лежащим в раке. Покадив св. мощи, Святитель Иоасаф увидел, что св. Афанасий взял его крепко за руку. Св. Иоасаф стал говорить ему: «Святой Патриарх, моли Бога о мне, да не отвержет меня Господь». Тот, взяв свою бороду, поднес к лицу и затем разложил на груди, поразглаживал; потом отвечал: «Не отвержет, не отвержет, яко же любит мя Отец, тако любит тя Сын». При небесном содействий Святых, Святитель бодро совершал свое служение и скоро стал ведом Государыне, в присутствии которой он и говорил слово 28 ноября 1742 г. Ею щедро быль одарен и ею же затем был призван к епископскому служению в Белгороде. 1 июня 1748 г. состоялось наречение во Епископа, а 2 июня Св. Иоасаф был хиротонисован во Епископа сонмом Архипастырей во главе с Архиепископом Симоном в Петропавловском соборе в Петрограде. В Белгород Св. Иоасаф прибыл в праздник Преображения Господня, отслужил в Св.-Троицком соборе Божественную литургию и стал неутомимо трудиться для этой епархии. Его епархия была огромная. Это была русская окраина того времени: здесь кончалась Великая и начиналась Малая Русь. Как на окраину великой России сюда бежали в 17 веке в множестве раскольники, разные недовольные и обездоленные люди. Сюда же бежали от польского гнета и малороссы. Слободская Украина – часть этой епархии, обнимавшей тогда нынешнюю Харьковскую и большую часть Курской и часть Воронежской губерний, носила на себе еще глубокие язвы пережитых невзгод. Здесь впервые великороссы и малороссы стали в тесное общение, начали совместную жизнь. Святитель Иоасаф был тем и другим близок. Как малоросс по происхождению, он был близок последним. Как наместник Троице-Сергиевой Лавры – он был ведом и первым. Те и другие его уважали за суровую аскетическую жизнь и твердое ревнование о правде Божией. Всей силой любящей души отдался Святитель Христов своему великому служению. Значительную часть времени он проводил в разъездах по своей обширной епархии. Не было дела, на которое бы он не обратил внимания. Не было горя, нужды, страдания, порока, мимо которых он прошел бы безучастно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Великий государь, смилуйся, пожалуй! 497 Всероссийский патриарх Иоасаф II (1667–1672) 498 В истории XVII века были два Первосвятителя, возглавлявшие Русскую Церковь , которые не только носили одно имя, но и их судьба была аналогичной. При первом царе из династии Романовых, Михаиле Феодоровиче, во главе Церкви стоял его отец – Патриарх Филарет, носивший титул Великий государь. После его кончины был избран Патриарх Иоасаф I, который был гораздо менее влиятелен. В середине XVII века возглавлял Церковь Патриарх Никон . Подобно отцу царя Михаила, он также носил титул Великий государь. После него Русской Церковью управлял Святейший Патриарх Иоасаф II. Оба Патриарха с именем Иоасаф оказались в тени своих более известных предшественников и, следовательно, остались менее известны в истории. По низложении Патриарха Никона царь Алексий Михайлович в связи с долговременным вдовством Московского Патриаршего Престола повелел российским архиереям избрать в присутствии Восточных Святителей достойного кандидата в Патриархи. По имевшемуся порядку Восточным Предстоятелям были представлены три кандидата, в числе которых был Троицкий архимандрит Иоасаф, который и был избран на первосвятительскую кафедру. Это был уроженец Тверской земли, о чем свидетельствует его именование «новоторжец». Первоначально он был настоятелем древнейшего Борисоглебского монастыря в Торжке, затем с 1654 года по 1656 являлся настоятелем Владимирского Рождественского, а с 1656 по 1666 год – Троице-Сергиева монастыря. В перечне Троицких настоятелей во Вкладной книге обители читаем о нем: «Архимандрит Иоасаф, взят из Володимера из Рожественского монастыря и поставлен апреля в 25 день 164 (1656)-го году. И повелением Великаго государя царя и Великаго князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по