Четыре студента-революционера, чтобы доказать незначительность святыни, поставили под эту славную икону адскую машину. К счастью, взорвалась машина та ночью, когда в храме никого не было. Однако взрыв был сильным и разрушения большими. Дверь, окна, железная решетка перед иконой, подсвечники и лампады – все разлетелось вдребезги. Киот с куполом, в котором размещалась икона, тоже рассыпался на мелкие кусочки, словно перемолотый. Только икона Божией Матери осталась нетронутой. Подобный же случай с иконой Богородицы рассказывал нам и генерал Цолович. Но об этом в другой раз. Рассказ о святогорской иконе Генерал Цолович рассказал нам следующий поучительный случай: «Отправился некий из солдат с Солунского фронта на Святую Гору Афон поклониться святыням. Когда вернулся, привез он генералу небольшую на дереве икону Святой Богородицы. Икону эту генерал очень ценил. Однажды болгары внезапно пошли в наступление на сербские позиции. Их орудийный огонь был страшен. Генерал дал приказ немедленно отступать, а своему посыльному велел, чтобы побыстрее упаковал его походное имущество и вывез в тыл. Солдат свалил имевшиеся вещи в один большой сундук. Там было много всякого: табак, сардины, посуда и разные мелочи. Туда же солдат положил и эту икону, погрузил сундук на телегу и повез. Когда телега тронулась, в сундук попал снаряд, а солдат спрыгнул и убежал. Позже сербы потеснили болгар и вернулись на прежние позиции. Когда нашли тот сундук, он весь был обуглен от огня. И табак, и все остальное превратилось в уголь и пепел. Но когда разгребли уголь и пепел, обнаружили ту деревянную икону Матери Божией – целую и невредимую!» О возвращении к Богу В монастыре Тавни публично исповедовался Велько Тадич из Егинова Луга: «Я не знал Бога. Когда служил в армии, из-за моего безверия меня искусила нечистая сила, и я взял с казенного склада несколько пар новых ботинок. Но вскоре после этого меня разоблачили, судили и осудили, а по отбытии тюремного заключения отпустили домой. Мне было так стыдно за то свое преступление, что я решил покончить с собой. Стрелял сам в себя из винтовки – и промахнулся. Удивляясь и осмысливая, как мог промахнуться, я пришел к убеждению, что меня Сам Бог сохранил. Он, Творец мой, хотел не моей смерти, а моего покаяния. Потому я раскаялся, заплакал и исповедовался. Мое покаяние вернуло меня к Богу и к душе. Мое покаяние стало для меня новым рождением. Это новое рождение принесло мне свет и радость жизни. Богу слава и хвала во веки веков. Аминь». Рассказ о человеке, зарекавшемся не славить святителя Николая

