Текст Жития святого Димитрия Ростовского публикуется по изданию: Собрание разных поучительных слов и других сочинений святаго Димитриа митрополита Ростовскаго чудотворца, на шесть частей разделенное, с приложением и Жития его. М., 1786. Ч. 1. Л. 1–25 об. Житие Феофана Соловецкого Житие Феофана Соловецкого – памятник поздней русской агиографии, повествующий об известном соловецком пустынножителе Феофане (1739–1819), долгие годы подвизавшемся в Поморье и на Анзерском острове. Текст этот, вне всякого сомнения, представляет значительный интерес – как для истории Соловков, так и для истории русской литературы. Памятник, именующийся в рукописях Житием или Повестью, представляет собой удивительный по силе документ и уникальный по материалам источник по истории позднего пустынножительства, при этом композиционно и стилистически продолжает традиции агиографического жанра. Церковнославянский язык этого сочинения и его поэтика позволяют говорить о нем как о ярком свидетельстве продолжения живой средневековой агиографической традиции «после Древней Руси»; это производит особенно сильное впечатление, если учесть, что герой памятника был старшим современником А. С Пушкина: старец Феофан преставился 26 июня 1819 года. Будущий соловецкий пустынножитель (в миру – Фома Пантелеймонов) родился в 1739 году в Малороссии. В 12 лет он осиротел, а в 16 – ушел из дома в Киево-Печерскую лавру, где провел в разных послушаниях 17 лет, в том числе – служа известному затворнику Досифею Китаевскому. По благословению этого старца Феофан совершил поездку в Молдавию к Паисию Величковскому , а впоследствии ушел в Соловецкий монастырь, где в течение нескольких лет проходил различные послушания: служил просфорником и пономарем, посылался на салотопный завод в Реболду и на монастырское подворье в Суму – «назирать оное», был «закупным» в Архангельске и даже, по указу архимандрита Герасима, был поставлен экономом монастыря. Между тем, Феофан испытывал постоянную духовную тягу к пустынножительству, о чем вел частые беседы со своим учеником Климентом. Следствием этого духовного общения стал тайный уход в пустыню обоих – сначала ученика, а затем и учителя. Местом отшельнического подвига Феофана была поначалу пещера в десяти верстах от монастыря, а затем – леса Поморья, где подвижник провел в уединении 23 года. Последние годы своего пустыннического подвига (с 1817 г.) Феофан провел на Анзерском острове, где ему явился Иисус Голгофский, предрекший больному старцу скорую кончину. Весной 1819 года изнемогший от недуга подвижник был возвращен в Соловецкий монастырь, где и преставился 26 июня того же года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время он поручал управление братиею любимым ученикам своим –схимонаху Матвею и монаху Макарию. Так, однажды (а именно 18 июня 1712 года, в среду) о.Иисус, посетив одного уважаемого им пустынножителя, иеродиакона Паисия, в уединенной его келье у подошвы самой высокой горы острова, что ныне зовется Голгофою, решился пробыть здесь несколько времени в особой келье. Утомившись ночною молитвою, старец присел для краткого отдыха. Внезапно он увидел, как бы в тонком сне или забытьи, пресвятую Владычицу Богородицу, сияющую неизреченным светом и при Ней преподобного Елеазара Анзерского. Объятый благоговейным ужасом, старец пал лицем на землю и услышал голос Царицы Небесной: «Сия гора отныне нарицается второю Голгофою. На ней будет церковь во имя распятия Сына Моего и Бога, устроится скит и наречется Распятским, соберется множество монахов и прославится на ней имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами вовеки!» С этими словами видение прекратилось, но в то же время раздался с высоты другой голос: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест». О.