Замечательно, что в молитвенниках начало молитв состоит из мысленно-самоуничиженных воззваний к Богу: «Боже, очисти мя грешнаго. Создавый мя, Господи, спаси мя. Без числа согреших, Господи, прости мя и спаси мя грешнаго». К уничижению себя во мнении о себе, или к самоукорению, каждый христианин обязан присоединять подвиг уничижения себя смиряющими поступками или действиями. Такими действиями могут быть, например, предупреждения других при встречах своим поклоном и приветствием, уступки всем без спора, в случае разногласий, молчаливое терпение обидных замечаний со стороны, испрашивание первым прощения у обидчиков, хранение скромности в одежде и во всем обиходе жизни, безропотное терпение невзгод и скорбей всякого рода. Киево-Печерский иеромонах Парфений после работ в лаврской просфорне отдыхал от трудов намеренно под лавкой или под столом 453 . Маститый соловецкий иеросхимонах Иисус, бывший духовником Петра Великого, для общих нужд братии сам колол дрова и носил воду в трапезную Анзерского скита 454 . Оптинский игумен Антоний (Путилов) не стыдился любому юноше и даже ребенку оказывать такую честь, какой люди иного воспитания не окажут и старшим. Он же перед братом своим архимандритом Моисеем держал себя, как послушник: в приемной его без позволения не садился и слова брата принимал как Божию волю 455 . Валаамский духовник иеросхимонах Евфимий († 1829) по глубокому смирению приветствовал каждого из мирских людей и всякого даже новоначального послушника земным поклонением. Слезы всегда орошали его лицо. Его самоуничижение и самоукорение вообще не имели границ. За пятнадцать лет до кончины, по совету своих старцев, он начал причащаться, как простой монах, и по самоуничижению никого не благословлял по-иеромонашески 456 . Оптинский скитоначальник иеросхимонах Анатолий (Копьев), бывая у старца Амвросия, выслушивал его наставления наряду с прочими, стоя пред ним на коленях. Отец Амвросий однажды одной посетительнице многозначительно показал рукою на отца Анатолия в то время, как тот коленопреклоненно стоял пред ним и сказал: «Рекомендую – это мой начальник» 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Игнатий иконник см. Варфоломей. Иларион начальник обители Пресв. Богородицы (Успения) дорофеевской пустыни на реке Моче Юрьевца повоигского. 209. ( Филим. 5 июня. Погод. града Луха на Икче реце). Илия архим. соиовецкой обители чудотворец, † 1642. (Погод. КСоф. 1632 г.). Илия юродивый в Даниииове слободе в монастыре в лето 7100 30 Поприщь от Ярославля. 209. КСоф. (Св. 1621 февр. 6). Иннокентий пр. печерский. КСоф. Погод. Ирина , благов. княгиня, супруга князя св. Константина муромского. 209. КСоф. (Константин 21 мая, † 1205 года). Иринарх пономарь в житии пр. Сергия. 201. Иродион юродивый сольвычегодский. 209. КСоф. Исаакий безмоивник, ученик св. Сергия радонежского. 209. КСоф. и др. Исаакий пр., иже бысть за Ломем в Вологод. уезде. 209. КСоф. и др. Исаия и Никанор , иже на ручьях моря Окиана архангельские. 209. КСоф. (Филим. начальники пустыни на мори Окиане на устье реки, глаголемой Ручьи, 30 мая. Никанор корелский у Филар, в Указателе 17 апр.). Исихий пр. печерский 11 дек. Погод. один (может быть Никон Сухий, ибо он убит 11 дек.). Иаков игумен Живоначальные Троицы на Стромыни 21 апр. Св. 493. 516. (Был монастырь Успенский или Дубенский на Стромыни, основанный пр. Сергием в 1378 г. в 30 верстах от Лавры подле нынешнего села Стромыни или Коровицына. Чтен. в Общ. Истории 1860 г. I стр. 45. см. пр. Савва Стромынский). Иаков игумен болгарский, а мощи принесены быша во град Владимир 24 апр. 201. (не смешение ли с Авраамием болгарским 1 апр.). Иаков галичский новый чудотворец, иже на Посаде на Сторожии, поножен под церковию Бориса и Глеба под алтарем. Подобием, аки Зосима соловецкий, схима на плечах, а на гробе изображен образ. КСоф. Погод. ( Филим. 4 апр.) Иаков , ученик пр. Сергия радонежского. 209 и др. Иаков блаженный трудник в новодевичьем москов. монастыре под церковию. Погод. один. Иисус анзерский, настоятель скита, † мар. 1720 г. Житие в рукопис. казан. акад. Прав. Собесед. 1859 г. ч.1. стр. 218. см. Русские подвижники графам. Толстого. 1868 г. Соловецкий Патерик.