благословению великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа Великия и Малыя и Белыя Росии даны ему на мантию скрижали да святительский посох» 499 . Во время его настоятельства царь Алексий Михайлович неоднократно посещал Троице-Сергиеву обитель и полюбил архимандрита Иоасафа. Во время войны России с Польшей однажды, возвращаясь в Москву из богомольной поездки в Троицкий монастырь и получив утешительные вести об успехах русского оружия, царь немедленно возвратился с дороги назад в монастырь, где принес благодарение Богу и, отходя, заповедал настоятелю и братии трехдневный пост и молитву о даровании победы и ниспослании мира. Во время заповеданного государем поста и молебствий была одержана еще новая победа над поляками, за которую царь почтил архимандрита Иоасафа и братию 500 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Поступив в монастырь, предался смиренному послушанию и молитве. Иногда, когда позволяли обстоятельства, он уединялся в пещере для богомыслия и молитвы. Опасаясь, как бы через родительское вмешательство не прервалось его пребывание в обители, Иоаким оставил в Киеве слугу, и тот, получая из дома послания, доставлял их в монастырь. По мере того как Иоаким составлял ответные письма, слуга отправлял их домой от его имени. В 1725 году Иоаким, пройдя положенные послушнику испытания, принял рясофор с наречением имени Иларион. После этого он открылся родителям, горячо прося у них прощения за обман и за то, что решился на столь важный шаг без их благословения. Монашеская жизнь Два года спустя, в 1727 году, рясофорного Илариона вызвали в Братскую Киевскую обитель. Здесь он был пострижен в мантию и получил новое имя — Иоасаф (в память и честь индийского царевича Иоасафа). В январе 1728 года Иоасаф был рукоположен во иеродиакона и определён в Киевскую академию преподавателем низшего класса. В должности учителя он проработал три года, после чего духовное начальство отправило его для сбора пожертвований (на ремонт академических корпусов) по территории Малороссии. В 1734 году иеродиакон Иоасаф был назначен на должность экзаменатора при Киевской кафедре. Вскоре он был посвящен в иеромонаха. В 1737 году архиепископ Рафаил (Заборовский) поставил отца Иоасафа игуменом Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря. Он смиренно исполнил волю архиерея, хотя в силу того же смирения — неохотно: не считал себя, грешного, достойным такого высокого звания. Под начало игумена перешла и другая обитель, Красногорская, а также несколько местных церквей. Несмотря на трудности, связанные с руководством братией и монастырским хозяйством, а также на нездоровье, отец Иоасаф не ослаблял строгости аскетических подвигов. В сентябре 1744 года, при содействии императрицы Елизаветы, он удостоился звания архимандрита. Вскоре его вызвали в Москву. Здесь, в январе 1745 года, отец Иоасаф получил назначение на должность наместника Свято-Троицкой Сергиевой обители. Это послушание длилось до июня 1748 года. Епископское служение

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Владыка Иоасаф обвинялся в преступлении, предусмотренном ст. 69 УК РСФСР и, в частности, в том, что оказывал «пособничество и укрывательство группе монархических епископов и мирян, поставивших своей задачей использование Церкви для нанесения явного ущерба диктатуре пролетариата, путем воздействия на массу и на церковнослужителей». В предъявленном обвинении епископ Иоасаф виновным себя не признал 830 . Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 21 мая 1926 года, арестованные иерархи, духовенство и миряне были осуждены 831 . Владыка Иоасаф был осужден к высылке на три года в Зырянский край, но выслан в Туруханский. Возможно, причиной этого изменения места ссылки было то обстоятельство, что в Зырянском крае отбывал ссылку митрополит Кирилл и власти не желали соседства и возможного общения единомышленников. В июне владыка Иоасаф этапом был отправлен в Красноярск, оттуда в конце августа – в Туруханский край 832 . В августе 1927 года возобновляется переписка владыки Иоасафа с митрополитом Кириллом, начатая еще когда владыка Кирилл был в ссылке в Зырянской области, а епископ Иоасаф жил в Москве. Между сосланными в один край архиереями (митрополит Кирилл был сослан в Туруханский край в декабре 1926 года) завязывается оживленная переписка. Митрополит Кирилл, будучи изолированным от церковной жизни, информируется обо всем епископом Иоасафом, некоторое время пребывавшим в центре церковных событий в Москве и разбиравшимся в происходящих изменениях. Когда завершился срок туруханской ссылки владыки Иоасафа, он был направлен в Енисейск, где прожил около двух месяцев в ожидании дальнейшей судьбы. Здесь он получил новое постановление о высылке «с прикреплением». Для поселения епископ Иоасаф избрал г. Козьмодемьянск Марийской области 833 . Переписка между митрополитом Кириллом и епископом Иоасафом не прерывалась и в этот период. К периоду проживания епископа Иоасафа в Козьмодемьянске относится сообщение об его участии через монаха Германа (Тенешева) 834 в т. н. «Кочующем» соборе ИПЦ, состоявшемся с 9 марта по 8 августа 1928 года 835 Поскольку сведения об этом соборе появились только в последние годы, причем только из одного сомнительной достоверности источника 836 , то оставим это сообщение без обширных комментариев. Отметим только, что если бы подобное событие, как «Кочующий» собор, причем столь представительное (72 человека), имело бы место, то в предании или в следственных делах об этом остался бы след или хотя бы косвенное упоминание. Кроме того, не известны и документы, на основании которых излагается история этого собора. Соответственно, под сомнением и участие в этом соборе епископа Иоасафа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После смерти правителя Фесалии полководца Прелюба, царь Симеон Урош стал править и Фесалией. Свою столицу он переместил в центр Фесалии – в город Трикалу. Сын Прелюба, Фома, женился на дочери царя Симеона Уроша, Марии-Ангелине, и получил в управление Эпирскую область. Перед своей смертью († около 1369) он передал царство своему сыну – Иоанну Урошу Неманичу-Палеологу, т. е. преподобному Иоасафу. Святой Иоанн, в монашестве Иоасаф, родился около 1350 года. Детские годы он провел при дворе своих родителей, которые дали ему хорошее христианское воспитание. Еще в детстве он стремился к духовной жизни и отвращался мирской суеты. Умом он восходил к Богу, к вечным и непреходящим сокровищам на Небесах. Поэтому большую часть времени он проводил в храмах и в монастырях, а особенно часто посещал подвижников Святой Горы и монастыри на Метеорах. Перед смертью царь Симеон Урош Палеолог передал Иоанну престол. Но святой Иоанн, возлюбивший Господа больше, чем царские почести, вскоре передал власть своему родственнику Алексию-Ангелу Филантропину. Святой Иоанн, будучи духовным сыном преподобного Афанасия Метеорского, поселился в общежительном монастыре на Платилитосу, т. е. на Великом Метеоре у преподобного Афанасия, приняв постриг и новое монашеское имя Иоасаф. С самого начала преподобный Иоасаф вел строгую жизнь и совершал богоугодные подвиги и добродетели. Вскоре он достиг такого совершенства, что преподобный Афанасий, умирая († 1382), благословил его как своего наследника быть игуменом монастыря. Вместе с преподобным Афанасием преподобный Иоасаф построил много новых келлий, монастырскую больницу и другие помещения. Кроме того, он щедро помогал и другим метеорским монастырям, защищая их права своими царскими грамотами. Когда турки захватили Фесалию, преподобный Иоасаф был вынужден в 1394 году на некоторое время удалиться на Святую Гору. Он прожил в монастыре Ватопед несколько лет. Около 1401 года преподобный Иоасаф вновь возвратился на высокие