– Какие правила вы могли бы предложить для человека, который только входит в церковную жизнь? – Нет уж, увольте. Ещё не хватало, чтобы я что-то кому-то предлагал в качестве «правила». Есть Священное Писание, есть опыт Церкви – овладение этим, потребность поучаться в законе Господнем день и ночь (Иис. Нав. 1, 8), смиренная молитва, сознательное участие в Таинствах, и главное – жизнь по заповедям Божиим сама научит человека, как ему стать христианином – если он этого, конечно, хочет. – А что вы можете посоветовать тем, кто уже «десять лет в Церкви и убить может, если что» — но хочет исправиться? – Быть честным перед самим собою. Никогда не врать самому себе. Никогда не позволять себе называть белое чёрным, а чёрное белым. Нужно всегда помнить слова Пророка: Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! (Ис. 5, 20). – И последний вопрос. Как искать Христа в нашей жизни? – Хороший вопрос… Я бы так ответил – не мешать Ему искать и находить нас. Читайте также: Жизнь в Церкви: фрагмент из книги Игумен Петр (Мещеринов) Не раз автору приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в первый раз пришедшим на исповедь людям — с которыми, в силу разных причин, не было возможности обстоятельно побеседовать — совсем нечего было предложить в качестве «церковного пособия»… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 марта, 2024 5 февраля, 2024 1 февраля, 2024 22 января, 2024 11 января, 2024 2 января, 2024 30 августа, 2023 31 июля, 2023 14 июля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/igumen-petr-meshherino...

кончины святых мучеников точно неизвестен. Преосвященный Филарет («Жития святых», июнь, стр. 31) относит год их кончины на время царствования Максима, который в 305 году получил верховную власть над Сириею и Египтом и в своих владениях жестоко преследовал христиан. Царствовал с 305 г. до 312 г. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) Житие преподобного отца нашего Виссариона его празднуется св. Церковью 4-го марта. его — 4-го февраля. знаменитый вождь и законодатель народа еврейского и первый священный писатель, живший за XV веков до Р. Хр.; родился в Египте и происходил из колена Левиина. Моисей чудесно вывел евреев из Египта, избавив их от тяжкого египетского рабства. На горе Синай он получил 10 заповедей и сподобился видеть славу Божию. Все, полученные им от Бога, заповеди и установления, равно как и первоначальную историю народа еврейского, он изложил в первых пяти книгах Библии (пятикнижие Моисеево). — Память св. пророка Моисея празднуется Церковью 4 сентября. известно, вода в морях бывает обыкновенно соленою. Навин — вождь народа еврейского, руководивший ими после смерти Моисея. одно из языческих племен, населявших землю ханаанскую. Аморреи, по переводу с еврейского значит — «жители высоких мест»; им противопоставляются ферезеи — «жители низменностей». Незадолго до исхода евреев из Египта аморреи захватили восточную иорданскую область, очень плодородную. Иисус Навин сражался с аморреями и разбил пять аморрейских царей (Иис.Нав.10:5–11). ( < < back) знаменитейший пророк израильский, происходивший из города Фесвы галаадской, живший и действовавший во дни нечестивого царя Ахава и Иезавели. Илия из числа всех пророков отличался особенною ревностью о славе Божией. История его жизни и деятельности излагается в 3-ей и 4-ой кн. Царств (3 Цар.17–20; 4 Цар.1–2) — Память его празднуется св. Церковью 20 июля. ( < < back) пророк израильский, преемник пророческого дара св. Илии. — См. житие его ниже, под 14 июня. ( < < back) преподобного Виссариона последовала в конце IV или начале V века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Между тем, не говоря уже о Ветхом Завете, объединяющем прозаические и поэтические произведения различных эпох и жанров, не говоря даже о целом каноне Нового Завета, в пределах одного–единственного Евангелия от Луки, мало того, с первой же его страницы, мы находим резкий контраст между прологом (1:14), построенным по греческим школьным правилам, и немедленно за ним следующим (начиная с 1:5) повествованием о родителях Иоанна Крестителя, выдержанным в угловато–семитизирующем стиле Септуагинты (γνετο εν τας μραις " Ηρ δσυ βασιλως; срв. Иис. Нав. 1:1 — κα γνετο μετ τν