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Имена Елеазара и Иисуса, стремившихся к отшельнической жизни, были известны даже при царском дворе, от многих других сохранились лишь имена и краткие известия, записанные в монастыре. Самые поздние сообщения о соловецких отшельниках в Соловецком монастыре относятся к первой половине XIX в., однако самое значительное число отшельников названо в XVII в. – более 12 932 . Пустынник Андрей, проживший в пещере более 38 лет, был случайно обнаружен другим ищущим уединения и аскетических подвигов монахом – Василием Кенозерцем, он-то и рассказал своему духовному отцу о встрече с бывшим трудником монастыря, который все эти годы питался травой и молился Господу 933 – это достаточно характерная история из жизни соловецкого монашества XVII в. Часть отшельников время от времени приходили на службу в монастырский или скитский храм. Например, в Голгофо-Распятский скит каждое воскресенье собирались на литургию отшельники, жившие далеко от скита. О том, какие трудности испытывает инок, особенно отшельник, давший монашеский обет, оставил интересное свидетельство живший в XVI в. митрополит Даниил, которому душевные терзания были самому знакомы: «Немал подвиг хотящим безженное житие жити, много подобает терпети хотящим целомудрствовати яко рать имати имать по вся дни: разждизает, сластит, мокротит, скоктит, борет николиже можетъ престати или умолкнути, горее бо видимыя рати… николиже может почити иже безженное произ- воливый житие жити, всегда рати имать, внутро бо себе естествен- наго властелина имать и ратника, ратник же ни в вечер дает покоя, ни утро, ни нощию, ни полудни, но борет присно, жжет, палит, разждизает, сласть к сласти прилагает, страшит, во отчаяние поревает, всуе девствуеши глаголет, браком вражду- ет, ни во что же подвиг девствующаго облыгает, похотей плот- ских насытитися советует и всяку лесть составляет, на всяку кознь наводит…» 934 Местные крестьяне относились к отшельникам с уважением, что, впрочем, не мешало разбойникам время от времени нападать на пустынников с целью грабежа. Так, старца-отшельника Феофана (XVII в.) грабители не только избили, но вырвали волосы на голове и бороде старца и горящей головней опалили его тело. Не раз грабители пытались нападать и на Анзерский скит, что вынудило царя возложить ответственность за охрану скита на воеводу. А во время нападения на Голгофо-Распятский скит в 1718 г. (численность братии в тот момент составляла 30 человек), вся братия разбежалась. Только глава обители – строитель Иисус остался в келье и упорно молился. Разбежавшиеся пустынники вернулись и поклялись старцу, что никакая опасность не заставит их покинуть скит 935 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоасаф Скрипицын, митрополит Московский и всея России, по трехлетнем правлении низведенный с престола 3-го Января 1542-го года, скончавшийся 27-го Июля 1555-го года (как принимается) в Троицком Сергиевом монастыре, в котором мощи его покоятся под спудом в примыкающей к Троицкому собору Серапионовской палатке. Иоасаф, схимонах и затворник Нижегородского Печерского монастыря, скончавшийся около 1560-го года. Мощи его были открыты в 1597-м году, когда монастырь был разрушен обвалом находившейся над ним горы. По перенесении монастыря на новое место над гробницей его была в 1598-м году построена церковь Преображения Господня с приделами Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. В первом приделе и находятся под спудом его мощи, над которыми в настоящее время ежедневно совершается панихида (Преосв. ДимитрияМесяцеслов, 2-го изд. вып. III, стр. 86). Иоасафе, игумен Псковского Сня(е)тогорского монастыря, 4-го Мая 1299-го года при нападении Ливонцев на Псков убитый вместе с 17-ю монахами монастыря (Собр. лет. IV, 182 fin.; История княжества Псковского III, 75). Иов, в схиме Иисус, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове, который находится в 4-х верстах от Соловецкого острова, скончавшийся 6-го Марта 1720-го года (Соловецкий Патерик, стр. 109; преосв. Димитрия Месяцеслов, 6 Марта. 1-го изд. вып. III, стр. 22). Иов Ущельский, основатель упраздненного Ущельского монастыря, который находился в Мезенском уезде Архангельской губернии, на реке Мезени, скончавшийся насильственною смертью от руки разбойников 5-го Августа 1628-го года (Гр. Толстой в Книге глаголемой, 509). Иона Климецкий, основатель Елимецкого Николаевского монастыря, который находится в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, на острове Онежского озера Климецком, скончавшийся 6-го Июня 1534-го года (Филарета Русские святые, ß Июня; Ист. Иер. [V, 530; Географическо-статистический словарь Семенова сл. Климецкий монастырь; в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1870 г., кн. IV, статья Е . В. Барсова: Олонецкий монастырь Клименцы, стр. 2 sqq).