В тот же день, в 1 час пополудни преосвященный Амвросий совершал освящение новоустроенного здания второй женской гимназии. После молебствия он произнес речь о воспитании женщины – христианки. Главное внимание он обратил на значение сердца в жизни женщины и его влияние на быт семейный и общественный. При этом он отметил опасность для чистоты и целомудренности женских сердец в некоторых особенностях современного преподавания и литературы. Речь свою он закончил словами: «Напишите на фронтонах женских учебных заведений, поставьте вашим девизом: „береги сердце женщины!“». 16-го января преосвященный Амвросий совершал Божественную литургию в церкви харьковского тюремного замка (день храмового праздника). Церковь тюремного замка чрезвычайно тесна, и, быть может, по этой причине в ней никогда не бывало архиерейского богослужения. Преосвященный Амвросий не обратил внимания на тесноту храма и с любовию, даже с благодарностью привял приглашение отслужить литургию, в тюремной церкви в день ее храмового праздника. Когда узнали об этом заключенные, они обратились с просьбою к своему начальству о разрешении им встретить преосвященного у ворот здания. Это простое и сердечное заявление поставило однако же в недоумение смотрителя: встреча людьми в арестантском платье, с лицами, разумеется, грустными, без священнослужителей, которые, по чиноположению церковному, должны быть в храме, – не смутит ли епископа, идущего в благоговейном настроении приносить бескровную жертву Господу Богу; а с другой стороны: если преосвященный с любовию идет праздновать с заключенными, то с любовию приймет и сей малый дар признательности. В назначенное время преосвященный Амвросий прибыл к зданию тюремного замка; церковный староста и смотритель замка встретили его; отворились ворота; хор певчих из заключенных, под управлением псаломщика, с пением тропаря праздника, проводил преосвященного от ворот замка до церкви; преосвященный на пути благословил хор и внимательно смотрел на него и слушал его усердное громогласное пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Отца сообразная Сила». – Объяснение такого наименования Св. Духа мы можем найти в других творениях прп. Иоанна Дамаскина . «Дух же Святый – Сила Отца, открывающая сокровенное Божества; исходящая от Отца чрез Сына... Посему и Дух Святый – Совершитель творения всех вещей» (Точное изложение православной веры, кн. 1, 12). «Сын – образ Отца, и Сына образ – Дух, чрез Которого Христос, вселяясь в человеке, дает ему то, что соответственно образу (Божию)» (Там же, 13). Дух господственно, как благоизволил Сам, сходит от Отца, языками умудряя апостолов, как сообразная Отцу Сила, запечатлевая живоносное слово, которое изрек Спаситель. Тропарь 2. Да исцелит убо смыслы от грехов, о сем устраяше апостолы Бог Слово всеначальныи пречист дом, в немже единомощного и существенного ныне вселяет Духа сияние. Слова тропаря перекликаются с посланиями Павла: «Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы , если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» ( Евр.3:6 ); «Разве не знаете, что вы – храм Божий , и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ). «От грехов» в данном случае лучше перевести: от заблуждений. Греческое слово амартано имеет много значений; среди них – и ошибаться, заблуждаться, и грешить. «Всеначальный» – по-гречески пантархос. Можно перевести еще: правящий всеми. Чтобы исцелить умы от заблуждений, всеми правящий Бог Слово устраивал апостолов Себе пречистым домом, в котором Он ныне вселяет сияние единосильного и единосущного Ему Духа. Песнь 6-я 1-го канона. Ирмос. Плавающаго в молве житейских суетии, и с кораблем потопляема грехи, и душетленну зверю приметаема, яко Иона, Христе, вопию Ти: от смертныя глубины возведи мя. Ирмос 6-й песни канона по содержанию и фразеологии связан с Песнью пророка Ионы, – то есть, собственно говоря, с молитвой, которою пророк, согласно библейской Книге Ионы, взывал к Богу из утробы поглотившего его кита. Тот славянский перевод, который содержится в наших певческих книгах, имеет неточности. В греческом стоит не просто «плавающего» , но слово, которое значит: «страдающего от качки, от морской болезни». И не «с кораблем потопляемого» , – а сказано иначе: «потопляемого грехами, плывущими со мною». Точный славянский перевод этого места в старопечатной Цветной Триоди: «и сплавающими потопляема грехми» . Здесь создается образ, более близкий к содержанию Книги Ионы: грехи уподобляются корабельщикам, которые бросили («метнули») Иону в пучину, почему и выбрано слово: «приметаема» . Под именем «душетленного зверя» разумеется уже не кит, проглотивший пророка, а ненасытный пожиратель человеческих душ – диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Катавасия – ирмос 1-го канона Октоиха; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни. По 3-й песни: седален святого (если шестеричный святой, то седален читается дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого (иногда икос в Минее отсутствует; в таких случаях читается только кондак святого). По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха; – если есть светилен в Минее, то читается светилен святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха. С тихиры на «Хвалите…» , как правило, отсутствуют. Однако в случае памяти шестеричного святого, имеющего хвалитные стихиры (6 сентября, 24 сентября, 7 октября), поются стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее нет стихиры на «Слава», то после стихир Октоиха на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». §2.2.5. В случае двух святых в субботу По «Бог Господь...»: тропарь 1-го святого (дважды); «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен воскресный (из 3-го приложе­ния Минеи) по гласу тропаря 2-го святого. Кафисмы – 16-я и 17-я, по каждой из кафисм бывает малая ектения. Седальны по кафисмам – из Октоиха; по 16-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен уходящего гласа. Канон: 1-го святого на 6, канон 2-го святого на 4, 1-й канон Октоиха на 4. Катавасия – ирмос 1-го канона Октоиха; поет­ся только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни. По 3-й песни: кондак и икос (если есть) 2-го святого; седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого; «И ныне»: Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По «Ныне отпущаеши...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: воскресный Богородичен настоящего (уходящего) гласа. Отпуст вседневный. Повечерие Канон: Богородице из Октоиха и заупокойный из Октоиха (с утрени). Иногда на повечерие выносится служба святому (например, 22 сентября). По Трисвятом: – в храме Господском и Богородичном: тропарь храма, тропарь дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Яко начатки естества…» (дневной кондак субботы); – в храме святого: тропарь дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Яко начатки естества…» (дневной кондак субботы). Полунощница Субботняя полунощница по чину. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь 1-го святого (дважды); «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен воскресный (из 3-го приложения Минеи) по гласу тропаря второго святого. Кафисмы – 16-я и 17-я, по каждой из кафисм бывает малая ектения. Седальны по кафисмам – из Октоиха; по 16-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен уходящего гласа. Канон: 1-го святого на 6, канон 2-го святого на 4, 1-й канон Октоиха на 4. Катавасия – ирмос 1-го канона Октоиха; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: кондак и икос (если есть) 2-го святого; седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого; «И ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос 1-го святого. По 9-й песни: – если в Минее приводятся два светильна, то следует читать светилен 1-го святого, светилен 2-го святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха; – если в Минее только один светилен, то читается светилен Минеи; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха; – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха. Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По 6-й песни: кондак и икос 1-го святого 215 . По 9-й песни: – если светильны в Минее отсутствуют, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее находится только один светилен (одному из святых), то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду и пятницу – Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»); – если в Минее приводятся два светильна, то следует читать эксапостиларий Октоиха, светилен 1-го святого; «Слава»: светилен 2-го святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду или пятницу – Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»). Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; в среду или пятницу – Крестобогородичен Минеи на ряду. Если же в Минее нет стихиры на «Слава», то после стихир Октоиха сразу на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря 2-го святого, обозначенный «в конец утрени». §2.2.4. В случае одного святого (шестеричного или малого) в субботу Устав вседневной субботней службы находится в 12-й главе Типикона. По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный (из 3-го приложения Минеи) по гласу тропаря. Кафисмы – 16-я и 17-я, по каждой из кафисм бывает малая ектения. Седальны по кафисмам – из Октоиха; по 16-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен уходящего гласа. Канон: В храме Господском или Богородичном В храме святого святой без знака канон храма на 6 канон Минеи на 4 1-й канон Октоиха на 4 канон Минеи на 6 канон храма на 4 1-й канон Октоиха на 4 святой «на 6» канон храма на 4 канон Минеи на 6 1-й канон Октоиха на 4 канон Минеи на 6 канон храма на 4 1-й канон Октоиха на 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

