В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 16) память З. установлена 5 сент. наряду с памятью др. святых, в нек-рых списках помещается последование З., включающее тропарь Η σεπτ το προφτου σου πανγυρις (Честное пророка твоего празднование), прокимен из Пс 63, Апостол Евр 9. 11-14, аллилуиарий со стихом из Пс 98, Евангелие Мф 23. 29-39, причастен Пс 111. 6b. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 277-278), содержащем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, на память З. 5 сент. приводится праздничное последование, включающее 6 стихир З. на «Господи, воззвах», пение «Бог Господь» на утрене и тропарь 8-го гласа           по 9-й песни светилен    ()[  ] (студийский светилен малых праздников). На литургии на блаженнах поются 3-я и 6-я песни канона З., прокимен из Пс 109, Апостол Евр 4. 14 - 5. 6; аллилуиарий, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260-261) 5 сент. соединяются последования З. и еп. Гортинского Кирилла, совершается служба с пением «Бог Господь» и тропаря З. 4-го гласа Ιερωσνης στολισμν, περιβαλλμενος σοφ (        ), проч. указания те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. На литургии прокимен, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц., Апостол Евр 5. 4-10, аллилуиарий со стихом из Пс 96. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 15-16) 5 сент. указана только память З., тропарь тот же, что и в Евергетидском Типиконе, на утрене поется «Бог Господь». На «Господи, воззвах» 3 стихиры З. и 3 - Пресв. Богородицы. На литургии прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий тот же, что и в Евергетидском Типиконе, причастен Пс 32.1. В афонской редакции Студийского устава, сохранившейся в груз. переводе ( Георгия Мтацминдели Типикон - см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 230) на литургии 5 сент. прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий со стихом из Пс 91, причастен Пс 32. 1.

http://pravenc.ru/text/182665.html

Так, в 9-м икосе автор цитирует припев из 9-й песни канона: «Анна пророчица, дщи Фануилева, приди и стани с нами, благодари Христа Господа» , а в 7-м кондаке автор перефразирует слова из 1-й песни и 2-го тропаря канона: «Крепитеся руце Симеони..» .  В 11-м кондаке владыка раскрывает учение о всеобщем воскресении и грядущем Втором Пришествии Христовом, приводя слова святого апостола Павла из послания к Солунянам: «Снидет с небесе и мертвии о Христе воскреснут первие. Потом же и мы живущии оставшии, купно с ними восхищении будем на облацех, в сретение Господне на воздусе» (1 Сол. 4:16-17). 13-й кондак не приводится, вместо него автор предлагал петь кондак праздника «На престоле, на небеси…». Следующим акафистом, приводимом в богослужебном сборнике трудов архиепископа Никона, следует а кафист Вознесшемуся от земли на небо Христу Богу. По особенностям и структуре он вполне сходен с приводимыми выше акафистами, однако и здесь имеет свою отличительную особенность. Кондаки всего молитвенного произведения оканчиваются не традиционным славословием «Аллилуия», но «Яко прославися» . Исключением является только 1-й кондак, где рефрен повторяет икос акафиста. Данное молитвенное прославление имеет место в библейской песни, воспетой израильским народом, прошедшим сквозь Чермное море (Исх. 15:1). Своеобразен рефрен, призывающий воспеть Творца всяческих Господа, который оканчивается херетизмом, основывающимся на словах пророка Давида: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте» (Пс. 46:7). Этот же библейский текст составляет 3-й богослужебный воскресный прокимен на литургии. Такой необычный по своему строю акафист заметно отличается от общепринятых гимнографией форм этого молитвенного последования, однако это нисколько не умаляет его достоинство, но, наоборот, отводит от шаблонности, предлагая несколько новый вид построения молитвенного творчества. Акафист Преображению Господню имеет точный акростих из первых букв кондаков и икосов; 13-й кондак не входит в число заранее предложенного краестрочия и звучит как: «Во славу Твою, Иисусе Христе».

