Однажды, после продолжительного Богомыслия ни Секирной горе, преподобному в тонком сне явилась Пресвятая Дева с преподобным Елеазаром. Воспрянув, старец в трепете преклонится пред небесными посетителями.«Эта гора отныне назовётся второю Голгофою, на ней будет построена каменная церковь во имя Сына Моего и Господа, и устроится скит на вселение твое с учениками. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки», — сказала Царица Небесная. И тотчас же с Неба раздался: глас:«Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест». В духовной радости преподобный Иисус с другом своим Паисием не замедлили исполнить небесное повеление и освятили гору. Вскоре в 1713 году строительство скита было благословлено преосвященным Варнавою. Была выстроена церковь в честь Распятия Господня и освящена в 1715 году. Устроились келии и собралось 6ратий 20 человек. Царствующий Дом внёс немало пожертвований в обустройство нового скита. В основу братской жизни преподобный Иисус положил те же начала, кои были установлены преподобным Елеазаром в Анзерском скиту. Старец сам носил на вершину горы воду, рубил дрова. По его молитв, после явления ему Пресвятой Богородицы с первоверховными Апостолами, на вершине горы открылся родник. Предчувствуя свою кончину, старец сам выкопал себе могилу и нередко близ неё проводил время в молитве. Перед смертью он заболел горячкой и три дня лежал в бессознательном состоянии, но потом вдруг так поправился, что смог отслужите Литургию. После Литургии старец снова возлёг на одре, назначил преемником по управлению скитом ученика Макария, и в ночь на 6 марта 1720 года — в Неделю Православия — свято почил о Господе. Перед кончиной лицо его просияло и он произнёс:«Благословен Бог отец наших! Если так есть, я уже не боюсь, но в радости отхожу от мира сего!». В ту же минуту келью осиял Небесный свет. Преподобный был погребён в уготованной им самим могиле, над которой был выстроен храм. Причислен к лику преподобных Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

С годами отец Иоанн, посвятив себя богомыслию, выходил из дома только на церковные службы, не прекращая благотворений через доверенных лиц. В 1701 году, по ложному доносу царю (якобы, узнав о злоумышлении, «он, яко духовник, не открыл начальству»), преподобный был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с именем Иов. После многих испытаний старец Иов был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келлии. Узнав о святой жизни подвижника и удостоверившись, что старец был оклеветан, царь Nemp I хотел возвратить духовника к себе, но преподобный Иов отказался. В 1702 году для большего безмолвия он перешел в Анзерский скит Святой Троицы, где вскоре по смерти Анзерского строителя Елеазара был назначен настоятелем. Помня слова Господни: Ему же дано будет много, много и взыщется от него (Лк. 12, 48), на новом поприще священноинок Иов положил много труда и забот. Мудрый наставник всех учил смиренному послушанию Богу и начальникам как первой добродетели, без которой не может быть спасения; приучал к постоянному труду и заботе о ближних. Он сам посещал больных, омывал и перевязывал им раны, а нередко исцелял их недуги своей молитвой. При этом церковных служб и келейного правила он никогда не опускал. В 1710 году преподобный Иов принял и великий ангельский образ с именем Иисус. Вскоре Сама Матерь Божия определила дальнейший путь иеросхимонаху Иисусу: Она явилась ему во сне вместе с первоначальником и покровителем скита преподобным Елеазаром Анзерским (память 13/26 января) и сказала, что на горе, отныне называемой второй Голгофой, на Анзерском острове, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. Приняв этот чудный сон за благословение Божие, старец Иисус в 1714 году переселился на жительство на гору Голгофу и с помощью учеников, схимонаха Матфея и монаха Макария, основал Голгофо-распятный скит, где продолжил свой многотрудный подвиг. В 1715 году была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Сам престарелый строитель, в пример братии, нередко рубил дрова, носил воду, в пекарне затворял тесто. В своей келлии старец постоянно занимался рукоделием, а деньги, которые за это выручал, делил на три части: на нужды церковные, на нужды братии, на милостыню нищим. Себе он не оставлял ничего, имея при себе лишь несколько духовных книг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

