе прикладываются перед таинством причащения. Слева за стеклом находятся наиболее древний иконы нашего храма: св. Парасковия Пятница XIV в. Новгородских писем. В Покровском храме почти нет икон, которые были написаны специально для него. В основном иконы были пожертвованы благочестивыми прихожанами, попечителями храма. В разные годы попечителями были купцы Рябушинские, пожертвовавшие немало древних образов храму, среди которых икона с «оглавным» изображением Спаса Эммануила - школы Андрея Рублева XV в. Даром одного из известнейших меценатов середины XIX в. Козьмы Терентьевича Солдатенкова являются иконы Строгановской школы живописи XVII в. Среди авторов икон знаменитый царский иконописец Никита Павловец, принятый в Оружейную палату в 1668г. Здесь его икона с поясным изображением св. Николы чудотворца, а также миниатюра с житием преп. Сергия Радонежского. Не менее известен иконописец той же Оружейной палаты Прокопий Чирин. Здесь его иконы Спаситель на престоле с припадающими Макарием Исповедником и св. муч. Иоанном-мучеником и Богоматерь с предстоящими св. Григорием Богословом и св. муч. Никитой воином.

http://sobory.ru/article/?object=03402

В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют). Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и. С. П. Заиграйкина Иллюстрации к «Сказанию...» о Л. и. «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию...» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Никольская церковь имеет в вышину 37 арш., в длину простирается на 40, а в ширину на 18 арш., высота колокольни, непосредственно соединенной с церковью, равняется 19 аршинам. Первоначально как церковь, так и колокольня крыты были тесом, но в 1811 г. на них тесовая кровля заменена уже железною. В 1878 г. вокруг церкви устроена была каменная с чугунною решеткою ограда, на восточной стороне которой находится каменная же часовня. Находящийся в настоящей церкви трехъярусный иконостас, как гласить предание, куплен был в одном из Коломенских монастырей и в полном составе перенесет в Макшеево. Иконостас этот, кроме древности находящихся в нем икон, хотя не раз возобновленных, обращает на себя внимание тем, что в нем по обе стороны царских врат на довольно высоких пьедесталах помещены две резные из дерева фигуры в рост человека, изображающие Моисея и Аарона весьма искусной работы, а также храмовая - резная же из дерева - икона Святителя Николая в архиерейском облачении, с мечем в правой руке и градом в левой, с серебряною на голове митрою, на которой изображены: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, припод. Сергий и митрополит Алексий. Митра с находящимися в ней разными каменьями весит 4 фунта 53 золотника. Изображение Святителя имеет в вышину 2 аршина, а в ширину не более 3 четвертей. Кроме того, на северной стене настоящей же церкви находится икона Тихвинской Божией Матери «истинное изображение и мера», как гласить надпись, «чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы, писана в 1762 году Августа месяца». Мерою эта икона в вышину аршин с четвертью, в ширину 15 вершков. Иконостасы в приделах устроены были в 1857 г. Московским купцом Куровым, причем ветхия иконы, бывшия в прежних иконостасах, были вынесены и заменены новыми; но в правом приделе сохранилась икона Иоанна Предтечи, в серебряно-вызолоченном окладе, мерою не болеее 15 вершков, найденная, по народному преданию, в пепле сгоревшей в Ворыпаеве Предтеченской церкви крестьянином дер. Надеевой. В находящейся при Никольской церкви библиотеке, состоящей из 135 названий книг религиозно-нравственнаго содержания, приобретенных в разное время на счет церкви, - особенно замечательных по древности не имеется. Земли при сей церкви, состоящей во владении причта и отмежеванной 11 июля 1767 г., писцовой, состоит: усадебной 2 дес. 1466 кв. саж., пахатной 11 дес. 347 саж., луговой 3 дес. 619 кв. саж. В дополнение к ней в том же 1767 г. причту отмежевано было 19 дес. 491 саж. из дач дер. Афанасьевой и Андреевой. Неприкосновеннаго капитала при Никольской церкви имеется в количестве 1549 рубл., капитал причта не превышает 600 руб.

