Дометиана нет, оно снова появляется только в Иерусалимском уставе. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. подробных указаний о службе этого дня нет, но на утрене предписано читать слово свт. Григория Богослова (Or. 11). Последование соединяется с последованием попразднства Богоявления ( Пентковский. Типикон. С. 319). В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 388) содержится полное описание службы, соединяются последования Г. и попразднства, на утрене - «Бог Господь» с тропарем праздника и Г. Ορθοδοξας δηϒ (    ) (тропарь святого поется только на «Бог Господь», а в конце вечерни и утрени поется только тропарь праздника). Кроме тропаря, в последование Г. входят кондак, светилен и неск. самогласнов. На литургии на блаженнах поется песнь 3-я из канона святого, чтения: прокимен 7-го гласа из Пс 115, Евр 7. 26-8. 2, аллилуиарий со стихом из Пс 131, Ин 10. 9-16, причастен - Пс 111. 6b. В Мессинском Типиконе 1131 г., ( Arranz. Typicon. P. 105) отмечено соединение последований Г. и попразднства, пение тропаря Г., на литургии - песнь Г. на блаженнах и чтения: прокимен 7-го гласа из Пс 63, Еф 4. 7-4. 13, аллилуиарий со стихом из Пс 131, Мф 4. 25-5. 12, причастен - Пс 111. 6b. Свт. Григорий Нисский (?). роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Свт. Григорий Нисский (?). роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Во всех редакциях Иерусалимского устава 10 янв. указаны последования 2 святых - Г. и прп. Дометиана (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38). Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), соединяются 3 последования: Г., прп. Дометиана и попразднства Богоявления. На повечерии поется последование прп. Маркиана. Г. и прп. Дометиану поется общий тропарь 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ), кондак Г. указывается по 6-й песни канона. Служба на литургии не расписана, только указана песнь Г. на блаженнах. Иногда в рукописях и изданиях, составленных в соответствии с Иерусалимским уставом, приводится отдельный тропарь Г.

http://pravenc.ru/text/166529.html

Диакон возглашал Exsultet, текст к-рого отличался от принятого в Риме. Далее следовали 6 чтений (Быт 1. 1 - 2. 3 и 22. 1-19; Исх 12. 1-12; песнь Моисея (Исх 15; по др. источникам - Исх 13. 18 - 14. 8 и песнь вавилонских отроков); Ис 54. 17 - 55. 11 и 1. 16-19). В конце чтений клирики переоблачались для служения мессы и с горящими свечами шли в баптистерий, где архиепископ освящал воду для Крещения и выливал в нее елей. Младшие священник и диакон сходили в купель и крестили младенцев. Архиепископ верхом на лошади отправлялся в ц. Сант-Амброджо и служил там мессу (в память свт. Амвросия, скончавшегося в В. с.), затем возвращался и заканчивал чин Крещения. После этого все шли в ц. Санта-Мария и один из священников служил мессу для новокрещеных. Вслед за прочтением Евангелия архиепископ с клириками отправлялся в ц. Санта-Текла, где провозглашал «Христос Господь воскрес» и совершал пасхальную мессу (Hebdomadae Sanctae Celebratio. 1997. P. 202-201). В Новое время амвросианский обряд испытал сильное влияние рим. В наст. время в Милане в В. с. совершается крещальная литургия с 9 чтениями из ВЗ и НЗ по рим. реформированному чину с нек-рыми особенностями. Византийская гимнография Большинство песнопений В. с. известно со времен действия Студийского устава. К важнейшим относятся: 3 тропаря, заимствованные из воскресной службы 2-го гласа (тропарь «λδβλθυοτεΟτε κατλθες πρς τν θνατον» (          ) и седальны «Ο εσχμων Ιωσφ» (    ) и «Τας μυροφροις γυναιξ» (    ); последние 2 тропаря (седальны) в ранних памятниках, как правило, приводятся полностью, а в поздних Триодях сокращены - опущена последняя строка); кондак 2-го плагального (6-го) гласа «Τν βυσσον κλεσας νεκρς ρται» (        ); 10 самогласнов (в принятые ныне печатные издания литургических книг не вошли и нек-рые др. самогласны и подобны В. с., встречающиеся в рукописях - см.: Bertonière. P. 184; Карабинов. С. 286-287); канон, состоящий из 2 четверопеснцев. 2-й четверопеснец (песни 6-9) написан прп. Космой Маюмским, выдающимся визант.

