343 Зимин А. А. Россия на пороге нового времени... с. 255. См. также: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900, с. 698. См. также: Шереметовский В. Варлаам//Русский биографический словарь. Т.: Вавила-Витгенштейн. М., 2000, с. 92. 348 ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853, с. 264. Туда же был сослан Смоленский епископ Варсонофий – «на Кубено озеро, в монастырь на Камено» (ПСРЛ. Т. 4, с. 290). 351 См. о нем: Б. Н. Патриарх Иоасаф I//Русский биографический словарь. Т. 8. СПб., 1897, с. 294–296; Священник Н. Писарев. Иоасаф 1-й//Православная богословская энциклопедия. Т. 7: Иоанн Скифопольский – Календарь. СПб., 1906, стб. 171–174; Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т 2. Париж, 1959, с. 110–112; Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 6. М., 1996, с. 314–325; Архимандрит Макарий. Всероссийский Патриарх Иоасаф I//Вышснский паломник. Православный журнал. Рязань, 1998. 2(7), с. 91–93; Богданов А. П. Русские Патриархи: 1589–1700. М., 1999, с. 362–370; Иоасаф недерзновенный//Наука и религия. 1994. 5, с. 4–6; Понырко Н. В. Иоасаф I//СКиКДР. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 2: И–О. СПб., 1993, с. 78–80; Мысли русских Патриархов от начала до наших дней. М., 1999, с. 55–60; Митрополит Мануил (Лемешевский) . Русские православные иерархи: 992–1892. Т. 2: Иоанн – Симеон И. М., 2003, с. 65–66; Патриархи Московские. М., 2004. с. 73–84. 354 Архимандрит Досифей. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени... Изд. 4. М., 1847, с. 49. 356 Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. 1. М., 1884, стб. 114. 358 ПСРЛ. Т. 31. М., 1968, с. 161. См. также: ПСРЛ. Т. 33, л., 1977, с. 172. В летописце конца XVII века, связанном с Соловецким монастырем, есть некоторые противоречивые сведения об избрании Патриарха Иоасафа: «Того же году марта в 27 день возведен на Превысокий Патриаршеский престол царствующаго града Москвы Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея России, бывший архимандрит в Симонове монастыре». – ПСРЛ. Т. 31, с. 180. Однако, под настоятельством в монастыре, очевидно, следует понимать постриженничество в Соловецкой обители. В перечне Псково-Печерских настоятелей о нем сказано: «...из Печерских же иеромонахов». – Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Изд. дополненное. Великие Луки, 1995, с. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Царь предпринимает последнюю попытку: делит царство между собой и сыном, чтобы государственные дела изменили образ мыслей юноши. Но Иоасаф, сделавшись повелителем половины царства отца, разрушает языческие храмы и обращает своих подданных в христианство. Постепенно царство Иоасафа увеличивается и становится сильным, а царство Авенира слабеет. Тогда и сам Авенир принимает крещение. Иоасаф передает управление государством своему главному советнику Арахену, а сам удаляется в пустыню и отправляется на поиски Варлаама. Преодолев трудности, испытания и искушения, он приходит в Сеннаарскую пустыню, где живет Варлаам. Иоасаф рассказывает старцу обо всем происшедшем со времени их последней встречи. Варлаам дает Иоасафу предсмертные наставления и умирает. Последние дни своей жизни Иоасаф посвящает строгой аскезе. После его смерти его хоронят в гробнице Варлаама, затем мощи их обоих, обладающие чудесной силой, переносят в городской храм. Роман был очень популярен в средние века: его не только переводили на латинский, французский, немецкий, испанский, арабский, сирийский, еврейский, армянский, грузинский, польский, чешский, старославянский языки, но и перелагали стихами. Старославянский перевод романа «Варлаам и Иоасаф» можно отнести уже к XII в., так как в это время Кирилл Туровский пользовался им (см. его сочинение «О белоризце человеце и о мнишестве»). Песни о царевиче Иоасафе были, видимо, очень популярны в России, недаром одну из них Мельников–Печерский использовал в романе. «В лесах» (кн. 1, ч. 1, гл. 6). Всемирно известными стали притчи из романа «Варлаам и Иоасаф» – о трех друзьях, о птицелове, поймавшем соловья, особенно – о человеке, преследуемом разъяренным единорогом (именно ее привел Л . Н. Толстой в своей «Исповеди»). Нравоучительные притчи, вставные новеллы, рассказанные в живой, занимательной форме, придают повествованию особую поэтическую прелесть. К достоинствам романа следует отнести и отчетливую композицию, несмотря на многоплановость и довольно большое количество действующих лиц; внутреннее содержание этих образов раскрывается не только посредством авторского повествования, но также и в действиях, речах, которые вполне передают индивидуальность каждого из них, например, царя Авенира, его сына Иоасафа, пустынника Варлаама, царского слуги Арахена. ДУШЕПОЛЕЗНАЯ ПОВЕСТЬ О ЖИЗНИ ДОСТОСЛАВНЫХ И БЛАЖЕННЫХ ВАРЛААМА И ИОАСАФА, ПРИНЕСЕННАЯ ИЗ ВНУТРЕННЕЙ ЧАСТИ ЭФИОПСКОЙ СТРАНЫ, НАЗЫВАЕМОЙ ИНДИЕЙ 454 , В СВЯТОЙ ГРАД 455 МОНАХОМ ИОАННОМ, МУЖЕМ ПОЧТЕННЫМ И ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМ, ИНОКОМ МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО САВВЫ 456

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Густыня. Троицкий Густынский монастырь. Густынский монастырь Храмы монастыря: Церковь Троицы Животворящей Церковь Петра и Павла Церковь Воскресения Христова Церковь Варвары Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Начало Густынского монастыря было положено в 1600г. Основателем монастыря был иеросхимонах Иоасаф, который испросив благословение игумена Афанасия и взяв с собою двух иноков, иеромонаха Евфимия и монаха Геннадия, удалился в Заднепровскую сторону для отыскания места, удобного к основанию монастыря. Осмотрев разные местности по берегам реки Удая, Иоасаф остановил свой взор на острове Густынь, который представлял собой наилучшее место для монастырского иноческого жития. Иоасаф со своими учениками поселился на острове и вскоре на остров к Иоасафу начали собираться люди, селившиеся близ Иоасафа «ради монашеского жития и спасения». Благодаря усердию и посильным жертвам окрестных жителей, Иоасаф в 1614 году соорудил малую деревянную церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Так как к этому времени около Иоасафа собралось достаточное количество братии, то братия пожелала иметь над собою настоятеля, которым и стал единодушно избранный старец Иоасаф. Новосозданная обитель во многом нуждалась, но Иоасаф был уже стар и устройство монастыря было не по старческим силам настоятелю. Поэтому в помощь себе он избрал известного ему по уму и благочестию Исаию Копинского, игумена и настоятеля Антониевых, при Киево-Печерской Лавре, пещер, желая иметь его преемником по управлению Густынским монастырем. Исаия принял приглашение Иоасафа и с благословения архимандрита Лавры прибыл в Густынь. Обозрев и одобрив выбранное место для монастыря, Исаия испросил право на владение островом Густынью, находившимся в то время во владении князей Вишневецких. Князь охотно исполнил просьбу Исаии и Иоасафа и дал им в 1615 году грамоту на владение островом Густынью и другими местностями с находившимися в них пахотными землями, лесами, прудами и другими угодьями. По смерти князя Михаила Вишневецкого, последовавшей в 1615 году, грамота эта была подтверждена супругою его, княгиней Раиной (Ириной) Могилянской.

