В 2 среднеболг. праздничных Минеях - ок. 1339 г. (Sinait. slav. 25) и нач. XV в. (София. Архив БАН. 23) - известен (также под 14 февр.) др. древний канон К., 8-го гласа (при этом синайский список сохранил 2-ю песнь), опубликованный по младшей из них Минее Б. Ангеловым ( Ангелов Б. С. Старобългарски текстове: Из слав. ръкописи на БАН. Служба на Кирил//ИАИ. 1957. Т. 1. С. 283-289). Канон был введен в научный оборот лишь в сер. ХХ в. и изучен гораздо меньше первого ( Попов. 2003. С. 657-658). Два разных канона сопровождаются в рукописной традиции одними и теми же песнопениями малых жанров: вероятно, первоначально они (по аналогии со службой архиеп. Мефодию, также включавшей 2 канона) входили в состав особо торжественной службы, позднее разделенной на 2 самостоятельные. Судя по всему, этот канон исходно был также написан на греч. языке и рано (возможно, одновременно с первым) переведен на славянский. Обратный перевод канона 8-го гласа на греч. язык не предпринимался, вопрос о наличии в нем акростиха (как греческого, так и славянского) не рассматривался. Разделение первоначальной единой службы произошло (судя по тому, что восточнослав. списки 2-го канона отсутствуют) не позднее кон. Х в., и это свидетельствует об определенном снижении почитания К. в Болгарии в это время. В нач. 90-х гг. ХХ в. К. Иванова обнаружила и опубликовала еще одну службу К.- из серб. Минеи праздничной 2-й пол. XVII в. из собрания Баварской гос. б-ки в Мюнхене ( Иванова К. Неизвестна служба за св. Кирил в състава на прзничен миней от XVII в.//Palaeobulgarica. 1992. Год. 16. 2. С. 16-32; 3. С. 37-40). Служба написана по Иерусалимскому уставу и представляет сочинение, составленное серб. книжником не ранее XVI в., незнакомым с древним текстом (кроме тропаря и кондака) и прославляющим К. как просветителя лишь балканских славян. К. прославляется также в общем каноне равноапостольным К. и Мефодию (6 апр.) и в составе служб св. Седмочисленникам (пам. 27 июля), написанных и изданных в XVIII в. на греч. языке ( Бърлиева С. Служби за св. Седмочисленици//КМЕ. 2003. Т. 3. С. 680-682; Š koviera. 2010. S. 159-165). Общий канон, содержащий анонимный слав. акростих «Курила философа и блажена Методия пою», относится к числу древнейших памятников слав. гимнографии ( Попов. 2003. С. 664). Он сохранился лишь в 2 восточнослав. списках - XII в. (ГИМ. Син. 165) и рубежа XIV и XV вв. (РГАДА. Ф. 381. 111); младший был открыт в 80-х гг. ХХ в. при составлении Каталога рукописей ЦГАДА (Каталог слав.-рус. рукописных книг XI-XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР/Сост.: О. А. Князевская. М., 1998. Ч. 2. С. 188. 89).

