В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших «ради молитв преподобных» безденежно, и несколько сот наемных рабочих. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Подвижники благочестия Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) — первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV — XVI ), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов( в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.). Разрушение Соловецкого монастыря XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения — офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины. Добровольное заточение

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

По смерти Иисуса дело о строении церкви приняло другой оборот. Анзерский строитель с братством против совести объявили, будто Иисус приказал о.духовному при своей кончине, чтобы все данные им деньги и заготовленные материлы отдать в Анзерский скит на сооружение придельной теплой церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Церковь в Анзерах была выстроена, но, за неправильное присвоение чужого, вся вскоре сгорела со всею ризницею и имуществом. Сверх сего обитатели Троицкого Анзерского скита неблагоприятно смотрели, что Голгофораспятский скит независим от них и состоит на своем иждивении; поэтому, чтобы совершенно его уничтожить, они начали сначала переманивать к себе живущих там иноков, в чем и преуспели: в 1721 году два брата перешли в Анзерский скит, два брата в Соловецкий монастырь, один брат скончался, а затем осталось на Голгофе только два пустыннолюбивых инока: Геннадий и Сергий, у которых в том же 1721 году, по приказанию властей Соловецкого монастыря, монахом Евфимием отобрана вся скитская наличная сумма, все имущество и церковные дорогие вещи, и все это отдано в Анзерский Троицкий скит для хранения, чтобы опять воры не похитили как прежде и чтобы чрез то не навлечь на себя гнева царского и укоризны за крайнее нерадение. Эти вещи анзерский строитель с братиею принял для хранения и дал расписку в получении голгофским монахам. В 1722 году по донесении в Приказ инквизиторских дел и по представлению Приказа Преосвященному Варнаве, Архиепископу Холмогорскому и Важскому, оставшееся имение Распятского скита иеросхимонаха Иисуса, деньги сто червонных и тридцать восемь рублей и 32 аршина золотого малинового штофа на одежду престола и жертвенника, по прошению анзерского строителя, Преосвященным отданы не были, но об них донесено было на разрешение Св. Синода; а так как в то время издан был духовный регламент, то Св. Синод на основании следующего пункта: «ежели где монастырь малолюден, таковый подлежит сообщить во едину обитель», указом 1723 года июля 28 дня определил Распятский скит приписать к Анзерскому Троицкому скиту, а оставшееся имение, деньги и все вещи и даже келейное имущество строителя иеросхимонаха Иисуса немедленно прислать в московскую канцелярию Св. Синода, что вскоре и было исполнено. Таким образом, прежняя независимость Распятского скита и средства к многолюдному в нем обитанию иночествующих кончились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в среду на второй неделе св. Четыредесятницы, после преждеосвященной литургии. Совершали священнодействие иеромонахи Иакинф Филарет и Прокл с иеродиаконами в присутствии всей скитской братии и пустынножителей, которые поспешили на провожание своего отца. Когда оставалось отдать последнее целование почившему старцу, было прочитано найденное в келье в запечатанном конверте духовное завещание братии. В завещании Преподобный, прежде всего, воздает хвалу Господу Богу за все Его благодеяния к себе в продолжение долголетней жизни своей; затем, выразив всю свою надежду на воскресение и жизнь вечную, утешает учеников, прощается с ними, благодарив всех еще живых благодетелей, и, наконец, объявляет, что имения никакого не осталось. Скитские иноки на своих руках вынесли из церкви утружденное тело старца и положили в каменном склепе, приготовленном на самой горе, глубиною не более одного аршина. Поверх склепа они поставили деревянную, хорошо отделанную гробницу, на которой сделали приличную надпись, а на самую гробницу положили еще деревянную доску с словами: «Здесь скончался 1720 года, марта 6–го дня, Преподобный Иов (в схиме Иисус), строитель