Поэтому справедливым признается всех таковых отлучить от Церкви, да не приидет гнев на весь народ, и прежде всего на самих предстоятелей, не взыскующих за это. Боюсь, как говорит Писание, “да не вместе с собою погубит нечестивый праведного” (Быт. 18:23). Ибо, говорит Писание: “знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога… Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть” (Ефес. 5:6-13). Если же некие, неся наказание за прежнее любостяжание, во время мира бывшее, снова в самое время гнева обращаются к любостяжанию, наживаясь от крови и гибели людей убегающих или пленников убиенных, то чего иного надлежит ожидать, разве того, что подвизающиеся за любостяжание соберут гнев и себе самим, и всему народу. Ср. Василия Вел. 49. 4.  Не се ли Ахар от сонма Зары (Иис. Нав. Гл. 7) прегрешением прегрешил, взяв от заклятого, и пришел гнев на весь сонм Израилев; он один только согрешил, но не один умер во грехе своем- И нам в настоящее время подобает заклятою почитать всякую корысть, не нашу, а чужую. Ибо как тот Ахар взял из добычи, так и эти ныне берут из добычи; но тот взял вражеское, а эти ныне братским наживаются. Пагубная корысть. Ср. Карф. 5; Григория Нисск.6. 5. Никто да не обольщает себя тем, что нашел что-либо: ибо не позволительно корыстоваться и найденным. Второзаконие глаголет: “Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь,” — так говорит Второзаконие (22:1–3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

5) Нет, неправда! Господь велел сделать священные изображения херувимов не для украшения только; Он благоволил изрекать Свою волю не где–либо и не среди каких–либо других, бывших в храме изображений, напр., среди пальм, цветов, волов и проч. ( 3Цар. 6 гл. и 2Пар. 4 гл.), а только посреди икон херувимов: «Там Я буду открываться тебе и говорит с тобой над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедать через тебя сынам Израилевым» ( Исх. 25:22 ). В храме было много изображений, но ни через одно из них Господь не проявлял своей силы, а только через иконы херувимов: через них Он наказывал и язычников, и евреев, через них Он сокрушил идола Дагона ( 1Цар. 5 и 6 гл.), через них Он разделил воды Иордана (Иис. Нав. 3:14–17 ) и разрушил стены Иерихона (Иис. Нав. гл. 6–я), а сектанты мудрствуют, что св. изображения были только для украшения храма! Какое слепое заблуждение! Как видно из приведенного места книги Исход (25:22), иконы херувимов, стоявшие над крышкой ковчега Божия, и были тем именно посредствующим местом, где встречались мольбы народа и воля Господня, где Господь принимал молитвы Израиля и откуда возвещал ему Свою волю. Нет ничего поэтому удивительного, что Израильтяне перед священными изображениями молились, поклонялись, приносили перед ними Богу жертвы, кадили фимиамом, зажигали светильники и лампады. Когда жители Гайские убили до 36 воинов Иисуса Навина, то он «разодрал одежды свои и пал лицом своим на землю перед ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои» (Иис. Нав. 7:6 ). «И пробудился Соломон, и вот, это было сновидение. И пошел он в Иерусалим и стал (перед жертвенником) перед ковчегом завета Господня, и принес всесожжения и совершил жертвы мирные, и сделал большой пир для всех слуг своих» ( 3Цар. 3:15 ). «А я, говорит Давид, по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ( Псал. 5:8 ). Сектантам остается св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Авв.3:11 . Воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем: во свете стрелы Твоя пойдут, в блистании молний оружий Твоих. С Евр: «Солнце, луна остановились в селении своем. Они идут при свете стрел твоих, при сиянии сверкающих копий Твоих». Здесь св. пророк надпоминает Иудеям чудесное событие, бывшее при Гаваоне. Помогая Гаваонитянам и поражая Аммореев, Иисус Навин воззвал ко Господу и сказал: «стой солнце над Гаваоном, и луна над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ (Еврейский) мстил врагам своим... И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь (так) слушал бы гласа человеческаго. Ибо Господь сражался за Израиля». (Иис. Нав. 10:11–14 ). Это событие пророк надпоминает Иудеям с целию утешить их. Далее пророк говорит, что тогда (при поражении врагов, при Иисусе Навине) Евреи шли (пойдут – будущее вместо прошедшего) при свете стрел, при сиянии молниевидных, сверкающих оружий или копий Божиих. Стрелами и оружиями в свящ. Писании называются молнии, град, огнь и другие грозные явления (См. Псал. 17:15, 76:18, 143:6 и др.). Так, наприм., при том же поражении Аммореев «Господь бросал на них с небес большие камни града, и они умирали, больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем» (на сражении). Иис. Нав. 10:11 . О Сисаре, военачальнике Иавина, царя Асорского говорится, что с ним сражались с неба, сражались с ним звезды с путей своих» ( Суд.5:20 .). Все это Божии оружия, при их свете и содействии Евреи одержали весьма многие победы над врагами. Авв.3:12 . Прещением умалиши землю и яростию низложиши языки. С Евр: «В ярости шествуешь Ты по земле, во гневе попираешь народы». Здесь под прещением 102 или угрозою пророк разумеет гнев Божий и все казни, которыми Он поражал врагов Еврейского народа. Евреи были слишком малочислены и слабы для того, дабы поразить всех врагов, каких они встретили на пути в землю обетованную и при завладении сею землею; Небо мечем Своим наследиша землю и мышца их не спасе их ( Псал. 43:4 .). Господь Бог Сам помогал Своему народу, поражал врагов его и этими поражениями весьма умалил землю, т. е. число жителей земли Ханаанской; одних царей Евреями побито было 31 человек (Иис. Нав. 12:24 ); в ярости Своей Бог низложил многие Ханаанские народы. Так Господь, в свое время, может поразить и Халдеев. Это подразумевается само собою у св. Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И будет егда почиют ноги жерцев воздвизающих кивот, Иордан оскудеет ) (Иис. Нав. 3:11, 13); не священников уважает, но кивот. И слушай, почему так. Спрашивает его Давид словами: « Что с тобою, море, что ты побежало, и [ с тобою ] , Иордан, что ты обратился назад? » ( что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять? ) На это создание отвечает словами: « Пред лицем Господа трепещи, земля » ( от лица Господня подвижеся земля ) (Пс. 13:7). Лицом Господа был вид ковчега. Чем был кивот для закона, скрижалей, стамны и жезла, тем была плоть Владычная для необъятного божества, как в кивот носившая божество. Об этом святом кивоте говорил блаженный Давид: « Стань, Господи, на [ место ] покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего » ( воскресни Господи в покой твой, ты и кивот святыни твоея ) (Пс. 131:8). И смотри, что он делает: Иордан высох, не потеряв своих струй, но отступив к древним корням. Взял Иисус от Иордана двенадцать каменей великих, и поставил их по ту сторону реки; положил же вместо них « другие двенадцать камней… среди Иордана » ( другия дванадесять каменей в реке ) (Иис. Нав. 4:8, 9). Чего он желает тем, что кряду взял двенадцать камней, и вместо них положил другие двенадцать? Как я раньше сказал, он освобождает смертную природу; или лучше — желает показать, что вытаскивает человечество из глубины и возводит на небо. Он извлек на свет камни, никогда не созерцавшие солнечных лучей, не принимавшие света; они были вытащены из глубины на землю. Почему он взял оттуда двенадцать камней? Потому что двенадцатью апостолами (Господь) намерен был освободить человечество от смертной природы. И вот: он взял снизу камни, чтобы обнаружить их перед солнцем и светом, и для ясного созерцания будущим людям, как они перешли Иордан; эту именно причину он обозначил: « когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: " к чему у вас эти камни? " » ( егда вопросит тебе сын твой, глаголя: что суть камение сии? ) — скажи ему, что по суше мы перешли Иордан, когда Бог удержал воду перед лицом нашим (Иис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Жители Гая вышли из своего городка и, погнав израильтян, убили 36 человек, что произвело большую панику среди остальных, и всё войско Навина бросилось бежать. Ободрённые жители Гая преследовали израильтян и, догнав их около какой-то горы, разбили их наголову (Иис. Нав. 7:5 ). Это внезапное поражение внесло страх и трепет в остальное войско Израиля, и «ослабело сердце народа и стало, как вода» (Иис. Нав. 7:5 ). А военачальник Израиля, Иисус Навин, пал лицом на землю перед ковчегом Завета – святыней, перед которой обычно молился Богу, и стал сетовать, прося