τελευτν Μωσ; Суд. 1:1 — κα γενετο μετ τν τελευτν " Ιησο; Руфь 1:1 — κα γνετο ν τω κρνειν τους κριτς; 2 Цар. 1:1 — κα γνετο μετ τδ ποθανεν Σαολ; Есф. 1:1 — κα γνετο […] ν τας μραις " Αρταξρξου &с.; πορευμενοι ν πσαις τας ντολς κα δικαιμασιν το Κυρ ου; срв. Иез. 36:27 - " να ν τοις δικαιμασΙν μου πορεεστε). Этот контраст — пример особенно яркий, но отнюдь не единственный. Не получаем ли мы ответа на вопрос о нужности или ненужности особого «библейского» тона и колорита для наших переводов? Когда евангелисту не нужны «библеизмы», он обходится без них; когда они ему нужны, он их решительно вводит. Можно сказать, что начало Евангелия от Луки дает нам в особенно отчетливом виде парадигму движения между полюсами миссионерской «аккомодации» к светской культуре — и введения читателя в особый мир, отсылки его к некоей сложившейся традиции. Обращение учителя к ученику перед уроком — и затем начало самого урока: голос звучит по–другому, диалогическую открытость сменяет сосредоточенность на предмете. Мы не должны думать просто о разных интонациях, разных «стилистических ключах»; это религиозная педагогика евангелиста, то снимающая у читателя чувство дистанции, то восстанавливающая это чувство. Если мы откажемся либо от первого (как Синодальный перевод), либо от второго (как модернизирующие переводы), мы погрешим против интенции Самого Иисуса. Когда Он предлагает в притчах сугубо конкретные, сугубо прозаические и мирские образы повседневной жизни, образы эти должны быть осязаемо житейскими, возможно более наглядными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Меч есть неизменная эмблема, свойственная архистратигу Михаилу, который является Иисусу Навину в образе человека с обнаженным мечом, со словами: «я вождь воинства Господня» (Иис. Нав. 5, 13–14 ). Согласно свидетельству Ветхого Завета, ангелы воинствуют вместе с человеками ( Дан. 10, 13, 20 ). В этом теократическом воинствовании ангелов с человеками печатлеется его софийный характер с полной очевидностью. В Слове Божием не дано указаний относительно проявления этого воинствования; конечно, оно принадлежит преимущественно области духовного воздействия, хотя образно не исключены случаи даже и прямого участия в человеческой битве, как бы его ни понимать: сюда относится, напр., избиение ангелами первенцев египетских ( Исх. 12, 29 ). Правда, здесь говорится: «Господь поразил всех первенцев в земле Египетской», но, по библейскому словоупотреблению, здесь, очевидно, разумеется ангел Божий. Сюда же относится избиение ангелом 185 тысяч полчища Сеннахирима ( 4Цар. 19, 35 ): «и послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского» (2 Парал. 32, 21). Теократический характер войны выражен здесь совершенно явно. Но для понимания софиологии войны, быть может, еще важнее этого ангело-человеческого воинства уразумение небесного противоборства, войны архангела Михаила и ангелов его с сатаною и воинством его: Откр. 12, 7–12 . Здесь указано и основание этой войны. Речь идет о власти Христовой: «ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом день и ночь». Что бы ни значила эта «клевета» в небе, но ясно, что здесь речь идет о столкновении двух начал, между собою непримиримых и несовместимых. Но что же может значить здесь самая война ангелов? О ней говорится, что «ангелы не возлюбили души своей даже до смерти». Конечно, здесь не может быть речи о смерти в буквальном смысле духов бесплотных и потому бессмертных, но о таком состоянии, которое соответствует готовности к смерти, о предельной жертвенности и неустрашимости, о высшем подвиге и напряжении любви к Богу и Агнцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Начало крестных ходов, как прообраз новозаветных, указано еще в ветхозаветной церкви: «И дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа, Бога вашего, и священников и левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним» (Иис. Нав. 3:3 ). Прообразы крестных ходов были при царе Давиде ( 3Цар. 6:1–3, 13:15 ) и при царе Соломоне ( 3Цар. 8:1–5 ; см. Парал. 