Посему-то в древние времена и ныне истинно благочестивые люди за изъяснением Св. Писания всегда обращаются к поставленным для сего пастырям Церкви ( Деян.8:27–35 ). Девятый член. Церковь есть общество истинно-верующих в Иисуса Христа, установленное Самим Господом Христом ( Мф.16:18 ). Церковь Христова есть хранительница истины ( 1Тим.3:15 ), почему и называется «православной», т.е. право-славящей Господа. Те св. храмы, в которые собирается церковь для молитвы, также называются церквами. Кто отделяет себя от этой святой, соборной и апостольской православной Церкви, и противится ей, тот становится отступником и противником Самого Господа Христа ( Мф.18:17 ; Лк.10:16 ); таковы все отступники и противники св. Церкви, именуемые штундистами, баптистами, молоканами, духоборцами, пашковцами, раскольниками и иные. Обо всех отступниках и противниках св. Церкви, иначе называемых еретиками, – в Слове Божием написано: они отделяются от единства веры ( Иуд.1:17–21 ), от призвавшего благодатью Христовою священника переходят к иному благовествованию вследствие людей, смущающих ( Гал.1:6–8 ), отступают от веры чрез лицемерие лжесловесников ( 1Тим.4:1–3 ); они пустословы и невежды, желающие быть законоучителями (Тим.1:3–7), извращающие апостольские Писания ( 2Пет.3:15–17 ); будучи лукавыми, они принимают вид добрых служителей правды ( 2Кор.2:13–15 ), эти льстивые лжеучители дерзко злословят высших ( 2Пет.2:1–11 ). Их в свое время постигнет суд Божий, какой постиг Корея, Дафана и Авирона. Послушные святой Церкви истинные христиане должны остерегаться всех отступников и еретиков и удаляться от них ( Рим.16:17–18 ), ибо споры с ними могут быть не только бесполезны, но даже вредны ( Тит.3:9–11 ; 1Тим.6:3–5 ). Десятый член. Св. Причащение. На тайной вечере Господь Сам сказал о благословенных Им хлебе и вине: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя… сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:19–20 ; 1Кор.2:23–29; 10–16 ). Кроме того, Господь сказал: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:51–57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается до Отца, то нет ни малейшего сомнения, что Священное Писание приписывает Ему личность. В отношении к Сыну то же должно сказать. Он Сам приписывает Себе самостоятельность и называет Себя отличным от Отца. «Ин есть», -говорит Он, - «свидетелствуяй о Мне» (Ин. 5; 32). Говорит, что Он «заповедь» принял от Отца, и что имеет власть над Своею душею (Ин. 10; 18), а этим показывается Его самостоятельность. Этот Сын имел у Отца и славу, «прежде мир не бысть» (Ин. 17; 5), а иметь славу можно ли какому-нибудь простому свойству или силе? Он хочет, чтобы славу сию имело Его человечество; но человечество лично; как же личное может участвовать в славе безличной? Кроме сего, о Слове говорится, что Им все создано (Евр. 1; 3). Также и в других местах приписываются Ему такие действия, которые могут принадлежать только Тому, Кто имеет Свой ум, волю и могущество - Свою личность (Рим. 1; 1-9. 8; 3. Флп. 2; 6-7. Евр. 1; 3. Ин. 2; 17-18, 21-23, 25). Таким образом личность второго Лица не подлежит сомнению. Более стоит внимания по спорности своей личность третьего Лица Святой Троицы. Но отличие и сего Лица достаточно указано в сих словах: «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам..». (Ин. 14; 16). (Здесь говорится о вечном исхождении Святаго Духа; ибо если бы здесь указывалось на временное, то слово исходит было бы лишним повторением слова пошлю; притом, в таком случае оно стояло бы не в настоящем, а в будущем