http://bogoslov.ru/article/5607981

42 martyrum Amoriensium (9. Jh.)//Klio. B., 1990. Bd. 72. S. 254-269; Ργια Ε. Μα υπθεση πλησης μοναστηριακς περιουσας//Βυζαντιν σμμεικτα. Αθνα, 2008. Τ. 16. Σ. 35-45; eadem. Λτρος, να γνωστο μοναστικ κντρο στη Δυτικ Μικρ Ασα: Με λεπτομερ σχολιασμ των εγγρφων του αρχεου της μονς Θεοτκου του Στλου. Θεσ., 2008. Л. В. Луховицкий Гимнография Память П. Л. фиксируется в греч. списках Иерусалимского устава и Минеях, составленных в соответствии с этим уставом, под 15 дек., вместе со сщмч. Елевферием, но нерегулярно. Самые ранние списки, к-рые включают его последование,- это Типиконы кон. XIII или XIV в. (напр.: Paris. gr. 385. Fol. 96; РГБ. Сев. греч. 35. Л. 55). Последование П. Л. состоит из тропаря 4-го гласа Ως τν σωμτων (    ) и указания на общую службу преподобным на литургии; в более поздних добавляется указание на кондак. Греч. рукописные Минеи XIV-XVI вв. (напр., Paris. Suppl. gr. 701. Fol. 149v, 1549 г.; РГБ. Сев. греч. 29. Л. 63, 1420 г., редко - более раннего времени, см.: Ταμεον. Σ. 126) могут содержать под 15 дек. последование П. Л. из 3 стихир на «Господи, воззвах», тропарь, канон, седален, кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Απ νετητος σοφ (      ) с икосом и ексапостиларий. Иногда последование П. Л. имеет более торжественный характер: к нему добавляются стихиры-самогласны для пения на «Славу», циклы стихир на стиховне и на хвалитех (напр.: Sinait. gr. 585. Fol. 118-127, 1453 г.). В греч. печатные Типиконы и Минеи последование П. Л. не вошло. В слав. переводах последование П. Л. появляется уже в самых ранних южнослав. редакциях Иерусалимского устава: Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 67а), серб. Романовом Типике (РГБ. Сев. Слав. 27. Л. 65), с указанием на тропарь и общую службу преподобному на литургии. Более поздние (в т. ч. русские) редакции описывают службу П. Л. подробнее (напр.: ГИМ. Усп. 5. Л. 135), с указанием стихир, тропаря, канона, кондака; на литургии предлагается совершать или общую службу сщмч. Елевферию, или общую службу П. Л. В Типиконах 1610 г. (Л. 455) и 1641 г. (Л. 318 об.) на литургии назначается прокимен (из Пс 115), Апостол (Гал 5.22 - 6.2) и аллилуиарий П. Л. (со стихами из Пс 111), а Евангелие - сщмч. Елевферию (эти же указания внесены в Минею 1645 г., Л. 176 об.). Начиная с печатного издания Типикона 1682 г. (Л. 184), служба на литургии 15 дек. не указывается. В рукописных слав. Минеях (РГБ. Троиц. 32. Л. 79 об., кон. XV в., и др.) последование П. Л. включает 3 стихиры, тропарь, канон, седален, кондак с икосом и светилен, в таком же виде последование входит в печатные издания Миней, вплоть до современных.