2) двум святым – тропарь первого святого, «Слава» – тропарь второго святого; «И ныне» – воскресный богородичен уходящего гласа. Малое повечерие Каноны Октоиха: Богородице и заупокойный. Если на повечерие выносится служба одному из святых (если случится память 3-х святых в один день), то также поется и канон данного святого из Минеи. По Трисвятом: 1) в храме Господском или Богородичном – тропарь храма, тропарь дня («Апостоли, мученицы...»); «Слава» – «Со святыми упокой...»; »И ныне» – «Яко начатки естества...». 2) в храме святого – тропарь дня («Апостоли, мученицы...»; «Слава» – »Со святыми упокой...»; " И ныне» – «Яко начатки естества...» Полунощница Субботняя, по обычаю. Утреня По «Бог Господь...»: – одному святому – тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря святого; – двум святым – тропарь первого святого (дважды); «Слава» – тропарь второго святого; «И ныне» – воскресный богородичен по гласу тропаря второго святого. Кафизмы утрени – 16-я и 17-я; по каждой из кафизм бывает малая ектения. Седалъны по кафизмам – из Октоиха; по 16-й кафизме на «Слава, и ныне» читается воскресный богородичен уходящего гласа. Канон Службы   В храме Господском   В храме святого Богородичном   Малому святому канон храма на 6; канон святого на 4; канон Октоиха на 4   канон святого на 6; канона храма на 4; канон Октоиха на 4   Шестеричному святому канон храма на 4; канон святого на 6; канон Октоиха на 4 канон святого на 6; канона храма на 4; канон Октоиха на 4   Двум святым канон храма на 4; канон 1-го святого на 3; канон 2-го святого на 3; канон Октоиха на 4   канон 1-го святого на 6; канон 2-го святого на 4; канон Октоиха на 4 Катавасия: ирмос 1-го канона Октоиха; поется по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: Одному святому: седален святого (если святой шестеричный, то седален читается дважды); «Слава, и ныне» – богородичен Минеи. Двум святым: кондак и икос (если есть) 2-го святого, седален 1-го святого; «Слава» – седален 2-го святого; «И ныне» – богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Слава: Святому, аще есть. И ныне: Богородичен от менших (из 2-го приложения), по гласу Славы. Аще несть Славы в Минее, Слава и ныне: Богородичен Октоиха, писан наряду. Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш: Тропарь Святому Минеи. Слава, и ныне: Богородичен воскресен текущаго гласа. В субботу на утрени По шестопсалмии ектения: Миром Господу помолимся: Бог Господь: во глас тропаря святого Минеи, и поем тропарь ему дважды. Слава и ныне: Богородичен воскресен по гласу тропаря святаго. Аще два святых, поем тропарь первому Святому дважды, Слава: тропарь второму Святому; И ныне: Богородичен воскресен по гласу Славы. Посем лик: Господи помилуй (трижды). Слава: Чтец: И ныне: и глаголет кафисму 16-ю на три Славы. По кафисме ектения и седальны Октоиха – 1-й и 2-й (без 3-го). Слава и ныне: Богородичен. И стихословим 17-ю кафисму на три Славы, с опевы ея. По скончании малая ектения и три седальна – оба мученична и покоин, иже во Октоихе наряду писаны по 2-м стихословии. Слава и ныне: Богородичен. Псалом 50-й: Помилуй мя, Боже: Каноны поем из Минеи, Октоиха и храмового последования: В храме Господском или Богородичном В храме святаго Ирмос канона храма Ирмос канона святаго Минеи Тропари канона храма Тропари канона святаго Минеи Тропари канона святаго Минеи Тропари канона храма Тропари 1-го канона Октоиха Тропари 1-го канона Октоиха 3, 6, 8, 9 песни закрываются 3, 6, 8, 9 песни закрываются ирмосом 1-го канона Октоиха ирмосом 1-го канона Октоиха По 3-й песни малая ектения и седален святаго Минеи. По 6-й песни малая ектения, кондак и икос святаго Минеи. По 8-й песни припеваем Честнейшую: По 9-й песни Достойно есть: и ектения малая, и ексапостиларий во Октоихе: Иже мертвыми и живыми: Слава, и ныне: Богородичен: Мы о Тебе хвалимся: Аще святой имеяй светилен, глаголем его прежде. Слава: Октоиха, И ныне: Богородичен. Посем хвалитные псалмы и глаголемое от чтеца славословие. Ектения просительная: Исполним утреннюю молитву: И поем стихиры на стиховне, в нихже поставим стихиры Октоиха, иже на хвалитех писаны – 1-ю, 2-ю, 3-ю, с обычными припевы: Исполнихомся заутра: и И буди светлость: Слава: Святому, аще есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По Трисвятом: – в храме Господском и Богородичном: тропарь храма, тропарь дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Яко начатки естества…» (дневной кондак субботы); – в храме святого: тропарь дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Яко начатки естества…». Полунощница Субботняя полунощница по чину. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный (из 3-го приложения Минеи) по гласу тропаря. Кафисмы – 16-я и 17-я, по каждой из кафисм бывает малая ектения. Седальны по кафисмам – из Октоиха; по 16-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен уходящего гласа. Канон: – в храме Господском или Богородичном: канон храма на 4, канон Минеи на 6, 1-й канон Октоиха на 4; – в храме святого: канон Минеи на 6, канон храма на 4 и 1-й канон Октоиха на 4. Катавасия – ирмос 1-го канона Октоиха; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха. С тихиры на «Хвалите...», как правило, отсутствуют. Однако если святой имеет хвалитные стихиры (6 сентября, 24 сентября, 7 октября), то поются стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...») 404 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны»: 3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен прежде святому (если положены), а потом дню. § 30. Субботнее Богослужение, егда поется на утрени «аллилуйя», или заупокойное Изложенное выше чинопоследование субботнего богослужения в Церковном Уставе называется Богослужением, егда на утрени поется Бог Господь. Есть другой вид субботнего Богослуженья, означающейся в церковном уставе: егда поется аллилуия. Особенности его заключаются в следующем. На вечерни. Стихиры на Господи воззвах поются не из одной минеи, но и из октоиха, именно: из минеи 3 и из октоиха 3 мученичны, с опущением первой стихиры. Стиховны стихиры октоиха 1-я мученична и 2 умершим, или покойны. По ныне отпущаеши и трисвятом тропарь дню: Апостолы, мученицы, пророцы, слава помяни Господи, и ныне – Мати святая. Если есть тропарь святому, то он поется со слава, а «помяни Господи» оставляется. По отпусте вечерни поется панихида по умершим. На повечерии – 2-й канон из октоиха утренний – усопшим. На утрени. Вместо " Бог Господь « поется аллилуия 3-жды на 2-й глас дневного тропаря со стихами: Блажени яже избрал... Души их во благих водворятся. Вместо тропаря святому из минеи поется дневной (2-го гласа): Апостоли, мученицы и пророцы 2-жды, слава: » помяни Господи » и ныне – Мати святая. Стихословятся две кафизмы: 16-я и 17-я; 16-я кафизма стихословится обычно, и после нее обычная малая ектенья, и седальны октоиха 2-й, 3-й и 4-й, Вторая же 17-я кафизма разделяется на две статии и стихословится так: Чтец читает 1-й стих: Блажени непорочнии в путь... а лик поет: Благословен ecu Господи. С этим припевом прочитываются и следующие стихи до стиха: яко аще бы не закон твой (ст. 92-й). Этот стих, вместо слава и ныне – аллилуия, поется 3-жды с тем же припевом: Благословен ecu Господи. После сего бывает ектенья об усопших: паки и паки... После ектеньи и возгласа священника поется 2-я статия кафизмы. Чтец читает: Твой есть аз... а лик припев: Спасе, спаси мя... Следующие стихи поются с тем же припевом до слов « жива будет душа моя ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

6, 50). 23 апр. даются общие указания о чтениях в честь Г., уточняются только апостольские чтения: Деян 16. 16-34 (читается в том случае, когда последование совершается в период Пятидесятницы) или 1 Петр 3. 9-18. Последование 10 нояб. включает тропарь 5-го гласа «Явился, как звезда», прокимен из Пс 144, паремии Притч 29. 2-6, Ис 65. 13-18, апостольское чтение 1 Фес 1. 1-12, аллилуиарий со стихом из Пс 88, евангельское чтение Ин 15. 20 - 16. 4. Вмч. Георгий. Эмалевый образ в «Св. Короне» Венгрии. К-поль. 1074-1077 гг. (Венгерский нац. музей, Будапешт) Вмч. Георгий. Эмалевый образ в «Св. Короне» Венгрии. К-поль. 1074-1077 гг. (Венгерский нац. музей, Будапешт) В иерусалимском Тропологии VIII-X вв. (сохр. в груз. переводе - см. Метревели. Иадгари. С. 233-235, 318-321) память Г. указывается 23 апр. и 3 нояб. Последование Г. в эти дни включает стихиры на «Господи, воззвах» и на хвалитех и четверопеснец (6-9-я песни). Типикон Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 270) отмечает память Г. 23 апр., в этот день приводится праздничное последование: на Пс 50 утрени поется тропарь 4-го гласа на подобен «Вознесыйся»: Γεωργηθες π Θεο, νεδεχθης τς εσεβεας γεωργς τιμιτατος (                ); чтения литургии: прокимны из Пс 67 и 63, Деян 12. 1-11 (указано также апостольское чтение для совершения службы вне периода Пятидесятницы: 1 Кор 3. 9-17), аллилуиарий из Пс 91, Ин 15. 17-16. 2, причастен Пс 32. 1. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 341), к-рый представляет древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , 23 апр. приводится праздничное последование с пением «Блажен муж» на вечерне, «Бог Господь» на утрене и тропаря Г.       На литургии на блаженнах - тропари 3-й и 6-й песней канона ; литургийные чтения - те же, что и по Типикону Великой ц. (но прокимен один (из Пс 63), причастен - Пс 111. 6b). В случае совпадения с Великими пятницей или субботой предписывается переносить последование Г. на Великую среду, при этом на утрене поется Аллилуия , а не «Бог Господь», одна из стихир Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010