Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один с изображением Распятия – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы. Воссозданы часовни преп. Кирилла Новоезерского в Кирилловой губе, Покрова Пресвятой Богородицы в Капорской губе, преп. Елеазара в одноименной пустыни. Освящены и установлены поклонные кресты в Кирилловой губе, Капорской губе, на Троицкой Спасательной станции, на мысе Кеньга, в Елеазаровой пустыни, на Братском кладбище, в посёлках на Летнем берегу – «Золотице» и «Пушлохте». 1712 г. Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, пребывая в пустынной келье у высокой горы посредине острова, в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу и преподобного Елеазара Анзерского, и услышал обращенные к нему слова Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит, который назовется Распятским, и соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать ту гору и пребуду с вами во веки». 1713 г. По благословению владыки Варнавы, епископа Холмогорского и Важского, на Анзере было разрешено устроить скит с наименованием его Распятским, а горы — Голгофою. Преподобный Иисус покидает Свято-Троицкий скит и переселяется с учениками на Голгофу. Устав скита был самым строгим на Соловках, даже в праздники насельники скита обязаны были принимать только постную пищу. 1715 г. На вершине горы Голгофы построена маленькая деревянная церковь, которая освящена в честь Распятия Господня. 1720 г. Преподобный Иов (в схиме Иисус) отошел ко Господу и был похоронен у церкви на вершине горы. Ученики его разошлись, скит пришел в запустение. 1827 г. Архимандрит Досифей II получил от Святейшего Правительствующего Синода благословение на строительство нового храма в Голгофо-Распятском скиту. 1828-1831 гг. На Голгофе построена каменная церковь Распятия Господня с колокольней, трапезной и приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм является высочайшей точкой архипелага и виден в открытом море за десятки километров.

