Но созерцая откровенным взором еще дальнейшую судьбу своего народа, Моисей предсказывал оскудение плодородия земли, страшный голод. необычные болезни, нашествие неприятелей, осаду городов, разрушение царства Еврейского, пленение царей и народа, возвращение из плена и потом опять рассеяние Евреев среди всех народов земли, среди которых не будет им покоя и они будут всегда трепетать и изнывать душою (Вт.28:15–68 и 30:1–5). Всем хорошо известно, как эти грозные предсказания Моисея исполнились в дальнейшей истории жизни Евреев, особенно во время разрушения царства Израильского Ассириянами, а Иудейского Вавилонянами и потом при разрушении Иерусалима Римлянами, и исполняются эти грозные предсказания над Евреями до ныне. Наконец предсказал Моисей явление среди Евреев Мессии, как нового Пророка – законодателя, подобного Моисею, и то, что кто не послушает божественных слов этого Пророка, тому сам Господь отмстить (Вт.18:15–18). Предсказал Моисей и отвержение Израиля из царства этого Пророка-Мессии и призвание вместо него всех народов (Вт.32:21 ср. Рим.10:19 ); но он же предвидел и то время, когда весь Израиль будет веселиться о Господе со всеми другими народами и когда они составят одно царство сынов Божиих (Вт.32:43 ср. Рим.11 ). Христианские народы знают из своей истории чудное исполнение этого пророчества во Христа и чрез Христа, Господа нашего, и им не безизвестна та тайна, что «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется» ( Рим.11:25 и 26). Таким образом в этом пункте судьба Израиля связывается с судьбою всех народов, и если очи Израиля в настоящее время ослеплены, то христианским народам, просвещенным новозаветным откровением, предлежит обязанность содействовать Израилю к духовному прозрению его, чтобы всем вместе и с ангелами Божиими поклониться Пророку-Мессии и веселиться в едином царстве сынов Божиих. 108 В ст.10–12 и 20–23 главы второй содержится историческая заметка об Емимах, Хорреях в Сеире, Рефаимаъ или Замзумимах и Аввеях, древних исполинах и древнейших поселенцах вкруг Ханаана, которых вытеснили и истребили: то Моавитяне, то Идумяне, то Аммонитяне, то Филистимляне.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Слово «дух» и соединяемые с ним понятия на языке святоотеческом имеют самый разнообразный смысл. Наиболее обстоятельный свод понятий о духе дает нам св. Епифаний Кипрский , который на основании Св. Писания выясняет всестороннее значение слова «дух». Духом, в особом значении сего слова, говорит он, именуется прежде всего Дух Святый, третье лицо Святой Троицы, как Дух истины ( Ин. 14:17 ), Дух Божий ( Рим. 8:9 ; 1Кор. 2:11 ), Дух Христов ( Рим. 8:9 .) и как Дух благодати, различно каждому подающий блага: дух премудрости, дух разума, дух силы, дух искуплений, дух пророчества, дух рассуждения, дух языков, дух сказаний и прочие дарования, как говорит Апостол: един и тойжде Дух, разделяяй коемуждо якоже хощет ( 1Кор. 12:8–11 ). О том же Духе Святом говорится и в других местах Писания, как Духе благом, вездесущем, возрождающем нас в жизнь духовную и наставляющем на всякую истину ( Пс. 142:10 ; Ин. 3:8 ; 1Кор. 4:15 ; Ин. 15:26 ; Ин. 16:12–14 397 ). Под именем «духа» известны далее в писании бесплотные силы, которые различаются как духи небесные, земные, подземные, истинные, лживые, духи злобы, духи, имя коим легион ( Лк. 8:31 ; 3Цар. 22:21, 22 ; Еф. 6:12 ; Мф. 8:28 и Лк. 8:30 ). Им повелевал Христос, их изгонял Он одним словом своим и запрещал говорить ( Мк. 1:34 ). Но весьма нередко словом дух обозначается и самая душа ( Пс. 103:29 . 