9) Иеросхимонах Иисус в монашестве Иов, из белого духовенства, духовник Особ царствующих, был строителем с 1706 по 1714 год; потом перешел он на гору Голгофу того же Анзерского острова для безмолвной жизни и был потом основателем Распятского скита. 10) Паисий Иеромонах по избранию Анзерской братии поставлен в Строители по грамоте Преосвященного Варнавы Архиепископа Холмогорского и Важеского, и находился с 1714 по 1717 год. 11) Иона Иеромонах скитский, Анзерский постриженник, поступив из казначеев сегож скита, был кратковременно. 12) Герман монах из Анзерского братства, определен Указом Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важеского, и был с 1717 по 1720 год, а потом выбыл из скита в Юрьегорский Олонецкий монастырь. 13) Спиридон Иеромонах, избран по согласию скитян и Указом Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важеского, определен 1720 года; скончался в 1726 году в сем же ските. При нем 1724 года пристроен был к Троицкой церкви теплый придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы из Голгофского кирпича; но оный со всею церковною утварью и иконами сгорел. 14) Стефан Иеросхимонах из братства Анзерского, был кратковременно. 15) Филипп Иеромонах из братии сегож скита, посвящен во Иеромонаха Преосвященным Стефаном, Митрополитом Рязанским и Муромским, а Строителем определен в 1727 году Указом Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важеского; волею Божиею потонул в море 1728 года. 16) Глеб из монахов и казначеев скитских, был Строителем 15 лет, т. е. с 1728 по 1743 год. При нем в 1730 году совершена строением деревянная церковь во имя Преподобных Отец Зосимы и Савватия, с приделами, перенесенными за теснотою от каменной Троицкой церкви во имя Преп. Михаила Малеина и Знамения Пресвятой Богородицы, которые в сем же году освящены. 17) Евфимий Иеромонах из казначеев сегож скита, был Строителем по 1750 год. 18) Мельхиседек Иеромонах скитский 1750 года Указом Преосвященного Варсонофия, Епископа Архангельского, из Духовной Консистории последовавшего, производен в Строители, в каковом звании и пребыл до 1762 года. При нем

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( < < back) < >< back) > < >< back) > «Мысль заключай в словах молитвы» — этой формулой выражается так называемый способ Иоанна Лествичника («Лествица», 28:17, 4:92). Имеется в виду полное осознание смысла молитвенных слов, произносимых с предельным вниманием. Или, как комментирует это Афанасий Критский: «Всеми силами нудь себя вводить в молитву ум свой целым и чистым и затворять и заключать всю мысль и весь свой помысел в то понятие, которое подает слово совершаемой тобою молитвы, не позволяя им уклоняться ни в ту, ни в другую сторону». Святые отцы о молитве и трезвении. «Отчий дом», М., 1997 — с. 159. ( < < back) Священноинок Дорофей — древний российский подвижник и аскетический писатель, автор знаменитой книги «Цветник», написанной во времена первых патриархов. Книга была «особенно уважаема отечественными иноками, упражнявшимися в возвышеннейшем монашеском подвиге. По этой книге обучился Иисусовой молитве знаменитый соловецкий подвижник Иисус Голгофский [он же — прп. Иов Анзерский (†1720), канонизирован в 2000 г.]; по ней обучился Иисусовой молитве прп. Иоасаф Каменский, Вологодский Чудотворец». Подробнее см.: Свт. Игнатий, т.1 «Посещение Валаамского мон-ря» — с. 444. ( < < back) Иеросхимонах Иероним (Лукин; 1765–1847) — насельник Анзерского скита Соловецкого монастыря. Старец не имел образования, «но, при обширном уме, он сам образовал себя духовным чтением и беседами с духовными старцами, с которыми приходилось ему встречаться на жизненном пути. Он имел увлекательный дар слова и редкую силу убедительности; советы его были особенно полезны для боримых помыслами и смущаемых совестью. Наставления его, основанные на опыте, были истинным врачевством духовным». Иеросхимонах Иероним.//Соловецкий патерик. Синодальная библиотека М., 1991. ( < < back) Архимандрит Ефрем Филофейский (род. ок. 1928) — игумен и старец греческого монастыря Филофей на Афоне. Широко известный духовник. Один из ближайших учеников Иосифа Исихаста. Поступил в послушание к старцу Иосифу в 19-летнем возрасте. О. Ефрем активно способствовал возрождению духовной жизни на Афоне во второй половине ХХ в. после ее кризиса. Возобновитель монастырей на Св. Горе, он основал также около 10 монастырей (мужских и женских) в Америке и Канаде. По приглашению епископов о. Ефрем много ездит по миру, духовно окормляя народ, потому вынужден каждый год на несколько месяцев покидать свою обитель. Афонские разговоры.