5:2, 6). В Новом Завете установил крестный ход Господь Иисус, а продолжал это Божественное установление Симон Киринеянин ( Иоан. 19:17 ). «Неся крест Свой. Он вышел на место, называемое Лобное, по еврейски Голгофа». Здесь был образ современных крестных ходов – св. крест, первосвященник – Господь Иисус Христос, апостолы и народ. Также и другие обряды и вообще вся внешняя сторона православного богослужения, на которую нападают сектанты, имеет для себя основание в Св. Писании. Таковы – обращение лицом к востоку при богослужении (2 Парал. 5:12–14). »И стал Соломон у жертвенника Господня впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои, – ибо Соломон сделал медный амвон, длиною в пять локтей и шириною в пять локтей, а вышиною в три локтя, и поставил его среди двора; и стал на нем, и преклонил колена впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу» (ср. Дан. 6:10 ). Богослужебное употребление светильников. «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время» ( Исх. 27:20 ; Левит. 24:4 ). «В горнице, где мы собрались, было довольно много светильников» ( Деян. 20:8 ). Употребление Фимиама. «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить Фимиам имени Моему, чистую жертву, велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» ( Малах. 1:11 ). «И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и павши поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф. 2:11 ; ср. Лук. 1:9 ). Нарочитые св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Он то и служит предметом веры для человека. Невинный страдалец, взявший на себя грехи всего человечества, удовлетворил закон тем, что, будучи ни в чем неповинен, принял на Себя то наказание, которое заслуживал каждый подзаконный человек пред судом закона». Христос сделался за нас клятвою». В этих словах апостола изображены образ и характер искупления. Своим распятием на кресте, т. е. самой постыдной смертью преступника, Христос избавил всех иудеев от понесения той кары, которая на основании Божественной правды, выраженной в законе, лежала на каждом иудее, ибо каждый иудей был в большей или меньшей степени преступником закона. Значение крестной жертвы заключалось в том, что Невинный пострадал за виновных, безгрешный Богочеловек за грешное человечество. Жертва невинного Богочеловека удовлетворила Божественному правосудию. Для доказательства того, что Господь Своей крестной смертью действительно взял на Себя проклятие закона, которому подлежали иудеи, апостол сближает акт крестной смерти Господа с одним из узаконений ветхозаветного Откровения, записанным в книге. Второзакония (21:23): «проклят всяк висящий на древе». Первоначальное историческое значение этого узаконения касалось таких преступников, которых после побиения камнями, или после других наказаний вешали на столбы, при чем на ночь висеть не оставляли, так как преступники чрез такое повешение являлись проклятыми, чем могла быть осквернена земля Господня (Иис. Нав.10:26 . Числ.25:4 ; 2Цар.4:12 ). Господь Иисус Христос во времена римского господства потерпевший распятие, как преступник висевший на столбе (на кресте), подлежал, в силу вышеозначенной ( Втор.21:23 ) теократическо-юридической точки зрения, позорному названию: «отверженный (πικατρατος) и, следовательно, самым делом понес на Себе проклятие (13). При всем этом Божественное намерение в деле искупления иудеев от клятвы закона заключалось в том, чтобы язычники силой заслуг Христа участвовали в обетованиях, данных Аврааму (8 ст.). Так как в силу таких широких обетований и на основании теократического преимущества иудеев ( Рим.1:16; 15:8–9; 3:1–2; 9:1–5 ) спасение должно перейти от них к язычникам ( Рим.15:27 ; Ин.4:22; 11:52 ), то участие в благословении Авраама, после искупления от законной клятвы, сделалось возможным не только для подзаконных, но и для язычников и не путем предварительного подчинения язычников закону, но прямо в силу тех же заслуг Иисуса Христа, чрез которые иудеи сделались свободными от клятвы (14).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

