Один святогорский старец на одной встрече мне сказал, что не случайно было то, что Божия Матерь попросила Святую Гору Афон Себе в жребий, т.е. в место для жизни монахов. Потому что Сама Она знала опытно этот путь и жила Божественной благодатью. Ей нравится, когда люди посвящают себя Её Сыну и хранят Его заповеди. В чуде претворения воды в вино в Кане Галилейской (которое совершилось по инициативе Богородицы, а не Христа), именно Она сказала приближённым жениха: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. Поэтому Божия Матерь является для нас Опорой, нашей Радостью и нашим Желанием. Она желает, чтобы люди хранили Её заповеди, и окружает таковых особой заботой, особым попечительством. Преподобному Петру Афонскому Божия Матерь сказала при Своём явлении: «Я – Целительница афонских монахов, Я – Питательница, Я – Домоправительница, Я – Игумения монахов». Это подтверждалось много раз. Божия Матерь испытывает большую радость, что монахи вырастают духовно и умножаются численно. Поэтому явление Божией Матери преп. Сергию и его ученику преп. Михею означает благоволение Её монахам и является выражением постоянной поддержки Божией Матери монахам. У нас на Святой Горе Афон происходило бесчисленное количество случаев, когда Божия Матерь являлась монахам: воодушевляла их, наставляла, учила, делала какие-то замечания, что-то запрещала им, наказывала, и всё это объясняется Её чистой материнской любовью. У нас существует очень много чудотворных икон Божией Матери. Наш Ватопедский монастырь обладает особым благословением, он имеет семь чудотворных икон Божией Матери, и Её Честный Пояс . Поэтому с благоговением обратимся к Божией Матери, будем взирать на Неё как на нашу истинную Мать, которая всегда нас слушает. У нас в Ватопедском монастыре есть особая икона Божией Матери «Слышащая». На этой иконе изображена Божия Матерь, прикладывающая Руку Свою к Своему Уху, Она хочет выслушать все просьбы христиан, чтобы потом передать их Своему Сыну. Как вы знаете, все просьбы Божией Матери удовлетворяются, и поэтому в молитве к Ней мы говорим: «Спаси нас», а не просто: «Молись о нас» (как всем святым).

http://pravmir.ru/besedy-arximandrita-ef...

Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Умиление (но без державы у Спасителя). Фрагмент иконы " Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери " . Первая половина XIX века. Файл 13819.jpg:   Размер: 608x700, 0.43 MPix, 78 Kb. Дата: 2011-10-02, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (439) , (24) . Описание: Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон. С изображениями в тексте праздников и икон Божией матери. М., 2010 (Перепеч.: СПб, 1891). С. 180: 19.03. УМИЛЕНИЕ.Чудотворный образ Умиления явился в 1103 году в Смоленске, где и поныне находится. На сей иконе Пресвятая Богородица изображается с младенцем Иисусом, на Которого Она с умилением взирает. Другая чудотворная икона «Умиление» явилась в XVII в. на Синичьей горе, где и основан Святогорский монастырь в[...] Файл 30530.jpg:   Размер: 415x607, 0.25 MPix, 99 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (148) , (4) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Умиление. Афон. 18.5 х 15 см. На обороте штамп: Благословение Св. Афонской Горы Русскаго Пантелеимонова Монастыря. Частное собрание. Файл 30532.jpg:   Размер: 1340x1532, 2.05 MPix, 442 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (229) , (5) . Описание: Умиление Пресвятой Богородицы. 1-я пол. XIX в., Россия. Дерево, темпера. 32,2 х 25,4 см. Частное собрание. -- На окл. нап. Умиление. На фоне окна есть изобр. Богородицы Недреманное око Углическая (таких списков несколько). Файл 30934.jpg:   Размер: 661x849, 0.56 MPix, 236 Kb. Дата: 2018-01-09, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (195) , (5) . Описание: Икона Божией Матери " Умиление " (из старинного гравированного листа XVIII столетия с изображениями икон Божией Матери). В кн.: Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон/Н.П. Лихачев. СПб: Имп. Рус. археол. о-во, 1911. Рис.439.

