Иконостас стоит на невысокой солее – в две ступени. Форма иконостаса треугольная, верхушку его венчает икона Святой Троицы. Состав иконостаса классический: в местном ряду разместили иконы святых великомучеников Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона, как одних из самых почитаемых святых. Всего икон тридцать. На четвёртом ярусе расположены иконы Божией Матери «На престоле», а по левой и правой стороне её - иконы ветхозаветных пророков Исайи и Иезекеиля. Святые архангелы Михаил и Гавриил находятся в третьем ярусе иконостаса, рядом с иконами Пресвятой Богородицы и Крестителя Господня Иоанна. Окружают Царские врата иконы Спасителя и Божией Матери «Оранта». На южных и северных вратах иконы святых: первомученика диакона Стефана и мученика архидиакона Лаврентия. Иконостасу гармонирует запрестольная икона «Великий Архиерей», выполненная местным иконописцем в том же византийском стиле. Икона большого размера, примерно 2х1,5 м и её хорошо видно, когда открыты Царские врата на восхищение всех прихожан. Храмовой иконой является икона святого великомученика Георгия Победоносца, написанная палехскими мастерами. Стены храма на высоте двух метров от пола отделаны однотонным гранитом. Пол также облицован шлифованным гранитом и имеет красивый мозаичный геометрический рисунок, изображающий круг. Около центра этого круга стоит аналой с праздничной иконой. Это создаёт особую правильность и красоту всему интерьеру храма. Вход в храм предваряет возвышенная паперть, а далее идёт большой притвор, который прилегает к внутреннему пространству храма и увеличивает его объём. Святыни храма: ковчег с частицей мощей Святого Великомученика и Победоносца Георгия; икона с частицей мощей святителя Димитрия Ростовского; икона с частицей мощей святителя Иннокентия Московского; икона с частицей мощей святителя Луки архиепископа Симферопольского; икона с частицей мощей святых мучеников Вифлеемских младенцев; икона с частицей мощей преподобного Долмата Исетского; икона с частицей мощей св. благоверного князя Петра Муромского; икона с частицей гроба свв. преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары; икона с частицей гроба преподобного Амвросия Оптинского; икона с частицей мантии преподобного Серафима Саровского; икона с частицей покрова с мощей святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца; икона с частицей гроба преподобного Германа Соловецкого. Украшением храма стала икона Божией Матери «Скоропослушница», которая была подарена храму. Икона была написана на святой горе Афон в 1895 г. и освящена в Свято-Пантилеимоном русском монастыре. Изначально эта икона находилась в одном из храмов Татарстана, когда начались советские гонения на Церковь, икону спасли верующие храма, сохранили ее и затем передали в дар Свято-Георгиевскому храму.

http://sobory.ru/article/?object=13195

Среди менее дорогостоящих икон И. массового производства нач. XX в.- работы в масляной технике на цветных фонах мастеров слободы Борисовки (ЦАК при образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде; БГИКМ, БГХМ - см.: Белгородский гос. худож. музей: Альбом. Белгород, 2009. С. 17). Образцом иконописания поволжских земель или владимирских сел, напр., является икона святителя с избранными святыми на полях из ц. Рождества Христова в Балахне Нижегородской обл. Встречаются расхожие иконы И. в серебряных или в латунных окладах (Ионинский мон-рь в Киеве, ризница ТСЛ, ризница Николо-Иоасафовского собора в Белгороде), а также цветные печатные изображения на металле или на досках разной толщины и формата (напр., московской фирмы А. Жако, частное собрание). Одна из хромолитографий помечена как «   i                  » (Загаецкий свт. Иоанна Милостивого мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.). В иконостасах храмов и приделов, освященных во имя И., находились его иконописные образы. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Хромолитография. Нач. XX в. (Загаецкий мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Хромолитография. Нач. XX в. (Загаецкий мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Роспись Троицкого собора Почаевской лавры. Нач. 10-х гг. XX в., поновление — 70-е гг. XX в. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Роспись Троицкого собора Почаевской лавры. Нач. 10-х гг. XX в., поновление — 70-е гг. XX в. И. изображался в составе сонма святых, прославленных в Новое время, особенно в кон. XIX - нач. XX в. Так, на столбиках боковых (первоначально центральных) врат (ок. 1914) столичной работы из Казанской ц. Вырицы помещены фигуры новых чудотворцев синодального периода. Вместе со свт. Иннокентием Иркутским И. написан на большом, входившем в серию полотне из Валаамского мон-ря (после 1911, в наст. время в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии). И. изображен последним в нижнем ряду небесных предстателей царя на иконе Божией Матери «Знамение» с собором благоверных князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых на московской фирме Оловянишникова (ок. 1913, происходит из Александровского дворца в Царском Селе, в наст. время в ГЭ; см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237). Вместе с новопрославленными и избранными святыми И. представлен на мн. иконах нач. XX в. (напр., из алтаря ц. Смоленской иконы Божией Матери в ТСЛ; из ризницы Данилова мон-ря в Москве; из частных собраний). Борисовскими иконописцами выполнены изображения И. вместе с прп. Сергием Радонежским, также с ап. Иоанном Богословом и арх. Михаилом (БГХМ).