http://pravenc.ru/text/2578555.html

В S. Sepulcri. Gr. 615 1522 г., приводится чин Б. для 3 человек. В этом случае 1-й из побратимов кладет руку на Евангелие, 2-й свою сверху, потом 3-й, иерей же опоясывает их, а в ходе службы они держат зажженные свечи (Там же. С. 743-744). После тропаря святого и дня дважды поется тропарь 5-го гласа «Τ συνδσμ τς γπης» (см. ирмос 5-й песни канона Великого четверга «    »; то же и в ркп. Sinait. gr. 989, XVI в.: Там же. С. 897). Из заключительных слов следует, что этот чин совершается отдельно от литургии. В том случае когда братский союз заключается на литургии, в ектению после чтения Евангелия и при отпусте делаются соответствующие вставки (Там же. С. 744). В ряде рукописей (Sinait. slav. 37, ГИМ. Син. 310, также РНБ. Соф. 836, XVI в.) указано Причащение побратимов Преждеосвященными Дарами. Согласно рубрике в Мирском Потребнике Патриарха Иоасафа 1639 г., Причащение совершается по усмотрению священника, если он сочтет побратимов готовыми ( Никольский. С. 375, 385-386). По рус. Требнику (ГИМ. Син. 310), вступающие в союз не только кладут руки на Евангелие, но священник связывает их одним поясом и после Причащения обводит вокруг аналоя с пением избранных стихов (Пс 79. 15; 111. 1; 132. 3), то же встречается иногда и в греч. Евхологиях. В Мирском Потребнике патриарха Иоасафа 1-й стих Пс 132 поется в качестве прокимна (на 4-й глас) перед чтением Апостола, а также вместе с Пс 79. 2 - при целовании Евангелия ( Никольский. С. 387-388). Библейские чтения В Евхологии Sinait. slav. 37 в чин Б. входит вся 17-я гл. Евангелия от Иоанна, содержащая молитву Господа об учениках («да будут вси едино»). Согласно Sinait. gr. 973, чтениями являются 1 Кор 13. 4-10 и Ин 15. 17-16. 2, согласно ГИМ. Син. 310 - 1 Кор 12. 27-13. 8 и Ин 17. 18-26, согласно московскому Потребнику 1639 г.- Рим 8. 28-39 и Ин 17. 1-13. В этих чтениях говорится о жертвенной любви, к-рая превосходит все духовные дары и подвиги, о Христе как «первородном между многими братиями» и о единстве Церкви («вы - тело Христово, а порознь - члены»). Запрет чина Б.

http://pravenc.ru/text/153343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) В памятниках древнего доиконоборческого иерусалимского богослужения 3-е воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию Иосифа Аримафейского и Никодима, тогда как память жен-мироносиц празднуется во вторник, накануне этого дня (см.: Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 428-429); в цикле неподвижных праздников 2-й из этих памятей условно соответствует 25 апр. (Ibid. P. 207-208); 1-я память также имеет соответствие среди фиксированных дат - 31 авг. (Ibid. P. 317-318). В к-польских памятниках иконоборческой и послеиконоборческой эпох память жен-мироносиц присоединяется к памяти святых Иосифа и Никодима. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 114-116) 3-е воскресенье по Пасхе посвящено памяти прав. Иосифа, св. Никодима, а также Марии Магдалины и др. учениц Христовых. На Пс 50 утрени поются тропари 2-го гласа Ο εσχμων Ιωσφ, π το ξλου καθελν (          ), Τν μαθητν σου χορς σν μυροφροις γυναιξν (            ); на литургии: прокимен из Пс 149, Апостол из Деян (6. 1-7), аллилуиарий со стихом из Пс 131. 1-2, Евангелие из Мк (15. 43 - 16. 8), причастен Пс 32. 1. В позднейших памятниках память жен-мироносиц выходит на первое место и встает перед именами святых Иосифа и Никодима; тем не менее основным содержанием песнопений Ж.-м. Н. остается прославление Воскресения Христова. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 264-265), лучше всего отражающему первоначальную студийскую практику, в Ж.-м. Н. соединяются последования воскресное Октоиха и Триоди (песнопения в честь Ж.-м. Н., прав. Иосифа и св. Никодима). Женам-мироносицам посвящены 2 стихиры на вечерней стиховне и 1 - на утренней, после стихословия Псалтири на утрене поются седальны     и             затем степенны 2-го гласа, прокимен и «Всякое дыхание» 2-го гласа и Евангелие воскресное 4-е (Лк 24. 1-12). Поется канон из службы Великой субботы , после 6-й песни - кондак Ж.-м. Н. 2-го гласа        , после 9-й песни - светилен Ж.-м. Н. В качестве тропаря дня на вечерне и утрене поется     На литургии на блаженнах поется трипеснец (в действительности четверопеснец) Великой субботы, прокимен из Пс 15, аллилуиарий со стихом из Пс 84, Апостол и Евангелие - те же, что и по Типикону Великой ц., причастен не указан. Песнопения в честь жен-мироносиц продолжают исполняться на богослужениях будних дней после Ж.-м. Н.

