О растленности мира языческого речь начинается общим положением о грешниках: открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков содержащих истину в неправде ( Рим.1:18 ). Винословная связь с предыдущим так может быть изъяснена: «и как настоятельна и особенно в эти времена ощутительна потребность в благодатной правде, – как бы так продолжал Апостол после указания на благодатную праведность – потребность в ней для мира, видимо находящегося под гневом Божьим, открывается бо гнев Божий, т.е. праведный суд Божий, отвергающий и осуждающий грешников, как видно из Рим.2:5 . Из этого же места, в слич. с 16 ст. в той же главе, видно, что полное и решительное откровение этого гнева произойдет на страшном суде, и, следовательно, в будущей жизни. Но начинательно гнев Божий является и в сей жизни, как видно из последующаго: Рим.1:24,26,28 . В рассматриваемом месте судя, по выражению в настоящем времени: открывается гнев Божий – и по указанию далее на отвержение Богом людей, содержа- —32— щих истину в неправде, – справедливо понимать откровение гнева Божия, не только решительное на страшном суде, но и начинательное, бывающее в сей жизни, или вообще тяготение гнева Божия на грешных людей подоб. Еф.5:6 . С небесе: небо открытое и славное Царствие Божие в мире чистых духов, как видно из изречения Христова: яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго. Гнев Божий с небесе: превыше небес в предвечном Божьем совете определяется приговор на грешных, – этот гнев Божий на небеси открывается Ангелам, первым исполнителям и служителям воли Божьей, какими они, по отношению к гневу Божию, являются на земле ( Дан.6 ); и, таким образом, гнев Божий вообще точно идет на землю с небес, и особенно придет и откроется на страшном суде в лице Самого мстителя – Судии, имеющего видимо прийти с небес на землю со тьмами Ангелов ( 2Фес.1:7–9 ). Особенно в откровении судеб мира и церкви, данных через Апостола Иоанна, верующий может усматривать, как с неба на землю идет гнев на непокаряющихся истине человеков, открывается и действует на земле при служении Ангелов, пока наконец решительно низложит все враждебное и злое.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . Апостол Павел пред судом синедриона. Сначала подвергается он здесь побоям, но потом великая распря между самими членами синедриона в рассуждении о подсудимом заставляет тысяченачальника снова увести Павла в крепость. Более сорока иудеев делают заговор убить Павла, но об этом узнает тысяченачальник и отправляет узника в Кесарию к правителю Феликсу (23, 1–35). 3 . Апостол Павел пред судом прокуратора Феликса. Первосвященником Ананиею он обвиняется как возбудитель мятежа между иудеями, но защитительная речь его производит впечатление на Феликса, и последний отсрочивает решение о нем. Желая же получить от Павла деньги за освобождение и не получая их, он продерживает его в крепости два года и оставляет его преемнику Фесту (24, 1–27). 4 . Апостол Павел пред судом прокуратора Феста. Явившиеся из Иерусалима с обвинениями против апостола Павла иудеи не могли доказать справедливость своих жалоб, но в угоду им прокуратор готов был выдать подсудимого, если бы не требование последнего перенесть дело его в Рим на суд кесаря. Защитительная речь, которую вскоре после того апостол Павел держал в присутствии царя Агриппы, произвела такое впечатление как на царя, так и на прокуратора, что оба они считают справедливым освободить его; но то обстоятельство, что апостол Павел требовал суда кесарева, заставляет Феста отправить его в Рим (25, 1–26, 32). 5 . Путешествие апостола Павла в Рим от Кесарии до Мальты (27, 1–28, 10). 6 . Прибытие в Рим и успехи проповеди в Риме. Апостол в качестве узника остается здесь в течение двух лет и во все это время проповедует Евангелие о Христе со всяким дерзновением невозбранно (28, 11–31). 1 «Эта книга, – говорит святой Златоуст о Деяниях апостольских, – может принести нам пользы не меньше самого Евангелия... Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Своих Евангелиях, истину, сияющую в самых событиях». Читать далее Источник: Толковый апостол : Деяния святых апостолов, изъясненные профессором Московской духовной академии Димитрием Боголеповым : Последовательное истолковательное чтение. - Москва : Правило веры, 2010. - 319 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