Бога открыть ему причину этого поразительного случая. До вечера, сетуя, лежал он так; и открылось ему Богом, что причиной несчастья был грабёж. Бог сказал ему: «Согрешил Израиль, и преступили они завет Мой, который Я заповедал им, и взяли из заклятого, и украли и утаили, и положили между своими вещами» ( Нав. 7:11 ). Услышав это, Иисус Навин стал искать грабителя, виновника народного несчастья. И нашел его в лице некоего Ахана, сына Хармия из колена Иудова. Ахан признался, что увидел в Иерихоне какой-то плащ, двести сиклей серебра и слиток золота и, соблазнившись, взял всё это себе и закопал в землю перед своим шатром. Тогда Иисус сказал ему: «За то, что ты навёл на нас беду, Господь на тебя наводит беду в этот день» ( Нав. 7:25 ). Ахан был жестоко наказан: его побили камнями вместе с семьёй, скотом и имуществом, краденым и некраденым. После такого кровавого очищения греха в своём войске Иисус Навин вновь пошел на Гай и овладел им без усилий. Эта война ясно нас учит, что народ с Божественной миссией, желающий либо наказать, либо исправить другой народ, не смеет ни в одной заповеди преступить закон Божий. Ни войско, ни вождь, ни даже самый обыкновенный солдат не смеют преступить закон Божий. Если только один солдат войска совершит кражу, займётся мародёрством, прелюбодеянием или осквернением святыни или совершит какой-либо другой грех против Божиего закона, – то этим он создаёт препятствие к военной удаче всей армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

4:21, 22). А всего тяжелее то, что Бог свел его и во гроб с печалью, так как Моисей наперед узнал, какие бедствия постигнут иудеев: идолопоклонство, плен, невыразимые несчастия, почему и сокрушался душою не о том только, что сам видел и что уже было, но и о том, чего еще не случилось. Так, начав скорбеть и горевать с раннего возраста, он с тем же унынием и окончил жизнь. 5. А преемник его Иисус (Навин) вместе с ним вкушал, так сказать, все горькое; если же он в молодости и избежал чего–нибудь, то восполнил это по смерти Моисея. Он не только при жизни Моисея разрывал одежды свои и посыпал пеплом голову, но и по смерти его опять поставляем был в такую же, или даже в большую крайность, так что не короткое время, но целый день лежал, подвергшись на земле. Выслушай слова его и сетования: « Иисус разодрал », говорится в Писании, « одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним [и лежал] до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои. И сказал Иисус: о, Господи Владыка! для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас? о, если бы мы остались и жили за Иорданом! О, Господи! что сказать мне после того, как Израиль обратил тыл врагам своим? Хананеи и все жители земли услышат и окружат нас и истребят имя наше с земли » (Иис. Нав. 7:6–9). Услышав это, Бог открыл ему виновника поражения; и Иисус, узнав это, истребил всех, не только согрешившего, но и его родственников и домашних и множество скота (Иис. Нав. 7:24–26); а это не мало возмутило душу его. Если мы не можем смотреть, когда называют чужих, то чего не претерпел он, подвергая таким бедствиям соотечественников и соратников своих? А как (огорчали его) обман гаваонитян и подозрение, павшее на те колена, которые поселились по ту сторону Иордана? Как тяжело было постоянное пребывание на войне и в сражениях? Какая душа могла при этом оставаться спокойною? Если он и одерживал победы, то удовольствие от получения трофеев омрачалось заботами о предстоявших еще войнах. Раздел участков также доставил ему много труда и много беспокойства; знают это те, кому был поручаем раздел, хотя небольшого, имущества между братьями или другими наследниками после кого–нибудь. О последующих несчастиях народа еврейского не считаю нужным говорить; потому что речь теперь не о том, проводил ли кто–либо скорбную жизнь, но о том, кто из благоугодивших Богу (проводил такую жизнь).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