Иисус много удивлялся виденному и слышанному и рассказал о том духовному брату своему Паисию. Оба они вместе с великою радостию благодарили Бога и Пресвятую Богородицу за очевидный опыт промышления о спасении душ человеческих. Паисий изобразил все видение о.Иисуса разными словами на деревянном кресте, сделанном руками самого старца. 11 В день памяти Первоверховных апостолов о.Иисус, совершив литургию в Анзерском скиту, отправился с учениками своими Матфеем и Макарием на вершину Голгофской горы, окропил всю гору освященною водою, водрузил приготовленный крест и поставил небольшую часовню для совершения всенощных бдений. С того времени он начал иметь попечение об учреждении новой обители иноческой на месте, избранном Самою Богоматерью. От преосвященного Варнавы, епископа Холмогорского, он получил благословение на устройство храма и скита на горе Голгофе и переселился туда с несколькими учениками, отказавшись от управления Анзерским скитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В это время уже во всей очевидности открылись в старце иеросхимонахе Иисусе следы высшей духовной силы. Старец видел, что братию весьма изнуряет то, что воду приходится: носить постоянно из под горы с большими затруднениями. Жалея их, он обратился за помощию к Божией Матери. Молитва его была услышана; Пресвятая Дева вторично явилась о. Иисусу с преподобным Елеазаром Анзерским и двумя ангелами. Старец пал до земли пред Небесною Гостьей. «Возстани, сказала Она ему, услышана молитва твоя. Заутра возьми учеников твоих и ископай на горе кладезь (указывает место). Тут будет вода на потребу тебе и братии», – и на утро был открыт на самой горе новый источник воды. Чрез несколько времени после этого события к о. Иисусу пришли разбойники. В ожидании скорого его ухода к литургии, они скрылись около его кельи, намереваясь его ограбить. Старец, провидя это, в своей молитве просит Бога вразумить их и послать им сон. Господь исполнил его желание, и воры, не пробуждаясь, проспали пятеро суток. Старец разбудил их, накормил, уличил и, когда раскаялись, с миром отпустил. Вскоре эти воры подпали суду, но отец Иисус спас их, продав свои последние книги. Воры пришли в скит, прожили в трудах на братию год и возвратились в мир уже честными тружениками. Такими же честными людьми и также после годичной жизни у старца возвратились в мир другие воры, хотевшие украсть братские овощи из огорода; они не могли даже сойти с места, пока сам старец по молитве не отпустил их. Были и другие случаи, ясно говорящие верующему сердцу, что иеросхимонах Иисус – угодник Божий и помощник людям в их болезнях и нуждах. Предчувствуя кончину, старец выкопал себе могилу и нередко проводил у нее время в молитве. Вскоре случилась с ним старческая немощь, осложнилась горячкой и он трое суток пролежал без движения. Все думали, что он уже умрет. По истечении трех дней старец очнулся, к нему на некоторое время возвратились силы, и он избрал себе преемника в лице ученика Макария. Еще задолго до этого, при первом изнеможении, по откровению свыше, иеросхимонах Иисус возвестил братии свою кончину – «в недельный день до восхода солнца».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В это время уже во всей очевидности открылись в старце иеросхимонахе Иисусе следы высшей духовной силы. Старец видел, что братию весьма изнуряет то, что воду приходится носить постоянно из-под горы – с большими затруднениями. Жалея их, он обращается за помощью к Божией Матери. Молитва его была услышана: Пресвятая Дева вторично явилась Иисусу с Преподобным Елеазаром Анзерским и двумя ангелами. Старец пал до земли перед небесной Гостьей. «Востани – сказала Она ему, – услышана молитва твоя. Заутра возьми учеников твоих и ископай на горе кладезь (указывает место). Тут будет вода на потребу тебе и братии». И на утро был открыт на самой горе новый источник воды. Через несколько времени после этого события к Иисусу пришли разбойники. В ожидании скорого его ухода к литургии, они скрылись около кельи, намереваясь его