О растленности мира языческого речь начинается общим положением о грешниках: открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков содержащих истину в неправде ( Рим.1:18 ). Винословная связь с предыдущим так может быть изъяснена: «и как настоятельна и особенно в эти времена ощутительна потребность в благодатной правде, – как бы так продолжал Апостол после указания на благодатную праведность – потребность в ней для мира, видимо находящегося под гневом Божьим, открывается бо гнев Божий, т.е. праведный суд Божий, отвергающий и осуждающий грешников, как видно из Рим.2:5 . Из этого же места, в слич. с 16 ст. в той же главе, видно, что полное и решительное откровение этого гнева произойдет на страшном суде, и, следовательно, в будущей жизни. Но начинательно гнев Божий является и в сей жизни, как видно из последующего: Рим.1:24,26,28 . В рассматриваемом месте судя, по выражению в настоящем времени: открывается гнев Божий – и по указанию далее на отвержение Богом людей, содержащих истину в неправде, – справедливо понимать откровение гнева Божия, не только решительное на страшном суде, но и начинательное, бывающее в сей жизни, или вообще тяготение гнева Божия на грешных людей подоб. Еф.5:6 . С небесе: небо открытое и славное Царствие Божие в мире чистых духов, как видно из изречения Христова: яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго. Гнев Божий с небесе: превыше небес в предвечном Божьем совете определяется приговор на грешных, – этот гнев Божий на небеси открывается Ангелам, первым исполнителям и служителям воли Божьей, какими они, по отношению к гневу Божию, являются на земле ( Дан.6 ); и, таким образом, гнев Божий вообще точно идет на землю с небес, и особенно придет и откроется на страшном суде в лице Самого мстителя – Судии, имеющего видимо прийти с небес на землю со тьмами Ангелов ( 2Фес.1:7–9 ). Особенно в откровении судеб мира и церкви, данных через Апостола Иоанна, верующий может усматривать, как с неба на землю идет гнев на непокоряющихся истине человеков, открывается и действует на земле при служении Ангелов, пока наконец решительно низложит все враждебное и злое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

И при этих своих трудах перенес не мало страданий и лишений, что и дало ему право названия συστρατιτης. Если о всех Филиппийцах сказано, что им дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него, то при этом выдающимся лицам, как Епафродит, приходилось страдать, конечно, гораздо более. μν δ πστολον κα λειτουργν τς χρεας μου. Епафродит изображается теперь в его отношении к Филиппийцам: он их πστολος и λειτουργς при лице Св. Павла. πστολον здесь нужно понимать в смысле посланного, – ( 2Кор.8:23 ); λειτουργς называется, как принесший от Филиппийцев потребное Св. Павлу; это название наводит на мысль, что такого рода служения Св. Павел считал священнодействием 343 . К τς χρεας сравн. Флп.4:16 ; Рим.12:13 . πειδ πιποθν ν πντας μς, κα δημονν, διτι κοσατε, τι σθνησε … понеже желаше видти всхъ васъ, и тжаше, зан слышасте, к бол. ( Флп.2:26 ). После πιποθεν некоторые толкователи поставляют δεν (как Рим.1:11 ; 2Тим.1:4 ; 1Фес.3:6 ), потому что в противном случае мы должны слову πιποθεν (как Флп.1:8 ; 2Кор.9:14 ) дать значение любить, что здесь неудобно при ν. δημονεν ( Мф.26:37 ; Мк.14:33 ) употребляются для обозначения неспокойного, смущенного настроения духа (δος – taedium – грусть, тоска). Κα γρ σθνησε παραπλσιον θαντ· λλ’ Θες ατν λησεν, οκ ατν δ μνον, λλ κα μ, να μ λπην π λπ σχ. Ибо бол близ смерти: но бгъ помилова не же токм, но и мен, да не скорбь на скорбь ( Флп.2:27 ). Слова κα γρ σθνησε и д. служат к ближайшему изъяснению последних слов Флп.2:26 стиха: διτι κοσατε τι σθνησεν. Весть была не ложная: Епафродит был, действительно, болен и болезнь его была настолько серьезна, что угрожала ему смертью (παραπλσιον θαντ). Нет нужды дополнять последнее выражение через φκετο 344 , потому что παραπλσιον относится к σθνησεν. В выздоровлении Епафродита Апостол видит особенную милость Божию и не только для выздоровевшего, но и для себя. Тон, которым Апостол говорит здесь, дает право предположить, что здесь милость разумеется особенная, полученная чудесным образом, – и, надо думать, по молитве Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

