Св. наша Церковь учит, что ныне едино стадо ангелов и человеков, и силы небесные с нами невидимо служат. Ангелы и человеки смешались и находятся в невидимом, тайном общении, а с более совершенными христианами входят иногда и в чувственное общение. а) Явление на земле добрых Ангелов Кто хоть сколько-нибудь знаком со св. Писанием, тот знает, что как во сне, так и чувственно по особенному усмотрению Божьему, являлись людям ангелы, провожая их в царство небесное. Эти примеры есть и в Ветхом и в Новом Завете. Учение нашей Церкви и примеры явления ангелов на землю свидетельствуют о тесном, неразрывном союзе и отношении ангелов к нам, как старших братьев к младшим, одного семейства, Отцом которого – Бог. Ангелы, исполняя волю Божью, как служебные духи, так и по своей собственной воле, принимают живое участие в судьбе человечества. Они возвещают людям волю Божью, наблюдают за государствами, хранят общества человеческие, области, города, монастыри, церкви и управляют различными частями земли, имеют влияние на частные дела людей, одобряют, сохраняют, выводят из темницы апостолов, присутствуют при исходе души из тела, сопровождают ее шествие по воздушным мытарствам, возносят наши молитвы к Богу и сами за них ходатайствуют. Ангелы приходят на служение человекам, научают истине, добродетели, просвещают ум, укрепляют волю и охраняют в жизни от беды. О явлениях добрых ангелов можно читать в св. Писании ( Быт.18:2–22; 28:12 ; Иис. Нав.5:13,14 ; Лк.1:11,26,28 ; Мф.2:13 ; Деян.5:19; 10:31; 12:7 ; Втор.32:8 ; Ап.7:1,14:18). б) Явление на земле злых духов Как среди пшеницы растут и плевелы, так и среди членов духовно-нравственного царства, т.е. ангелов и человеков, среди сынов Божьих, как львы скитаются злые духи – падшие ангелы, устраивая при всяком случае козни человеку, чтобы только отвлечь его от пути добродетели. Среди нас – враги наши, как учит св. Церковь , их жилище – воздух, окружающий нашу землю. Так как человек, духовно своею стороною (умом, волею), естественно может находиться в союзе и общении с существами себе однородными, то злые духи также, как и добрые духи, действуют на наш ум, волю и сердце, и человек или противодействует, борется со злыми духами, или вступает в общение с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Спускается ночь. Дремлет стража у опечатанного гроба. Внезапно подземный удар сотрясает холм. С грохотом отваливается камень. Блеск, подобный молнии, бросает воинов на землю. Гроб пуст. В ужасе бегут стражи. Сошедший во мрак преисподней Христос оказался сильнее смерти. В древности Литургия Великой субботы, как и другие Великопостные Литургии, совершались на закате дня, и поэтому ее начинают с вечерни. Так как вечернее богослужение всегда относится к следующему дню, а следующий день – Пасха, то Литургия Великой субботы совмещает два момента: с одной стороны, она завершает страстные службы, а с другой – начинает пасхальное торжество. Эти противоположные черты – скорби и отрады, слез и светлого ликования – чудесным образом сочетаются в ходе богослужения. Посредине храма еще лежит изображение погребенного Спасителя, а хор уже воспевает Его победу над смертью. В начале богослужения после пения стихир на «Господи воззвах» и малого входа перед плащаницей читается 15 паремий. В древности в Великую субботу совершалось крещение «оглашенных» – лиц приготовленных к принятию христианства. Продолжительное чтение паремий давало время совершить таинство крещения надо многими оглашенными. Паремии. 1) Быт. 1:1—13 (сотворение мира).2) Ис. 60:1—16 (новозаветная Церковь). 3) Исх. 12:1—11 (установление Пасхи).4) Иоана гл 1—4 (история пророка Иоаны). 5) Иис. Нав. 5:10—15 (празднование Пасхи при Исусе Навине). 6) Исх. 13:20—14(переход через Красное море). В конце паремии хор многократно поет: «Славно бо прославися. " 7) Соф. 3:8—15 (призвание язычников в Церковь). 8) 3 Цар. 17:8—23 (пророк Илия воскрешает юношу). 9) Ис. 61:10—11, 62:15 (Новозаветная Церковь). 10) Быт. 22:1—18 (жертвоприношение Исаака). 11) Ис. 61:1—9 (проповедь Мессии). 12) 4 Цар. 4:8—37 (пророк Елисей воскрешает юношу). 13) Ис. 63:11—64(покаянная молитва). 14) Иерем. 31:31—34 (заключение Нового Завета). 15) Дан. 3:1—51 (спасение трех отроков из Вавилонской печи). В конце паремии хор многократно поет: « Господа пойте и превознисите во вся веки. »

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2619...