http://pravenc.ru/text/1840253.html

После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, после 6-й — кондак и икос Минеи, по 9-й песни — эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (если есть) и Богородичен. Хвалитные псалмы — неизменяемый текст утрени; в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные стихиры. Вседневное славословие по Уставу должен читать предстоятель. С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни. Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда присоединяется к утрени. По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по усопшим, т. е. молитвы об упокоении умерших братий. Утреня 1_Благословен Бог наш…_С_С_23,9_В приходских храмах часто опускается 2_Двупсалмие_Ч С_Ч С_22,9_ 3_Слава Святей…_С_С__ 4_Шестопсалмие_Ч_Ч_9,7_По указанию Типикона читается предстоятелем_Утренние молитвы_С_С_9_ 5_Великая ектения_Д Л С_С_9_6_Бог Господь со стихами_Д_Ч С_9_Во глас тропаря Минеи. По указанию Типикона возглашается канонархом _Тропари на Бог Господь_Л_М_9, 48_Т: М - 2р., Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу: 7_Рядовые кафизмы (две или три)_Ч_П_9,17_В приходских храмах иногда читают псалом за Славу._Седальны по каждой кафизме Святоотеческое чтение_Л (Ч)_О_9,10_Иногда не поются, а читаются чтецом. В приходских храмах обычно опускается. 8_50-й псалом_Ч_Ч_9_ 9_Канон_Л (Ч) Д С_О М И_11, 18, 20, 48, 16, 9_Служба без знака:_Шестеричный св.:_Два малых свв.:_____К:О 1-й с ирм. на 6 К:О 2-й на 4 К: М на 4_К:О 1-й с ирм. на 4 (без мчч.) К:О 2-й на 4 К: М на 6_К:О 1-й с ирм. на 6 К: 1М на К: 2М на 4 _______ _____По 3-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне: Богородичен. По 6-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, кондак и икос М. Чтение Пролога (обычно опускается).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, после 6-й – кондак и икос Минеи, по 9-й песни – эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (если есть) и Богородичен. Хвалитные псалмы – неизменяемый текст утрени; в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные стихиры. Вседневное славословие по Уставу должен читать предстоятель. С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни. Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда присоединяется к утрени, По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по усопшим, т.е. молитвы об упокоении умерших братий. 1 Благословен Бог наш... В приходских храмах часто опускается Двупсалмие Слава Святей... Шестопсалмие По указанию Типикона читается предстоятелем Утренние молитвы Великая ектения Бог Господь со стихами Во глас тропаря Минеи. По указанию Типикона возглашается канонархом Тропари на Бог Господь Т: М 2р., Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу: Рядовые кафизмы (две или три) В приходских храмах иногда читают псалом за Славу. Седальны по каждой кафизме Святоотеческое чтение Иногда не поются, а читаются чтецом. В приходских храмах обычно опускается. 50-й псалом Л (Ч) Д С 11, 18, 20, 48, 16, 9 Служба без знака: Шестеричный св.: Два малых свв.: К:О 1-й с ирм. на 6 К:О 2-й на 4 К: М на 4 К:О 1-й с ирм. на 4 (без мчч.) К:О 2-й на 4 К: М на 6 К:О 1-й с ирм. на 6 К: 1М на К: 2М на 4 По 3-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне:Богородичен. По 6-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, кондак и икос М. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим..., ирмос канона Минеи, Честнейшую По 9-й песни: ирмос канона Минеи, Достойно есть, малая ектения, эксапостиларий О.; Слава: –светилен М.; И ныне: Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На вечерни после Ныне отпущаеши должны петься особые тропари, которые будут петься и в Великом посту. Текст 1-го тропаря нам знаком: Богородице Дево. Но поется он великопостным напевом и сопровождается земным поклоном. Затем на Славу поется: «Крестителю Христов, всех нас помяни…» и на И ныне — «Молите за ны, свв. апостоли…» Затем читаются еще тексты, положенные по Часослову, и после них первый раз произносится молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего с 16-ю поклонами — 3 земных, 12 поясных и еще один земной. На утрени будет петься Аллилуйя, а не Бог Господь. И к каждому Аллилуйя будут припеваться — пока не будем говорить, что это такое — Троичны гласа. Затем — канон. Канон будет построен совершенно уникально: он берется из Октоиха, Минеи и Постной Триоди. Сырная седмица очень сложная. В среду и пятницу Постная Триодь содержит как полный канон — из 9 песен, так и трипеснец. А как строятся трипеснцы на сырной седмице и в Великом посту? Как они распределяются по дням седмицы? В трипеснцы всегда входит 8-я и 9-я песнь, а в зависимости от дня седмицы добавляются еще одна. В понедельник есть 1, 8, 9 песни; во вторник — 2, 8, 9; в среду — 3, 8, 9; в четверг — 4, 8, 9; в пяток — 5, 8, 9 и для субботы Великого поста назначен четверопеснец: 6, 7, 8, 9. В конце утрени также читается молитва Ефрема Сирина с 16 поклонами. На 1-м часе будет читаться постный тропарь часа. Мы упоминали тропари часов, когда говорили о литургических темах часов, но 1-й час остался без внимания. Его тропарь говорит нам о начале дня: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой» — выделено то, что это утренняя молитва, начало дня. В Великом Посту тропари часов будут петься, а на сырной они читаются. На 3-м, 6-м, 9-м часах будут тоже читаться тропари часа. 6-й час имеет еще одну особенность. На нем будут читаться тексты, о которых мы раньше не говорили: тропарь пророчества, прокимен, паримия и еще один прокимен. Все эти тексты содержатся в Постной Триоди. В заключение каждого часа будет читаться молитва Ефрема Сирина. Службы похожи на великопостные, но и отличны от них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Завершаются изобразительны 16-ю поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина . Вечерня Вечерня начинается без возгласа «Благословен Бог наш…» после поклонов на изобразительных (как и в седмичные дни Великого поста). Кафисма рядовая. На «Господи, воззвах…» стихиры поются в соответствии с тем, какая служба совершается на следующий день (в зависимости от знака святого). Прокимен Триоди. Паремия Триоди 2-й прокимен Триоди Обратим внимание, что на сырной седмице, в отличие от седмичных дней поста, читается только одна паремия! «Сподоби, Господи…» (читается). Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. «Ныне отпущаеши…» (читается). Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь святого, «Слава, и ныне» Богородичен 4-го приложения (накануне сырной субботы – Богородичен воскресный по гласу тропаря). Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…». Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь». «Всесвятая Троице, Единосущная Державо…». Хор: «Буди имя Господне…» (трижды). Чтец: «Слава, и ныне» и 33-й псалом. Священник: «Премудрость». Хор: «Достойно есть …» до половины и далее переход на отпуст по чину. Отпуст вседневный. Таким образом, мы видим, что эта вечерня совершается уже по чину, близкому к вседневному (чему соответствует и схема пения стихир на «Господи, воззвах…», и тропарей по «Ныне отпущаеши…»). В принципе, нужно запомнить только три ее отличительные черты, сходные с особенностями великопостного чина: 1) вечерня не имеет начального возгласа, но сразу после поклонов на изобразительных читается «Приидите, поклонимся…»; 2) после «Свете Тихий…» поются два прокимена Триоди и читается одна паремия (между прокименами); 3) Окончание вечерни (после ектении «Помилуй нас, Боже…») полностью соответствует схеме вечерни накануне праздника полиелейному святому в седмичный день Великого поста (для сравнения см. далее § 8.1 следующей главы). Кроме того, точно такую же схему в Уставе имеет окончание вечерни накануне суббот 2–6-й седмиц Великого поста в том случае, если в пятницу не совершается литургия Преждеосвященных Даров. Однако в практике такой вариант (за редчайшими исключениями) не встречается: обычно у нас или служат литургию Преждеосвященных Даров, или же служба в пятницу утром не совершается вообще (в малых храмах). § 2.4. Сырная суббота