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В монастыре находились две чудотворные иконы - Одигитрии и Умиления. Явление первой иконы произошло следующим образом. В 1653 году пятнадцатилетнему пастуху, юродивому Тимофею, на Синичьей горе было видение, он услышал голос, возвестивший, что на этом месте через шесть лет воссияет Божия благодать. Через шесть лет он пришел на эту гору и увидел в ветвях сосны икону Божией Матери Одигитрии. Жители близлежащего селения Воронич пришли туда крестным ходом со встречальной иконой Умиления. Только Тимофей смог снять икону с ветвей дерева. После этого обе иконы поставили в Георгиевском храме Воронича. Царь Иван Грозный, узнав о явлении чудотворной иконы, повелел поставить там часовню, а гору назвали Святой. Через год, когда часовня сгорела, по указу царя был построен каменный Успенский храм и основан монастырь, получивший название Святогорского (Сказания 1993:469-471). Икона Одигитрии Святогорской в XIX веке пользовалась большим почитанием в окрестностях монастыря и летом ее торжественно носили по близлежащим селам, оставляя ее там на время, служа молебны и читая перед ней акафисты. Празднование иконе бывало два раза в году: 17 июля и 1 октября на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин знал предания связанные с явленной иконой, не раз видел ее и встречальную икону Умиления в монастырском храме, был свидетелем крестных ходов. Вероятно, поэтому знакомая поэта П.А.Осипова, помещица из соседнего Тригорского, писала ему: «Сегодня у нас было интересное зрелище: увоз иконы Святогорской Божьей Матери. С час тому назад прошел крестный ход при чудной погоде; множество довольно приличной публики, в ожидании прибытия иконы, расположилось у подошвы нашей горы десять или 12 экипажей, стоявших по близости, дополняли картину». Иконы, иногда древние и прославленные Пушкин видел в квартирах своих друзей и знакомых, например, у княгини Зинаиды Волконской, салон которой Пушкин посещал. Как сообщает А.Н.Муравьев, княгиня любила св. равноапостольную Ольгу, «так как и в ее жилах текла кровь Рюрикова, и род Белозерских особенно благоговел пред сею великою просветительницею Руси.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В 1995 году Святогорским монастырем была начата реставрация Успенского собора, при этом из памятника архитектуры, «охраняемого государством», было вывезено 2600 тонн чужеродных железобетонных перекрытий. 8 сентября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир в сослужении 5 архиереев совершил его освящение. Алтарные апсиды Успенского собора украшены рядом полуколонн с «бусинкой». Фасады разделены на три части пучковыми полуколонками и заканчиваются килевидными закомарами, украшенными лепными розетками. Вверху возвышаются пять восьмигранных барабанов с рядами кокошников в нижней части. Четыре барабана меньшего размера и центральный большой, имеющий широкие окна. Над барабанами сделаны шатровые купола, увенчанные небольшими позолоченными луковками. Несмотря на всю массивность, собор кажется чрезвычайно легким и изящным. Внутри стены собора украшены писанными на холсте изображениями святых в сорока позолоченных рамах большого размера. Среди других святых представлены иконы всех преподобных, просиявших в Святых Горах. Левый трехсвятительский алтарь расписан в конце 2000-х годов. В центре расположено изображение Господа Иисуса Христа, по обеим сторонам от него — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Все эти изображения выполнены в полный рост. В медальонах написаны святители Митрофан, Тихон и Димитрий. На своде алтаря икона Пресвятой Богородицы с коленопрелоненными ангелами и парящим в виде голубя Духом Святым. Со временем собор украсился пятиярусным резным иконостасом с иконами, писанными на золоте, двенадцатью вызолоченными паникадилами, резными киотами и сенями над почитаемыми святынями: чудотворной иконой Божией Матери Святогорской и мощами преподобного Иоанна Затворника. В боковых приделах установлены четырёхъярусные иконостасы. Для написания икон праздничного и пророческого ряда правого придела послужили иконы Кирилло-Белозерского монастыря, иконы местного ряда и Деисуса – Византия XIV века. Царские врата – Сербские. Иконы праздничного и пророческого ряда левого придела также Кирилло-Белозерского монастыря. Деисис – Звенигородский чин XIV века. Спаситель местного ряда – русских писем XIV век. Над иконостасом центрального придела написана икона Благовещения – Византия XIV век.

http://sobory.ru/article/?object=05582

В соборе находится икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» — копия чудотворного образа, хранящегося в Карейском храме на Афоне. Написана она масляными красками на кипарисовой доске. Внутри иконы вложены частицы святых мощей многих угодников Божиих и кусочки ваты, освященные на Гробе Господнем, на Гробе Богоматери, на Голгофе. Икона окроплена святой водой из реки Иордан. Образ Богородицы, согласно надписи, – «дар от некоторых беднейших русских Святогорских иноков-патриотов отцу-настоятелю церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Глубокое, Литовской епархии, Виленской губернии, Дисненского уезда, священнику Евфимию Диволовскому с причтом и приходом для сея церкви в неотъемлемое достояние, во благословение от святой Горы Афонской сему храму, прихожанам, богомольствующим в нем и благотворителям, селению и по всему округу православным жителям…» Из документов, собранных бывшим настоятелем собора в Глубоком, протоиереем Серафимом Гоголушко, известно, что образ принесен в июне 1911 года крестным ходом при участии многочисленного духовенства. В течение 3 суток богомольцы с иконой прошли 36 верст, останавливаясь по пути во всех населенных пунктах. В Глубоком икону встречало множество людей, в том числе и сестры Березвечского женского монастыря в честь Архистратига Божия Михаила. Несмотря на позднее время было совершено богослужениие с акафистом Божией Матери. Архиепископ Виленский и Литовский составил рапорт императору о торжестве, на что получил ответ: «Прочел с удовольствием. Николай». Глубокский образ Богородицы издавна известен своими чудотворениями. Интересен собор и своими подземельями. Несколько столетий его подвалы служили подземной усыпальницей для монахов, здесь же покоились и останки фундатора монастыря Иосифа Корсака. В 1831 г. кармелиты поддержали восстание против царского правительства, поэтому подземелье стало местом для хранения арсенала оружия, лечения раненых и укрытия для повстанцев. Во время второй мировой войны подземелья служили тюрьмой для узников “русской освободительной армии Родионова”, воевавших на стороне фашистов. После войны в подземельях располагалось хранилище консервного завода.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

