§ 68. Польза истории Многие книги и места священного Писания излагают историю и содержат в себе предсказания о судьбах Церкви Божией и тех государств и народов, которые соприкасались к ней, каковы по отношению к ветхозаветной Церкви: египтяне, финикияне, вавилоняне, ассирияне, моавитяне, идумеи, филистимляне, арабы, персы, греки, римляне и другие. Поэтому толкователь Писания должен знать не только историю евреев, но историю других, имевших к ним отношение, народов и государств 112 . Это знание особенно полезно 1) для изъяснения собственно исторических книг и мест священного Писания; 2) для указания времени, в которое исполнялись пророчества, и, следовательно, для уразумения самых пророчеств. § 69. Пособие географии, хронологии и генеалогии С знанием истории, при изъяснении священного Писания, должно быть соединено знание географии, хронологии и генеалогии. 1) Знание древней географии, особенно той части ее, которая занимается описанием Палестины и сопредельных ей стран, много может способствовать к уразумению местоописательных отделений священного Писания, каковы напр. Иис. Нав. гл.10–21, Ис.23:1–15 . 2) Хронология необходима а) для определения времен, в которые совершались события или исполнялись пророчества, упоминаемые в Писании, напр. Исаии гл. 15–16. сн. 4Цар.18:9 ; б) для снесения событий, случившихся в Церкви, с современными событиями в мире, и для взаимного объяснения одних другими. 3) Знание генеалогии необходимо также для уразумения не только исторических мест священного Писания, но и пророчеств, содержащихся в нем. Так, не зная родословия Иродов, можно смешать их действия, приписав поступки одного из них другому; потому что в новом завете упоминаются три Ирода, именно: а) Ирод великий, при котором родился Иисус Христос ( Мф.2:1 ) и по приказанию которого избиты дети в Вифлееме и во всех пределах его (ст.16); б) Ирод Антипа, сын Ирода великого, четвертовластник в Галилее ( Лк.3:1 ); он взял жену брата своего Филиппа, повелел отсечь главу Иоанна Крестителя ( Мф.14:1–11 ), хотел убить Иисуса Христа ( Лк.13:31,32 ) и ругался над ним (23:11). Его называют царем ( Мф.14:9 , Мк.6:14) не в собственном смысле, но по мнению народному, как сильнейшего между братьями; в) Ирод Агриппа, внук Ирода и Мариамны, сын Аристовула и Вереники. Он убил Иакова, брата Иоаннова (Зеведеева) и заключил в темницу Апостола Петра ( Деян.12:1–5 ); за присвоение Божеской чести поражен Ангелом и умер, будучи изъеден червями (ст.21–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

б) О почитании ангелов и святых. По учению православной Церкви, св. угодники Божии, отошедшие из настоящей жизни и прославленные Богом, и св. ангелы неустанно ходатайствуют за нас в своих молитвах и прошениях перед Господом и помогают нам в различных нуждах. Поэтому мы должны воздавать им честь и прославление и призывать в молитвах. Но так как они помогают, нам и исполняют наши просьбы не собственной силой, а благодатью Божией, проявляющейся в них, то чтить и прославлять их нужно не так, как богов каких, а как близких Богу и сильных перед Ним предстателей и ходатаев, как носителей божественной благодати. Такое учение имеет твердые основания в слове Божием, которое и прямыми наставлениями, и примерами учит почитать св. ангелов и угодников Божиих. Так, оно говорит, что «в вечной памяти будет праведник» ( Пс. 111: 6 ) и что «память праведника пребудет благословенна» ( Притч. 10:7 ); называет праведников «Церкви первенцами, написанными на небесах» ( Евр. 12:23 ), и друзьями Божиими ( Ин. 15:14 ; Иак. 2:23 ; Ис. 41:8 ), в которых прославляется Бог ( 2Фес. 1:10 ; Ин. 17:22 ) и которых «весь мир недостоин» ( Евр. 11:38 ); заповедует почитать и подражать им ( Евр. 13: 7 ) и воздавать «славу и честь, и мир всякому, делающему добро» ( Рим. 2:10 ), предупреждая при этом: «кто принимает вас, принимает Меня... не потеряет награды своей» (Мф. 10:40–42; сн. Лк. 10:16 ). Затем, оно говорит, что почитать святых нужно словесным восхвалением, «возвещая их хвалу» ( Сир. 44:14 ), «ублажая тех, которые терпели» ( Иак. 5:11 ), и поклонением, подобно тому, как Иисус Наввин «пал лицем своим на землю и поклонился» архистратигу небесных сил (Иис. Нав. 5.14 ); как поклонялись ангелам Авраам ( Быт. 18:2 ), Лот (– 19:1), Маной и его жена ( Суд. 13:20 ), Товит (кн. Тов. 12:16 ), царь Давид (1 Парал. 