времени. Кроме сего, если допустить, что Иисус Христос не говорит здесь о вечном исхождении Святаго Духа, то надобно допустить, что Он нигде не говорил о личности Святаго Духа; а сие и вообще нужно было для учеников, но частнее нужно было тогда, когда Иисус Христос отходил от них ко Отцу, и утешал их тем, что Сей Утешитель заступит у них Его место.) Далее, о Сем Духе говорится, что Он «научит всему» (Ин. 14; 26). При сем можно видеть, что те изъяснения, якобы Дух Сей есть дух учения и подобные им, уничтожающие личность Святаго Духа, негодны. Личность Его можно видеть в следующем месте Писания (1 Кор. 12; 3-11). Здесь Дух представляется раздающим дары естественные. Таким образом, Дух Святый имеет Свою самостоятельность - Свою личность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

   Что касается до Отца, то нет ни малейшего сомнения, что Священное Писание приписывает Ему личность. В отношении к Сыну то же должно сказать. Он Сам приписывает Себе самостоятельность и называет Себя отличным от Отца. «Ин есть, — говорит Он, — свидетелствуяй о Мне» (Ин. 5:32). Говорит, что Он «заповедь принял от Отца», и что имеет власть над Своею душею (Ин. 10:18), а этим показывается Его самостоятельность. Этот Сын имел у Отца и славу, «прежде мир не бысть» (Ин. 17:5), а иметь славу можно ли какому-нибудь простому свойству или силе? Он хочет, чтобы славу сию имело Его человечество; но человечество лично; как же личное может участвовать в славе безличной? Кроме сего, о Слове говорится, что Им все создано (Евр. 1:2). Также и в других местах приписываются Ему такие действия, которые могут принадлежать только Тому, Кто имеет Свой ум, волю и могущество — Свою личность (Рим. 1:1—9, 8:3, Флп. 2:6—7, Евр. 1:3, Ин. 2:17—18, 21—23, 25). Таким образом личность второго Лица не подлежит сомнению.    Более стоит внимания по спорности своей личность третьего Лица Святой Троицы. Но отличие и сего Лица достаточно указано в сих словах: «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам» (Ин. 14:16). (Здесь говорится о вечном исхождении Святаго Духа; ибо если бы здесь указывалось на временное, то слово исходит было бы лишним повторением слова пошлю; притом, в таком случае оно стояло бы не в настоящем, а в будущем времени. Кроме сего, если допустить, что Иисус Христос не говорит здесь о вечном исхождении Святаго Духа, то надобно допустить, что Он нигде не говорил о личности Святаго Духа; а сие и вообще нужно было для учеников, но частнее нужно было тогда, когда Иисус Христос отходил от них ко Отцу, и утешал их тем, что Сей Утешитель заступит у них Его место.) Далее, о Сем Духе говорится, что Он «научит всему» (Ин. 14:26). При сем можно видеть, что те изъяснения, якобы Дух Сей есть дух учения и подобные им, уничтожающие личность Святаго Духа, негодны. Личность Его можно видеть в следующем месте Писания (1 Кор. 12:3—11). Здесь Дух представляется раздающим дары естественные. Таким образом, Дух Святый имеет Свою самостоятельность — Свою личность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3210...