http://pravicon.com/icon-330

Казанской иконе Божией Матери посвящен крупнейший русский монастырь на Святой Земле – женская Горненская обитель в Иерусалиме, на месте встречи Приснодевы Марии с праведной Елизаветой. Есть храмы во имя «Богородицы Казанской» и на Афоне – собор в большом скиту Кромица и отдельная Казанская обитель («келья», по святогорской терминологии) при Ставроникитском монастыре. Один из почитаемых списков Казанской иконы хранится в Дамаске (Сирия), а так называемый Римский или Ватиканский список признала в ХХ веке своей величайшей святыней католическая церковь. Именно этот образ из Ватикана был передан в 2004 году представителями Папы Римского предстоятелю Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II, а 21 июля 2005 года – на празднование 450-летия Казанской епархии, – список привезен Святейшим Патриархом в Казань. Состоялся многотысячный крестный ход к месту обретения чудотворного образа – туда, где ныне вновь возрождается святая Богородицкая обитель, некогда одна из крупнейших женских в России. А о том, что произошло здесь 426 лет назад, подробно повествует очевидец, святой патриарх Гермоген, в то время еще бывший простым казанским приходским священником Ермолаем: «Итак, Богородичная икона явила себя таковым образом: Владычица не открыла образа Своего ни святителю города, ни властному начальнику, ни вельможе, ни богатому и не мудрому старцу, но явило свое честное сокровище… – юной дочери простого, искусного в военной стрельбе воина, имеющей десять лет от роду, по имени – Матроне; сей-то девице и явилась оная чудная и пресветлая Богородичная икона. После пожара, в то же лето и в том же месяце, вот начала являться оной девице, имя которой мы уже раньше назвали, пресветлая икона Божией Матери и велела ей пойти в город и рассказать о Богородичной иконе, которую видела, архиепископу и воеводам, чтобы они пошли и вынули из недр земли образ Пречистой Богородицы, причем указала и место, где могут обрести честное сокровище необычайного бисера – чудную икону Богородицыну. Девица же, по юности и недомыслию, побоялась поведать о видении и рассказала только матери своей, та же не обратила внимания на ее слова.

http://sobory.ru/article/?object=06242

О случившемся сообщили царскому наместнику в Пскове князю Георгию Токмакову, который вскоре явился в Воронич лично. Тщательно опросив получивших в тот знаменательный день исцеления, он доложил обо всём в Москву царю Ивану Грозному. Самодержец прислал в Воронич собственных представителей - те в свою очередь, провели расследование чуда. Не найдя ни в чём обмана, они ещё более убедились в истинности чудотворения, ибо в их присутствии произошло новое необычайное событие. Было повелено поставить на Синичьей горе, которую, впрочем, тут же переименовали в Святую, часовню, где и предполагалось хранить обе чудотворные иконы Божией Матери. Однако в ночь после праздника Покрова Пресвятой Богородицы в часовне вспыхнул пожар, в считанные минуты превративший её в пепелище. Под головешками, опечаленные люди из Воронича, обнаружили икону Божией Матери " Одигитрия " целой и невредимой. А другие в это же время заметили и икону " Умиление " - стоявшую, как прежде " Одигитрия " , на сосне. И снова была радость великая. Полетели гонцы в Москву, всюду рассказывая о вороничских чудесах, о милости Божией Матери. На этот раз Иоанн Васильевич приказал ставить на Святой горе не простую часовню, а монастырь, и строить в нём каменный Успенский собор - так, чтобы престол храма стоял на пне той самой сосны, где явилась блаженному Тимофею чудотворная икона Божией Матери " Одигитрия " . А икону Божией Матери " Умиление " , говорилось в указе, поместить в новом храме у царских ворот. Особое это указание, касавшееся только вороничского образа, было продиктовано, вероятнее всего, тем, что принадлежал он всё-таки Георгиевской церкви. А чтобы быть в Успенском соборе иконе " Одигитрия " - в том никто и не сомневался. Всё это было исполнено, как утверждает летопись, в том же 1569 году. Такая скорость не должна удивлять - Новый год при Иване Грозном отмечался 1 сентября; то есть строители имели для своих работ одиннадцать месяцев. Срок хоть и жёсткий, но вполне реальный. Долгие годы Святогорская обитель имела " местную " славу - благодаря хранившимся в Успенском соборе чудотворным иконам. Сам же монастырь, будучи отдалён от крупных центров, жил тихой молитвенной жизнью. Одна лишь единственная возникшая тревожная опасность для обители возникла в 1581 году, когда на протяжении полугода войска польского короля Стефана Батория безуспешно осаждали Псков. После того как за алтарём соборного храма похоронили Александра Пушкина, сюда потянулись " паломники " из интеллигентного " сословия " со всей России. В сущности, и сейчас монастырь по большей части знают как место упокоения великого поэта.

