Таковы и те случаи. 3. Но тяжкое дело есть лихоимание, и невозможно в едином послании предложити Божественные Писания, в которых не токмо грабительство, но и вообще любостяжание и присвоение чуждаго, ради гнуснаго прибытка, оглашается яко дело отвратительное и страшное, и как виновный в оном подлежит отчуждению от церкви Божией. А что, во время нашествия варваров, среди толикаго стеснения и толикаго плача, некие дерзнули, сие время всем угрожающее погибелию, почитати для себя временем корысти, сие свойственно людям нечестивым и Богу ненавистным, дошедшим до крайняго степени гнусности. Посему справедливым признается всех таковых отлучити от церкви, да не како приидет гнев на весь народ, и первее на самих предстоятелей, не взыскующих за сие. Боюся бо, как глаголет Писание, да не купно с собою погубит нечестивый праведнаго (Быт.18:23). Ибо, глаголет Писание: блуд и лихоимание, ихже ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя. Не бывайте убо сопричастницы сим. Бесте бо иногда тьма, ныне же свет о Господе; якоже чада света ходите; плод бо света во всякой благостыни и правде и истине, искушающе, что есть благоугодно Господу, и не приобщайтесь к делом неплодным тьмы, паче же и обличайте. Бываемая бо отай от них, срамно есть и глаголати: вся же обличаемая, от света являются (Эф.5,6—14): тако глаголет апостол. Аще же некие, неся наказание за прежнее любостяжание, во время мира бывшее, паки в самое время гнева обращаются к любостяжанию, корыстуяся от крови и гибели человеков бегствующих, или пленников убиенных: то чего инаго надлежит ожидати, разве того, что подвизающиеся за любостяжание соберут гнев и себе самим и всему народу. 4. Не се ли Ахарь от сонма Зары (Иис.Нав.7) прегрешением прегрешил, взяв от заклятаго, и пришел гнев на весь сонм Израилев: он един токмо согрешил, но не един умер во грехе своем. И нам в настоящее время подобает заклятою почитати всякую корысть, не нашу, а чуждую. Ибо как Ахарь оный взял из добычи, так и сии ныне берут из добычи: но тот взял вражеское, а сии ныне братним корыстуются.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

Такому своему понятию Лютеровы ученики думают видеть основание в Священном Писании: они ссылаются на Колос. гл. 2, ст. 18 и на Апокал. гл. 19. ст. 10 и 22, ст. 9. Но в первом месте Слово Божие воспрещает почитание Ангелов суеверное, боготворение их вместо Христа, воздаяние им почитания Божеского. А православная Церковь Христова отнюдь не почитает Ангелов суеверно, вместо Христа их не боготворит и почитание Божеского им не воздает. Что касается второго места, то – по изъяснению святых отцев Церкви: св. Афанасия В., св. Амвросия Медиоланского , св. Андрея Кесарийского – Ангел не принял в этом случае поклонение себе от тайнозрителя Иоанна Богослова, потому что или Иоанн хотел воздать ему Божеское поклонение, или Ангел либо не восхотел принять честь от Иоанна почитающего Богочеловека, либо восхотел почтить в нем естество человеческое, почтенное Богом-Словом чрез воплощение. Но из Священного же Писания известно, что Ангелы принимали поклонение от людей. Быт.19:1 . Числ.22:31 . Иис. Нав. 5:14, 1 Паралипом. 