Святыни: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери (находилась в Историческом музее), резная Влахернская икона Божией Матери, святые мощи преподобного Александра Пересвета и Андрея Осляби (под спудом). www.starosimonovo.ru На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. Автор надгробия - московский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из " Задонщины " : " Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую " . Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г. При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, у стен одного из древнейших московских храмов, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки разбитых в 1930-е гг. колоколов. На колокольне, воссозданной в 2006 году, установлен колокол «Пересвет» — дар Брянской области. Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро, он строился 26 лет. Заложенный в 1379 году, он был окончен и освящен в 1404 году. Все время, пока он строился, иноки, переселившиеся на жительство в новое место, не могли прервать своего общения с прежним храмом Рождества Богородицы и постоянно должны были ходить к Богослужению в этот храм. По окончании постройки Успенского храма церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий тех немногих старцев, которые не пожелали покинуть своего первоначального места уединения.

http://sobory.ru/article/?object=03312

Беляев, 1863, с. 122; ИАК, 1909, с. 184; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 120, 368; Антонов, Щелков, 1993, с. 46-53. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». - М., Наука, 2000, с. 485-486 Успенская церковь с. Наволоков зданием каменная, с такою же колокольнею и оградою, построенная в 1785 г. на средства помещика Ивана Михайловича Колошина с приходскими людьми. Кладбище в полуверсте от церкви, обнесено каменною оградою. Престолов три: в честь Успения Божией Матери, св. Николая и св. благоверного князя Александра Невского. Достопримечательности церкви: местно чтимая, как чудотворная, икона Успения Божией Матери, древняя, греческого письма, в серебряной ризе; 60 частиц св. мощей, хранящихся в золоченом футляре за стеклом, дар рода князей Долгоруких; икона св. Николая, живописной работы, в серебряно-позолоченной ризе, дар императрицы Александры Федоровны; Тихвинская икона Божией Матери, фряжского письма, дар императрицы Марии Александровны, на последние две иконы при церкви хранятся официальные письма за 333 и 1810; кипарисный крест с частицами св. мощей, дар князя Александра Долгорукова. Причт: священник, диакон и псаломщик. Жалование от казны священнику 105 руб. 84 коп. и псаломщику 35 руб. 28 коп. (диакону не положено), идут проценты с общего причтового капитала в 5970 руб. 81 коп. Причт получает 480 руб. в год арендной платы за 3 десятины церковной причтовой земли, отданной в аренду с разрешения начальства. Земли церковной в пользовании причта состоит: усадебной 1780 кв. сажень, пахотной 33 десятины, сенокосной 1270 кв. сажень, кроме того, есть 1 десятина 544 кв. сажени земли, пожертвованной священником Любимоградским. План и межевая книга есть, документы на дарственную землю также есть. Прихожан 968 муж. пола и 1143 жен. пола. По роду занятий приход смешанный: сельскохозяйственный и фабричный, приходских селений 20, дальнейшие из них в 7 верстах от церкви. В с. Наволоках 2 двухклассные школы: церковно-приходская и министерства народного просвещения, кроме того, в приходе 1 одноклассная земская школа.

