Блаж. Иоасаф, из дворян Скрыпицыных, принял иночество в обители преп. Сергия и с 1529 г. был игуменом её. В. кн. Василий любил и уважал его. Игумен Иоасаф принимал (1530 г.) от купели наследника престола Иоанна. Потом, согласно с давним желанием в. кн. Василия, облёк его больного, перед смертью, в иночество 395 . Февр. 6-го 1539 г. Иоасаф избран в митрополита Московского, на место отказавшегося от кафедры Даниила 396 . В своём исповедании веры, назначенный в митрополита писал: «во всём следую древним святейшим патриархам, соблюдающим истинную непорочную веру христианскую, уставленную св. Апостолами и преданную Богоносными отцами, а не ту, которую принёс Исидор с несвященного Латинского собора, просиявшего злочестием. К тому же обещаюсь не делать ничего из одного угождения в. князю или многим князьям, хотя бы грозили мне смертью, принуждая сделать что-либо вопреки Божественным и священным правилам» 397 . Блаженный Иоасаф выполнил обещание своё с полной твёрдостью. Бояре в малолетство Иоанна делали, что хотели, и Шуйские злодействовали. Надобно было положить предел кровавым произволам Шуйских, а более способным к тому был кн. Бельский. Святитель (в мар. 1540 г.) выпросил у в. князя приказание освободить кн. Бельского из заключения, и умный, добрый боярин введён был в верховный совет бояр. Легко было предвидеть, что Шуйские жестоко отплатят за то доброму пастырю; но он предоставил себя воле Божией. Надежды на Бельского стали оправдываться: грабежи и насилия остановлены 398 . Митрополит делал всё, что мог, для блага России. Он удержал в. князя в Москве и одушевил всех мужеством, когда приближался к Москве Сагибгирей 399 . По его ходатайству, возвращены милости и отчины князю Владимиру Андреевичу, брату вел. князя, и дана свобода страдальцу князю Димитрию Андреевичу, 49 лет сидевшему в тюрьме и оковах 400 . Но князь Иван Шуйский (в янв. 1542 г.) успел схватить и отправить Бельского на Белоозеро, где его удушили. – Тогда толпа неистовых едва не убила святителя: в келью его бросали камни; в покоях самого в. князя не нашёл он защиты; на Троицком подворье готовы были убить его, и только именем пр. Сергия игумен Алексий умолил пощадить жизнь святителя. Его отправили в заточение – в Белоозерский монастырь 401 . В 1553 г. бывший митрополит Московский Иоасаф встретил царя покорителя Казани в лавре Сергия 402 . Он выпросил себе милость провести последние годы на месте иноческого обета. Ему и здесь были неприятности: с ним жили тогда здесь те, которые сами по себе мало хотели жить в обители и которых загнали в монастырь только беды жизни мирской; они часто оскорбляли блаж. Иоасафа припадками своего мирского своеволия 403 ; невольными и вольными скорбями блаж. Иоасаф очищал душу свою для светлых радостей неба и мирно скончался 27 июля 1555 г. Мощи его почивают под спудом в южном притворе Троицкого собора 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иоасаф, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Скрипицын) († 1555; память 27 июля/9 августа, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Происходил из дворянского рода. Пострижен в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1529 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. 9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. 3 января 1542 года низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. После 1547 года переведен в Троице-Сергиев монастырь. Скончался 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре. Первое летописное известие о Иоасафе (Скрипицыне) относится к 1530 году, когда он совершил крещение будущего царя Ивана Грозного (ПСРЛ, СПб., 1904, т. 13, с. 48). Он же крестил и второго сына Василия III, Юрия, родившегося в 1533 году. В 1539 году игумен Иоасаф совершил пострижение в схиму умирающего Василия III и оставался при нем до его кончины. В результате борьбы за власть между князьями Бельскими и Шуйскими игумен Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведении митрополита Даниила князем Иваном Васильевичем Шуйским. Хиротония Иоасафа в митрополиты состоялась на седьмой день с соблюдением всех правил. Избранный митрополит прочитал написанное по этому случаю «Исповедание православной веры». Деятельность митрополита Иоасафа на