34. Об исполнении на христианах и в Христианское Церкви пророчеств с 19—23 ст. говорят Апп. Павел (2 Кор. 11:2. Рим. 9:25-26) и Петр (1 Петр. 2:10). 35. Гр. πμματα μετ σταφδων — лепешки, приносимые в жертву языческим богам. Иер. 44:19. 36. Сребренник около 1 р.; гомор — мера сыпучих тел около полугарнца. 37. Слав. невелем — соотв. гр. νβελ ­ евр. — мех для вина и воды. 1 Цар. 1:24. 2 Цар. 16:1. По изъяснению Епифания, эта мера равна 150 ксистам или 75 кружкам. 38. Слав. седи. 39. В слав. пер. расположение: аз у тебе... и не соблуди... соотв. лук. спп., а в других: κα γ π σοι в конце стиха стоит. 40. Слав. ниже явлением — по гр. οδ δλων, т. е. без Божия откровения чрез урим и туммим, названные у LXX δλωσις — в Исх. 28:30. Лев. 8:8. 41. Гр. κστσονται — слав. почудятся, т. е. с изумлением увидят чрезмерную милость к ним Господа. 42. По изъяснению св. Ефрема Сир., Кир. Ал. и Иеронима, под Давидом разумеется Иисус Христос и обращение к Нему Иудеев. Рим:11, 25-30. 43. Гр. αματα φ’ αματα μσγουσιν — букв. мешают кровь с кровью. Пользуемся перифразом синод. перевода. 44. Гр. σμικρυνθσεται σν πσι κατοικοσιν, — т. е. останется на ней мало людей, зверей, гадов и пр., букв. умалится со всеми живущими. 45. Нет никого, кто желал бы выслушать правдивую и обвинительную, а не хвалебную и льстивую речь. 46. Гр. ντιλεγμενος — слав. прережемый; по Феодориту, лишаемый сана за свое недостоинство и недопускаемый до священнослужения. 47. По незнанию закона (как видно из 6—7 стт.) уподобляет ночи духовную мать Израиля — синогогу. Феодорит и Ефр. Сирин. 48. Т. е. истинного богопознания, как не имели его языческие народы. 49. Израильское священство. 50. Стараясь, чтобы грешники лишь приносили более жертв, выгодных им, а не отставали от грехов. Феодорит. 51. Множ. ч. в слав. переводе им... их... соотв. ατος... ατος — в компл., а об. ед. ч. ατν... ατ. 52. Гр. πρνευσαν — пр. вр. по контексту переводим будущим. 53. Гр. φυλαξαι — хранить, слав. снабдети, т. е. исполнять Господни заповеди, хранить закон.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

15:47); когда же он, созданный из земли, отошел в землю, то второй, сделавшись человеком, восшел на небеса. И говорится: «первый Адам» и «последний Адам» (1 Кор. 15:45). И как исповедуется, что второй от первого по плоти, — посему Христос и человек и Сын человеческий, — так и засвидетельствовано, что второй — Спаситель первого, ради которого Он и снисшел с неба. Когда же Слово, снисшедшее с неба и соделавшееся человеком, взошло на небеса, то вследствие этого и говорится: второй Адам — с небес. Глава IV Если кто говорит, что Христос родился от Девы из семени мужеского, как и все люди, и не исповедует Его воплотившимся и вочеловечившимся от Духа Святаго и от Святой Девы Марии из семени Давидова, как написано (Лк. 1:34–35; Рим. 1:3), анафема да будет. Изъяснение . Как может кто–нибудь говорить, что Христос родился от Девы из семени мужеского, когда на благовестие святого благовестника и ангела Мариами Дева сказала: «Как это будет со мною, когда я мужа не знаю»? Почему он (ангел) говорит: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Вышнего» (Лк. 1:34 сл.). И Иосифу говорит: «Не бойся принять Мариамь, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, и нарекут имя Ему Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов его» (Мф. 1:20 сл.). Глава V Если кто говорит: иной прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, и не исповедует, что Сущий прежде веков тот же, что и явившийся в последние времена, как написано, анафема да будет. Изъяснение . Как можно говорить: иной сущий прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, когда Сам Господь говорит: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58), и «потому что Я исшел от Отца и пришел, и опять иду к Отцу Моему» (Ин. 16:28). Глава VI Если кто говорит: иной пострадавший и иной не пострадавший, и не исповедует, что Сам бесстрастный и непреложный Бог Слово непреложно пострадал Своею собственною плотью, как написано, анафема да будет. Изъяснение .