http://sobory.ru/article/?object=03584

Вскоре старец Феофан был отпущен из Соловецкой обители на Анзерский остров, в Голгофский скит. Сюда приходили к нему поморяне, сетовали, что он оставил их, предлагали старцу переселиться к ним. Но отец Феофан с угрозой отгонял соблазнителей. Старцу было в это время уже семьдесят три года; он не мог поднимать дрова и воду на гору, и поэтому ему поставили келью под горой. В эту келью к старцу приходило много желающих услышать его мудрое слово – приходили братия из монастыря, шли миряне. Незадолго до кончины старца Феофана, злые люди, ища денег, били его, вырвали волосы на голове и бороде, горящей головней опалили все его тело и, оставив едва живым, ушли. Старец Феофан три дня лежал полумертвый, изнемогая от голода и холода, и до конца жизни уже не мог совершенно оправиться. Приходящим в монастырь странным казался этот престарелый отшельник – без бороды, без волос на голове, с пришибленным хребтом, с избитым телом. Но близок был конец страдальческой жизни отца Феофана. Однажды свет осиял его келью и ему явился иеромонах Иисус Анзерский: «Радуйся, брат, – сказал он, – скоро наступит твой конец». Предстал пред Господом старец Феофан 26 июля 1819 года, семидесяти пяти лет от роду. Духовные поучения ◊ «Ища вечных благ, – говорил старец, – думаем ли мы получить спасение, не оставляя своих страстей? Невозможно работать двум господам, Богу и мамоне (см.: Мф. 6, 24 )». Обливаясь слезами, старец прибавлял: «Воззрите на сладчайшего Владыку Иисуса Христа! Совершая наше спасение, сколько Он претерпел мучений, биений, оплеваний, заушений, наконец и распятие на кресте? И тогда, как Он, во истощение сил телесных, просил пить, неблагодарные иудеи даже не дали капли воды, а поднесли оцет с желчью смешен, и, взяв губу на трость, этим утоляли жажду Спасителя (см.: Ин. 19, 28, 29 ). А мы сладостраствуем! Подвижники Христовы не искали утешений, как, например, преподобный Парамон, мучимый огневицей, не дал телу своему никакого утешения. А мы без нужды безвременно едим и пьем, не считая этого для себя предосудительным. Разве нет у нас общей трапезы? На ней мы досыта едим и пьем – что же еще потребно? Но мы, придя в келью, вместо того, чтобы творить молитву и читать книги и после краткого отдохновения заняться в молчании другими богоугодными делами, проводим время в праздности, угождая плоти и удовлетворяя сластолюбию без всякой нужды: призовем брата или двух и празднословим, кто что видел или слышал о ком-либо; иной начинает поносить кого-либо, а товарищи из угождения поддакивают; иной высказывает свои мечты то-то купить, там-то побывать, и таким образом «кийждо суетная глаголет ко искреннему своему», развращая один другого. Это ли любовь братская, духовная? Увы, не только не духовная, но и праведная. Лучше будем слезы источать из глаз наших».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На новом поприще служения священноинок Иов умножил свои труды и подвиги. Братство при нём стало умножаться и в скором времени достигло числа 30-ти. Всех вообще, и особенно новоначальных иноков, о. Иов поучал смиренному послушанию Богу и начальникам, считая послушание первой добродетелью, без которой не может быть спасения; заботился также о том, чтобы они постоянно были в труде; посещал больных, сам служил им, омывая и перевязывая их раны собственными руками, и недуги их нередко молитвой своей исцелял. В 1710 г. за строгую подвижническую жизнь удостоен был пострижения в схиму с именем Иисуса, Израильского вождя. Нередко удалялся иеросхимонах Иисус в пустынные места ради безмолвия, и также часто ходил к пустынножителям для духовной беседы. Однажды, пребывая в келье, предоставленной ему одним пустынножителем Паисием, жившим при горе, назыв. Голгофой, он ночью долго читал псалмы и молился. Когда же, утомлённый, он задремал, то увидел во сне – среди необыкновенного света, озарившего келью, Божию Матерь и преподобного Елеазара Анзерского; Божия Матерь сказала ему, что на горе Голгофе будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа, и учредится скит, и соберутся иноки для прославления имени Божьего... Почувствовав радость от сновидения этого, принимая его как благословение Божие, старец Иов предпринял с этой минуты учреждение новой киновии на Голгофской горе. Он переселился на жительство на гору Голгофу и вскоре, с помощью учеников своих, основал Голгофо-Распятный скит на Анзерском острове. Скоро братии собралось тут до 20-ти человек; каждый из них должен был сам устроить келью для себя; пустынники же жили в уединённых местах под ведением схимника Иисуса и приходили в скит каждое воскресенье для присутствия при Божественной службе и для исповеди перед старцем. Тут жили все эти подвижники в подвигах духовных и в трудах телесных. Сам старец Иисус, в пример другим, нередко рубил дрова, носил на гору воду для поварни, в пекарне растворял тесто для хлеба. – В келье в свободное время он постоянно занимался рукоделием; вырученные за труд деньги употреблял на церковь , на нужды братии и на милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Об основателе Голгофо-Распятского скита, – преподобном Иове, — стоит рассказать поподробнее. В миру преподобный Иов звался Иван Иванов. Родился он в царствование царя Михаила Федоровича в благочестивой московской семье. Став священником, будущий подвижник вел жизнь почти монашескую, творил милостыню и, хотя всячески скрывал свои добрые дела, прославился ими на всю Москву. Слава о благочестии и строгой жизни отца Иоанна дошла до царя Петра, который определил его в духовники своим домочадцам. При дворе священник Иоанн также старался свое высокое положение использовать на благо ближнему. Однако, нашлись завистники, которые донесли царю, дескать, поп Иван Иванов исповедовал изменника Гришку Талицкого, а об измене не донес, сохраняя тайну исповеди. Петр разгневался и приказал сослать священника Иоанна в Соловецкий монастырь для пострижения в монахи. Это вполне отвечало желаниям отца Иоанна, поэтому он без огорчения покинул царский дворец. В Соловецком монастыре его постригли с именем Иов. В монастыре иеромонах Иов подвизался с ревностью, твердо желая во всем угождать Богу. Несмотря на свои довольно преклонные лета (ему было уже за пятьдесят) он со смирением исполнял все послушания наравне с молодыми монахами. Вскоре, в монастыре убедились в высоких духовных дарованиях отца Иова, его освободили от послушаний и позволили жить в келье уединенно. В это время выяснилось, что донос был ложным, царь Петр, посетив Соловки, встретился с Иовом и предлагал ему вернуться, но тот отказался, прося его оставить жить в обители. Желание уединения все больше овладевало Иовом и вскоре с позволения архимандрита он переселился на Анзер в Свято-Троицкий скит. В скиту преподобный Иов вел жизнь еще более строгую, старался всем служить, в особенности немощным и болящим. После кончины тогдашнего строителя скита архимандрит решил назначить на это место Иова, а через несколько лет после назначения Иова постригли в схиму с именем Иисус в честь Иисуса Навина. В 1712 году старец Иисус посетил одного из анзерских пустынников – отца Паисия, жившего под высокой горой, той самой, которая сейчас называется Голгофой. Побеседовав с отцом Паисием, старец решил заночевать у него в отдельной келье. Именно тогда ему явилась Пресвятая Богородица, нарекшая гору второй Голгофой и повелевшая старцу основать на горе скит в честь Распятия Господа нашего Иисуса Христа. После этого старец стал хлопотать об устроении нового скита, что и было ему вскоре разрешено.

