Через нек-рое время свящ. Иоанна обвинили в сочувствии Г. Талицкому , автору сочинения о Петре I как об антихристе . талицкий был арестован в 1700 г., под пыткой он сообщил, что рассказал о своих взглядах на исповеди о. Иоанну. Духовник, храня тайну исповеди, не доложил царю и по повелению Петра I был сослан в Соловецкий мон-рь. 13 марта 1701 г. о. Иоанн прибыл в Холмогоры. Архиеп. Афанасий (Любимов) в грамоте в Соловецкий мон-рь писал о том, что свящ. Иоанн должен быть пострижен в монашество и отдан в послушание опытному старцу. 3 апр. соловецкий архим. Фирс совершил постриг Иоанна с именем Иов, о чем доложили царю. Инок был отдан в научение мон. Ионе. Святой удивлял братию смирением, ночным молитвенным подвигом. Он выполнял тяжелую физическую работу, соблюдая при этом строгий пост. Сначала его послушанием была заготовка дров, затем он трудился в поварне, позже - в братской трапезной. По сообщению Житий, И. в преклонном возрасте не отличался здоровьем и его неоднократно искушал бес, являясь в образе врача и уговаривая меньше трудиться и жалеть себя. однако эти испытания лишь укрепляли дух подвижника. Вскоре И. был освобожден от монастырских послушаний, архимандрит благословил его затвориться в келье. Петр I хотел вернуть И. на прежнее служение, но старец просил оставить его на Соловках. В 1702 г. по благословению архим. Фирса И. переселился в Свято-Троицкий скит на о-ве Анзерском. После того как в 1703 г. строитель скита старец Исаия скончался, Холмогорский архиепископ предложил архим. Фирсу назначить настоятелем (строителем) скита И. Вызванный в Соловецкий мон-рь, святой в 1706 г. принял назначение и просил, чтобы его удостоили пострижения в схиму, в чем ему было отказано. Одной из важнейших сторон деятельности И. в качестве строителя Свято-Троицкого скита было сохранение памяти об основателе обители прп. Елеазаре . По инициативе И. были созданы неск. редакций Жития прп. Елеазара, молитва, тропари святому. 1 марта 1710 г. ученик И. Макарий начал составление вкладной книги скита. Согласно «Сказанию… о разорении Троицкия пустынныя церкви… и како собрася вкладная сия записная книга», открывающему перечень вкладчиков во вкладной книге, И. хотел вернуть в скит имущество и книги, собранные по большей части прп. Елеазаром и утраченные во время и после Соловецкого восстания 1667-1676 гг. Составлением вкладной книги старец Макарий стремился прославить прп. Елеазара и И. как устроителей Свято-Троицкой обители. Эта цель обусловила особенность книги: 7 глав из 8 открываются небольшими вступлениями, посвященными прп. Елеазару, в «Сказании...» же подробно описана деятельность И. по возвращению собственности скита. При И. число насельников увеличилось до 30 чел. Монахов, желавших отшельничества, И. благословлял на пустынножительство. В 1710 г. по разрешению архим. Фирса святой был пострижен в схиму с именем Иисус в память Иисуса Навина. Прп. Иисус стал часто удаляться для молитвы в пустынные места, нередко посещал анзерских отшельников для духовных бесед.