Царь Амасия не казнил детей убийц, исполняя норму этой книги Закона Моисеева ( 4Цар. 14, 6 ср. Втор. 24, 16 ). Сам факт открытия книги Закона Моисеева после ремонта (речь, видимо, идет об оригинале) не должен вызывать сомнения в его возможности. Подобные случаи происходят и сейчас. Так в 1975 г. рабочие обнаружили во время работ в монастыре св. Екатерины на Синае тайник, в котором находилось около 3000 древних манускриптов, включая ряд недостающих листов Синайского кодекса (IV в.) 31 . Таким образом, аргументация противников подлинности Пятикнижья не выдерживает критики и должна быть отброшена. Надо сказать, что она не заслуживала внимания с самого начала, ибо основана была не на каких-то археологических или исторических открытиях, по верному слову прот. Сергия Антиминсова, «все эти «научные результаты» были добыты за письменным столом, с текстом Библии в руках. Каждый «ученый» считал себя в праве толковать священный текст, как ему вздумается. Что же, если отвергнут авторитет Церкви, иного и быть не должно: у каждого появляется своя «вера», приводящая к полному неверию» 32 . Примечания: 1 Экземлярский В. Варнава (Беляев), еп. Дар ученичества. М.1993. с. 88, 90. 2 Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Т.1. Нижний Новгород. 1995. С. 87–88. 3 Честертон Г.К. Перелетный кабак//Шар и крест. Перелетный кабак. Возвращение Дон Кихота. СПб. Амфора. 2000. С. 210–211. 4 Ристо Сантана. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. СПб. 1995.С. 19. 5 Мень Александр, прот., История религии. В поисках пути, истины и жизни. Т.2. Магизм и единобожие. М. 1991. С. 335–336. 6 Ниже мы дадим ссылки на Евангелие, но здесь стоит привести ряд ссылок на Ветхий Завет Иис. Нав. 8, 31–32; 23, 6 ; 3Цар. 2, 3 ; 4Цар. 14, 6; 23, 25 ; 2Пар. 17, 9; 25, 4 ; Езд. 3, 2 ; Неем. 8, 1; 13, 1 ; Дан. 9, 13 . 7 В принципе при таком подходе сохраняется возможность вдохновения, но уже со стороны диавола. 8 Книга правил. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. С. 27. 9 Святаго Кирилла Иерусалимского Слова огласительные.

http://azbyka.ru/pisal-li-moisej-zakon

3) Приведенный сектантами текст из книги Деяний Апостольских совершенно не говорит того, что Бог запретил почитать ангелов. Здесь говорится о том, что Господь от кого то отвратился и оставил их не кланяться, а служить воинству небесному. Контекст речи нам показывает, что Бог отвратился от евреев за то, что они забыли Бога, не приносили Ему жертвы, а стали кланяться звездам ( Деян.7:43 ). Из всего этого ясно видно, что Бог прогневался на евреев не за то, что они почитали св. ангелов, но за то, что они покланялись небесным светилам, которые в Ветхом Завете часто называются воинством небесным. Так напр., в книге Втор. 4:19 ; Иеремии 19:13 и др. Если же где в Св. Писании ангелов и называют воинством небесным ( Лук. 2:13 ), то нигде не запрещает слово Божие воздавать им поклонение (Иис. Нав. 5:14 ). Что ангелы, если где и называются воинством небесным, то из этого нельзя делать того вывода, что им нельзя воздавать поклонения. Господь Иисус Христос в Св. Писании также называется «Звездою» ( Откр. 22:16 ). Но это еще совсем не значит, что не нужно кланяться Иисусу Христу. Итак, где идет речь о светилах небесных, там Св. Писание строго запрещает боготворить и почитать их. Где же идет речь об ангелах, там Св. Писание никогда не запрещает почитать их. Разумеется, почитание их должно быть почитанием как служителей Господних. Таким почитанием мы только прославляем Господа Бога. 3) Почитание ангелов совершенно излишне, ибо молиться нужно только Господу, потому что «один Бог и один посредник между Богом и людьми – Человек Иисус Христос» ( 1Тим. 2:5 ). 4) Приводимое сектантами место нисколько не говорит против почитания св. ангелов и против учения Православной Церкви, которая учила и учит, что есть только один посредник между Богом и людьми – Господь Иисус Христос и что всякая молитва восходит к Престолу Отца Небесного чрез Господа Иисуса Христа. Но в этом тексте нисколько не говорится о том, что не нужно почитать ангелов и, что они не являются ходатаями за нас грешных пред престолом Всевышнего. Из этого текста можно вывести только то, что все молитвы, как ангелов, так и людей доходят до Отца Небесного чрез Сына Божия Господа Иисуса. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что он видел, как ангел возносил молитвы людей ко Престолу Божию ( Откр. 8:34 ). И апостол Павел если бы рассуждал так, как рассуждают сектанты, то не сказал бы следующих слов: «При содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» ( 2Кор. 1:11 ). Здесь апостол ясно указывает, что ходатайствовать пред Богом могут многие, а тем более св. ангелы. Итак, сектанты ничего не могут возразить против почитания св. ангелов, как слуг Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

