Чтобы подчеркнуть идею полновластного Бога, Павел обращается к процессу творения (Бог как горшечник) и добавляет несколько цитат из Книг Пророка Осип и Пророка Исайи (9:19–29). Куда же тогда все это помещает человека? Об этом сказано в 9:30–10:21. Важно не останавливаться на 9:29. Бог всемогущ, да, но это не сводит на нет свободу человека. Если есть евреи, которые не были оправданы, то это не потому, что их неверие было предопределено, а потому, что они «преткнулись о камень преткновения» (9:32). Со стороны Бога не было недостатка в приглашении: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному» (10:21). Таким образом, мы имеем бок о бок всемогущество Бога (9:6–29) и права человека и личную ответственность (9:30–10:21). От отдельных евреев Павел переходит к евреям как народу, общине (11:1 и последующие). Хотя Бог отверг отдельных евреев, Он никогда не отвергал Своего народа полностью (11:2). В 11:7–25 Павел косвенно сравнивает ожесточение фараона и ожесточение евреев. В каждом случае Бог использует ожесточение с искупительной целью. Он ожесточил фараона. Результат? Израильтяне были освобождены из Египта. Он ожесточил израильтян. Результат? Язычникам позволено войти в Царство Божье. Ну а как же тогда обстоит дело с евреями, не только с остатком? Является ли ожесточение постоянным? Ответом Павла является выразительное «нет». «Весь Израиль спасется» (11:26) – провоцирующее выражение, которое Павел не развивает дальше. Пасха (12:1–13:16) В 12-й главе Книги Исход обстоятельно объясняется порядок соблюдения Пасхи. Более подробную информацию можно найти в культовых описаниях Пятикнижия: Левит (23:5–8); Числа (28:16–25); Второзаконие (16:1–8). В этих трех отрывках, а также в 12-й главе Книги Исход Пасха тесно связывается с праздником опресноков. В Ветхом Завете зафиксированы пять особых случаев соблюдения праздника Пасхи, кроме первоначального: в пустыне ( Чис.9:1–14 ); в Галгале, после того как они вошли в Ханаан (Иис. Нав.5:10–12 ); Пасха, совершенная Езекией ( 2Пар.30:1–27 ) (но ей нет параллели в Книгах Царств); та, которую отпраздновал Иосия (сокращенное повествование в Четвертой Книге Царств (23:21–23) и расширенное– во Второй Книге Паралипоменон (35:1–19); и Пасха, отпразднованная после возвращения из вавилонского пленения ( Езд.6:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

В подобный критический момент козырной картой может стать магия. С этой целью Валак посылает срочное сообщение Валааму, который живет на значительном расстоянии от Моава – в Пефоре, на юг от Кархамиса на реке Евфрат. Задача Валаама, если он согласится ее выполнить, была достаточно проста. Он должен был произнести на израильтян проклятие, которое бы связало их, сделав их особенно уязвимыми, чтобы быть разбитыми Валаком. Чтобы сделать предложение как можно более соблазнительным, Валак предлагает такое денежное вознаграждение, от которого практически невозможно отказаться (22:7:17). За этим подходом стоит идея о том, что религиозную силу можно купить – что она является предметом потребления, ходовым товаром. Симон-волхв думал, что сила Святого Духа в жизни человека стоила денег, будто она была одним из пунктов меню ( Деян.8:18:19 ). Валаам в итоге соглашается с предложением Валака и едет в Моав на спине ослицы, ожидая, что Валак встретит его пальмовыми листьями и песнями осанны. Эпизод с Валаамовой ослицей кажется забавным всем, за исключением самого Валаама. Только физическое явление ангела Господня удержало Валаама от опрометчивых действий по отношению к его вьючному животному. Столкнувшись с божественным, Валаам может только пасть на свое лицо (22:31), как позже должен был сделать Иисус Навин в присутствии ангела Господня (Иис. Нав.5:14 ). Валаам также говорит: «Я согрешил», и его исповедание параллельно исповеданию народа в предыдущей главе: «Согрешили мы» (21:7). Остаток истории говорит о Валаке и Валааме, при этом последний произнес четыре пророчества (23:7–10; 23:18–24; 24:3–9; 24:14–24). Эти четыре сообщения называются «речью(-ами)». Древнееврейское слово, использованное для их обозначения (машал), может явиться другим связующим звеном с предыдущим разделом Книги Чисел – песнью, пропетой моселим (21:27). То, что Валак услышал от Валаама, было совершенно противоположно тому, что он надеялся услышать. Это были слова благословения, а не проклятия. Никто не был удивлен больше самого Валаама. Нет никакого указания на то, что он был двуличным с Валаком и что с самого начала он собирался благословить Израиль. В этой истории содержатся два одинаково чудесных события, и оба касаются говорения. Первое – это то, что Бог заставил говорить Валаамову ослицу. Вторым является то, что