http://pravenc.ru/text/578146.html

анзерские старцы Авраамий и Александр с иеродиак. Питиримом выступили посредниками в переговорах воеводы И. А. Мещеринова с затворившимися в мон-ре восставшими - это была последняя попытка урегулировать конфликт мирным путем. Во время боевых действий скит был разорен, насельники покинули остров. В 1682 г. грамотой Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) А. Е. с. был вновь приписан к Соловецкой обители, настоятелям к-рой поручалось строжайшее наблюдение за скитской братией. Для улучшения материального положения находившегося в запустении скита архиеп. Афанасий в 1698 г. учредил в нем должность казначея, назначаемого из Соловецкого мон-ря. К нач. XVIII в. в скиту насчитывалось 17 монахов, на их содержание вместо ружного и денежного жалованья Петр I повелел выдавать 145 р. 24 алтына в год. Финансовое и духовное положение А. Е. с. улучшилось, когда в 1706 г. в него по благословению соловецкого архим. Фирса (Шарапова) был назначен новый строитель - мон. Иов (см. Иисус Анзерский, прп.). После секуляризации монастырских земель в 1764 г. А. Е. с. был приписан к Соловецкому мон-рю с назначением строителя и определением числа насельников - 12 чел. В 1729-1730 гг. в скиту была выстроена деревянная ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в к-рую «за теснотою» из старого деревянного Троицкого храма были перенесены приделы прп. Михаила Малеина и иконы Божией Матери «Знамение». В 1740-1743 гг. приезжие каменщики Ф. Иванов и Я. Прокофьев разобрали обветшавший Троицкий храм и на его месте возвели новый, с 8-гранным барабаном. В 1880-1884 гг. Троицкая ц. была вновь перестроена по проекту архангельского архит. Г. Введенского. Новый храм, сохранившийся до наст. времени, был возведен на месте часовни прп. Елеазара, над его могилой (в 1925 мощи прп. Елеазара были вскрыты и вывезены с острова, их местонахождение неизвестно). В 1803 г. был построен примыкавший к Троицкому храму 2-этажный корпус братских келий, над ним - каменная колокольня с 7 колоколами, в 1843 г.- новый жилой корпус.

http://pravenc.ru/text/115452.html

ПУТЬ К БОГУ " С первых же шагов своей пастырской деятельности он обнаружил невольно свои высокие свойства " : старался сам ежедневно совершать Божественную Литургию, если же не имел к тому возможности, то становился на клирос в качестве певчего. Большую часть времени о.Иоанн посвящал молитве. Дома он выполнял все монашеские правила, но принять постриг не торопился, решив сделать это лишь по воле Божий. Праведная жизнь о.Иоанна поразила царя Петра I, который попросил его стать своим духовником. Чуждый суетной славе о.Иоанн не возгордился своей близостью к царю и остался таким же простым и добрым человеком, каким он был прежде. В трудах и подвигах христианских о.Иоанн достиг преклонных лет. Ему было 60 лет, когда, по воле Господа, в его судьбе произошла очередная перемена – будучи сосланным в Соловки он принял постриг. Путь в Соловки для о. Иоанна был радостным: наконец-то порваны последние связи с миром, и можно без остатка отдать себя исключительно на служение Господу. Приближаясь к Соловецкой обители старец сладостно воспевал слова псаломские : " се удалихся, бегая " мира и " водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури " . В Соловецком монастыре отец Иоанн был пострижен в монахи с именем Иова. В обители он нес послушания в кухне, а затем- при монастырской трапезе. " Постом, ночным бдением, покорностью и смиренным послушанием он изумлял всю братию. Так что вскоре окружавшие его стали подражать новому необычайному послушнику " . " Всех вообще, а особенно новоначальных иноков, о. Иов поучал смиренному послушанию Богу и начальству. Без чего, говорил, нет спасения, послушание- первая из всех добродетелей " . По ночам преп. Иов обходил кельи братии и если же замечал праздные разговоры, стучал в дверь и уходил опечаленный, а наутро призывал нерадивого инока и обличал наедине. В 1710 г. преподобный принял схиму с именем Иисуса, " в память Иисуса Навина, вождя Израильского " . Святому Иисусу Бог открыл время приближавшейся кончины: задолго до смерти святой известил братию, что умрет он в воскресный день до восхода солнца. Преподобный Иов почил о Господе в основанном им Голгофо-Распятском скиту 6 (19) марта 1720 г. Ему было 85 лет.