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, память IV Вселенского Собора празднуется в неделю после 11 июля - памяти вмц. Евфимии - или же в воскресный день до или после 16 июля. Соединяются последования воскресное, св. отцов и дневного святого, последование св. отцов включает тропарь (тот же, что и в Типиконе Великой ц. 16-го числа):    ()     и канон. В качестве песнопения св. отцов используется стихира вмц. Евфимии     (в совр. книгах - стихира на «Слава» на вечерней стиховне). На литургии чтения: прокимен из Пс 149, Евр 13. 7-16, аллилуиарий со стихом Пс 43, Мф 5. 14-19 (причастен не указан). Дальнейшая история июльской памяти Вселенских Соборов сходна с октябрьской; она отсутствует в большинстве студийских и в ранних иерусалимских Типиконах. В Типиконе Георгия Мтацминдели XI в., отражающем афонскую редакцию Студийского устава, расположение июльских памятей Соборов (см. ниже) и их последования во многом следуют за Типиконом Великой ц. 16 июля - память IV Вселенского Собора, последование включает: 3 чтения на вечерне, 2 тропаря (что и в Типиконе Великой ц.), на литургии служба на выбор: как в 7-ю неделю по Пасхе или как по Типикону Великой ц. 16 июля. В иерусалимских Типиконах устав июльской службы на память 6 Вселенских Соборов описывается в Марковых главах, вместе с октябрьской памятью или отдельно от нее; впосл. эти указания были перенесены в месяцеслов. Согласно старопечатному греч. Типикону (Τυπικν. Венеция, 1577. Л. 55 об., 121 об.), 16 июля празднуется память 6 Вселенских Соборов, устав службы как у шестеричного святого. На литургии служба та же, что и по Типикону Великой ц. в неделю после 16 июля (Евангелие - Мф 5. 14-19, причастен Пс 111. 6b). В московских печатных изданиях Типикона указано совершать память 6 В. С. в неделю до или после 16 июля. Устав службы и чтения на вечерне и литургии - как и на октябрьскую память (Устав. М., 1610. Л. 786 об.- 788 об.; Типикон. [Т. 2.] С. 714-716). Согласно совр. греч. приходскому Типикону ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 85, 289-290), в неделю до или после 16 июля (13-19 июля) отмечается память IV Вселенского Собора. Служба совершается так же, как и на октябрьскую память. На литургии Евангелие - Мф 5. 14-19. Гимнографические последования Вселенских Соборов

