В совр. Требнике после вкушения общей чаши сразу начинается троекратное шествие священника и брачующихся вокруг аналоя с крестом и Евангелием (перед к-рым совершается В. б.), во время к-рого поются тропари «    », «    » и «        ». Эти тропари (обычно только 2-й и 3-й; нередко только 2-й трижды; в нек-рых рукописях и в дониконовских рус. изданиях вместо 1-го тропаря приводятся стихи Пс 79. 15-16) появляются в рукописях с XV в.; первоначально они пелись во время шествия новобрачных в их покои (см. Patm. 690, XV в.; ср.: Sinait. gr. 973, 1153 г.). Нек-рые слав. рукописи - напр., ГИМ. Син. 598, XIV в., и 324, 1-я пол. XV в.,- предписывают иерею в конце В. б. не обводить новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей, а усаживать их «на лавицу» с пением стихов Пс 79. 15-16. Со временем торжественное шествие в дом молодых (обычай, восходящий к античным и ветхозаветным временам) было заменено шествием по кругу в храме, символизирующим полноту брака во Христе. После пения тропарей и шествия нек-рые рукописи (как правило, те же, что содержат и молитву «Ο Θες ανιος, τν ορανν τος στροις κατακοσμσας») указывают читать молитву «Ο Θες, το παντς κσμου δημιουργς» (Боже, всего мира Создатель). По совр. Требнику после шествия священник снимает венцы с молодоженов, произнося специальные пожелания жениху, полностью построенные на примерах из ВЗ (        ) и невесте (            ). С XV в. для В. б. указывается особый отпуст (                          ); как правило, перед отпустом поются один или неск. богородичнов (один из к-рых - «    » - присоединился к тропарям шествия). По совр. Требнику после снятия венцов и до отпуста читаются еще 2 молитвы: «Ο Θες, Θες μν, παραγενμενος ν Καν τς Γαλιλαας» (              ) и «Ο Πατρ, Υς κα τ γιον Πνεμα» (          ; строго говоря, это не молитва, а пожелание, обращенное от священника к молодым), завершающиеся не вполне понятной рубрикой: «                              ». Слово «входят» в этой рубрике - след известной по рукописям практики благословлять опочивальню новобрачных; «входили» именно в нее.

http://pravenc.ru/text/150353.html

На вечерни после Ныне отпущаеши должны петься особые тропари, которые будут петься и в Великом посту. Текст 1-го тропаря нам знаком:Богородице Дево. Но поется он великопостным напевом и сопровождается земным поклоном. Затем на Славу поется: «Крестителю Христов, всех нас помяни...» и на И ныне – «Молите за ны, свв. апостоли...». Затем читаются еще тексты, положенные по Часослову, и после них первый раз произносится молитва св. Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего с 16-ю поклонами – 3 земных, 12 поясных и еще один земной. На утрени будет петься Аллилуйя, а не Бог Господь. И к каждому Аллилуйябудут припеваться – пока не будем говорить, что это такое – Троичны гласа. Затем – канон. Канон будет построен совершенно уникально: он берется из Октоиха, Минеи и Постной Триоди. Сырная седмица очень сложная. В среду и пятницу Постная Триодь содержит как полный канон – из 9 песен, так и трипеснец. А как строятся трипеснцы на сырной седмице и в Великом посту? Как они распределяются по дням седмицы? В трипеснцы всегда входит 8-я и 9-я песнь, а в зависимости от дня седмицы добавляются еще одна. В понедельник есть 1, 8, 9 песни; во вторник – 2, 8, 9; в среду – 3, 8, 9; в четверг – 4, 8, 9; в пяток – 5, 8, 9 и для субботы Великого поста назначен четверопеснец: 6, 7, 8, 9. В конце утрени также читается молитва Ефрема Сирина с 16 поклонами. На 1-м часе будет читаться постный тропарь часа. Мы упоминали тропари часов, когда говорили о литургических темах часов, но 1-й час остался без внимания. Его тропарь говорит нам о начале дня: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой» – выделено то, что это утренняя молитва, начало дня. В Великом Посту тропари часов будут петься, а на сырной они читаются. На 3-м, 6-м, 9-м часах будут тоже читаться тропари часа. 6-й час имеет еще одну особенность. На нем будут читаться тексты, о которых мы раньше не говорили: тропарь пророчества, прокимен, паримия и еще один прокимен. Все эти тексты содержатся в Постной Триоди. В заключение каждого часа будет читаться молитва Ефрема Сирина . Службы похожи на великопостные, но и отличны от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священник обводит венчающихся вокруг аналоя Священник обводит венчающихся вокруг аналоя Чин венчания заключают тропари «        » и «        », во время пения тропарей священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя, перед к-рым совершался чин. Эти тропари (обычно только 2-й и 3-й; нередко только 2-й трижды; в нек-рых ркп. и в дониконовских рус. изданиях вместо 1-го тропаря приводятся стихи Пс 79. 