1Кор. 2:11 ). Такое, например, понятие, по изъяснению Св. Иоанна Златоуста , соединяется со словом дух в Св. Писании, когда ап. Павел повелевает «предати таковаго (блудника) сатане, да дух спасется» 398 . Святым же Афанасием Александрийским самая душа понимается, как жизненный дух 399 . Духом называется, говорит Св. Иоанн Златоуст в другом месте, и духовное дарование 400 , и душевное расположение человека 401 и состояние его нравственного чувства. В этом последнем смысле говорится в Писании о духе умиления ( Рим. 11:8 ), о духе страха ( 2Тим. 1:7 ), о духе пытливом ( Деян. 16:16 ), о духе блужения ( Ос. 4:12 ), о духе бурном ( Пс. 10:6 ), о духе многоглаголивом ( Иов. 8:2 ) 402 . Следовательно, в отношении к человеку, как замечает Григорий Великий , «дух» обыкновенно употребляется двояко: «иногда дух употребляется вместо души и ее многоразличных состояний, иногда же вместо духовного действия» 403 , как самого Господа и Духа Святаго, так и ангелов и человека. В доказательство того, что душа иногда называется духом, Св. Григорий Великий ссылается на слова евангелиста о Христе: «преклонь главу, предаде дух», – и при этом присоединяет: «если бы евангелист иное назвал духом и иное душой, то по исшествии духа, душа бы оставалась» 404 . «Название духа, говорит он далее, употребляется и вместо действия духовного, как написано: «творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ» 405 . В тех же различных видах истолковывает понятие о духе и св. Иоанн Дамаскин . «Дух рассматривается, говорит он, различно: есть Дух Святый, и есть действия Духа Святаго; дух есть и душа; иногда и ум называется духом» 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

При разнообразии смыслов Писания сам собою встречается вопрос, может ли быть различный смысл в одном и том же месте, или он должен быть в каждом один? Решение заключается в понятии о смыслах (1424). Очевидно, что буквальный смысл в каждом месте должен быть один, по определенности намерения писателя для определенности понятия читателя, без чего последний не мог бы ничего постигать с точностью, а первый уклонялся бы от своей цели сообщить точность. А те места, где заключается смысл тайный, столько же необходимо заключают в себе и смысл двоякий, простой, т. е. словесный и глубокий. Впрочем единичность и буквального не так тесно принимать надобно, чтобы в одном и том же слове или выражении не заключалось все богатство слова и выражения Божественного, когда не отказывается в обилии мыслей одного и того же речения или выражения и скудному слову человеческому. Напр. когда слова Пророка Исайи 53, 4 ., сказанные о страдании Спасителя за грехи мира, Евангелистом Матфеем приводятся при описании сострадания Спасителева в исцелении людей и от болезней телесных (8, 16. 17.); то таким образом показывается, что и буквальный смысл в одном и том же месте может быть распространен. В самом деле, в слове о спасении заключается и мысль о целении болезней, так как и корень болезней есть грех , а оброцы греха сух уже как бы высшая степень немощи, совокупность болезней, болезни смертныя, адовы. ( Деян. 2, 24 .). Подобным образом нельзя не видеть, что в выражении правда Божия, по изъяснению Апостольскому, ( Рим. 3, 21. 26 .), заключается понятие и о правосудии, по которому Бог требует удовлетворения, (25. 26.), и об оправдании, (21.), которое Сам Он доставляет человеку, а с сим вместе и о доброте, по которой поступает Он таким образом, (24. благодатью), как то и значит иногда в Писании слово праведный, ( Матф. 1, 19 ). Все такие понятия вместе заключаются в 26 ст. В таком отношении смысл Писания у схоластиков называется полным. Предмет и идея имеют разные стороны, с коих толкователь должен рассматривать слова Писания, так же, как испытатель премудрости Божией в видимой природе рассматривает вещи во всей их сущности и со всех сторон. Так с разных сторон, по речениям и соотносительности понятий, рассматриваются места Слова Божия. Св. Апостол Павел (Кор. 1: 10, 25. 26. 27. 28.) одно и то же слово Псалмопевца: Господня бо земля и исполнение ея, употребляет в таком смысле, что и можно все продаваемое на торжище есть, хотя бы в идоложертвенное, и не можно. В первом случае сила доказательства содержится в речении Господня; во втором отношении в речении исполнение. Можно: потому что все Божие, дар, творение Божие, след. ничтоже отметно. Не можно или не должно: поскольку есть что употреблял в пищу и кроме сомнительных для другого снедей. 27. Смысл выводный, или смысл по заключению

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