http://sobory.ru/article/?object=08144

В 1653 году пятнадцатилетний пастух, юродивый Тимофей, на Синичьей горе услышал голос, возвестивший, что на этом месте через шесть лет воссияет Божия благодать. Через шесть лет он пришел на эту гору и увидел в ветвях сосны икону Божией Матери Одигитрии. Жители близлежащего селения Воронич пришли туда крестным ходом со встречальной иконой Умиления . Только Тимофей смог снять икону с ветвей дерева. После этого обе иконы поставили в Георгиевском храме Воронича. Царь Иван Грозный, узнав о явлении чудотворной иконы, повелел поставить там часовню, а гору назвали Святой. Через год, когда часовня сгорела, по указу царя был построен каменный Успенский храм и основан монастырь, получивший название Святогорского (Сказания. 1993. 469-471). Икона Одигитрия Святогорская в XIX веке пользовалась большим почитанием в окрестностях монастыря, и летом ее торжественно носили по близлежащим селам, оставляя ее там на время, служа молебны и читая перед ней акафисты . Празднование иконе бывало два раза в году: 17 июля и 1 октября, на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин знал предания, связанные с явленной иконой, не раз видел ее и встречальную икону Умиление в монастырском храме, был свидетелем крестных ходов . Вероятно, поэтому знакомая поэта П.А. Осипова, помещица из соседнего Тригорского, писала ему: «Сегодня у нас было интересное зрелище: увоз иконы Святогорской Божией Матери. С час тому назад прошел крестный ход при чудной погоде; множество довольно приличной публики в ожидании прибытия иконы расположилось у подошвы нашей горы; 10 или 12 экипажей, стоявших поблизости, дополняли картину». Иконы, иногда древние и прославленные, Пушкин видел в квартирах своих друзей и знакомых, например у княгини Зинаиды Волконской, салон которой он посещал. Как сообщает А.Н. Муравьев, княгиня любила святую равноапостольную Ольгу, «так как и в ее жилах текла кровь Рюрикова, и род Белозерских особенно благоговел пред сею великою просветительницею Руси. (У них в доме даже хранилась древняя ее икона, писанная, по семейному преданию, живописцем императора Константина Багрянородного в то самое время, когда крестилась Ольга в Царьграде.)» (Воспоминания.

http://pravoslavie.ru/46917.html

В середине XIX века в алтаре Покровского храма настоятелю Святогорской пустыни преподобному архимандриту Герману во время соборного пения акафиста Царице Небесной было явление Божией Матери, которая предстала на горнем месте в алтаре. В первые десятилетия советской власти храм разорили и осквернили безбожники, устроившие в нем грязелечебницу. В послевоенное время использовался в качестве библиотеки с читальным залом при санатории им. Артема. 1 октября 1996 года Покровский храм возвращен Святогорскому монастырю, и 13 октября этого же года, накануне престольного дня, братия совершила здесь первое богослужение. Благодаря помощи благотворителей в 1997 году в обители, на колокольне Покровского храма, вновь зазвонили колокола. Самый массивный, названный Игуменским, весит более 6 тонн, другие поменьше — 4 тонны, 2 тонны, 1 тонна, 500 кг и малые. Звонарями сохранены древние и заново составлены до 30 мелодий колокольного звона, из которых «Слобожанский», «Собору преподобных отцев Святогорских» — плод творчества и таланта монастырских звонарей. К 20-летию возрождения Святогорской обители, 18 сентября 2012 года, на колокольне Покровского храма установили часы с боем. На север и юг — циферблат с арабскими цифрами, на восток — римские, на запад — церковно-славянские. Изготавливала и устанавливала российская фирма ООО «Куранты из Черноголовки» под управлением Игоря Архипова. Каждую четверть часа куранты играют на шести колоколах музыкальный фрагмент, состоящий из двадцати тактов. Мелодию подбирали лаврские звонари. Стрелки циферблата и цифры вызолочены сусальным золотом в мастерских Святогорской Лавры. Иконостас Покровского храма четырехъярусный, иконы местного ряда и Деисуса — копии сербских писем XIV века. Резьба иконостаса ориентирована на образцы XVII века. Стены храма расписаны группой иконописцев под управлением А. Вронского. За образцы были взяты работы Мануила Панселина (Афон, XIV в.), Сербия (XIV в., г. Сопочаны), храм Хора в Константинополе. В Покровском храме имеются следующие святыни: У переднего правого столпа в деревянном резном киоте находится мощевик с частицами мощей Киево-Печерских преподобных отцов. В центре мощевика — крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня и камнем горы Голгофы. У переднего левого столпа — икона святителя Николая Чудотворца, прославившаяся в последнее время чудесами исцелений. Справа под деревянной резной сенью — Святогорская икона Божией Матери. Это современная копия с древней чудотворной Святогорской иконы Богоматери, не сохранившейся до наших дней. Слева под дубовой сенью — икона преподобного Иоанна Затворника, в которую вложены его постригальный крест и сандалии.