Валаам произнес благословение вместо поношения на Израиль. Два языка ощутили Божье прикосновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Царь Амасия не казнил детей убийц, исполняя норму этой книги Закона Моисеева ( 4Цар. 14, 6 ср. Втор. 24, 16 ). Сам факт открытия книги Закона Моисеева после ремонта (речь, видимо, идет об оригинале) не должен вызывать сомнения в его возможности. Подобные случаи происходят и сейчас. Так в 1975 г. рабочие обнаружили во время работ в монастыре св. Екатерины на Синае тайник, в котором находилось около 3000 древних манускриптов, включая ряд недостающих листов Синайского кодекса (IV в.) 31 . Таким образом, аргументация противников подлинности Пятикнижья не выдерживает критики и должна быть отброшена. Надо сказать, что она не заслуживала внимания с самого начала, ибо основана была не на каких-то археологических или исторических открытиях, по верному слову прот. Сергия Антиминсова, «все эти «научные результаты» были добыты за письменным столом, с текстом Библии в руках. Каждый «ученый» считал себя в праве толковать священный текст, как ему вздумается. Что же, если отвергнут авторитет Церкви, иного и быть не должно: у каждого появляется своя «вера», приводящая к полному неверию» 32 . Примечания: 1 Экземлярский В. Варнава (Беляев), еп. Дар ученичества. М.1993. с. 88, 90. 2 Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Т.1. Нижний Новгород. 1995. С. 87–88. 3 Честертон Г.К. Перелетный кабак//Шар и крест. Перелетный кабак. Возвращение Дон Кихота. СПб. Амфора. 2000. С. 210–211. 4 Ристо Сантана. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. СПб. 1995.С. 19. 5 Мень Александр, прот., История религии. В поисках пути, истины и жизни. Т.2. Магизм и единобожие. М. 1991. С. 335–336. 6 Ниже мы дадим ссылки на Евангелие, но здесь стоит привести ряд ссылок на Ветхий Завет Иис. Нав. 8, 31–32; 23, 6 ; 3Цар. 2, 3 ; 4Цар. 14, 6; 23, 25 ; 2Пар. 17, 9; 25, 4 ; Езд. 3, 2 ; Неем. 8, 1; 13, 1 ; Дан. 9, 13 . 7 В принципе при таком подходе сохраняется возможность вдохновения, но уже со стороны диавола. 8 Книга правил. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. С. 27. 9 Святаго Кирилла Иерусалимского Слова огласительные.

http://azbyka.ru/pisal-li-moisej-zakon

Он то и служит предметом веры для человека. Невинный страдалец, взявший на себя грехи всего человечества, удовлетворил закон тем, что, будучи ни в чем неповинен, принял на Себя то наказание, которое заслуживал каждый подзаконный человек пред судом закона». Христос сделался за нас клятвою». В этих словах апостола изображены образ и характер искупления. Своим распятием на кресте, т. е. самой постыдной смертью преступника, Христос избавил всех иудеев от понесения той кары, которая на основании Божественной правды, выраженной в законе, лежала на каждом иудее, ибо каждый иудей был в большей или меньшей степени преступником закона. Значение крестной жертвы заключалось в том, что Невинный пострадал за виновных, безгрешный Богочеловек за грешное человечество. Жертва невинного Богочеловека удовлетворила Божественному правосудию. Для доказательства того, что Господь Своей крестной смертью действительно взял на Себя проклятие закона, которому подлежали иудеи, апостол сближает акт крестной смерти Господа с одним из узаконений ветхозаветного Откровения, записанным в книге. Второзакония (21:23): «проклят всяк висящий на древе». Первоначальное историческое значение этого узаконения касалось таких преступников, которых после побиения камнями, или после других наказаний вешали на столбы, при чем на ночь висеть не оставляли, так как преступники чрез такое повешение являлись проклятыми, чем могла быть осквернена земля Господня (Иис. Нав.10:26 . Числ.25:4 ; 2Цар.4:12 ). Господь Иисус Христос во времена римского господства потерпевший распятие, как преступник висевший на столбе (на кресте), подлежал, в силу вышеозначенной ( Втор.21:23 ) теократическо-юридической точки зрения, позорному названию: «отверженный (πικατρατος) и, следовательно, самым делом понес на Себе проклятие (13). При всем этом Божественное намерение в деле искупления иудеев от клятвы закона заключалось в том, чтобы язычники силой заслуг Христа участвовали в обетованиях, данных Аврааму (8 ст.). Так как в силу таких широких обетований и на основании теократического преимущества иудеев ( Рим.1:16; 15:8–9; 3:1–2; 9:1–5 ) спасение должно перейти от них к язычникам ( Рим.15:27 ; Ин.4:22; 11:52 ), то участие в благословении Авраама, после искупления от законной клятвы, сделалось возможным не только для подзаконных, но и для язычников и не путем предварительного подчинения язычников закону, но прямо в силу тех же заслуг Иисуса Христа, чрез которые иудеи сделались свободными от клятвы (14).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