//Беседа. 1988. Ленинград — Париж.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Большую часть своих доходов он употреблял на милостыню. Заступался за обиженных и страждущих несправедливо. Оклеветанного в сношениях с врагами Государя шестидесятилетнего старца Иоанна Пётр I повелел отослать в Соловецкий монастырь для пострижения в монашество. В 1701 году 3 апреля Иоанн был пострижен в монашество с именем Иова. На первое время послали отца Иова на послушание в монастырскую поварню. Он первый являлся на работу. Старец рубил дрова, носил их по высоким лестницам в поварню. Так же усердно проходил и другие послушания. Не однажды являлся ему искуситель в образе знакомого ему в мире врача и говорил как бы с состраданием: «Возлюбленный! Следует тебе поберечь своё здоровье, чтобы, изнуривши плоть трудом и воздержанием, не ослабеть под игом, которое ты взял на себя Христа ради. Бог не желает трудов или поста выше сил, а ищет сердца чистого и смиренного. Ты, при старости своей, работаешь черноризцам, как купленный раб, не привыкши прежде к таким трудам. Не следует тебе так трудиться и потому, что ты священноинок. Довольно с тебя и того, что, оставив славу и честь в мире, ты пришёл в убожество и принял тяжкие труды ради пищи. Я даже удивляюсь, как ты можешь принимать суровую пищу после сладких брашен. Берегись, чтобы недуги твои не умножились, тогда и я не возьмусь помочь тебе, и ты прежде времени умрёшь. Если совета моего не послушаешь, то мне будет очень жаль». «Хорошо не щадить плоти, чтобы она не восстановляла брани, – отвечал Иов мнимому своему знакомцу, – впрочем, хотя бы плоть изнемогала, но сила Божия в немощи совершается. Пост есть мать целомудрия, ты внимай себе с подобными». Услышав такой ответ, врач исчез. Слава о Соловецком подвижнике дошла до Петра I; удостоверясь в клевете на духовника своего, он хотел возвратить его к царскому двору на прежнее служение, но Иов просил оставить его в Соловках. В 1702 году он переселился в Анзерский скит. В 1710 году пострижен в схиму с именем Иисуса. Однажды Иисус, находясь у пустынника Паисия, жившего в 6 вёрстах при высокой горе, называемой ныне Голгофа, продолжил молитву свою до полуночи; уставши, он сел и в тонком сне вдруг увидел в келье своей необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу и с Нею преподобного Елеазара Анзерского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1701 г. по ложному доносу подвижник был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество. Удостоверившись, что Иов был оклеветан, царь хотел возвратить духовника к себе, но тот отказался. В 1710 году он принял великий ангельский образ — схиму — с именем Иисус. Есть нечто более ценное, чем почет и уважение других людей, есть то, что выше человеческой справедливости — это духовное родство, близость со Христом; глубокий мир в сердце, спокойствие совести и радость труда и сострадания ради Бога. Остановиться на внешнем в программе АА, это значит, ничего не достигнуть и не понять. Ведь 12 Шагов даны для духовного роста и обновления, бросить пить — только начало. Господи, молитвами преподобного Иова дай мне желание и силы вникать в сердцевину программы выздоровления — дай мне увидеть духовную красоту анзерского схимника Иисуса. 20 марта Сегодня в Церкви вспоминается святой Лаврентий, который был ктитором (церковным старостой, экономом) монастыря в честь Пресвятой Богородицы на острове Саламине. Вот и всё, что о нем известно. Сколько в содружестве АА незаметных людей, опытом, молчаливой поддержкой, трудами которых держится та или иная группа. С другой стороны, сколько прекрасных, добрых и талантливых людей кануло в безвестность, заблудилось в стране никчемности, сколько бесславно погибло от смертельной и прогрессирующей болезни под названием алкоголизм. У меня есть выбор — трудиться над собственным выздоровлением и помогать другим (иногда словно бы приходится продираться сквозь колючие кусты), или остановиться, повернуть назад, вернуться в мир хаоса, тьмы и смерти, из которого я выбираюсь, мягко говоря, не без труда. И там уж я точно кану в безвестность. Выбор всегда за мной. 21 марта Нам, людям больным, нужен особый режим жизни: на обычные будничные вещи нам приходится тратить больше сил и времени, чем здоровым людям. Если для более здорового человека покупка обыкновенной стиральной машины может стать интересным и значительным делом, то для меня даже возвышенные, редкие переживания, возникающие во время глубокого общения, интересной учебы, поиска новой работы или рождения ребенка, могут стать скукой и обузой.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