http://sobory.ru/article/?object=46872

По этому случаю и празднование иконы Божией Матери " Утоли моя печали " положено по разрешению Платона митрополита Московского каждогодно 31 августа. При этом службы отправляются по храмовой главе и пред литургиею совершается водоосвящение и праздник бывает в селе Суханово трехдневный. Икона Божией Матери " Казанския " , что за левым клиросом поставлена московским купцом Василием Андреевичем Андреевым в 1858 году без ризы в медном венце. В благодарность Царицы Небесной от избавления от смертной опасности его, Андреева, при болезни, возложил он на сию икону сребропозолоченную ризу весом 7 фунтов 26 золотников и к ней лампаду сребропозолоченную с эмалью весом, примерно, 2 фунта, с устройством деревянного иконостаса сплошь позолоченного. Благотворение совершено и окончено 23 марта 1892 года. Икона Великомученика и целителя Пантелеймона в золоченом отливе с сребропозолоченным венцом и к ней лампада сребропозолоченная весом 2 фунта 18 золотников с эмалью с устройством деревянного иконостаса сплошь позолоченного. Пожертвована московским купцом Василием Андреевичем Андреевым 7 ноября 1892 года в память чудесного спасения Государя Императора Александра Александровича и Августейшего Его семейства 1888 года октября 17 дня на станции Барки Азово-Харьковской железной дороги. Икона Божией Матери " Тихвинския " , храмовая, местная в приделе иконостаса, принесенная из упраздненной церкви в селе Богородском - Спирове тож, явившая благодатную помощь во время морового поветрия в 1771 году. Тогда была возложена серебряная вызолоченная риза на сию икону и в семидесятых годах XIX века явлены были милости Царицы Небесной во время холерной эпидемии и падежа скота.Икона Святого Благоверного Великого князя Александра Невского в особом иконостасе, украшенном позолоченной резьбой в трапезе у левой стены. На иконе позолоченная медная риза. Пожертвована крестьянином деревни Лопатина, впоследствии московским купцом Феодором Ивановичем Шершековым в память освобождения крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1861 года.

http://sobory.ru/article/?object=42270

Четырехъярусный иконостас, с тонкою золоченою резьбою, на светло-яблочном грунте, по общему очертанию главных линий и расположению икон, есть подражание древнему вкусу; но все орнаменты его относятся к стилю возрождения и лишены византийской характерности. Иконостас сей не тот, который понравился императрице Елизавете Петровне более Тихвинского. Из описи, составленной по указу преосвященного Феофана, вице-президента св. Синода, видно, что тот иконостас был чрезвычайно богат и оригинален: царские двери, сень, столбцы были писаны на золоте, сребро-вызолоченные оклады находились по всемъ поясам иконостаса. Устроение нового иконостаса, как видно из дел монастырских, сделано по особенному представлению настоятеля в 1818 г.: " Теперь иконы различной величины, писал настоятель, поставлены на поперечных брусьях, щитом в пять ярусов, без рам и украшений " . Очевидно, все прежнее, что нравилось императрице Елизавете в иконостасе, по своей красоте и богатству постоянно ветшало и уничтожалось. В счетах монастырских за 1819 г. уже видны разные уплаты за этот иконостас, как например, резчику Волкову 2 900 руб., позолотчику Ярославцеву 4 700 руб. и др. Первый ярус иконостаса представляет на антаблементах, украшенных фестонами полотенец, ряд витых колонн, между коих широкие пространства заняты направо от царских врат иконою Живоначальной Троицы, с чудесами, с золочеными венцами и низаными жемчугом ожерельями; далее икона Спасителя с предстоящими московскими и новгородскими святителями. Эти иконы можно признать образцами прекрасного древнего иконописания. В описи 1732 г. они значатся, но их можно отнести к предшествовавшему веку и, вероятно, устроены для храма строителем его митрополитом Корнилием. На южных дверях архидиакон Лаврентий, а возле, на завороте стены, икона преподобного Мартирия, основателя Зеленецкой обители. Налево от царских врат, икона пресвятой Богородицы Одигитрии, не богатая украшениями, с позлащенными венцами, с простыми камнями, убрус и два ожерелья жемчужные, далее - икона Сошествия Св. Духа на апостолов; на северных дверях архидиакон Стефан, возле, на завороте стены, преподобный Александр Свирский. Все эти иконы относятся к старому времени.