5: 14). Закон не повелевает непременно приобщать пришельца к завету через обрезание, но представляет чужеземцу свободу в этом отношении ( Исх. 12: 43 и след.). В законе есть ряд постановлений, призывающих к доброму отношению к иноплеменникам ( Исх. 23: 9 , Лев. 19: 33–34 , Втор. 10: 19 ). Закон запрещал Израилю общение с народами, которые были для израильтян петлей и сетью, но что было доброго в этих народах, то прибщалось к Израилю. Раав со всем своим домом вступила в израильскую общину (Иис. Нав. 2 и 6). Евреи (Иис. Нав. 9 ) даже были приурочены к церковному служению. Руфь не только вошла в израильскую общину, но и удостоились как Раав стать праматерью Господа. При Давиде мы видим Урию – хеттеянина, Аведдара – гееянина, людей благочестивых, и филистимскую охрану до шестисот человек, которая клянется Господом служить верно Давиду ( 2Цар. 15 ). При Давиде и Соломоне устанавливаются сношения с финикиянами. Финикияне принимают участие в построении храма истинному Богу и может быть сведения об этом Боге разносят по всему миру. Соломон молился при освящении храма: „если и иноплеменник, который не от твоего народа Израиля, придет из земли далекой имени ради Твоего – ибо они услышат о Твоем имени великом и о Твоей мышце простертой, и придет он помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали Имя Твое, чтобы все боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что Именем Твоим называется храм сей, который я построил» ( 3Цар. 8: 41  42 ; ср. Парал.6: 32 33, далее цитир. 3Цар. 8: 59  61 ). И Библия повествует, что различные цари земли приходили послушать мудрости Соломона ( 3Цар. 10 ). К нему приезжала издалека царица Савская. Он имел усиленные сношения с Финикией и Египтом ( 3Цар. 9 ). Иноплеменников среди Израиля жило при Соломоне 153.600 (2 Парал. 2:17). При последующих царях Илия и Елисей выступают из пределов земли обетованной. Мы видим их порой живущими среди иноплеменников, оказывающими им великие блага и наставляющими их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Будем же молиться о них Господу Богу, чтобы Он отверз их уши к слушанию Божественных глаголов, возвещаемых чрез св. иконы, и пробудил бы их сердца к благоговейному чувству ко святым иконам. Обратимся теперь к текстам Св. Писания, которые нам покажут, что слово Божие также заповедует почитать св. иконы. Сам Господь повелел Моисею сделать «ковчег (ящик) завета» ( Исх. 25:10 ; Втор. 10:1–5 ). Этот «ковчег завета» евреи почитали за «лице Божие», т. е. доказательством присутствия Божественного среди них. Когда ковчег поднимали (для перенесения во время путешествия евреев по Аравийской пустыне), то Моисей говорил: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои... от лица Твоего когда нужно было остановиться, то Тот же Моисей говорил: »возвратись, Господи» ( Числ. 10:35–36: 2 Парал. 6:41; Псал. 131:8 ). Выражение: «идти пред ковчегом» в понятии ветхозаветных евреев было равнозначно выражению «идти пред лицем Господним». Пред завоеванием Иерихона Иисус Навин сказал Священникам: «Несите ковчег завета, а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним» (Иис. Нав. 6:5 ). Во времена первосвященника Илия старейшины еврейские говорили: Возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас, и спасет нас от руки врагов наших« ( 1Цар. 4:3 ). И эта вера еврейского народа основывалась на том, что чрез ковчег завета благодатная сила Божия помогает им в борьбе с врагами. Пророк Моисей, когда евреи вступали в бой с врагами, выносил ковчег Завета (сравн. Числ. 14:44–45 ). Цари еврейского народа (как Саул) тоже выносили ковчег завета, когда выступали против врагов ( 1Цар. 14:18 ). Ковчег Завета – это своего рода иконы Бога, Отца Небесного, которым проявляли внешнее почитание в форме поклонения. " Иисус (Навин) разодрал одежды свои, и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним» (Иис. Нав. 7:6 ). «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его (подразумевается ковчег завета); свято оно!» ( Псал. 98:5 ). Такое же чувство благоговейного почитания евреи проявляли и ко всем другим святыням, которые были в скинии, построенной по повелению Божию. Сам Господь повелел Моисею сделать двух херувимов для скинии; они представляли из себя две статуи из золота и поставлены были на обоих концах крыши на ковчеге завета ( Исх. 25:18–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Верою перешли они Чермное морс, как по суше. Чтобы не говорили: к чему выставляешь неподражаемых мужей? в пример привел и народ. Подражайте, говорит, по крайней мере тем из