http://pravenc.ru/text/150073.html

12 окт. празднуется Перенесение десницы И. П. в Гатчину в 1799 г. В 1800 г. была издана служба в честь этого события, ее текст опубликован в Минеях расширенного состава, издаваемых с 1979 г. (см.: Минея (МП). Окт. С. 307-325). Последование 12 окт. содержит максимальное количество песнопений и рассчитано на совершение всенощного бдения; песнопения новые, не совпадающие с песнопениями более ранних служб И. П. Кроме того, это последование включает ряд песнопений в честь Спасителя и Пресв. Богородицы (в честь икон Божией Матери), что характерно для ряда служб, составленных в синодальный период (см. последования на викториальные дни ). На вечерне назначаются паремии (1-я - Исх 14. 16a, 21а, 21c, 22-23, 27a, 28-29a; 2-я - 3 Цар 8. 22-23a, 27b - 30; 3-я - Прем 4. 7, 16 - 5. 7, общая пророкам); на утрене - прокимен из Пс 131, Евангелие Лк 7. 17-30. На литургии служба та же, что и 24 февр. (в совр. издании Минеи ошибочно указано апостольское зачало 106 вместо 176). Структура будничных последований Октоиха, сложившаяся к X в., предусматривает пение гимнографических последований И. П. во вторник. Последования (на все 8 гласов) включают стихиры, канон и седальны и соединяются с покаянными последованиями 8 гласов, что отражено в большинстве рукописей и печатных изданий Октоиха, включая современные (см.: Лозовая И. Е. Древнерусский нотированный Параклит XII в. М., 2009. С. 38 и далее). В процессе создания слав. аналогов визант. богослужебных книг болг. гимнографы также составляли циклы песнопений в честь И. П. (см.: Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиеп. Охридского. М., 2006). Современное последование на праздник Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) в рус. и греч. печатных изданиях Минеи включает следующие элементы: отпустительный тропарь 4-го гласа Προφτα κα Πρδρομε τς παρουσας Χριστο (          ); кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь» Η πρν στερα σμερον (      ) с икосом; канон 4-го гласа, составленный Иоанном Монахом, ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Ως ρθρος επρεπς (      ); канон 4-го гласа авторства Андрея Критского, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Η σιωπ το πρεσβτου (     - греч. текст сохр. только в рукописях; см.: AHG. T. 10. P. 178-235); в греч. Минее содержится иной канон 1-го гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах с акростихом Κοινς χαρς Πρδρομον εφημ πθ (Общей радости Предтечу восхвалю любовью), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Κοσμεται τν χριν νν (Украшает благодать ныне); 3 цикла стихир-подобнов и 20 стихир-самогласнов; 5 седальнов; светилен. 25 июня последование И. П. состоит из тех же отпустительного тропаря и кондака, что и 24 июня; канона плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, составленного Иоанном Монахом, ирмос:     нач.:       (в греч. Минее этого канона нет, содержится только ссылка на его наличие в рукописях); 3 стихир-самогласнов и цикла стихир-подобнов; седальна; светильна.