— Отец, я очень жажду. Преподобный, сотворивши молитву и осенив море знамением крестным, сказал: — Во имя Господа почерпни и пей. Ученик почерпнул из моря воды в маленький сосуд, который носил с собою; отведав воды, ученик нашел ее очень вкусной [ 4 ] и прохладной, как бы истекшей из живого источника; достаточно напившись и прохладившись, ученик взял еще воды в сосуд на дорогу. Заметив это, старец сказал ученику: — Для чего ты наполнил сосуд водою? Ученик ответил: — Прости меня, отче! Я взял воду на дорогу, чтобы снова не томиться жаждою. Старец сказал: — Бог, присутствующий на этом месте, присутствует везде и, как здесь, так и в другом месте, Он может дать жаждущему вкусную воду. Имя того ученика было Дула. Уподобился преподобный Виссарион и Иисусу Навину [ 5 ]: как тот, когда побеждая аморрев [ 6 ], удержал движение солнца (Иис.Нав.10:12–13), так сделал и сей угодник, а именно: когда он шел с учеником к одному старцу, солнце склонялось к западу, путь же оставался еще далекий; тогда старец обратился к Богу, молясь так: — Прошу Тебя, Господи, повели остановиться солнцу до тех пор, пока я не приду к рабу Твоему. И произошло так: не заходило солнце до тех пор, пока не пришел преподобный к тому старцу. Был подобен святой Виссарион и пророку Божию Илии [ 7 ]. Так, во время засухи он свел с неба на землю обильный дождь (3 Цар.18); это самое не однажды и не дважды, а много раз совершал преподобный. Еще и Елисею пророку [ 8 ] уподобился святой: как тот, разделив воду плащом Илии, перешел реку Иордан (4 Цар.2:14–15), так и этот превратил своей молитвой воду в сухой путь и ходил поверх воды: перешел большую реку Нил, как посуху, и везде, где только ему на пути встречались реки, переходил их, как посуху. Как-то однажды, когда преподобный пребывал в ските, приведен был в храм бесноватый человек; за него совершали молитвы в церкви, дабы избавился он от духа нечистого; но не исходил из него бес, ибо он был весьма лютым. И говорили между собой клирики: — Что нам делать с этим бесноватым?

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

в) только при добросовестном исполнении своих великих ответственных обязанностей судьи могут иметь надежду на оправдание себя на страшном и праведном суде Божием ( 2Пар. 19:6–10 ; Прем. 6:9 ; ср. Втор. 27:19,25 ; Исаии 10:12). 7) Судии неправедному отовсюду тесно будет, когда станет на суде Христовом. Обличит его совесть, общее всех человеков правило и закон; обличит его обещание, при святом крещении учиненное; обличит присяга; обличит Божие слово; обличат слезы вдов, сирот и прочих бедных, пролитые. Сильные сильно будут мучены! (Св. Тихон Задонский ). 8) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами при отрицании судей и судов: Мф. 7:1–2:12 ; Лук. 6:37 ; Иак. 4:11–12 ; 1Петр. 2:23 ; Рим. 2:1;14:3–4, 10:13 ; 1Кор. 4:4–5;6:1–2 ; Псал. 81:1–3 ; Мф. 5:39–40 . XLVII. О войне и воинском звании 1) Для решения вопроса о дозволительности или недозволительности войны, как и в других случаях, должно, прежде всего, обратиться к тому, что высказывается относительно этого в Ветх. Завете. В ветхом завете Сам Бог велел вести войны против враждебных народов: Числ. 31:1–2 ; Иис.  Нав. 8:1 . 2) Всякий должен признать, что Господь ни в каком случае не только Сам не давал бы таких повелений евреям и не содействовал бы успеху их оружия, но и осуждал бы решение их самих начать войну, если бы она всегда и во всех случаях была не иным чем, как безусловным злом. Повелевать делать зло и помогать совершению его решительно недостойно всесовершенного Существа, каков Бог, и, безусловно, противоречит Его святости. 