155 В Чет.-Мин., 6 июня, о блаженном Виссарионе читаем: «Уподобися Моисею, якоже Моисей древле горькия воды в пустыни, показанным ему от Бога древом претвори в сладость, да напоит жаждущего Израиля ( Ucx. XVII:6 ), так преподобный Виссарион «горесть морския воды молитвою и знамением крестным услади, да напоит изнемогающего от жажды ученика своего»; далее – «уподобися Иисусу Навину: якоже той иногда побеждая Аморрея, воспяти солнце от течения» (Иис. Нав. Х:12, 13 ; Сир. XLVI :5), точно так же по молитве преподобного Виссариона «солнце стало», пока «преподобный дойде» к некоему старцу. Также см. Достопамятные сказания с. 74 и 75. 158 Пролог, 2 ноября. Достопамятные сказания, с. 375; Древний Патерик, с. 333; Чет.-Мин., 21 июля; Достопамятные сказания, с. 157 – 158., Пролог, 14 сентября; Пролог, 22 апреля. Чет.-Мин., 14 мая и 21 июля; Пролог, 29 февраля, 22 сентября и 23 января. «Святые отцы Скита (в Египте), – читаем в Древнем Патерике, – пророчествовали о последнем поколении, говоря: что сделали мы? На это отвечал один из них великий по жизни, по имени Исхирион: мы исполни» заповедь Божию делом; а иже со вас, в полдел наших приидут; а иже по них, последние монаси… не имут тии отнюдь дела монашеского сотворити. Приидут на них искушения и оказавшиеся достойными в оном искушении, окажутся выше вас и отпев наших». См. Древний Патерик прилож. к «Душеполезному чтению», с. 6. Достопамятные сказания, с. 140, Терновский, с. 83; Петров Н.И. О происхождении Пролога. Киев, 1875, с. 121. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке, ч. 1, с. 20, 21. 161 Это имевшее быть изменение не было сокрыто, – продолжает святитель Феофан, – от преподобного Пахомия. «Бог дал ему это провидеть сначала несколько неопределенно, а потом и с совершенною ясностию чрез одно видение, которого удостоил его Бог по неотступной его молитве. Видел он великое множество иноков, совершивших путь по рву, крайне глубокому и кремнистому. Одни из них, желая выбраться оттуда, встречали преграды и стояли в нерешимости; другие, блуждая туда и сюда, ударялись друг о друга лбами, потому что место то было покрыто густою тьмою; третьи, выбившись из сил, падали в изнеможении; четвертые, не зная как быть, испускали лишь плачевные вопли; и разве какие после страшных усилий успевали выбраться на свет Божий из этой мрачной бездны, выражая великую свою о том радость живыми чувствами благодарения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спускается ночь. Дремлет стража у опечатанного гроба. Внезапно подземный удар сотрясает холм. С грохотом отваливается камень. Блеск, подобный молнии, бросает воинов на землю. Гроб пуст. В ужасе бегут стражи. Сошедший во мрак преисподней Христос оказался сильнее смерти. В древности Литургия Великой субботы, как и другие Великопостные Литургии, совершались на закате дня, и поэтому ее начинают с вечерни. Так как вечернее богослужение всегда относится к следующему дню, а следующий день – Пасха, то Литургия Великой субботы совмещает два момента: с одной стороны, она завершает страстные службы, а с другой – начинает пасхальное торжество. Эти противоположные черты – скорби и отрады, слез и светлого ликования – чудесным образом сочетаются в ходе богослужения. Посредине храма еще лежит изображение погребенного Спасителя, а хор уже воспевает Его победу над смертью. В начале богослужения после пения стихир на «Господи воззвах» и малого входа перед плащаницей читается 15 паремий. В древности в Великую субботу совершалось крещение «оглашенных» – лиц приготовленных к принятию христианства. Продолжительное чтение паремий давало время совершить таинство крещения надо многими оглашенными. Паремии. 1) Быт. 1:1—13 (сотворение мира).2) Ис. 60:1—16 (новозаветная Церковь). 3) Исх. 12:1—11 (установление Пасхи).4) Иоана гл 1—4 (история пророка Иоаны). 5) Иис. Нав. 5:10—15 (празднование Пасхи при Исусе Навине). 6) Исх. 13:20—14(переход через Красное море). В конце паремии хор многократно поет: «Славно бо прославися. " 7) Соф. 3:8—15 (призвание язычников в Церковь). 8) 3 Цар. 17:8—23 (пророк Илия воскрешает юношу). 9) Ис. 61:10—11, 62:15 (Новозаветная Церковь). 10) Быт. 22:1—18 (жертвоприношение Исаака). 11) Ис. 61:1—9 (проповедь Мессии). 12) 4 Цар. 4:8—37 (пророк Елисей воскрешает юношу). 13) Ис. 63:11—64(покаянная молитва). 14) Иерем. 31:31—34 (заключение Нового Завета). 15) Дан. 3:1—51 (спасение трех отроков из Вавилонской печи). В конце паремии хор многократно поет: « Господа пойте и превознисите во вся веки. »

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2619...

