Своим устроением эта обитель обязана энергии и почившего Харьковского архиеп. Амвросия (ск. 1901) и настоятеля Святогорской пустыни архим. Германа (ск. 1890). Основанная на памятном для каждого русского месте, она издали обращала на себя внимание своей изящной архитектурой. Здание монастырской небольшой деревянной церкви, окруженной простой галереей, было выдержано в строгом древнерусском стиле; вся она была срублена в Москве из круглого соснового леса; стены внутри, по образцу старинных русских церквей, выструганы рубанком, законопачены, но не окрашены. Внутренность храма отличалась простотой и в то же время изяществом. С правой стороны Царских врат был помещен превосходной работы Нерукотворенный Образ Спаса, в честь которого воздвигнут храм, а с левой стороны - икона Божией Матери. Царские врата были вырезаны из липового дерева. С трех сторон в церкви располагались обширные хоры. Вблизи скита, под тем самым местом, где во время крушения императорского поезда находился императорский вагон-столовая, была устроена сводчатая пещерная часовня, врезанная в насыпь железной дороги. Красивая башня-часовня возвышалась над полотном дороги. Недалеко от часовни, по направлению на запад, находился каменный храм во имя Христа Спасителя, окруженный с востока, севера и юга сводчатой крытой галереей. Снаружи храм представлялся громадным куполом, окруженным шестью сенями. Выше всех шести входных дверей находились мозаичные иконы. Главный купол был сплошь вызолочен и украшен широким рельефным поясом орнаментов. Наружная архитектура была выдержана в стиле московских церквей XVII в. Внутренняя отделка храма состояла из орнаментальной живописи с позолотой. Иконостас храма был четырехъярусный; все иконы в нем написал проф. В. Г. Маковский. На западной стене был помещен громадных размеров лик Христа Спасителя также работы В. Г. Маковского. Ниже этого образа, по обеим сторонам западных дверей, укрепили две серые мраморные доски с надписями, указывающими на события, в память которых устроен храм. Близ храма находилась надгробная плита. Под ней покоились тела погибших при крушении поезда.

http://sobory.ru/article/?object=32453

Всего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся части мощей более 300 греческих, русских, грузинских святых, к большинству из которых за дни пребывания в обители мы смогли свободно приложиться, помолиться и испросить помощи. Особо почитаемы хранящиеся здесь главы и части глав святого великомученика Пантелеимона Целителя, преподобного Силуана Афонского, верхняя часть главы святого апостола и евангелиста Луки, священномученика Анфима Никомидийского, преподобномученика Игнатия Афон­ского, Евфимия Афонского и Акакия Афонского, часть от левой ноги святого апостола Андрея Первозванного в серебряном ковчеге, часть правой руки святого праведного Иоанна Русского и многие другие святыни. Поэтому у этих святынь мы пытались провести как можно больше времени, что нам любезно позволили в обители. Кроме того, в русском Афонском монастыре доступны для поклонения чудотворные образа: икона Матери Божией, именуемая  «Иерусалимскою», икона Матери Божией «Ка­занская», икона Матери Божией «Игумения Святой Горы Афонской», икона святого Предтечи и  Крестителя Господня Иоанна, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, икона святого священномученика Харалампия и другие. Пред ними мы тоже молились все дни пребывания в обители. Помимо Пантелеимонова и Покровского храмов, особо запомнился в русском монастыре древний храм во имя святителя Митрофана, а также параклис или меньший храм Успения Пресвятой Богородицы. Кроме этого, на территории русского монастыря действует еще около 30 малых храмов (параклисов), в том числе и единственный в мире храм в честь Всех Святых Русских князей и царей. Близ монастыря находится так называемая гробница с церковью во имя апостолов Петра и Павла, где упокаивается братия, и где по древней афонской традиции расположена костница с хранящимися там многочисленными главами подвижников русской святогорской обители. Ночные богослужения в костнице, обставленной по всем сторонам стен от пола до потолка стеллажами с черепами святых иноков, оставляют особенно незабываемые впечатления.

http://pravmir.ru/otkryitie-russkogo-afo...