ограбить. Старец, провидя это, в своей молитве просит Бога вразумить их и послать им сон. Господь исполнил его желание, и воры, не пробуждаясь, проспали пять суток. Старец разбудил их, накормил, уличил и, когда раскаялись, с миром отпустил. Вскоре эти воры подпали суду, но отец Иисус спас их, продав свои последние книги. Воры пришли в скит, прожили в трудах на братию год и возвратились в мир уже честными тружениками. Такими же честными людьми и так же после годичной жизни у старца возвратились в мир другие воры, хотевшие украсть братские овощи из огорода, они не могли даже сойти с места, пока сам старец, по молитве, не отпустил их. Были и другие случаи, ясно говорящие верующему сердцу, что иеросхимонах Иисус – угодник Божий и помощник людям в их болезнях и нуждах. Предчувствуя кончину, старец выкопал себе, могилу и нередко проводил у нее время в молитве. Вскоре случилась с ним старческая немощь, осложнилась горячкой, и он трое суток пролежал без движения. Все думали, что он уже умрет. По истечении трех дней, старец очнулся, к нему на некоторое время возвратились силы, и он избрал себе преемника в лице ученика Макария. Еще задолго до этого, при первом изнеможении, по откровению свыше иеросхимонах Иисус возвестил братии свою кончину – «в недельный день до восхода солнца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Если рукодельем своим старцу удавалось заработать немного денег, он делил их на три части: одну для церкви, другую для братии, а третью для нищих. Имущества у него не было никакого, кроме немногих духовных книг и двух ветхих одежд. Одну из них, власяницу, он носил прямо на теле, вместо белья. Другую, ветхую рясу, надевал сверху. Жизнь в скиту была в высшей степени суровая. Старец достиг благодатных даров. Братия роптала, что слишком трудно носить воду на гору из озера. О. Иисус помолился, чтоб открылась вода на самой горе. После молитвы его явилась старцу Пресвятая Владычица с преп. Елеазаром и двумя ангелами и указала ему место для колодца. Когда утром стали копать — докопались до обильного источника чистой и вкусной воды. Раз у келии старца притаились разбойники, выжидая, когда он уйдет к утрени, чтоб тогда войти и ограбить келью. Читая правило, прозорливый старец прибавил к молитве своей такие слова: «Пошли, Господи, сон утрудившимся в суетном угождении врагу». Двое суток проспали воры у его келии, пока старец не разбудил их. Он, накормив их, отпустил, но начальство захватило их и посадило в тюрьму. Выпущены они были по просьбе о. Иисуса, покаялись и целое лето трудились для обители. Один из скитян, которого волновали страсти, пришел просить помощи у старца. Научив его борьбе с ними, о. Иисус прикоснулся к телу его своим жезлом. И страсти навсегда погасли в этом иноке. О. Иисус получил от Бога уведомление о времени смерти. Он простился с братиею и тихо почил 85 лет от роду — 6 марта 1726 г. Необыкновенный свет в минуту кончины его осветил келию, слышалось небесное пение и разлилось благоухание. Тело его почивает в каменном храме на вершине Голгофы, и имя его в северном поморье пользуется большим почитанием. Пустынножитель Феофан и ученик его Климент Один брат Соловецкой обители, именем Петр, бывши на Анзерском острове, по монастырским нуждам, часто посещал тамошнего пустынножителя Феофана, жившего под горой, называемой Голгофа. Однажды, ведя духовную с ним беседу, он спросил его: «Отче Феофане! Сколько лет жительствуешь ты в пустыне?» Старец отвечал: «25 лет». — Тогда Петр стал просить его: «Скажи мне, отче, Господа ради, где и как жил ты прежде, как ушел в пустынь сию, и как здесь подвизался?» — Старец прослезился и сказал: «Усердное твое прошение побеждает меня. Выслушай славы ради имени Божия, и во спасение души своей.