7) На утрени в субботу 5-й седмицы Великого поста диакон кадит по стихословии 16-й кафизмы, при начале акафиста Матери Божией, честнейшей Херувим. Каждение в это время изображает славу Матери Божией, которую ублажают все роды. 8) По отпусте проскомидии пред началом литургии диакон совершает каждение по всей церкви (Служебн., чин бож. лит.). Чрез благоухание престола, святых икон и предстоящих в храме возбуждаются верующие к усердному возношению на литургии молитв. Каждение всего храма, начинаемое с средины его, бывает таким образом: сперва кадят кругом аналогия с иконою или с Евангелием, или кругом Плащаницы, поставленных среди храма, потом входят в алтарь и кадят там престол и прочее. Далее кадят в храме указанным выше порядком. По окаждении храма, приходят к Царским дверям и кадят их и иконы Спасителя и Богоматери, и затем идут опять к аналогию с иконою или Евангелием, или к Плащанице, и кадят их только спереди. Засим опять кадят священнослу жителей, окружающих аналогий или Плащаницу (Тип., гл. 2, зри). Каждение всего храма, начинаемое не из алтаря, а со средины храма бывает: 1) На праздничной утрени, при пении величания, после полиелея (Тип., гл. 2). Иерей с диаконом начинает каждение от аналогия с иконою праздника. 2) На утрени Страстной субботы, при пении «Непорочны» и «похвал», иерей с диаконом начинает каждение от Плащаницы 212 . 3) На утрени во святой Великий пяток, если Евангелие читается на средине храма, иерей с диаконом, после пения тропаря: «Егда славнии ученицы», начинают каждение от аналогия с Евангелием. И пред чтением последнего Евангелия (12-го) так же кадят, как и в начале (Тип., послед. утрени Велик. пятка). 4) На часах, на которых бывает чтение Евангелия, так, на 1-м и на 9-м часах царских – пред Рождеством Христовым, Богоявлением (Тип., послед. 24-го декабря и 5 января) и в Великий пяток, на 3-м часе – в Страстной понедельник, вторник и среду, иерей с диаконом начинают каждение от аналогия с Евангелием (Тип., послед. понед. Страстной седм. 3-го часа).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– Святую воду можно добавлять в пищу для ее освящения, ею можно окропить продукты. 6.16. Что такое агиасма? – Агиасма (в переводе с греческого «святыня») – так называют воду, освященную по особому великому чину в праздник Крещения Господня или в крещенский Сочельник. 6.17. Как употреблять крещенскую воду? – Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят. Святая вода имеет свойство не портиться долгие годы. Из благоговения к святыне обычно употребляют крещенскую воду натощак. Однако при недугах пить ее можно в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище. 6.18. Можно ли святую воду малого освящения пить в течение дня, или это разрешается только натощак? – Воду малого освящения можно пить в течение дня, предварительно помолившись и с благоговением. 6.19. Чем отличается богоявленская вода от крещенской? – Ничем не отличается. И 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же Великим чином. Это водоосвящение называется Великим по сравнению с другим, меньшим, совершаемым 1/14 августа в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и в другие дни, по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордане. Крещение и Богоявление – это два названия одного праздника. Мнение, будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, – крещенская, является ошибочным. Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит напоминанием того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных, а потому оно и совершается в храмах, где и крестились оглашенные. После Литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание Крещения Господа, поэтому бывает торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам. Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Издревле также называется этот праздник днем Просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» ( Мф. 4:16 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