В городе Тусон, что примерно в часе езды от нынешнего монастыря, был у старца Ефрема знакомый священник – отец Антоний. В 1995 году, когда старец уже задумывал устроить в пустыне монастырь, отправились они на поиски подходящего участка земли. Свернули с асфальта на грунтовую дорогу посреди пустыни – и вдруг отец Антоний ясно услышал колокольный звон. В округе знали, что священник тот отличался острым умом. Сообразив, что это Божие указание, поехали в город, чтобы узнать, не продается ли участок. И совсем скоро приобрели землю всего за полцены. Монахи припоминают, что и продавца звали Антонием, и он долго откладывал сделки, имея желание продать свой земельный участок церкви или монастырю.      Среди первых, кто приехал строить новый монастырь, был и нынешний его игумен – архимандрит Паисий, грек, выходец из Канады, подвизавшийся на Святой Горе. К сентябрю прибыло еще пять афонитов. Среди пустыни, где «в тон» иноческой молитве завывали шакалы, где в изобилии водились змеи, поставили два вагончика: в одном была церковь, в другом – трапезная. Главный храм, который было решено освятить во имя преподобного Антония Великого и святителя Нектария Эгинского, с Божией помощью планировали построить за… четыре месяца! К первому престольному празднику – святого Антония Великого, 17 января по новому стилю, которого придерживается Греческая Православная Церковь. Рабочих наняли по скромным на тот момент средствам, потому работали на строительстве и сами отцы – по 14–15 часов в день. И к празднику храм был почти готов. Вскоре устроились и трапезная, келейный корпус для братии, гостевые дома для паломников. В 1996 году для главного монастырского храма была написана и прислана из Греции икона Божией Матери «Аризонская», иконография которой напоминает хорошо известную в России «Всецарицу». Около 90 процентов нынешних монастырских построек возведено в первые пять лет существования обители. Греческая соборная базилика, где ежедневно совершаются богослужения, освящена во имя преподобного Антония Великого, отца древнего монашества, и святителя Нектария Эгинского, особо почитаемого греческого святого, имеющего благодать исцелять от рака. Интересно, что все строившиеся на территории обители храмы возводили в традиционном для стран Православия стиле. Храм во имя Димитрия Солунского с луковкой и Серафимовская часовня – в русском стиле.

http://pravoslavie.ru/63574.html

- То есть, опять-таки, память смертная... - Совершенно верно. Я всегда считал важнейшим упущением во всех фильмах об Афоне неупоминание о смерти. Ведь вдумайтесь только: на Афоне никто не рождается, на Афоне только умирают, и с помощью смерти переходят в жизнь вечную. Мы об этой антиномии тоже говорим в фильме. Мы решили не говорить о таких святынях Русского монастыря, как мощи влмч. Пантелеимона и прп. Силуана Афонского, поскольку о них довольно широко известно. О главе св. Пантелеимона мы упомянули лишь кратко. Зато подробно говорим о малоизвестных монастырских святынях. Промысл Божий даровал нашей русской святогорской обители две величайшие святыни: Светописанный образ Божией Матери и чудотворную икону Христа Спасителя. Значение этих икон для православия трудно переоценить. Обе они свидетельствуют о реальности духовного мира, о реальности благодатной жизни, о том, насколько к нам близки Господь и Божия Матерь, да и все святые. Светописанный образ – это иконописное изображение фотографии 1903, которая запечатлела Саму Пресвятую Богородицу, посетившую Пантелеимонов монастырь, чтобы поддержать обитель в добродетели и утешить всех, нуждающихся в милости. В нашем фильме широкой публике впервые представлен сам оригинальный стеклянный негатив той фотографии, обретенный, если не ошибаюсь, два года назад при разборе фотоархива. Это настоящее чудо. Тысячи негативов погибли в пожарах, землетрясениях, были расхищены в годы запустения монастыря, когда в нем оставалось всего с десяток немощных иноков-старичков. А этот негатив Промысл Божий сохранил до наших дней. А чудотворный образ Спасителя – это та самая икона, возле которой еще молодой Силуан увидел живого Спасителя. Это чудо, живое, благодатное общение с Богом навсегда изменило его жизнь.      В фильме мы также впервые подаем слово игумена Пантелеимонова монастыря, нашего 100-летнего старца схиархимандрита Иеремии. Он видел монастырь в крайнем запустении, и вот, по милости Божией, дожил до его расцвета. Он подготовил новые поколения монахов. В монастыре очень много молодых иноков. Кстати, на презентации я сказал, что в монастыре проживает около 80 или 90 монахов. Я был не готов к ответу на этот вопрос и привел не вполне точную цифру. Я специально потом уточнил. В обители в настоящее время подвизается 104 насельника. И это только те, которые официально причислены к братии. Есть еще кандидаты на испытательном сроке.