В Хиландаре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». История этого образа связана с жизнью прп. Иоанна Дамаскина – богослова, ревностного борца с иконоборческой ересью, насаждавшейся в VIII веке византийским царём Львом Исавром. Император-еретик оклеветал Святого, служившего при дворе дамасского эмира. Император подделал письмо, в котором христианин Иоанн якобы предлагал императору способ нападения на своего правителя-мусульманина. Эмир приказал отсечь Святому кисть правой руки. Ночью Иоанн приложил отсечённую кисть к руке и, стоя перед иконой Богородицы, просил у Неё исцеления. Совершилось чудо: кисть приросла! В благодарность за исцеление Иоанн заказал серебряную кисть и приложил её к иконе. Его примеру следуют и поныне благочестивые греки, получившие исцеления молитвами Богородицы или Святых: на многих чудотворных иконах можно видеть привешенные серебряные ручки, ножки, монеты, часы, ордена и т.п. После этого Иоанн принял монашеский постриг и удалился с этим образом в Лавру прп. Саввы Освященного. Там «Троеручица» пребывала пятьсот лет, пока Лавру не посетил будущий великий сербский святитель Савва, которому она и была передана. Сначала свт. Савва отнёс образ в Сербию, но, когда там возникла смута, икону возложили на осла и пустили его странствовать по воле Царицы Небесной. И осёл пришёл к святогорскому Хиландару. Поначалу «Троеручица» пребывала в алтаре собора. Но через некоторое время в обители возникли нестроения, связанные с выбором нового игумена: монастырские отцы никак не могли прийти к единому решению. И вот однажды братия увидела, что образ «Троеручицы» перенёсся из алтаря и стоит на игуменском месте. Икону перенесли обратно, а собор тщательно закрыли. Однако, несмотря на это, на следующий день «Троеручица» опять оказалась на месте игумена. Когда это повторилось в третий раз, братия поняла, что Пресвятая Дева желает Сама игуменствовать в их монастыре. С тех пор в Хиландаре не выбирают игумена, а перед всяким важным делом иноки берут благословение у своей Игуменьи – «Троеручицы». Интересно что эта икона двусторонняя: на одной стороне изображена Богородица, на другой Святитель Николай Чудотворец.

http://sobory.ru/article/?object=30431

Собор, посвященный святому Стефану, был возведен в 1860–1871 годах. В нем разместились еще четыре храма. За монастырскими воротами стоят еще пять небольших храмов и часовен. Кроме того, у Костамонита есть келии в Карее. В монастыре имеются три чудотворных иконы – Богородица “Портаитисса”, с которой связано чудо, случившееся по предстательству Матери Божией с игуменом монастыря Симеоном, когда он в 1872-76 годах ездил в Россию собирать пожертвования; вторая икона – образ святого Стефана, чудесным образом прибывшая в монастырь из Иерусалима в эпоху иконоборческих гонений; третья икона – Богородица “Антифонетрия” (“Дающая ответ”). Иноки рассказывают, что однажды, в праздник святого Стефана, брат, отвечающий за кладовые, с беспокойством заметил, что в монастыре почти не осталось масла. Матерь Божия откликнулась на его просьбу и наполнила маслом большой кувшин, стоявший под Ее иконой. Этот кувшин до сих пор показывают паломникам. В Костамоните хранятся мощи святого Андрея Первозванного, святого Первомученика Стефана, святого Императора Константина Великого, священномученика Власия Севастийского, святого Артемия, святого Аглайя и многих других святых. http://hranive.ru/4341 / Костамонит занимает последнее, двадцатое, место в святогорской монастырской иерархии. Но это обстоятельство никак не умаляет достоинство, и в самом деле, небольшой обители. Костамонит не принимает денежной помощи Европейского союза и живёт плодами рук своих насельников. В обители царит строгая аскетическая атмосфера, монахи осторожно пользуются благами современной цивилизации. В частности, не используют для освещения монастыря электричество. Сведения об основании обители различны: согласно преданию ктиторами монастыря были сам св. император Константин Великий и его сын Констанций, но первые достоверные письменные упоминания об обители встречаются только в XI веке. Предположительно, первоначальное название монастыря «Кастамонит» связано с малоазийским городом «Кастамон» – местом, откуда родом был первостроитель обители.