http://sobory.ru/article/?object=05583

В соборе находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника. Они находятся «в четырехстолпных резных деревянных сенях». Образ Божией Матери украшен сребропозлащенной ризой, с цатой и венцом в стиле XIV века. Над ликом Богородицы размещены изображения пяти Богородичных праздников, по сторонам иконы — покровителей четырех Лавр Русской церкви: прпп. Антоний и Феодосий Печерские, св. блг. князь Александр Невский, прп. Сергий Радонежский и прп. Иоанн Затворник. Множество серебряных лампад разливает тихий свет, освещая лик Пречистой Девы. Перед солеей в деревянных, украшенных резьбой раках положены для поклонения мощи новопрославленных Святогорских святых. С левой стороны раки с мощами преподобных Феодосия, Киприана, Лонгина, Исаакия и архимандрита Арсения. С правой стороны преподобноисповедники Михаил, Трифон, Иоанн, преподобный Иоанникий, в малом ковчеге мощи архимандрита Германа. Возле западных столпов храма установлены два больших мощевика с частицами мощей преподобных Киево-Печерских. С правой стороны собора, у южной ее стены, под иконой Пресвятой Троицы, в деревянной нише под стеклом, выставлены два мощевика, один из которых изготовлен в форме креста. Оба эти мощевика содержат мощи многих великих угодников Божиих. В храме, на правом западном столпе, находится Икона Архангела Михаила с деяниями, список с древней чудотворной иконы. Икона Архангела Михаила с деяниями написана по просьбе прп. Евфросинии Московской – в миру княгини Евдокии, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского. Уже после кончины своего державного супруга прп. Евфросиния удостоилась явления Небесного посланника, объявившего ей о скором отшествии из сего мира. После этого необычайного события святая лишилась дара речи и знаками просила написать изображение Небесного воина. Дважды подносили ей изображения, созданные искусными иконописцами, но лишь в третьей иконе, на которой был изображен Архангел Михаил, узнала она своего посетителя. В этот момент уста ее отверзлись, и святая восславила Бога. Икону Небесного воеводы она завещала передать в Архангельский собор, где покоятся останки ее супруга.

http://sobory.ru/article/?object=05582

Ежегодно в этот день – день памяти святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси – десятки архиереев, сотни священников и тысячи верующих собираются на богослужение в Киево-Печерскую Лавру, чтобы засвидетельствовать свое единство во Христе, верность святому православию и поздравить с днем Ангела Предстоятеля Украинской Православной Церкви – Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Первым деянием новоизбранного в 1992-м году Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Владимира стало обретение мощей и прославление своего предшественника по киевской кафедре – первого новомученика 20-го столетия, священномученика – Владимира Богоявленского, митрополита Киевского и Галицкого, расстрелянного большевиками в 1918-м году. С тех пор и до сего дня Священным Синодом Украинской Православной Церкви было прославлено в лики святых 260 подвижников благочестия, среди которых – святители Петр Могила и Лука (Войно-Ясенецкий), Филарет (Гумилевский) и Иннокентий (Борисов), преподобные Лаврентий Черниговский и Амфилохий Почаевский, Иоанн Святогорский и Иона Киевский, преподобные Анастасия Киевская и Елена Флоровская; восстановлено общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, установлены Соборы местных святых и новомучеников 20-го столетия. Свидетельством благодатного обновления духовной жизни нашего народа можно считать многочисленные явления милости Божьей и чудотворных икон Спасителя и Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Неисчерпаемым источником благодати и духовного утешения стали новоявленные иконы, среди которых явленная в Киеве икона Божией Матери «Призри на смирение», «плачущая» Боянская икона Богородицы на Буковине, Святогорская икона Пречистой Девы на Донбассе и многие другие. Прошедшие два десятилетия, безусловно, войдут в историю как десятилетия восстановления из руин тысяч храмов и монастырей. За эти годы были восстановлены величайшие святыни нашей Церкви и нашего народа, среди которых Успенский собор Киево-Печерской Лавры, взорванный в годы Великой Отечественной войны. Преобразилась и вся Лавра, постепенно восстанавливающая храмы и корпуса. Сегодня это место паломничества миллионов православных христиан со всего мира, а также цветущий сад прямо посреди многомиллионного мегаполиса.

http://pravmir.ru/dvadcatiletie-predstoy...