http://pravmir.ru/soloveckie-zarisovki/

В 1678 году скитоначальник старец Роман обратился к государю с челобитной, в которой писал, что анзерские иноки жалованья не получают, храмы стоят без службы, церковное имущество из Соловецкого монастыря не возвращено, монахи вконец погибают. Государь Феодор Алексеевич повелел все отобранное возвратить. Была подтверждена и самостоятельность Анзерского скита. В 1683 году указом архиепископа Холмогорского Афанасия архимандриту Илариону было велено принять Анзерский скит в ведение Соловецкого монастыря. В 1699 году царь Петр I приказал строителю анзерскому с братией (семнадцати человекам) выдавать жалованье на питание и церковные нужды – чуть более ста сорока пяти рублей ежегодно. Денег этих на содержание скита не хватало, насельники нуждались. Летописец Макарий, составитель жития преподобного Елеазара, жаловался, что память об основателе скита почти изгладилась, гробница его мало посещается. Однако, несмотря на все лишения, иноки не поддавались унынию. Из уст в уста передавали они рассказ о видении, бывшем некоему честному старцу. После молитвы в келлии он задремал и увидел Пресвятую Богородицу, стоящую над скитом на облаке, простирающую руки к Богу и молящуюся: «Владыко Вседержителю и Господи! Призри с высоты святыя славы Твоея скит Анзерский, и посети, и, человеколюбия ради Твоего, помилуй живущия в нем». И, как гром, с небес в ответ послышался голос: «Послан будет человек в скит Анзерский, который прославит его». Осенью 1702 года такой человек на Анзере появился. Это был иеромонах Иов (в схиме Иисус), в миру священник Иоанн Иоаннов из Москвы, бывший царский духовник. Чуть раньше, летом 1702 года, монахи Свято-Троицкого скита встречали царя Петра I, останавливавшегося с эскадрой боевых кораблей у Анзера. «В пришествие великого государя куплено в поднос два сафьяна да двадцать лестовок (четок)». В 1704 году по благословению соловецкого архимандрита Фирса священноинок Иов был избран строителем Свято-Троицкого скита. Под его руководством был возобновлен строгий скитский устав, начат ремонт ветхих строений, приобретались необходимые хозяйственные припасы, восстанавливалась библиотека пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=03581

В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство. В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII b., построена в 1860 году и освящена в его честь церковь. В начале ХХ в. монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Святую обитель прославили подвижники благочестия. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV b.), преподобный Елисей Сумский (XV–XVI b.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI b.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI b.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI b.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII b.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII b.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII b.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII b.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII b.).