http://pravicon.com/info-2520

Раз таинственный голос повелительно сказал ему: «Напиши Мой образ». Преподобный стал на молитву. Голос повторился с еще большей силой: «Напиши Мой образ Христа!» Этот образ, помещенный около гробницы преподобного, стал источником многих исцелений. Прп. Елеазар перенес в жизни своей немало тяжких и незаслуженных обид от злых людей, но кроткий и незлобивый старец беспокоился лишь о том, что если об этом узнает царь, то враги его могут подвергнуться царскому гневу. 13 января 1656 г. прп. Елеазар мирно скончался в глубокой старости, назначив своим преемником ученика своего Никодима. Святые мощи его были открыты в 1667 г. В это время один подвижник увидел в видении Пресвятую Богородицу, молящуюся на воздухе, и услышал голос: «Послан был человек в Анзерск, чтобы прославить его». В царствование императора Петра Великого Пресвятая Богородица явилась иеросхи-монаху Иисусу, подвизавшемуся на Секирной горе, и сказала ему: «Здесь Сын Мой во второй раз распнется!» С тех пор стали эту гору называть Голгофой, а иеросхимонах Иисус основал на ней Распятский скит. А при большевистской власти была там устроена страшная «Секирка» — штрафной лагерь для ссыльного духовенства, где много священнослужителей было замучено до смерти. Так сбылись слова Пресвятой Богородицы. • Преподобный происходит из рода Севрюковых из г. Козельска, с 1494 г. входящего в Московское княжество. Ныне город — районный центр Калужской обл. Монашеский постриг принял в Преображенском Соловецком монастыре. Основанный преподобным Троицкий Анзерский скит находится на Ан-зерском острове в Белом море, в 20 верстах от Соловецкого монастыря, • Предсказание, данное царю Михаилу Федоровичу Романову о рождении у него наследника, вынудило преподобного приехать в Москву, где он оставался в Чу-довом монастыре до появления на свет младенца — будущего царя Алексея Михайловича. С 1629 г. и до своей кончины прп. Елеазар подвизался в устроенном им ските. Мощи преподобного были обретены в 1757 г. • Секирная гора, именуемая Голгофой, в своей истории знает трагический период. «Секирка» — одно из страшных мест заключения Соловецкого лагеря, первого освоенного острова архипелага ГУЛАГ. «В двухэтажном соборе там устроены карцеры Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку, и велят наказанным арестантам весь день на жердях сидеть., если же свалится — надзирателиподскакивают и бьют его. Либо: выводят наружу клестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили) и сталкивают вниз с Голгофской горы», по описанию Солженицына, который назвал Голгофо-Распятский скит на Анзере штрафной командировкой, где лечат убийством. Этот штрафной лагерь не был предназначен исключительно для духовенства.

http://sedmitza.ru/lib/text/436796/

Его погубило в бытовом отношении именно то, что он был хорошим священником. В 1700 году некий книгописец Григорий Талицкий начинает распространять специфический самиздат — написанные им «тетради», в которых обвиняет Петра в том, что он ни много ни мало — антихрист. Такие высказывания государственные люди и в наши времена редко прощают, а уж тогда — тем более. Преподобный Иов Анзерский Через два месяца «Гришку» поймали, допрашивали и пытали. Смутьян признался во всем — и в том числе дал показания против царского духовника: якобы он ему на исповеди о своих взглядах рассказывал, а батюшка на путь истинный не наставил да и «куда следует» не сообщил. После этого за отцом Иоанном пришли как раз «откуда следует» и отправили по царскому приказу в далекий Соловецкий монастырь.  Пожилой и нездоровый человек в суровом климате и на физически тяжелых послушаниях, он не пал духом, а принял свое новое положение даже с каким-то энтузиазмом: наложил на себя строгий пост, подолгу молился. В постриге он получил имя Иова. Одна из особенностей монархии в России — это следование за волей государя, которую можно охарактеризовать как «чего левая пятка пожелает». В какой-то момент Петр Алексеевич решил, что погорячился, и захотел освободить старца от монашеских трудов и назначить на прежнюю должность. Анзерский скит И тут преподобный повел себя совершенно несознательно. Вместо того, чтобы воспользоваться случаем и вернуться к духовному окормлению государя, он решительно просит оставить его на Соловках. Его отправляют настоятелем в знаменитый Анзерский скит — тот самый, в котором сначала принял постриг будущий патриарх Никон, а затем оказавшийся своеобразным дипломатическим центром во время Соловецкого восстания (противостояние братии Соловецкой обители реформам Никона). Нет смысла рассказывать обо всех достижениях преподобного Иова, получившего в схиме имя Иисус, в честь ветхозаветного вождя Иисуса Навина, на новой должности — достаточно напомнить, что именно он по прямому указанию Пресвятой Богородицы и основателя Анзерского скита преподобного Елеазара построил на том же острове Анзер скит Голгофо-Распятский (в нем сейчас и пребывают мощи святого), ставший в XX веке новой Голгофой — местом страдания новомучеников. Устав скита был крайне суров, он включал в себя огромное монашеское правило с тремястами земными поклонами в день и строжайший вечный пост (даже рыбу насельники не ели). Маленький человек

