Георгий — уроженец Белоруссии. В пятилетнем возрасте он оказался на родине отца — в Болгарии. В Велико Тырново, когда мальчику было 5 лет, состоялось его первое знакомство с иконописным искусством. Георгий с мамой гуляли по городу и зашли в ателье (мастерскую) иконописца Рашко Бонева. Прелесть болгарских ателье заключается в том, что в них можно посмотреть, как работает мастер, пообщаться с ним. Георгия поразило, что такая красота может создаваться человеком. Мастер подарил мальчику маленькую дощечку, подготовленную к нанесению изображения. Вскоре юный художник приступил к созданию своего первого образа — Христа Пантократора. — Георгий, скажите, какие у вас остались впечатления от первого соприкосновения с иконописью? — Поразил процесс написания иконы. Обычно видишь их уже готовыми в храме, а здесь я впервые наблюдал, как они создаются. Как наклеивается позолота, рисуются лики и одежды, грунтуется и шлифуется доска — все это сразу стало мне очень интересным. — А что Вас привлекает в написании икон? — Каждый раз открываешь для себя что-то новое. Раскрыть историю святого, которого пишешь, посмотреть его изображения, выбрать наиболее понравившееся и сделать, например, с него копию. Это чувство открытия сохраняется у меня до сих пор. Это ощущение возникает каждый раз, когда путешествуешь, смотришь на старые памятники или на современные иконы. Интересно узнавание чего-то старого в новых работах. — Как надо готовиться к работе — молиться, поститься? — Да, конечно. Но первым делом нужно много прочитать о святом, которого пишешь. Перед началом работы надо определиться с деталями и тонкостями того или иного извода. — Бывает ли такое, что Вас просят написать икону какого-то святого, а он Вам не близок? — Скорее просто бывают святые, про которых ничего не знаешь. Поэтому интересно работать и с такими заказами тоже. Например, не было разработано иконографии святого Тимофея Воронежского Святогорского. Была икона, которая изображает чудо явления иконы Божией Матери отроку Тимофею. Но она скорее иллюстративна, показывает сам сюжет: святой Тимофей изображен со спины и является как будто второстепенным персонажем. Важно само действие — явление иконы. А в моей работе задача была иная: сделать образ святого персональным, разместить его портретное изображение. И тогда я начал раскапывать про него исторические материалы.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-08-18/1...