http://pravenc.ru/text/578038.html

Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому было установлено в 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . И. также входит в Собор Московских святых, учрежденный в 2001 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Соч.: Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 2. С. 374-376; Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 410-413. Ист.: АИ. Т. 1; ААЭ. Т. 1. 184. С. 158-163; ПСРЛ. Т. 8. С. 274, 281, 295; Т. 13. С. 132-137, 140-141; Т. 29. С. 206-207; РФА. 1987. Ч. 3. С. 683; Перечень актов архива Троице-Сергиева мон-ря, 1505-1537 гг. М., 2007. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 259-262; Токмаков И. Ф. Историческое и археол. описание ц. во имя Ржевской иконы Пресв. Богородицы, что у Пречистенских ворот в Москве, в связи с ист. очерком о явлении Ржевской иконы Богоматери в 1539 г. М., 1888; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 140-141; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 739-743; Розанов С. П. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей//ИОРЯС. 1930. Т. 3. Кн. 1. С. 269-287; Смирнов И. И. Очерки полит. истории Рус. гос-ва 30-50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958 (по указ.); Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного: Очерки соц.-эконом. и полит. истории России сер. XVI в. М., 1960 (по указ.); Клосс Б. М. Библиотека Московских митрополитов в XVI в.//Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. C. 116. Примеч. 7; Дмитриева Р. П. Иоасаф (Скрипицын)//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 409-414 [Библиогр.]; она же. Иоасаф Скрипицын - книжник и библиофил XVI в.//КЦДР: XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 300-312; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 114-116; Щенникова Л. А. Икона Богоматерь «Одигитрия» Смоленская Иоасафовская из Архангельского собора Московского Кремля//ИХМ. 1999. 3. С. 69-74; Макарий (Веретенников), архим. Митр. Иоасаф (Скрипицын) и Троице-Сергиев мон-рь// Он же. Обитель прп. Сергия: Сб. ст. Серг. П., 2004. С. 15-31; он же. Из истории рус. иерархии XVI в. М., 2006. С. 7-26; он же. Святительские надгробные плиты//АиО. 2006. 1(45). С. 311-312; Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-х гг. XVI в. СПб., 20062. С. 35-43; Попеску Т. А. Рукописные книги, хранившиеся в книгохранительнице Троице-Сергиева мон-ря в 1-й пол. XVI в.: Частичная реконструкция//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы 4-й междунар. конф., 29 сент.- 1 окт. 2004 г. М., 2007. С. 105; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 427-428.