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Обвиненный в сочувствии «раскольничьим мнениям» (представление об уже пришедшем антихристе и отождествление его с Петром I были широко распространены среди старообрядцев на рубеже XVII и XVIII вв.), И. был лишен сана, расстрижен и отлучен от Церкви. Как мирянин (в публикации Есипова «Иван Андреев сын Шалгин»), он был подвергнут пыткам, но дал те же показания, что и прежде. Бывш. архиерей, как и Талицкий, был приговорен к смертной казни, к-рая в отношении И. была заменена заключением в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре . Бывш. Тамбовского епископа привезли на Соловки в янв. 1702 г. вместе с еще одним осужденным по делу Талицкого - свящ. Иоанном Иоанновым, к-рого было приказано постричь в монашество (см. Иов (Иисус) , прп., Анзерский). В грамоте Афанасия (Любимова) , архиеп. Холмогорского, от 22 дек. 1701 г. говорится, что «расстрига Ивашко Шангин (Игнатий)» должен быть помещен в монастыре в Головленкову башню и держать его там следует «до кончины живота его неисходно». Запрещалось давать ему бумагу и чернила, принимать и передавать письма, а если письма будут появляться, их следовало отправлять в Преображенский приказ ( Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого мон-ря в XVI-XIX вв. М., 1908. С. 59-60). И. скончался в тюрьме (дату смерти без указания источников привел Строев). Ист.: Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII ст. СПб., 1861. Т. 1. С. 59-103; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности/Примеч.: И. Добролюбов. Рязань, 1889. С. 104, 114, 116; Цепков А. И. Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосв. Иосифе, митр. Рязанском и Муромском, в 1676 г. Рязань, 2004. Кн. 1. С. 150-151; он же. Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII вв. Рязань 2005. Т. 4. С. 12-13, 35-38, 181-185. Лит.: ИРИ. Т. 1. С. 206; Хитров Г. В., прот. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 69; Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863.

http://pravenc.ru/text/293479.html

Подробную информацию о всех экспозициях Соловецкого музея-заповедника можно узнать на сайте http://www.solovky.ru/. Неугасимая лампада духа. Собор Соловецких святых Наиболее популярные маршруты: 1. Остров Анзер. Здесь были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа. 7 февраля 1929 года в больничном изоляторе, который сделали в скиту, окончил свой земной подвиг священномученик Петр Зверев. Там же, на месте братских могил, выросла необычная береза, ветки которой раскинулись правильным крестом. Попасть сюда можно только по морю с экскурсией (прибл. 800 рублей). 2. Свято-Вознесенский скит на Секирной горе Большого Соловецкого острова. Во времена лагеря в скиту был штрафной изолятор, одно из самых страшных мест лагеря СЛОН. От подножия горы к скиту ведет крутая лестница — 71 м в высоту. С нее сбрасывали больных, чтобы не тратить на них патроны. 3. Остров Большой Заяцкий. Портовый комплекс, предназначавшийся для приема торговых и промысловых судов, был основан в XVI веке при святом игумене Филиппе. Летом 1702 года в гавань на Заяцком острове зашли суда Петра I. Государь приказал построить на острове деревянную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. Эта церковь сохранилась до наших дней. В лагерное время здесь был женский штрафной изолятор. Попасть на остров можно только по морю с экскурсией (прибл. 800 рублей). 4. Остров Муксалма. Остров соединяется с Большим Соловецким островом дамбой длиной 1220 метров. Это уникальное техническое сооружение — результат труда монахов в 60-х годах XIX века. На острове находится скит преподобного Сергия Радонежского. Во время гонений XX века скит был тюрьмой. Сейчас в нем восстановлена церковная жизнь. До острова можно дойти пешком (9 км). Дамба — редкое по красоте место. Соловецкий монастырь глазами святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны Также интересно Судоходная озерно-канальная система Соловков (Большой Соловецкий остров) построена монахами в XIX веке. Общая протяженность системы — около 12 километров. По каналам перевозили стройматериалы монастырские паровые катера. Здесь можно взять лодки напрокат и самостоятельно проплыть два лодочных маршрута — «Малый круг» и «Большой круг». Прокат стоит около 100 рублей в час.

http://pravmir.ru/tam-gde-zemlya-slivaet...