прежде бывший Анзерский, а потом Голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит перешел на безмолвие 1702 года. Строительство Анзерское принял 1706 года. В схиму постригся в 1710 году. На гору Голгофу пришел жить строителем 1714 года. Показавший образ добродетелей – словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною. От рождения жития его было 85 лет». «1720 года марта 9–го дня погребен здесь». С самого дня погребения, усердствующие во множестве начали отправлять на могиле его паннихиды; так что чрез несколько времени, усердием учеников блаженнаго старца, над гробницею поставлена часовня и на надгробной доске изображен лик Преподобного. По смерти блаженного старца все дела о дальнейшем устроении Голгофо–Распятскаго скита приняли другой ход. Анзерский строитель объявил, будто покойный приказывал духовному отцу при кончине своей, чтобы оставленныя им деньги, равно и заготовленные материалы, отдать в Анзерский скит на сооружение придельной теплой церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

елеем, нередко исцелял их. Этого подвига любви и заботливости о ближних не оставлял он до самого блаженного своего преставления ко Господу. В 1710 году старец о.Иов был вызван настоятелем соловецким архимандритом Фирсом в обитель, и за строгую подвижническую жизнь удостоен пострижения в великий ангельский чин – схиму (с наименованием Иисус, в память Иисуса Навина, вождя израильского). Впоследствии о. иеромонах Иов, находясь в должности строителя Анзерского скита, нередко удалялся на безмолвие, а еще чаще ходил к пустынножителям для собеседования с ними. На это время поручал, он обыкновенно дела скита своим ближним и более успевшим в подвиге иноческом ученикам, схимонаху Матфею и монаху Макарию, и вверял им наблюдение за церковным уставом и клиросным пением. В одно время, именно, в 1712 году, июня 18-го числа, в среду, отец Иов восхотел посетить одного уважаемого им пустынножителя, иеродиакона Паисия, пребывавшего в уединенной келии своей, находившейся от Анзерского скита в 6-ти верстах, при высочайшей горе (нынешняя Голгофа), на которой некогда жил, тоже в безмолвии, основатель Анзерского скита, преподобный Елеазар. Пришедши к келии пустынника, о. Иов толкнул в дверь, прочитал, по обычаю иноческому, Иисусову молитву, и по молитве получив дозволение, вошел в самую келию; началась беседа пустынножителей о пользе душевной и продолжалась до самого вечера. После чего о. Иов пожелал с пустынножителем пробыть несколько времени, и о. Паисий дал ему особую келию. Однажды о. Иов, по обычаю своему, стал с вечера на молитву, которую и продолжал до самой полуночи, прочитывая псалмы с коленопреклонением. Когда же утрудился и сел для малого отдыха, и при этом уклонился в тонкий сон или только забылся, вдруг увидел в келии своей сияющий необыкновенный свет, и в этом свете еще более сияющую в небесной славе Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, Приснодеву Марию, и при Ней преподобного Елеазара анзерского. В благоговейном страхе встал о. Иов с места и поклонился Владычице лицом до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1710 году старец Иов был вызван соловецким настоятелем, архимандритом Фир– сом, в обитель и за строгую подвижническую жизнь удостоен пострижения в великую схиму с именем Иисус, в честь и память об израильском вожде Иисусе Навине. Получив такое священное имя духоносный старец с еще бблыыим вниманием и усердием стал проводить свою ангелоподобную жизнь. Он, теперь уже иеросхимонах Иисус, нередко удалялся на безмолвие в пустынные места, а также ходил к отшельникам для духовной беседы. Однажды, в 1712 году, старец захотел посетить уважаемого им пустынника, иеродиакона Паисия, жившего в четырех верстах от Анзерского скита, при высокой горе, называемой ныне Голгофой. После беседы скитоначальник пожелал некоторое время пробыть с пустынножителем, и отец Паисий выделил ему особую келью. Спустя некоторое время старец Иисус, по своему обычаю, стал на вечернюю молитву, которую продолжал до самой полуночи. Утомившись, он присел и в тонком сне вдруг увидел в кельи необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу, а с Ней преподобного Елеазара Анзерского. В благоговейном страхе, встав с места, он поклонился видению до земли. При этом услышал голос Небесной Царицы: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа и учредится скит для тебя с двумя учениками, схимонахом Матфием и монахом Макарием, скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки» (1, с. 121). С этими словами Пречистой видение окончилось. Но в то же время послышался с высоты другой голос: «Освяти гору Голгофу и водрузи на ней крест!» (1, с. 121). Старец удивился виденному и слышанному и всё рассказал иеродиакону Паисию. Тот же всё слышанное вырезал на кресте, сделанном руками самого иеросхи– монаха Иисуса. 