В мученической кончине христианина открывается все величие его веры и любви ко Христу и Его правде, – даже до смерти. Разве не славен стал Святитель Филипп после всех унизительных страданий и мученической кончины? He увенчан ли он неувядаемым венцом славы и здесь, на земле, и там, на небе, – за свои труды, подвиги, страдания в здешней кратковременной суетной жизни? He заклеймены ли вечным позором, отвращением и безчестием имена Малюты Скуратова и подобных ему лиц? Брат христианин! Когда тебя постигнут искушения, подобные искушениям постигшим Святителя Филиппа, – ты не смущайся, не падай духом, не отступай от правды Христовой ни на шуе, ни на десно, но мужественно и твердо переноси постигшее тебя искушение. Твердо верь и всегда помни, что конец наш сокровен во Христе Боге, a потому будь осторожен и не попадайся в сети, разставленные всюду антихристом, отцом всякой лжи и злобы, но будь твердым и мужественным проповедником и поборником правды и истины Христовой и среди самых искушений, прося в молитвах помощи и подкрепления y Св. Филиппа и вдохновляясь примером его жизни. Твердо и без всякого сомнения верь в несокрушимую силу добра, в бессилие зла, в победу добра над злом и в справедливое возмездие и здесь, на земле, и там, – в загробной жизни. Обидяй да обидит еще, говорит Господь Иисус Христос , праведный Судия и мздовоздаятель, и скверный да осквернится еще: и праведный правду да творит еще, и святый да святится еще. И ce гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо no делом его, ( Откр.22:11–12 ). Блажен, иже претерпит искушение. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз, победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его ( Откр.3:21 ). Гряду скоро! Ей, гряди, Господи Иисусе! ( Откр.22:20 ). Аминь. 3. Поучение (1-е) в день памяти преп. Елеазара Анзерскаго Чудотворца, – 13 января Не мнози учители бывайте, братие моя, ведяще, яко большее осуждение приимем ( Иак.3:1 ), т. е. учитель большему осуждению подвергнется за неисполнение того, чему учит, нежели наставляемые его учением.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Всех вообще, а особенно новоначальных иноков, о. Иов постоянно поучал смиренномудрому послушанию Богу и начальству, без чего, говорил, нет спасения; послушание – первая из всех добродетелей. Сверх соборного и келейного правила, скитская братия занималась трудами телесными и непрестанно умною Иисусовою молитвою. В ночное время, старец имел обычай обходить келии и напоминать о ночном бдении. Кого слышал стоящим на молитве, радуясь, отходил от келии, а кого беседующим с кем-либо, стукнув в дверь, отходил с печалью в душе своей, а утром призывал такового брата и обличал наедине. Сам он в келии в ночной молитве упражнялся с коленопреклонением, и иногда до самого утреннего звона, и затем первый являлся в церковь на утреннее славословие. Наружный образ иноческой жизни старец преподавал братии иметь таковый: ходить должно всегда руки держа на персях; при встрече, один другому должен кланяться в пояс; лице иметь умиленное, глаза приветливые, речь ласковую, любовь по Бозе нелицемерную, послушание одного к другому беспрекословное, дело всегда творить с благословения старшего, а при ошибке какой-либо от нерадения просить прощения себе и желать исправления. Те из братии, которые ревновали о добродетелях иноческих и желали жития более безмолвного, для свободного упражнения в непрестанной молитве получали благословение у о.Иова и уходили в пустынные келии близ скита. Старец, как начальник скита, имел их под своим руководством, часто сам посещал их, побуждал к пустынным подвигам и давал рукоделие скитское. Удостоенный уже получить от Бога дар прозорливости, старец о.