http://pravmir.ru/prepodobnyj-iov-anzers...

Ревнители благочестия особо выделяли Свято-Троицкий скит из множества русских монастырей, существовавших в начале XVIII века. Иеродиакон Дамаскин из Чудова монастыря отмечал: «На Соловецком острове, когда был я там, нашел один скит не на том же Соловецком, но на другом, близ его острове, называемом Анзер. В нем есть церковь каменная и семнадцать келлий братских кругом церкви поблизости, и, кажется, монастырю тут быть, а не скиту: все заведено там по монастырскому обычаю, а не по скитскому, и в близости друг к другу живут, и в церковь ходят все каждый день ко всякому церковному правилу, и благовест и звон – все по монастырскому чину бывает, и часы на колокольне, и строитель, который управляет всем братством. И сие место у нас есть славное и дивное, от мира весьма удаленное и беспопечительное о внешних. На все телесныя потребы иноков дается милостыня довольная от великого государя, выезжает строитель каждый год в город и привозит на всю братию, чем кому питаться и одеваться: и такого пустынного места другого во всей России не сыскать. И один только сей скит Анзерский обретается близ Соловецкого монастыря». В 1709 году по завещанию преподобного Елеазара на Анзер были доставлены две иконы, которыми благословили угодника Божия его родители при расставании. Их привез из Кеми родственник преподобного Иоаким Дмитриевич Севрюков. В 1713 году преподобный Иов (в схиме Иисус) основал новый Голгофо-Распятский скит. Строителем Свято-Троицкого скита в 1714 году стал иеромонах Паисий. После смерти преподобного Иова в 1720 году скитский строитель Спиридон неправедно объявил, будто Иов при своей кончине приказал деньги и материалы, заготовленные для строительства каменной церкви на Голгофе, передать в Свято-Троицкий скит на сооружение теплого храма. Новая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была вскоре построена за алтарем Троицкого храма. Но в 1741 году эта церковь, на которую были употреблены «кирпич и известь голгофская на деньги иеросхимонаха Иисуса, неправильно присвоенные по смерти его, гневом Божиим сгорела». Как видно из отводных книг Троицкого скита, при пожаре сгорели и иконы, принадлежавшие прежде преподобному Елеазару.

