Член второй Ст. 18. И союз ваш с смертию рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны. Ст. 19. Как скоро он пойдет, схватит вас; ходит же будет каждое утро, день и ночь, и один слух об нем будет внушат ужас. Ст. 20. Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него. Здесь Пророк предсказывает, что союз Иудеев с Римлянами разрушится, Иудеи подвергнутся их мщению; поскольку силы Иудеев неравны силам и могуществу Римлян; и этот губительный бич поразит, погубит их. Под постелью и покрывалом разумеются силы, именье и другие пособия Иудеев, которые неравны были Римским, и без помощи Божией не могли доставить защиту от врагов (Под. см. 33, 23). А в духовном смысле можно так разуметь: фарисейская праведность дел, внешние заслуги, и плотские преимущества не могли укрыть Иудеев от правосудия и наказания Божия. Член третий Ст. 21. Ибо возстанет Господ, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершит действие Свое, чудное Свое действие. Смысл этого стиха такой: Бог, разгневавшись на нечестивых Иудеев, как упорных врагов Своих, восстанет и поразит их также, как поразил Ханаанских царей, которые, соединивши свои силы, заседали в Гаваоне, когда Иисус Навин убивал их, и от Бога с неба послан был каменный град, и поразил их на голову (ИИс. Нав. 10, 11 ); и – как филистимляне при горе Перациме, при помощи Божией поражены были Давидом ( 2Цар. 5:20–25 ). Увещание Ст. 22. Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли. Нечестивые Иудеи, презирая слово Божие, осмеивали, ругались над теми, которые проповедовали им его, тем увеличивали свою вину, и по мере вины должны были подвергнуться наказанию от Бога. Таким образом ругательство их обратилось во вред им же – к их посрамлению. Потому Пророк и увещевает: надежда ваша на союз с царями суетна, а Бог, прогневавшись на вас, грозит наказанием; послушайтесь-же слова Божия, не презирайте его, лучше обратитесь к Богу с покаянием, не наругайтесь же сами над собою, чтобы иначе не увеличились ваши бедствия, которые, как крепкие узы, стеснят вас; ибо мне возвещено от Господа, что решительное потребление и погибель угрожают всей Иудейской земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Ягве создал вселенную, Он Бог неба и земли; стало быть, Он и Бог всех богов. Он – Бог истории, а следовательно, и самый политеизм, как самое крупное и общее историческое явление, не мог произойти без Его произволения: самые боги, господствующие над народами, поставлены над ними Его волей. Взирая на солнце, луну, звезды и все воинство небесное, Израиль не должен поклоняться и служить им,  так как Ягве уделил их прочим народам, а Израиля взял Себе (уже Вт. 4, 19–20) . С другой стороны, однако, сознание лжи языческого политеизма и общей неправды и зла, господствующего на всей земле, вызывало убеждение, что корни этого зла и неправды лежат глубже эмпирической действительности, – в тех самых началах, которым служат народы и которые управляют ими. Самые ангелы, самые небеса нечисты перед Богом (Иов, 4, 18 и 15, 15), и суд Божий коснется не только народов и царей земных, но и богов, их духовных князей. Бог судит и горних (ibid. 21, 24); уже в древности над всеми богами египетскими совершил Он суд (Исх. 12, 12; Иис. Нав. 23, 3). В день гнева Господня «истлеет все небесное воинство и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы и как увядший лист со смоковницы,  ибо упился меч Мой в небесах», говорит Господь (Ис. 34, 3–5). В дивном псалме (81) изображается суд Божий в сонме богов, которые творят неправду и не судят, как им заповедал Господь: за это боги и сыны Всевышнего умрут, как люди, и падут как человеческие князья: «восстани, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех " .     –  269  –   В видении Даниила (8,10 сл.) Бог является вождем воинства небесного и Владыкою владык; народы – евреи, персы, греки – имеют своих князей на небесах, и Михаил, князь еврейского народа, борется вместе с Гавриилом против «князя персидского» (10, 11). Но Ягве есть Владыка владык и в день суда Своего посетит «воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле, и будут собраны вместе как узники в ров… и после многих дней будут наказаны» (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Полколена Манассии не было упомянуто в выше указанном предложении сынов Рувима и Гада; но как видно из стихов 39 – 42 потомство Махира (о котором ниже пр. 8-е) воинственное племя (см. I Парад. V 18 – 23) само овладело несколькими городами, и частью Галаада, и Моисей вознаграждает этою землею храбрость полколена Манассиина, которое по-видимому на столько было сильно, что даже получило отдельное название от своего родоначальника, а именно потомков Махира Махиритов 320 (Ст. 34–38). Комментаторы различают три группы городов, из которых каждая составляла как бы особую область в общем владении колена Гада. В первой группе городов главным городом был Дивон названный позже Дивон-Гад от имени колена, которому он достался XXXIII 45 – 46). Он лежал по мнению географов св. Истории милях в четырех к северу от р. Арнона (Biblical dictionary; Kiepert’s Bibl. atlas, etc.) и развалинам его доселе придается имя Дхибана (ссылка Библ. лекск. Смитта на Буркгардта, Зеетцена, Ирби, Мангльса и др.). Здесь говорит Еспин в 1868 году найден пастором Клейном камень с надписью, известный в ученом мире под именем « Моавитского камня». В первой строке надписи восстановили имя Хамош Гад. По всей вероятности Хамос и Ваал были имена одного и того же божества «мерзости Моавитской» и мы вправе думать что имя Хамош Гад, есть то имя Ваал Гад, которое упомянуто в кн. Иис Навина XI, 17 и XII, 7). Атароф: предполагают что это нынешние развалины Аттарус, на холме того же имени в семи милях на северо-запад от Дивона. Ароер здесь упомянутый выстроенный сынами Гада, вероятно тот же, который упомянут в их уделе у Иис Hab. XIII, 25 , под именем « Ароер, что перед Раббою» т. е. близ Равваф Аммона, что подтверждается и приведенным 25 стихом XIII гл. Иис Нав. который говорит, что сыны Гада взяли часть земли Аммонитян. (Не следует смешивать Ароера, упомянутого во Второз: II, 36 «который на берегах Арнона» с Ароером перед Раббою. Из двух Ароеров один принадлежал сынам Гада, а Ароер на Арноне сынам Рувима. Был еще Ароир и в уделе Иудином на юге Палестины, как видно из 1 Ц. XXX, 28) К первой группе городов причисляют по географическому его положению и Атороф Шофан, который считают или частью Атарофа или лежавшим вблизи его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Между тем, как ветхозаветный Израиль своими грехами и богоотступничесвом выражал нежелание иметь над собою Владыкою, Царем Иегову и отвергал это владычество, в тот день такое отпадение от Бога прекратится, подготовляемое в Ветхом Завете царство Божие осуществится: «и будет Иегова Царем по всей земле»,  где только распространится Его царство; «в тот день Иегова будет един и имя Его будет едино». Он один будет Царем и Богом Израиля, спасенного Им народа; Его только одного народ будет признавать как Бога своего и Царя своего, Его только одного имя народ будет произносить своими устами, не прибавляя к этому имени еще имен идолов. В тот день духовный Иерусалим, духовная столица, духовный центр царства Божия возвысится над всею землею, получит особенную духовную высоту и славу (ср. Мих.4,1 ). Обетование это пророк изображает образно. Возвышение духовного Иерусалима он представляет под образом возвышения земного Иерусалима