Московской кафедре была непродолжительной и протекала в период смут, происходивших в малолетство Ивана Грозного. Поставленный в митрополиты по воле Шуйского, он принял сторону его противника Бельского. По «печалованию» митрополита к великому князю была снята опала с Ивана Федоровича Бельского. В том же году он ходатайствовал об освобождении Владимира Старицкого. В 1541 году Иван Бельский просил у него заступничества перед великим князем за своего брата Семена Федоровича. Но уже в начале января 1542 года митрополит Иоасаф был низложен. В «Царственной книге» приведены подробные обстоятельства лишения его митрополичьего сана. При захвате власти сторонниками князя Василия Шуйского они не захотели признавать митрополита Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна келии митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье, едва не убив святителя. Только просьбы игумена Троице-Сергиева монастыря Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. 3 января 1542 года владыка Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Из наставлений преподобного Варлаама юноша уразумел, что драгоценный камень есть вера в Господа Иисуса Христа. Святой Иоасаф уверовал в Спасителя и пожелал принять Крещение. Крестив царевича, преподобный Варлаам заповедал ему пост и молитву и отошел в пустыню. Узнав о случившемся, царь встревожился. По совету одного из вельмож он устроил прение о вере между христианами и язычниками, на которое под видом преподобного Варлаама явился маг и чародей Нахор. Нахор должен был признать себя в прении побежденным и таким образом отвратить царевича от христианства. В сонном видении преподобный Иоасаф узнал о готовившемся обмане и пригрозил Нахору лютой казнью, если тот окажется побежденным. Убоявшийся Нахор не только победил язычников, но и сам уверовал во Христа, раскаялся, принял Святое Крещение и удалился в пустыню. Царь пытался отвратить сына от христианства и другими средствами, но святой царевич преодолел все соблазны. «Что мною сделано, мой господин, от того я не отрекусь. Я бежал от мрака и вышел на свет, вышел из заблуждения и примкнул к истине»,– ответил преподобный Иоасаф. Тогда, по совету вельмож, Авенир выделил сыну половину царства. Святой Иоасаф, став царем, восстановил христианство в своей стране, отстроил заново церкви и, наконец, обратил в христианство своего отца, царя Авенира. Вскоре после Крещения царь Авенир преставился, а святой царевич Иоасаф оставил царство и ушел в пустыню на поиски своего учителя-старца преподобного Варлаама. В течение двух лет он странствовал по пустыне, терпя напасти и искушения, пока нашел пещеру преподобного Варлаама, спасавшегося в безмолвии. Старец и юноша стали подвизаться вместе. Когда приблизилось время кончины преподобного Варлаама (ему было уже 100 лет), он отслужил Божественную литургию, приобщился Святых Таин, причастил святого Иоасафа и с миром отошел ко Господу после 70-летних подвигов в пустыне. Совершив погребение старца, святой Иоасаф остался в той же пещере и продолжил пустыннический подвиг. Он пробыл в пустыне 35 лет и отошел ко Господу, когда ему исполнилось шестьдесят лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1540 г. по его благословению и повелению священником Новгородского Софийского собора составлен " Великий миротворный круг " . Летом 1541 года было нашествие на Москву Крымского хана. Митрополит Иоасаф в это время творил молебные пения в Успенском соборе об избавлении от бедствия и разорения. Великий князь " иде в церковь и начя со слезами молитися и прикладыватися ко святым иконам. И благословение взем у отца своего Иасафа Митрополита и поиде на свои двор, а отцу своему Иасафу Митрополиту повеле с собою итти " . Здесь, на совете, Первосвятитель высказывался за необходимость присутствия государя в Москве во время ожидаемой осады для поддержания мужества москвичей. Будучи Первосвятителем, Митрополит Иоасаф давал вклады " на память своей души " , о чем сохранились некоторые сведения. В 1542 году он дал вклад в Успенский собор — Устав церковный, рукопись конца XV–XVI века. В том же году незадолго до своего низведения с престола он дал вклад в Троицкий монастырь. " 7050-го (1542) году февраля в 12 день Преосвященный Иасаф Митрополит Московский и всеа Русии дал вкладу санник сер " . Низложение и ссылка в монастырь Первосвятительство Митрополита Иоасафа пришлось на время малолетства Иоанна Грозного, отличавшееся борьбой боярских группировок. В 1540 г. митр. Иоасаф ходатайствовал перед государем об освобождении кн. Бельского из темницы. С тех пор, вместе с Бельским, был " первосоветником " государя, что вызывало недовольство Шуйских. При захвате власти сторонниками Шуйского последние не захотели признавать митр. Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна кельи митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье. Но на этом дело не кончилось. Боярские дети явились на Троицкое подворье и едва не убили святителя. Только просьбы игумена Троицкого Алексия, который именем преп. Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. В " Царственной книге " так говорится о низведении Митрополита Иоасафа: " Пойман бысть Великаго князя боярин, князь Иван Федорович Бельский, без Великаго князя ведома, советом боярским, того ради, что его государь у себя в приближении держал, и в первосоветниках, да Митрополита Иоасафа; и бояре о том вознегодоваша на князя Ивана, и на Митрополита; и начаша зло советовати с своими советники. А Митрополиту Иоасафу начаше безчестие и срамоту чинити великую, и по келии шибати. Иоасаф Митрополит не возможе того терпети, соиде своего двора на Троицкое подворье " . Здесь его едва не убили, и " бысть мятеж велик в то время на Москве; и государя в страховании учиниша " . По взятии князя Бельского " бояря пришли к государю в постельныя хоромы не по времени, за три часы до света, и пети у крестов заставили. А Митрополит Иоасаф в те поры пришел к государю в комнату; и бояря пришли за ним к государю в комнату с шумом. И сослаша бояря Митрополита на Белоозеро в Кирилов монастырь " .

http://pravicon.com/info-2517

Св. Иоасаф родился в последней четверти XIV в. В миру он носил имя Иоанн Урош Палеолог. Его отец, Симеон Урош, был по отцовской линии потомком известной сербской династии Неманичей фев.]. После смерти своего брата, Стефана Душана (1331–1356), он отказался признать нового наследника сербского трона и образовал из Эпира и Фессалии отдельное королевство со столицей в гор. Трикале. После смерти Симеона Уроша в 1371 г., его сын должен был наследовать трон. Но он, стремясь еще здесь стяжать Царство Небесное, предпочел королевской порфире грубую монашескую одежду. Св. Иоасаф оставил своего родственника, Алексея Ангела Филантропина, во главе королевства и присоединился к прп. Афанасию, с которым уже на протяжении многих лет его связывала глубокая духовная дружба. Когда св. Афанасий был поражен недугом, Иоасаф покинул Метеоры и жил на Афоне, но после смерти святого стал его преемником. Он подарил монастырю немало драгоценной богослужебной утвари и, благодаря помощи своей сестры Ангелины Дукены Палеологины († 1394), вдовы деспота Эпира Фомы Прелюбовича Палеолога, завершил строительство собора и отстроил кельи и все здания, необходимые для большого монастыря (1388). Под угрозой турецкого вторжения он был вынужден покинуть Метеоры вместе с другими монахами и нашел прибежище в монастыре Ватопед на Афоне. Когда опасность миновала, Иоасаф вернулся на свою скалу (1401), стоящую между небом и землей. Там он в мире завершил свой земной путь в 1423 г. Как и прп. Афанасий, св. Иоасаф отказался от священнического сана и назывался не игуменом, а отцом Метеорским. Помимо свв. Афанасия и Иоасафа, известны следующие просиявшие в Метеорах святые: Даниил Столпник (XVII в.), прпмч. Никодим (XVI в.), Нектарий и Феофан, основатели Варлаамова монастыря мая], их ученик Венедикт, Максим и Иоасаф, основатели Русанской обители (XVI в.), Григорий и Феодосий, основатели монастыря Святого Григория (XIV в.), Нил Друг Божий (XIV в.), основатель Сретенского монастыря, Антоний (XIV в.) и Филофей (XVI в.), основатели монастыря Святого Стефана, Дионисий Милосердный, епископ Лариссы (XIV в.) марта], и Никанор, экзарх Стагийский (XIV в.), основатели обители Святого Николая Анапавса 566 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Св. мученик Варлаам . Родом из Антиохии. За веру в Господа Иисуса Христа принял тяжкие мучения от нечестивого судьи. В довершение ко всему судья