http://sobory.ru/article/?object=06326

Не скрывал епископ Иоасаф от уполномоченного и активных проповедников из числа духовенства епархии. Одним из таковых, по мнению днепропетровского уполномоченного, был благочинный Синельнического округа священник Н.Н. Аврамов. В беседе с Я.А. Днепровским епископ Иоасаф заявил: «Аврамов в практической работе много проявляет активности по защите религии, он не хочет понять того, что расширить активность церкви нельзя, Аврамов всячески пытается активизировать работу церковников» . Помимо этого епископ Иоасаф расправлялся с неугодными ему священниками. Так, благочинный Широковского благочиннического округа протоиерей К.В. Платонов противился снятию с регистрации прихода в с. Андреевка и сдаче антиминса по указанию правящего архиерея. Последний по совету уполномоченного сократил Широковское благочиние, протоиерея К.В. Платонова оставил рядовым священником в молитвенном доме с. Широкое, а через некоторое время и вовсе уволил его за штат. В 1959 г. епископ Иоасаф, по данным уполномоченного, не дал ни одной рекомендации молодым людям, обращавшимся к нему для поступления в духовные семинарии. Способствовал в этом вопросе епископу его секретарь — священник Константин Стаховский, отказывавший кандидатам на поступление под разными предлогами. Не совершил правящий архиерей ни одного посвящения в духовный сан из числа местных кандидатов. Осенью 1959 г. от преподавательского состава Днепропетровского государственного университета и учителей местной школы, расположенных рядом с Троицким кафедральным собором, поступили жалобы, что колокольный звон собора мешает проводить занятия в этих учебных заведениях. Инспектор Совета по делам Русской Православной Церкви А.П. Исаев, находившийся в командировке в Днепропетровске, встретился с епископом Иоасафом и поинтересовался, можно ли колокола установить внутри собора. По словам Я.А. Днепровского, епископ Иоасаф без колебаний выполнил рекомендации Исаева и через три дня сообщил о перемещении колоколов и прекращении наружного звона. Уполномоченный по Днепропетровской области при помощи епископа Иоасафа в 1959 г. удерживал свободными 36 приходов, препятствуя назначению священников, в целях дальнейшего их закрытия .

http://bogoslov.ru/article/6171304

Патриарх Иоасаф I известен своей строгой аскетической жизнью, смирением, благочестием, любовью к монастырям. Отдельная страница в жизни Патриарха — это его связи с Соловецкой обителью, постриженником которой он был и которой усердно благотворил в течение своей жизни, давая различные вклады. Во вкладной монастырской книге имеется следующая запись: “143-го году октября в 12 день Великий господин Святейший Иоасаф Патриарх Московский и всея России пожаловал вкладом ризы отлас золоченой оплечье участковое 70 рублев, да денег 100 рублев. А прислал те ризы и денги с Троецким казначеем с старцом Иоасафом Да прошлого 121-го году как он Святейший Иоасаф Патриарх Московский и всеа Росии был во Пскове архиепископом пожаловал прислал 70 рублев, да книгу Псалтирь Толковую Максима Грека цена 30 рублев по своих родителех за отца и за матерь написати в литии инока Боголепа, да иноку Улию. Да он же пожаловал дал на Москве старцу Саве денег 50 рублев” 65 . В 1635 году он дал вкладом в Соловецкий монастырь фелонь 66 , в 1637 году — потир 67 . В 1638 году Патриарх Иоасаф пожертвовал в Соловецкий монастырь печатное Евангелие 1614 года в окладе 68 . Еще ранее, будучи Псковским владыкою, он пожаловал в место своего пострижения Толковую Палею 69 . Сохранившиеся святительские грамоты на Соловки, их почтительный тон свидетельствуют о его глубоком почитании обители, где он принял монашество. В вышедшей при Патриархе Иоасафе I декабрьской богослужебной Минее была помещена служба Митрополиту Филиппу, что позволяет говорить о его общерусской канонизации в это время 70 . Будучи соловецким постриженником, он, вполне возможно, был очевидцем принесения на Соловки из Твери мощей святителя Филиппа в 1591 году. Автором жития Митрополита Филиппа был соловецкий инок Сергий (Шелонин), которого возводил в игумены Ипатьевского монастыря Патриарх Иоасаф, хотя П. Знаменский справедливо сомневается в этом известии 71 . Известны также