15-16) появляются в рукописях с XV в.; первоначально они пелись во время шествия новобрачных в их покои (см. Patm. 690, XV в.; ср.: Sinait. gr. 973, 1153 г.). Нек-рые слав. рукописи - напр., ГИМ. Син. 598, XIV в., и 324, 1-я пол. XV в.,- предписывают иерею в конце венчания не обводить новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей, а усаживать их «на лавицу» с пением стихов Пс 79. 15-16. Со временем торжественное шествие в дом молодых (ср. с античными и ветхозаветными обычаями) было заменено шествием по кругу в храме, символизирующим полноту Б. во Христе. С XV в. для венчания указывается особый отпуст (                          ); как правило, перед отпустом пелись один или неск. богородичнов (один из к-рых - «    » - присоединился к тропарям шествия). После пения тропарей и шествия и до отпуста, согласно совр. Требнику, священник снимает венцы с молодоженов, при этом он произносит традиц. пожелания жениху (        ) и невесте (            ). Сразу вслед за этим читаются 2 молитвы: «Ο Θες, Θες μν, παραγενμενος ν Καν τς Γαλιλαας» (              ) и «Ο Πατρ, Υς κα τ γιον Πνεμα» (          ), завершающиеся не вполне понятной рубрикой: «                              ». Слово «входят» в этой рубрике - след известной по рукописям практики благословлять комнату новобрачных; «входили» именно в эту комнату. Согласно подавляющему большинству рукописей, чин венчания замыкался еще одним или двумя краткими чинами. 1-й из них чаще всего называется «Εχ ες τν παρσιν τν στεφνων» (Молитва на снятие венцов; встречаются и др. наименования, в частности «Ες τν γμου πστον» - На брачный чертог); 2-й - «Εχ ες τν λσιν τν στεφνων» (Молитва на разрешение венцов).

http://pravenc.ru/text/153321.html

Как уже отмечалось, молитва анафоры в составе различных литургий в течение истории претерпевала изменения. Так, с течением веков и в текст анафор Иоанна Златоуста и Василия Великого вторгались некоторые интерполяции (с лат. – изменение, переделка; в данном случае – вставка), наиболее обширная из которых прочно закрепилась в XV–XVI вв. в Служебниках России и Греции и ряда других Церквей, испытавших их влияние, – это вставленный в середину эпиклесиса текст тропаря третьего часа, повторяемого троекратно. В данном реферате нам необходимо представить краткий историко-богословский анализ этого явления – интерполяции тропаря 3-го часа в анафору, т. е. показать исторический аспект (с лат.– взгляд, точка зрения) появления вставки тропаря в эпиклесис (коснуться времени, авторства и причины появления вставки); раскрыть богословскую интерпретацию (с лат.– разъяснение, истолкование) нахождения тропаря в составе анафоры и показать проблемность ее пребывания в данном месте, а также выяснить какие в результате анализа рассматриваемого вопроса имели место предложения в литургическую практику для разрешения этой проблемы. 2. Исторический аспект интерполяции тропаря 3-го часа в состав анафоры (история и причины его появления в составе евхаристического канона) 2.1. Содержание и место интерполяции тропаря 3-го часа в состав анафоры. Ареал 3 распространения данной вставки В славянской редакции Служебника, в чине Божественной литургии священником после слов молитвы анафоры «… низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия» читается текст тропаря 3-го часа: «Господи, иже Пресвятаго Твоего духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся». Священник читает этот тропарь трижды, а диакон в промежутках произносит стихи из 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…» и «Не отвержи мене от Лица Твоего…», где также упоминается Святой Дух. Эта интерполяция тропаря 3-го часа в состав анафоры в настоящее время не имеет всеобщего распространения. В Православной Церкви параллельно уживаются две традиции в отношении этого центрального и важнейшего момента литургии. Греки, допускавшие в XV–XVI вв. чтение этого тропаря, после зрелого рассуждения изъяли его еще в XIX в., чтобы не нарушать единства смысла всего евхаристического канона и не вносить неправильности синтаксического свойства в текст молитвы. Теперешние греческие служебники этого тропаря больше не печатают. Книги Церквей, находящихся под греческим влиянием, также этого не делают. Так, вслед за греческой традицией и арабская и албанская этого тропаря не содержат. 