http://pravenc.ru/text/471450.html

14 См. Беседы о богослуж. свящ. Гр. Д–ко. Письма о богослуж. Белюстина. Дни Богослуж. Дебольск. 16 См. «Христ. рассужд. и размышл.» прот. В. Гречулевича: «Россия до 14 столетия не знала обряда выноса св. плащаницы. В 14 в. с принятием у нас Иерусалимского богослужебного устава, на утрене Великой субботы, после великого славословия, было положено пение тропаря «благообразный Иосиф», служащее началом появления этого обряда. В то же время к священным евхаристийным одеждам были присоединены заимствованные из Греции воэдухи, т. е. большие покровы, возлагаемые на св. дары по принесении их с жертвенника на престол. Возложение 3-го большого плата или воздуха знаменовало прикрытие большим камнем гроба Господня Иосифом Аримафейским, почему и сопровождалось пением тропаря «благообразный Иосиф». Воздухи были жертвуемы в монастыри и соборы богатыми прихожанами, они украшались золотом и серебром, на более ценных иногда вышивалось положение Христа во гроб. В Греции такой воздух назывался «нагробник», и употреблялся в тех же службах и так же, как у нас теперь употребляется плащаница. В течение времени от Пасхи до Вознесения два священника носили «нагробник» на главах во время великого выхода со св. дарами. С 16 в. и в России был введен обряд ношения воздуха во время входа с Евангелием на утрен Великой субботы; вход завершался поклнением и целованием воздуха, после чего он полагался с Евангелием на престоле; тогда же греческий «нагробник» получил в России название плащаницы. К 16 столетию и следует собственно отнести появление св. плащаницы (в русских православных церквах, хотя в это время она не имеет еще общего употребления, являясь достоянием только некоторых, особенно чтимых, храмов). 18 Стихи эти называются непорочными потому, что начинаются словами «блаженни непорочни», и говорят вообще о блаженстве нравственно непорочных или благочестивых людей. 22 Первая паремия из книги Бытия (1:1–13) о первых трех днях мироздания, прообразовавших три великие дня, в которые Спаситель страданием и смертью Своей воссоздал мир, падший во грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

1888 г. Михаила Ярославича и других лиц в зале Тверской духовной семинарии. Здесь происходило следующее: 1) Пение молитвы «Днесь благодать Св. Духа нас собра» и тропаря Св. равноапостольному князю Владимиру. 2) Речь преподавателя семинарии В.И. Колосова «О всенародном принятии христианства при св. равноапостольном князе Владимире». 3) Пение тропаря «Спаси, Господи, люди твоя» и концерта «Господь просвещение мое» Бортнянского. 4) Речь преподавателя семинарии Н.А. Криницкого «О религиозно-нравственном влиянии Киева на первоначальное распространение христианства в местностях, входящих ныне в пределы Тверской епархии, и просветительное значение Киева для Тверской семинарии. 5) Пение гимна в честь св. равноапостольного князя Владимира. Слова Случевского, муз. Гловача». Вот содержание гимна св. равноапостольному князю Владимиру: «Верою русской свободна, Незыблема наша держава! Древлепрестольного Киева Князю Владимиру слава! Девять веков миновало В пене девятой волны. Щит нашей веры надежен. Крепок завет старины. Веет хоругвь православья, Всюду далеко светясь! Радуйся, князь Владимир, Равноапостольный князь! Сердцу народа любезный, Ставленник веры святой, Днесь славословим мы, княже, День твой всей русской землей! Если ее не измерить, —488— 1888 г. Если в ней весей не счесть, – Господу силы молитва, Князю Владимиру честь!» В заключение был исполнен народный гимн «Боже Царя храни». 16 числа получено письмо из Владимира от преосв. Феогноста; от 14-го числа преосвященный писал мне: «Вознамерился я в текущем месяце посетить весьма престарелую и ослабевающую силами мою мать, проживающую в с. Замытье Бежецкого уезда. И так как путь мой будет лежать чрез Тверь, усерднейше прошу у Вашего Высокопреосвященства дозволения представиться Вам. Предполагаю я, если Господь благословит, и если не встретится каких-либо особых препятствий, выехать из Владимира 22-го июля вечером, 23-е июля провести в Москве, к вечеру того же дня выехать из Москвы и ночью на 24-е июля прибыть в Тверь. Так как я приеду в Тверь ночью и, притом, на воскресенье, я усерднейше прошу Ваше Высокопреосвященство не беспокоиться