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Если кто говорит, что Христос родился от Девы из семени мужеского, как и все люди, и не исповедует Его воплотившимся и вочеловечившимся от Духа Святаго и от Святой Девы Марии из семени Давидова, как написано ( Лук. 1, 34–35 ; Рим. 1, 3 ), анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос родился от Девы из семени мужеского, когда на благовестие святого благовестника и ангела Мариами Дева сказала: «Как это будет со мною, когда я мужа не знаю»? Почему он (ангел) говорит: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Вышнего» ( Лук. 1, 34 сл.). И Иосифу говорит: «Не бойся принять Мариамь, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, и нарекут имя Ему Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов его» ( Матф. 1, 20 сл.). Глава V Если кто говорит: иной прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, и не исповедует, что Сущий прежде веков тот же, что и явившийся в последние времена, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Как можно говорить: иной сущий прежде веков Сын Божий и иной явившийся в последние времена, когда Сам Господь говорит: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Иоан. 8, 58 ), и «потому что Я исшел от Отца и пришел, и опять иду к Отцу Моему» ( Иоан. 16, 28 ). Глава VIII Если кто говорит, что Христос есть совершенный человек – отдельно, и Бог Слово – отдельно, и не исповедует единого Господа Иисуса Христа, как написано, анафема да будет. Изъяснение. Как может кто-нибудь говорить, что Христос – отдельно совершенный человек и отдельно Бог Слово, когда Сам Господь говорит: «что вы ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую Я слышал от Отца» ( Иоан. 8, 40 ). Ибо не человека дал за нас, но Самого Себя предал за нас Бог Слово, соделавшийся человеком ради нас. Посему Он говорит: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он же говорил о храме тела Своего» ( Иоан. 2:19, 21 ). Глава X Если кто говорит, что Христос воспринял часть человека, и не исповедует Его по подобию нашему во всем, кроме греха, анафема да будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

В НЗ св. Иоанн Предтеча при первой встрече с Иисусом Христом на Иордане свидетельствует о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин 1. 29). Такое же именование Христа употребляет ап. Петр: «...не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 18-19). Этот образ является главным и в св. Иоанна Богослова Откровении (Откр 5. 6, 12; 6. 1; 7. 17; 14. 1; и др.). В церковной традиции он стал самым распространенным для изъяснения тайны И., и именно он использован в Никео-Константинопольском Символе веры , где говорится о страданиях «распятаго за ны», т. е. вместо нас, Христа. Для изъяснения этого образа св. отцами используется библейское понятие божественной правды (δικαιοσνη - Мф 3. 15; 6. 33; Ин 3. 21; Деян 10. 35; Иак 1. 20; 2 Петр 1. 1; Рим 1. 17; 3. 21-30; и др.). Созданный Богом мир несет на себе печать своего Творца, поэтому «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим 1. 20). Поскольку праведность и правда - неотъемлемые свойства Божии , то и созданный Им мир изначально праведен и существует в соответствии с правдой Божией, т. е. в соответствии с Его вечным благим замыслом и Его волей. Божественная правда для тварного мира проявляется в изначально установленном Богом нравственном законе бытия, к-рый не может быть устранен кем-либо из тварных существ. Добровольно соблюдая или отвергая его, они подпадают под его действие. Суть закона божественной правды состоит в том, что жизнь в единстве с Богом - это источник блаженства, а отвержение Его есть причина страданий и смерти, что ясно выражено в Свящ. Писании: «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6. 23, ср.: Иак 1. 15; Рим 5. 12, 21; 6. 16). О существовании в мире закона высшей нравственной правды Господь предупредил первозданного человека еще в раю : «От дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2. 17). Т. е. соделанный грех произведет смерть - это духовный закон, объемлющий все существующее. В соответствии с этим грехи людей, начиная с преступления прародителей, становятся причиной человеческих страданий, смерти и схождения даже праведных душ в ад. Если бы Бог, в силу Своего всемогущества, отменил этот закон, Он Сам оказался бы неправедным, что невозможно по сути. Поэтому И. мира происходит в соответствии с принципом божественной правды: «Слово Божие и Вседержитель и Всемогущий Сын мог бы и без того, чтобы воплотиться, всячески избавить человека от тления, смерти и рабства диаволу… Но более соответствующий нашему естеству и немощи и наиболее отвечающий Совершителю был тот способ, который был благодаря Воплощению Слова Божия, как способ, заключающий в себе и принцип правосудия (τ δκαιον), без чего ничто не совершается Богом» ( Greg. Pal. Hom. 16//PG. 151. Col. 189).