http://sobory.ru/article/?object=42119

В первой половине XIX века строятся новые служебные здания обители — в 1820 году братский корпус, в 1821 году колокольня, в 1824 году дом настоятеля, в 1833 году валунная ограда с Анастасьевскими и Святыми воротами, в 1838 году братская трапезная. Обитель сохраняла значение духовного центра. До революции в монастыре находилось несколько особо почитаемых чудотворных икон Божией Матери: Умиление, Феодоровская (по монастырскому преданию написана византийскими мастерами), Успения. Обитель также славилась крестными ходами. В девятую неделю после Пасхи был самый большой крестный ход. После трехдневного молебна в Святогорском монастыре крестный ход направлялся в Псков и Остров. Были крестные ходы в Новоржев и Опочку, пригород Воронич, на слободское озеро Тоболенец на водосвятие. Всего в монастыре было 14 больших и малых крестных ходов. В 1924 году монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением СНК могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор. В годы Великой Отечественной войны богослужения в Успенском соборе Святогорского монастыря были возобновлены духовенством Псковской православной миссии с июля 1942 года.  Во время военных действий Успенский собор, монастырские храмы и другие постройки серьезно пострадали, некоторые были разрушены, а уцелевшие заминированы немцами при отступлении. В 1945 году группа архитекторов под руководством академика А.В. Щусева определила очередность реставрации уцелевших монастырских памятников. К 1949 году реставрационные работы в Святогорском монастыре были в основном завершены, а церковные здания, не представлявшие ценности, разобраны. Монастырский комплекс вновь обрел музейный статус, в частности, в Одигитриевском приделе Успенского собора открылась выставка «Дуэль, смерть и похороны А.С. Пушкина». В 1992 году монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Тогда же в монастырь из Казанского храма в Пушкинских горах была возвращена древняя икона Божией Матери «Одигитрия» Святогорская. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Г. пользовался наставлениями прп. Исаакия I (Антимонова) и переписывался с ним и др. оптинскими и глинскими старцами, а также с еп. Германом (Осецким) . Особо почитал святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, в мае 1863 г. Г. заболел, исцелился, приложившись к мощам святителей в Воронеже и Задонске и возложив на плечи мантию свт. Митрофана. 18 нояб. 1867 г. накануне кончины свт. Филарета (Дроздова) посетил его на московском Троицком подворье и получил его благословение. Участвовал в погребении свт. Филарета. Г. был награжден орденами св. Анны 1, 2 и 3-й степени (1865, 1869, 1890), св. Владимира 4-й степени (1880). Последнюю награду архимандрита, орден св. Анны 1-й степени, привез Харьковский архиеп. Амвросий (Ключарёв) в апр. 1890 г., уже после кончины Г. 18 апр. Г. был погребен у входа в больничную Ахтырскую ц. Святогорского мон-ря. В соответствии с завещанием над его могилой находилась келейная Ахтырская икона Божией Матери, к-рой Г. благословил еп. Макарий (Булгаков) при посвящении во игумена. Впосл. над захоронением была устроена часовня. Общавшийся с Г. более 20 лет А. Ф. Ковалевский (1840-1901) собрал материалы и в 1894 г. опубликовал первое его жизнеописание. После 1917 г., по свидетельству очевидцев, склеп с Г. был разграблен и осквернен сотрудниками милиции, большая часть останков архимандрита перезахоронена у ограды Ахтырского хутора (к нач. 2006 не обнаружены). В 1995 г. братией возобновленной Святогорской обители был восстановлен склеп, найденная при этом малая часть останков и облачения Г. положена в ковчежец, к-рый хранится в покоях настоятеля. Ок. 2000 г. по сохранившимся фотографиям был выполнен на холсте живописный портрет Г., также находящийся в покоях настоятеля. При въезде в Святогорскую лавру поставлено скульптурное изображение Божией Матери в память о Ее чудесном явлении архимандриту перед настоятельским служением. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 67. Ед. хр. 55; ГА Харьковской обл. Ф. 40. Оп. 102. Д. 596. Л. 20. Лит.: Ковалевский А. Ф. Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пуст. настоятеля архим. Германа. М., 1894; Жизнеописание игум. Филарета, возобновителя Глинской общежит. пуст. Курской епархии. Од., 19053.. С. 32-35, 162; Архим. Герман, 2-й настоятель возобновленной Святогорской пуст.//Рус. инок. Почаев, 1911. Нояб.; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 390-397.