имена некоторых других лиц из окружения Первосвятителя. Память тиуну И. Манойлову подписал дьяк Феодор Торопов 72 . Патриаршим архидиаконом был старец Арсений (Суханов), в последующее время знаменитый Троицкий келарь 73 . Когда в 1634 году по благословению Патриарха патриарший боярин С. Колтовский и дьяк А. Максимов переписали домовую патриаршую казну, то она была передана патриаршему “казначею старцу Данилу Соловетцкому” 74 . Ставленники, ожидавшие своего рукоположения, при Патриархе Иоасафе “зим­нею порою все дожидались в крестовой, а ночевали в хлебнее безденежно” 75 . Патриаршим духовником был “соловетцкой черной поп Серапион” 76 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Евфимий, Новгородец, старец, 219. Елена, жена царевича Иоанна Иоанновича, 74. Ерофеев, Иосиф, чернец, 302. Ефрем Лосевский, старец, 351. З Зосима Лговский, Троицкий соборный старец, 26. Зуй, Иона, иеродиакон, 39. И Иванов, Аверкий, строитель Богоявленского монастыря в Москве, потом Троицкий келарь, 267, 312, 341, 344. Иван Андреянов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Васильев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Емельянов, крестьянин, 307. Иван Карпов, Троицкий иконописец, 11. Иван Матвеев, священник церкви архангела Гавриила, что в Москве на Поганом пруде, 323. Иван Онуфриев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Павлов, Троицкий слуга, 316. Иван Семенов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Сергеев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Титов, 306. Иван Фомин, серебряных дел мастер, 43. Игнатий Стоговский, Троицкий соборный старец, 26. Игнатий Фролищевский, старец, 206. Игнатий, Троицкий казначей, 185. Игнатий, Троицкий колокольный мастер, 345. Иларион, митрополит Суздальский, 13. Илисс, доктор, 277. Ирина Михаловна, царевна, 12, 30, 48, 67, 72, 76. Ирина Феодоровна, царица, 6, 14, 71, 74, 78, 80, 83, 132, 233, 234, 242, 257. Исаак Бирев, инок, 29. Исидор Осипов, государев иконописец, 318. Иоаким, патриарх Московский, 11, 13. Иоанн, курфирст Саксонский, 271. Иоанн Алексеевич , царь, 2, 4, 7, 11, 13, 21, 131. Иоанн III Василиевич, великий князь, 81, 192. Иоанн IV Василиевич, царь, 14, 74, 83, 89, 167, 200, 201, 232, 235, 241, 242, 247, 259, 263, 264, 286. Иоанн Иоаннович, царевич, 74, 83, 89, 232, 241, 242. Иоасаф, митрополит Московский, 134, 135, 176. Иоасаф, Новоторжец, Троицкий архимандрит, 41, 52, 267, 339, 344. Иоасаф, Троицкий казначей, 299, 329, 335. Иоасаф Кирьяков, Троицкий книгохранитель, 299, 329, 335. Иоасаф, Старичанин, Троицкий старец, 218. Иоасаф, Грек, книгописец, 170. Иов, патриарх Московский, 33, 85, 324. Иов, священноинок Богоявленскаго монастыря, 312. Иов Арефьев, чернец, 36. Иона, Троицкий архимандрит, 232. Иона Дашков, Троицкий соборный старец, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Великий государь, смилуйся, пожалуй! 148 . Список сокращений ААЭ Àêòû, ñîáðàííûå â áèáëèîòåêàõ è àðõèâàõ Ðîñ­ñèéñêîé èìïåðèè Àðõåîãðàôè÷åñêîþ ýêñïåäè­öèåþ ÀÍ. Àêòû èñòîðè÷åñêèå, ñîáðàííûå è èçäàííûå Àðõåî­ãðàôè÷åñêîþ êîìèññèåþ. Акты феодального землепользования и хозяйства XIV–XVI âåêîâ. Вологодский областной краеведческий музей. Книжные центры Древней Руси. Музеи Московского Кремля. Православный палестинский сборник. Полное собрание русских летописей. Русская историческая библиотека. Собрание государственных грамот и договоров. СПб., 1828. СКиКДР Словарь книжников и книжности Древней Руси. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 2 См. о нем: Б. Н. Патриарх Иоасаф I//Ðóññêèé áèîãðàôè÷åñêèé ñëîâàðü. Ò. 8. ÑÏá., 1897. Ñ. 294–296; Священник Н. Писарев. Иоасаф 1-й//Православная богословская энциклопедия. Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь. СПб., 1906. Стб. 171–174; Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. Париж, 1959. С. 110–112; Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 6. М., 1996. С. 314–325; Архимандрит Макарий. Всероссийский Патриарх Иоасаф I//Âûøåíñêèé ïàëîìíèê. Ïðàâîñëàâíûé æóðíàë. Ðÿçàíü, 1998. ¹ 2(7). Ñ. 91–93; Богданов А. П. Русские Патриархи: 1589–1700. М., 1999. С. 362–370; Иоасаф недерзновенный//Наука и религия. 1994. 5. С. 4–6; Понырко Н. В. Иоасаф I//ÑÊèÊÄÐ. Âûï. 3: ( XVII â.). ×. 