через понижение окружающих Иерусалим возвышенностей и через приведение этого города в прежние границы, в каких он был до опустошения и разрушения его врагами. «Обратится вся земля», возвещает пророк, «в равнину от Гевы (ныне Dscheba, в трех часовом расстоянии к северу от Иерусалима; в древности Гева была пограничным городом царства Иудейского, 4Цар.23,8 ) «до Риммона (города на границах земли Идумейской, от иудова колена, отчисленного к колену симеонову, Иис. Нав.15,32;19,7 , и вероятно, находившегося на том месте, где ныне лежат развалины с именем: Um er Rummanium, в четырех часовом расстоянии к северу от Беэр-Шавы 4Цар.23,8 ), «что на юг от Иерусалима» (через эту прибавку, Риммон отличается от другого Риммона, находившегося в Галилее, нынешнего Rummaheh, к северу от Назарета, Иис. Нав.19,13 ). Через то, что окружающая Иерусалим возвышенная почва понизится, превратится в гладкую равнину, самый Иерусалим «сделается высоким», видимым по всей земле, «и поселится на месте своем от ворот вениаминовых». (Это по всей вероятности одно и тоже, что и ворота ефремовы, находившиеся в северной стене города, и получившие название ворот вениаминовых от того, что через эти ворота пролегла дорога и в колено ефремово и в колено виниаминово, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Одолламитянина. Город Одоллам позже принадлежал к колену Иудину (Иис. XV. 1. 35). Одного Хананея. Некоторые догадываются, что Моисей упоминает о племени, из которого Иуда взял себе супругу, дабы тем осудить его супружество. В чем бы ни состояла вина сего супружества, его несчастия показывают, что оно не было благословенно. В Хезиве. Вероятно, что Хезив есть то же, что Ахзив (Ис. Нав. XV. 44). Зол пред очами Господа. Но почему так думали люди? Вероятно, по соображению явных его беззаконий с несчастною в цветущие лета кончиною, в которой ясно показался суд Божий. Господь убил его. Род смерти не показывается. И сие дает разуметь, что смерть безвременная и смерть бездетного вообще почиталась казнию от Бога. Восстанови потомство брату твоему. Сей обычай, коего начало теряется в древности, утвержден и ограничен законом чрез Моисея (Втор. XXV. 5. 10). Пока подрастет сын мой Силом. Или это есть один предлог отказа, или в самом деле Иуда лучше надеялся сохранить третьего сына своего, если он вступит в супружество в возрасте более зрелом. Первое кажется справедливее, по признанию самого Иуды (26). Пошел в Фимну к стригущим и проч. Время стрижения овец было у древних временем веселия и дружеских пиршеств (2 Цар. XIII. 23). Город Фимна находился в пределах колена Иудина (Ис. Нав. XV. 57). У ворот Енаима. Это, может быть, то же место, что и Енам (Ис. Нав. XV. 34). Достопримечательно, что все места, упоминаемые в сих приключениях Иуды, по жребию достались позже колену, от него происшедшему. Ибо видела, что Силом вырос, однако она не дана ему в жену. В сих словах Моисей не оправдывает совершенно Фамари, а только изъясняет, какое было ее первое намерение, так как ей трудно было предвидеть событие. Может быть, оное касалось более Силома; но нечаянная встреча Иуды превратила оное и расположила ее воспользоваться представившимся случаем возвратиться в его дом. Печать. Обыкновение носить при себе печать Геродот (L. I, с. 195) находил у Вавилонян, и находят еще у восточных народов путешественники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Напомним, что по 1 Ц. VII, 1, ковчег находился по возвращении от Филистимлян в Кириафариме; но вероятно эфод, остававшийся в скинии при Илие в Силоме, не находился при ковчеге, и хранился особо в доме первосвященника, где бы то он ни жил во времена Саула. Хлебы же предложения были законным пропитанием священников. Лeb. XXIV, 9 . Ср. Mamф. XII, 4 . 