http://pravoslavie.ru/91032.html

– В каких случаях вы отказываетесь от работы, в каких идете на компромисс? – Такого, чтобы или отказываться, или идти на серьезный внутренний компромисс, у меня никогда не было. Все, с чем сталкивался – производственные нюансы, понятно, что все идеально не бывает. Мне вообще везло с заказчиками. Несколько лет работали в Святогорской лавре Донецкой области. Владыка Арсений прекрасно и глубоко разбирается в церковном искусстве и архитектуре, знает культуру Церкви во всех ее проявлениях. Вместе с тем он давал нам полную свободу. Мы утверждали какие-то сюжеты, он соглашался или говорил, что ему хотелось бы иное, мы искали варианты. Все эскизы он принимал сразу – то есть доверял художникам. Так гладко бывает не всегда. Мы, например, работали в одном храме, я сделал проект, такой, когда уверен – все будет на месте и с художественной, и с богословской точки зрения. В конхе апсиды должна была быть Богоматерь на троне, роспись бы идеально вписывалась в архитектуру, точно расставляла акцент восприятия, но заказчик принял совсем другое решение – разместить в конхе поясное изображение Божией Матери. А оно – крупное и ломает всю художественную концепцию. Что поделаешь, сделали, как просил заказчик. Бывает, что разрабатываешь одну систему росписи, а заказчик говорит: «Мы не знаем, хватит ли на все денег, потому распишем только четверть храма». Если бы в этой четверти и разместить только часть задуманного, то все в порядке. Но когда требование – разместить там всю программу росписи, запланированную на целое пространство, все главные моменты, сюжеты… И вот уже сцена Рождества не читается, сцена Крещения оказывается запрятанной. И уже нет общего понимания храма. – Если бы вам предложили сделать роспись в академическом стиле, вы бы согласились? – Мне это очень интересно, но, к сожалению, я этого не умею делать. И в условно академическом стиле, и в стиле художников эпохи модерна, например Васнецова, открыты великолепные возможности. – Принято считать, что академическая живопись – это уже просто религиозная живопись, не икона. Вы так не считаете?

http://pravmir.ru/a-tebe-ne-strashno-pis...

Сведения о чудесах от П. и. были собраны составителем 1-го «Сказания о Песчанской чудотворной иконе Богоматери…» (Харьков, 1881), в его основе текст из 2 рукописей, переданных автору в 1880 г. настоятелем Вознесенской ц. слободы Пески, а также насельником Святогорского Успенского мон-ря мон. Пименом (в миру П. А. Маликов, в течение 15 лет был старостой Вознесенской ц. в Песках). Наиболее полное описание исцелений от П. и. со времени ее явления до нач. ХХ в. подготовил к изданию в 1911 г. свящ. Александр Яковлев. Иконография Песчанская икона Божией Матери из Вознесенской церкви в слободе Пески. Фотография. 1-я треть ХХ в. Песчанская икона Божией Матери из Вознесенской церкви в слободе Пески. Фотография. 1-я треть ХХ в. П. и. имеет двойное название - «Песчанская Казанская», что является причиной ошибочного мнения о ней, как об одном из списков Казанской иконы Божией Матери, хотя иконографически они не имеют ничего общего. По мнению составителя 1-го издания, посвященного П. и. (Харьков, 1881), двойное название иконы объясняется тем, что в Вознесенской ц. в слободе Пески один из приделов был посвящен Казанской иконе Божией Матери и 8 июля и 8 нояб. (дни празднования Казанской иконы Божией Матери) отмечались как храмовые престольные праздники, на к-рые собиралось множество богомольцев, служивших молебны Казанской иконе перед чудотворной П. и. Иконографический тип П. и.- Одигитрия. Богоматерь изображена поколенно, облачена в мафорий с шитой каймой по краю и тунику с зарукавьями. Правая рука поднята на уровне груди, левой рукой Она снизу придерживает сидящего Младенца, голова Богородицы немного наклонена к Сыну. Богомладенец облачен в препоясанную рубашечку, из-под которой видны обнаженные стопы, и гиматий. Левой рукой Он держит книгу, правая поднята перед грудью в именословном благословении, голова склонена влево, к Матери. На фотографии 1-й трети ХХ в. отчетливо видно, что икона была вставлена в доску большего размера, очевидно под форму и размер киота. П. и. имела полукруглое завершение, фон украшал рельефный растительный орнамент с 2 прямоугольными картушами, нимбы гладкие, с плоской рельефной окантовкой. Размер и форма иконы характерны для икон местного ряда иконостаса. Косвенное подтверждение этому содержится в оправданиях протоиерея-благочинного на замечание свт. Иоасафа Белгородского о ненадлежащем содержании образа: «...от прежнего старого иконостаса осталось много икон, для которых нет места в самой церкви», а по словам местных жителей, вероятнее, что «все эти старые иконы были перенесены после пожара старой церкви» в Изюме, возле горы Кременец (Кремянец) ( А. А. Н. 1881. С. 10).