21:16) и прор. Даниил ( Дан. 10:9, 15 ); как «поклонились до земли» ученики пророческие прор. Елисею ( 4Цар. 2:15 ) и как темничный страж «в трепет припал к Павлу и Силе», когда уверился, что, несмотря на отворенные двери, заключенные не убежали ( Деян. 16:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Манна была сокрыта от взоров и не иначе, как по отверзтии кивота, могла быть видима: блаженство во Христе есть тайна для верующих, и оно откроется только тогда, когда узрим Господа лицем к лицу ( 1Ин. 3:2 ). Манна хранилась в ковчеге всегда и не подвержена была повреждению: вечное блаженство во Христе есть такое сокровище, которого ни червь, ни тля тлит ( Мф. 4:20 , Лк. 12:33 ). Кивот Завета покрыт был златым очистилищем, и над ним устроены были херувимы с распростертыми крылами. Иисус Христос есть очищение (λασιρηον) грехов наших и покровение наших неправд. ( Рим. 3:25 , 2Кор. 5:19 ) 353 Очистилище в день очищения было окропляемо кровию, при чем первосвященник испрашивал от Бога прощение грехов себе и всему народу ( Лев. 16:14–18 ): так всякий, прибегающий с верою к Господу, пострадавшему и воскресшему, получает оставление грехов. ( Кол. 1:14 ) Очистилище изображало престол Иеговы, с которого изрекал Он Свои повеления народу, и к которому народ обращался с молитвою (Иис. Нав. 7:6 , 1Цар. 3:15 ): верующие с дерзновением могут приступать к престолу благодати, да милость приимут и благодать обрящут во благовременную помощь 354 , ( Евр. 4:16 , Ин. 14:14–15, 16:16, 23:24 ) Изображение Херувимов над очистилищем означает как служение всего воинства небесного Царю царей, Господу Иисусу ( Евр. 12:22 , Апок. 9:11 , Дан. 3:54, 7:10 ), так и то, что Ангелы желают приникнути (παρακψαι) в тайны царствия Христова. ( 1Петр. 1:12 ) 355 Б. Храм Соломонов Храм Соломонов, по своим принадлежностям, совершенно сходен с Скиниею, и отличается от нее только неподвижностию, обширностию и великолепием. Посему, нет нужды объяснять составные части храма; следует только заметить некоторые особенности в его устроении. Что храм иерусалимский был образом таин новозаветных, – это видно из Писаний Ветхого и Нового Завета. Когда Пророки предрекали о будущей славе Христовой Церкви, – они указывали на обширность и великолепие храма Соломонова, как образа Церкви Христовой. Напр. в видении Иезекииля гадательно изображается слава Храма новозаветного именно под образами, взятыми с храма иерусалимского (гл. 41–44, слич. Захар. 6:12–13 ). Еще в предречении Пророка Нафана, данном Давиду, – что Соломон, сын его, созиждет дом имени Иеговы ( 2Цар. 7:13 ), – можно видеть указание на устроение Христом Церкви новозаветной, тем более, что и пророчество содержит в себе черты, относящиеся к Мессии, и Соломон был образом Спасителя. Сам Иисус Христос, предрекая о Своей смерти и воскресении, указует на храм иерусалимский, как образ церкви тела Своего ( Ин. 2:19, 21 ) 356 . Апостолы, говоря о Церкви Христовой, употребляют слова: ικος Θεο, νας Θεο ( 1Тим. 3:15 , 1Кор. 3:16, 17 и т. п.); a сии выражения указуют на единственный храм народа иудейского – храм иерусалимский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