какою-либо встречею моего не достоинства, а только приказать кому-либо принять меня в ваш дом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В седмичные дни после Антипасхи до отдания Пасхи принято произносить воскресный отпуст «Воскресый из мертвых...» В двунадесятые Господние праздники и до их отдания произносится праздничный отпуст, если попразднество или отдание не совпадает с воскресеньем. В Великую Субботу – отпуст обычный. В дни Светлой седмицы и в день отдания Пасхи по отпусте священник, осеняя крестом на три стороны, возглашает: «Христос Воскресе» трижды, а народ, осеняя себя крестным знамением, отвечает: «Воистину Воскресе». После отпуста священник , возвратившись в алтарь, сам потребляет Дары, если нет диакона, а при служении с диаконом, произносит трижды: «Слава Тебе Боже». Затем молитвы по причащении и после: «Ныне отпущаеши...» Трисвятое. по «Отче наш...» и отпустительный тропарь: «Уст Твоих...» и т.д. (см. служебник) и отпуст малый и снимает св. одежды. Диакон , после потребления Даров, также читает благодарственные молитвы, снимает одежды и убирает а надлежащее место все священные сосуды и облачения. Окончив Божественную службу, священнослужители умывают руки и после поклонения престолу исходят из храма, благодаря Бога за то, что удостоил их совершить Божественную литургию. При соборном служении все священнослужители и диаконы после окончания литургии целуют край престола и св. крест. Во время пения 33 псалма принято священником раздавать антидор молящимся (антидор – это части богослужебной просфоры, из которой был изъят Агнец). Приложение Богослужение великого поста Понедельник 1-й седмицы великого поста Утреня предваряется чтением вседневной полунощницы, на которой после возгласа «Боже, ущедри ны...» полагаются 16 поклонов с молитвой св. Ефрема Сирина . По окончании полунощницы иерей, облачившись в фелонь (Пребывает облаченным в епитрахиль, поручи и фелонь до конца утрени), открыв завесу Царских врат, кадит пред престолом крестообразно и возглашает: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...» и обычное начало утрени. Во время чтения иерей кадит алтарь и весь храм; возвратившись в алтарь, произносит краткую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» и возглас: «Яко милостив...» Певцы «Аминь», «Именем Господним...» Иерей, творя пред престолом крест кадилом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...» Чтец: «Аминь» и читает шестопсалмие. После великой ектении – «Аллилуиа» на текущий глас. Троичны гласа 8 Три троичных тропаря читаются, а окончания их: «Свят, Свят, Свят еси. Боже...» поются. После 1-го тропаря в понедельник: «Предстательствы Безплотных Твоих помилуй нас». Кафизмы 3: 4-я, 5-я и 6-я. После 1-й кафизмы – седальны Октоиха. После 2-й и 3-й кафизм – седальны Триоди (наряду). Псалом 50-й. Иерей, на солее пред образом Спасителя, произносит: «Спаси, Боже, люди Твоя...» Певцы: «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...» Певцы: «Аминь», и поется канон. Канонов на великопостной утрени полагается 3: святого из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 28 об. Тлк о неразумных словесех. Начнется. Псалтирь красен с гусльми. Псалтир есть ум, гусли суть мысли, струны – прсти, арган – дума добраа, и т. д. л. 29. Сказание Иоанна мниха о Псалтири, заколико поклонов есть. л. 30. Правило и молитва Давидовых Псалмов, иже благопотребне зде предуставишася. л. 30 об. Беседа о првем Псалме. л. 31. Чинь, аще кто хощеть пети Псалтирь, какой печатается ныне. Статьи, начиная с л. 6 (в оглавлении не означены), встречаются и в других следов. Псалтирях, иногда с опущениями, иногда с прибавлениями, показанными под 50 л. 4 и 4 об., и другими, как, напр., 321: Лествице толкование. Указ числа доколика чтутся, а под З27: Санове церковник великия церкве. л. 33. Начало Псалтири: Давида пророка и царе песнь, кафисма 1, псаломь Давидовь, не надписан от Еврей. л. 168. Песни библейския, в заключение коих приписка из Диоптры, часто встречающаяся в рукописях. См. 46 л. 26. л. 180 об. И по свршении же неколикых кафисм или всего Псалтыря и Песней. Чин особенный. См. 47. л. 181. Како глаголется Псалтирь в церкви весь год. л. 183. Многомилостивое певаемо в праздникы Господскыа и в дни нарочитых Святых. См. 47 л. 211. л. 