29 июня, в праздник святых апостолов Петра и Павла, преподобный Иисус, исполняя волю Божию, с учениками Матфием и Макарием отправился из Анзерского скита на гору Голгофу, там освятил воду, и, окропив ею гору, водрузил приготовленный крест с надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но церковь была заперта, и тогда, прислушавшись, все поняли, что пение раздавалось из кельи усопшего старца. Они вошли в келью и огласили ее своим горьким плачем. С честию приготовили тело старца к погребению и перенесли его в церковь без народа. Хотя множество собралось на Голгофу людей, – а их никто не уведомлял о кончине старца, – но не могли прийти на перенос тела из кельи, вследствие особенно сильного дождя. Желание старца исполнилось – он был перенесен и погребен без «бытности мирских людей». Благоговейно отпели братия его тело, похоронили в могиле, собственноручно им выкопанной. Ныне над его могилой храм и устроена рака, на которой сделано и изображение самого иеросхимонаха Иисуса. А братия еще тогда положили на его могилу доску, на которой было написано: «Здесь скончался 1720 г., марта 6 дня, преподобный Иов, в схиме Иисус строитель прежде бывший анзерский, а потом голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит пришел на безмолвие 1702 г. Строительство Анзерское принял 1706 г. В схиму постригся в 1710 году, на гору Голгофу пришел жить строителем 1714 года. Показавший образ добродетелей словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною». Этими словами братия кратко, но верно выразили свое замечательно правильное понимание личности иеросхимонаха Иисуса. Действительно, это был истинный христианин, никакие испытания не могли отвратить его от любви к Богу, ввергнуть в отчаяние и уныние. Вера и надежда всегда его поддерживали и тогда, когда другой впал бы в отчаяние, он нашел новые силы для новой деятельности и является перед нами великим в своем смирении подвижником благочестия. Благоговейная память о нем свято чтится служением панихид. Скит иеросхимонаха Иисуса, после его смерти, утратил свою самостоятельность, был в подчинении у Соловецкого монастыря, и из него были вывезены все его сокровища; братия разошлась в Анзерский скит и Соловецкий монастырь. В 1723 году он соединен с Анзерским скитом. В 1764 году отдан в ведение Соловецкого монастыря, настоятелем которого, Досифеем II был возобновлен и приведен в благоустроенный вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Анзеро-Распятский скит находится почти на средине Анзерского острова, на горе, именующейся Голгофою 13 , в расстоянии от Троицкого к востоку в четырех верстах. Гора сия с давнего времени была пристанищем безмолвных отшельников, иноков Анзерских и Соловецких. В уединенном месте сем часто упражнялся в богомыслии Строитель Анзерского скита Священноинок Иов, в схиме Иисус, который в 1712 году посетив там жившего Иеродиакона Паисия, сподобился узреть в видении Пресвятую Богородицу с Преподобным Елеазаром. Он слышал глас, что гора сия наречется второю Голгофою, и что на ней имеет быть великая церковь во имя Распятия Господня и скитом Распятским назовется. Вскоре на горе Голгофской с молебным пением и водоосвящением был водружен крест Господень с кратким надписанием об упомянутом видении; а Преподобный Иисус в 1713 году с двумя учениками своими отправившись к Преосвященному Варнаве, Архиепископу Холмогорскому и Важескому, испросил грамоту о сооружения па Голгофе двух каменных церквей: во имя Страстей Христовых и при подошве ея (где было Препод, видение) во имя Успения Пресвятой Богородицы и чтобы скиту сему быть в своем управлении. Сдав строительство Троицкого скита в 1714 году, он совершенно переселился для жительства на голгофскую гору; но