2: È–Î. ÑÏá., 1993. Ñ. 78–80; Ìûñëè ðóññêèõ Ïàòðèàðõîâ îò íà÷àëà äî íàøèõ äíåé. Ì., 1999. Ñ. 55–60; Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи: 992–1892. Т. 2: Иоанн — Симеон II. Ì., 2003. Ñ. 65–66; Ïàтриархи Московские. М., 2004. С. 73–84. 3 Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции. М., 1869. С. 208. 5 Архимандрит Досифей. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени… Изд. 4. М., 1847. С. 49. 7 Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. 1. М., 1884. Стп. 114.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Преподобномученик Иоасаф родился 20 апреля 1879 года в семье крестьянина  Орловской губернии Василия Боева и в крещении был наречен Иоанном. По бедности отец не мог дать ему образования. Одиннадцати лет, едва закончив два класса городского училища, он был отдан учиться сапожному мастерству. Потом, проработав до двадцати лет у разных хозяев, ушел в монастырь в сорока верстах от Москвы в Богородском уезде, под названием Берлюковская пустынь. В 1912 году получил монашество с именем Иоасаф, в мае 1914-го был послан на экзамен во диакона к епископу Можайскому Димитрию, жившему на Саввинском подворье по Тверской улице. По возведении в иеродиакона был переведен на службу к епископу Димитрию на Саввинское подворье, где и служил до 1918 года, а затем был переведен в Никольский единоверческий монастырь в Москве у Преображенской заставы. В 1921 году был рукоположен во священника епископом Богородским Никанором в церкви этого монастыря. Весной 1926 года, после смерти священника на Симском заводе, о. Иоасаф по  приглашению паствы занял это место. 20 июня 1927 года он был арестован и обвинен в контрреволюционной деятельности.  5 декабря 1927 года приговорен к трем годам ссылки. Весной 1930 года, вернувшись из ссылки, переехал в Уфу и стал служить в Симеоновском храме. В ноябре 1931 года ОГПУ заподозрило существование в Уфе контрреволюционной церковной организации и арестовало пятьдесят одного человека — среди них одиннадцать священнослужителей и в  их числе архимандрита Иоасафа, двадцать восемь монахинь и двенадцать мирян.  В апреле 1932 года архимандрит Иоасаф был приговорен к трем годам заключения, отбывать которое его отправили в Красно-Вишерские исправительно-трудовые лагеря. После возвращения из заключения о. Иоасаф служил в храме на Таганке в Москве, а затем с апреля 1937 года - в Никольском храме в селе Никольском Звенигородского района Московской области. 27 ноября 1937 года вновь арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 5 декабря его приговорили к расстрелу. Архиепископ Иоасаф (Боев) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-188...

Житие преподобного Моисея Угрина написано монахом Киево-Печерского монастыря преподобным Поликарпом (память 24 июля/6 августа). Святые мощи преподобного Моисея и поныне лежат нетленно в пещере преподобного Антония, подавая всем победу над блудными и нечистыми страстями. Июль 27 Иоасаф, митрополит Московский Святитель Иоасаф происходил из дворянского рода Скрипицыных, принял пострижение в Сергиевой лавре и с 1529 года был там игуменом. Близкий к великому князю Василию Иоанновичу — любителю иноков и иночества, он в сане игумена лавры крестил у раки прп. Сергия сына его и наследника Иоанна, впоследствии царя Иоанна Грозного. Потом, перед самой кончиной великого князя Василия, Иоасаф, согласно давнему желанию самого князя, облек его в иноческий сан с именем Варлаама. Не доставало новому иноку-князю мантии — троицкий келарь Серапион отдал свою. По кончине князя вынесли тело его в церковь для отпевания не бояре, а братия Троицкого и Иосифова монастырей. Во время малолетства царя, при буйном управлении бояр, митрополит Даниил принужден был сложить с себя сан первосвятительский, и на место его в 1539 году был избран игумен Иоасаф. В своем исповедании веры нареченный митрополит писал: «Во всем следую Святейшим Патриархам, соблюдающим истинную непорочную веру христианскую, установленную святыми апостолами и переданную богоносными отцами, а не ту, которую принес Исидор с несвященного латинского собора, просиявшего злочестием. К тому же обещаюсь не делать ничего из одного угождения великому князю