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Находясь на этой горе, иеросхимонах Иисус однажды, начав молитву с раннего времени, продолжал ее, не прерывая, далеко за полночь. Наконец, утрудившись, он забылся в легком сне, и видит: его келья вся осветилась неземными светом и в нее вошла Пресвятая Дева с Преподобным Елеазаром Анзерским. В благоговейном трепете и духовной радости до земли преклонился старец перед Царицей Небесной. Она же сказала ему: «Сия гора отныне нарицается второю Голгофою: на ней имеет быть построена великая каменная церковь во имя Сына Моего и Господа, и устроится скит на вселение твое с двумя учениками, имена коих схимонах Матфий и монах Макарий; скит прозовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится на ней имя Божие. Я сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Когда Пречистая и Преподобный Елеазар удалились, раздался другой голос с неба: «Освяти гору Голгофу и постави на ней крест». С радостью выслушал Божию волю старец Иисус и рассказал обо всем своему другу – старцу Паисию, и вместе прославили Бога. На другой день освятил он эту, предизбранную Богом, гору окроплением св. воды, отслужил двукратно молебен; с ним были тогда Паисий, Матфий, Макарий и вся Анзерская братия. Согласно воле Божией на горе был водружен св. крест из дерева; он был сделан еще ранее самим о. Иисусом, а тогда старец Паисий вырезал на нем слова Пресвятой Богородицы и глас с неба. В настоящее же время крест этот находится над гробницей подвижника (в киоте под стеклом). После этого Иисус сложил с себя строительское звание и с учеником Макарием отправился в Архангельск к преосвященному Варнаве за разрешением на постройку церкви и скита. Архипастырь исполнил волю Пресвятой Богородицы во всем и 15 июня 1713 года дал свою грамоту на постройку двух церквей – одной во имя Распятия, на вершине горы, а другой под горой, на месте явления – в честь Успения Божией Матери, повелевая назвать гору Голгофой. С радостью возвратился старец и стал устраивать скит, но встретились непредвиденный препятствия, и старец снова отправился к владыке, прося дать грамоту на постройку одной церкви (первой).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Находясь на этой горе, иеросхимонах Иисус однажды, начав молитву с раннего времени, продолжил ее, не прерывая, далеко за полночь. Наконец, утрудившись, он забылся в легком сне и видит: его келия озарилась неземным светом и в нее вошла Пресвятая Дева с преподобным Елеазаром Анзерским. В благоговейном трепете и духовной радости до земли преклонился старец пред Небесною Царицею. Она же сказала ему: «сия гора отныне нарицается второю Голгофою: на ней имеет быть построена великая каменная церковь во имя Сына Моего и Господа, и устроится скит на вселение твое с двумя учениками, имена коих схимонах Матфий и монах Макарий; скит прозовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится на ней имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Когда Пречистая и преподобный Елеазар удалились, раздался другой голос с неба: «освяти гору Голгофу и постави на ней крест». С радостью выслушал Божию волю старец Иисус и рассказал обо всем своему другу – старцу Паисию и вместе прославили Бога. На другой день освятил он эту, предызбранную Богом, гору окроплением св. воды, отслужил двукратно молебен; с ним были тогда Паисий, Матфий, Макарий и вся Анзерская братия. Согласно воле Божией на горе был водружен св. крест из дерева; он был сделан еще ранее самим о. Иисусом, а тогда старец Паисий вырезал на нем слова Пресвятой Богородицы и глас с неба. В настоящее же время крест этот находится над гробницей подвижника (в киоте под стеклом). После этого Иисус сложил с себя строительское звание и с учеником Макарием отправился в Архангельск к преосвященному Варнаве за разрешением на постройку церкви и скита. Архипастырь исполнил волю Пресвятой Богородицы во всем и 15 июня 1713 года дал свою грамоту на постройку двух церквей – одной во имя Распятия на вершине горы, а другой под горой, на месте явления, – в честь Успения Божией Матери, повелевая назвать гору Голгофою. С радостью возвратился старец и стал устроять скит; но встретились непредвиденные препятствия, и старец снова отправился к владыке, прося дать грамоту пока на постройку одной церкви (первой).