210 Геф, один из пяти городов, принадлежавших Филистимлянам; ср. Иис. Нав. XIII, 8; 1 Ц. VI, 17; XVII, 4, 23. Отсюда родом был и Голиаф (I. cit.). 211 В Иис. Hab. XV, 35 есть Одоллам, город Иудин, лежавший в низменных, ближайших к морю частях Иудеи. (Ср. Быm. XXXVIII, 1 ). Некоторые однако (напр. путешественник Робинзон по ссылке Грова в Библ. Слов, ad voc. Adullam) думают, что пещера, куда скрылся Давид, находилась между Вифлеемом и Мертвым Морем. Робинзон основывался на местных преданиях, повторяемых в монастырях Палестины. И мы думаем также. 212 Библ. Слов. Смитта (Hareth, the forest) указывает, что по ст. 15 и 19 той же XXIII статьи, можно заключить, что эта местность заключается в пределах пустыни Зиф, о которой будет сказано ниже. 213 Комментаторы, и между пр. Евальд, думают, что вопрошение Господа Давидом пред взятием Кеиля (XXIII, 2, 4) совершилось при участии Гада; и что потом Гад возвратился к Самуилу; второе же вопрошение (Id. 9, 12) совершилось при посредстве Авиафарä и Давид оставляет Кеиль. 214 Мы говорили выше, что лес Херет может быть тожествен с лесом пустыни Зиф 1 Ц. XXIII, 15. По Иисусу Навину XV, 55, Зиф назвав рядом с Маоном и Кармилом, но не с северной горой этого имени, а с южным Кармилом, лежавшим близь Хеврона. См. Хевров, Зиф и Кармил на юге Иудеи на хороших картах и м. пр. на карте Соколова. Это в согласуется со всем рассказом главы ХХШ первой книги Царств и началом XXIV; Давиду естественно было уйти от Саула из южной Иудеи к Ен-Гадди, близь Мертвого Моря. 215 Мы заметим, что главы 24-я и 26-я разделены сказанием главы 25-й о смерти Самуила и о Авигее, но по-видимому составляют два эпизода из походов Сауловых против Давида, ранее смерти Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Б и л е а м (др. — евр. bil e " am), в иудейских преданиях иноплеменный маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой–то «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23:4), или Мадиама (срв. Числ. 31:8, Ис. Нав. 13:21–22), или Эдома. По библейскому рассказу (Числ. 22–24), Валак, царь Моава, пригласил В. на почетных условиях, чтобы тот изрек ритуально–магическое проклятие против народа Израиля, только что пришедшего из Египта (и представлявшего опасность для моавитян). Бог (Господь) воспретил, однако, В. произносить это проклятие. Со стороны Валака последовали новые, еще более почетные приглашения, и колеблющийся В. отправился в путь. По пути ослица В. увидела незримого для В. грозящего Ангела, трижды преграждавшего ей путь, и заупрямилась, а затем обрела на миг дар речи, чтобы предупредить о воле Бога (мотив заговорившей валаамовой ослицы носит отчетливые черты древних мифологическианимистических представлений). Прибыв на место, В. поднимается на священную гору («высоты Вааловы»), откуда может видеть часть израильского стана, после принесения жертвы уединяется особенно высоко, а затем в пророческом экстазе изрекает не проклятие, а благословение. Валак велит еще дважды повторить церемонию, выбирая для нее различные места, но благословения В. во второй и в третий раз (фольклорный мотив троекратности) становятся все выразительнее. Валак гонит от себя В., который в заключение изрекает пророчество: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава» (Числ. 24:17) (впоследствии иудейская, а также христианская экзегеза чаще всего относила это пророчество к царству Мессии, соответственно Иисуса Христа). В других библейских текстах В. предстает как злой маг, тщившийся соблазнить израильтян и в конце концов убитый ими (Иис. Нав. 13:22, Числ. 31:8, 16 и др.). Позднейшие легенды иудаизма подхватывают и развивают этот мотив. Само имя В. интерпретируется в манере т. н. народной этимологии как «без–народа», «погубитель народа» или «поглотитель народа» (талмудический трактат «Санхедрин» 105а и др.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