или многим князьям, хотя бы грозили мне смертию, принуждая сделать что-либо вопреки Божественным и священным правилам». Блаженный Иоасаф выполнил обещание свое с полной твердостью. В эту эпоху совершенного безначалия и неистовых злодейств, которыми особенно отличились Шуйские, новый первосвятитель, заботясь о прекращении беспорядков, испросил свободу заточенному князю Бельскому, и, действительно, добрый боярин, заняв место в думе правителей государства, умел остановить грабежи и насилия. Но князь Иван Шуйский схватил и отправил Бельского на Белоозеро, где его удушили. Старания святителя положить предел всяким беззакониям, которые делали бояре Шуйские, навлекли на него страшную ненависть последних. Толпы неистовых едва не убили святителя; в келлию его бросали камни; во дворце самого великого князя он не нашел защиты; на Троицком подворье готовы были растерзать его. Именем преподобного Сергия игумен Алексий умолил пощадить жизнь первосвятителя. И после многих обид и насилий святитель Иоасаф был сослан на Белоозеро в Кириллов монастырь, но потом выпросил себе милость провести последние годы на месте иноческого обета. Ему и здесь были неприятности: с ним жили тогда люди, которые сами по себе мало хотели жить в монастыре и которых загнали туда только беды жизни мирской; они часто оскорбляли блаженного Иоасафа припадками своего мирского своеволия. Невольными и вольными скорбями святитель очистил душу свою для светлых радостей неба и мирно почил 27 июля 1555 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Среди народа, далекого от евангельских заветов, упорно держались пережитки языческой старины, которые он связывал с христианскими праздниками, главным образом со святками, Троицыным днем и днем святого Иоанна Предтечи (24 июня); 2432 много языческого сохранилось и в свадебных обрядах. 2433 Широко были развиты верования в —202— разного рода волшебства, которые, впрочем не были чужды и высшему классу, даже законодательству. 2434 На судах духовных Белгородской епархии во время святителя Иоасафа нередки были разборы дел волшебных, – например, о волшебных тетрадях, знахарстве, волхвовании детской родильской сорочкой, сушеной жабой, о вынимании следа, наговоре на воде и заламывании колоса. 2435 Расстройство церковного управления, крайний недостаток религиозного просвещения, низкий уровень нравственности среди пастырей и паствы, – таково было печальное наследие, оставленное святителю Иоасафу его предшественниками на Белгородской кафедре. Но он, одушевленный ревностью о благе Церкви, твердою и опытною рукою взялся за кормило правления. Как по предварительной подготовке, так и по выдающейся высоте умственных дарований и нравственных качеств, святитель Иоасаф был для Белгородской епархии таким именно архипастырем, которого требовали её расстроенные дела. Кроме того, как уроженец Украйны святитель Иоасаф хорошо знал особенности местной жизни, отличавшейся значительным своеобразием. 6 Августа 1748 года в самый праздник Преображения Господня, святитель Иоасаф прибыл на Белгородскую кафедру. В тот же день, несмотря на слабое здоровье и утом- —203— ление от дальнего пути, он совершил Божественную литургию в кафедральном Белгородском соборе. 2436 Хорошо сознавая, что без истинных пастырей нет христиански-настроенной паствы, святитель Иоасаф прежде всего обратил внимание на поднятие умственного и нравственного уровня духовенства. В самом начале своего епископского служения святитель Иоасаф предпринимает меры, чтобы, по возможности прекратить доступ на священнослужительские места лицам недостойным, которые нередко избирались прихожанами и снабжались со стороны корыстолюбивых духовных управителей аттестацией, нужной для представления епархиальному архиерею пред поставлением. Во избежание этого святитель Иоасаф указом (от 9 сентября 1748 года) предписал: «приходские выборы (духовным управителям) подписывать по самой сущей христианской совести без всяких своих прихотей и проклятых корыстей, – если же явится в подписи какая-либо фальшь, за таковое духовных правителей нерадение править штрафу по 30 рублей, не приемля от них никаких употребляемых ими отговорок». 2437

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010