http://pravenc.ru/text/182225.html

" Слава Богу, что я не непогрешим " . Беседа с сербским епископом Афанасием (Евтичем). Часть 2 ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск " СЛАВА БОГУ, ЧТО Я НЕ НЕПОГРЕШИМ " БЕСЕДА С СЕРБСКИМ ЕПИСКОПОМ АФАНАСИЕМ (ЕВТИЧЕМ). ЧАСТЬ 2 Продолжение. Начало см. здесь. Епископ Афанасий (Евтич). Фото: Православие.Ru - Владыка, нас интересует вопрос о чтении тропаря 3-го часа на Божественной литургии во время Евхаристического канона. Мы знаем, что в разных Церквах существует разная традиция.Читается ли тропарь 3-го часа во время Божественной литургии в Сербской Церкви? - Тропарь третьего часа существует в Сербской Церкви. Я в своей епархии, пока был правящим епископом, не читал его, а что сейчас делает новый епископ - не знаю. Я его не читаю. Это включение было сделано в XVI веке. Иногда я произношу его, когда другие епископы тоже его читают, но это не суть дела. В основном я читаю его как частную молитву, если можно так сказать. Скажем, во время каждения на Великом входе на Херувимской читают 50-й псалом, но этого нигде не написано, а просто такая практика. Или чтение трижды: " Боже, милостив буди мне грешному! " - этого тоже в служебнике нет. Я слышал от отца Георгия Флоровского, Александра Шмемана, что они по освящении Даров про себя говорили: " Ей, гряди, Господи Иисусе, маранафа! " Это из раннехристианской литургии, взято у апостола Павла, в конце первого послания к Коринфянам (16.22). Или, как вы знаете, отец Иоанн Кронштадтский присовокуплял и свои молитвы во время литургии. Но сейчас, чтобы не было беспорядка, хорошо бы иметь соборное решение насчет этого. Плохо то, что этого держатся только славяне. Нас об этом просил хиландарский игумен отец Никанор, потому что афонцы очень строгие насчет порядка, и когда они видят как в сербском или русском монастыре читают молитву 3-го часа, то плохо к этому относятся. Они спрашивают: " Разве вы не знаете историю всего этого? " Отец Киприан Керн ясно писал, что это ввели против вычеркивания эпиклезиса в Римской Церкви.

http://pravoslavie.ru/guest/evtich2.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРОДИСИЙ, МИЛД [МЕЛД], МАКРОВИЙ, ВАЛЕРИАН, ЛЕОНТИЙ, АНТОНИЙ [АНТОНИН] (Нач. IV в.), мученики (пам. греч. 4, 5 мая), пострадавшие в Скифополе Палестинском. Вместе с ними в ряде календарей упомянуты еще 60 мучеников Скифопольских. По собственной воле они предстали перед правителем области и обличили его бесчеловечный нрав, а затем опрокинули и разбили жертвенники богов. Разгневанные язычники забили их до смерти. Тела мучеников были погребены христианами и позднее на месте казни был воздвигнут храм. Краткое житие скифопольских мучеников содержится в рукописи Ath. Laur. I 70. Fol. 208. Возможно, они тождественны упоминаемым в сочинении Евсевия Кесарийского 6 юношам, к-рые, придя к проконсулу Урбану, исповедали себя христианами и были усечены мечом (De Mart. Palaest. 3). В Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 658) и в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 280) под 4 мая содержатся память скифопольских мучеников и указание на то, что синаксис в их честь совершается в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе ап. Иакова, брата Господня. Под 5 мая память мучеников отмечена в Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 133) и ряде др. синаксарей (напр., Bodl. Auctar. T. III. 16, 1307 г.). Наиболее ранним свидетельством почитания скифопольских мучеников на Руси является упоминание их в месяцесловах Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 272) и Евангелия XII в. (РГАДА. Тип. 1. Л. 189). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав к-рого под 4 мая была включена их память. В ВМЧ помещены память и стих мученикам ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 146-147 (2-я паг.)). Гимнография. Согласно Типикону Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 280) служба святых имеет общий тропарь мученикам 1-го гласа: «Τς λγηδνας τν γων» (греч.-    ) и чтения на литургии. Указание о пении тропаря святым на 50-м псалме и на входе свидетельствует об их особом почитании в К-поле. Основные редакции Студийского и Иерусалимского уставов их память не содержат. Последование неизвестно. Ист.: SynCP. Col. 658. Лит.: ΘΗΕ. T. 3. Σ. 521-522; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 65-66. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77142.html