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, кельи внутри скалы и келарня (место хранения продуктов). По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило. Архитектура келарни, где хранились продукты и стояла печь, и трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. В древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 году пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленная в меловой породе. В конце XVII b. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 году был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 году – новый каменный Успенский собор. В XVIII b. уменьшилась опасность со стороны татар. Монастырь никогда не отказывал нуждающимся в его нравственной и материальной помощи. В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм апостолов Петра и Павла и неосвященный храм в «Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет. В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен. В этот период своего существования, охвативший 2ю половину XIX b. и начало ХХ в., святая обитель имела особое Божие благословение. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом – больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие, которые приносили двоякую пользу: братия трудилась, избегая праздности, и обитель сокращала свои расходы на покупку многих вещей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Митрополит Симон был весьма начитанным человеком, прекрасно знал Священное Писание и каноническую литературу. Об этом свидетельствуют его собственные сочинения и обращённые к нему послания (архиепископов Новгородских Геннадия и Серапиона, преподобного Иосифа Волоцкого ). Сохранились рукописи – вклады митрополита Симона: в Троицкий монастырь он вложил Толковый Апостол (ГБЛ, собрание МДА, ф. 173, 17), а в Московский Успенский собор – Златоструй (ГИМ, Успен. собр. (бум.), 14) и Евангелие-апракос (Гос. Оружейная палата, 15004). Митрополит Симон был хорошим иконописцем; известна написанная им икона Божией Матери Владимирская. Труды: Поучение священнослужителям//Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. 109. Ставленная грамота преподобному Корнилию Комельскому от 1 февраля 1501 года//Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855, стр. 60, 61. Окружное послание о милостыне, собираемой святогорским старцем Герасимом (1495–1505)//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. 103. Послание духовенству в Пермь о соблюдении пастырских обязанностей (22 августа 1501). – Там же, 112. Послание мирянам в Пермь против языческих обычаев (22 августа 1501). – Там же. 112. Послание во Псков по поводу постановления собора 1503 г. о вдовых священниках (15 июля 1504)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук: в 4 т. СПб., 1836, т. 1, 383. Литература: Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 1, стр. 1400, 1412, 1544, 1555, 1558, 1560. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 7. прим. 383. Шемякин В.И. Москва, её святыни и памятники. М. 1896, стр. 125, 127, 207. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. Вып. 8, апрель, стр. 199–204.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На всех городских кладбищах, а их в городе было пять, стояли деревянные часовни, поддерживаемые прихожанами. Рядом с церковью, в ее ограде, стояла кирпичная часовня для удовлетворения нужд верующих во внебогослужебное время. Часовня построена в 1878 г. бывшим церковным старостой купцом Георгием Семенцовым. Еще одна часовня, Будановская, построена из дерева на каменном фундаменте в 1892 г. опочецким землевладельцем крестьянином Андреем Жигалевым на собственные средства. К этой часовне крестным ходом провожалась Святогорская икона Божией Матери. В приходе церкви близ деревни Кирово находится Духова гора с часовней наверху. Сюда испокон веков во второй день Троицы, в день Святого Духа, крестным ходом приходили и приходят опочане. Священник совершает молебствие. В настоящее время часовня находится в приходе Покровской церкви. В приходе находились церковно-приходские школы: Фронинская (д. Языково), учрежденная 23 ноября 1893 г., в ней в 1914 году обучался 41 ученик, Морозовская (д. Морозово), основанная 25 октября 1890 года, в 1914 году в ней обучалось 45 учеников; земская Петровская школа, учрежденная 27 января 1879 года, в 1914 г. в ней обучалось 125 учеников; земская школа для девочек в Опочке, в 1914 году её посещало 30 учениц; а также ремесленная школа Министерства народного просвещения. Церковно-приходские школы помещались в крестьянских домах. По штатам 1876 года в церкви служили священник, дьякон и псаломщик. Священник Иоанн Александрович Белинский (13 сентября 1856-?) был сыном священника села Никольское Великолукского уезда. После окончания Псковской духовной семинарии служил писцом, столоначальником в Псковской духовной консистории, имел чин коллежского регистратора, затем губернского секретаря. 9 августа 1884 года назначен священником в родное село Никольское, 20 января 1885 г. рукоположен в сан священника. Здесь о. Иоанн был наблюдателем за церковно-приходскими школами своего округа. Согласно собственному прошению 31 января 1890 г. Иоанн Александрович переведен в Троицкую церковь г. Опочка, был членом, делопроизводителем, затем председателем Опочецкого отделения Псковского епархиального училищного совета, наблюдателем за школами церковного округа, исполнял должность благочинного церковного округа, был наблюдателем за церковноприходскими школами уезда. В декабре 1898 г. назначен депутатом от духовенства в уездное земское собрание. За труды на духовной ниве о. Иоанн награжден набедренником, бархатной фиолетовой скуфьёй, камилавкой. 14 июня 1915 года во время литургии в Троицком соборе г. Пскова о. Иоанн возведен в сан протоиерея.

http://sobory.ru/article/?object=41713

Не забыть нам и Вашу безмерную поддержку, оказанную нам в час испытания, за которую мы Вам благодарны. Связь нашей Обители с Россией, установившаяся благодаря принесению Честного Пояса и укреплённая Вашим сегодняшним визитом в наш Монастырь, даёт нам повод вспомнить прежние исторические отношения Ватопеда и России. Во времена турецкого владычества, Россия неоднократно помогала Ватопедской Обители и всей Святой Горе, находящимся в духовной юрисдикции Всечестной нашей Вселенской Патриархии. Этому способствовало пребывание в пределах российской державы как преподобного Максима Грека, ватопедского монаха, в XVI-м веке, так и других ученых отцов-святогорцев в разные годы. Преподобный Максим Грек, выдающийся учёный и добродетельный святогорский монах, прибыл в Россию по приглашению Великого Государя Василия III и московского митрополита Варлаама и, прежде всего, по благословению Вселенской Патриархии, чтобы продолжить переводческую деятельность, начатую святыми Кириллом и Мефодием, став тем самым одним из просветителей русского народа. В архиве нашего Монастыря хранится славянская рукопись бесед святителя Иоанна Златоуста в переводе святого Максима Грека, написанная его учеником Сильваном в Троице-Сергиевой Лавре в 1524 г. Также хранится икона Божией Матери, которую великий государь Василий III даровал монаху Неофиту, проигумену Ватопедской Обители, сопровождавшему преподобного Максима в Россию в 1517 г. В XVII-м веке, во время одного из путешествий по Руси, в г. Харькове почил о Господе бывший Вселенский Патриарх, первый ктитор ватопедской келлии святого Антония, впоследствии Андреевского Скита, святой Афанасий Пателлар. Его нетленные святые мощи по сей день освящают и укрепляют своим присутствием русский народ. В 1771 г., после неудачной попытки греческого восстания под руководством русского адмирала Орлова, во избежание турецкого преследования, в Россию приезжает Серафим II, бывший Вселенский Патриарх и второй ктитор вышеупомянутой келлии святого Антония. Патриарх удостоился личного признания и покровительства императрицы Елизаветы. Почил он на русской земле около 1776 г.

http://pravmir.ru/igumen-efrem-vatopedsk...