– Великопостные часы: 3-й, 6-й н 9-й, совершаются вместе (со стихословием на каждом из них, за исключением 9-го часа в пяток, кафизмы, с пением постных тропарей, с чтением на 6-м часе, после тропаря пророчества, паремии из кн. прор. Исаии, с пением пред и после этой паремии прокимна, с чтением в конце каждого часа: «Боже ущедри ны», к возглашением молитвы св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами); кроме звона (медленного) к началу часов, перед каждым из них Уставом положено ударять в колокол: перед 3-м часом – три раза, перед 6-м – шесть раз, перед 9-м – девять раз (но когда бывает «полиелей, на часех в камлан не ударяем», – см. в Уст. 24 февр. Мр. гл.). Непосредственно к 9-му часу (без отпуста), присоединяется (после молитвы: «Владыко Господи») «Последование изобразительных», которое начинается пением на оба лика «Блажен» (а не псалмами изобразительными – 102-м и 145-м) и в конце которого положена молитва св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. – На совершаемой непосредственно за указанными поклонами на изобразительных вседневной вечерне (начинающейся с чтения: «Приидите поклонимся») положено чтение двух паремий (1-я из кн. Бытия, а 2-я из кн. Притчей), пение с поклонами тропарей: «Богородице Дево» и проч., и произнесение молитвы св. Ефрема Сирина с 10-ю поклонами. Эта вечерня (об изобразительных и вечерне пред литургией преждеосвященных Даров см. ниже) заканчивается великим отпустом, после которого поется многолетие: «Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго» (см. Служ. на кажд. день 1-я седм.). – По окончании этой вечерни совершается в притворе (см. в Уст., Понед. 1-й седм.) обычная лития об усопших (см. выше, об утрене). – Вечернее богослужение состоит (кроме среды и пятка 5-й седмицы, о чем см. ниже) из великого повечерия (к которому Уставом положено ударять в колокол 12 раз), с пением на нем «Господи сил», произнесением молитвы св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами и возглашением в конце его молитвы: «Владыко многомилостиве» с главопреклонением всех на землю (о великом повечерии понед., втор., среды и четв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Б. п. должны сопровождать пение канона только на утрене (а также на полунощнице в пасхальную ночь - Типикон. Т. 2. С. 930), во всех др. случаях - на повечерии, воскресной полунощнице, молебне, панихиде и проч.,- вместо стихов Б. п. к тропарям канона припеваются по уставу припевы молебные . В совр. практике мн. правосл. храмов Б. п. на утрене обычно опускаются и стихословятся только в будние дни Великого поста, а в остальные дни заменяются молебными припевами; в нек-рых местах Б. п. стихословятся и в др. дни года, но подвергаются сокращениям (см., напр., в ст. Афон ); ежедневное уставное стихословие Б. п. практикуется достаточно редко. В 8-й Б. п. вместо «      » последние 2 стиха звучат как: «                    », а после заключительного тропаря прибавляется: «                    ». В отличие от остальных Б. п. эти слова, а также песнь Богородицы на практике сокращению никогда не подвергаются. Прокимны из Б. п. в совр. правосл. богослужении восходят к лекционарной системе К-поля. Прокимен из песни вавилонских отроков («    ») поется в 1-ю неделю (воскресенье) Великого поста (воспоминание победы над иконоборцами и память св. пророков), в 7-ю неделю по Пасхе (память отцов 1-го Вселенского Собора), в неделю после 11 окт. (память отцов 7-го Вселенского Собора), в неделю после 16 июля (память отцов первых 6 Вселенских Соборов), в недели праотцев и отцев перед Рождеством Христовым. Прокимен из песни Пресв. Богородицы («    ») поется на все Богородичные праздники, по средам во весь год (если не случится праздника или попразднства) и во вторник Светлой седмицы (в древности в К-поле в этот день служили литургию в посвященном Пресв. Богородице Влахернском храме); аллилуиарий из этой песни - в среду Светлой седмицы (в древности в К-поле в этот день служили литургию в посвященном Пресв. Богородице храме в Халкопратии). Стихи из песней Захарии и Симеона поются как стихи литургийных аллилуиариев на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня) и Сретение Господне (2 февр.) соответственно (Апостол. С. 428-515). Б. п. в богослужении нехалкидонитов после VI в.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Такая церковь была построена Обюсоном на острове Родосе, такая же церковь впоследствии была выстроена Магистром ордена Ла-Валетом и на острове Мальте.   IV. Когда остров Мальта взят был Наполеоном, и корона магистра ордена перешла [ 16 ] к Русскому императору Павлу Петровичу, еще в детстве восхищавшемуся славною историей Мальтийских рыцарей, благодарные ему за покровительство иоанниты решились передать в его владение все три великих сокровища, ни с одним из которых никогда еще они не расставались со времени получения каждого из них. Десница Иоанна Крестителя была первою из святынь, перевезенных ими в Россию. В 1798 году она временно была помещена в орденскую капеллу, находившуюся в Петербурге. В следующем же 1799 году 12-го октября были перевезены в Гатчину [ 17 ] вместе с нею и остальные две святыни: частицы Креста Господня и икона Филермской Божией Матери. С большим торжеством встречал царский Двор подносимые ему в дар святыни. В 10 часов утра в этот день из Гатчинского дворца по направлению к Ингебургу, где должна была произойти встреча святынь, выехал целый поезд с Императором во главе, с членами царского семейства и с многочисленной свитой. Встреча произошла у так называемых Спасских ворот, откуда и началось шествие торжественной процессии обратно к дворцу. Впереди крестным ходом шло духовенство. За ним в придворной золотой карете везли в золотом ковчеге на пунцовой бархатной подушке десницу святого Иоанна Крестителя. Далее таким же образом везли икону Божией Матери и частицу Животворящего Креста Господня. Сам Император в полном облачении великого магистра Мальтийского ордена шел за первою каретою. Когда процессия приблизилась ко дворцу, Император сам взял десницу Крестителя и, при пении положенного ему тропаря, внес ее в придворную, заново украшенную церковь, где и положил на приготовленном месте. Здесь же положены были икона Богоматери и частица Животворящего древа. Все подробности этого торжественного события впоследствии были внесены в службу, составленную по поручению Святейшего Синода на день 12-го октября. В ней «Давиду кроткому и благочестивому уподобляется богоизбранный царь, радостно переносящий в дом свой, якоже древле в Сион, новый кивот древняго пречестнейший. Тамо бо стамна манну носящая: зде же образ во чреве носившия Христа. Тамо скрижаль Ветхаго Завета: зде же рука, предначертающая Новый Завет, возвещающая миру спасение и велию милость. Тамо жезл: зде же крест Христов вселенныя хранитель» [ 18 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