206. Три молитвы из полуношниц, какие печатаются и ныне. На конце два тропаря, на слава и ныне, под заглавием: Выные посты глаголем сии тропаре на заутрени после единаго тропаря: Скоро предвари. Второй тропарь на и ныне читается так: Господи, и мы есмы людие твон и овца пажити твоеа заблуждьшая, яко пастырь обрати ны, и разшедшаяся нетлением сбери ны, и помилуй стадо свое человеколюбче и умилосердися молитвами Богородица, едине Многомилостиве. Не Илариона ли митр. киевского? Срав. 254 л. 53. л. 208. Устав о сборном сгласии, (в оглавлении прибав.: еже что ради уставися пети утрьня, и часовы, и вечерня, и наве(че)рня и полунощница). л. 209. Часословець, имеай нощную и дневную службу, по уставу иже в Иерусалиме лавры препод. и богон. отца нашего Савы. В конце: правило келейное. л. 313. Последование церковнаго пениа и вселетнаго сбраниа, наченшю от мес. септевьриа до мес. августа, преимеа тропаре же и кондакы праздником и нарочитымь Святымь. Из славянских и русских Святых между прочим упоминаются: февр. 14. Св. Кирила философа учителя словеньска; апр. 14. Св. новоявленных мученикь Антониа, Иоанна и Евстафия, при Олге(рде) нечестивемь пострадавших; мая 23. Обретение честнаго телеси иже в святых отца нашего Леонтиа архиеп. ростовьскаго и препод. отца нашего Никиты переславьскаго. Память последнего Церковь совершает 24 мая. Июля 2. Св. мученика Иоанна новаго иже в Белеграде мучившагося. Память сего Святого, пострадавшаго 1492 г., Церковь совершает 2-го июня, а не июля. Память препод. отца нашего Антониа печерьскаго иже на Киеве записана под 7 мая, а препод. отца нашего Феодосиа печерьскаго дважды, 11 янв. и 3 мая, но в первом случае, очевидно, ошибка. Кроме сего, августа 16: В тойже день 328 успение) препод. отца нашего Иоакима сарандапорскаго, иногда сарандапольскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

На утрене вместо «Бог Господь» поется аллилуия 3-жды на 2-ой глас дневного тропаря со стихами: Блажени яже избрал... Души их во благих водворятся. Вместо тропаря святому из минеи поется дневной: Апостолы, мученицы и пророцы...2-жды, слава: помяни Господи..., и ныне: Мати святая ...16-ая кафизма стихословится обычно, a 17-ая делится на две статьи и стихословится так: чтец читает 1-й стих: Блажени непорочны в путь...а лик поет: Благословен еси Господи. С этим припевом прочитываются стихи до: яко аще бы не закон твой ... (см. 92-ой). Этот стих, вместо слава и ныне – аллилуйя, поется 3-жды с припевом: Благословен ecu Господи. Потом бывает ектения за усопших, после которой поется 2-я статья. Чтец читает: Твой есмь аз...а лик припев: Спасе, спаси мя. Следующие стихи поются с этим припевом до слов: «жива будет душа моя». Этот стих поется 3-жды. Потом поются тропари: святых лик обрете ...с припевом: Благословен ecu, Господи... После тропарей ектения заупокойная, седален октоиха 3-го гласа: покой, Спасе... и Богородичен: от Девы воссиявый ... Канонов три: из минеи на 6-ть, храма на 4 и канон из октоиха. Богослужение воскресное. Собственное отличие воскресного Богослужения состоит в следующем. На вечернем Богослужении поется первый антифон первой кафизмы, и читается самая кафизма, тотчас после великой ектении. Стихиры на «Господи воззвах» (на 10-ть) содержат прославление воскресения Христова. После них поется Богородичен, называемый догматиком. Потом совершается вход с кадилом и поется: Свете тихий ...Затем поется воскресный прокимен: Господь воцарися ... произносится сугубая ектения (признак великой вечерни), читается: Сподоби, Господи ..., ектения просительная, возглас, и поются стихиры на стиховне. После них ныне отпущаеши, Трисвятое... Отче наш. По возгласе воется 3-жды, Богородице Дево, радуйся... Буди имя Господне благословенно...(3-жды), псалом: Благословлю Господа ... (33-й) до слов: не лишатся всякаго блага. Далее, если совершается всенощное бдение, начинается чтение шестопсалмия, а после него произносится великая ектения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