Иов обличал иногда пустынножителей в неисправностях, прежде чем они каялись ему. Воспомянув однажды, что Господь наш Иисус Христос , умыв на тайной вечери ноги своих учеников, сказал им: и вы творите такожде ( Ин. 13:15 ), о. Иов начал с горьким рыданием себя укорять: «о, окаянне, окаянне, как высоко возведен ты! имеешь сугубый сан священноиноческий и строительский, а не имеешь смирения в подражание Христу Спасителю!...» Отселе он начал постоянно посещать больную братию, стал сам служить больным, обмывать и обвязывать своими руками раны их, у некоторых больные части мазал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всех вообще, а особенно новоначальных иноков, о. Иов постоянно поучал смиренномудрому послушанию Богу и начальству, без чего, говорил нет спасения; послушание – первое из всех добродетелей. Сверх соборного и келейного правила, скитская братия занималась трудами телесными и непрестанно умною Иисусовой молитвою. В ночное время, старец имел обычай обходить братские келии и напоминать о ночном бдении. Кого слышал стоящим на молитве, радуясь отходил от келии, а кого беседующим с кем-либо, стукнув в дверь, отходил с печалью в душе своей, а утром призывал такового брата и обличал наедине. Сам он в келии в ночной молитве упражнялся с коленопреклонением, и иногда до самого утреннего клепания, и затем первый являлся в церковь на утреннее славословие. Наружный образ иноческой жизни старец преподавал братии иметь таковой: всегда ходить должно, руки держа на персях; при встрече, один другому должен кланяться в пояс; лицо иметь умиленное, глаза приветливые; речь ласковую, любовь по Бозе не лицемерную, послушание одного к другому беспрекословное; дело всегда творить с благословения старшего, а при ошибке какой-либо от нерадения, просить прощения себе и желать исправления. Так из братии, кои ревновали о добродетелях иноческих и желали жития более безмолвного для свободного упражнения в непрестанной молитве, получали благословение у о. Иова и уходили в пустынные близ скита келии. Старец, как начальник скита, имел их под своим руководством, часто сам посещал их, побуждал к пустынным подвигам и давал рукоделие скитское. Удостоенный уже получить от Бога дар прозорливости, старец Иов пустыннослужителей обличал иногда в их неисправностях, прежде чем они каялись ему. Воспомянув однажды, что Господь наш Иисус Христос , умыв на тайной вечери ноги Своих учеников, сказал им: и вы творите также ( Ин.13:15 ), о. Иов начал, с горьким рыданием, себя укорять: о, окаянне, окаянне, как высоко возведен ты! имеешь сугубый сан священноиноческий и строительский, а не имеешь смирения в подражание Христу Спасителю!...Отселе он начал постоянно посещать больную братию, стал сам служить больным, обмывать и обвязывать своими руками раны их, у некоторых больные части мазал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ему назначили послушание в братской поварне. Семидесятилетний старец рубил дрова, носил их на плечах по крутым лестницам и целые ночи проводил в молитве. Братию он изумлял смирением и покорностью всем, строгостью своего постничества: он не вкушал ничего, кроме воды и хлеба. За это его прозвали Иовом Постником. Узнав о его великих подвигах, настоятель снял с него все послушания и предоставил ему отдельную келию, где бы он мог заниматься рукоделием, читать Священное Писание и творить Иисусову молитву. До Петра I дошел слух о святой жизни его бывшего духовника. К тому времени Петр узнал о непричастности старца Иова к делу Талицкого и стал звать его обратно к себе. Но старец не захотел возвращаться в мир: ему предстоял новый подвиг – скитское житие. Он переселился в скит на Анзерском острове, основанный преподобным Елеазаром. Братские келии стояли в этом скиту на версту одна от другой. Отшельники собирались вместе по субботним дням в храме, а в воскресенье после Литургии опять расходились по своим уединенным келиям. Старец Иов считал себя последним послушником в скиту, однако братия избрали его своим настоятелем. Но и в настоятельстве он целыми днями трудился, а ночами молился, стоя на коленях. Подражая преподобным Феодосию и Сергию, он обходил келии иноков, чтобы стуком напомнить о молитве тем, кто сходился для разговоров. Заботясь о больных скитниках, он перевязывал их раны, мазал освященным маслом и тем исцелял их. На службу старец всегда приходил первым, а в уме и сердце непрестанно держал Иисусову молитву. В 1710 году старец Иов принял великую схиму с именем Иисуса в память о пророке Иисусе Навине. Однажды иеросхимонах Иисус остался на ночь у подножия горы с остроконечной вершиной. В тонком сне подвижнику явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром, который на этом месте начинал свои подвиги. Богородица сказала старцу: «Сия гора отныне нарицается второю Голгофою. На ней будет Церковь во имя распятия Сына Моего и Бога, устроится скит и наречется Распятским».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010