После псалмов положены евангельские чтения, вполне отвечающие смыслу и значению отдельных служб. Так, евангелие, l-ro часа возвещает о Христе, «Свете истинном, просвещающем всякого человека, грядущего в мир» ( Ин. 1:1–17 ; Мр. 1:1–3 ); евангелие 3-го часа приводитъ обетование Спасителя о ниспослании Св. Духа-Утешителя ( Ин. 15:26–16:4 ); в евангелии 6-го часа говорится о земных страданиях и небесном блаженстве праведников (Мф. 5:1–16); наконец, в евангелии 9-го часа повествуется о чудесном насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек ( Лк. 9:10–17 ), как о прообразе «брашна, пребывающего в живот вечный» ( Ин. 6:27 и д.). За чтением евангелия следуют наши обычные тропари-прокимны, богородичны и стихи часа. При повторении на «Слава», тропари-прокимны принимают форму тропарей- молитв, приведенных в Син. 863. После стихов часа читается неизвестная по другим памятникам молитва «Милости Твоя, Господи, без числа». – На 1-м часе эта молитва предшествует тропарю; наряду с нею, между евангелием и тропарем, на 1-м часе положены и другие молитвословия, не встречавшиеся нам прежде: «Мир церкви ангельстей, мир Деве», «О Свете истинный», «И Тя, о Мати Света», «О Богородице, кадило благовонное», «Мир Ти, о Дево», «Тысящи тысящ и тмы тем», «Мир Илии»; затем – «Милости Твоя, Господи, без числа», и тропарь-прокимен; а вместо повторения тропаря на «Слава» исполняется обычный стих часа; потом – богородичен, великое славословие и «Благо есть исповедатися» ( Пс. 91:2 ). Далее восстановляется порядок общий для всех часов, и приводятся следующие молитвословия: Трисвятое (монофизитское), Пресвятая Троице (с изменениями), Отче наш, Аллилуиа, «Радуйся, ей же зовем целование» (ряд богородичных тропарей, из которых первый напоминает «Преславная Приснодево, мати Христа-Бога») и три тропаря («молитвы»). На 1-м часе вместо первого тропаря указывается молитва «Христе, Свете», затем – тропарь «Премудрости наставниче» (Син. 865, 1-й час) и нынешний богородичен «Преславную Божию Матерь»; на 3-м часе первые два тропаря те же, что в Син. 865 («Царю небесный» и «Яко посреде»), третий – «В храме стояще» (см. в конце утрени); в службе 6-го часа из нынешних наших тропарей опущен только богородичен «Милосердия сущи», а в чине 9-го часа, на «Слава», вместо «Посреде» стоит «Приявый исповедание разбойника на древе крестнем».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Во 2-й главе Типикона читаем: «к первому же тропарю припев: «Слава Господи святому воскресению Твоему». Таже припевы песней воскресных (писаны в Ирмологионе). Под «припевами песней воскресных, кон писаны в Ирмологионе», разумеются стихи песней Священного Писания (См. Ирмологион). 465 Стихословим песнь: «Господеви поем» и держим стихов 12-ть, кроме «Слава и ныне». И поем канона три.... да будет вси на 14-ть (Тип., гл. 9). 466 Иногда полагается и на 10-ть, но в таком случае ирмосы несколько раз поются без припевов. Так на 10-ть поется в следующие дни: в Пасху, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу, Рождество Богородицы (если оно не в Неделю), Введение во храм (если оно не в Неделю), Успение (если оно не в Неделю) 26-е декабря (если не в Неделю), в Благовещение, если оно случится в Великий четверток или Великую субботу, в Благовещение, случившееся в Пасху. Во все эти праздники тропари поются на 12-ть, а ирмосы на 4-ре. В Пасху поется один канон, а в прочие из указанных дней поются по два канона, и ирмосы обоих канонов поются по дважды. Но в Неделю ваий, Сретение и отдание его, и в Воздвижение поется по одному канону на 14-ть. В Вознесение и отдание его, также в отдания: Рождества Христова, Богоявления, Пятидесятницы, Рождества Богородицы, Успения и в понедельник Св. Духа поется по два канона на 