Метеоры. Там он и преставился ко Господу, Которого так много любил и жаждал. Блаженная кончина застала преподобного Иоасафа в монашеских молитвах и подвигах в маленькой келлии на Метеоре около 1422–1423 года. Святые мощи преподобного Иоасафа доныне почивают в его святом монастыре в честь Преображения Господня, вместе с мощами преподобного Афанасия Метеорского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 июня 1748 года благоговейный архимандрит Иоасаф был наречен, а 2 июня того же 1748 года посвящен во епископа Белгородского и Обоянского Псковским и Нарвским архиепископом Симоном Тодорским, при участии многочисленного сонма архиереев. Рукоположение архиандрита Иоасафа во епископа Белгородского было совершено в неделю всех святых, в С.-Петербургском Петро-Павловском соборе, в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны и Высочайшей Фамилии. 6 августа 1748 года, в праздник Преображения Господня, новопоставленный святитель Иоасаф прибыл в свой епархиальный город Белгород утром ко времени Божественной литургии. Несмотря на слабое здоровье свое и изнурение далеким путешествием из С.-Петербурга в Белгород, он совершил в этот день Божественную литургию в кафедральном Свято-Троицком соборе. Так начал свое архипастырское служение великий угодник Божий святитель Иаосаф. Исполненный глубочайшего смирения и любви к Богу и ближнему, он с великой ревностью и усердием принялся за бразды архипастырского служения. Белгородская епархия в то время отличалась крайней бедностью своего населения. Нужно сказать, что с самых первых дней своего служения святитель Иоасаф большое внимание стал уделять вопросу образования. Лишенные средств для содержания в духовных училищах, дети причетников и сирот духовного звания, оставались без образования, а нередко и поступившие в училища, по недостатку средств, оставляли их. Попечительный архипастырь Иоасаф принимал все возможные меры к устранению зла, оказывал помощь нуждающимся и бедным ученика училищ. С целью поднятия умственного и религиозно-нравственного состояния приходского духовенства, преосвященный Иоасаф с первого года вступления на Белгородскую кафедру, несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение своей обширной епархии и останавливался не в покойных чертогах богачей, а в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек. Получая приют в названных жилищах, святитель Иоасаф ночное время посвящал молитве, а утром, по совершении Божественной литургии, наставлял пасомых православно-христианской вере и благочестию.

http://pravoslavie.ru/1926.html

В малолетство Грозного Шуйские заставили митрополита Даниила в 1539 году отречься от московской кафедры, и на его место 6 февраля был избран Иоасаф. Шуйские надеялись найти в новом митрополите верного союзника своим незаконным стремлениям, но ошиблись в расчетах. Иоасаф в своем исповедании веры писал: «твердо держусь истинно христианской веры, переданных нам апостолами и богоносными отцами.... обещаюсь не делать ничего из одного угождения вел. князю или другим князьям, хотя бы грозили мне смертью, принуждая сделать что либо вопреки божественным и священным правилам». Это обещание блаж. Иоасаф выполнил с полною твердостью; он старался всеми разумными мерами положить предел насилиям и грабежам, которые делали Шуйские, но за это не мало терпел обид от них: по наущению их неистовая толпа окружила ночью келью митрополита и стала бросать в нее камни. Митрополит бросился в покои вел. князя, ища там себе защиты: но злодеи ворвались и в княжеские покои. Тогда Иоасаф бежал на Троицкое подворье; враги и здесь не оставили в покое митрополита: они осыпали его бранными словами, разорвали на нем мантию и хотели его умертвить; но Сергие-Троицкий игумен Алексий и князь Димитрий Палицкий, хотя и с большими усилиями, удержали бунтовщиков от убийства. Митрополит был сослан в Кириллов монастырь, а оттуда переведен в Сергиеву-Троицкую Лавру. Живя здесь на покое, Иоасаф занимался исправлением богослужебных книг. Отцы стоглавого собора в 1551 году посылали ему для рассмотрения соборные постановления. В 1555 году 27 июля святитель Иоасаф скончался. Мощи его почивают под спудом в притворе Троицкого Лаврского собора. В Лавре хранится саккос святителя из золотого глазета (Ист. Гос. Росс, Карамз. 