3) На рубеже между Ветхим и Новым заветами ясно и неоспоримо высказался в пользу дозволительности войны и воинского звания Иоанн Креститель, о котором заметил И. Христос, что из рожденных женами не восставал больший Предтечи Его. А в Евангелии повествуется, что когда пришли к нему креститься воины и спросили его: что им делать? ( Лук. 3:14 ), получили ответ: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (ст. 12–13). Нет никакого сомнения, что воины желали знать от Иоанна Крестителя: должны ли они совсем оставить военную службу и избрать другой род занятий, или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ветхозаветное священство получало от народа десятую часгь всех его доходов, как это мы уже видели ( Евр. 7: 5 . Вт. 14: 22–27). Смотр. пунк. 10 г) I отдела. Кроме того священникам была отведена в достаточном количестве земля ( Иез. 45: 3–5 ), а для левитов – целые «города для жительства с предместьями их для скота их и для других выгод их“ (Иис. Нав. 14: 4 ). «Повели сынам Израилевым, чтобы они из уделов владения своего дали Левитам города для жительства; и поля при городах со всех сторон дайте Левитам. Города будут им для жительства, а поля будут для скота их и для имения их, и для всех житейских потребностей их “ ( Числ. 35: 1–5 ). Итак, ветхозаветное священство избиралось «от среды сынов Израилевых“, избранные на священное служение посвящались на него чрез миропомазание особо составленным святым миром, облекались в особые священные одежды, «для славы и благолепия», получали права – учить, священнодействовать и благословлять народ, от него же за свое служение получали все необходимое содержание, десятую часть его доходов и землю. Таковы были избрание, посвящение, права и содержание священства в Ветхом Завете. 7) Я в Новом Завете всякий ли желающий или избранный народом, может совершать священническое служение? Нет, не всякий, а только избранный и поставленный на это служение Самим Богом чрез преемственное от Апостолов епископское возложение рук, сообщающее рукоположенному дар Святого Духа, дающего ему право учить народ вере Христовой, священнодействовать и управлять народом в делах веры; оттого ап. Павел и учит, что «никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как Аарон“ ( Евр. 5: 4 ). Как «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя“ ( Евр. 5: 5 ), ибо говорит Христос, «Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня“ ( Иоан. 8: 42 ); так и Апостолы, первые священнослужители и священноначальники Христовой Церкви, не сами присвоили себе апостольское служение и не народ избрал и уполномочил их на него, а Сам Христос:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Выражение «как бы на полчаса» (ς μιριον) имеет значение приблизительного указания времени (ср. Ин. 4:6; 19:14 ; Лк. 8:42 ) и не может быть понимаемо 487 в буквальном «собственном» смысле слова. Он есть общее обозначение кратковременности промежутка в самом видении, и нет основания отыскивать 488 для этого числа соответствующий период в истории мира. Это краткое время безмолвия небожителей было занято созерцанием таинственного видения, имевшего значение не только для Иоанна, но и для них самих. Иоанн видит семь ангелов, стоящих перед Богом. Нельзя думать, что определенный член (τος πτ γγλους), поставленный перед πτ, указывает здесь на то, что для Иоанна это были уже известные из предыдущего ангелы и названные им семью светильниками (4:5) 489 , ибо то – не ангелы, а «духи Божии». Точно так же нельзя сказать и того, что этот член употреблен для указания на противоположность семи ангелов 8:2, четырем ангелам 7:1; эта противоположность очевидна сама по себе. Скорее всего, так как семь ангелов и в дальнейших видениях остаются перед престолом подобно четырем животным и старцам (7:13), можно согласиться, что член служит указанием на ангелов известного чина, предстоящих перед престолом Божиим 490 (ср. Кол. 1:16; 2:10 ; Еф. 1:20; 3:10 ; Дан. 10:13 и др.) и назначенных для определенного служения 491 ( Тов. 12:15 ). Это их служение предуказывается уже в их атрибуте – семи трубах, которые даны им 492 . Трубы, употреблявшияся в древности и как сигналы к сражению (Иис. Нав. 6:4 ) и как звуки торжества и победы ( Пс. 47:6; 81:4 ; 1Пар. 15:24 ), в нашем месте являются (ср. Мф. 24:31 ; 1Сол. 4:16 ; 1Кор. 15:32 ) в значении труб, возвещающих суд Божий над (грешниками) грешным миром ( Ос. 8:1 ) 493 , как своего рода сигналы к началу последующих явлений. Кроме семи ангелов, Иоанн видит еще нового (λλος). Этот последний предстал не перед престолом, но перед жертвенником (το θυσιαστερον). Определенный член το перед θυσιαστερον и отсутствие какого-либо другого определения при этом слове указывают на то, что жертвенник должен быть известен уже из предыдущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Духа – ничто, но раз чрез них действует сила Божия, то мы должны относиться к ним с чувством глубокого религиозного благоговения. Так мы и относимся ко кресту Господню, обагренному пречистою кровью Спасителя. Что касается ссылки сектантов на тексты Св. Писания: Галат. 