И пленени будут во вся языки: и Иерусалим будет попираем языки, Дóндеже скончаются времена язык ( Лк. 21:24 ). Сия черта пророчества исполняется и доселе пред взорами целого мира. Иудеи рассеяны по вселенной, Иерусалим попирается неверными! Были попытки со стороны самих иудеев к воссоединению всего Израиля, и со стороны христиан к освобождению города святого от неверных; но глагол Божий непреложен! Во второй части пророчества изображается второе, славное пришествие Иисуса Христа на землю. Тогда аще кто речет вам, и пр. Когда же это? Когда скончаются времена язык, то есть когда войдет в Церковь Христову предопределенное число язычников (ср. Рим. 11:25, 36 ). Тогда-то наступит время славного пришествия Христова. Ближайшими признаками его будут восстание лжепророков и лжехристов, которые дадут знамения и чудеса велия, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя ( Мф. 24:23–24 ; Мк. 13:21, 23 ; ср. 2Фес. 11:9–10 ), и потом страшные явления во вселенной: помрачение солнца и луны и ниспадение звезд. На земле распространится ужас, скорби и смятение; ибо силы небесные подвигнутся ( Мф. 24:29 ; Мк. 13:24–25 ; Лк. 21:25–26 ). И тогда узрят знамение Сына Человеческого, то есть крест, по изъяснению святого Иоанна Златоуста , а вслед затем и Самого Сына Человеческого, грядущего на облацех небесных с силою и славою многою. Сие явление сколько будет торжественно, столько же внезапно и неожиданно, – подобно явлению молнии, исходящей от востока и являющейся до запада. По трубному звуку ангелов соберутся избранные от четырех ветров, от конца до конца вселенной ( Мф. 24:27–31 ; Мк. 13:26–27 ; Лк. 21:27 ). И затем всемирный суд! В заключение пророчества Иисус Христос внушает ученикам Своим особенную бдительность в ожидании сих страшных событий. Без сомнения, это наставление дано в лице апостолов верующим всех веков и времен. Пророчество Спасителя о храме, Иерусалиме и народе иудейском ( Мф. 24:2 ; Лк. 21:24 ) «Воскресное чтение», 1826 Не видите ли вся сия? аминь глаголю вам, не имать остати зде камень на камени, иже не разорится ( Мф. 24:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Евхаристия будет совершаться до скончания века 9 . Пасху праздновать заповедал Господь Иудеям во все роды вечно ( Исх.12:14 ), пока должен был существовать обрядовый, прообразовательный закон. И Евхаристия, как Таинственная Пасха наша ( 1Кор.5:7. 8 ), совершаться будет до скончания века: смерть Господню возвещаете, Дóндеже приидет, говорит там же Святый Апостол ( 1Кор.11:26 ). Вот Таинственные причины и знаменования всех Священнодействий в совершении Евхаристии, Иисусом Христом установленных и ныне в Божественной Литургии повторяемых. Глава IV. Как совершалась Литургия во времена Апостольские § 12. Апостолы совершали Евхаристию таким же образом, как и Христос совершил Апостолы, приняв заповедь от Божественного своего Учителя совершать Таинство Евхаристии в Его воспоминание, вскоре по Его вознесении начали исполнять Святый Завет. Порядок в священном сем действии наблюдали они тот же самый, в каком совершил Евхаристию Учитель их и Господь. Св. Евангелист Лука описывает его: бяху же (вси верующии) терпяще во учении Апостол, и во общении, и в преломлении хлеба, и в молитвах ( Деян.21:42 ). Из сего и других мест Священного Писания , также и из древних церковных повествователей видно, что такова была Апостольская Литургия. § 13. Апостолы совершали при вечери и начинали беседою или поучением Собравшись все в одно место, преимущественно в Сионскую горницу ( Деян.1:13. 20, 7. 8 ), они, во-первых, начинали предлагать Спасительное учение ко всей братии, просвещая и утверждая их в Таинствах веры и преподавая им правила к благочестивой жизни во Христе. § 14. По окончании беседы воссылали молитвы Потом, когда Боговдохновенною беседою сердца братии были утешены, все становились на молитву; предстоятель Собора воссылал к Богу прошения с неизглаголанными воздыханиями ( Рим.8:26 ), которые Дух Святой возбуждал тогда в его сердце для людей непостижимым и неизглаголанным образом. Потому молитвы его были внезапны, т. е. не прежде для сего Богослужения составлены, но в то же самое время ему вдохновенны свыше. «Различная всем крещающимся тогда Бог даяше дарования, яже и дух нарицахуся, со всеми же сими бяше и молитвы дарование, и того имеяй о множестве всем моляшеся. Сподобивыйся бо таковыя Блогодати стоя со многим умилением, со многими воздыханиями, яже в помысле пред Богом припадаяй полезная всем просит» 141 . § 15. После молитв начиналось приношение Даров в жертву и освящение их