в построении упомянутых каменных церквей встретил непреодолимые препятствия. Недостаток в келейных строениях для помещения работников и трудное доставление из города Архангельска материалов, были причиною, что Препод. Иисус испросил вторичную грамоту на построение деревянной церкви с трапезою во имя Святаго Иоанна Предтечи, честныя главы его усекновения, которая вскоре и была выстроена, а освящена во имя Распятия Господня и снабжена иконами, книгами и всякою церковною утварию от щедрот Царицы Параскевы Феодоровны (вдовствовавшей супруги Царя Иоанна Алексеевич а) и от Великой Княжны Марии Алексеевны, которые особенное имели благоволение к Преподобному, бывшему их духовнику. 1718 Года Ряспятский скит ограблен был от разбойников; однако же Строитель Иисус не отлагал попечительности своей о построении каменных храмов. В Анзерском Троицком ските уже заготовляем был кирпич на то строение; но с последовавшею за сим кончиною его окончилась и надежда к совершенному устроению скита; ибо, по смерти его, упомянутый материал был неправильно присвоен Троицким скитом, оставшиеся ученики Преподобного отошли от сего пустынного места, а имущество церковное, скитское и собственное Строителя Иисуса взято частию в скит Анзерский и монастырь Соловецкий, а оттуда вытребовано в дом Епархиального Архиерея. Наконец оное паки возвращено было в Соловецкий монастырь по ходатайству Архимандрита Досифея I в 1768 году. Преподобный Иисус преставился 1720 года Марта 6-го дня, имея от рождения 85 лет. Он был прислан в Соловецкий монастырь для пострижения по воле Государя Петра I в 1701 году; в Анзерский скит перешел на жительство 1702 года; Строителем в Троицкий скит определен 1706 года, а в схиму постригся 1710 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почувствовав облегчение от болезни, Иеросхимонах Иисус поспешил в последний раз совершить Божественную литургию и причастил своих учеников св. Христовых Таин. После литурии он опять почувствовал изнеможение и возлег на болезненный одр, с котораго уже не вставал. В эти предсмертныя минуты он весь исполнен был необыкновенной радости, которая доказывала его готовность к переходу в вечность. Забота об устроении в ските каменной церкви не оставляла блаженного старца на смертном одре. В 1719 году он упросил Анзерского строителя Германа, за достаточное количество денег, заготовить кирпич и другие материалы, которых уже не мало было приготовлено. Но эти приготовления остановились по причине перевода Германа в другой монастырь. На одре смертном Иисус просил Анзерского строителя Спиридона о продолжении этого дела и вручил ему 236 рублей, 1 алтын и 2 деньги. Этого достаточно было для совершения дела. Будучи уже при смерти, сверх этих денег, он отдал иеромонаху Филарету, монаху Проклу и послушнику Онисиму 100 червонных и 38 руб. на ту же постройку. Иисус дожил до воскресного дня, в который тогда пришлась неделя православия. Рано утром призвав к себе всех учеников, он последний раз облобызал и благословил каждаго, а ученики свидетельствовали преданность свою старцу горькими слезами. Простившись со всеми, иеросхимонах Иисус сказал: «отхожу ко Владыке моему Господу Иисусу Христу, а вам оставляю путеводителем к царствию небесному о. Макария; от него не отставайте на пути добродетелей. Еще заповедаю вам: тела моего по смерти не омывайте, одежду на нем не переменяйте, а в которой теперь нахожусь, в ней положите во гробе; погребете сотворите сами, без мирских людей.» Когда плачущие иноки спросили: «отче святый, как мы останемся в сиротстве без тебя: желали бы и мы умереть с тобою, ибо ты нас вел ко Христу за собою, а ныне далеко оставляешь» – старец сказал: «утешьтесь, мои возлюбленные, ибо я хотя телом разлучаюсь, но духом пребуду навсегда с вами», и с этими словами отпустил их в кельи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Забота об устроении в ските каменной церкви не оставляла блаженнаго старца на смертном одре. В 1719 году он упросил Анзерскаго строителя Германа, за достаточное количество денег, заготовить кирпич и другие материалы, которых уже не мало было приготовлено. Но эти приготовления остановились по причине перевода Германа в другой монастырь. На одре смертном Иисус просил Анзерскаго строителя Спиридона о продолжении этого дела и вручил