7, пр. 312, 328. 331. Описание Сергиевой лавры. Стр. 73, 74. Москва. 1842 г. Месяцеслов Сергиевой Лавры. Москва. 1850 г. стр. 15–16). 28-е число После сошествия св. Духа на Апостолов в иерусалимской церкви число верующих увеличилось настолько, что сами Апостолы без ущерба своим главным обязанностям, проповедованию слова Божия и богослужению, не могли наблюдать за правильным распределением между ними жизненных потребностей; поэтому установлена была в облегчение апостолам для последнего служения особая должность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не найдя ничего на этом пути следствия, потрепав еще большое количество разных церковных лиц, Феофан зацепился за иеромонаха Иосифа (Решилова). Иосиф вышел из раскола и состоял при Синоде консультантом по делам раскольников. Был назначен игуменом Клобуковского монастыря. Дружил с Тверским архиепископом Феофилактом. В этом же дружеском окружении Феофилакта состоял и архимандрит Калязинского монастыря Иоасаф (Маевский). Пройдя в Киеве риторику, он монашествовал где-то в польских епархиях; из Смоленской епархии попал в петербургский Александро-Невский монастырь, отсюда Феодосий (Яновский) перевел его к себе в Новгородский Антонов монастырь, а из Антонова монастыря он перешел к Феофилакту в Тверскую епархию. Иосиф и Иоасаф оба увлекались мечтой о будущем патриаршестве Феофилакта. И через переписку, и через устные допросы обнаружилась мечта и болтовня этой монашеской тройки. Иосиф говорил Феофилакту: «потерпи, старик, – будем оба люди». Или выпивал здравицу, возглашая: «да здравствует святейший патриарх Всероссийский!» Или, обсуждая факт подарка лошадей кн. Долгорукову, Георгием (Дашковым) митр. Ростовским, Иоасаф говорил насмешливо Иосифу Решилову: «увидим де как Георгий на лошадях въедет на патриаршество». В другой раз Иоасаф (Маевский), критикуя любовь Георгия к светским пирам, говаривал: «Быть бы ему давно патриархом, только скрипочки ему да дудочки помешали». И Д. М. Голицыну Иоасаф говорил о Георгии Ростовском: «полно, полно, я знаю, каков ваш архиерей. Не так он живет, как отец его – преосвященный Стефан митрополит». Иоасаф (Маевский) просто по карьерным соображениям соблазнился перепроситься на юг в Бизюков монастырь и обратился в Синод к всемогущему Феофану Прокоповичу . Тот, взяв под наблюдение двух друзей Феофилакта Тверского, охотно удовлетворил просьбу И. Маевского. По официальным мотивам «ради богомолья» туда поехал и Тверской приятель его, Иосиф Решилов. Бизюков монастырь был почти пограничным с Польшей. В этой добровольной мобилизации двух друзей Феофилакта ближе к польской границе, Феофан усмотрел материал для обвинения в шпионаже по совокупности не только Иоасафа и Иосифа, но и их высокого друга, Феофилакта Тверского.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Ведь еще до прихода его в Спасо-Преображенский монастырь в 1728 году в нем совершенно обрушилась соборная церковь, а в 1736 году вторичный пожар истребил все деревянные здания св. обители. Обитель приходилось как бы создавать заново. Нужно было выстроить новые каменные братские келии, ограды и другие необходимые для обители хозяйственные строения; нужно было поправить соборную монастырскую церковь с обвалившимся куполом. И что же? Молодой попечительный и неутомимый игумен Иоасаф, несмотря на то, что средств для возобновления полуразрушенного Лубенского монастыря не было, выстроил грандиозный каменный корпус монашеских келий 40 саженей длины и 5 саженей ширины, получая помощь от некоторых местных благотворителей. Но для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств. Заботливый игумен Иоасаф, не обращая внимания на слабость своего здоровья, решил во что бы то ни стало изыскать средства для приведения вверенной ему Лубенской обители в надлежащее состояние. С этой целью он с разрешения Киевского митрополита отправился 10 сентября 1742 года в далекое путешествие, в города Москву и С.