10 . После этого, при многократном пении тропаря певцы, настоятель с крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. Заканчивается чинопоследование так, как положено на Литургии или вечерне, в зависимости от того, на какой службе это водоосвящение совершалось. Богоявление Всенощное бдение праздника Всенощное бдение на праздник Богоявления состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Особенности утрени На полиелее поется величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских». Затем на утрене читается два канона: преподобного Иоанна Дамаскина и преподобного Космы Маиумского – на 16. По 3-й песни – ипакои праздника, по 6-й песни – кондак и икос. На 9-й песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поем припевы праздника: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» и ирмос 1-го канона «Недоумеет всяк язык…». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Отпуст праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Особенности Литургии Если Богоявление выпадает на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста , а если на воскресенье или понедельник – Литургия святителя Василия Великого . Поются праздничные антифоны с особыми припевами и стихами. На малом входе – входный стих: «Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь, и явися нам». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…». Апостольское чтение – Послание к Титу, 302-е зачало ( Тит. 2; 11–14 – 3; 4–7 ). После Апостола – Евангелие от Матфея, зачало 6-е ( Мф. 3; 13–17 ). Вместо «Достойно есть» до отдания праздника поем задостойник: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9-й песни: «Недоумеет всяк язык…». Причастен праздника: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

– Существует ошибочное мнение, будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, – крещенская. И 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же великим чином. Это водоосвящение называется великим, как по сравнению с другим, меньшим, совершаемым 1/14 августа в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и в другие дни, так и по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордане. Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит памятником того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных, а потому оно и совершается в храмах, где и крестились оглашенные. После Литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание Крещения Господа, поэтому бывает торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам. Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Издревле также называется этот праздник днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» ( Мф. 4:16 ). 5.5. Как употреблять крещенскую воду? – Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Святая вода долгие годы остается нетленной, имеет свойство не портиться. Из благоговения к святыне обычно принимают крещенскую воду натощак. Однако при недугах или нападении злых сил пить ее можно в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище. 5.6. Что делать, если святая вода испортилась? – Испорченную святую воду выливают в ручей или реку – туда, где есть течение, в так называемую живую, нестоячую (проточную) воду. 5.7. Что такое артос? Когда его раздают?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

223 Евангелие 25-й недели по Пятидесятнице, Лк., 53 зачало: 10:25–37 (притча о милосердном самарянине). 227 Неделя о мытаре и фарисее в 1908 году пришлась на 3 февраля – первый день попразднства Сретения Господня. 228 Ср.: «Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится...» (1-я стихира на Господи воззвах в неделю мытаря и фарисея). 229 Ср.: ирмос 8-го гласа, 4-я песнь: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование...» 230 В «Сказании о том, от чего получил название Печерский монастырь» преподобный Нестор пишет: «Многие монастыри поставлены царями, боярами и богатством; но не таковы они, как поставленные слезами, пощением, молитвою, бдением» (Киево-Печерский патерик в переложении на современный русский язык М. Викторовой. Киев, 1893. С. 4). 231 Это был список с прославленной Казанской иконы Богоматери, который впоследствии находился в Казанском соборе на Красной площади, построенном князем Д. М. Пожарским в благодарность за избавление Отечества, а ныне находится в Московском Богоявленском Патриаршем соборе. 233 Ср. со словами тропаря, поемого вместо Херувимской песни в Великую Субботу: «...Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным...» 234 Евангелие на литургии 22-й недели по Пятидесятнице: Лк., 83-е зач.: 16:19–31 (притча о богаче и нищем Лазаре). 235 Как видно из проповеди, 24-я неделя по Пятидесятнице в 1908 г. пришлась на день памяти святого апостола и евангелиста Матфея и на второй день Рождественского поста – 16 ноября. 237 Слово произнесено, вероятно, в Богоявленском монастыре, где преосвященный Трифон был настоятелем. 239 Приют Братства во имя Царицы Небесной под покровительством Государыни императрицы Александры Феодоровны был основан в 1892 году, находился на Зубовском бульваре. Церковь при Братстве была освящена позднее, в 1912 году – во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». За детьми ухаживали сестры – послушницы московских монастырей; они бывали на службах в Богоявленском монастыре. Ныне здание приюта занято издательством «Прогресс». Церковь не сохранилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