http://pravenc.ru/text/674968.html

В пророческих предсказаниях, особенно у пророка Исаии, грядущий Мессия описывается как невинный жертвенный Агнец: Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен ( Ис. 53:6–7 ). В Новом Завете св. Иоанн Предтеча при первой встрече с Иисусом Христом на Иордане свидетельствует о Нём: Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ( Ин. 1:29 ). Агнцем Божиим именует Иисуса Христа апостол Петр: Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца ( 1Пет. 1:18–20 ). Этот же образ является главным в Откровении (Апокалипсисе) св. Иоанна Богослова (см.: Откр. 5, 6, 12 ; Откр. 6:1 ; Откр. 7:17 ; Откр. 14:1 , и др.). В дальнейшей церковной традиции он стал самым распространенным для изъяснения тайны Искупления человечества, именно он использован в Символе веры , где говорится о страданиях Христа, распятого же за ны , то есть Он пострадал за нас, вместо нас. В документах I Вселенского собора так раскрывается эта мысль: «Мы повинны были крестной казни, но если б и все мы были распяты, и тогда не могли бы избавить себя от смерти: ибо смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими ( Рим. 5:14 ). Много было святых, много пророков, много праведников, и никто из них не мог искупить себя от владычества смерти. Но пришёл Спаситель всех и претерпел в Своей безгрешной плоти, от нас заимствованной, должное нам наказание за нас и вместо нас» 575 . Для изъяснения этого образа святыми отцами постоянно используется понятие божественной правды (греч. δικαιοσνη), которое требует особого пояснения. Созданный Богом мир несёт на себе печать Своего Творца, поэтому, как говорит апостол Павел, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим. 1:20 ). Поскольку праведность и правда – неотъемлемые свойства Божии, то и созданный Им мир изначально праведен и существует в соответствии с правдой Божией, то есть в соответствии с Его вечным благим замыслом и Его волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

И все христиане, заботящиеся о своём спасении, суть живые камни, из коих ими самими созидается Церковь , или духовный храм. По благоволению своему к людям Бог и каждому христианину дал право, возможность и даже обязанность, пользуясь видимым храмом, преданным от Христа священством и Христовою жертвою, в самом себе устроять то самое, чем пользуется от Христопреданного священства. И сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Жертвы духовные, которые может приносить каждый христианин в духовном храме и при духовном священнике, по изъяснению слова Божия, следующие: жертва Богу дух сокрушенный ( Пс.50:19 ), которая и в Ветхом Завете была Богу угодна более вещественных жертв. К всесожжению, говорит пророк Давид, обращаясь к Богу, Ты не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь ( Пс.50:18–19 ). Жертва славословия и молитвы, о которой говорит тоже Давид: принеси в жертву Богу хвалу ( Пс.49:14 ). Жертва милости, о которой Сам Христос и апостол Павел говорит, что эти жертвы приятны Богу: милости хочу; а не жертвы ( Мф.9:13 ). Не забывайте также благотворения и общительности; ибо таковые жертвы благоприятны Богу ( Евр.13:16 ). Жертва правды и истины, подвиг за истину для исполнения закона Божия, особенно если он соединен с пожертвованием своей выгоды или удовольствия. На эту жертву указывает Соломон: соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва ( Притч.21:3 ). Есть жертва свободного приношения собственного тела, к которой настоятельно приглашает христиан апостол Павел, говоря: умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представте тела ваши в жертву живую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего ( Рим.12:1 ). Эта жертва, по изъяснению ап. Павла, состоит в том, чтобы христиане не предавали членов своих греху в орудия неправды, но представили себя Богу, как оживших из мертвых, и члены свои Богу в орудия праведности ( Рим.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010