толпы, кто уверовал, что вода не потопит их, и так ободрились, надеясь на Бога, что они пройдут среди моря по суше (Исх.14:21-22); таким образом, вера невозможное делает возможным. Почему же вы не веруете? На что покусившись, Египтяне потонули. И никто, говорит, не может сказать, что то было в воображении, что воды не было. Ибо что было море, - это доказали египтяне, которые, хотя постарались войти в море, но были потоплены им, так как вода вдруг устремилась против них, при переходе же евреев она стояла стеной: так и впоследствии пламень, направленный против трех отроков, показал, что он действительно пламень, когда истребил вавилонян, равно как и львы, приготовленные против Даниила, разорвали клеветников его. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою: ибо когда Бог повелел, то Иисус Навин и народ не усомнились в этом и не сказали: что такое? Разве трубные звуки могут разрушить камни и крепости? но уверовали, что это будет, и было (Иис.Нав.гл.6). Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем) не погибла с неверными. Вот, о чем я и выше сказал, выводит самую презренную личность, чтобы устыдить их и чрез нее, если они, действительно, окажутся хуже такой женщины, и вместе с тем показал, что сила веры велика, если она производит такое действие даже и в презренных людях. Итак, и она показала свою веру, скрыв мужей, которых разыскивали, как соглядатаев. Она не скрыла бы, если бы не уверовала, что город будет взят. Ибо так говорила она: " Я знаю, что вы возьмете эту землю; ибо мы слышали о делах ваших " (ср. Иис.Нав.2:9-10). И она поверила слышанному; те же, кто не поверил чудесам Божиим, погибли. И что еще скажу? Доведя речь до блудницы и достаточно пристыдив их качеством этого лица, потом ради краткости не перечисляет всех по отдельности, чтобы не показаться не знающим приличия: однако и не умалчивает совсем, но, казалось бы, прекращая речь, не оставляет без внимания. И таким образом, и не утомляет слушателя, и нисколько не хуже поучает тому, чего хочет, чрез перечисление большого количества лиц.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Нав.6:1–26 ), Ая (Гая) (Иис. Нав.8:1–29 ), Гибеона (Гаваона) (Иис. Нав.10:5–15 ), а также – кратко – против некоторых других городов Палестины (Иис. Нав.10:28–42 ). Кроме того, упоминается некое сражение еврейского ополчения с соединёнными силами ряда местных правителей, закончившееся победой евреев (Иис. Нав.11:1–14 ). К сожалению, восстановить хронологию этих кампаний не представляется возможным, т.к. эпические предания вообще не отражают обычно хронологической последовательности событий; на основании данных книги нельзя даже сказать с уверенностью, происходили ли упоминаемые ею военные экспедиции последовательно или одновременно, и уж тем более совершенно невозможно определить их последовательность. Косвенно на продолжительность процесса еврейского проникновения в Палестину указывает лишь тот факт, что сам Иисус Навин, будучи юношей, когда оно началось, к концу его был уже глубоким старцем (Иис. Нав.24:29 ). В таком случае можно предположить, что евреи осели в Палестине в начале XIV или в конце XIII в. При этом надо иметь в виду, что полными хозяевами страны евреи в указанный период, разумеется, не были. Они лишь получили возможность жить на её территории, сохраняя свою независимость. Из двенадцати еврейских кланов два с половиной – Дан, Гад и половина клана Менаше (Манассии) – поселились в Трансиордании, на восточном берегу Иордана, три – Йехуда (Иуда), Биньямин (Вениамин) и Шимон (Симеон) – к югу от Иудейского нагорья, в районе Хеврона, остальные же расселились по территории Галилеи и Самарии. Структура еврейского социума в этот период была родоплеменной, и племенные вожди – старейшины играли весьма важную роль; общенационального же лидера у евреев после смерти Иисуса Навина не было до избрания первого царя. Еврейских городов в догосударственный период на территории Палестины не существовало; в городах продолжало проживать местное доеврейское население, евреи же селились небольшими более-менее укреплёнными поселениями, сохранявшими, по-видимому, свою независимость как от соседних еврейских племён, так и от близлежащих городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010