http://pravenc.ru/text/155488.html

В Евергетидском, южноиталийских, ранних иерусалимских Типиконах октябрьской памяти VII Вселенского Собора нет. Она снова начинает указываться в более поздних редакциях Иерусалимского устава, среди Марковых глав ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 174, 197, 274, 311, 340; Мансветов И . Д. Церк. устав (типик). М., 1885. С. 411; Типикон. Венеция, 1577. Л. 102; Типикон. М., 1610. 3-я Маркова гл. Л. 14-16 об.), впосл. указания Марковой главы переносятся в месяцеслов. Последование на этот день полностью отличается от приводимого в Студийско-Алексиевском Типиконе и студийских Минеях и во многом повторяет последование 7-й недели по Пасхе. Соединяются последования воскресное и св. отцов, подобно соединению с последованием шестеричного святого, с нек-рыми особенностями: чтением паремий, пением тропаря св. отцов по «Ныне отпущаеши». Последование святого дня переносится на др. день или на повечерие. В московских изданиях иерусалимского Типикона (с XVII в. до наст. времени) заметна тенденция к повышению статуса памяти св. отцов за счет изменения соотношения песнопений Октоиха и св. отцов. На вечерне читаются те же чтения, что и по Типикону Великой ц. Чтения на литургии указываются различные: греч. старопечатный Типикон - Тит 3. 8-15, Мф 5. 14-19 (прокимен, аллилуиарий и причастен не указаны - Τυπικν. Венеция, 1577. Л. 17, 102); московские издания, старопечатные и совр.: прокимен Дан 3. 26, Евр 13. 7-16, аллилуиарий со стихом Пс 49, Ин 17. 1-13, причастен Пс 32. 1 (Устав. М., 1610. Маркова гл. 3. Л. 16 об.; Типикон. [Т. 1.] С. 210-211). В совр. греч. приходском Типиконе ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 84-85) эта память празднуется в неделю после 11 окт., всенощное бдение не совершается. Устав службы в целом соответствует приведенному в иерусалимских Типиконах. Чтения на литургии - Тит 3. 8-15, Лк 8. 5-15. Память Вселенских Соборов в июле. По Типикону Великой ц., 16 июля празднуется память IV Вселенского Собора, последование включает тропари: на вечерне и утрене 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ), на литургии того же гласа Τς καθολικς κκλησας τ δγματα (Соборной Церкви догматы). Чтения на литургии: прокимен из Пс 149, Евр 13. 7-16, аллилуиарий со стихом Пс 43, Мф 5. 14-19, причастен Пс 32. 1. После Трисвятого читается орос IV Вселенского Собора.