http://pravenc.ru/text/578036.html

В 1993 году здание храма было возвращено Русской Православной Церкви. С этого момента начинается восстановление храма великомученика Георгия в Старых Лучниках. Из храма были убраны станки, перекрытия и их металлоконструкции, перегородки. Территория вокруг расчищена от забетонированной в землю арматуры, укреплен фундамент и стены. К празднованию 850-летия столицы правительством Москвы были выделены средства на восстановление западного фасада и колокольни. С 1996 года в храме возобновлены регулярные богослужения в правом приделе преподобного Феодора Сикеота. Осенью 1997 года на восстановленной колокольне установили набор колоколов Каменск-Уральского литья. В 2000 году на храме был установлен позолоченный крест – точная копия исторического креста. В 2001 году завершены работы по реставрации верхнего храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. А в 2005 году были закончены работы по восстановлению главного алтаря храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца. В настоящее время в храме имеются святыни: икона с частицей мощей Георгия Победоносца; ковчег с частицами мощей преподобного Александра Свирского, священномученика Константина Богородского, святителя Иннокентия, епископа Иркутского, преподобного Варнавы Гефсиманского, священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, преподобной Марии Египетской, преподобного Ферапонта Можайского, великомученика Феодора Стратилата, преподобного Ипатия Целебника Печерского, преподобного Романа Киржачского; ковчег с частицей мощей святителя Игнатия Брянчанинова; икона преподобного Нила Столобенского с частицей его святых мощей; икона-мощевик преподобных старцев Оптинских; икона праведного Алексия, старца Московского, с частицей его святых мощей; икона преподобного Серафима Саровского с частицами его вещей (мантии, поручей, четок, «1000-дневного» камня, кельи в дальней пустыньке). Георгиевский собор в Юрьеве-Польском Георгиевский собор – это один из самых поздних, сохранившихся на Владимирской земле памятников белокаменной архитектуры доордынского нашествия. Потрясающий по красоте образец древнерусской православной архитектуры производит неизгладимое впечатление: на лужайке, среди покосившихся деревянных домов стоит достаточно массивный храм серо-зеленоватого цвета, все стены которого покрыты резными камнями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Упрекает Геннадий Иоасафа и в том, что Иоасаф не поехал в великому князю, когда последний призывал его к себе. Если бы Иоасаф приехал к великому князю, то он мог бы поддержать пред ним «свою крепость, за что оставил архиепископью», не ожесточил бы и сердца государева. Пусть Иоасаф не думает, что сотворил «мал грех». Если случится «пакость какова в его архиепископьи» или если Иоасаф в пору своего архиепископского служения «какову управу учинил», то все это ляжет на его голове. Даст он ответ и за то, если государь учинит какую-нибудь «в спалу» на монастырь. После этого Геннадий просит Иоасафа не сердиться на него за укоры. Он укоряет Иоасафа «сердечне жалуя, за неже иной молвить то, что молвил он Геннадий, постыдится или не посмеет. А многы люди добрые духовные тому зазрят». Вместо того, чтобы обижаться, пусть Иоасаф лучше придет к великому князю, если князь пошлет за ним, пусть он лучше помолиться за державного, чтобы Бог положил державному на сердце управить церковь Божию и защитить православное христианство от еретического нападения, пусть пошлет «по Паисия да по Нила», да посоветуется с ними, ибо «прейдут три лета, кончается седьмая тысяща». Еретики и теперь уже смеются над православными, говоря, что, когда окончится седьмая тысяча, то они будут «надобны» православным. Сами они не ожидают скорой кончины мира. «Лета христианского летописца сократишася, а наши пребывают», – говорят они. И действительно, в жидовском шестокрыле Геннадий нашел, что от Адама до своего времени еретики считают только 5.000 с лишком лет, именно 276 «девятнадесятиц» (5244). 130 Но, замечает Геннадий, кончина мира неизвестна. При этом Геннадий ссылается на Евангелие и на те слова праведного Еноха, который он приводил в своем послании к Прохору Сарскому. Незаконно также еретики сокращают и летосчисление от Адама. Геннадий сам нашел в каком-то писании, «которой царь по котором был и колко кто лет жил. А пишет их епископы, а не патриархи». В этом писании написано: от Адама до Христа протекло 5.500 лет: от Христа до последнего пленения иудейского протекло лет 121, от пленения иудейского «до сих мест» протекло 1.400 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