http://pravenc.ru/text/2580078.html

В целом, в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся части мощей более 300 греческих, русских, грузинских святых . Особо почитаемы в русском святогорском монастыре хранящиеся здесь главы и части глав: св. вмч. Пантелеимона Целителя ; прп. Силуана Афонского ; верхняя часть главы св. Апостола и Евангелиста Луки ; сщмч. Анфима, еп. Никомидийского ; прпмч. Игнатия Афон­ского, Евфимия Афонского и Акакия Афонского ; часть от левой ноги ап. Андрея Первозванного в серебряном ковчеге; часть правой руки прав. Иоанна Русского и многие другие святыни. Чудотворные иконы: Икона Матери Божией, именуемая " Иерусалимскою " , над царскими вратами; Икона Матери Божией " Ка­занская " в Покровском храме; Икона Матери Божией " Игумения Святой Горы Афонской " ; икона св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеимона; икона св. священномученика Харалампия из Скита св. Анны . Близ монастыря находится так называемая гробница, с церковью во имя Апостолов Петра и Павла, где упокоеваются братья, переселяющиеся от этой временной жизни в вечную. Недалеко от нее церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Близ нее в новом большом корпусе церковь Преображения Господня, где пользуются врачеванием болеющие иноки-келиоты и пустынники, и миряне. Там же еще два параклиса: Божией Матери " Скоропослушницы " и свв. Иоанна Златоуста и Макария Великого. В последнее время еще построены и освящены две церкви в одном корпусе; во имя святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и во имя св. Архангела Рафаила. В монастыре есть много ценнейших икон, реликвий и церковных облачений. Богатейшая библиотека монастыря насчитывает 1320 греческих рукописей, 60 славянских и более 20.000 книг, греческих и русских. Престольные праздники [ править править код ] Паломнику [ править править код ] Телефон: +30 2377 23252 , +30 2377 23682 (канцелярия отвечает на звонки с 10:00 до 12:00) Проезд: Пантелеимонов монастырь расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт .

http://azbyka.ru/palomnik/Пантелеимонов_...

Судя по дошедшим до нас иконам 1-й пол. XVII в., К. и. получила наибольшее распространение в мон-рях: одна из реплик нач. XVII в. происходит из Соловецкой обители, другая - из Толгского (или Спасского) мон-ря близ Ярославля (ЯХМ; Маленькие шедевры больших мастеров. С. 16-17). Возможно, все они были боярскими вкладами. Нек-рые отступления от прототипа, в основном выразившиеся в цветовом решении, объясняются не прямым копированием святыни, а использованием бумажных прорисей. В 1577-1589/99 гг. и повторно в 1610 г. братия Коневского мон-ря была вынуждена «со всем своим церковным строением и образами» перебраться в Деревяницкий мон-рь, поскольку правительство боярина Василия Шуйского уступило Швеции всю Корельскую землю. К. и. на долгие десятилетия суждено было стать святыней этой обители. Часть монахов нашли приют в Тихвинском мон-ре, что объясняет появление там в XVII в. списка К. и. Только в ходе Сев. войны территория Приладожья была возвращена России, и мон-рь на о-ве Коневец начал возобновляться. В 1-й деревянной ц. свт. Николая Чудотворца, освященной в 1719 г., слева от царских врат стоял список «иконы Пресвятыя Богородицы Святогорския» (Книги переписные церковные из Кексгольмскаго у. 1897. С. 305-306). Сама чтимая К. и. оставалась в Новгороде до кон. XVIII в. Коневская икона Божией Матери. Икона. Кон. XVI в. (Музей русской иконы, Москва) Коневская икона Божией Матери. Икона. Кон. XVI в. (Музей русской иконы, Москва) Возрождение почитания К. и. связано с деятельностью строителя монастыря иером. Варфоломея (1798-1801). В 1799 г. он получил разрешение Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского, на возведение собора в честь Рождества Пресв. Богородицы и на перенос туда иконы. 3 июля святыня была торжественно доставлена в С.-Петербург (согласно изданиям, для устройства оклада, местонахождение к-рого неизв.), где пребывала в течение 2 месяцев, ее носили по домам верующих. Прославление иконы и создание ее списков (как «в меру и подобие», так и храмовых образов) связаны с совершением во время молебнов и шествий исцелений и чудотворениями.