609 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 5, 3 (PG 57, 58). Рус. пер. С. 55–56. 610 Здесь использованы отдельные выражения из Молитвы Манассии (в греческом переводе Библии она помещается в конце 2-й Книги Паралипоменон): «Господи Вседержитель, Боже отцов наших... неизмерима и не может быть исследована милость обетования Твоего...» 614 Х. Матеос предполагал, что первоначально эти молитвы были частью Литургии верных (Mateos J. Evolution historique. P. 34), однако это предположение не имеет надежного подтверждения и в настоящее время отвергается большинством литургистов. 615 О развитии службы трех антифонов см. в: Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine. P. 27–45, 62–71; Успенский Н. Д. Т. II. С. 105–127. 626 Grumel V. L’auteur et la date de composition du tropaire Μονογενς. P. 417. Этим периодом датировали введение гимна в обиход большинство литургистов 2-й половины ХХ века. Ср. Успенский Н. Д. Т. II. С. 71 (534 г.); Dix G. The Shape of the Liturgy. P. 450 (535–536 гг.). 630 О молитве Иисусу в раннехристианской Церкви см.: Bauckham R. Jesus and the God of Israel. P. 127–151. 636 Предполагается, что перемещение этого гимна в конец второго антифона связано с традицией перемежать стихи псалмов с христианскими гимнами-тропарями. «Единородный Сыне» занял место заключительного тропаря 2-го антифона. См.: Taft R. The Great Entrance. P. 86–88. 645 Словосочетание «Царство Божие» у синоптиков встречается регулярно, в том числе 14 раз у Марка и 32 у Луки; у Матфея «Царство Божие» упоминается всего 5 раз, однако 32 раза употребляется идентичное по значению словосочетание «Царствие Небесное» (отсутствующее у других Евангелистов). Общее количество упоминаний Царства Божия или Царства Небесного в синоптических Евангелиях – 83. См.: Caragounis C. C. Царство Божье. В ст.: Царство Небесное//Иисус и Евангелия. Словарь. Т. 1. С. 731. 646 В Евангелии от Иоанна словосочетание «жизнь вечная» встречается 17 раз, а термин «жизнь» в значении «жизнь вечная» 19 раз: это намного чаще, чем во всех трех синоптических Евангелиях вместе взятых (где слово «жизнь» встречается в общей сложности 16 раз, из них лишь в 14 случаях обозначая жизнь вечную).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

16 Кафизмы на 1-м часе не бывает в понедельник и пятницу всех седмиц. 17 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 501. 18 Таким же образом исполняются тропари и на прочих часах. 19 Помимо этого, чтение Оглашений совершается на воскресной утрене перед 1-м часом. Чтение Оглашений начинается от Недели о мытаре и фарисее. «В настоящем месте Типикона, – пишет проф. М. Скабалланович, – не указано, кому читать Оглашения прп. Феодора. Это указано в уставе Недели мытаря: “Аще тамо (в притворе) есть игумен, чтутся от него; аще же ни, то от екклисиарха, стоящим и со вниманием послушающим братиям”. Для них должен быть именно такой авторитетный чтец, так как они наполнены прямыми увещаниями и обличениями к братии (начинаются: “Братия мои и отцы...”). Потому же пред ними неуместно и предисловие (поименование автора и чтения)... Игумен в данном случае изображает самого преподобного, и Оглашение представляется исходящим из уст его самого, незримо стоящего среди молящихся. Посему после Оглашения молящиеся отвечают на него лично обращенной к прп. Феодору благодарностью в форме тропаря» (Скабалланович М. Толковый Типикон. С. 326). 20 См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 168, 178. 21 В седмичные дни Великого поста на всех часах конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...». 22 Тропари пророчества, паримии и прокимны 6-го часа в седмичные дни св. Четыредесятницы приводятся в Триоди. 23 По пятницам 9-й час совершается без кафизмы. 24 На 9-м часе во всю св. Четыредесятницу положено только 3 великих поклона. 25 Иерей пребывает облаченным до окончания вечерни. 26 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина. 27 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска; 523). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103). 28 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 540; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 237–238.

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-27/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010