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7 Это был монах Варлаам Левин, проповедовавший то же учение об антихристе в 1722 году. Сведение о нем находится в книге г. Есипова «Раскольничьи дела XYIII столетия», с.3–5 7. 8 Подлинное дело о Талицком не отыскано, но в ска­занной книге (с. 59 – 84) г. Есипова помещена выписка из дел Преображенской канцелярии, представленная в 1750 году императрице Елизавете Петровне. 9 В царской грамоте на имя преосвященного Афанасия от 13 марта 1701 года сказано, что о. Иоанн посылается «с Москвы на Холмогоры по сыскному делу вора Гришки Талицкого» для пострижения и неисходного пребывания в Соловецком монастыре. 11 Этот крест большого размера, вызолоченный, был несколько времени запрестольным в Голгофской Распятской церкви, когда она была деревянная, а теперь поставлен в Успенском приделе каменного Распятского храма, над самою гробницей о.Иисуса. 12 Три грамоты архиепископа Варнавы, по предмету построения и освящения церкви и учреждения Распятского ски­та, хранятся в ризнице Соловецкого монастыря. 13 Два потира с дискосами и прочим прибором, крест напрестольный с частицами св. мощей, богато убранное Евангелие и серебряное кадило присланы, как видно из надписи, в 1715 году. Все эти вещи хранятся в ризнице Распятского скита. 14 Эта икона, точный список со знаменитой чудотвор­ной иконы, что в Киево-Печерской Лавре, ныне находится над царскими вратами в Зосимо-Савватиевской церкви, прилежащей к соборному Преображенскому храму Соловец­кого монастыря. 15 В старости о.Иисус никуда не ходил без жезла, который и теперь хранится в ризнице Голгофского скита. 17 Подлинное завещание, к сожалению, не сохранилось. О. Макарий в житии старца своего сообщает кратко его содержание: после хвалы Богу за все Его благодеяния в течение долголетней и многотрудной жизни своей, праведник выражает надежду свою на воскресение и жизнь вечную, утешает учеников своих, прощается с ними, благодарит благотворителей и, наконец, объявляет, что после него не остается никакой собственности. 18 Незадолго до кончины своей, о.Иисус вручил со­бранные им на церковное строение 236 рублей, 1 алтын и 2 деньги Анзерскому строителю Спиридону, прося употребить их на построение каменной Распятской церкви. Но Анзерский строитель с несколькими монахами против совести своей объявил, что деньги и заготовленные материалы бы­ли назначены усопшим на построение теплой церкви в Анзерском скиту. Эта церковь была построена, но вскоре сгорела со всею ризницею и имуществом (Описание Соловецкого монастыря, ч. II, с. 374).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

905 ...бе же то преподобный Иисус Галговский... – Имеется в виду преподобный Иов (в схиме – Иисус) Анзерский (1635–1720), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер Соловецкого архипелага; память – 6 (19) марта. 908 Мы есмы Антоний и Феодосий, зде, на Муксалском осторове, пожилом, под горою Фавор живше... – Сведения о соловецких пустынниках Антонии и Феодосии, подвизавшихся на о. Большая Муксалма (третий по величине остров Соловецкого архипелага, расположенный в его восточной части, в 10 километрах от монастыря), сохранились только в Житии Феофана Соловецкого. Судя по тексту Жития, пустынники Антоний и Феодосий преставились раньше Феофана, т. е. до 1819 г. Гора Фавор, место их пустыннического подвига, расположена в юго-восточной части острова. 909 ...и при хлебне в чулане оставлен. – Хлебня – то же, что пекарня: место для выпечки хлеба, иногда также – для его продажи или раздачи (в монастыре). 910 …нарицая его лицемера, пустосвята, раскольника... – Здесь Феофан именуется раскольником, по-видимому, как нарушитель монастырского устава, запрещавшего в то время пустынническое житие. 