4 Например, албанский служебник, напечатанный в Корче в 1930 г., не поместил этот тропарь в тексте литургии святого Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прот. Михаил Желтов , будучи еще мирянином, в соавторстве с прот. Сергием Правдолюбовым в исследовании «Богослужение Русской Церкви Х–ХХ вв.», опубликованном в «Православной Энциклопедии» в 2000 г., кратко касаются вопроса вставки тропаря в состав литургии. 17 Но в связи с нашей темой особенно интересна «ремарка» о. Михаила по поводу появления тропаря, выложенная на форуме «Дiakohhukъ» 3 декабря 2010 г. 18 Очень интересна по своему неординарному взгляду статья Ульянова О. Г. «Митрополит Киприан и тропарь третьего часа», опубликованная в материалах «Ежегодной богословской конференции ПСТБИ» в 2001 г. 19 , в которой он касается проблемы авторства интерполяции тропаря и приводит свои рассуждения о «богословском обосновании для включения тропаря 3-го часа в структуру эпиклесиса». О времени появления вставки тропаря 3-го часа в состав анафоры интересна статья, ставшая результатом серьезного исследования к. и. н., кандидата богословия Рубана Ю. И. «Об одной литургийной интерполяции». Она напечатана в материалах «Ежегодной богословской конференции ПСТБИ» в 2000 г. 20 Касался этой темы и прот. Николай Балашов в своей книге «На пути к литургическому возрождению», изданной в 2001 г., в которой он, затрагивая тему интерполяции тропаря 3-го часа, отсылает читателя в главе «Анафора» к материалам Поместного Собора 1917–1918 гг. 21 , где предлагается решение данной проблемы. Совсем особняком, на наш взгляд, в ряду публикаций на рассматриваемую тему, стоит статья некоего Ивана Неронова (вероятно, что это псевдоним), выложенная им на интернет-сайт «Киевская Русь» 30 декабря 2013 г. – «Несторианство» в эпиклезе православной евхаристической молитвы». 22 И. Неронов в своей статье вообще не касается вопросов времени и авторства вставки, т. к. имеет иную цель – обосновать довольно радикальный и небесспорный взгляд на то, что вставкой тропаря 3-го часа в анафору «внесена догматическая несуразица в главную церковную молитву». В некоторой степени резюмирующей все предыдущие исследования, касающиеся вопроса вставки тропаря 3-го часа в молитву анафоры, на наш взгляд, является книга В. В. Печатнова «Божественная Литургия в России и Греции. Сравнительное изучение современного чина» 23 , вышедшая в свет в 2008 г. Она содержит в разделе «4. Анафора» главу «Эпиклеза и преложение Св. Даров», которая по доступности изложения является, наверное, самым популяризаторским пособием для желающих разобраться с вопросом интерполяции тропаря 3-го часа в литургию, и в то же время глубоко обоснованным, судя по ссылкам на изученные исследования по данной теме. «Работа написана на основе широкого круга источников, в том числе труднодоступных греческих материалов, немалая часть которых впервые вводится в поле зрения русской богослужебной науки» 24 . 2.4. Причины появления вставки тропаря 3-го часа в эпиклесис литургии

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Филарет Никитич управлял делами, сие явствует почерк его руки в Шведском 8 столпу, 1632-го ген. 11-го 9 . 7139-го генв. 26-го умре мать государя, великая старица Марфа. 7142-го ок. 1-го умер патриарх Филарет. 1634-го апр. 25 сильный в Москве пожар. 7153-го июл. 12-го в 3-м часу ночи царь Михаил Феодорович скончался, в самый день рождения своего, жил 50 лет. 7153-го сент. 28-го коронация царя Алексея Михайловича. 7155 февр. 14-го назначил было жениться на Евфимии 10 дочери Рафа Родионовича Всеволожского, но сей брак не состоялся. 7156-го генвар. 