На место низверженного Даниила был избран и поставлен в феврале 1539 г. игумен Троицкий Иоасаф (Скрипицын). В избрании его принимали участие Шуйские, но он вскоре перешел на сторону Бельского, которого справедливо считал лучшим, чем они, государственным деятелем. Митрополит выхлопотал у юного государя освобождение Бельского, который вновь занял первенствующее положение. Имели успех ходатайства владыки Иоасафа за некоторых удельных князей. Смягчил он положение Максима Грека , которого очень почитал. Сторонники Шуйских, среди которых было много новгородцев, живших в Москве, составили заговор. В начале января 1542 г. Иван Шуйский самовольно прибыл в Москву из Владимира, где охранял восточные области от набега казанцев. Ночью Бельский был схвачен и отослан в Белоозерск в заточение; там в мае он был умерщвлен. Соловьев пишет: «Митрополит Иоасаф был разбужен камнями, которые заговорщики бросали к нему в келью; он кинулся во дворец, заговорщики ворвались за ним с шумом в спальню великого князя, разбудили последнего за три часа до свету; не найдя безопасности во дворце подле великого князя, приведенного в ужас, Иоасаф уехал на Троицкое подворье; но туда за ним прислали детей боярских, Новгородцев с неподобными речами; Новгородцы не удовольствовались одними ругательствами, но чуть-чуть не убили митрополита: только Троицкий игумен Алексей именем Св. Сергия да боярин князь Димитрий Палецкий успели удержать их от убийства; Иоасафа взяли наконец и сослали в Кириллов Белозерский монастырь». В 1547 г. он был переведен в Троицкий мон., куда ему присылались для просмотра постановления Стоглавого собора. В одном из своих замечаний Иоасаф проявлял заботливость о том, чтобы тяглые люди или крестьяне не были подавляемы бременем налогов. Он принадлежит к числу книжных людей своего времени. Скончался митр. Иоасаф 27 июля 1555 г. В марте 1542 г. митрополитом был поставлен архиепископ новгородский Макарий, выдающийся иерарх Русской Церкви. Он знаменит в области письменности. Знаменит пастырской деятельностью. Знаменит и деятельностью государственной, отстояв великокняжескую власть от расхищения ея княжатами. Правильно писал о нем историк Виппер: «Если монархия в Москве спаслась от крушения, не потерпела ущерба от «вельмож» на манер Польши, то всего более она обязана была своей могущественной союзнице, Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Все вопросы клонились к тому, чтобы убедиться, что Решилов есть автор пасквильного письма и что он принадлежит к одной партии с Родышевским, с распространителями латинской пропаганды в России, с сторонниками патриаршества, с противниками существующего правительства, которое склоняется, по их словам, к лютеранству и, одним словом, с бесчисленными заговорщиками и бунтовщиками, которых такое множество собрано было в Синод и в Тайную канцелярию – с Родышевским и Аврамовым, с Рибейрой, с Ливерием Коллети, с Платоном и проч. И наконец к этой же партии, по мнению Феофана пристал, в надежде достигнуть патриаршества, тверской архиепископ Феофилакт Лопатинский. Показания Иоасафа Маевского утверждали его в этом подозрении. Иоасаф показал, что Решилов, по приезде в Бизюков монастырь, спрашивал его архимандрита: «где ныне Маркелл Родышевский обретается»? Иоасаф отвечал, что «чай давно в ссылке». Решилов спросил: «что его дела»? Иоасаф отвечал: «протестовал он на преосв. Феофана, и за то был в С.-Петербурге под караулом и в киевском монастыре под началом; потом в Москве явился и жил под началом в Симонове монастыре и в том Симонове монастыре, согласясь с неким бригадиром, составили подметное письмо, про которое ведал поп никакой, и оный поп Феофана о том письме известил заблаговременно; и знатно оное письмо было дурное». После того Решилов спросил его: «как же дело то кончилось»? Иоасаф отвечал: «дело то захвачено и пропало». «А бригадиру тому что было?» «Чай, что и он пропал». 415 В ту же бытность в Бизюкове монастыре ИоасаФ, вспомнив о кончине Петра I, говорил Решилову, что «такого Государя, всему свету славнаго и врагам страшнаго, в России не было. Одно только, не был ли он склонен к лютеранской вере»? Говорили о духовном Регламенте: «вот-де Регламент напечатали, да и сами того не хранят. По Регламенту велено в домах архиерейских иметь школы, а тех школ, кроме преосв. Феофана, никто не содержит. По Регламенту-ж определено архиереям каждый год посещать свою епархию: а того им учинить за присутствием в Синоде невозможно; благочинные-ж хотя и ездят по епархиям, только себе собирают деньги». 416