http://sobory.ru/article/?object=05245

Небольшие размеры храма, камерность и уютность интерьера,- все это призвано не вызывать чувство восхищения и торжественности, а скорее успокаивать и утешать молящегося (в некоторых старинных источниках храм носит название «Всех скорбящих Утешение»). В храме пребывает чтимый список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Эта святая икона впервые прославилась в 1688 году в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке, где хранилась с давних пор, исцелением Евфимии, родной сестры Патриарха Иоакима. Немалый интерес представляет и Тихвинская икона Божией Матери, оклад которой мастерски вышит бисером неизвестными мастерицами. К числу святынь храма относится икона великомученика и целителя Пантелеимона с частью мощей святого. Иконостас храма написан в 1878 году. Стены храма были расписаны известным рязанским иконописцем Николаем Васильевичем Шумовым. Возле храма погребен епископ Борис (Скворцов), возглавлявший Рязанскую епархию с 1965 по 1972 год. На территории Скорбященского кладбища расположена часовня в честь святой блаженной Любови Рязанской, над местом, где она была погребена. В годы Великой Отечественной войны на Скорбященском кладбище хоронили умерших в госпиталях Рязани раненых. Позже на кладбище был сооружен мемориал, посвященный воинам-героям Великой Отечественной войны. Источник: http://www.ryazeparh.ru/ Скорбященская кладбищенская церковь, за чертой города (бывшей), близ Ряжской (Есенина) улицы. До конца 1940-х годов к Скорбященской кладбищенской церкви, которая находилась за городом, мимо Введенского храма (ныне от пл. Мичурина) шли люди пешком и ежедневно медленно проезжали 2-4 траурные процессии на телегах, санях - позже на грузовиках с откинутыми бортами, покидая выводившую к городскому погосту мощёную Курганскую (Маяковского) улицу. После 1917 года Скорбященская церковь оставалась единственной в городе Рязани не закрытой новыми властями в " Астраханской " части города. Скорбященская церковь с одною главкой на высоком куполе и с колокольней построена каменной в 1807 году с главным престолом в честь Пресвятой Богородицы " Всех Скорбящих Радости " .

http://sobory.ru/article/?object=07116

В 1853 году в Успенской церкви произошло важное для истории монастыря событие: святителем Филаретом Московским был совершен особый чин основания монашеского общежития. До этого Николо-Угрешский монастырь назывался особножительным. Монахи, проживавшие разобщенно, часто оказывались весьма далеки от возвышенных идеалов православного подвижничества. Учреждение общежития, осуществленное трудами преподобного Пимена Угрешского, ознаменовало собой начало нового славного этапа в жизни монастыря, ставшего центром духовности и распространения аскетических традиций монашества в Московском крае. Во время гонений на Церковь после революции 1917 года Успенский храм, в котором и тогда шли богослужения, был одним из последних прибежищ угрешских иноков. В 1926 году Успенскую церковь, как и другие храмы обители передали колонии «Красный детский городок». В после военные годы на первом этаже здания Успенского храма размещалось отделение милиции поселка им. Дзержинского, а на втором – начальная школа. В 60е годы верхний этаж был приспособлен под квартиры, а нижний – под складские помещения. В результате здание пришло в плачевное состояние: фасады утратили свой привлекательный декор, стены разрушились подвоздействием сырости, интерьеры были до неузнаваемости изменены перегородками. В 1985 году по настоятельным требованиям общественности города Дзержинского НПО «Союз», на балансе которого находился комплекс Николо-Угрешского монастыря, выделило средства для реставрации Успенского храма и Государевых палат. Работу вели сначала Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, а с 1987 года «Спецпроект реставрация». Были укреплены фундамент и стены здания, на южном фасаде частично восстановлен декор XVII века. В храме была освобождена из-под слоя побелки стенопись XIX века и воссоздана лепнина. Чтобы возродить Успенский храм, жители древ ней Угреши регулярно выходили на субботники. В 1990 году Николо-Угрешский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.19 декабря 1990 года в день памяти Святителя и Чудотворца Николая впервые после долгого перерыва наместником монастыря архимандритом Вениамином (с 2003 года епископ Люберецкий, викарий Московской епархии) в приделе Успенского храма во имя преподобной Марии Египетской было совершено богослужение. 1 мая 1991 года храм Успения Пресвятой Богородицы был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Его Святейшество передал возрождающейся обители написанную в XIX веке Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. Эта икона – список с чудотворного образа, явившегося на Руси в XIV веке, – находится в киоте у южной стены Успенского храма рядом с иконостасом. Икона украшена посеребренной чеканной ризой и драгоценными приношениями прихожан свидетельствами глубокого почитания образа. Известны многочисленные случаи благодатной помощи, полученной по молитве перед этой иконой. В 1994 году был восстановлен иконостас Успенского храма, а в 1996 году – иконостас придела во имя преподобной Марии Египетской.