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

   Начинается же песнь похвалами древнего благородства. Виноград бысть Возлюбленному в розе, на месте тучне    Виноградом Пророк называет народ израильский, ибо сказано: «Виноград из Египта пренесл еси» (Пс. 79:9). И у Иеремии представленный под тем же образом народ укоряется: «Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен; како превратился еси в горесть, виноград чуждий?» (Иер. 2:21). «В розе, на месте тучне». Пророк говорит о земле, которой владел Израиль и которая дана была отцам их по обетованию Божию. «В розе, на месте тучне». Великая похвала в немногих словах! Рог есть наиболее возвышенная и твердая часть всего тела; он придает голове украшение и вместе служит оборонительным оружием; но он сух и бессочен, почему дети рогатых животных устремляются не к рогу матери, но, никем не научаемые, ищут сосца, места влажного и тучного. Почему пророческое слово, показывая, что страна Иудейская достаточна для того и другого — и для охранения от врагов, и для пропитания жителей, совокупило то и другое: «в розе, на месте тучне», то есть в стране крепкой и питательной. А некоторые при изъяснении сего изречения простираются до смысла более глубокого. Как голова рогатых животных первая показывается при рождении, а последняя достигает полного образования и весьма поздно получает украшение в вырастающих рогах, так и Израиль, первый из всех народов призванный в свойство с Богом (ибо сказано: «быша людие Господни, часть Его, уже наследия Его Израиль» (Втор. 32:9), после всех народов будет удостоен совершенства. Ибо, когда «исполнение языков внидет», тогда «весь Израиль спасется» (Рим. 11:25, 26).    Есть сказание, сохранившееся в Церкви по неписаной памяти, будто бы Иудея первым обитателем имела Адама, который по изгнании из рая поселен был в сей стране для утешения в своих потерях. Потому она первая приняла и мертвого человека, когда над Адамом исполнилось осуждение. Жившим тогда показалось новым это зрелище — головная кость, на которой распалась плоть, и они, положив череп на том месте, назвали его «лобным» местом (Мф. 27:33). Вероятно же, и Ною не был неизвестен гроб началовождя всех человеков, и потому после потопа предан был им этот слух. Почему Господь, изыскав начатки смерти человеческой, приял страдание на так называемом лобном месте, чтобы там же, где тление людей положило начало, началась жизнь Царствия и чтобы смерть как стала сильной во Адаме, так обессилела в смерти Христовой. Потому и «в розе», как в имеющем от врага оборону — Крест Христов, и «в месте тучнем», как в удостоенном после рая первенства во всей подсолнечной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1. Что нужно разуметь под прославленным Иерусалимом в этом пророчестве? – По объяснению св. Церкви в песнях пасхального канона, йод этим Иерусалимом нужно разуметь новозаветную Церковь , прославленную в ней и над нею воскресшего Христа и с радостию ожидающую иметь видимое общение с своим Господом «в невечернем дни царствия Его» (см. Ирмосы 8 и 9 песни). Затем, по мнению православных толковников, под пришествием языческих народов в Иерусалим, принесением сокровищ в дар Богу и построением стен его нужно разуметь обращение язычников к истинному Богу и присоединение их к Церкви, посвящение ими на пользу Церкви всех своих сил и имений и наконец внутреннее благоустроение Чрез них Церкви. Шествие же в Иерусалим верблюдов, овец и деревьев Ливанских, храм, жертвы в нем и проч. нужно понимать духовно и иносказательно, как образы, взятые из ветхозаветной Церкви, особенно из времен Соломона, славное царствование которого прообразовало время новозаветной церкви. Конечно, верблюды, воспевающие хвалебные песни Богу (ст. 6), овцы, сами себя приносящие в жертву Вогу (ст. 7), деревья Ливанские, идущие прославить место святое ног Божиих (ст. 13), – все это суть поэтические образы разного характера и достоинства