задумал поиздеваться над ним и силою обстоятельств заставить его принести жертву идолам. Для этого ввел он его в капище, положил ему на ладонь горящие уголья, а на уголья – ладан, полагая, что мученик, испытывая невыносимую боль, бросит уголья с ладаном пред идолов и тем самым поневоле совершит им каждение. Однако доблестный Христов воин держал раскаленные угли на своей ладони, вовсе не думая бросать их к подножью идолов; и вот один за другим сгорели и отпали его пальцы, а затем прогорела и ладонь. Так вместе с огнем упали на землю и пальцы сего мученика. «Десницу имел он, сильнейшую огня... – говорит святитель Василий Великий , – ибо если и опалил руку пламень, рука держала-таки огонь, подобно пеплу». А святой Златоуст пишет: «Смотрели с высоты Ангелы, взирали Архангелы, зрелище было величественное, поистине превосходящее природу человеческую. И кто не пожелал бы [у] видеть человека, который подвизался и не испытывал свойственного людям, который сам был и жертвенником, и жертвой, и жрецом?» Когда сгорела рука старца Варлаама, все его тело замертво рухнуло на землю, а душа отошла в вечный покой Господа Спасителя. Сей преславный и мужественный старец пострадал в 304 году. 3. Преп. Варлаам и Иоасаф , царевич [Индийский]. Индийские подвижники. Иоасаф был царевичем, сыном царя Авенира. По Божию Промыслу посетил его старец Варлаам, научил его вере Христовой и крестил. Затем старец удалился в пустыню на подвиг, а Иоасаф остался, чтобы бороться со многими искушениями в [сем], побеждая их Божией благодатью. В конечном итоге удалось ему привести ко Христу и своего отца. Крестившись, царь Авенир прожил четыре года в великом покаянии – ведь и грехи сотворил он великие, преследуя христиан, – а затем скончал свою земную жизнь и перешел в жизнь лучшую. Юный Иоасаф передал царство своему другу Варахии, а сам ушел в пустыню – подвизаться ради Христа. Хотел он еще только одного: паки здесь, на земле, увидеться со своим духовным отцом, старцем Варлаамом. И милостивый Бог исполнил это его желание. Найдя Варлаамову пещеру и встав перед ней, Иоасаф воскликнул: «Благослови, отче!» Старец Варлаам подвизался в пустыне 70 лет, а всего прожил 100 лет. Святой Иоасаф на 25-м году жизни оставил царство и удалился в пустыню, где прожил 35 лет. Оба они носили в себе великую любовь ко Господу Иисусу, многих обратили в истинную веру и преставились в вечную радость Господа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Положив их с должным благоговением на стол, Святитель Иоасаф всю ночь провел в молитве пред св. Тайнами, а священника, небрежно относившегося к священным предметам, на другой же день лишил священного сана и приказал даже исключить из духовного звания 15 . В другой раз при обозрении епархии преосвященному Иоасафу пришлось ночевать вблизи города Вольного. Ночью во сне видит он небольшую церковь , в ограде которой стояло дерево ветвистое и зеленое. К этому дереву подошел старик и стал рубить его. Тогда святитель сказал старику: «оставь, не руби этого дерева», а он отвечал: «всяко древо нетворящее плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо». Пробудившись от сна, Святитель спрашивает присутствующих там людей, нет ли по близости какой церкви, похожей на виденную во сне. Ему отвечали: есть в трех верстах отсюда. Архипастырь поехал в однодворческое село по указанной дороге и прибыл к церкви, которая была похожа на виденную во сне. Вошедши в нее, Святитель Иоасаф увидел там, при служении Божественной литургии, пьяного причетника, которого и лишает причетнического звания 16 . Рассмотренные случаи из жизни Святителя Иоасафа показывают нам, что небрежное отношение к священным предметам в том или ином месте Белгородской епархии было предъуказываемо архипастырю путем откровения от Бога 17 . Святитель Иоасаф недостойных своего имени священно-церковно-служителей без всякого лицеприятия лишал звания, а нерадевших о деятельности наказывал согласно с соборными правилами. Из указа от июля 12 дня 1752 года видно, что когда Святитель Иоасаф при обозрении епархии нашел в Оскольском уезде 10 священников, совершавших Божественную литургию вопреки «книжицы о таинствах» на испортившемся вине, то лишил их сана. Строгий к виновным, преосвященный Иоасаф был в высшей