545 К Рим.гл 8, ст. 26. – Св. Златоуст в беседе на сии слова; смотри выше в Предувед. § 14, и ниже § 67, под чертою. Василий Велик. в кн. о Духе Св. гл. 27, свидетельствует: „из сохраненных в Церкви Догматов и проповеданий (κηρυγμτων) некоторые из учения письменно объявленные имеем, а некоторые от Апостольского предания нам преподанные втайне мы прияли». – Под словом проповедование Св. Василий, как в сем месте, так и в послании 152 к другу, разумеет молитвенные в церковных собраниях возглашения к народу, или Ектении возносимые от Диакона, начало которых, как он здесь, так и Св. Златоуст (смотри выше в Предуведомлен. § 14), производят от самых времен Апостольских. 547 Правило 93 Карфагенского 4-го Собора: смотри слова его выше в Предуведомлен. под § 26. Николай Архиеписк. Фессалонитский Кавас. в Толков. Литургии, гл. 12, оба выше приведенные смысла первого возглашения Ектений соединяя вместе, так изъясняет: „Священннк глаголет: Миром Господу помолимся! Миром не только общим друг с другом, когда взаимно друг на друга не злобствуем: но и к нам самим, когда сердце наше не замирает нам ( 1Ин.3 , ст. 21). Мятущемуся бо уму Богу соединитеся отнюдь не возможно. Аще бо или гнев смущает человека, и злопомнение мир из души изгнало: таковых, ниже прощения грехов от молитвы, много паче ниже другую каковую не получит Благодать. Аще ли кто ради грехов других (т. е., ради причиненных другим оскорблений), в совести своей пронзается и сердце имеет оглаголуемое, и таковым смущением мятется: тот всего лишается к Богу дерзновения, по реченному (выше); и егда молится, то без дерзновения, т. е. без веры, таковый молится; без веры же моляйся, всуе молится и ни в какую пользу». 552 Там же ст. 4. – Этими словами Св. Апостол изображает будущую вечноблаженную жизнь, которая есть существенный предмет и кончина веры нашей и всего упования. 553 Сие изречение взято из Послан. к Еф.4 , ст. 13, которое Св. Феофилакт изъясняет так: „Дондеже достигнем в соединение веры, си есть, донележе окажемся вси едину веру имуше, ни в Догматах разнствующе, ни по жизни в сущих, разделения имуще между собою“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Окружающая человека природа, как после человека подвергнулась рабству тления и суеты, так после же человека получит и освобождение от уз этого рабства. Проклятие над природою последовало после проклятия над человеком, оно и снимется с неё после освобождения человека. Нельзя представить, говорится в догматике Высокопреосвященного Макария, бывшего Митрополита Московского, чтобы кончина мира и преобразование его посредством огня совершилось прежде воскресение мёртвых и изменение живых, которые, иначе, должны бы сгореть вместе с землёю ( 2Пет.3:10 ) и не могли бы остаться в живых до самого пришествия Господа ( 1Кор.15:51 ), занимаясь своими обыкновенными делами 504 . ( Мф.24:37–41 ). Представляя таким образом, кончину мира после воскресения мёртвых Высокопреосвящ. Макарий в другом месте своей догматики весьма ясно говорит в изъяснение 1Кор.25:26 : «последний враг упразднится именно тогда, когда не только воскреснут все лю д и и соделаются нетленными, но и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:21 ) 505 . Итак, имеющее последовать при 2-м пришествии Христа изменение телесного состава человека осуществится и на всей окружающей человека природе. Изменение микрокосмоса необходимо и существенно отразится и на макрокосмосе. Так как природа подвергнулась настоящему рабству тления невольно и сама по себе невиновна, то и её изменило из настоящего состояния в другое последует в добрую сторону, совершится в добром смысле. Так учит Новозаветное Писание. По воззрению того же Ап. Павла выходит, что «с телом Адама в более широком смысле», т. е., природою произойдёт тоже, что каждый христианин надеется пережить в своём личном телесном составе. Из параллелизма Апостолом будущего преобразования видимой природы с предстоящим сынам Божиим прославлением нельзя впрочем, выводить мысли о прославлении индивидуумов твари, воскресения отдельных дерев