155 В Чет.-Мин., 6 июня, о блаженном Виссарионе читаем: «Уподобися Моисею, якоже Моисей древле горькия воды в пустыни, показанным ему от Бога древом претвори в сладость, да напоит жаждущего Израиля ( Ucx. XVII:6 ), так преподобный Виссарион «горесть морския воды молитвою и знамением крестным услади, да напоит изнемогающего от жажды ученика своего»; далее – «уподобися Иисусу Навину: якоже той иногда побеждая Аморрея, воспяти солнце от течения» (Иис. Нав. Х:12, 13 ; Сир. XLVI :5), точно так же по молитве преподобного Виссариона «солнце стало», пока «преподобный дойде» к некоему старцу. Также см. Достопамятные сказания с. 74 и 75. 158 Пролог, 2 ноября. Достопамятные сказания, с. 375; Древний Патерик, с. 333; Чет.-Мин., 21 июля; Достопамятные сказания, с. 157 – 158., Пролог, 14 сентября; Пролог, 22 апреля. Чет.-Мин., 14 мая и 21 июля; Пролог, 29 февраля, 22 сентября и 23 января. «Святые отцы Скита (в Египте), – читаем в Древнем Патерике, – пророчествовали о последнем поколении, говоря: что сделали мы? На это отвечал один из них великий по жизни, по имени Исхирион: мы исполни» заповедь Божию делом; а иже со вас, в полдел наших приидут; а иже по них, последние монаси… не имут тии отнюдь дела монашеского сотворити. Приидут на них искушения и оказавшиеся достойными в оном искушении, окажутся выше вас и отпев наших». См. Древний Патерик прилож. к «Душеполезному чтению», с. 6. Достопамятные сказания, с. 140, Терновский, с. 83; Петров Н.И. О происхождении Пролога. Киев, 1875, с. 121. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке, ч. 1, с. 20, 21. 161 Это имевшее быть изменение не было сокрыто, – продолжает святитель Феофан, – от преподобного Пахомия. «Бог дал ему это провидеть сначала несколько неопределенно, а потом и с совершенною ясностию чрез одно видение, которого удостоил его Бог по неотступной его молитве. Видел он великое множество иноков, совершивших путь по рву, крайне глубокому и кремнистому. Одни из них, желая выбраться оттуда, встречали преграды и стояли в нерешимости; другие, блуждая туда и сюда, ударялись друг о друга лбами, потому что место то было покрыто густою тьмою; третьи, выбившись из сил, падали в изнеможении; четвертые, не зная как быть, испускали лишь плачевные вопли; и разве какие после страшных усилий успевали выбраться на свет Божий из этой мрачной бездны, выражая великую свою о том радость живыми чувствами благодарения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2031. Свт. Вассиан Лавдийский, епископ г. Laus Noua (ныне г. Лоди, Италия). См. у Павлина, uita А. 47. Память свт. Вассиана отмечается Православной Церковью 10 (23) июня. 2032. Базилика, о которой идет речь, находилась на месте, где сейчас находится церковь San Bassiano a Lodivecchio. 2033. То есть день епископской хиротонии. 2034. Praesumptum habeo — возможно, это начало появления в романских языках аналитических форм. — Примеч. ред. 2035. См.: Пс. 140. 2. 2036. См.: Евр. 9. 4. 2037. См.: Евр. 9. 4. 2038. Очистилище — крышка ковчега завета, где хранились скрижали Закона. 2039. См.: Евр. 9. 5. 2040. См.: Числ. 16. 47–48. 2041. Ср. у Филона (rer. diu. heres 42. 201). 2042. Ср.: Ос. 13. 14; 1Кор. 15. 55–56. 2043. См.: Ис. 25. 8. 2044. См.: 1Кор. 15. 21–26; Рим. 1. 4, а также: ехр. 118, 18. 12. 2045. См.: 1Тим. 1. 18. 2046. См.: 1Тим. 6. 20. 2047. См.: Мф. 25. 27. 2048. См.: Мф. 25. 21–23. 2049. См.: 2Тим. 4. 5; 1Тим. 3. 1. 2050. См.: 2Тим. 4. 8. 2051. Сходную мысль см. у Филона (pmn. prob, liber. 1. 2). 2052. Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 14. 62), где сначала говорится, что Пифагор был сириец или тириец, а далее высказывается более общее предположение, что родом он был из варваров. 2053. Об этом также говорит Климент Александрийский (strom 1. 22. 150), его слова повторяет Евсевий Кесарийский (praep. cuang. 9. 6. 8). 2054. Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 21. 107) и у Евсевия Кесарийского (praep. euang 14. 5. 2). 2055. См.: Иис. Нав. 5. 15. 2056. См.: Исх. 24. 13–15. 2057. Conuersatio можно перевести как «образ жизни», однако в сочетании со strata это слово звучит как метафора (образ жизни большинства людей — мостовые, на которых постоянно «крутятся» какие–то люди, толпы людей). 2058. Ср. у Цицерона (fam. 4. 3. 2). 2059. Ту же мысль см. у Филона omn. prob, liber. 1. 3–5. 2060. См.: Вар. 3. 22–23. 2061. См.: 1Кор. 10. 5–6. 2062. См.: Иов. 28. 22, 23. 2063. См.: Иов. 4. 19. 2064. О том, что цикады питаются ветром, см. у Филона (omn. prob, liber. 2. 8).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