степени сострадателен и милосерд ко всем несчастным, страждущим и нуждающимся. Так, в ответ на донесение Курского Знаменского монастыря (от 12 января 1753 г.), что в монастыре оказалось значительное число военных лиц, присланных в разные годы от разных учреждений «и оные отставные безотступно требуют от оного монастыря по своим рангам денежного жалованья, а без указа вашего преосвященства дать не смеем, понеже из оных отставных имеется многое число весьма старых и дряхлых и ни к какому монастырскому послушанию за крайнею старостью определить их невозможно», – преосвященный Иоасаф разъяснил монахам, что сомнения их на счет содержания старых и дряхлых воинов совершенно напрасны, что таковых-то, напротив, они и должны принимать с особой любовью, как наиболее нуждающихся в успокоении 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Прошло несколько лет. Иоасаф подрос, и однажды ближайшему из своих пестунов сказал: «Ты мне будешь отселе истинным другом; только скажи истинно, ради чего отец держит меня в сей палате безвыходно?» Тот подробно рассказал ему. Увидав вскоре после сего отца, Иоасаф сказал: «Знай, отец, что я нахожусь в великой скорби и печали ради того, что ты не выпускаешь меня из дома». Авенир сжалился и позволил выезжать ему, но приставленным к нему лицам снова подтвердил, чтобы сын его отнюдь не видал ни стариков, ни нищих, ни глухих, ни слепых, но чтобы все эти и подобные им люди непременно были бы прогоняемы от тех мест, по которым бы вздумал ездить его сын. Повеление исполнялось до времени; но однажды, когда Иоасаф увидел, что окружавшие его гнали прокаженного и слепого, то с удивлением спросил: «Что это за люди?» Ему ответили, что это несчастные, которых постигла болезнь. Иоасаф опечалился и грустным поехал домой. На пути ему еще пришлось встретить старика хромого и седого, мрачного лицом и беззубого. «Это кто?» – спросил Иоасаф. «Это, – сказали ему, – человек престарелый, он постепенно изнемогает и ждет смерти». «О горькая жизнь сия, – воскликнул тогда царевич, – горькая и всякой печали исполненная!» После сего не покидала Иоасафа великая скорбь, и он спрашивал себя: «Где же истинное счастье?» Этот вопрос, однако, к его утешению, вскоре был разрешен для него. Посланный к нему, по особенному откровению, преподобный Варлаам доказал, что истинное счастье не на земле, а на небе, и Иоасаф убедился в этом. Убедившись же, он уже всецело посвятил себя Богу и, крестив свой народ, ушел к преподобному Варлааму в пустыню; провел в ней тридцать пять лет в посте, молитве и слезах и затем мирно почил о Господе (113, 193–195). Жена сельского диакона из Подмосковья, некая Варвара Ивановна Знаменская, по ее словам, собиралась отвезти в Волоколамское духовное училище своего сына Сергия. Накануне отъезда она отправилась с ним в церковь и здесь в течение всей Литургии и молебна перед образом Божией Матери усердно со слезами молила Царицу Небесную, чтобы Она взяла ее сына под Свое небесное покровительство и устроила бы жизнь его во спасение души. Когда она вернулась домой, то мальчик сказал: «Мама! У меня что-то болит голова». – «Иди отдохни», – отвечала ему мать. На другое утро, когда настало время везти его в училище, он уже был мертв. Когда его отпевали, мать сильным плачем выражала свои душевные чувства. Священник, видя ее плачущей, сказал ей: «Варвара Ивановна! У вас ведь есть еще другие дети. Что вы так плачете!» Она отвечала: «Батюшка, я плачу не от горя, а от благодарности Царице Небесной, что Она услышала мою молитву и взяла моего сына под Свое покровительство для вечного упокоения». Так могуча молитва матери, отверзающая небеса и устрояющая вечное счастье ее детей (115, 59).