и зверей 506 , или даже только родов их 507 . Не отдельные виды или роды существа внечеловеческой природы сопоставляются с отдельными членами, индивидуумами Христианского человечества, но предстоящее для твари (κτισις), как единого целого прославление поставляется в параллель с ожидаемым каждым Христианином индивидуальным „πολτρωσιν το σματος» 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Нет, там многие прежде вас трудились, много добрых семян возросло и возросшее готово к жатве евангельской. Но поэтому, когда будете видеть успех проповеди, если целые города и народы будут обращаться к вере, не приписывайте все одним трудам своим, не забывайте, что у Небесного Домовладыки и прежде вас были многие благие делатели в роде человеческом. Вы ничего не собрали бы без предварительного сеяния, да и сами вы не были бы Моими учениками, если бы не были приготовлены к тому Богом. Если все это могло относиться к апостолам, то тем паче может относиться к проповедникам позднейшим, возвещающим слово истины евангельской уже после того, как «во всю землю изыде вещание их» ( Рим.10:18 ). Им-то преимущественно сознаваться должно:«Мы посланы жать там, где не трудились; другие, несравненно лучше нас, трудились прежде, и мы вошли в их труд. Слава и честь Единому, укрепляющему как первых, так и последних делателей на ниве Своей!» Что же должно помышлять проповедникам, когда они не видят успеха своей про поведи? То же, что древнейшим пророкам, которые сеяли слово веры и не видели плодов сеяния. Если проповедник не может назваться жнецом на духовной ниве, ибо слово его не собирает класов в житницу Христову, то он не лишается, по крайней мере звания сеятеля. Будет время, когда и «сеяй» и «жняй» возрадуются вкупе. «Кийждо свою мзду приимет по своему труду» ( 1Кор.3:8 ). Библиографический указатель к беседе Иисуса Христа с самарянкой Святоотеческие толкования 1) Св. Иоанн Златоуст о происхождении самарян. «Воскресное чтение», 1811. 2) Его же. Изъяснение Евангелия, читаемого в неделю о Самарянине. «Воскресное чтение», 1819. 3) На ст. 14. Св. Кирилл Иерусалимский о том, почему Дух Святой в Писании называется водою живою. «Воскресное чтение», 1813. 4) На ст. 21–26. Св. Кирилл Александрийский о поклонении Богу духом и истиною. «Воскресное чтение», 1806. 5) На ст. 22. Прп. Исидор Пелусиот на сказанное Господом самарянке: мы кланяемся егоже вемы. Творения свв. отцов, т. XXXV. Творения Исидора Пелусиота , ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

ν λαρτητι – съ 11:2., л. 185, раздражаю бо вы. рьвенимь бимь ( ζηλ – ζλ); 25., л. 189 об. лоди испрвьржес (ныне: корабль, – ναυγησα); 32., л. 190 об., старишина града арефы цр (ныне: языческий князь, – θνρχης); 12:7., л. 191 об., постркатель плъти ( σκλοψ); 13:8., л. 197 об., нъ по рснот ( πρ τς ληθεας); Гал. 1:14 ., л. 201 об., преспвахъ въ жидовьствии. пае многъ прмъ моихъ ( συνηλικιτας); 3:4., л. 209 об., колико присте шють. аще же шють ( πθετε εκ); 5:12., л. 222., не да и да съдърьгнтс развщающеи ( φελον κα ποκψονται о ναστατοντες μς); 25., л. 224, аще живемь дхмъ къ дх прелагамс ( πνεματι κα στοιχμεν). Γραφα обыкновенно переводится книги, φυσικς или κατ φσιν – родительский ( Рим. 1:26; 11:21, 24 ., φσει Еф. 2:3 . родъмъ); θλω с неокончательным – велю Рим. 1:13 . (л. 12), 11:25 (л. 58), 1Кор. 10:1 . (116 об.), 20. (119 об.), 11:3 (121 об.), 12:1 (125), 14:5 (л. 133), 2Кор. 1:8 (152 об.) и др.; но Рим. 7:19, 20 (л. 36), 1Кор. 7:6 (162 об.), 32. (106), 14:19 (134 об.), 16:7 (147 об.) – хощу; πποισμαι Рим. 8:38; 14:14 . – препираюся; παραγγλλω 1Кор. 7:10 (л. 105), в сказании на 2Кор. и Гал. (150 об. и л. 199) – запрещаю. Предлог πρ в сопряжении про: 1Кор. 2:7 ., л. 86, пронарее ( προρισε), Еф. 1:12 ., л. 229 об. проупвавъшимъ въ ха ( τος προηλπικτας). Оставлены без перевода Греч. слова, кроме вышеприведённого, Рим. 2:27 и 3:30 ещё Рим. 16:23 (л. 77) и 1Кор. 9:17 (л. 114.) икономи, 24. (л. 115 об.) текщеи въ стадии, динъ же примлеть врабию ( τ βραβεον), 26. ара би, 2Кор. 7:8; 10:9, 10 . и др. епистолия. В первом послании к Коринф. л. 122, после изъяснения слов 11:3. глава же жен мжь, следует толкование 17 стиха, а стихи 4–16 с толкованием опущены. Перед толкованиями иногда означаются имена толкователей, именно л. 14. 115. 134 об. 166. и др. Феодорита, л. 23. 81 об. 90. 165 об. 195 об. Феодора, л. 15. 58. 116 об. и др. Геннадия, 42 об. 86. 88. и часто Икумения, 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

μες γρ σμεν περιτομ, ο πνεματι Θε λατρεοντες κα καυχμενοι ν Χριστ ησο κα οκ ν σαρκ πεποιθτες. мы бо иже дхомъ бг слжимъ и хвалимс хрт а не въ плоти надемс ( Флп.3:3 ). “Если должно искать истинного обрезания, то найдете оное у нас, иже духом Богу служим, т. е. кои служим Богу духовно” 356 σραλ το Θεο уже мы христиане ( Гал.6:15 и дал.); мы – истинное обрезание (περιτομ). Очевидно, что под περιτομ Апостол разумеет не обрезание плоти, а обрезание сердца ( Рим.2:25–29 ; Кол.2:11 ). “Обрезанные в душе и ею служащие Богу, вот кто имеет истинное обрезание – высшее и благороднейшее, насколько душа лучше тела” 357 . Сообразно с духовностью обрезания Нового Израиля, и служение его духовно; христиане – это ο πνεματι Θε λατρεοντες. Апостол вообще противополагает служение христиан служению иудеев; и служение первых называет служением духовным, внутренним, умным, а служение вторых – внешним, плотским ( Гал.3:3, 5:5 ; Евр.9:10, 14 ; Ин.4:23 ; Рим.9:4, 12:1 и др.). λατρεειν нужно понимать здесь в широком смысле, как Лк.2:37 ; Деян.26:7 ; Евр.9:9, 10:2 ; Рим.9:4 , причем под этим служением подразумеваются, конечно, и то служение, о котором Спаситель сказал: προσκυνσουσιν τ πατρ ν πνεματι κα ληθε. В данном месте послания после πνεματι одни толкователи читают Θε, другие Θεο. Мы, согласно славянскому переводу, принимаем первое чтение, по аналогии с Рим. 1:9 : μρτυς γρ μο στιν Θες, λατρεω ν τ πνεματ μου ν τ εαγγελ, – и потому что при втором чтении чувствовался бы недостаток в объекте, которому совершается λατρεα. – Κα καυχμενοι ν Χριστ ησο … В καυχμενοι (ср. Рим.2:17, 5:11 ; 1Кор.1:31, 3:21 ; 2Кор.10:17 ) Апостол делает противоположение к ν σαρκ πεποιθτες – к тем, которые надеются на плоть (ν σαρκ), хвалятся по плоти. Под σρξ разумеется здесь Апостолом не обрезание только, но все, о чем упомянуто в Флп.3:5, 6 . Дальнейшие слова стиха: κα οκ ν σαρκ πεποιθτες – имеют свое значение только для ближайшего изъяснения предыдущего выражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

2) Св. отцы и писатели Церкви изъясняли означенное место о язычниках неверующих, которых почитали, на основании его, состоящими в отношении к добру под руководством закона естественного (Св. Кипр. Свид. прот. иуд. кн. 3: твор. т. 2, стр. 118. Киев, 1861 г. Св. Злат. Толк. на п. к рим. бес. 5 и 6, стр. 91. 92. 103. Москва, 1844 г. Бл. Иерон. Письм. к Алгазии: твор. т. 4, ч. 1, стр. 200. Париж, 1706 г. Бл. Феодор. Толк. на п. к рим.: твор. ч. 7, стр. 32–33. Москва, 1861 г. Бл. Феофил. Толк. на п. к рим.: твор. т. 2, стр. 20–21. Венеция, 1755 г.). Означенное изъяснение – 3) совершенно согласно и с составом речи апостола; ибо в ней говорится, что – а) законная творят языцы: а именем языков обозначаются в свящ. Писании люди неверующие ( Мф. 6:32 . Лк. 18:32 . 