11 В Типиконе указано: по исполнении тропарей, когда певцы начнут петь Непорочны, тогда настоятелю раздать братин свечи и самому совершать каждение всего храма. В практике принято настоятелю самому участвовать в пении Непорочных, поэтому каждение храма он совершает во время пения тропаря: «Благообразный Иосиф... » и тогда же зажигает свечи. Каждение начинается с Плащаницы, к которой священнослужители выходят царскими вратами. 13 Типикон указывает настоятелю и прочим сослужащим ему иереям и диаконам во время пения великого славословия войти в алтарь, облачиться и выйти из него с Плашаницею перед царские врата, подобно тому, как совершается вынос Креста в Воздвижение Креста Господня или в Крестопоклонное воскресенье. Такой порядок имел место в древнерусской богослужебной практике, когда не было выноса Плащаницы в Великую Пятницу. С введением последнего это указание Типикона утратило свою силу. Поскольку Плащаница с вечера Великой Пятницы уже находится на средине храма, священнослужители в Великую Субботу выходят к ней царскими вратами еще во время пения тропаря «Благообразный Иосиф...» и остаются здесь для пения Непорочных, затем вторично выходят из алтаря к Плащанице во время пения «Преблагословенна...». 14 «Первее идут с хоругвью» (Проф. Голубцов. Чиновник Холмогорского собора. М .. l908,c.120). «Напред идутс хоругвью» (тамже, с.109). 15 «Трисвятому кончану бывшу, входит настоятель со Евангелием в царския двери и полагает Евангелие на престоле, Плащаницу же на уготоване столе, вообраз гроба» (т.е. на той гробнице, которая находится на средине храма). (Типикон. Во Святую и Великую Субботу.) 16 Перед началом часов священнослужители совершают входные молитвы. облачаются, и начинается проскомидия, как в Великий Четверг. 17 «Поему же сему, извлачаются иерее и диакони от одежд, и облачаются в белыя» (Типикон, Великая Суббота, вечер). 18 О том, что вся книга Деяний должна быть прочитана до начала полунощницы, сказано в Типиконе: «Сие опасство да внимает церквоначальник, да вся Деяния прочтутся до конца... Изменяются же чтецы, и чтут даже до часа 4-го нощи час. вечера]. Посем же вжигает параекклисиарх вся кандила [лампады] по местом. И взем от настоятеля благословение, и тако изшед ударяет в било. И чтец совершает [т. е. оканчивает] чтение». И тотчас положено начинать полунощницу (Типикон. Великая Суббота вечера. 3-е «Зри»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Непроходимыя врата, тайно запечатствованныя, Благословенная Богородице Дево, приими моления наша и принеси Твоему Сыну и Богу, да спасет Тобою души наша». При пении тропаря Почаевскую икону погружают в воду, так делалось с 1918-го, и хоть бы одна трещина на иконе появилась! Отец Павел завещал эту икону своему воспитаннику, священнику, сейчас Почаевская икона из Мологи хранится у него, так же празднуется, так же погружается в водосвятную чашу с пением тропаря: «Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиеся исцелений сподобляются, веры истинный познание приемлют, и агарянския нашествия отражают. Тем же и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслами благочестия сердца наша просвети, и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших». Качественный ремонт, сделанный сестрами монастыря после пожара в 1921 году, был отмечен даже в документах комиссии Уземотдела, проводившей акт обследования Афанасьевской с/х артели 16 октября 1923 года. «Хищнического способа ведения хозяйства нет, – пишут члены комиссии, – наоборот, артель после пожара в 1921 году успешно отремонтировала главный корпус и несколько хозяйственных построек, указанных в прилагаемых описях». Продуманное, обстоятельное ведение хозяйства, трудолюбие и бережливость помогали сестрам обители не только выживать, но даже созидать во времена всеобщей разрухи. Несмотря на притеснения – например, осенью того же 1920 года насельницам обители приказано в срочном порядке «приступить к ликвидации домовой церкви, находящейся в северном корпусе (т.е. Успенской. – Авт.), промедление будет рассматриваться как непризнание Советской власти», – сестры монастыря не только делают все возможное, чтобы сохранить обитель и богослужения в ней, не только обеспечивают своим трудом пропитание себе и находящимся на территории монастыря богадельне и Дому ребенка, но посылают пожертвования на фронт, как вполне заправские коммунарки. «15 сентября 1920 г. Сопровождается при сем от Афанасьевской с/х трудовой артели Сбор пожертвований в пользу Западного фронта, собранных от членов артели:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010