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Да в новом приделе икон пядниц, на гладком золоте, в нижнем ряду: Пречистые Одигитриа, с крылци, Дионисьева письма, а крыльца иного мастера; икона Пречистые Владимерская, обложена серебром; в венце у Пречистые и у Младенца 4 камени, а стоит над гробом княж Петровым Одолбина. Икона новогородцкого письма видение Евлогиево, пядница болшая; прислал игумен Фу(л. 11)тыньской Феодосей, а словет та икона Всенощное. Икона новгородского ж письма: В гробе плотскыи, пядница ж болшая: поставил Касьян архимандрит. Икона Пречистые на престоле с Младенцем и с двема архааггелы, с крылци, пядница болшая; на верхнем поле Троица святая, а на нижнем поле Пахнутей чюдотворец, письмо Дионисьево, а крыльца иного мастера. Икона пядница болшая, с крыльци ж, Спас на престоле, с сторону Пречистая, а з другую Предтечя да два архааггела, в верхнем поле Троица святая, а по сторонам два апостола, Петр да Павел, а на нижнем поле Сергий чудотворец, Дионисьева письма, а крылци иного мастера, а обе те иконы поставил архимандрит Чудовской Венедикт. Икона пядница болшая, половина (об. 11) шестодневца, а другая половина того же шестодневца, Белоризци, стоит за левым крылосом, в болшем киоте. Да две иконы, шестодневец весь, пядници середние, письмо старое. Икона пядница рожество Пречистые. Икона пядница Соловецкые чудогворци Зосима и Саватей. Да на той же стене, в другом ряду, иконы на гладком золоте: икона образ Пречистые, пядница, кажуть Рублева письма. Икона Предста царица, пядница, образцем своим. Икона Недреманое око, пядница; икона въскресение Христово, пядница ж; икона распятие Христово, пядница; икона въскресение Христово, пядница, да две иконы пядници меншие, шестодневец весь, поставление Варсунофиа Болтина. Икона въскресение Христово да другая Белоризци, старое письмо, (л. 12) пядници. Икона распятие Христово, пядница середняя. Икона на лазори, княз Феодор Смоленьскыи и Ярославьскый з двема сыны. Икона на гладком золоте, пядница, преображение Христово, письмо Денисьево. Да в том же приделе, над Ондреевым гробом Кутузова, образ Пречистые Одигитриа, пядница, обложена серебром, да у ней гривна стара порвана, да пелена тафтяна, кайма шита золотом, да крест на пелене, дробниц 20 серебрены и золочены, а около дробниц обсажено жемчюжком мелкым и подпись жемчюгом же сажена. Деи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отголоском Смутного времени явились события 1635 года, когда Патриарх Иоасаф I встречал с крестным ходом в Москве останки царя Василия Шуйского, который скончался в польском плену и теперь был погребен в Архангельском соборе 58 . Красную площадь украшают два выдающихся памятника; собор Покрова на рву построен в XVI веке при Митрополите Макарии в связи со взятием Казани, а Патриарх Иоасаф освятил Казанский собор, воздвигнутый на Красной площади в память окончания Смутного времени и прославления Казанского чудотворного образа Богоматери. Во время пожара в 1626 году сильно пострадал Патриарший двор. Поэтому при Патриархе Филарете велись интенсивные ремонтно-восстановительные работы, причем сам двор при этом претерпел “обширную перестройку” 59 . “Преемник царственного Патриарха святитель Иоасаф I- é çàñòàë ñâîå äîìîâîå õîçÿéñòâî â âåñüìà óäîâëåòâîðèòåëüíîì ñîñòîÿíèè è çà 8 ëåò óïðàâëåíèÿ Ïàòðèàðõèåé íå ïðîèçâîäèë êàïèòàëüíûõ ïåðåñòðîåê Ïàòðèàршего двора. Но и при Иоасафе был постоянный ремонт, только довольно мелкий, обыкновенно вызываемый большим хозяйством. При этом святителе произведены были значительные постройки только на даче в Троицком-Голени­щеве” 60 . Вскоре после своего восшествия на престол Патриарх Иоасаф повелел написать перед столовой палатой образ Христа Спасителя “Недре­манное око”, а также заново переписать изображения Богоматери Знамение, Живоначальной Троицы и святых 61 . В домовой патриаршей казне среди различных икон был образ “Соловец­ких чудотворцев” 62 . По благословению Патриарха Иоасафа на Руси основывались монашеские обители. В 1637 году “черным попом Ионою” был основан Троицкий Шенкурский монастырь 63 . В Нерехте по благословению Первосвятителя был освящен храм и при нем была устроена Сретенская обитель. В обители находилась икона, принесенная из Ярославля, от которой совершались чудеса. Затем в Ярославле была написана еще одна икона для Нерехты, от которой также начали совершаться чудеса. В Ярославль прибыл Ростовский митрополит Варлаам (1619–1652) и повелел принести ее в Успенский собор. После этого жители не захотели отдавать икону в Нерехту, поэтому посланцы из Нерехты обратились к Патриарху Иоасафу с просьбой о содействии в перенесении иконы в Нерехту. В связи с этим Патриарх послал “свое писание к Ростовскому митрополиту Варалааму, повелеша отдати чудотворную икону” 64 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010