Прошли десятилетия, икона прославилась многими чудесами, и наступило Смутное время. Уже страдальчески умер в Кремле Патриарх Гермоген. Тогда принесли эту икону из Казани в Москву, вместе с другой иконой — Тихвинской — которая празднуется в другой день, тоже в честь освобождения Москвы. Перед ней служили молебны, носили ее по улицам почти освобожденного города. Наконец, враг был побежден, поляки, сидевшие в Кремле, сдались. Когда туда вошли русские воины, то нашли чаны с человеческим мясом, потому что запертые там поляки ели человеческое мясо. Все это было ужасно, как мы с вами понимаем. Но благодаря тому, что народ постился, молился, обещал исправить свою жизнь, Бог его помиловал. Это для нас сегодня очень актуально, потому что, хотя не во всей части нашей страны, а только на Дону, в нескольких областях, идет страшная кровопролитная война, можно сказать – бойня: из дальнобойных орудий обстреливают города, убивают людей. Там погибло множество невинных людей. Я встречался с одним человеком, который был там на Дону, в Луганской области, в Святогорском монастыре. Он говорит, что и в монастыре, и в городе, в котором монастырь расположен, везде полно народа, так множество людей сбежало от этих несчастий. Но только никто не молится, в церковь никто не идет, никто не кается, никто не просит прощения у Бога в грехах. Все недовольны, все мечтают о какой-то мирной, приятной, уютной жизни, а этого нет. Стоит монастырь — действующий, пустой, а люди в храмы не идут. Потому что веры нет. А если веры нет, то почему люди должны ждать, что будет Божие милосердие? У нас, слава Богу, пока еще хорошо, спокойно. Но, если мы с вами не покаемся, то с нами произойдет то же самое. Так что, дорогие браться и сестры, имея такие исторические примеры заступничества Матери Божией, молитв Пресвятой Богородицы о России, о Русской Православной Церкви, то что мы сегодня вспоминаем, то событие, которое нас сегодня собрало, подумаем о том, что если мы не будем должным образом жить по-христиански, жить по заповедям Божиим, молить Бога, тратить на Него свое время, и, конечно, творить добрые дела, то все это распространится на всю Россию.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksandr-s...