3:13 и Второзаконие 21:23, то толкование этих текстов сектантами показывает полное убожество их мысли. Во-первых проклятие касается не креста, но висящего на нем. Поэтому сектанты должны проклятие направить не на крест, а на Господа Иисуса. Крест же Христос очистил и освятил Своими страданиями и смертью на нем. «А что Бог очистил, того не должно почитать нечистым» ( Деян. 10:15 ). Через крест Господень явилась правда, а благословенно древо, чрез которое бывает правда» (Прем. Сол. 14:7). 4) Если крест есть орудие спасения, то все-таки честь нужно воздавать не ему, но Христу. По православному же выходит, что нужно почитать и крест, и гвозди, и молоток, и Иуду, и воинов, которые также являлись орудиями спасения. 4) Крест Христов потому именно и почитается, что он Христов. Христос пострадал на нем, освятил его кровью Своею. Пречистое тело Спасителя прикасалось ко кресту. А мы знаем, что место, где была особое благодатное присутствие Божие, повелевалось Самим Богом почитать. «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, – говорил Бог Моисею, – ибо место, на котором стоишь ты, земля святая» ( Исх. 3:5 ). Вождь воинства Господня сказал Иисусу Навину: «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» (Иис. Нав. 5:15 ). С точки зрения сектантов Бог допустил ошибку, повелев отнестись с чувством религиозного благоговения к земле, назвав ее святою, когда по их мнению честь нужно воздать не земле, где было особое присутствие Божие, а Самому Богу. Но Господь Вседержитель не повелевает мудрствовать так, как сектанты мудрствуют, а говорит, что свят и тот предмет, на котором почивает Божия благодать. Вот почему псалмопевец пророк Давид предсказывал, что почитать будут св. Крест Христов: «Превозносите Господа Бога нашего и покланяйтесь подножию его – свято оно» ( Пс. 98:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Итак, ради одного явления Божия на горе Синайской, так свята и страшна была гора, что никому невозможно было из простого народа даже приближаться к горе Святой: это угрожало смертью как человеку, так и скоту. Храмы же Божии бывают всегдашним жилищем Его и в нем Он обитает, как и сказал Господь, т. е. обещался Соломону быть в храме по вся дни ( 3Цар.9:2–3 ). Не по вся годы или месяцы обещался пребывать в храме, но на всяк день; поэтому всякий храм есть жилище Божие, и несравненно святее горы Синайской, поэтому и должна быть вокруг его ограда. Еще есть сему поучительные примеры в Св. Писании, например: когда явился Бог Моисею на горе Синайской, то, ради пребывания Божия на горе, Бог воспретил ему обутыми ногами приближаться к купине, но велел скинуть сапоги с ног и с чувством благоговения подойти к купине ( Исх.3:5–6 ). Также от явления Архистратига небесных сил к Иисусу Навину, настолько освятилась земля, что Архистратиг велел скинуть Иисусу Навину сапоги с ног своих и не топать святую землю (Иис. Нав.5:14–15 ). В книгах Маккавейских пишется, что когда Неемия нашел в кладези чудотворную воду, от которой возгорелась жертва, тогда, узнав о сем чудесном кладези, персидский царь повелел этот священный кладезь, оградить оградою и назвал его святым, как и сказано: «оградив же царь, свято сотвори место то» ( 2Мак.1:34 ). Если же языческий царь так высоко оценил кладезь ради святой воды, оградил его оградой, то как нам христианам не благоговеть пред храмом Божьим, где признается жилище Божие, от которого, как от святейшего источника, истекает нам благодать, спасающая души наша, и где ежедневно возносится святейшая и бескровная жертва – тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа. Пред этим спасительным источником не должны ли благоговеть? Язычники и те свои капища ограждали оградой, а вы храм Творца неба и земли лишаете славы и чести, и не советуете ограждать его оградой; посмотрим, кого из нас пророк предает страшному проклятью за небрежность к делам святым. Он сказал: «Проклят человек, творяй дело Господне с небрежением» ( Иер.48:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010