415 (Ст. 21–23). Ср. прим. 11-е гл. 1-й Второз. и пр. 5-е гл. XX Чисел. Несколько раз, как мы видим, (Второз. I, 37; II 23–27) Моисей с глубокою горестью и болью сердца, возвращается к этой мысли, что он не войдет в Палестину, и трогательно прибавляет (ст. 22 «я умру в сей земле не перешедшим за Иордан, а вы перейдете и овладеете тою доброю землею». 417 (Ст. 29–31). Эти три стиха лучше всего объясняются соответствующими текстами Нового Завета, когда иудеи принимаются в общении церкви Христовой. См. Рямл. II, 10, 29; III, 3; IX, 4, 5–8; 23, 31, 32; X, 13, 21; (ссылка на пр. Исаию LXV, 12) XI, 11, 12, 16–20, 24–29; Корино: I, 24; Галат: III, 24, 28; Ebpeям III, 11, 19; IV, 1.3, 7, 9; VIII, 8–12 ; (ссылка на Иерем. XXXI, 31–34) X, 16,17; XII, 18–25. В этом общении заключается то прощение и успокоение милосердого Бога, обещанное тем которые сердцем своим будут искать Его. 418 (Ст. 32–40) Напоминая Израилю о чудесах Божиих совершенных для его спасения, о том что он Израиль исхищен из среды другого народа (ср. прим. 4-е на Ucx. XIX, 4 ), он напоминает ему, что он слабее и малочисленнее других народов, которых Господь прогоняет перед ним, и что он силен только помощью Божиею при непременном условии хранить постановления и заповеди Господни. 419 (Ст. 41–43). Dom Calmet полагал, что стихи эти интерполяция, основанная на Чucл. XXXV, 11, 14 и Иис. Нав. ХХ, 8 , связывая стих 40, со стихом 44-м. Но ни О. Герлах, ни коммент. А. Б. не признают здесь интерполяции. Речь Моисея в этот день заканчивается. Но он, вслед за нею, отдает приказание о городах убежища, которые не были еще определены поименно за Иорданом, хотя общее повеление было дано о них в Чucл. XXXV, 14 . После этого приказания глава IV и весь отдел, состоящий из первых четырех глав, заканчивается общим обзором этой части речи. Города здесь поименованные не встречаются в гл. XXXII Чисел, вероятно потому, что они приобретены или завоеваны несколько позднее объявление общего закона о городах убежища. Все эти города и находятся действительно далее к пустыне или к северу от «городов Аморрейских» ( Чucл. XXI, 25 ), в которых сначала жил Израиль, и которые перешли к Рувиму и Гаду, находясь ближе к Иордану.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Вавилоне «седьмые» дни (т.е. седьмой, четырнадцатый, девятнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой дни месяца) имели характер деис нефастус (вав. уму лимну), и к ним нужно было подходить с особенной тщательностью, в частности, царь должен был соблюдать различные меры предосторожности (например, не взбираться на колесницу, не приносить жертвы и т.д.). Об общей приостановке работы не содержится никакого упоминания. Только на пятнадцатый день в Вавилоне приостанавливалась работа, но далеко не потому, что этот день носил радостный, праздничный характер; очевидно, это было вызвано совершенно другими мотивами, а именно, что в этот конкретный день не должно было везти, а также необходимо было умиротворить богов (откуда и название ум пух либби – " день усмирения сердца) и смягчить их гнев посредством дня раскаяния и молитвы» 97 . Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою». Читатель Библии, возможно, ожидал здесь встретить «повинуйся твоему отцу и матери». Но повиноваться легче, чем почитать. Можно ненавидеть, но подчиняться. Но нельзя ненавидеть и почитать. Серьезность заповеди усиливается выбором глагола почитать. Он используется несколько раз, а в качестве объекта действия выступает Бог ( 1Цар.2:30 ; Пс.49:23 ; Прит.3:9 ; Ис.29:13; 43:20:23 ). И Бог, и родители достойны почитания. Это древнееврейское слово иногда переводится как «прославлять» и описывает, как нужно прославлять Бога ( Пс.21:24; 49:15; 85:9, 12 ; Ис. 24:15 ). Это не значит, что родители достойны поклонения. Иисус цитировал и одобрял пятую заповедь ( Мф.15:4 ; Мк.7:10 ; также Павел в Ефес.6:2 ). Но Он также сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» ( Мф.10:37 ). Родители превращаются в ничтожных богов, если их сделать теми «другими богами» перед Ним. Шестая заповедь: «Не убивай». Некоторые богословы переводят этот глагол как «не совершай умышленное убийство». То есть, запрещены не все формы убийства (такие как смертная казнь за определенные преступления или участие в войне), а лишь ненужное убийство в порыве гнева или жадности. Время от времени этот глагол описывает не заслуживающее наказания убийство ( Числ.35:11 ; Втор.4:42 ; Иис. Нав.20:3:5 ), о чем говорят определения вроде «непреднамеренное» либо «по незнанию или нечаянно». Другой пример можно найти в Книге Чисел (35:27) – мститель за кровь невиновен, если он убивает человекоубийцу, который бродил за пределами города убежища.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

128 Пророк выражает эту мысль в образе современного ему положения земного Иерусалима Вся земля обратится в равнину от Гаваи (в колене Вениаминовом 4Цар.23:8 ) до Риммона (в колене Симеоновом, Иис. Нав.15:23 ) (10). Среди нее один Иерусалим будет возвышаться; разоренный врагами он снова будет восстановлен Богом в прежних границах. 130 Праздник скиноннии. Пророк упомянул именно об этом празднике как по причине его особенной торжественности ( Втор.16:13 – 15 ). Так и потому что во время сего праздника (в половине седьмого месяца) «луна бывает полнее, темнота ночи умеряется ясным светом» (Бл. Иерон.) след. этот праздник более других мог служить изображением торжества верных в светлом царстве славы. 131 Против подлинности последних шести глав начали прежде других возражать некоторые писатели в Англии, жившие в 17 и 18 столетиях (Меде, Гаммонд, Киддер, Певком и др.). Им последовал Гамбургский проповедник Флюгг («die Weissagungen, welche den Schriften des Prepheten Sacharyah beigebogen sind, uberselz und kritischn erlautert. Hamb. 1784»). По его следам пошли многие другие Германские писатели, не прибавив ничего существенного к его возражениям. Один из них (Форберг, Бертольд и др.) относят пророчества последней части ко временам гораздо древнейшим времени пророка Захарии, а другие (Ейхгорн, Корроди, Павлюс) – к позднейшим. В основании всех возражений последнего рода противников лежит ложная мысль, что пророки не могут пророчествовать о событиях отдаленной будущности. При таком основании их возражения не заслуживают внимания и особого опровержения. Мы более будем иметь в виду противников первого рода, думающих найти для себя опору в самой книге пророка. 132 Bertaldt. Historischhril. Fi teitung in Schriften des lten und nenen Tectaments 4 Theil s. 1720 ff. 133 Эти предточилия находились на юго-восточной стороне Иерусалими, близ потока Силоамского. Даже и теперь указывают следы их. Они легко могли сохраниться, ибо иссечены были в скале (Chardin y Harmar. 3. p.117). Врата Вениаминовы – тоже что Ефремовы у Неемии (12:39, находились на северной стороне Иерусалима (Faber. Archaol. p.334). Врата первые – тоже что у Неемии врата старые (12:39), т. е. врата старого города, вероятно существовавшего еще при Иезуссеях, в противоположность которому новый город назван – Besetha, у Иосифа Флавия – χαιν πλιζ (Faher. p.277). Врата угольные на западной стороне Иерусалима Столп Анамеиль также упоминается у Неемии (3:1), – он находился близ врат овчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010