21:16. Данил.10:5–11. Примечание. Место из Свящ. Писания Кол.2:18 , св. Иоанн Златоустый изъясняет так: «некоторые говорили, что мы должны быть приводимы (к Богу) не чрез Христа, но чрез Ангелов. Поэтому Павел объясняет со всех сторон сказанное ему о Христе: мы примирены кровию креста Его; ибо Он пострадал за нас, ибо Он возлюбил нас. Притом они погрешили в этом самом (слове: приводимы). Апостол не сказал приведением, но службою. Завидуя нам в чести, диавол ввел подобающее Ангелам. Таковы демонские обаяния. Но будет ли то Ангел, или Архангел, или Херувим, – не терпи этого: ибо и сми силы не примут тебя, но отвергнут, когда увидят, что Господь безчествуется. Я почтил тебя, говорит, и сказал: призывай Меня. А ты безчестишь Его»? Примечание второе. Утверждать, будто в древние времена христиане не почитали Ангелов религиозно нет основания: напротив те самые отцы и учители Церкви, у которых Лютеране думают видеть подтверждение высказанному положению, свидетельствуют, что издревле созидаемы были храмы во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Чтобы подчеркнуть идею полновластного Бога, Павел обращается к процессу творения (Бог как горшечник) и добавляет несколько цитат из Книг Пророка Осип и Пророка Исайи (9:19–29). Куда же тогда все это помещает человека? Об этом сказано в 9:30–10:21. Важно не останавливаться на 9:29. Бог всемогущ, да, но это не сводит на нет свободу человека. Если есть евреи, которые не были оправданы, то это не потому, что их неверие было предопределено, а потому, что они «преткнулись о камень преткновения» (9:32). Со стороны Бога не было недостатка в приглашении: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному» (10:21). Таким образом, мы имеем бок о бок всемогущество Бога (9:6–29) и права человека и личную ответственность (9:30–10:21). От отдельных евреев Павел переходит к евреям как народу, общине (11:1 и последующие). Хотя Бог отверг отдельных евреев, Он никогда не отвергал Своего народа полностью (11:2). В 11:7–25 Павел косвенно сравнивает ожесточение фараона и ожесточение евреев. В каждом случае Бог использует ожесточение с искупительной целью. Он ожесточил фараона. Результат? Израильтяне были освобождены из Египта. Он ожесточил израильтян. Результат? Язычникам позволено войти в Царство Божье. Ну а как же тогда обстоит дело с евреями, не только с остатком? Является ли ожесточение постоянным? Ответом Павла является выразительное «нет». «Весь Израиль спасется» (11:26) – провоцирующее выражение, которое Павел не развивает дальше. Пасха (12:1–13:16) В 12-й главе Книги Исход обстоятельно объясняется порядок соблюдения Пасхи. Более подробную информацию можно найти в культовых описаниях Пятикнижия: Левит (23:5–8); Числа (28:16–25); Второзаконие (16:1–8). В этих трех отрывках, а также в 12-й главе Книги Исход Пасха тесно связывается с праздником опресноков. В Ветхом Завете зафиксированы пять особых случаев соблюдения праздника Пасхи, кроме первоначального: в пустыне ( Чис.9:1–14 ); в Галгале, после того как они вошли в Ханаан (Иис. Нав.5:10–12 ); Пасха, совершенная Езекией ( 2Пар.30:1–27 ) (но ей нет параллели в Книгах Царств); та, которую отпраздновал Иосия (сокращенное повествование в Четвертой Книге Царств (23:21–23) и расширенное– во Второй Книге Паралипоменон (35:1–19); и Пасха, отпразднованная после возвращения из вавилонского пленения ( Езд.6:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Нав.6:1–26 ), Ая (Гая) (Иис. Нав.8:1–29 ), Гибеона (Гаваона) (Иис. Нав.10:5–15 ), а также – кратко – против некоторых других городов Палестины (Иис. Нав.10:28–42 ). Кроме того, упоминается некое сражение еврейского ополчения с соединёнными силами ряда местных правителей, закончившееся победой евреев (Иис. Нав.11:1–14 ). К сожалению, восстановить хронологию этих кампаний не представляется возможным, т.