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Май: 9 – Храмовой праздник в церкви Святителя Николая. Июнь: 8 – Придел в юго-западной главе Преображенского собора, во имя Феодора Стратилата. 12 – Храмовый праздник в кладбищенской церкви преподобного Онуфрия Великого. 30 – Придел двунадесяти апостолов в юго-восточной главе Преображенского собора. Июль: 5 – Храмовый праздник в церкви прп. Сергия Радонежского, что на Большом Муксаломском острове, 7 – Строгий пост в воспоминание бомбардирования обители в 1854 году. После литургии акафист пред мощами преподобных без канона. 8 – На всенощной акафист Божией Матери, после часов благодарственный молебен, после литургии молебен Божией Матери и пр. Зосиме и Савватию пред мощами их и затем крестный ход по крепостной стене в память избавления обители от бомбардировки. 12 – Храмовый праздник в теплой церкви Свято-Троицкого Анзерского скита во имя прп. Михаила Малеина. 28 – Храмовый праздник в церкви иконы Смоленской Божией Матери в Савватиевском ските. 30 – Храмовый праздник в церкви прп. Германа Соловецкого, в которой под спудом почивают мощи его. Август: 1 – Водоосвящение на Святом озере. 6 – Храмовый праздник в Преображенском соборе. 8 – Храмовый праздник в Зосимо-Савватиевском приделе Троицкого собора, в память перенесения мощей сих угодников Божиих из их усыпальниц в сей храм, на всенощной акафист преподобным Зосиме и Савватию. 15 – Храмовый праздник в Успенском соборе и в теплой Успенской церкви Голгофо-Распятского скита, в которой почивает под спудом основатель скита иеромонах Иов, в схиме Иисус. 29 – Придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, над трапезой. 30 – Храмовый праздник в Александро-Невском приделе, при Троицком соборе. Сентябрь: 6 – Храмовый праздник в теплой церкви Вознесенского скита, что на Секирной горе, во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех. 8 – Храмовый праздник в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где находится икона Божией Матери, именуемая «Запечная», явившаяся Св. Филиппу, когда он находился еще на послушании в хлебопекарне; церковь эта находится рядом с нынешнею хлебопекарнею, под трапезою, 25 – Храмовый праздник в церкви прп. Сергия Радонежского, что на Больше-Муксаломском острове. 27 – Храмовый праздник в приделе прп. Зосимы и Савватия, при Троицком соборе. На всенощной читается житие прп. Савватия и акафист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

На острове Большая Муксульма, в Муксульмском скиту, помещается 3-е отделение Соловецкого лагеря. На Конд-острове расположено 5-е отделение, на Анзерском островке – 6-е. На Большом Заяцком острове помещается, так называемый, женский штрафной изолятор, играющий роль Секирки для заключенных женщин. Верстах в 2 к северу от кремля протекает Живоносный источник. Это место всегда считалось святым. Близ Живоносного источника, один из настоятелей Соловецкого монастыря, святой Филипп, выстроил небольшую церковь и избушку-келью. Здесь святой многие годы провел в молитве. Филипповский скит, некогда, привлекал тысячи богомольцев; вода Живоносного источника исцелила многих больных. Особой святостью и почитанием был окружен образ в Филипповской церкви – «Иисус Сидящий». Теперь скит давно уже разграблен и заброшен. Для характеристики «творческой» работы соловецких администраторов, необходимо привести такой, связанный с филипповским скитом, факт: чекисты решили устроить у Живоносного источника завод для гонки смолы. ГПУ ассигновало крупные деньги, в скит согнали сотни рабочих-заключенных, на постройку выписали из России инженеров и мастеров. А, когда, через полтора года, дорогостоящий завод был готов, выяснилось, что, во-первых, гнать смолу не из чего – нет в достаточном количестве сырья, а во- вторых, провоз на материк одного пуда смолы обходится вчетверо больше цены того же пуда на месте! Завод бросили, теперь он зарастает бурьяном. Между кремлем и Савватиевским скитом, в 4 верстах от монастыря, находится Макарьевская пустынь. В ней живет Эйхманс, коммунист-чекист, родом из Эстонии, являющийся зам. нач. управления (заместителем начальника управления), ближайший