в) только при добросовестном исполнении своих великих ответственных обязанностей судьи могут иметь надежду на оправдание себя на страшном и праведном суде Божием ( 2Пар. 19:6–10 ; Прем. 6:9 ; ср. Втор. 27:19,25 ; Исаии 10:12). 7) Судии неправедному отовсюду тесно будет, когда станет на суде Христовом. Обличит его совесть, общее всех человеков правило и закон; обличит его обещание, при святом крещении учиненное; обличит присяга; обличит Божие слово; обличат слезы вдов, сирот и прочих бедных, пролитые. Сильные сильно будут мучены! (Св. Тихон Задонский ). 8) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами при отрицании судей и судов: Мф. 7:1–2:12 ; Лук. 6:37 ; Иак. 4:11–12 ; 1Петр. 2:23 ; Рим. 2:1;14:3–4, 10:13 ; 1Кор. 4:4–5;6:1–2 ; Псал. 81:1–3 ; Мф. 5:39–40 . XLVII. О войне и воинском звании 1) Для решения вопроса о дозволительности или недозволительности войны, как и в других случаях, должно, прежде всего, обратиться к тому, что высказывается относительно этого в Ветх. Завете. В ветхом завете Сам Бог велел вести войны против враждебных народов: Числ. 31:1–2 ; Иис.  Нав. 8:1 . 2) Всякий должен признать, что Господь ни в каком случае не только Сам не давал бы таких повелений евреям и не содействовал бы успеху их оружия, но и осуждал бы решение их самих начать войну, если бы она всегда и во всех случаях была не иным чем, как безусловным злом. Повелевать делать зло и помогать совершению его решительно недостойно всесовершенного Существа, каков Бог, и, безусловно, противоречит Его святости. 3) На рубеже между Ветхим и Новым заветами ясно и неоспоримо высказался в пользу дозволительности войны и воинского звания Иоанн Креститель, о котором заметил И. Христос, что из рожденных женами не восставал больший Предтечи Его. А в Евангелии повествуется, что когда пришли к нему креститься воины и спросили его: что им делать? ( Лук. 3:14 ), получили ответ: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (ст. 12–13). Нет никакого сомнения, что воины желали знать от Иоанна Крестителя: должны ли они совсем оставить военную службу и избрать другой род занятий, или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Духа – ничто, но раз чрез них действует сила Божия, то мы должны относиться к ним с чувством глубокого религиозного благоговения. Так мы и относимся ко кресту Господню, обагренному пречистою кровью Спасителя. Что касается ссылки сектантов на тексты Св. Писания: Галат. 3:13 и Второзаконие 21:23, то толкование этих текстов сектантами показывает полное убожество их мысли. Во-первых проклятие касается не креста, но висящего на нем. Поэтому сектанты должны проклятие направить не на крест, а на Господа Иисуса. Крест же Христос очистил и освятил Своими страданиями и смертью на нем. «А что Бог очистил, того не должно почитать нечистым» ( Деян. 10:15 ). Через крест Господень явилась правда, а благословенно древо, чрез которое бывает правда» (Прем. Сол. 14:7). 4) Если крест есть орудие спасения, то все-таки честь нужно воздавать не ему, но Христу. По православному же выходит, что нужно почитать и крест, и гвозди, и молоток, и Иуду, и воинов, которые также являлись орудиями спасения. 4) Крест Христов потому именно и почитается, что он Христов. Христос пострадал на нем, освятил его кровью Своею. Пречистое тело Спасителя прикасалось ко кресту. А мы знаем, что место, где была особое благодатное присутствие Божие, повелевалось Самим Богом почитать. «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, – говорил Бог Моисею, – ибо место, на котором стоишь ты, земля святая» ( Исх. 3:5 ). Вождь воинства Господня сказал Иисусу Навину: «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» (Иис. Нав. 5:15 ). С точки зрения сектантов Бог допустил ошибку, повелев отнестись с чувством религиозного благоговения к земле, назвав ее святою, когда по их мнению честь нужно воздать не земле, где было особое присутствие Божие, а Самому Богу. Но Господь Вседержитель не повелевает мудрствовать так, как сектанты мудрствуют, а говорит, что свят и тот предмет, на котором почивает Божия благодать. Вот почему псалмопевец