людей, служащих на пользу Церкви разными способами и средствами. – Кроме этого в данном пророчестве ясно различаются верующие из народа Еврейского и верующие из других народов (ст. 2–4 и 10), а прославленный Иерусалим, или Сион (ст. 14), по изображению пророчества, есть собственно правящая Церковь из Иудеев, к которой присоединяются и с которой сливаются христиане из всех других народов. Такая слава Церкви Христовой из Иудеев, церкви Иерусалимской, началась и осуществилась отчасти в век апостольский. Но, к сожалению, церковь Иерусалимская существовала недолго, и скоро все Иудеи оказались вне церкви Христовой и перестали после апостолов принимать христианство массами, а присоединялись только единицами к церкви Христовой из язычников, Таким образом то, что предсказывал Исаия в этом и другом своих пророчествах о славе Иерусалима, т. е. церкви Христовой из Иудеев, еще не исполнилось; Иудеи доселе переживают еще бедственное время страданий и отвержения Богом, о чем кратко упоминается в разбираемой главе (60:10 и 15), а подробнее говорится в предыдущей (59), неразрывно связанной с этою главою. По изъяснению ап. Павла, слова пророчества главы 59-ой об Избавитель Сиона и о снятии грехов нечестия с потомков Иакова (59:20 и 21) относятся к тем временам, когда в церковь Христову войдет полное число язычников ( Рим.11:25–27 ), и тогда во всей полноте исполнится пророчество Исаии о славе нового Иерусалима (ст. 12 и 15). Также ап. Иоанн Богослов для изображения «святаго Иерусашма, сходящаго на новую землю с неба от Бога» берет черты из данного пророчества Исаина (см. Ис.60:5, 11, 19 и 20 ср. Ап.21:24, 25, 26, 23 и 22:5). § 31. Гл. 61:1–11: пророчество о помазаннике Господнем, открывающем «лето Господне благоприятное»

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

79, 9). И у Иеремии представленный под тем же образом народ укоряется: Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен; како превратился еси в горесть, виноград чуждий? (Иер. 2, 21). В розе, на месте тучне. Пророк говорит о земле, которой владел Израиль и которая дана была отцам их по обетованию Божию. В розе, на месте тучне. Великая похвала в немногих словах! Рог есть наиболее возвышенная и твердая часть всего тела; он придает голове украшение и вместе служит оборонительным оружием; но он сух и бессочен, почему дети рогатых животных устремляются не к рогу матери, но, никем не научаемые, ищут сосца, места влажного и тучного. Почему пророческое слово, показывая, что страна Иудейская достаточна для того и другого — и для охранения от врагов, и для пропитания жителей, совокупило то и другое: в розе, на месте тучне, то есть в стране крепкой и питательной. А некоторые при изъяснении сего изречения простираются до смысла более глубокого. Как голова рогатых животных первая показывается при рождении, а последняя достигает полного образования и весьма поздно получает украшение в вырастающих рогах, так и Израиль, первый из всех народов призванный в свойство с Богом (ибо сказано: быша людие Господни, часть Его, уже наследия Его Израиль [ср.: Втор. 32, 9]), после всех народов будет удостоен совершенства. Ибо, когда исполнение языков внидет, тогда весь Израиль спасется (Рим. 11, 25, 26). Есть сказание, сохранившееся в Церкви по неписаной памяти, будто бы Иудея первым обитателем имела Адама, который по изгнании из рая поселен был в сей стране для утешения в своих потерях. Потому она первая приняла и мертвого человека, когда над Адамом исполнилось осуждение. Жившим тогда показалось новым это зрелище — головная кость, на которой распалась плоть, и они, положив череп на том месте, назвали его лобным местом (ср.: Мф. 27, 33). Вероятно же, и Ною не был неизвестен гроб началовождя всех человеков, и потому после потопа предан был им этот слух. Почему Господь, изыскав начатки смерти человеческой, приял страдание на так называемом лобном месте, чтобы там же, где тление людей положило начало, началась жизнь Царствия и чтобы смерть как стала сильной во Адаме, так обессилела в смерти Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