помощник нач. УСЛОНа Ногтева. В Макариевской пустыне, Эйхманс окружен свитой из сотрудников-чекистов. По всему Соловецкому острову разбросана масса других скитов, пустынь, часовен и отдельных зданий. Часть из них безвозвратно погибла, разрушена или разрушается, часть отведена для жилья рыбакам. Многочисленные соловецкие тони (например, Филипповская и др.), также, в самой незначительной степени используются нач. УСЛОНа. Рыбный промысел на Соловках, как и другие остатки когда-то богатейшего монастырского хозяйства, окончательно подорван воровством и неопытностью чекистской администрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На повседневных церковных службах Иисус присутствовал по-прежнему без упущения, приходя прежде других; а в келейной молитве с коленопреклонением проводил целые ночи. При наступлении святой Четыредесятницы обыкновенно затворялся в келье и, пребывая весь Великий пост в этом уединении, упражнялся в непрестанной молитве. Из этого затвора он выходил не прежде, как пред самым праздником Светлого Христова Воскресения. Для учеников своих преподобный составил скитский устав, в котором особенно замечательно следующее: «Если кто соизволит жить со мною и после меня в ските, то не должен употреблять в пищу коровьего масла, молока и рыбы, особенно же не пить вина. Общая трапеза должна состоять из огородных овощей, с употреблением в меру постного масла. В кельях собственных вещей не иметь; женского пола не принимать и отроков в послушании не держать. Кроме единственного церковного правила, в кельях каждому читать по пяти кафизм из Псалтири с 500 молитвами Иисусовыми и 300 поклонами». За богоугодную жизнь старец был удостоен особенных откровений. Некоторые ученики его скорбели и роптали на трудность носить на гору воду с озера, отстоящего от скита на версту. Тогда старец, став на молитву с вечера, прилежно и со слезами молился до самой полночи. В молитве он просил Господа Бога и Пресвятую Богородицу, да помогут они в такой нужде братии его. В полночь он пришел в молитвенный восторг и увидел в келье неизреченный свет: ему явилась Пресвятая Богородица в сиянии небесной славы с преподобным Елеазаром Анзерским и двумя Ангелами. Старец пал пред Владычицею на землю. Она сказала ему: «Встань! Услышана твоя молитва; завтра возьми учеников твоих и ископай на горе кладезь (указывая при этом и самое место); здесь будет вода на потребу тебе и братии». Пришед в себя, блаженный старец рассказал своим ученикам об этом явлении. С наступлением дня старец поспешил с ними выйти на указанное место; начали копать колодезь, и действительно докопались до изобильного источника воды. Все признали это явление за знак особенного Промысла Божия о ските и радовались, прославляя Бога и Пресвятую Богородицу единогласною песнию: «Дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На это отобрание церковного имущества Анзерскаго скита последовало уже после усмирения Соловецкаго бунта. Причиною его было, вероятно, покаяние монаха Митрофана, бежавшаго из Соловецкаго монастыря во время осады. Он сказал, что вино и рыбу для Соловецкаго монастыря во время его осады доставлял Анзерский скит. В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу патриарха Иоасафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованныя грамоты и денег 494 рубля. Но, по просьбе строителя Романа, царь Феодор Алексеевич велел все отобранное возвратить и продолжать ружное и денежное жалованье на скит. В 1685 г. в бытность свою в Москве, Роман награжден многими царскими вкладами для Анзерской обители. До этого времени скит был независим от Соловецкого монастыря и такая независимость его не раз была подтверждаема царскими грамотами. Но в 1682 году указом архиепископа холмогорского Афанасия скит был отдан в ведение Соловецкого архимандрита и ему велено иметь строжайшее наблюдете за пустынниками и распоряжаться во всем по усмотрению. В 1698 году архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а царь Петр I повелел, с 1700 года, вместо ружнаго и денежнаго жалованья на 17 монашествующих и церковныя потребности, выдавать по окончании каждаго года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении. Составитель жития преподобнаго Елеазара, около 1705 года, жалуется, что память об основателе скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который возстановил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Гогофе. Это был Иов, в схиме Иисус, в миру московский священник Иоанн Иоаннов, царский духовник, о котором мы скажем ниже. При строителе Спиридоне был построен новый деревянный храм и поправлен каменный Троицкий; но успехи духовной жизни за это время неизвестны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