В подобный критический момент козырной картой может стать магия. С этой целью Валак посылает срочное сообщение Валааму, который живет на значительном расстоянии от Моава – в Пефоре, на юг от Кархамиса на реке Евфрат. Задача Валаама, если он согласится ее выполнить, была достаточно проста. Он должен был произнести на израильтян проклятие, которое бы связало их, сделав их особенно уязвимыми, чтобы быть разбитыми Валаком. Чтобы сделать предложение как можно более соблазнительным, Валак предлагает такое денежное вознаграждение, от которого практически невозможно отказаться (22:7:17). За этим подходом стоит идея о том, что религиозную силу можно купить – что она является предметом потребления, ходовым товаром. Симон-волхв думал, что сила Святого Духа в жизни человека стоила денег, будто она была одним из пунктов меню ( Деян.8:18:19 ). Валаам в итоге соглашается с предложением Валака и едет в Моав на спине ослицы, ожидая, что Валак встретит его пальмовыми листьями и песнями осанны. Эпизод с Валаамовой ослицей кажется забавным всем, за исключением самого Валаама. Только физическое явление ангела Господня удержало Валаама от опрометчивых действий по отношению к его вьючному животному. Столкнувшись с божественным, Валаам может только пасть на свое лицо (22:31), как позже должен был сделать Иисус Навин в присутствии ангела Господня (Иис. Нав.5:14 ). Валаам также говорит: «Я согрешил», и его исповедание параллельно исповеданию народа в предыдущей главе: «Согрешили мы» (21:7). Остаток истории говорит о Валаке и Валааме, при этом последний произнес четыре пророчества (23:7–10; 23:18–24; 24:3–9; 24:14–24). Эти четыре сообщения называются «речью(-ами)». Древнееврейское слово, использованное для их обозначения (машал), может явиться другим связующим звеном с предыдущим разделом Книги Чисел – песнью, пропетой моселим (21:27). То, что Валак услышал от Валаама, было совершенно противоположно тому, что он надеялся услышать. Это были слова благословения, а не проклятия. Никто не был удивлен больше самого Валаама. Нет никакого указания на то, что он был двуличным с Валаком и что с самого начала он собирался благословить Израиль. В этой истории содержатся два одинаково чудесных события, и оба касаются говорения. Первое – это то, что Бог заставил говорить Валаамову ослицу. Вторым является то, что Валаам произнес благословение вместо поношения на Израиль. Два языка ощутили Божье прикосновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Каждый человек: слабый младенец, или дряхлый старец, или крепкий юноша, или опытный муж может впасть в опасность. На каждом шагу ему угрожает или потеря здоровья, или самая смерть. И ангел-хранитель хранит нашу душу, наше тело от повреждений и преждевременной смерти. Как же нам не почитать, и не прославлять, и не благодарить Господа Бога за дарованную милость за ангелов-хранителей нам, – грешным людям. Аминь. СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Ангелов почитать запрещает апостол Павел. В послании к Колосянам 2:18, он говорит так: «Никто Да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». 1) Апостол Павел этим текстом нисколько не запрещает почитать св. ангелов, как служителей Божиих. В послании к Колосянам 2:18 апостол говорит только о том, чтобы люди, верные христиане, не обольщались такими еретиками, которые хвалились тем, что и служат сами ангелы («служением ангелов»), а сами отступили от Главы Церкви – Господа нашего Иисуса Христа (стих 19). Что же касается того, что слово Божие дает нам примеры почитания св. ангелов, то это видно из Св. Писания. В книге Бытия 19:1 читаем: «И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли». И о Валааме сказано, что когда «увидел он ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке, то преклонился, и пал на лице свое» ( Числ. 22:31 ). Когда «вождь воинства Господня» явился Иисусу Навину, то «Иисус пал лицом своим на землю и поклонился» (Иис. Нав. 5:14 ). Праведные родители Самсона совершили, по совету ангела, жертвоприношение Господу, и «когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и