http://pravenc.ru/text/164767.html

Недалеко от Лавры находится небольшая церковь в честь свв. бессребреников Космы и Дамиана, основанная прп. Афанасием по указанию Самой Матери Божией для избавления от козней диавола, силившегося воспрепятствовать святому строить монастырь. Лаврский собор Благовещения Пресвятой Богородицы был заложен преподобным Афанасием в 963 году, а расписан в XVI веке известным изографом Феофаном Критским – одним из величайших живописцев в истории мирового искусства. В Лавре сохранились и росписи другого выдающегося мастера Эмануила Панселиноса (предположительно, учителя Феофана). Храм, ставший прообразом особого «афонского стиля», был построен таким образом, чтобы наибольшей степени соответствовать нуждам и богослужебным особенностям святогорского Устава. Собор имеет два придела: Святителя Николая и Сорока Мучеников. В последнем находится рака с честными мощами прп. Афанасия и замечательная икона Спасителя XII века. Также в параклисе стоят древнейшие подсвечники на Святой Горе. Они относятся к X веку. Среди многих святынь в обители хранятся крест и жезл прп. Афанасия (находятся в келье Святого), чудотворные иконы Богородицы «Экономисса» (написана в память явления Божией Матери основателю Лавры, обещавшей стать «экономиссой» обители. С тех пор в Лавре не избирается эконом) и «Кукузелиса», находящаяся в Введенском параклисе (прибыла в Лавру чудесным образом), а также части Животворящего Креста Господня в драгоценных оправах (дар императора Никифора Фоки), честная глава св. Иоанна Златоуста, частицы мощей свв. апп. Луки, Андрея, Варнавы, Тита, Прохора, первомч. архидиак. Стефана, равноап. Константина и Елены, свт. Михаила, епископа Синадского (из-за своего особого заступничества и многократной помощи Лавре этот Святой считается вторым ктитором обители), свтт. Игнатия Богоносца и Иоанна Милостивого, вмч. Пантелеимона, вмчч. Артемия и Меркурия, сщмчч. Ермолая, Антипы и Григория, епископа, прмч. и исп. Стефана Нового, мчч. Кирика, Никиты, Аникиты, Акиндина и Мины, мц. Иулиты, свт. Василия Великого, свт. Иакова Персянина, прпп. Даниила Столпника, Пахомия, Фоки, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Евстратия, Луки Елладского, Нила Мироточивого и Иоанна Кукузеля, Сампсона Страноприимца и Феодора Освященного, св. Прокопия, свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмц. Марины, прмц. Феклы, мцц. Пелагии, Параскевы и Минодоры и других святых.

http://sobory.ru/article/?object=15907

Прожив 14 лет в Лисогорском монастыре, преподобный по благословению игумена отправляется на Афон, предположительно в Хиландарский монастырь, где безвозмездно выделывал медную посуду не только для обители, в которой подвизался, но и для других афонских монастырей. Вскоре соседние монастыри стали присылать Арсению своих иноков для научения этому ремеслу. Опасаясь, чтобы многочисленные посетители, приходившие к нему для работы и учения, не обременяли братию его обители, преподобный испросил благословение игумена обойти некоторые афонские монастыри и потрудиться на их пользу. По прошествии трех лет Арсений возымел желание вернуться на родину, чтобы основать в северных землях обитель во имя Пресвятой Богородицы. Игумен, провидя в нём великого подвижника, благословил преподобного, сказав, что " Господь воздвигнет через него обитель в стране северной, которая спасётся его молитвами от многих прелестей бесовских и суеверий " . Он дал святому Арсению устав святогорского общежития для основания нового монастыря, а в благословение - икону Пресвятой Богородицы Акафистную, позже прославленную в России как икона Божией Матери Коневская. В 1393 году преподобный возвращается на родину. Архиепископ Новгородский Иоанн благословляет его на устройство новой обители. Отправившись по реке Волхов в Ладожское озеро, святой Арсений ищет уединённое место для иноческой жизни. Так преподобный прибывает на о. Коневец, но зная, что на Ладоге есть более отдалённые и пустынные острова, покидает его и отправляется дальше на север. По пути святого Арсения застигает буря, и он вынужден вернуться обратно на Коневец. Переждав бурю, Арсений снова покидает остров, однако и в этот раз сильный ветер прибивает его лодку обратно к острову. В этом Арсений видит вышнее указание: " По воле Господа и Его Пречистой Матери, обитель должна быть воздвигнута на Коневце " . Так преподобный стал подвизаться на Коневце, где со временем воссияла обитель. Арсений построил себе небольшую келью на вершине небольшой возвышенности в глубине острова (ныне именуемой Святой горой) и поселился в ней, прожив в уединении около трех лет.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=9...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010