http://sobory.ru/article/?object=03581

А святый антиминс в ту новопостроенную церковь при сей на шей архиерейской благословенной грамоте выдан тое горы Голгофы иеродиакону Спиридону, и велено ему той антиминс везти со всяким бережением и чистотою. Писася на Холмогорах, в дому Всемилостивого Спаса и в нашем Архиерейском, лета Господня 1715 месяца Мая в 15 день». Сия благословенная грамота по подписанию рукою преосвященного Архиепископа и на челобитной отпущена без пошлины. На подлинной печать красного воску с благословляющею рукою. Подлинная грамота имеется в Соловецкой ризнице. Таким образом Голгофораспятский скит получил первоначальное свое основание. Построенная деревянная церковь снабжена была богатою церковною утварью, иконами и книгами от щедрость царских, а более всего от царицы Параскевы Феодоровны (вдовствующей супруги царя Иоанна Алексеевич а) и Великой Княжны Марии Алексеевны по особенному их благоволению к строителю скита Иисусу, который до пострижения в монашество был духовником их Царских Величеств и Высочеств; но по неизвестному следствию по делу Гришки Талицкого подпал он царскому гневу и прислан в Соловецкий монастырь для пострижения. Слух о богатых царских вкладах и о пожертвованиях других знаменитых лиц распространился по окрестным местам, от чего в 1718 году на новоустроенный скит напали разбойники и, бив нещадно, братию разогнали, а имущество церковное и скитское, ограбив, увезли с собою, которое и после не было найдено. При таких скорбных обстоятельствах Иисус все еще не оставлял попечения о построении в своем ските каменной церкви; в 1719 году дал он троицкому строителю достаточное количество денег на заготовку кирпича и другие строительские материалы, которых не малое количество было заготовлено, но как строитель переведен был в Оленецкий Юрьегорский монастырь, то и работа опять остановилась. Наконец силы стали истощаться и, поверженный на болезненном одре, распятский строитель Иисус просил своего приемника, анзерского строителя Спиридона о продолжении заготовки строительных материалов и отдал ему остальные 236 рублей, один алтын и две деньги, каковой суммы при тогдашней дешевизне достаточно бы было для окончания постройки. Но последовавшая затем кончина прекратила неутомимое рачение Иисуса. Будучи при смерти, добродетельный старец кроме вышеупомянутых денег еще дал иеромонаху Филарету, монаху Проклу и послушнику Онисиму сто червонных и тридцать восемь рублей завещевая им достроить храм, и, приобщившись св. Таин Христовых, мирно отошел в вечные обители 1720 года марта 6 дня, на 85-м году от рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПЕРВОЕ КЛЕЙМО Соловки. Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся в русской истории знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости – многочисленным чином святых мучеников. На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные. В центре изображен сам монастырь со Спасо-Преображенским собором, построенным в середине XVI века. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Расстрелы и убийства были обычным явлением на Соловках. Самым страшным местом на острове была Секирка. Это название существует с XV века. Со времен Соловецкого лагеря с Секирки почти никто не возвращался живым. Свято-Вознесенский храм с маяком, стоящий на вершине Секирной горы, стал местом заключения для “штрафных”, обычно умиравших от невыносимых условий. На острове Анзер находилась лагерная больница, пользовавшаяся не менее мрачной известностью. Она была расположена в Голгофо-Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова. Голгофо-Распятский скит был построен в XVIII веке по особому откровению. Жившему на Анзере подвижнику преподобному Иову (в схиме – Иисус) явилась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына. Сооружение храма на значительной высоте было очень трудным делом, но старец Иисус выполнил благословение Пресвятой Богородицы, а спустя 200 лет гора стала подлинной Голгофой для тысяч православных людей. Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших здесь свою жизнь, был Воронежский архиепископ Петр (Зверев). На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста – удивительное чудо нашего времени. Во второй половине ХХ века, когда Анзер опустел, почти на самой вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза. Удивительной особенностью этого дерева является то, что основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест. Это необычайно и потому, что на широте острова березы растут только карликовые, и это дерево является каким-то необычным исключением. Можно сказать, что Сам Господь воздвиг памятный крест анзерским мученикам, видя наше нерадение.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