14-ть. На 8-мь, на 6-ть и на 4-ре поется канон в Великом, посту. Иногда в числа эти, например – на 14-ть, входит и ирмос. Тогда в уставе и обозначается так: «на 14-ть с ирмосом». Так, в Типиконе на 24-е декабря, в Неделю Св. отец, читаем: канон Св. отец с ирмосом: «Волною морскою», по дважды, тропари на 6-ть и другий канон предпразднства на 6-ть». Выражение: «канон поется на 16-ть, на 14-ть», означает не то, что в каноне находится это число тропарей с ирмосами, а то, что тропари должны быть пропеты столько раз, чтобы составилось 16-ть или 14-ть в каждой песне. Например, в пасхальном каноне в каждой песни находится по три тропаря и ирмос, а они поются на 16-ть. Но иногда Устав предписывает петь меньшее число тропарей, нежели сколько их находится в канонах известного дня. В этом случае некоторые тропари или вовсе не поются, или два тропаря поются за один, т. е. оба тропаря поются один за другим сряду, имея пред собою один стих песней Священного Писания или один припев. Так, в Типиконе, в последовании 17-го декабря, в неделю праотец, читаем: «В коейждо песни пророка (т. е. канона Пророку Даниилу) три тропаря. Богородичен оставляется, и отроков (т. е. из канона Ананию, Азарию и Мисаилу) первые стихи два за один, также тропарь един и Богородичен».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Подобно часам великого пятка совершаются и царские часы в навечерие Рождества Христова и Богоявления 73 . Таким образом, в XIII веке песненный строй часов оставался еще жизненным, хотя употребление его ограничивалось днями первой и страстной седмиц великого поста и царскими часами. 3. Состав песненных часов Известные нам памятники не говорят определенно, какие псалмы-антифоны употреблялись на песненных часах. Мы знаем, напр., что на первом часе исполнялся иногда 5-й псалом (Ватик. 1877), а на 9-м – псалом 85-й (Иерусалим. 1122 г.). О прочих псалмах косвенные указания можно заимствовать из молитв. В песненных службах, по замечанию Симеона Солунского , «возносимые к Богу чрез священника молитвы поют певцы – в псалмах и песнях» 74 . Поэтому песненные молитвы почти всегда заключают в себе заимствования из соответствующих псалмов-антифонов. Есть такие заимствования и в молитвах песненных часов. Здесь мы встречаем выдержки из псалмов, прежде всего, в молитве 2-го антифона 1-го часа: 5:3–4; 70:8; 89:14–17; 91:2–3; 142:8; затем, в молитве главопреклонения 3-го часа: 16:6; далее, в молитве 2-го антифона и заамвонной 6-го часа: 90:6; 118:120; наконец, в молитве 1-го антифона 9-го часа: 85:17. Из числа указанных псалмов, псалмы 5, 16, 85, 89 и 90 и теперь читаются на соответствующих часах; псалом 91-й положен на междочасии 1-го часа, а пс. 70 ст. 8 исполняется на 1-м часе, в виде особого тропаря. Отсюда с большой вероятностью можно заключать, что на песпенных часах употреблялись те же или почти те же псалмы, что и на обычных часах. Что касается молитв песненных часов, то в древних Евхологиях, как мы уже знаем, сохранились полные последования этих молитв, напечатанные, между прочим, проф. А. А. Дмитриевским во втором томе его «Описания литургических рукописей». Здесь для каждого часа указывается пять молитв: три антифонные молитвы (εχα τν ντιφνων τν ρν), молитва отпуста (εχ τς πολσεως) и молитва главопреклонения (ε. τς κεφαλοκλισας); к ним большею частью прибавляется еще шестая молитва – заамвонная 75 , а в Синод. 371 между молитвою главопреклонения и заамвонной на 1-мъ часе вставлена и седьмая «молитва оутренеа» (л. 119). Относительно частнейшего содержания молитв песненных часов коротко можно сказать, что все эти молитвы посвящены уяснению смысла тех воспоминаний, которые связываются с различными дневными часами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010