http://sobory.ru/article/?object=04030

Иконостас Успенского собора, написанный в 1404-1405 гг., находится в домовом Благовещенском храме Московского Кремля. В его создании принял участие симоновский иконописец Максим Грек, вполне мог быть причастен Андрей Рублев. В нижнем ярусе иконостаса находились замечательные по своей древности иконы: Успения Богоматери, Живоначальной Троицы и Тихвинская икона Божией Матери; в нем же хранилась Симоновская Казанская икона Богоматери. В местным ряду была икона Вседержитель, которой Сергий благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Ее отличало древнее письмо образа, богатое украшение и створчатый походный киот, в который он был вложен. В период с 1405-1433 гг. был основан Преображенский придел. Из грамоты 1447 г. узнаем, местоположение Преображенской церкви - “на полатех”, говорит о том, что она находилась в каком-то архитектурном пространстве - в соборной Успенской церкви, что могло быть только внутри конкретного здания, а не в монастыре вообще. Исследователи Симонова монастыря понимают под термином “полати” либо хоры, либо подклет. В 1415-62 гг. устроен Васильевский придел“на полатех” (хорах) в Успенской соборной церкви (или церкви Спаса Преображения?) и существовал до середины XVI века. В Успенской церкви было 3 престола. В 50-е годы XV в. (середине - второй половине XV в.) или более раннее время - 1477 г. после постройки церкви колокольни И.Г. Ховрин перенес Спасо-Преображенский престол, находившийся - “на полатех” Успенской церкви, в созданный храм Спаса Преображения... Успенский собор был капитально перестроен в 1543-1549 гг. Видимо, старый собор 1405 г. к этому времени обветшал и был заменен новым, возможно, возведенным на старых фундаментах. Под кровлей собора П.Н. Максимов обнаружил сохранившиеся старые части, которые позволяют реконструировать древние формы его верха. Для подсобных работ к этой по строй созывались вотчинные симоновские крестьяне, освобожденные на срок с 1543 по 1549 гг. Исследуя строительные материалы, примененные в соборе, П.Н. Максимов установил, что собор был памятником одного строительного периода; размер кирпича и характер кирпичной кладки подтвердили, что время его сооружения должно быть отнесено к 1543-1549 гг. Однако В.П. Выголов установил, что в 1543-1545 гг., когда строилась новая «церковь под колоколы», старый собор 1379-1405 гг. еще существовал. В итоге он пришел к выводу о возведении собора в 1546-1549 гг. Длина храма с алтарем и папертью стала 15 саж., ширина 16 саж., в шина с крестом 25 саж.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г. по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской. О каменной соборной церкви Успения, что и поныне украшает обитель, надо сказать особо. Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое. Строительство собора, грандиозного по тому времени для отдаленных, порубежных мест, имело государственное значение. Храм был свидетельством особого отношения великих князей к святыне, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с всемирной христианской историей. Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство. Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России. Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры. При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584  г. царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора — жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы. Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

http://patriarchia.ru/db/text/689671.htm...

«Церковь построена квадратная одноэтажная. Абсида церкви с одним полукружием. В вышину церковь имеет 15 аршин, в длину 8 аршин и ширину – 9 аршин, обмер был внутри церкви без стен. Церковь построена из кирпича и цоколь ее из белого камня. Стены выкладены все сплошною кладкою из кирпича и сохранились в своем виде, имеют железные связи. Наружные стены были вовсе гладкие, а в недавнее время по штукатурке сделаны отборки и кой-какие украшения из алебастра. Карнизы есть и тянуты в недавнее время из алебастра. Кровля на сводах церкви на четыре ската железная и окрашена краскою, кровля старая и ничего замечательного больше нет. Фонарь на сводах глухой цельный без украшений. На церкви глава одна, покрыта вгладь белым железом. На церкви крест медный позлащен, осьмиконечный без украшений и без цепей. Окна в церкви обыкновенные продолговатые, в алтаре их всего три в 8 стекол, отливы небольшие и внутрь и наружу с железными прутовыми без перемычек решетками, без всяких украшений и без затворей. В церкви устроены три двери железных с вычурными петлями. Паперть устроена с одной стороны и никаких надписей нет. Абсида плиты и больше ничего нет. Клиросы устроены деревянные, окрашенные белой краскою, без особых украшений. В иконостасе и в алтаре древних икон нет, а за левым клиросом, на особом постаменте находится икона Божией Матери Тихвинская древнего греческого письма в сребропозлащенной ризе чеканной работы, весом 10 фунтов. На ризе чеканная надпись «истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Одигитрии Тихвинския». Есть крепкое народное предание, что икона эта находилась прежде в образной устроителей храма Рождества Христова – гг. Думашевых. Икона находится в дубовом кивоте за стеклом и во всякое время особенно чествуется прихожанами. Сосуд серебряный (Св. Потир) вызолочен, на нем все святые изображения и уборка отличной граверной работы: в середине – Господь Вседержитель, далее – Божия Матерь, Креститель Иоанн, святые архангелы Гавриил и Михаил, а на поддоне в особых небольших клеймах с чернетью – Св. Страсти Господни. По краям сосуда вверху вязью вырезано «Пийти от нея вси во оставление грехов», а внизу на поддоне вязью также вырезано «Сей сосуд устроен в церковь Всемилостиваго Спаса Происхождения Честнаго Креста в подмосковную вотчину в село Окатово, стольника Якова Ивановича Лобанова-Ростовского, лета 7202 (1694) года, сентября в 1-й день»; на особом месте – «Резал мастер Василий Андреев». К Потиру – Дискос, Звездица, два блюдца и Лжица, все – работы одного мастера, серебряные, позлащены, весом 4 фунта. Есть еще два креста напрестольных серебряных чеканной работы, с отливными Распятиями и вверху, над Главою, особым венчиком, серебряным, без пробы, работы незавидной.