18 июня 1712 г., как рассказывается в Житиях И. и в Повести об основании Голгофо-Распятского скита, святой посетил анзерского пустынножителя иеродиак. Паисия, к-рый подвизался недалеко от Свято-троицкого скита у горы, позднее названной Голгофа. После вечерней молитвы прп. Иисус в особой келье, по обычаю, читал Псалтирь и, утомившись, задремал. В видении ему явились Пресв. Богородица и прп. Елеазар Анзерский. Пресв. Дева повелела прп. Иисусу вместе с учениками схим. Матфием и мон. Макарием основать на горе, к-рую следовало назвать Голгофа, Распятский скит. Богоматерь предсказала, что в скиту будет много насельников. Др. голос повелел преподобному освятить Голгофу и водрузить на ней крест. Об увиденном и услышанном старец рассказал иеродиак. Паисию, к-рый вырезал на кресте, изготовленном прп. Иисусом, рассказ о видении. По преданию, Пресв. Богородица открыла святому, что анзерская Голгофа станет местом мученичества. Значение пророчества открылось в советский период, когда упраздненный скит стал местом гибели мн. мучеников и исповедников. 29 июня 1712 г. прп. Иисус с учениками Макарием и Матфием отправились из Свято-Троицкого скита на гору Голгофу, окропили ее св. водой, водрузили на ней крест и поставили часовню, после чего отслужили благодарственный молебен Господу Богу и Пресв. Богородице. Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. Посл. четв. XIX в. (ГПИБ) Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. Посл. четв. XIX в. (ГПИБ) В 1713 г. прп. Иисус и мон. Макарий были у холмогорского архиеп. Варнавы и 15 июля получили благословенную грамоту с разрешением переселиться на Голгофу и начать строительство 2 каменных церквей: на горе - в честь Распятия, под горой, где преподобному явилась Пресв. Богородица,- в честь Успения Божией Матери. В грамоте повелевалось скит именовать Распятским, а гору - Голгофа. 18 сент. 1714 г. святой просил у архиеп. Варнавы разрешение вместо 2 храмов поставить небольшую деревянную ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезной в честь Распятия. 15 мая 1715 г. по указу царевны Марии Алексеевны соловецкому архим. Фирсу построенная на Голгофе церковь была освящена в честь Страстей Господних. Под горой, у бывш. кельи иеродиак. Паисия, пустынники определили место для скитского кладбища. Первые и самые значительные вклады в строящийся Голгофо-Распятский скит поступили от членов царского дома: Петр I повелел ежегодно отпускать из архангельских гос. магазинов хлеб для братии, царица Параскева Феодоровна, вдова царя Иоанна V Алексеевича , пожаловала на строительство церкви 100 р., царевна Мария Алексеевна пожертвовала церковную утварь, облачения и книги, а также образ-мощевик Успения Божией Матери в серебряной ризе с позлащенными полями и напрестольный сребропозлащенный крест со св. мощами.

http://pravenc.ru/text/578146.html

В 1713 году в июле анзерский строитель схимонах Иисус с монахом Макарием отправились к Преосвященному Варнаве, архиепископу Холмогорскому и Важскому, подали челобитную и просили, чтобы благоволено было, ради душевной пользы, желающим безмолвного пребывания жить отдельно от Анзерского скита и чтобы на горе Голгофе построить две каменные церкви на самой вершине ее во имя распятия Господа нашего Иисуса Христа, а внизу под горою, где было явление Пресвятой Богородицы, – церковь во имя Ее Успения; горе же, по наречению Владычицы Богородицы, называться горою Голгофою, и скиту – Распятским, и чтоб ему быть в управлении Иисуса. По сему прошению Преосвященный Варнава все исполнил и снабдил строителя Иисуса нижеследующею грамотою: «Божиею милостию Преосвященный Варнава, Архиепископ Холмогорский и Важский, нашей епархии Анзерского скита строителю Иеромонаху Иисусу да монаху Макарию. В нынешнем 1713 году Июля в 15 день нам Преосвященному Архиепископу били челом вы, строитель и Макарий, и подали челобитную за руками, а в челобитной вашей написано: пребываете де вы на Анзерском острове в ските, ты Иисус строителем, а Макарий в брат стве, и имеете намерение ради душевные своей и других хотящих с вами пользы, быть от того Анзерского скита в отшельном безмолвном житии, а есть де на том Анзерском острове, отстояща от оного скита на восточную страну в пяти верстах, гора, на которой в начале вселился и поживе первосоздавый той Анзерский скит монах Елеазар. И нам Преосвященному Архиепископу пожаловать бы вас, строителя и Макария благословить и повелеть из оного Анзерского скита, ради уединения и безмолвного жития, отойти жить на ту вышеупомянутую гору и построить на ней церкви во имя распятого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а в исподи – Успения Пресвятыя Богородицы каменные, и зватися ради оной распятской церкви той горе Голгофе и скитом Распятским, и быть вам и хотящим с вами жительствовать особо, кроме того Анзерского скита, в свое управление, и пищу и одежду стяжать от своих трудов, и о строении оных церквей, и о готовности к тому строению всяких припасов, камени, кирпича и извести дать нашу Архиерейскую благословенную храмоставную грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010