http://pravenc.ru/text/155488.html

Последование в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 авг.) включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Μνμη δικαου μτ γκωμων (        ); кондак плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа Η το Προδρμου νδοξος ποτομ (      ) с икосом; канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (        ), нач.: Τν π νηδος στειρωτικς φανντα Προφτην (          ); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, творение Андрея Критского, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ τς ρμου κλλιστον (       в греч. печатных изданиях этого канона нет, он встречается только в рукописях; см.: AHG. T. 12. P. 338-392); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τν Ισραλ κ δουλεας (      ), нач.: Τν πρ πντας νθρπους (Больше всех человек; в рус. Минее отсутствует); 3 цикла стихир-подобнов и 16 стихир-самогласнов; 2 светильна; 6 седальнов (один из к-рых частично совпадает по тексту с седальном 24 июня). 30 авг. повторяется канон И. П., к-рый входит в службу 29 авг., последование И. П. также включает отпустительный тропарь, кондак 4-го гласа на подобен «Явился еси днесь» Ο Ηρδης πρδρομε παρανομσας (      ) (в греч. Минее этого кондака нет; см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 229), 3 стихиры-самогласна, цикл стихир-подобнов, седален, светилен - ряд песнопений, включая отпустительный тропарь, взяты из службы 29 авг. Последование 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февр.) включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Εκ γς νατελασα το Προδρμου κεφαλ (          ); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища» Προφτα Θεο, κα Πρδρομε τς χριτος (          ) с икосом; канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Δετε εφμ τ γλττ (      ); 3 цикла стихир-подобнов и 4 самогласна; 4 седальна (один из них выступает в качестве отпустительного тропаря И. П. 25 мая); светилен. 25 мая, в день 3-го Обретения главы, последование И. П. составляют отпустительный тропарь 4-го гласа Ως θεον θησαρισμα (       - он же седален 24 февр.); кондак плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа на подобен «Еже о нас» Ο φωτοφανς κα θεος ν κσμ στλος (            ) с икосом; канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Θωνν το Λγου γεγονς (      ); 3 цикла стихир-подобнов, 4 самогласна; 4 седальна; 2 светильна. Все стихиры-самогласны, цикл стихир-подобнов, 2 седальна совпадают с аналогичными песнопениями 24 февр. Кроме того, отпустительный тропарь 24 февр. присутствует в последовании 25 мая в качестве седальна по 1-м стихословии, и наоборот: тропарь 25 мая - в качестве седальна по 1-м стихословии в последовании 24 февр.

http://pravenc.ru/text/471450.html

12. Минея – Октябрь месяц. Бум. Лист. Без начального листа. О нашем празднике Покрова нет помину. 14 числа положена служба Св. Параскеве. Указано совершать бдение. Святая постоянно именуется петка, в зват. пад. петко. На литии первая стихира начинается так: Пришеств i ем сы т хь мощеи твоихь срьпска земля обогатисе». Канон 6-го гласа. Начало первого тропаря: «Napackebiя славная»... Акростиха не придерживался писатель. Книга должна принадлежать XVI в. 13. Минея – Июнь месяц. Бум. лист, 2 столбца 1546 г. В конце есть приписка: " Писасе с i я книга вь лето нд егда доспехь мою ( sic ) наста лето зне . Чпште и мене пом э нште гр эш наа и худа вь священноиноцехь i еромонаха Пахом i е писавшаго с i е гр бо». 14. Минея – Июль месяц. Бум. Лист, 1 столбец, 1549 г. В конце приписано: Слава Б о у вь троиц i и давшемоу по зачал и конць. Том слава вь безконьчн i е в э кы. Аминь. Лта н . м ц а генвара К книге приплетена служба Св. Иоанну Предтече (7 янв.). В конце её опять замечено: Честниши и с т ши о ц и любве ради х в аще что брещете прочитающе погршено исправляите и бл в ите а не кльнете нь поминаите и нась гршныхь тр дившихсе вь стыихь вашихь мл т вахь. Понеже не писа д х с т ы ни а гль нь р ка бреннаа и гршнаа и вась Б ь да простить. Аминь. Монах i ерей»... следует неразбираемая монограмма. 15. Богородичник. Бум. лист. Начинается Субботним каноном 1-го гласа и оканчивается каноном в Пяток вечера 8-го гласа, совершенно сходно с положенным в нашем Октоихе навечерними Богородичными канонами. К ним приписаны ещё каноны на 8 гласов, т.е. по одному на каждый из гласов, с канонами « м ченикамь, с т ителем и преподобнымь и оусопшымь» также на 8 гласов. В конце книги заметка: " С i а книга г л емаа Мольбникь Б ц и. Вь битель. с т го I оанна Предтеча». XVII века. 16. Номоканон. Бум. 8 . Семь тетрадей разбитых. XVII века. 17. Синаксариарий. Бомб. 8 . 1 столбец. Не достаёт в начале целого Сентября месяца и первых 10 чисел Октября. Начинается так: " Вь тоиже д н ь (Окт.) память седмаго збора. С т ыи седмыи все вселенны збор бысть в Никеи«... Книга стоила бы подробного обследования 214 . Может относиться к XIV веку.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