http://sobory.ru/article/?object=08226

является статуя Богоматери, находящаяся в Доме Богородицы в итальянском городе Лорето. Эта связь установлена Андреем Александровичем Титовым в начале XX века. В России сказание о Лоретской Богоматери известно с XVI века, а непосредственным иконографическим источником иконы «Прибавление ума» послужили гравюры с изображением лоретской святыни. Хотя в отличие от этой иконы, там Богородица изображена с Младенцем. [ 2020-04-26 21:21:41 ] qwerty : " это икона католическая и посвящена какому-то святому, " икона посвящена Мадонне Мадонна — в христианской традиции мать Иисуса Христа (недогматическое наименование Девы Марии), а также живописное или скульптурное её изображение (Материал из Википедии — свободной энциклопедии) В клеймах явления и чудеса от изображения Мадонны разные люди нет нимбов для прмера Владимирская http://pravicon.com/image-432 http://pravicon.com/image-456 в клеймах история и чудеса Казанская http://pravicon.com/image-1130 Тихвинская http://pravicon.com/image-2332 http://pravicon.com/image-2333 [ 2020-04-28 13:44:21 ] larisskin : Да, qwerty, соглашусь, что икона посвящена Богородице, так как пресвятой Образ Её занимает главное центральное положение. Про католичские корни уже упоминала. [ 2020-05-02 18:42:34 ] larisskin : Христос Bockpece,luskaPem и qwerty! Хотела поделиться ещё одним соображением. По форме этот Образ Богородицы, конечно, близок Лоретской и Прибавление ума, именно по пирамидальной форме облачения. Но по сути, принципиально иной Образ, так как на вышеназванных образ именно Богородицы, Матери Божией с Богомладенцем, а здесь Дева Мария до момента Благовещения либо в момент Благовещения, то есть вариант темы Благовещение, которая ярко отражена на иконах Умиление, Остробрамская. И получается, что здесь форма от Лореского Ораза Божией Матери, а содержание от Образа Умиление в момент Благовещения. И аналога такому варианту пока не удалось найти. [ 2020-05-02 18:45:36 ] larisskin : и ещё о сюжетном обрамлении: обратила сейчас внимание на сюжетную связь пока не всех, но некоторых эпизодов: такое ощущение что зднсь изображена ещё и итсрия воздвижения храма в честь Богородицы: ссначала здание без купола, потом здание в строительных лесах, потом с куполом (но кстати, без креста)