его жена пали лицом на землю» ( Суд. 13:20 ). Пророк Даниил говорит о явлении ему ангела Господня: «и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицом на земле» ( Дан. 10:9 ). И когда ангел повелел ему встать на ноги и стал говорить, то пророк опять пал пред ангелом: «когда он говорил мне такие слова, я припал лицом к земле и онемел» ( Дан. 10:15 ). Воздавая почитание св. ангелам, св. Церковь учит, что ангелы помогают людям; это учение также всецело основано на Слове Божием. Так псалмопевец и пророк Давид говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся его и избавляет их» ( Пс. 33:8 ). «Ангел, говорил патриарх Иаков, – избавляющий меня от всякого зла да благословит отроков сих» ( Быт. 48:16 ; сравн. Дан. 10:12–13 ). И апостол Павел указывает ( Евр. 1:14 ), что ангелы охраняют верных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Не верьте, православные христиане, лжепророкам, лжеучителям, которые тревожат совесть вашу, сеют сомнение в душах ваших, которые желают выставить пред вами Господа жестоким и немилосердным. Нет! Господь наивысшая справедливость и любовь, и Бог никогда не лишит нас милости Своей! И мы веруем, мы знаем, мы проповедуем и везде и всегда говорим: Мы со Христом, мы со Святой Его Церковью, мы соединены любовью со всеми св. угодниками и св. ангелами. С этой верой мы живем, с этой верой и умрем! Аминь. 1. О почитании св. Ангелов. Дарование ангелов-хранителей нам грешным людям есть одна из бесчисленных милостей Божиих. Эта милость так важна по влиянию на нашу вечную судьбу, что мы, по указанию Св. Церкви, обязаны как можно чаще молить Господа о продолжении оной. Церковь Христова, с самого начала ее существования, почитала ангелов своими ходатаями и молитвенниками пред Богом и хранителями верных христиан. Церковь Христова повелевает обращаться к св. ангелам с Молитвами о ходатайстве их пред Богом. Это веление Церкви основано всецело на Слове Божием. Мы знаем из Св. Писания, что престол Господень окружают сонмы ангелов ( Евр. 12:22–24 ). Св. апостол Павел говорит, что св. ангелы суть бесплотные духи, добрые, ближайшие исполнители воли Божией ( Евр. 1:14 ). Те ангелы, которых Господь поставил для руководства христианскими душами, называются ангелами–хранителями ( Мф. 18:10 ; Деян. 12:15 ). Св. апостолы Петр и Павел свидетельствуют, что ангелы являются носителями Божественной благодати и потому, чествуя их, мы чествуем Самого Господа ( Мф. 10:40 ). Само слово Божие показывает нам примеры чествования св. ангелов, которое выражалось в поклонении им (Иис. Нав. 5:14–15; 4 Царств. 2:15). Ангелы, хранители душ и телес наших, нужны нам всегда; они помогают нам понимать проповедь неразумной природы и уяснять вещания неба и земли. Восходящее и заходящее солнце, различные явлении дня и ночи, бури и веяния хлада тонка – все это свидетельствует о том, что есть невидимая сила, руководящая всеми этими явлениями природы. Вот св. ангелы и помогают нам понимать эти явления природы. Св. ангелы невидимо наставляют нас во все время нашей земной жизни: и в годы детства, и в годы юности, и в годы зрелого возраста, и старости; они невидимо помогают нам понимать и усваивать науки, наставления Церкви и таинственные внушения благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Нет сомнения, что σπερμα есть имя собирательное: но это не означает, что оно не может быть употребляемо во множественном числе. Само по себе понятно, что семя в значении потомства означает потомков одного семени, и одного рода, одного племени, одних свойств; точно – так же и по отношению к растениям семя составляет основание для растений одного рода. Если же встретятся разные семена, разные потомства, разные растения: то не справедливо ли сказать в таком случае: зерим, семена? Так у Даниила 1, 12. 