По Иерусалимскому уставу, принятому в наст. время в правосл. Церкви, изобразительные антифоны на литургии, когда они положены (во все праздники (кроме Господских двунадесятых), начиная с великого славословия (см. Знаки праздников месяцеслова ); в пред- и попразднства; в субботы и недели; в дни, когда Типикон указывает песнь на Б.), поются с тропарями на Б. 1-м на Б. всегда поется или 1-й тропарь Октоиха, утративший в совр. книгах название «ирмос», или ирмос Минеи или Триоди (Типикон. [Т. 1.] С. 442. [Т. 2.] 753, 759 и др.). Если на Б. поются вместе неск. (2 или 3) циклов тропарей, то все, кроме 1-го, должны петься без ирмоса, аналогично порядку пения песней канона вседневной утрени. В неделю (воскресенье), если на нее падает память святого без праздничного знака (у к-рых обычно не бывает Б.), на Б. поются тропари Октоиха на 8. Если же день имеет шестеричный знак и выше, на Б. поется 10 тропарей - к тропарям Октоиха (к-рые тогда поются на 6) прибавляется 3-я (иногда 6-я) песнь утреннего канона праздника или памяти святого (на 4). Если же память празднуемого святого в неделю приходится на попразднство двунадесятого праздника, то тропари на Б. поются на 12: 4 Октоиха, 4 праздника и 4 святого; этот порядок соблюдается всегда, когда на Б. надо спеть 3 цикла тропарей (см., напр., Типикон. [Т. 1.] С. 550). В седмичные дни при знаке шестеричной службы на Б. поются 4 тропаря Октоиха и 4 Минеи из 3-й песни канона (иногда 6-й - напр., Типикон. [Т. 1.] С. 423) на 4. Неск. святых с шестеричным знаком (6 сент., 16 янв., 20 июля) имеют и 3-ю, и 6-ю песни на Б. (Б. Октоиха тогда отменяются совсем). В дни со славословием и выше положено петь песни 3-ю и 6-ю на Б. Если святой или праздник имеет 2 канона на утрене, тогда 3-я песнь берется из 1-го, а 6-я - из 2-го канона (Типикон. [Т. 1.] С. 132, 182, 307). В субботу, если служба святому не имеет праздничного знака, на Б. поются 6 тропарей Октоиха; если есть тропари на Б., устав их пения тот же, что и в седмичные дни, только тропари святого поются прежде тропарей Октоиха (если последние вовсе не отменяются). В дни памяти святых, имеющих шестеричную службу, когда сначала на Б. поется песнь канона Минеи с ирмосом, а затем - тропари Октоиха, причем 1-й тропарь Октоиха (т. е. ирмос тропарей на Б.) опускается, по аналогии с каноном. Это правило прямо указано в московском старопечатном Типиконе 1641 г. под 7 сент.

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010