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Поэтому вполне реально вторичное и уже более строгое осуждение Исаака и заключение его в митрополичий монастырь под Владимиром в 1531 г., откуда позднее Митрополит Иоасаф «того Исака в диаконы и в попы поставил и в архимандриты на Симаново благословил» (с. 125–126). Это произошло между 1539 и 1542 гг., когда Русской Церковью управлял Митрополит Иоасаф. В известных нам списках настоятелей Симонова монастыря имя архимандрита Исаакия не упоминается 221 . Очевидно, настоятелем там он был недолго. «Исак Собака» известен как квалифицированный писец 222 . Поэтому, подбирая в Чудов монастырь лучшие умственные силы 223 , Митрополит Макарий поставил туда настоятелем «Исака Собаку». Это могло произойти после хиротонии чудовского архимандрита Михаила во епископа Рязанского, совершенной 22 апреля 1548 г. 224 . А 2 ноября выяснились печальные обстоятельства прошлого «Исака Собаки». Показательно то, что бывший глава Церкви Митрополит Иоасаф не отрицает перерешения Собора 1531 г. об Исааке Собаке. Святитель Макарий обращается к своему предшественнику с просьбой о разъяснении обстоятельств освобождения и последовавшего выдвижения «Исака». В ответном послании Митрополит Иоасаф ссылается на послание Митрополита Даниила (1522–1539; †1547) по поводу Исаака, которое должно было находиться в митрополичьей казне и о содержании которого сам он ничего не говорит. После такого ответа святитель Макарий опять пишет послание, замечая: «А подлинно еси к нам не отписал, что в ней писано о Исаке. И мы, господине, зде и до сих времен такие грамоты не видали, а ныне есмы по твоей грамоте в казне и по келиям искали и такие грамоты не нашли» (с. 131–132). Митрополит Иоасаф ответил риторически: «За десять лет как вспамятовати подлинно, что писано в грамоте?» (с. 132). Такой исход переписки обсуждался Митрополитом Макарием с другими иерархами. 19 февраля архимандрит Ново-Спасского монастыря Нифонт (Кормилицын; 1543–1554), бывший в свое время настоятелем (1522–1543) в монастыре преподобного Иосифа, сообщил им, как присылал «Асаф Митрополит в Осифов монастырь к бывшему Митрополиту Даниилу о Исаке Собаке: Отпиши де мне, что Исакова ересь. И Митрополит Данил мне говорил: Что ми де Митрополит присылает и пытает о Исаке, и Исак у н[его, и сви]детели у него, и списки у него, он ведает то отошло. А после того как Митрополит Асаф ставил Исака во архимандриты на Симаново, и Митрополит Данил мне же Нифонту говорил: Бог то ведает, что Митрополит поставил Исака в попы, в правилех писано: не подобает со отлученными служите, да он ведает» (с. 138).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В апреле 1920 года Святейший Патриарх Тихон, узнав, что митрополит Иаков (Пятницкий) не собирается возвращаться в Казань, назначил на вакантную Казанскую кафедру нового архиерея – авторитетнейшего иерарха Русской Церкви митрополита Кирилла (Смирнова), встреченного казанцами с ликованием и торжеством. И уже 11 июля совершилось знаменательное событие: архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Мамадышского, с назначением местожительства в Кизическом монастыре и с сохранением настоятельства в Спасо-Преображенском. К торжествам 8–11 июля в Казань приехал из Нижнего Новгорода епископ Балахнинский Петр (Зверев) 805 , и казанцы имели счастье наслаждаться торжественными богослужениями с целым сонмом архиереев. Хиротония епископа Иоасафа, в 34 года уже заслужившего авторитет и уважение казанцев, имела огромное значение. Теперь даже в отсутствие митрополита Кирилла в случае необходимости епископы Иоасаф и Анатолий могли совершать епископские хиротонии, что в условиях постоянных арестов и ссылок правящих и викарных архиереев, было необходимым условием сохранения канонического строя. За короткое время епископ Иоасаф заслужил расположение и доверие митрополита Кирилла и на долгие годы стал его доверенным лицом в Казани. 