1Кор. 1:23, 5:1, 12:2 ); что – б) законная творящие языцы не имеют закона: что можно сказать только о язычниках, не обращенных еще в Христианство, где в самом начале преподавались обратившимся десятословие и символ веры , и что – в) не имеющие закона, но творящие законная языцы, творят это естеством, спослушествующей им совести: а выражение естеством значит по природе ( 2Пет. 2:12 . Иуд. 1:10 ). 589 Св. Антон. вел. Наставл. для нрав. челов. и добр. жизни, гл. 21: христ. чт. 1821 г. ч. 1, стр. 246. 594 Клим. алекс. О том, какой богач спасется: христ. чт. 1846 г. ч. 3, стр. 26–27. Снес. св. Кипр. Письм. 47: твор. т. 1, стр. 199. Киев, 1860 г. Св. Афан. вел. Слов. 1: твор. ч. 1, стр. 10. Москва, 1851 г. Св. Вас. вел. Толк. на пс. 61: твор. ч. 1, стр. 392. 393. 394. Москва, 1845 г. Св. Кир. иер. 4 огл. слов. чл. 18. 21: твор. стр. 60. 62. Москва, 1855 г. Св. Григ. нис. Оглас. слово гл. 30, стр. 134. 135. Москва, 1859 г. Св. Епиф. О ерес. 64, гл. 49: твор. т. I, стр. 575. Кельн, 1682 г. Илар. noam. Толк. на пс. 118: твор. стр. 283. Кельн, 1617 г. Св. Мак. егип. Бес. 15 и Слов. о свобод. ума, стр. 162. 593. Москва, 1852 г. Бл. Иер. Письм. к Дамасу, Прот. Иовин. кн. 2 и Разг. прот. пелаг. кн. 3: твор. т. 4, ч. 1, стр. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

21. Понимание этого пророчества излагает Ап. Павел (Евр. 12:26). 22. Т. е. трясением в одно место соберу. 23. Т. е. Соломонова. 24. Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю ( δδωμι) вам (Иоан. 14:27). 25. «Дарую божественный мир, который принесет спасение душам. Такова награда храмоздателям» (Феодорит). 26. Слав. царя соотв. regis в вульг., в гр. и евр. нет. Следовало-бы оскобить. 27. Все прикоснувшееся. 28. Прикоснувшийся к трупу. Лев. 21:1. Чис. 6:6. 29. Гр. κε — там. 30. Т. е. жертвоприношениями (Иероним). 31. Пророка. Срав. Ам. 5:10. 32. Гр. τε τε — бысте егда, пользуемся синод. переводом. 33. Гр. κυψλην — слав. мех. 34. Гр. σατα — слав. сат ­ 1,5 четверика (по Иерониму 1,5 модия). 35. Вина. Гр. μετρητς — ок. 3 ведр, ср. Дан. 14:3 прим. 2. 36. Т. е. по свозимому на гумно хлебному урожаю. 37. Не заметны-ли были. 38. Т. е. дам плодородие всем произведениям земли. 39. Т. е. погибнут от междоусобной войны. 40. Слав. зват. пад. рабе соотв. в вульг. serve, по гр. вин. пад. τν δολον. 41. По изъяснению Кир. Ал., Иеронима и др. толковников, в лице Зоровавеля дается пророчество о Потомке Иуды и Зоровавеля по плоти, Иисусе Христе и Его избрании Богом Отцем. 2. «Пророк (Малахия) нарек себя Ангелом (Господним), как служащого словесам Божиим». Феодорит. В синод. переводе чит. чрез Малахию. У Ефрема Сирина также: чрез Малахию. 3. Ап. Павел (Рим. 9:13-23) изъясняет упоминаемую у пророка любовь и ненависть Господа. 4. По гр. ξ μν πρσωπα μν (приму-ли) от вас лица ваши? «Уже-ли без покаяния вашего умилостивлюсь над вами?». Феодорит. 5. Храма. 6. «Говорите, что и это мы собираем с великим и тяжким трудом». Феодорит. 7. Слав. 1 л. ед. отдунух соотв. ξεφσησα — ват., text. rec., а в алекс. 2 л. мн. ч. ξεφσσατε. 8. Слав. светло, по гр. πιφανς. 9. «Господь угрожает лишить священства за злоупотребления оным». Феодорит. 10. Слав. мн. ч. сердца ваша соотв. καρδας μν — в лук. 22, 51, 95, 147, 185, 238 καρδαις μ... 28, 36, а об. ед. ч. καρδαν. 11. Гр. νυδρον — слав. требухи, что находится во чреве животных жертвенных.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010