к. эпические предания вообще не отражают обычно хронологической последовательности событий; на основании данных книги нельзя даже сказать с уверенностью, происходили ли упоминаемые ею военные экспедиции последовательно или одновременно, и уж тем более совершенно невозможно определить их последовательность. Косвенно на продолжительность процесса еврейского проникновения в Палестину указывает лишь тот факт, что сам Иисус Навин, будучи юношей, когда оно началось, к концу его был уже глубоким старцем (Иис. Нав.24:29 ). В таком случае можно предположить, что евреи осели в Палестине в начале XIV или в конце XIII в. При этом надо иметь в виду, что полными хозяевами страны евреи в указанный период, разумеется, не были. Они лишь получили возможность жить на её территории, сохраняя свою независимость. Из двенадцати еврейских кланов два с половиной – Дан, Гад и половина клана Менаше (Манассии) – поселились в Трансиордании, на восточном берегу Иордана, три – Йехуда (Иуда), Биньямин (Вениамин) и Шимон (Симеон) – к югу от Иудейского нагорья, в районе Хеврона, остальные же расселились по территории Галилеи и Самарии. Структура еврейского социума в этот период была родоплеменной, и племенные вожди – старейшины играли весьма важную роль; общенационального же лидера у евреев после смерти Иисуса Навина не было до избрания первого царя. Еврейских городов в догосударственный период на территории Палестины не существовало; в городах продолжало проживать местное доеврейское население, евреи же селились небольшими более-менее укреплёнными поселениями, сохранявшими, по-видимому, свою независимость как от соседних еврейских племён, так и от близлежащих городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Голан в Вассане совершенно не известен, хотя блаженный Иероним (ссылка Портера автора руководителя по Сирии и Палестине), говорит (Onomast: на слово Голан), что в его время этот город еще существовал. Он был отдан Левитам от полу-племени Манассии Иис. Hab. XXI, 27 . Кадес в Галилее на горе Неффалимовой, Иис. Нав. ХХ, 7 ), был укрепленный город, как о том прямо указано в Иис. Hab. XIX 35, 37, 38 в числе девятнадцати укрепленных городов Галилеи. Он лежал как видно недалеко от Едреи и Ен-Гацора. В городе этом жил впоследствии судья Варак, ( Cyд. IV, 6 ). Робинзон отождествляет этот город с деревней Кадес находящейся ныне на западном склоне долины, в которой струится Иордан выше своего впадения в озеро Мером. (Воды Меромские упомянуты у Иис. Hab. XI, 5 . По всей вероятности это то озеро, через которое проходит Иордан (выше Тивериадского озера) которое ныне называется Бар ель Хуле а у Фл. Иосифа (Война Иуд. кн. IV гл. I названо Семехонитис) (Робинзон III, 366–8 ссылка Грова) Сихем есть нынешний город Набулус, лежащий на северном склоне горы Гаризим в долине между этой горой и Горой Ебалом. (Ущелье Сихема составлено из гор Ебала и Гаризим, и имеет направление от северо-востока к юго-западу. Наблус лежит на южной стороне ущелья т. е. на северном скате Гаризима, составляющего южную сторону ущелья. Ср. пр. 5-е глав. XXVII Второзакония) Впоследствии столица царства Израильского, а позже Самарии (Ср. Быm. XII 6, прим. 9). Хеврон или Кириаф Арба в уделе Иуды был местопребыванием Авраама ( Быm. XIII 18 и пр. 15-е) здесь умерла Сарра (id. XXIII, 2) здесь жил до смерти своей Исаак, (id. XXXV, 27), здесь жил и Иаков, когда послал Иосифа к братьям в Сихем (id. XXXVII 14). Хеврон лежал в 20 милях к югу от Иерусалима «на горе Иудиной» (Иис Нав. ХХ, 7 ). Город этот существует до ныне, имеет 5 тысяч жителей и лежит в довольно узкой долине окруженной скалистыми холмами. Виноградники его превосходны; (многие полагают что долина Есхол Чucлa XIII, 24 есть долина Хеврона). Мы напоминаем, что здесь была роща Мамре и здесь была пещера Махпела, где похоронены Сарра и Авраам доселе указывают эту пещеру над которой построена мечеть или