На это отобрание церковного имущества Анзерского скита последовало уже после усмирения Соловецкого бунта. Причиною его было, вероятно, покаяние монаха Митрофана, бежавшаго из Соловецкого монастыря во время осады. Он сказал, что вино и рыбу для Соловецкого монастыря во время его осады доставлял Анзерский скит. В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу патриарха Иоасафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованныя грамоты и денег 494 рубля. Но, по просьбе строителя Романа, царь Феодор Алексеевич велел все отобранное возвратить и продолжать ружное и денежное жалованье на скит. В 1685 г. в бытность свою в Москве, Роман награжден многими царскими вкладами для Анзерской обители. До этого времени скит был независим от Соловецкого монастыря и такая независимость его не раз была подтверждаема царскими грамотами. Но в 1682 году указом архиепископа холмогорского Афанасия скит был отдан в ведение Соловецкого архимандрита и ему велено иметь строжайшее наблюдете за пустынниками и распоряжаться во всем по усмотрению. В 1698 году архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а царь Петр I повелел, с 1700 года, вместо ружного и денежного жалованья на 17 монашествующих и церковныя потребности, выдавать по окончании каждаго года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении. Составитель жития преподобного Елеазара, около 1705 года, жалуется, что память об основателе скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который восстановил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Гогофе. Это был Иов, в схиме Иисус, в миру московский священник Иоанн Иоаннов, царский духовник, о котором мы скажем ниже. При строителе Спиридоне был построен новый деревянный храм и поправлен каменный Троицкий; но успехи духовной жизни за это время неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но кто может исчислить все духовные подвиги блаженного трудника? Они вполне известны только одному Богу, для Котораго и были совершаемы. На повседневных церковных службах Иисус присутствовал, по прежнему, без упущения, приходя прежде других; а в келейной молитве с коленопреклонением проводил целыя ночи. При наступлении св. четыредесятницы, обыкновенно, затворялся в келье и, пребывая весь великий пост в этом уединении, упражнялся в непрестанной молитве. Из этого затвора он выходил не прежде, как пред самым праздником светлого Христова Воскресения. Для учеников своих Преподобный составил скитский устав, в котором особенно замечательно следующее: «если кто соизволит жить со мною и после меня в ските, то не должен употреблять в пищу: коровьяго масла, молока и рыбы, особенно же не пить вина. Общая трапеза должна состоять из огородных овощей, с употреблешем в меру постнаго масла. В кельях собственных вещей не иметь; женскаго пола не принимать и отроков в послушании не держать… Кроме единственнаго церковнаго правила, в кельях каждому читать по пяти кафизм из Псалтири с 500 молитв Иисусовых и 300 поклонов». За богоугодную жизнь старец был удостоен особенных откровений. Некоторые ученики его скорбели и роптали на трудность носить на гору воду с озера, отстоящаго от скита на версту. Тогда старец, став на молитву с вечера, прилежно и со слезами молился до самой полночи. В молитве он просил Господа Бога и Пресвятую Богородицу, да помогут они в такой нужде братии его. В полночь, он пришел в молитвенный восторгъи увидвл в келье неизреченный свет: ему явилась Пресвятая Богородица в сиянии небесной славы, с преподобным Елеазаром Анзерским и двумя Ангелами. Старец пал пред Владычицею на землю. Она сказала ему: «встань! услышана твоя молитва; завтра возьми учеников твоих и ископай на горе кладезь (указывая при этом и самое место); здесь будет вода на потребу тебе и братии». Пришед в себя, блаженный старец разсказал своим ученикам об этом явлении. С наступлением дня старец поспешил с ними выйти на указанное место; начали копать колодезь, и действительно докопались до изобильного источника воды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010