913 Ин брат, простец, иже некогда служа старцу, скорбя зело, яко не име писма уволнительнаго, ибо таковых из монастыря высылаху. – Имеется в виду увольнительное свидетельство – выдававшийся государственными органами официальный документ об «увольнении из крестьян», дававший право поступления в монастырь. 914 ...есть же на том острове рыбная ловля, имянуемо Кирилов... – Имеется в виду Кирилловская рыболовная тоня (небольшое промысловое предприятие для ловли и первоначальной обработки рыбы) – центр рыболовства Соловецкого монастыря на Анзере начаная с XVII в.; находилась в северной части острова Анзер, в двух километрах от горы Голгофы, на берегу Кирилловской губы. 915 …разстояния же два поприща? – Поприще – крупная путевая мера; расстояние, соответствующее длине римско-греческой мили (ок. 1480 м). 916 И тако лежащу старцу Феофану в хлебне в чулане зело больну, но не можаше укрытися от приходящих к нему пользы ради... – Возможная утрата текста (в ркп. отсутствует словосочетание «не можаше укрытися») восполнена по списку Пространной редакции Жития Феофана (БАН, собр. Археографической комиссии. л. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1710 году за строгую подвижническую жизнь удостоен был по­стрижения в схиму с именем Иисуса, Израильского вождя. Нередко удалялся иеросхимонах Иисус в пустынные места ради без­молвия, и также часто ходил к пустынножителям для духовной беседы. Однажды, пребывая в келлие, предоставленной ему одним пустынножи­телем Паисием, жившим при горе, называемой Голгофою, он ночью долго читал псалмы и молился. Когда же, утомленный, он задремал, то увидел во сне – среди необыкновенного света, озарившего келлию, Божию Ма­терь и преподобного Елеазара Анзерского; Божия Матерь сказала ему, что на горе Голгофе будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа, и учредится скит, и соберутся иноки для прославления имени Божиего... Почувствовав радость от сновидения этого, принимая его как бла­гословение Божие, старец Иов предпринял с этой минуты учреждение новой киновии на Голгофской горе. Он переселился на жительство на гору Голгофу и вскоре, с помощью учеников своих, основал Голго- фо-Распятный скит на Анзерском острове. Скоро братии собралось тут до 20-ти человек; каждый из них должен был сам устроить келлию для себя; пустынники же жили в уединенных местах под ведением схим­ника Иисуса и приходили в скит каждое воскресенье для присутствия при Божественной службе и для исповеди перед старцем. Тут жили все эти подвижники в подвигах духовных и в трудах телесных. Сам старец Иисус, в пример другим, нередко рубил дрова, носил на гору воду для поварни, в пекарне растворял тесто для хлеба. В келлие в свободное время он постоянно занимался рукоделием; вырученные за труд деньги употреблял на церковь , на нужды братии и на милостыню. Так прошли годы, и старец стал чувствовать приближение смерти. Он сосредоточил тогда всю заботу свою на приготовлении к жизни загробной; смиренная душа его возбуждала себя к покаянию: «Душе моя, душе моя, восстань! Что спишь? Конец приближается, и долж­на смутиться...» Всю жизнь свою угождавший Богу трепетал, как бы не угодивший... Между тем Господь, удостоивший его и прежде особенных от­кровений, не утаил от него теперь и времени его кончины. Задолго до смерти он сказал братии, что смерть его последует в воскресный день до восхода солнца. Так и сбылось. И в предсмертные минуты он весь исполнен был необыкновенной радости, которая доказывала, что он готов был перейти в вечность... И вечность наступила для него. По­жив на земле подобно Ангелу, бестрепетно отошел он продолжать свое ангельское житие перед лицом Живущего во свете неприступном... Перенесение мощей святого мученика Авраамия Болгарского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010