Т. 3. С. 109-110). Знаменательно посвящение храма: в Новгороде и его окрестностях не было престолов во имя вел. кн. Александра Невского, накануне начала Северной войны И. обратился к предстательству святого, прославившегося в борьбе со шведами. 24 сент. 1698 г. в Деревяницком в честь Воскресения Христова монастыре был освящен Воскресенский собор. В этой обители в нач. XVII в., после захвата о-ва Коневец шведами, нашла приют братия Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Святогорская (Коневская) икона Божией Матери была помещена в новом Воскресенском храме. В апр. 1702 г. И. прислал в валдайский Иверский мон-рь благословенную грамоту на постройку больницы. В военных условиях монастырские больницы могли быть использованы и для лечения раненых. Под омофором Новгородского митрополита оставались приходы части Водской пятины, которая по Столбовскому миру 1617 г. отошла Швеции; в янв. 1698 г. И. рукоположил И. Никитина во иерея к Никольской ц. Горского погоста Копорского у. 12 окт. того же года И. перенес из заалтарной «палатки» в Софийский собор Новгорода мощи 1-го Новгородского еп. свт. Иоакима Корсунянина . В том же году И. приезжал в Зеленецкий во имя Святой Троицы монастырь на погребение Новгородского митр. Корнилия , в Псков на погребение Псковского митр. Илариона (Смирного) и в Александров Свирский в честь Святой Троицы монастырь , где освятил большой Троицкий собор. Свирским настоятелем И. назначил архим. Лаврентия (Иванова), который до принятия монашества служил настоятелем Троицкого собора в Олонце и прекрасно знал все Ладожско-Онежское межозерье. На рубеже 1700 и 1701 гг. И. провел адм. реформу в митрополии. Настоятели мон-рей, расположенных в основных ее центрах (Ст. Руса, Вел. Луки, Бежецк, Каргополь), были возведены в сан архимандрита, стали наместниками митрополита. В окрестностях Новгорода архимандрия дополнительно учреждалась в Деревяницком и Клопском Михайловском во имя Святой Троицы мон-рях. В дек. 1700 г. в архимандрита Деревяницкого мон-ря И.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Что особенно ценно, в Рукумии продолжает жить традиция монастырского православного книгописания. В 1989 году здесь увидела свет первая книга, посвящённая Косовской битве. С того времени Рукумия не раз объявляла о выходе новой православной литературы. Остаётся добавить, что сам настоятель монастыря игумен Симеон известен своей огромной любовью к России. Богослужения он проводит исключительно на церковно-славянском языке и не приветствует никаких " новомодных " течений. Игумен не скрывает своих монархических убеждений, веря в грядущее возрождение Русского и Сербского Царства. Не удивительно, что в наши дни Рукумия - один из самых посещаемых русскими паломниками монастырей Сербии. Современное состояние [ править править код ] Рукумия связана с Сибирью. Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица» , написанная в Рукумии, была передана в дар Тарской епархии игуменом монастыря иеромонахом Симеоном. После этого было принято решение создать общество русско-сербской дружбы «СЕРБИРИЯ», а в поселке Саргатское Омской области было устроено подворье в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Деятельность монастыря [ править править код ] Святыни [ править править код ] В XIV веке начались массовые переселения монашествующих в Сербию, и не только с Афона , но и из других монашеских центров. Это переселение и мудрая политика царя Лазаря и его последователей способствовали тому, что за короткий период появилось множество духовных центров. Первым из них стал монастырь Раваница . За ним последовали другие церкви и монастыри: Лазарица, Введения в Ждреле ( Горняк ), Йошаница, Нова Павлица, Дренча , Наупара, Любостыня в Алексинце, Сисоевац, Копорин , Велуче, Петковица , Жупаневац и другие. Многие из них уже не были общежительными, как прежде, но возникали пустынножительные поселения, подобно синайским и святогорским скитам. Такое поселение появилось около монастыря Раваница, в районе Любостыни и Мойсиня, а ущелье Ждрела превратилось в малую Фиваиду с центром в монастыре Горняк , где подвизался Григорий Синаит Младший.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Экскурсию по обители провел скитоначальник иеромонах Симон, который показал гостям храмы, восстанавливающийся монастырский корпус и приусадебное хозяйство. Члены делегации совершили славление в скитских храмах в честь Успения Пресвятой Богородицы, равноапостольных Кирилла и Мефодия и преподобного Иоанна Рыльского. Отец Симон рассказал о возрождении обители и поделился планами по дальнейшему развитию скита. Паломничество третьего дня пребывания делегации Русской Православной Церкви на Афоне завершилось посещением одного из самых древних и известных святогорских монастырей — обители Ватопед, второго в афонской иерархии. Главный собор монастыря посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, кроме него в обители имеется еще шестнадцать параклисов — небольших церквей. Паломники получили возможность поклониться хранящимся в обители святыням; в ряду самых известных — Пояс Пресвятой Богородицы. Ковчег с Поясом Царицы Небесной приносился из Ватопеда в Россию в 2011 году. Иерархи сотворили молитву перед чудотворными иконами Божией Матери — «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Закланная». Каждый их хранящихся в обители чтимых образов Пресвятой Богородицы имеет свою поучительную историю, а икона «Всецарица» особо почитается верующими Русской Православной Церкви. После молитвы у святынь Ватопеда состоялась встреча участников паломничества с игуменом обители архимандритом Ефремом. Глава Казахстанского митрополичьего округа , приветствуя отца настоятеля, передал ему благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Архимандрит Ефрем с большой теплотой отозвался о событиях пятилетней давности, когда ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы впервые покинул Гору Афон и прибыл в пределы России, где миллионы верующих смогли поклониться великой ватопедской святыне, духовно укрепиться и получить помощь и утешение от Царицы Небесной. Отец настоятель отметил, что визит в Россию, встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви, общение с иерархами и мирянами навсегда запечатлелись в его памяти.

http://patriarchia.ru/db/text/4583493.ht...

В 1918 году, когда икону переносили из села в село и крестный ход расположился на ночлег в селе Байрачек, большевики ночью напали на дом, убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших их хозяина дома с дочерью. Пять трупов легли у подножия иконы, стоявшей в луже крови. В советское время Святогорский образ Божией Матери был чудесно сохранен благочестивыми людьми. В сентябре 1992 года икону крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. С тех пор многие больные различными недугами получили исцеление после усердной молитвы перед иконой Святогорской Богородицы. Множество золотых и серебряных подвесок у чудотворного образа явно свидетельствуют о совершившихся чудесах и милости к грешному роду человеческому Царицы Небесной. По материалам сайта Донбасс Православный Читайте также: Коневская икона Богородицы. Крыло Духа и краюха Хлеба Казанская икона Богоматери: «Росток из земли сухой» Боголюбская икона Богородицы: и от чумы, и от огня, и от татар… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 8 июня, 2022 3 июня, 2022 7 апреля, 2022 26 октября, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/svyatogorskaya-ikona-b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010