Гарам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Авв.3:11 . Воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем: во свете стрелы Твоя пойдут, в блистании молний оружий Твоих. С Евр: «Солнце, луна остановились в селении своем. Они идут при свете стрел твоих, при сиянии сверкающих копий Твоих». Здесь св. пророк надпоминает Иудеям чудесное событие, бывшее при Гаваоне. Помогая Гаваонитянам и поражая Аммореев, Иисус Навин воззвал ко Господу и сказал: «стой солнце над Гаваоном, и луна над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ (Еврейский) мстил врагам своим... И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь (так) слушал бы гласа человеческаго. Ибо Господь сражался за Израиля». (Иис. Нав. 10:11–14 ). Это событие пророк надпоминает Иудеям с целию утешить их. Далее пророк говорит, что тогда (при поражении врагов, при Иисусе Навине) Евреи шли (пойдут – будущее вместо прошедшего) при свете стрел, при сиянии молниевидных, сверкающих оружий или копий Божиих. Стрелами и оружиями в свящ. Писании называются молнии, град, огнь и другие грозные явления (См. Псал. 17:15, 76:18, 143:6 и др.). Так, наприм., при том же поражении Аммореев «Господь бросал на них с небес большие камни града, и они умирали, больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем» (на сражении). Иис. Нав. 10:11 . О Сисаре, военачальнике Иавина, царя Асорского говорится, что с ним сражались с неба, сражались с ним звезды с путей своих» ( Суд.5:20 .). Все это Божии оружия, при их свете и содействии Евреи одержали весьма многие победы над врагами. Авв.3:12 . Прещением умалиши землю и яростию низложиши языки. С Евр: «В ярости шествуешь Ты по земле, во гневе попираешь народы». Здесь под прещением 102 или угрозою пророк разумеет гнев Божий и все казни, которыми Он поражал врагов Еврейского народа. Евреи были слишком малочислены и слабы для того, дабы поразить всех врагов, каких они встретили на пути в землю обетованную и при завладении сею землею; Небо мечем Своим наследиша землю и мышца их не спасе их ( Псал. 43:4 .). Господь Бог Сам помогал Своему народу, поражал врагов его и этими поражениями весьма умалил землю, т. е. число жителей земли Ханаанской; одних царей Евреями побито было 31 человек (Иис. Нав. 12:24 ); в ярости Своей Бог низложил многие Ханаанские народы. Так Господь, в свое время, может поразить и Халдеев. Это подразумевается само собою у св. Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

(Ст. 2–4). Прежде всего мы должны сказать, что не следует смешивать повеления об устройстве жертвенника, из «камней цельных» (ст. 5, 6) с повелением об устройстве столба из камней, предназначавшегося для надписи на нем слов закона. Жертвенник, как увидим ниже, устраивается из камней, на которых не было возложено тесла ( Исх. ХХ, 25 ), чего не говорится о том памятнике, который предполагается воздвигнуть. Притом самое выражение стиха 3-го с чтением LXX в скобках доказывает, что надпись врезалась в самых камнях которые вероятно обмазывались известью, дабы сохранить надпись от выветривания, а поэтому к ним не могло применяться общее повеление о камнях жертвенника, чтобы (ст. 5) на них «не подымалось железо.» Флавий Иосиф (Ant. IV, 8, p. 106, édition Desrez) другого мнения и говорит только об одном жертвеннике, на двух сторонах которого якобы были вырезаны благословения и проклятия, которые должны были произноситься 12-ю коленами на Гевале и Гаризиме, (ниже стихи 14–26). Но новейшие комментаторы, как Кейль на Иис. Hab. VIII , Еспин на Bmop. XXVII 2, Гров в библ. сл. Смитта утверждают, что надо отличать в тексте настоящей главы памятник (род кромлеха) от