16-го брак с Марией Ильиничной Милославской, которая 7177-го мар. 3-го в субботу за полчаса до отдачи скончалась после родов. – 1652-го фев. Никон и Хованский посылаются по мощи Филипа. – 1671-го ген. 22-го брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая скончалась 1694 ген. 25. – 7184-го ген. 30-го (а по иным ген. 29) в 4-м часу ночи скончался царь Алексей Михайлович, царствовал 30 лет, 6 месяц., 18 дней. NB. О жизни его vide excerpta 11 в доношении из Конторы в Коллегию 1737-го июля 6-го 12 . Царь Феодор Алексеевич родился 30-го мая 1661-го года. Вступил на престол 7184-м ген. 30-го. Короновался июн. 18-го. Сочетался браком с Агафьей Семеновной Грушецкой 7189-го июл. 18-го. Скончался 27-го апреля 7190-го года. Царствовал 6 лет, 2 месяца, 27 дней. Петр первый родился 30-го мая 1672-го. Избран на престол 27-го апреля 7190-го. – Мая 15-го Стрелецкий бунт. – Мая 23-го вступление на престол обоих царей Иоанна и Петра. – Мая 29-го, соуправительницей учинилася сестра его царевна София. – Июня 25-го коронация обоих государей. – Июля 5-го бунт раскольничий. – 1689-го ген. 28-го Петр женился на дочери окольничего Лопухина Евдокии Феодоровны. – Сентября царевна от правления отрешена. – 1690-го февр.19-го родился царевич Алексей. – Царица Евдокия Феодоровна скончалась в 13 Москве 27-го авгу. 1731-го году. – Князь – игуменья Раевска, архиерейша Бутурлина 14 . – 1712 фев. 19 брак царя Петра I с Екатериной Алексеевной чрез венчание торжественно в С.-Пбурге совершился (Vide Меншикова письма к князю Долгорукову 15 . – 1724 мая 7 коронация Екатерины I. – Скончалась 6 мая 1727 в 9 часу по полудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В субботу вечера к недели. По Ныне отпущаеши, и по трисвятом, тропарь воскресный гласа: Слава, святаго: И ныне, Богородичен воскресный, по гласу тропаря святаго: Аще ли несть тропаря святому, глаголи тропарь воскресный. Слава, и ныне, Богородичен его. [Смотри] Аще ли два святых с тропари, И глаголем тропарь воскресный: Слава, святаго: И ныне, Богородичен воскресный по гласу тропаря: другаго же святаго тропарь не глаголется: понеже на вечерни 4 тропаря не глаголются. На повечерии глаголем кондак воскресный. В неделю на утрени на Бог Господь. Тропарь воскресный, дважды: Слава, святаго: И ныне, Богородичен воскресный, по гласу тропаря святаго. 1-ый Богородичен настоящаго гласа глаголи по тропаре воскресном на Слава, и ныне, по 1-м седальне: рядоваго же Богородична не глаголем. [Смотри] Аще ли случится в неделю другий святый имеяй тропарь: Глаголем на Бог Господь, тропарь воскресный единожды, и святаго перваго единожды. Слава, другаго святаго. И ныне, Богородичен воскресный, по гласу последняго тропаря. [Аще же в неделю тропаря святому не будет, тогда глаголем на утрени, на Бог Господь, тропарь воскресный гласа, дважды: Слава, и ныне, Богородичен его. По 1-м же седальне глаголем Богородичен рядовый. По славословии тропарь воскресный един.] На часех, тропарь воскресный: Слава, святаго: И ныне, Богородичен часов. По отче наш, кондак воскресный. На литургии по входе, глаголем тропарь воскресный, и храма Богородицы, и храма святаго, и святаго рядоваго, глаголем же и другий тропарь, аще есть. Таже кондак воскресный, и храма святаго. Слава, святаго рядоваго: И ныне, храма Богородицы. Аще ли другий святый имеяй кондак, Слава, кондак другаго святаго: И ныне, храма Богородицы. А идеже несть храма Богородицы, а храм Христов: И ныне, кондак воскресный. А идеже несть храма Христова и Богородицы, И ныне, кондак: Предстательство христиан: Ведомо же буди и о сем. Аще случится когда в седмичныя дни, кроме субботы и недели святаго, емуже вход, или славословие, или полиелей, или бдение: тогда глаголем на вечерни и на утрени, и на часех, тропарь и кондак, якоже прежде указася. Точию на вечерни по трисвятом последнем: и на утрени, на Бог Господь, и по славословии: по тропаре глаголем Богородичен воскресный, по гласу тропаря святаго. А на повечерии по Достойно и по трисвятом, кондак святаго. А Богородична от меньших, такожде и крестобогородична в среду и пяток по тропаре, в тыя праздники не глаголем. А по входе на литургии глаголем такожде тропарь и кондак, якоже прежде явлено есть: точию в сия дни, дне тропаря и кондака, Со святыми упокой, не глаголем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Б. Если на указанные седмичные дни случится празднование святому с всенощным бдением, то поется тропарь святому, дважды, и Богородичен воскресный: «Богородице, Дево. радуйся», однажды (Тип., послед. 