Строителем нового храма назначен казённый архитектор Иван Парфенов, наблюдал за стройкой городничий Карл Бриммер. Строящийся собор могла видеть императрица Екатерина II, когда в 1780 году, путешествуя на юг, она останавливалась на ночлег в Опочке. Вначале строительство шло медленно. «Причиною этого было свободное обращение с пожалованными деньгами, которые скоро все вышли». Местный купец Степан Михайлович Викулин своими щедрыми пожертвованиями помог выстроить прекрасный собор. Дата «1791 год» на иконе относится к тому времени, когда строительство взял на себя Викулин. Фундамент собора был сделан из «дикого» камня, стены строили из кирпича. Собор был построен на новом месте и стал называться Спасо-Преображенским, как потому, что построен в честь Преображения Господня, так и потому, что в соборе находилась чудотворная икона Всемилостивого Спасителя. Собор был пятиглавым. Освящение храма было совершено архимандритом Афанасием, настоятелем Святогорского монастыря, по благословению архиепископа Псковского и Рижского Иннокентия. Строитель собора Степан Михайлович Викулин скончался 10 ноября 1800 года, отпевание его было совершено в Преображенском соборе, похороны состоялись на кладбище при церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Первоначально собор был выстроен без часовни с правой стороны и свечной лавки с левой стороны близ колокольни. Они были построены в 1877 году старостой собора Дмитрием Петровичем Хвощинским. Престолов было три. Главный престол был освящен в честь Преображения Господня, справа – Благовещения Пресвятой Богородицы, слева – Святой Великомученицы Параскевы. В соборе находилась спасённая из огня древняя чудотворная икона Всемилостивого Спасителя с предстоящими с правой стороны Пресвятой Богородицей, с левой стороны Святителя Николая. В 1426 году икона была прострелена литовцами. Для иконы была сделана чеканная серебряная позолоченная риза с такими же венцами над головами Спасителя, Божией Матери и Святителя Николая и резной позолоченный киот. В венце Спасителя над тем местом, которое было прострелено литовцами, была сделана серебряная позолоченная звезда с хрустальной вставкой.

http://sobory.ru/article/?object=34582

Не только Святогорский монастырь, но и харьковская местная церковная жизнь была для юного Михаила школой благочестия. В кафедральном соборе под влиянием архиепископа Антония (Храповицкого) совершались богослужения по требованиям церковного устава, насколько это было возможно, со строго уставным пением, приближающимся к монастырскому. В Успенском соборе пребывала древняя Елецкая икона Божией Матери, перед которой каждую субботу совершался акафист, на верхней же площадке лестницы, ведшей в придел собора, находился весьма чтимый всеми харьковчанами чудотворный образ святителя Николая Чудотворца. В Покровском монастыре хранилась Озерянская икона Божией Матери, привлекавшая многочисленных почитателей. В этом же монастыре, в особой усыпальнице, почивал праведник чудотворец архиепископ Мелетий (Леонтович). Над самым его гробом владыка Антоний неоднократно лично совершал по нему панихиды и при отпустах на них добавлял: «И нас святыми его молитвами помилует». Будущий архиепископ Иоанн весьма почитал архиепископа Мелетия и, видимо, начал ему подражать. Будучи ректором семинарии, владыка Мелетий (1784—1840) значительно оживил дело преподавания. Прекрасно излагая свой предмет, он сумел заставить учеников заинтересоваться им. Кроме того, по словам святителя Иоанна, «показывая собою образец монашеской жизни и будучи весьма строг к себе, он в то же время относился с большою любовью к ученикам — являлся для них не столько начальником, сколько отцом и пастырем» . В 1826 году он был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. Праведный Мелетий был строгим подвижником. Страстную неделю он проводил почти без пищи, чему окружающие изумлялись. Он был и усердным молитвенником. Неопустительно выслушивая каждую службу, он положил себе определенные часы для келейной молитвы, и молитва Иисусова никогда не сходила с его уст. Во время богослужения, особенно во время Божественной литургии, его благоговение доходило до высшего напряжения, проявляясь в слезах. Его чрезвычайно огорчало малейшее неблагочиние, запинка в богослужении. Часто певчие начинали петь ранее, чем он оканчивал свой возглас, в чем он их упрекал после литургии.

http://pravoslavie.ru/4453.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010