http://sobory.ru/article/?object=08089

В 1764 г. монастырь был упразднен, и церковь его обращена была в приходскую. Приход этой церкви образовывался постепенно. Из метрических книг 1780 г. видно, что приход состоял первоначально из команд инвалидной и пожарной и некоторых чиновников: в 1782 к нему присоединена была половина Кораблиной слободы, в 1797 г. часть Рождественской слободы, в последующее время Конная слобода и Ендовище. Всех прихожан в настоящее время в приходе числится: городских обывателей м. п. 187 и 224 ж. п. Приходский храм во имя Успения Божией Матери, каменный, с такой же колокольнею; в храме есть придел во имя Тихвинской Божией Матери. Когда построен этот храм, сведений не имеется, но, несомненно, он построен был ранее 1753 года, что ясно из надписи на Евангелии, имеющемся в храме: „сие святое Евангелие приложено вклад в Успенский монастырь в придел Тихвинской Божией Матери, что в граде Епифани 1753 года”. Существует ли храм в своем первоначальном виде, или подвергался капитальным изменениям, при возобновлении его в 1835 году, сказать нет возможности. В 1873 г. ветхий иконостас храма был возобновлен на средства доброхотных людей. Особенно чтимая икона храма - древний образ Успения Божией Матери. На содержание храма имеется капитал в билетах на сумму в 2852 р. 50 коп. Причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта получаются % с вкладного капитала в 2011 р. 35 к. ) Зверинский. Материал для историко-топографического uccлeдobahiя о монастырях, ч. II, стр. 382, 1302. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., г. Епифань, стр. 284 Комментарии и обсуждение До 2020 года являлся подворьем Троице-Сергиевой лавры, преобразован в подворье Аносина Борисоглебского ставропигиального женского монастыря. 6 сентября 2020. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02140

Церковь Николая Чудотворца в Рылееве — сравнительно редкий тип храма, связанный исключительно с усадебным строительством. Со второй половины XVII до середины XIX века село принадлежало семье Шиповых, один из членов которой, Яков Яковлевич Шипов, в 1817 году заказал сохранившуюся до наших дней Никольскую церковь с приделами Троицы и Тихвинской иконы Богоматери. Церковь в стиле позднего классицизма была построена на месте двух обветшавших деревянных храмов. В начале ХХ века приход церквей составлял 1002 человека из 17 селений. Досточтимые местные святыни — иконы святителя Николая и семи святых отроков Эфесских. Вот какую информацию можно найти в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах Костромской Епархии 1911 года» о реликвиях Никольской церкви: «Об иконе святых отроков и кресте с частицами святых мощей в церковной летописи сообщаются следующие сведения. Икона представляет собой половину большого металлического складня, найдена около 1790 года над сводами церкви вместе с другими вынесенными из церкви иконами по указанию болящей помещицы Бартеневой, которая, по внушению во сне, нарочито приезжала в село Рылеево, чтобы помолиться перед иконой семи святых отроков. С тех пор прихожане села Рылеева и окрестные жители других приходов, особенно женщины с больными младенцами, приходят в Рылеевскую церковь для молитв перед иконой святых отроков Эфесских. Небольшой (около 5 см.) крест со святыми мощами очень древний, был сначала фамильной домашней святыней урода Шиповых. После смерти помещицы Агрипины Яковлевны Шиповой в 1854 году крест был передан её родственниками с церковь села Рылеева. Крест помещается теперь в одном киоте с иконой святых отроков и, при служении молебнов с водоосвящением, погружается в освящаемую воду, которую богомольцы берут в свои дома для употребления больными.» В Богородицкой церкви находилось 3 престола: в честь Пресвятой Троицы; в честь Тихвинской иконы Божией Матери; в честь Святителя Николая Чудотворца. При церкви находилась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=24128

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010