οτε ν ρμασιν — ни колесницами, во многих спп. (XII, 68, 87... у Кир. Ал., Феоф., альд.) οδ ν ρμασιν, в слав. и др. гр. нет. 11. Оскобл. слав. Господь соотв. Κριος — в компл. и лук. спп., в других нет. 12. Слав. Бог соотв. Κριος — в компл., Θες в 42, 44, у Оригена, а в алекс., ват. и др. нет. 13. По гр. об. ν (прош. вр.), слав. будет соотв. σται — компл., вульг. erit и контексту. 14. По изъяснению Ап. Павла, пророчество 9—10 стих. исполнилось в новозаветные времена на обращении народов ко Христу (Рим. 9:25-26). Следовательно, и остальные стихи нужно относить к тому же времени. 15. Гр. δελφ... δελφ — в рус. синод. мн. ч. братьям, сестрам, т. е. понято в коллективном смысле всего евр. народа. 16. Гр. ργυρ κα χρυσ — средний род без существит.; в синод. доб. истукана. 17. Гр. πιστρψω — слав. обращуся, в синод. снова. 18. Т. е. во время его созревания и уборки. 19. Гр. ασχυμοσνην — срамные члены тела, слав. студа. 20. καθαρσαν — нравственно и физически преступные дела. 21. Гр. πανηγρεις — общенародные торжественные собрания. 22. О нечестии еврейского народа и Божием наказании за него. Феодорит. 23. Т. е. служения Ваалам. 24. Гр. πλαν — слав. соблажню, т. е. уведу с теперешнего ложного пути. 25. Местом, свободным от посторонних «мирских» влияний. 26. Из пустыни. 27. Ахор — первое владение Евреев по переходе чрез Иордан и место народного покаяния (И. Нав. 7:7. 24). 28. Т. е. Ваалы, языческие боги. Кир. Ал. 29. Гр. π’ λπδι — «в безопасности» — по синод. переводу. 30. «От обрученных Господь требует веры и милости, а Сам дарует им оправдание». Феодорит. 31. Слав. оное соотв. ατς в ват., а в алекс. и XII ορανς. 32. В славянском под строкою сказано: в нек.: возлюблю невозлюбленную ­ по гр. γαπσω τν οκ γαπημνην — ват., text. rec., а в алекс. и XII λεσω τν οκ λεημνην ­ слав. помилую не помилованную. 33. В словах: народ... Мой... ты... уклоняемся от слав. мн. ч. людие Мои... вы... наши и приближаемся к греч. тексту: λας... μου... σοι...

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Например: «Бог кого хощет, милует, и кого хощет, ожесточает» ( Рим.9:18 . Слич. Рим.11:8 , Рим.11:32 ); т. е. Бог одним дарует свою благодать и спасает их, других лишает её в наказание за недостаток в них приемлемости к ней, вследствие чего они ожесточаются, утверждаются во зле. Так же, когда говорится о Боге, что Он «предал язычников, по похотям сердец их в нечистоту» ( Рим.1:24 ), это опять не то значит, что Бог был прямым виновником плотской нечистоты язычников, а то, что Он оставил язычников без своего вразумления, без своего откровения, без своей благодати, вследствие чего они погрязли в плотской нечистоте. Яснее то же сказано в другом месте о язычниках: «Бог в прошедшие времена попустил всем народам ходить своими путями» ( Деян.14:16 . Слич. Пс.80:13 ). Равным образом и при изъяснении слов: не введи нас во искушение, надобно иметь в виду более ясные выражения об этом в других местах Писания, например: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ). – Но если не без воли Господа диавол искушает нас на грех , то для чего Господь попускает это? – Иногда это бывает делом одного праведного гнева Божия к нераскаянным грешникам, но большей частью Господь поступает так с премудрым и благим намерением – через искушение от диавола споспешествовать духовной нашей пользе. Людям нетвердым в добре искушения от диавола подают случай утвердиться в нем через борьбу с ними. Людей же преуспевших в добре искушения предохраняют от духовной гордости, давая им чувствовать немощь свою в борьбе с лукавым и нужду в благодатной помощи Божией, и научают их смирению и упованию на Бога ( 2Кор.12:7–9 ), без чего не может быть никакой истинной добродетели. Для всех же искушения служат удобнейшим случаем достигать больших и больших наград от праведного Мздовоздаятеля: «блажен человек, который переносит искушение: потому что, прошедши испытание, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). «Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти ( Лк.22:33 ); если и все соблазнятся о Тебе, я никак не соблазнюсь…; хотя бы мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» ( Мф.26:33 , Мф.26:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010