отцов VII Вселенского собора, учит, что икона не Бог, а только Его изображение, а те, которые поклоняются иконам, поклоняются тем лицам, которые изображены на иконах. в)Украшения на св. иконах являются только способом проявления почитания Бога и св. угодников Божиих. Из св. Библии нам известно, как богато была украшена скиния (Исх. гл. 25 – 26). Очень роскошно был украшен и храм иерусалимский ( 1Пар. 28–29 гл.). Христос Спаситель похвалил бедную вдову, принесшую в храм две последние свои лепты ( Лук. 21:1–4 ). Св. апостол Павел пишет к Коринфянам: «Если есть усердие, то оно принимается; смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» ( 2Кор. 8:12 ). г) На этот вопрос можно ответить словами Христа Спасителя: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения» ( Мф. 12:38–39, 16:4 ). Разве мы можем требовать чудес? Все это относится к власти Всевышнего. Что благодатная сила даров Св. Духа чрез иконы может творить чудеса, на это мы имеем ряд доказательств из Св. Писания. Ковчег завета разделил воды реки Иордана (Иис. Нав. lll и IV глав.). Ковчег завета, попавши в плен к Филистимлянам, творил среди них чудеса ( 1Цар. 4–6 глав.). Чрез медного змия Бог также творил чудо ( Числ. 21:8–9 ; 4Цар. 18:4 ). Милоть пророка Илии разделила воды Иорданские для пророка Елисея ( 3Цар. 2:14 ). В Новом Завете одежда Спасителева творила чудеса ( Мф. 9:20–22, 14:36 ; Лук. 6:19 ). Платки и полотенца св. апостола Павла также творили чудеса ( Деян. 19:12 ), как творила всякие знамения и тень от св. апостола Петра ( Деян. 5:15 ). Если тень св. апостола Петра творила чудеса, то почему же благодатные дары Св. Духа, для прославления силы Божией не могут творить чудес чрез святые иконы, на которых нарисован Господь и Его св. угодники. д) Изображения тварей на иконах нисколько не унижают св. икон. Разве унижается св. Библия тем, что в ней часто говорится о различных тварях ( Мк. 5:11–13 ), или о тех нехороших действиях, которые творил диавол ( Апок. 13:5–7 ), и о нечестивых людях? ( Рим. 1:26–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Очевидно, что Бог явился ему как человек. И Моисей видел задняя Его, как бы человека ( Исх.33:23 ). И Исаия видел Его, как человека, сидящего на престоле (Исаии.6:1). И Даниил видел подобие человека, и как сына человеческого, пришедшего «к Ветхому денми» ( Дан.7:13 ). Никто не видал естества Божия, но одно подобие и образ Имевшего прийти. Ибо Сын и невидимое Слово Божие имел быть по истине человеком, чтобы соединиться с естеством нашим, и быть видимым на земле. Все поклонялись, видя подобие и образ Имевшего прийти, как говорит и Павел Апостол в послании к Евреем: «по вере умроша сии вси, не приемше обетований, но издалеча видевше я, и целовавше» ( Евр.11:13 ). Итак, ужели я не могу сделать иконы Того, Кто для меня стал видим в естестве плоти? Ужели не могу поклоняться и чествовать Его посредством чествования и поклонения Его иконе? Авраам видел не естество Божие, «ибо Бога никто же виде нигде же» ( Иоан.1:18 ), но образ Бога, – и «пад поклонися» ( Быт.17:17; 18:2 ). Иисус Навин видел не естество Ангела, но образ, ибо естество Ангела для телесных очей невидимо, – и падши «поклонися " (Иис. Нав.5:14 ). Тоже сделал и Даниил ( Дан.8:18 ). Но Ангел – не Бог, а тварь и раб, предстоящий пред Богом. Но он и поклонился ему, не как Богу, а как предстоятелю и служителю Божию. Ужели же и я не могу сделать иконы друзей Христовых, и поклоняться, не как богам, но как иконам друзей Божиих? И Иисус, и Даниил поклонялись виденным ими Ангелам не как богам; и я поклоняюсь иконе, не как Богу, но, через икону и Святых, приношу поклонение и чествование Богу, для Которого чту и с благоговением уважаю друзей Его. Не с естеством Ангелов соединился Бог, но с естеством людей; не Ангелом соделался Бог, но истинным по естеству человеком: »не от Ангел бо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет» ( Евр.2:16 ) Не естество Ангелов соделалось Сыном Божиим в Лице Христа, но естество человека. Ангелы соделались причастниками и общниками не естества Божеского, но действенности и благодати; а люди соделываются причастниками и общниками «Божественного естества» ( 2Петр.1:4 ) все, которые приемлют святое тело Христа, и пьют честную кровь Его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