-Петербург для испрошения доброхотных пожертвований на построение разрушившейся соборной монастырской церкви. Прибыв в С.-Петербург за сбором пожертвований на храм Божий, игумен Иоасаф удостоился Высочайшего внимания Императрицы Елизаветы Петровны. Благочестивая Государыня, любившая церковное благолепие и усердно посещавшая храмы и монастыри, милостиво приняла просителя и приказала выдать ему на сооружение храма 2000 рублей. К числу причин, расположивших Государыню к пожертвованию на сооружение храма в Лубенской обители, нужно отнести также трогательное и очень назидательное слово игумена Иоасафа о любви к Богу и ближнему. «Как далеко от нас живот вечный». Только лестница о двух ступенях нам предлежит — это любовь к Богу и родственная ей любовь к ближнему«, — говорил в этом слове игумен Иоасаф. 16 августа 1744 года, возвратившись из Москвы в Богоспасаемую Лубенскую обитель, игумен Иоасаф вскоре по прямому указанию Императрицы Елизаветы Петровны был возведен в сан архимандрита и через некоторое время был вызван в Москву, где 29 января 1745 года архимандрит Иоасаф был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с оставлением за ним настоятельства в Лубенском монастыре.

http://pravoslavie.ru/1926.html

Феофилакт. Вероятно, Иов для привлечения к себе последователей и для усиления значения своего монастыря употреблял какие-нибудь странные выдумки и фокусы. Но главное дело, которое Иов успел сделать, проживая во Льгове, было то, что по его ходатайству был поставлен Тверским архиепископом в иеромонахи келейник его Иоасаф, приобретший в истории раскола значительную известность. Этот Иоасаф, в качестве служки Иова, пришёл с ним из Москвы в Тверскую область, а отсюда вместе с ним же направился во Льгов. Желая видеть Иоасафа в звании иеромонаха, Иов воспользовался своим прежним близким знакомством и даже дружбой с тверским архиереем, к которому он и послал Иоасафа, «прося да посвятить его по старым книгам». Просьба Иова была уважена: посвети Иоасафа тверской архиерей, по чину древнему. О нем же проси Иов». После этого Иоасаф возвратился к Иову 11 . Этого Иоасафа архиеп. Феофилакт называет также выходцем от Раковой пустыни. Несомненно, поэтому, что, Иоасаф был преданным учеником Иова, которому и помогал в деле утверждения братии в «древле-церковных догматах». Дальнейшая судьба Иоасафа такова. Около 1679 года он оставляет Льгов и направляется к заграничным ветковским раскольникам и поселился в пяти верстах от слободы Былев. Ветковцы относились к Иосафу недоверчиво, потому что он был рукоположен новым архиереем и называли его в насмешку не Иоасафом, а Асапом. Но это было только до поры до времени, пока у ветковцев не было ещё недостатка в иереях несомненно «древляго рукоположения». Но когда эти иереи повымерли, они (ветковцы) того-же самого «Асапа», над которым раньше смеялись, стали приглашать к себе. Иоасаф согласился на это. Главным делом Иоасафа на Ветке было устройство церкви, которую впоследствии расширил, украсил и осветил знаменитый раскольнический чёрный поп Феодосий, бежавший из Рыльского Никольского монастыря. Через пять лет по переселении на Ветку Иоасаф умер, достигнув глубокой старости 12 . Когда правительственные мероприятия против раскола коснулись и той местности, в которой Иов поселился, убежав из Тверской области, тогда он поспешил скрыться дальше – туда, куда и раньше намерен был бежать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010