жертвенника (так и Dom Galmet, у которого находим иногда драгоценные указания, почерпнутые из раввинского предания). Сравнивая также в Иис. Нав. в гл. VIII стих 31 со стихом 32-м, по-видимому ясно, что камни, на которых начертывал Иис. Навин закон, не те, из которых сложен был жертвенник. Весьма трудно решить также, что было начертано на памятнике: Десять ли заповедей (Отто Герлах) или, как говорит предание иудейское, 613 законов, произнесенных в Пятикнижии, (Еспин) или же извлечение из закона (Dom Galmet)? Во всяком случае комментаторы не признают правильности указания Иосифа, что было начертано лишь проклятие и благословение, произносимое левитами, так как здесь в стихе 3-м сказано ясно: «напиши слова закона сего». Кажется достовернее всего принять иудейское предание, что на камнях начертаны были нравственные, уголовные и гражданские законы, содержащиеся в Пятикнижии, числом 613.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

б) Слова сложные (прямо или чрез производство): ποπεμπτω, κτοκζειν, λοκατωσις, προσαποθνσκειν, πρωτοκεω, σκηνοπηγα. в) Флексии существительных. В родит. пад. Βαλλς, Μωυσ ( Числ. 9:23 ); в дат. пад. μαχαρη ( Исх. 15:9 ), γρει ( Быт. 15:15 ); в вин. пад. λω и λωνα ( Руф. 5:6, 14 ). г) Флексии глаголов: λεν ( Тов. 13:2 ), στν (2 Цр. 22:34) и στνω (Иезек. 27:14); в прош. несоверш. γαν (2 Цр. 51:3), κρνοσαν ( Исх. 18:26 ); в будущ. λιθοβοληθσεται, λσω, κοσω, φγεσαι ( Пс. 127:2 ); в аористе λθαν, πθαναν, καθελοσαν (Иис. Нав. 8:29 ), ροσαν (Иис. Нав. 3:14 ), εποσαν и επαν ( Руф. 4:11 и Руф. 1:10 ), κεκρξαντες и κκραξεν ( Ис. 22:23 и Числ. 11:2 ), νσαισαν – желат 3-го л. множ. ч. от νασεω ( Быт. 49:9 ), λθοισαν ( Иов. 18:9 ); в прош. сов. παρστηκαν ( Исх. 5:29 ). д) Синтаксис. Употребление непереходного значения от некоторых глаголов в роде κατισχω ( Исх. 7:13 ), κορννυμι ( Втор. 31:20 ), καταπαω ( Исх. 31:18 ). Совсем нет двойственного числа. После собирательного един. числа те слова, которые относятся к нему непосредственно, обыкновенно согласуются с ним (в числе), но в дальнейшем течении фразы глагол является уже во множ. числе. Наречные частицы движения могут быть заменяемы частицами покоя. Частица нерешительности есть ν; она соединяется с относительными (ς, στις, που, νκα и пр.) для обозначения, что смысл относительного или частота действия неопределенны, причем во втором случае употребляется с временем в изъявительном наклонении ( Исх. 16:3 ). Много местоимений в качестве подлежащих или дополнений. Частицы подчинения менее многочисленны и менее употребительны, чем в классическом греческом языке, а в обычном простом языке говорили без связных периодов. Необычайно часто употребление неопределенного наклонения с членом или без него (напр., το). Непрямая речь регулярно уклоняется при всех формах и следовательно при косвенном желательном. Распространено употребление причастия в качестве родит. самостоятельного. Сочетание глагола со своим дополнением может изменяться, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

5: 14). Закон не повелевает непременно приобщать пришельца к завету через обрезание, но представляет чужеземцу свободу в этом отношении ( Исх. 12: 43 и след.). В законе есть ряд постановлений, призывающих к доброму отношению к иноплеменникам ( Исх. 23: 9 , Лев. 19: 33–34 , Втор. 10: 19 ). Закон запрещал Израилю общение с народами, которые были для израильтян петлей и сетью, но что было доброго в этих народах, то прибщалось к Израилю. Раав со всем своим домом вступила в израильскую общину (Иис. Нав. 2 и 6). Евреи (Иис. Нав. 9 ) даже были приурочены к церковному служению. Руфь не только вошла