16. где говорится о семенах разного рода, которыми питались благочестивые юноши, сказано: зерим. Тоже слово в том же виде употреблено в означении разноплеменных народов Иис. Нав. 7:14 . Иер. 33:24 . Быт. 10:18 . Таким образом вовсе не означает несообразности с лексикографией, когда читая в обетовании: и семени твоему, делают замечание: здесь не сказано – о семенах, и следовательно нет мысли о многих – о разных потомствах. А что св. апостол в настоящем случае имел в виду именно эту самую мысль, – показывает все его наставление; он обличает иудеев и иудействующих именно в том, что они будучи только плотскими потомками Авраама, считали себя в праве на данные Аврааму обетования и не хотели думать, чтобы язычники могли иметь тоже право; – в обличение им он говорит, кто таковы дети Авраама ст. 7, 8. 4, и 22. имеющие право на обетование Авраамово ст. 14. в послании к римлянам он прямо называет всех верующих семенем Авраамовым: – все семя Авраама, иже есть отец верующих. Рим. 4:11. 17. 18. 9, 7 . Но в наставлении галатам апостол называет семенем, как кажется, Христа, лице неделимое: иже есть Христос? Чтобы понять подлинную мысль апостола, надобно иметь в виду следующее: а) нет сомнения, что апостол соединял с именем Христа мысль, о лице Иисуса Христа, как показывают ст. 19. 24. б) тем не менее нельзя ограничивать словозначение его только сею мыслию, не соединяя с тем мысли о церкви Христовой, как таинственном теле Христа: ибо аа) об одном лиц приличнее было бы сказать: иже есть Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Одни толкователи 1433 , под истинными Божьими словами разумеют содержание 6–9 стихов, другие 1434 – содержание 5–8 ст., т.е. хвалебную песнь, при чем множ. число слова λγοι эти последние объясняют тем, что здесь подразумевается откровение о втором пришествии Господа, о браке, о брачном пире, о победе над всеми врагами и т.п. Иные же толкователи 1435 содержанием «слов» считают все предшествующее содержание, начиная с 17:1, то самое, что заключается в объяснении ангела. Но, собственно говоря, вовсе нет нужды искать содержания для «истинных Божиих слов» в отдаленном предшествующем. Этим содержанием служит то, что только что было сказано Иоанну: «блаженны званые на вечерю Агнца». На эти слова нужно обратить особенное внимание; они употреблены здесь с особенною целью, и потому ангел, как бы возвращаясь к ним и еще раз напоминая о них, называет их истинными Божьими словами. Что же касается удостоверения истины вообще апокалиптического откровения, то это удостоверение дано как в начале (в 1 гл., 1), так и в конце (22:6) Апокалипсиса. При таком взгляде на смысл последних слов 9 ст. легче объяснить содержание ст. 10. Иоанн упал к ногам ангела, говорившего с ним. Он говорил с ангелом 17:1, но не падал к его ногам, и если здесь падает, то, очевидно, есть что-либо особенное и в словах и в явлении ангела 10 ст. Генгстенберг объясняет это поклонение естественным выражением со стороны Иоанна благоговения и смирения предвестником Божией воли, подобно тому как Иоанн Креститель ( Мф. 3:14 ) отказывался из смирения крестить Иисуса Христа, как сотник Корнилий упал к ногам ап. Петра ( Деян. 10:25–26 ). Но в таком случае факт преклонения Иоанна был бы его личным фактом и не имел бы никакого отношения к общему откровению и не заключал бы в себе ничего нового для читателей Апокалипсиса. Эбрард рассматривает поклонение Иоанна как часть Божия откровения в видениях: и по его мнению оно должно служить раскрытием той мысли, что христиане последнего времени должны будут строго помнить о Боге, единственном Мироправителе, и не переносить почитание и поклонение с Него на Его ангелов и служителей. Но если допустить это объяснение, то тогда будет излишним 22:6, так как содержание того стиха было бы уже ненужным повторением. Нельзя объяснять 1436 , это преклонение Иоанна и тем соображением, что Иоанн, преклоняясь перед ангелом, хотел выразить преклонение перед Самим Господом, вестником Которого являлся ангел: тогда было бы непонятным, почему ангел осудил это преклонение. Естественнее всего объяснить это преклонение Иоанна так же, как и многие другие подобные же факты ветх. истории (Иис. Нав. 5:14 ; Дан. 8:17, 10:9, 17 и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010