Спустя годы он удостоился явления Пресвятой Богородицы у подножия крутой лесистой горы на острове Анзер Соловецкого архипелага – и услышал повеление Царицы Небесной: «Сия гора наречется вторая Голгофа, на ней будет церковь Распятия Сына Моего и Господа и устроится скит для вселения иноков и тебя…». Престарелый Иов, уже постриженный в схиму с именем Иисус, приступил к строительству. Сто с лишним лет спустя, на вершине анзерской Голгофы была возведена красивая каменная церковь Распятия Господня. Старая деревянная церковь, построенная под руководством преподобного Иова, была перенесена с вершины горы к ее подножию и переосвящена в память Воскресения Христова. В скиту размеренно текла монашеская жизнь, и почти забылось малопонятное предсказание Богородицы о том, что на этой горе обретет вечный покой великое множество христиан. Прошло еще столетие. Зимой 1928-1929 гг., в разгар эпидемии тифа в Соловецком лагере, уединенный Голгофо-Распятский скит был переоборудован под стационар медчасти. В стены церкви Распятия Христова свозили тифозных больных – не столько для лечения, сколько для изоляции от здоровых людей. «Картина… была ужасна, – вспоминал очевидец – название Голгофы вполне оправдывалось. В тесных помещениях, битком набитых людьми, стоял такой спертый воздух, что само пребывание в нем... казалось смертельным... Истощенные люди... скелеты, обтянутые кожей, голыми, шатаясь, выбегали из часовни к проруби, чтобы зачерпнуть воды в банку из-под консервов. Были случаи, когда, наклонившись, они умирали...». Логика вопиющих камней, подтолкнувшая лагерное начальство устроить это место страданий в церкви Распятия Господня – подсказала приспособить древнюю церковь Христова Воскресения под морг. Архиепископ Петр заболел тифом в январе 1929 года. Он скончался через две недели пребывания в голгофской «больнице», 7 февраля. В день смерти владыка попросил обтереть свое тело губкой и переодеть в длинную рубаху, в которой когда-то принимал монашеский постриг. Вечером он несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает»; последняя фраза осталась недописанной.

http://pravmir.ru/creative/svyashhennomu...

Хотя ныне препона строению оному церковному учинилась; за переменою Вице-губернатора Алексия Курбатова, но обаче всемилостивый Господь, вся по желанию на прославление имени Его Святого, волю боящихся Его сотворить и молитву их услышит, и пошлет ктиторов к оной Святой церкви, ихже Сам весть; точию пречестность ваша прикажите заранее кирпич делать и деньги у пре честного отца Иисуса на оный и прочее берите. Повторяя просим, и повелеваем дабы прилежное попечение, и радение о оных нуждах имели, за которое радение всемилостивый Господь да воздарит вам. И мы остаемся должны. Прочее же пречестности вашей святым молитвам себя придаем». У подлинного написано: Ц. Мария с царствующего града Москвы, 1715 года Марта 15 д. На освящение новоустроенной деревянной церкви на горе Голгофе не во имя честного славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, как прежде было предназначено, а, во имя Страстей Христовых, последовала Преосвященного Варнавы – Архиепископа Холмогорского и Важского в Соловецкий монастырь к архимандриту Фирсу, с братиею следующая грамота: «Божиею милостию смиренный Варнава, Архиепископ Холмогорский и Важский, собственною рукою. Нашей Холмогорской епархии, о Святом Дусе сыну и сослужителю нашему, Соловецкого монастыря архимандриту Фирсу. В нынешнем 1715 году Мае, в 14 день нам Преосвященному Архиепископу бил челом Анзерского острова новозванной горы Голгофы строитель монах Иисус, и подал челобитную за рукою; а в челобитной его написано: в прошлом де 1714 году по благословению нашему Архиерейскому и по храмоставленной грамоте верховно на том Анзерском острове, на новозванной горе Голгофе, построить новую деревянную церковь во имя честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А ныне де по указу Благородной Государыни Царевны и Великой Княжны Марии Алексеевны велено ту церковь освятить во имя Страстей Христа, Бога нашего; и нам Преосвященному Архиепископу пожаловать бы его строителя монаха Иисуса благословить и повелеть тое новопостроенную церковь во имя Страстей Христа, Бога нашего, освятить и антиминс выдать, и освящение той церкви дать нашу Архиерейскую благословенную храмоосвятительную грамоту, на твое архимандричье Фирсово имя, и мы милостию Божиею Преосвященный Варнава, Архиепископ Холмогорский и Важский, слушав того его строителева Ииусова челобитья, пожаловали его строителя, благословили вышепомянутую церковь во имя Страстей Христа, Бога нашего, когда та церковь будет в готовности построена противу указу и благословенной нашей архирейской данной грамоты, и кресты буде на той церкви на главах поставлены будут, вам Архимандриту Фирсу освятит соборне со иеромонахи и со диаконы, по исправному чиновнику, как напечатано о положении освященного антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010