в израильскую общину, но и удостоились как Раав стать праматерью Господа. При Давиде мы видим Урию – хеттеянина, Аведдара – гееянина, людей благочестивых, и филистимскую охрану до шестисот человек, которая клянется Господом служить верно Давиду ( 2Цар. 15 ). При Давиде и Соломоне устанавливаются сношения с финикиянами. Финикияне принимают участие в построении храма истинному Богу и может быть сведения об этом Боге разносят по всему миру. Соломон молился при освящении храма: „если и иноплеменник, который не от твоего народа Израиля, придет из земли далекой имени ради Твоего – ибо они услышат о Твоем имени великом и о Твоей мышце простертой, и придет он помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали Имя Твое, чтобы все боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что Именем Твоим называется храм сей, который я построил» ( 3Цар. 8: 41  42 ; ср. Парал.6: 32 33, далее цитир. 3Цар. 8: 59  61 ). И Библия повествует, что различные цари земли приходили послушать мудрости Соломона ( 3Цар. 10 ). К нему приезжала издалека царица Савская. Он имел усиленные сношения с Финикией и Египтом ( 3Цар. 9 ). Иноплеменников среди Израиля жило при Соломоне 153.600 (2 Парал. 2:17). При последующих царях Илия и Елисей выступают из пределов земли обетованной. Мы видим их порой живущими среди иноплеменников, оказывающими им великие блага и наставляющими их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

жалась, с рогами, имевшими вид молодой луны). Богиня оргиастического культа нередко именовалась Кадшу. Были божества Атаргатис, Деркето. Деркето в женском образе представляла собой то, что Догон в мужском. Была богиня Гад-божество судьбы, фортуны ( Ис.25:11 ; это имя входило в географические названия Иис. Нав.11:17,15:37 ). Почиталась богиня Анат, иначе называвшаяся Анаити, Анити. Это имя также встречается нередко в библейских книгах (Иис, Нав.15:59,19:38,21:18 ; Суд.1:33 ; 3Цар.2:26 ; Иер.1:1,29:27 ), встречается оно (карт-Анити) и на египетских памятниках. Была богиня Азити. Есть выражение: Азити-иакхуру, что переводят предположительно: Азити воспламеняется от гнева. Ей по-видимому приписывался воинственный и жестокий характер. За богами в иерархическом порядке, как и в халдейской религии, следовал бесчисленный цикл духов. Трудно решить – к классу божеств или духов должно быть отнесено Лилит – загадочный образ о котором говорит пророк Исаия ( Ис.34:14 по еврейскому тексту – по-русски переведено – ночное привидение). Проявление вышечеловеческой силы божеств и духов видели в нижечеловеческих существах и просто неодушевлённых предметах. Были священные животные, птицы, рыбы, растения. У Плиния в его естественной истории (XXXVII, 71) есть свидетельство, что в Сирии некоторые геммы почитались, как почки, глаза, пальцы бога Адада. Отсюда делают вывод (Галеви), что в Сирии вообще почитали бога Адада под формой камней, которые поражали своим сходством с некоторыми частями человеческого тела. Камни конической формы сначала были символами божественного образа, затем они стали подвергаться более совершенной обделке и превратились в идолов. Были у арамейцев терафимы – какие-то небольшие изображения богов ( Быт.31:19 и след. впоследствии видим у евреев были терафимы по-видимому по размеру подходившие к людям 1Цар.19:13 ) Сабеизм, т. е. почитание светил было развито значительно в Сирии, хотя и менее, чем в Халдее. Полагают, что в Сирии каждая область считала себя находящеюся под покровительством того или другого из зодиакальных созвездий. Почиталось в Сирии божество Марна, считавшееся у фи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010