http://pravicon.com/unknown-2927

Судьбоносное явление Богородицы пришлось на праздник Пресвятой Троицы, поэтому обыденный храм на этом месте был посвящён Троице. Так же, Троицкой, - стала называться и Мухина гора. Четвёртый поход Иоанна Грозного окончился разгромом Казани и присоединением Казанского ханства к Руси. После победы царь, памятуя о своём обещании, пожаловал новому монастырю «множество пашни, лугов и лесу при реке Пьяне, и рыбные ловли в последней», и обещал прислать из Тихвина икону и монахов. Копия чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, написанная по повелению Грозного, была отправлена из Тихвина в сопровождении иеромонаха Иова, диакона Серафима и клира Тихвинского монастыря в числе 10 человек. Икона прибыла на Троицкую гору 26 июня 1576 года. Именно этот день стоит считать датой образования Пьяно-Грозненского монастыря. За этим последовал указ о проведение ежегодной ярмарки около монастыря 26 июня. Церковь, сооружённая Грозным, сгорела в 1610 году от молнии, но икона Тихвинской Божией Матери осталась невредимой. После этого боярин Ю.Ю. Бахметев построил деревянную церковь Успения Богородицы и был при ней похоронен. В 1645 году на средства его сына, Ивана, воздвигли каменный храм в честь Пресвятой Троицы. Первый настоятель монастыря, иеромонах Иов, прославился молитвенными подвигами, за которые ему были явлены чудесные видения и дар прозорливости. В 1605 году царь Борис Годунов, узнав о человеколюбии Иова во время свирепствовавшего голода, прислал в дар монастырю церковную утварь и ризы. 20 мая 1637 года Иову во сне явилась Божия Матерь с Николаем Угодником, повелевшие ему соорудить на родниковой горе, около Студенца, часовню в честь великомученицы Параскевы Пятницы. В последние годы жизни Иов принял схиму с именем Мины и удалился в урочище в полверсты от монастыря. Здесь он построил келью, в которой прожил молчальником пять лет. Почувствовав слабость здоровья, в возрасте 100 лет он вернулся в монастырь, где принял участие в строительстве нового каменного собора. Старик сам выполнял все строительные работы - месил раствор и носил камни. Накануне своей смерти он позвал к себе игумена Серафима, написал хартию и, запечатав ее пятью печатями, повелел положить с собой в гроб. Умер Иов в возрасте 110 лет 3 февраля 1646 года, о чём говорит трудночитаемая надпись на камне, оставшемся от надгробной плиты с его могилы. Вскоре вокруг монастыря стали появляться села - Ройка, Воронцово, Курбатово и другие. Развернулась и миссионерская работа – массово крестилась окрестная мордва.

http://sobory.ru/article/?object=12434

Кромской Успенский собор зданием каменный с таковою же колокольней. Построен собор на Городской площади, вместо бывшего собора на горе, искусственно образованной при защите г. Кром от врагов. Построен собор усердием и средствами прихожан, из которых особенно выделялся своим усердием Кромской купец Пётр Иванович Горбунов, ходивший для сбора пожертвований на храм с Чудотворной иконою «Страстной Божией Матери». В начале XIX столетия начали строить собор и строили его постепенно, в 1822 году он был совершенно окончен. В соборе три престола: в честь Успения Божией Матери, южный тёплый придел в память Покрова Богородицы, освящённый Епископом Никодимом в 1837 году, и северный придел во имя Св. Великом. Параскевы. В первоначальном виде Соборный храм существовал до 1871 года, но так как потребность распространения трапезного храма постоянно ощущалась, особенно зимою и в двунадесятые праздники при многолюдном стечении прихожан и богомольцев из других приходов, то поэтому в упомянутом выше году, по предложению местного протоиерея и стараниям церковного старосты Семёна Иванова, было приступлено к распространению храма с южной стороны; предел этот был освящен 12 мая 1872 года — в память Покрова Богородицы. После этого трапезный храм распространялся с северной стороны. В 1875 году началась работа, а в 1876 году 6-го ноября был освящён во имя Св. Великомученицы Параскевы. Из святых икон Соборного храма особенно почитается Страстная икона Божией Матери, а также чудотворная икона Великом. Параскевы. Церковной земли 143 десятины и 962 сотки. В приходе есть земская школа. Церковный причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Раскольников в приходе 76 муж. и 92 жен. К Кромскому Успенскому Собору приписана в настоящее время Тихвинская кладбищенская церковь. В.И. Агошков. Том 4. Кромская исповедь. Издатель «АВИО», пгт. Кромы Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=44930