26-го сент., 26-го окт., 13-го ноября и др.). Но если случится празднование святому с полиелеем, великим славословием, то поется тропарь святому, и засим на «Слава и ныне » – на понедельник, вторник, среду, четверток и пяток поется Богородичен тропаря воскресного (Октоиха), но гласу тропаря святому, а если два тропаря святым, то по гласу 2-го тропаря. На субботу поется Богородичен тропаря воскресного не по гласу тропаря святому, а настоящего гласа (Тип., гл. 52). В. На седмичные дни, в кои случится предпразднство или попразднство праздника, поется тропарь предпразднства или попразднетва. Если же в седмичные дни и в предпразднство и попразднство есть тропарь или два тропаря святым, то сперва поются эти тропари, а на «Слава и ныне» или на «И ныне» поется тропарь предпразднства или попразднства. Г. В двунадесятые Господни и Богородичны праздники и в отдание их поется тропарь праздника, трижды. И в праздники Богородичны со знаком красным. Тоже положено, вместо «Богородице Дево, радуйся», петь Богородичен – тропарь праздника. Исключение составляет день отдания Введения, в который вместе с праздничным тропарем поется тропарь святых. В дни пения Постной и Цветной Триоди, на место тропарей Минеи, Богородичнов Октоиха, поются тропари Триоди. Касательно пения этих тропарей в седмичные дни Великой Четыредесятницы должно заметить следующее общее правило: на вечерне на среду и пяток сырной седмицы, на понедельник, вторник, среду, четверток и пяток великой Четыредесятницы, начиная от Недели (воскресения) сырной седмицы до четвертка страстной седмицы, Устав назначает, после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш», петь следующие одни и те же тропари, по однажды: «Богородице Дево»; на «Слава»: «Крестителю Христов»; на «И ныне»: «Молите за ны святые апостолы»; «Под Твое благоутробие притекаем». Исключение бывает в том, если в упомянутые дни Четыредесятницы случится праздник Благовещения или святому с полиелеем; тогда поется тропарь или праздника, или святого с Богородичным (Тип., послед. 25-го марта, 24-го февраля, 9-го марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Царевическая Иванова царица инока Леонида» (смотри Шведский столп 1609 г., 2 2 ). Царица Ирина Феодоровна постриглась и наречена Александрой 7106 года января 15-го дня; а в 6-е лето по представлении царя Феодора Иоанновича скончалась. Годунов 3 царь избран в Новодевичьем монастыре, 1598 г. февр. 21-го во вторник на Сырной неделе; а февр. 26-го шествовал из монастыря в Кремль, где и наречен, и провозглашен царем. 1605-го апр. 13-го смертоносным зельем упоил себе. Сын его июня 10-го удавлен от Отрепьева. Гришка Отрепьев во иноцех Герман 4 1605 г. июля 21-го в неделю сел на Московском государстве. 1606 мая 9-го сочетался браком; того же мая 17-го убит. 1606 мая 19-го избран во цари на Лобном 5 месте Василий Иванович Шуйский. Июнь 1-го в неделю святых коронация его. 1606-го июня 3-го мощи Димитрия царевича привезены в Москву. 1608-го янв. 14-го женился на княжне Марье Петровне Буниносовой (sic). 1610-го июля 18-го сведен с престола и пострижен. В сен. месяце взят из Чудова монастыря с братьями его князем Дмитрием и князем Иваном, и с женой князь Дмитриевой княгиней Екатериной и повезен в Осипов монастырь, а оттуда в Литву. 1635 июн. 10-го привезено из Польши тело его и на другой день 6 погребен в Архангельском соборе. Царица Елена умре 7133-го. 1610-го сен. 21-го, гетман Жолкевский впущен в Москву с польским войском. 1611-го мар. 19-го разорение и мятеж. Фев. 17-го, патриарх Гермоген удушен. Мая 26-го Смоленск взят. Июля 16-го Новгород взят. 1612-го окт. 26-го установлено праздновать об освобождении Москвы. Wladislavus Polonus et carol. Philip. Svecus vocati, sed non adepti. 1613-го февр. 21-го избрание на царство Михаила Феодоровича, был тогда 18 лет. Июля 11-го коронован. 1621-го в сен. на 25-м году возраста посылал в Данию посольство для сватовства на племяннице королевской. Хотел жениться на Хлоповой Марье Ивановне 7 , дочери Ивана Ивановича. Она жила в Верхних хоромах и нарекли ее царицей, и имя ей дали Настасья, за болезнью от рвоты (был собор) и сослана она с Верху в Нижний 7124 сент. 14-го. 7133-го окт. свадьба с княжн. Марьей Владимировной Долгоруковой, которая скончалась генваря 6-го. 1626 фев. 5-го свадьба с Евдеей (sic, Евдокией) Лукьяновой Стрешневой, которая скончалась августа 18-го 1645-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010