http://pravenc.ru/text/1841920.html

XIX в. отмечено наличие небольшого размера иконы свт. Филиппа (см.: Там же. Примеч. 1 на с. 7). В 1907 г. на месте Знаменского придела был выстроен новый, большой придел, освященный в честь Владимирской иконы Божией Матери - так стала именоваться Л. и. в кон. XIX в. В значительной степени появлению такого названия, не соответствующего иконографии древнего образа, послужили издания 1900 и 1913 гг. свящ. Никольской ц. Ф. В. Загорского. В списке чудес, совершившихся от Л. и. (к 1913 освидетельствованы 7 исцелений в 1893-1912), образ именуется только «Владимирская Богоматерь» ( Загорский. 1913. С. 8-18). Но Владимирской называлась еще одна икона из Любятовской церкви - вариант иконографии «Умиление» с 8 клеймами Жития Пресв. Богородицы (сер. XVI в., ПИАМ; в наст. время в храме находится список 2001 г., иконописец М. А. Скутте), известный по иконе Божией Матери «Умиление Подкубенская» (1-я треть XIV в., ВГИАХМЗ) и имеющий визант. корни (см. образ Божией Матери с Младенцем на фреске в парекклисионе мон-ря Хора в К-поле, ок. 1320). Определение «Любятовская» в наименовании чудотворной иконы имеет позднее происхождение и впервые встречается в сводах икон Божией Матери, составленных в нач. XX в. ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 206), среди икон Божией Матери типа «Умиление», празднование которой совершается 19 марта («Умиление» Смоленская, «Умиление» Святогорская). В связи с этим неясно, какая из 3 икон представлена в гравированных Сводах икон Пресв. Богородицы, т. к. под 19 марта при изображении указан только тип иконы «Умиление». Таковы 4-листовые гравюры с изображением икон Божией Матери под 132 и 160 (нач. XX в., гравер Долгов) (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1217. С. 482; 1218. С. 484). В XIX в. Л. и. отсутствовала в списке чудотворных икон Псковской епархии. Тем не менее в 90-х гг. XIX в. в Любятовском храме появился список иконы (в наст. время находится во Владимирском приделе Никольского храма, слева в иконостасе), который, видимо, был иконой-заместительницей чудотворного образа, пока его носили по домам.

http://pravenc.ru/text/2561056.html

В собор мы попадаем через притвор. в котором находится церковная лавка. В собственно храмовое помещение ведёт арочный проём с достаточно скромным порталом. Четыре мощных столпа дробят внутреннее пространство четверика на несколько как бы отдельных помещений. При этом они даже и не смотрятся столпами, а почти цельными стенами, потому что переходят в арки на очень низкой высоте. Столпы - двусоставные: внизу - круглые в плане, выше - квадратные, с расширением в арки. Истинную высоту собора ощущаешь лишь в подкупольном квадрате, перед иконостасом. Тут светло, свет сверху падает на чудотворную икону Божией Матери " Одигитрия " . Белые стены визуально эту высоту ещё как бы увеличивают. До революции стены были покрашены: внизу - тёмной краской, выше жёлтой, самый же верх был расписан фигурами. Надо думать, что рано или поздно роспись будет восстановлена... У западной стены устроены деревянные хоры. Впервые они появились в храме в конце XVIII столетии, при игумене Созонте (Заклинском). Стоит отметить и наличие голосников в стенах. Но опять же - это деталь для псковских храмов вполне традиционная. Внешние размеры собора: ширина - более 14-ти метров, длина - более 23-х метров, высота колокольни - 37 метров. Две великие святыни Успенского собора сохранились, несмотря на разорения ХХ столетия. Это - явленная икона Божией Матери " Одигитрия " и ещё одна икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями, - Фёдоровская. Её тоже носили крестным ходом в Псков вместе с двумя чудотворными образами, с которых началась история обители. Любопытно, что в большинстве записей об исцелениях, относящихся к XIX столетию, речь идёт как раз о Фёдоровском образе. Увы, не обошлось и без потерь. Уже в послевоенное время была утрачена икона Божией Матери " Умиление " , явившаяся пастуху Тимофею в 1563 году. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2015 г. Комментарии и обсуждение В Успенском храме на Синичьей горе имеются приделы: иконы Божией Матери Одигитрии (южный) и Покрова Пресвятой Богородицы (северный). Оба придела  конца 18 века. У подножия горы был храм Николая чудотворца. На каменных воротах была Пятницкая церковь конца 18 века.

http://sobory.ru/article/?object=08144

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010