6 августа 1920 года митрополит Кирилл был арестован в своих покоях и препровожден в ЧК, а после увезен в Москву. Арест владыки поверг казанцев в уныние, но они вскоре наладили связь с Москвой и начали снабжать митрополита Кирилла всем необходимым, получая от него руководственные указания и распоряжения. 8 ноября 1920 года, в день храмового праздника Духовной академии, преосвященные Анатолий и Иоасаф совершили епископскую хиротонию подготовленного к ней еще митрополитом Кириллом архимандрита Афанасия (Малинина), доцента Казанской Духовной академии, прекрасного оратора и богослова, аскета, жившего созерцательной жизнью и занимавшегося изучением рукописей Соловецкого монастыря, находившихся в библиотеке Духовной академии 806 . Весной 1921 года ГПУ, обнаружив, что Духовная академия, преобразованная в богословские курсы, продолжает существовать, арестовало ректора академии епископа Анатолия 807 и всю академическую профессуру по надуманному обвинению в организации незаконного учебного заведения. Но не найдя веских причин для заключения всех, ГПУ вынуждено было освободить преподавателей академии, присудив всем год условно. И только епископ Анатолий был выслан в Москву и там заключен в тюрьму. Гражданские власти надеялись таким образом дестабилизировать церковную жизнь в Казанском крае. Однако надежды властей на внесение в дела казанской Церкви анархии, а в умы верующих – смятения, не оправдались. Епархия находилась уже в твердых руках епископа Иоасафа, имевшего постоянную и надежную связь с митрополитом Кириллом, заключенным в Таганской тюрьме. Именно епископ Иоасаф, после ареста и высылки епископа Анатолия, был назначен временно управляющим Казанской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вплоть до своей мученической смерти владыка Иоасаф ни разу не отступился от патриарха-исповедника, чье имя в 20–30-е годы было ошельмовано и оклеветано и чьи последователи были обречены в советском государстве на преследования. Власти уже давно желали удаления владыки Иоасафа из пределов Татарской республики. Не решаясь арестовать владыку в Казани, гражданские власти 15 мая 1924 года вызвали его в Москву. В день своего отъезда владыка отслужил литургию в храме Николы Ратного (в Спасо-Преображенском монастыре) при затворенных дверях, в присутствии лишь немногих доверенных людей. Диаконом был Максим Михайлов (тот самый, что вскоре был приглашен в Москву Чесноковым на должность протодиакона церкви Василия Кесарийского на Тверской, где Чесноков был регентом). При возглашении «выклички» он не мог от волнения говорить и разрыдался. Все присутствовавшие плакали, и литургия несколько раз прерывалась из-за всеобщего плача. На возношениях поминалось имя Святейшего Патриарха Тихона, к тому времени вновь запрещенное для поминовения. А около 12 часов ночи поезд увез из Казани владыку Иоасафа, которого провожало множество верующих, не чаявших более свидеться с любимым архипастырем. Как утверждал в 1925 году летописец этих событий, с отъездом епископа Иоасафа окончился «героический» период истории Казанской епархии. По приезде в Москву епископ Иоасаф с вокзала отправился в Донской монастырь к патриарху Тихону, которого до этого ни разу не видел. Неизвестно, о чем беседовал с ним преосвященный Иоасаф, но, видимо, беседа эта укрепила владыку перед грядущими испытаниями. Когда 16 мая 1924 года епископ явился в ГПУ, он был тотчас арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, в которой находился с 17 мая по 23 августа 1924 года. Владыке вменялось в вину антиобновленческие выступления, инкриминируемые как антисоветские, однако епископ Иоасаф смог, ссылаясь на соответствующие светские законы и разъяснения доказать, что подобные обвинения противоречат самому советскому законодательству о религиозных организациях. ГПУ после допросов и более чем трехмесячного заключения 23 августа 823 вынуждено было выпустить его, взяв предварительно подписку о невыезде. В Москве владыка Иоасаф поселяется в Даниловом монастыре, где настоятельствовал архиепископ Феодор (Поздеевский) , воспитанник Казанской Духовной академии и духовное чадо старца Гавриила Седмиезерского . В этом монастыре проживали многие удерживаемые гражданской властью в Москве церковные иерархи, большинство из которых приняло впоследствии мученическую смерть. Значительная часть этих иерархов, вошедших в историю как представители т. н. «даниловской оппозиции», были знакомы друг с другом по совместной учебе в стенах Казанской Духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010