- В Русской Православной Церкви есть множество чудотворных образов Божией Матери – Заступницы Русской земли. В центре России – в ее столице – сияет Владимирский образ Богородицы, южные пределы хранит и благословляет Иверская икона, с запада наши земли ограждают Почаевская и Смоленская иконы, а пределы севера и северо-запада нашей многонациональной Родины охраняет чудотворная Тихвинская икона Божией Матери . - 10 лет тому назад Вы стали губернатором Ленинградской области, а владыка Мстислав, высоко оценивший Ваши заслуги перед Тихвинской епархией, стал главой епархии. Так Сам Господь благословил симфонию церковной и светской власти. - Вступив в должность руководителя нашего региона, я сразу заехал в мужской монастырь, который был основан на берегу реки Тихвинки новгородским архиепископом Пименом в 1560 году по указу Царя Иоанна Грозного . Когда я приехал туда вновь, владыка сказал мне: «Вы помните, что ровно год назад, день в день, когда Вы стали губернатором, Вы были здесь и приложились к Тихвинской иконе? Это очень символично». А я не подгадывал специально, у меня сложный график был. С тех пор я по традиции приезжаю в престольный праздник помолиться у чудотворной иконы – нашей великой святыни, которая 640 лет назад явилась на реке Тихвинке, чтобы оберегать нашу землю и всех нас. Божия Матерь по-прежнему нужна людям как усердная Заступница. В день памяти Тихвинского образа к иконе приезжают монахи и монахини из разных монастырей, много паломников с детьми – и тихвинцев, и жителей Ленинградской области, и гостей из других регионов. В этом году торжества возглавили три архиерея – епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Кронштадтский Назарий и Высокопреосвященнейший митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, поблагодаривший владыку Мстислава и братию обители за то, что они бережно хранят Тихвинскую икону. Благодать Царицы Небесной изливается на всех, кто приезжает сюда. По Ее молитвам Господь подает здравие и долгоденствие, охраняет наше Отечество, помогает нашему воинству отстоять Истину, защитить мирных людей, как и в давние времена. Мы все молимся, чтобы Царица Небесная помогла нам одержать победу, которая непременно будет, потому что с нами Бог.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/18/...

1853. С. 141). В. В. Фомин считает, что это описание относится к более раннему периоду, возможно связанному с переписью 1563-1566 гг., поскольку отличается от содержания др. писцовой книги также за 1583 г.: «В Михайловском же погосте на Ладожском пороге монастырь, словят Новая пустыня Зеленая, на острову ставятся ново на черном лесу. А в монастыре церковь Троицы Живоначалной, другая церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы с трапезою, обе деревянные. В монастыре игумен Мартирий да двенадцать старцев. А около монастыря ограда деревянная, да за монастырем двор коровницкий да двор конюшенный. Пашни у монастыря нет» (Писцовая книга Обонежския пятины нагорние половины письма и дозору Ондрея Васильевича Плещеева, да подьячего Семейки Кузмина лета 7091 г.//ВОИДР. 1850. Кн. 6. Мат-лы. С. 98). Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. XVIII в. (Зеленецкий мон-рь) Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. XVIII в. (Зеленецкий мон-рь) В 1595 г. в Москве прп. Мартирий получил от царя Феодора Иоанновича жалованную грамоту, по к-рой обители предоставлялись «две выти земли и рыбные ловли на Ладожском озере с прилегающими угодьями» (текст сохр. в составе жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича от 16 февр. 1624, подтверждающей владения мон-ря - СПбФИРИ РАН. Ф. 172. 80). По пути в Москву, в Твери, прп. Мартирий воскресил умершего сына кн. Симеона Бекбулатовича отрока Иоанна. В благодарность князь пожертвовал средства на строительство в З. м. к северу от Троицкой ц. каменного храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери «Одигитрия» (освящен в сер. 1601). Прп. Мартирий составил завещание «Наказание к братии», к-рое должны были огласить после его кончины. Он наставлял своих духовных чад не покидать обитель, не принимать от царя земельные пожалования, советовал «от своих трудов питатися», не надеясь «ни на князя, ни на болярина» (Повесть о Мартирии. 1862. С. 38). Возможно, к 1595 г. взгляды прп. Мартирия изменились и он принял земли во владение обители от царя Феодора Иоанновича. Последние месяцы жизни прп.

http://pravenc.ru/text/199709.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010