ему 236 рублей, 1 алтын и 2 деньги. Этого достаточно было для совершения дела. Будучи уже при смерти, сверх этих денег, он отдал иеромонаху Филарету, монаху Проклу и послушнику Онисиму 100 червонных и 38 руб. на ту же постройку. Иисус дожил до воскреснаго дня, в который тогда пришлась неделя православия. Рано утром призвав к себе всех учеников, он последний раз облобызал и благословил каждаго, а ученики свидетельствовали преданность свою старцу горькими слезами. Простившись со всеми, иеросхимонах Иисус сказал: «отхожу ко Владыке моему Господу Иисусу Христу, а вам оставляю путеводителем к царствию небесному о. Макария; от него не отставайте на пути добродетелей. Еще заповедаю вам: тела моего по смерти не омывайте, одежду на нем не переменяйте, а в которой теперь нахожусь, в ней положите во гробе; погребете сотворите сами, без мирских людей.» Когда плачущие иноки спросили: «отче святый, как мы останемся в сиротстве без тебя: желали бы и мы умереть с тобою, ибо ты нас вел ко Христу за собою, а ныне далеко оставляешь» – старец сказал: «утешьтесь, мои возлюбленные, ибо я хотя телом разлучаюсь, но духом пребуду навсегда с вами», и с этими словами отпустил их в кельи. Из числа учеников один служивший старцу в болезни, вышедши от старца, остановился и не пошел в свою келью. Он тайно, чрез скважину, посмотрел на больного и увидел, что, проводив из кельи иноков, старец встал с одра, преклонился на колена посреди кельи, молился со слезами Богу и Пресвятой Богородице, призывая и святых угодников, и в молитве этой часто поминал устроенную им св. киновию и братию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

Нужно обратить внимание на то, что слова эти Иисус Христос произнес " громким голосом " . Молитвенное общение, с Отцом этого не требовало (Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11, 41-42)). Слова Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? были произнесены для народа, стоявшего на Голгофе. Этим прямым обращением к Священному Писанию, пророчески предизображавшему крестные страдания Мессии, Иисус с Креста хотел в последний раз наполнить людям о своем спасительном деле, на которое послал Его Отец. Преодолевая только человеческое понимание крестных мук Иисуса важно удержаться и от другой крайности и не умалять страданий нашего Спасителя. Воплотившийся Бог испытал на Кресте все мучения человеческой плоти. Страдания вочеловечившегося Господа усугублялись еще тем, что Он, хотя принял человеческую природу, но был лишен всякого греха. Смерть же есть следствие греха. Человек был сотворен бессмертным, и смерть вошла в человеческую жизнь вместе с грехом. Для Богочеловека, свободного от греха, она была совершенно противоестественной. С этим связана и великая скорбь Иисуса Христа в Гефсиманском саду и Его моление о чаше. Голгофские страдания Иисуса Христа, нераздельно соединившего Свое Божество с человеческой природой, не закончились в тот вечер, когда наступила Его смерть, сопровождавшаяся великими знамениями. Согрешая и творя беззакония, люди продолжают распинать Христа. В этом убеждает двухтысячелетний опыт Церкви, Достаточно вспомнить, при каких обстоятельствах возник на Анзерском острове Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря. Там подвизался иеромонах Иов (в схиме - Иисус). В среду 18 июня 1710 года он вышел из Свято-Троицкого Анзерского скита и отправился к иеродиакону Паисию, проходившему на этом же острове подвиг пустынничества. Преподобный Иов остался у него на ночь и встал на молитву. В полночь, утрудившись, он сел и в это время увидел в келье необычный свет и в сиянии славы Божию Матерь, а вместе с Нею преподобного Елеазара Анзерского. Царица Небесная показала на гору, у подножия которой была келья, и сказала: " Эта гора отныне называется вторая Голгофа " . Когда видение закончилось, с высоты раздался другой голос: " Освяти гору Голгофу и поставь крест " . Преподобный Иов вместе с учениками 29 июня 1710 года освятили гору и воздвигли на ней крест. Пророчество точно исполнилось через двести с лишним лет, когда возник Соловецкий лагерь особого назначения и место это было обильно полито кровью замученных там священнослужителей и простых верующих людей.

http://pravoslavie.ru/1699.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010