п., Петр действительно был первым. «Ты Христос, Сын Бога живого, сказал он первый, когда Господь спросил Апостолов: за кого они почитают Его ( Мф. 16:15, 16 )? «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они»? спрашивал Иисус Христос Петра. «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя», отвечал Петр ( Ин.21:15 и дал. Еще чит. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал.). Католики признают преимущественное пред другими Апостолами первенство ап. Петра; но это неверно: он был только «первый между равными», но никогда и нигде не выставлял себя иным. Иаков и Иоанн, это были родные братья, сыновья Зеведея рыбаря. Варфоломей иначе называется Нафанаилом ( Ин.1:45 ). Варфоломей значит сын Фоломея. Вар значит сын. Иуда Иаковлев иначе называется Леввей и Фаддей. Леввеем назван он при избрании в апостольское звание в отличие от соименного ему Иуды Искариотского, так как у иудеев было в обычае принимать новое имя при особенно важных случаях (Мих.). Фаддеем же он назван при крещении. Иуда Искариот назван так потому, что происходил из города Кариота (Иис. Нав.25:25 ). «Не стыдится евангелист говорить о предательстве Иуды (иже и предаде Его, И. X.). Так евангелисты никогда не скрывают ничего, даже и того, что казалось предосудительным», замечает при этом Златоуст. Все апостолы были избраны Господом из простых людей, как более способных своими простыми сердцами воспринять учение Его. Апостолов Господь избрал в сотрудники Себе, – вместе с Ним, при Нем, а затем одни после Его вознесения, они должны были продолжать дело спасительной Его проповеди. И Господь открывал им тайны царствия Божия, подготовлял их на опыте к будущему их великому служению и, вдохновляя Своим примером, приучал к опасностям и трудам. Апостолы были постоянными Его спутниками, и Он называл их Своими детьми, братьями и друзьями. – Является вопрос: «Господь, по Своему всеведению, знал, что Иуда – худой человек, что он изменит Ему, предаст Его; для чего же Он избрал его в ученики, даже в Апостолы?» Один из духов. писателей отвечает на этот вопрос таким образом: «Не Иисус Христос искал Иуду, но Иуда Его, и, встретив Иуду, Господь признал в том действие Божественного Промысла, волю Своего Отца небесного, которой Он всегда оказывал безусловное послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Пергамская Церковь похваляется Господом за то, что содержит Его Имя и не отверглась веры в Него, хотя была насаждена среди крайне развращенного язычеством города, что обозначает образное выражение: «живеши, идже престолъ сатанинъ» – «ты живешь там, где престол сатаны», и подверглась тяжкому гонению, во время коего «Антипасъ свидтель Мой врный, иже yбiehъ бысть» – «умерщвлен верный свидетель Мой Антипа». Хотя многие пытались понимать имя «Антипы» символически, известно по дошедшим до нас мартирологам, что Антипа был епископом Пергама и за ревностное исповедание Христовой веры был сожжен во внутренности медного раскаленного быка 9 . Откр. 2:14–16. Но имамъ на тя мало, яко имаши ту держащихъ yчehie Валаамово, иже учаше Валака положити соблазнъ предъ сынми Израилевыми, ясти жертвы uдoлckiя и любы творити. Тако имаши и ты держащыя yчehie Николаитско, егоже ненавижду. Покайся: аще ли ни, npiuдy теб скоро и брань сотворю съ ними мечемъ устъ Моихъ. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Но затем Господь указывает и на отрицательные явления в жизни Пергамской церкви, именно на то, что и там появились Николаиты, узаконившие ядение идоложертвенного и всякие любодейные непотребства, до чего доведены были в свое время израильтяне Валаамом. «Валаамово, иже учаше Валака» – «Валаама, который научил Валака»: «Сими словами он указывает на мысленного Валаама – диавола, который чрез чувственного Валаама научил Валака соблазнить Израильтян на блуд и идолослужение (Иис. Нав.24:9 ): ибо сластию сего удовольствия так низко пали, что принесли жертвы Веельфегору» (см.: Числ 25:1–3 ) (св. Андрей, гл.5). Пергам находится к северу от Смирны, и в древности он соперничал со Смирною и Ефесом, в нем был храм языческого божества Эскулапа, покровителя врачей. Жрецы его занимались медициной и оказали сильное сопротивление проповедникам христианства. Пергам, под названием Бергамо, и христианская церковь в нем сохранились до настоящего времени, хотя и в большой бедности, так как от прежнего великолепия ничего не осталось, кроме громадных развалин прекрасного некогда храма в честь св. Иоанна Богослова, сооруженного императором Феодосием (4 век). Откр. 2:17.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010