пророк Давид предсказывал, что почитать будут св. Крест Христов: «Превозносите Господа Бога нашего и покланяйтесь подножию его – свято оно» ( Пс. 98:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Очевидно, что Бог явился ему как человек. И Моисей видел задняя Его, как бы человека ( Исх.33:23 ). И Исаия видел Его, как человека, сидящего на престоле (Исаии.6:1). И Даниил видел подобие человека, и как сына человеческого, пришедшего «к Ветхому денми» ( Дан.7:13 ). Никто не видал естества Божия, но одно подобие и образ Имевшего прийти. Ибо Сын и невидимое Слово Божие имел быть по истине человеком, чтобы соединиться с естеством нашим, и быть видимым на земле. Все поклонялись, видя подобие и образ Имевшего прийти, как говорит и Павел Апостол в послании к Евреем: «по вере умроша сии вси, не приемше обетований, но издалеча видевше я, и целовавше» ( Евр.11:13 ). Итак, ужели я не могу сделать иконы Того, Кто для меня стал видим в естестве плоти? Ужели не могу поклоняться и чествовать Его посредством чествования и поклонения Его иконе? Авраам видел не естество Божие, «ибо Бога никто же виде нигде же» ( Иоан.1:18 ), но образ Бога, – и «пад поклонися» ( Быт.17:17; 18:2 ). Иисус Навин видел не естество Ангела, но образ, ибо естество Ангела для телесных очей невидимо, – и падши «поклонися " (Иис. Нав.5:14 ). Тоже сделал и Даниил ( Дан.8:18 ). Но Ангел – не Бог, а тварь и раб, предстоящий пред Богом. Но он и поклонился ему, не как Богу, а как предстоятелю и служителю Божию. Ужели же и я не могу сделать иконы друзей Христовых, и поклоняться, не как богам, но как иконам друзей Божиих? И Иисус, и Даниил поклонялись виденным ими Ангелам не как богам; и я поклоняюсь иконе, не как Богу, но, через икону и Святых, приношу поклонение и чествование Богу, для Которого чту и с благоговением уважаю друзей Его. Не с естеством Ангелов соединился Бог, но с естеством людей; не Ангелом соделался Бог, но истинным по естеству человеком: »не от Ангел бо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет» ( Евр.2:16 ) Не естество Ангелов соделалось Сыном Божиим в Лице Христа, но естество человека. Ангелы соделались причастниками и общниками не естества Божеского, но действенности и благодати; а люди соделываются причастниками и общниками «Божественного естества» ( 2Петр.1:4 ) все, которые приемлют святое тело Христа, и пьют честную кровь Его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

Пушкин (упокой, Господи, раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл “любовь к отеческим гробам”. Каждого человека ждет отправление “в путь всея земли” (Иис. Нав., 23,14). Не может быть вполне человеком тот, кого никогда не посещала мысль о смерти, кто никогда в тайнике своего сердца не повторял те слова, которые произнес преподобный. Серафим Саровский : “Господи, как мне умирать будет?”. Событие смерти, ее таинство — одно из важнейших событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа “некогда”, “недосуг” и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем дорогу к родительским могилам. Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта Елены Рерих: “Кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий”. Для восточного мистицизма тело человека — лишь тюрьма для души. По высвобождении — сжечь и выбросить. Для христианства тело — храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища: семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти. По слову апостола Павла тело — храм духа, живущего в нем, а, как мы помним, “и храм поруганный — все храм”. И потому тела дорогих людей у христиан принято не бросать в огненную бездну, а класть в земляную постель… Перед началом и в дни Великого Поста, перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!”. Это — молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, “ тут только есть верующие и неверующие. Там — все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром. Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем) — как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась — мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010