371. – Ср также: Phil. а Limbroch. Commentarius in Acta Apostolorum et in Epistolas ad Romanos et ad Hebreos. Roterodami. 1711. Pag. 173. – Kvinoël. Commentarius in libros Novi Testamenti historicos. Lipsiae. 1827. Volum. IV: Acta Apostolorum. Pag. 651. – Kistemaker. Die heiligen Schriften des neuen Testaments. 5-er Band: Die Geschichte der Apostel. Münster. 1826. S. 278. – В защитники же этого мнения совершенно несправедливо Kvinoël (cit. ор., р. 634) u Kismemaker (cit. ор., S.278) включают Св. Иоанна Златоустог о, а Meyer (cit. ор., S.370) бл. Феофилакта. Св. Иоанн Златоуст в своей 40-й гомилии на это место говорит о лице, принявшем обет, крайне обще, так что из его слов нельзя вынести определенно: к кому он относит этот обет. Вот его подлинные слова: «ρα πς νμος καταλλυται, ρα πς τ συνειδτι κατεχοντο. Τοτο ουδακν ν τ κερασθαι τς κεφαλς κατ» εχν. Πλν δει κα θυσαν γενσθαι, τις οκ γνετο (смотри, как закон потерял силу; смотри, как они стеснялись совестью. Острижение голов по обету было иудейским обычаем; следовало при этом и жертву принести, но она не была принесена)» Opera omnia. Ed. Bernardi de Montfaucon. Parisiis. 1731. T.IX. – Cp. Беседы на Деяния апостольские. Перевод СПБ. Д. Академии. СПБ. 1857. Т.2. Стр.183. – Что же касается бл. Феофилакта, то он полагает, что обет был дан и св. Апостолом Павлом и Акилой. – Бл. Феофилакт. Толкование на Деяния свв. Апостолов. Рус. пер. Казанской Д. Академии – Казань. 1871. Стр.231. 37 Сюда же нужно добавить такие серьезные труды по части установления правильного чтения новозаветного свящ. текста, как Lachmann’a и Tischendorf " а, (Lipsiae 1872), которые в данном месте держатся указанных кодексов и переводов. 38 Всех таких мест по славянскому и русскому переводам семь ( Деян.18:2,18,21,26 ; Рим.16:3 ; 1Кор.16:19  и  2Тим.4:19 ), а по лучшим изданиям греческого текста – шесть. Эта разница получается оттого, что в наших переводах в Деян.18:21 , в конце стиха, прибавляется в скобках: Акила же и Прискилла остались в Ефесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Слово о воскресении мертвых 1, 39, GCS 27. 5. См. Danielou J. Les tuniques de peau chez Gregoire deNysse. Leyden, 1967; Skouteris K. Synepeiai tis ptoseos kai loutron palingenesias. Athens, 1973. 6. Ориген. Толкование на Бытие 3, 2, PG 12, 101A. 7. Св. Епифаний Саламийскийю Panarion 64, 18, PG 41, 1097D. Ср. свт. Григорий Богослов. Слово 45, PG 36, 632; свт. Григорий Нисский. Об устроении человека 29, PG 44, 233D. 8. Св. Мефодий Олимпийский. Слово о воскресении мертвых 1, 39, GCS 27, 281, 13-14. 9. Св. Григорий Нисский. Слово о девстве 12, PG 46, 373C, 376A. 10. Св. Григорий Нисский. Огласительное поучение 8, PG 45, 33CD. 11. См. св. Григорий Нисский. Изъяснение Песни Песней Соломона 12, PG 44, 1021D. 12. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1156C-1157A. 13. Там же, 1157C. 14. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Второе Послание к Коринфянам 1, 4, PG 61, 387. То же выражение использовано в 18-й беседе на Бытие, PG 53, 150, в прямой связи со смертностью и " кожаными ризами " . [Ср. Слово 72-е преп. Исаака Сирина, в котором он увещает подвижника " помнить тот чин, в котором не эта жизнь, как бы перебирающаяся и движущаяся по влагам, но жизнь, сокрушающая мертвенность " ]. 15. Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении, PG 46, 148C-149A. 16. Там же. 17. Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека 18, PG 44, 192BC. 18. Свт. Григорий Нисский. На тех, кто заснул, PG 46, 524D. 19. Свт. Григорий Нисский 20. Там же. 21. Свт. Григорий Нисский. На тех, кто заснул, PG 46, 524D. 22. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам 13, PG 60, 517. 23. Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении, PG 46, 108А; ср. " На тех, кто заснул " , PG 46, 532C; " Надгробное слово Мелетию " , PG 46, 861B. 24. 1 Кор. 2, 14; 3, 3; Еф. 4, 22; Рим. 8, 8. См. толкование на этот стих у Златоуста, PG 60, 517. 25. Свт. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG 46, 376B. 26. Это обычная для гимнографии характеристика первозданного человеческого состояния: " Одеждею мя облекл еси Боготканною, Спасе " (песнь шестая канона в Неделю Сыропустную, тропарь 1-й).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=107...

Воскресение мертвых Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ин.5:21 . Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Ин.5:28 –29. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Рим.8:11 . Сеется тело душевное, восстает тело духовное. 1Кор.15:44 . Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. 1Кор.15:44 . То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. 1Кор.15:36 . Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. 1Кор.15:51 –52. Что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Рим.8:21 ; Пс.101:26 –27. По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. 2Пет.3:13 . А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. 2Пет.3:7 . Ныне мы приступаем к изъяснению двух последних членов символа веры , именно слов: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. И воскресение мертвых, и будущая вечная жизнь принадлежат времени будущему. Когда мы воскреснем из мертвых и достигнем и по телу вечной жизни, тогда окончится дело благодатного освящения нашего. Поэтому воскресение мертвых и вечная жизнь могут быть названы последними проявлениями промыслительного попечения Божия о нашем спасении. Здесь прежде всего мы изложим учение Слова Божия о воскресении мертвых. Итак, что такое воскресение мертвых, которого, по символу веры , мы чаем или ожидаем? Много мыслей и вопросов возникает в нас при гробах умерших. Если мы спросим мертвых: где вы и что с вашими телами, то они ничего не ответят нам. Если же спросим о сем опыте, то он укажет нам на безотрадный факт тления.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

« Доколе, Господи, будешь гневаться до конца? Доколе будет пылать, как огонь, ревность Твоя?» (ст. 5). На эту ревность Божию в отношении к иудеям указывал и законодатель Моисей, говоря, « они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их » (Втор. 32:21), и далее присовокупляет: « ибо огонь возгорелся во гневе Моем » (ст. 22). Так как этот гнев Божий на иудеев послужил причиной призвания язычников (Павел говорит: « как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их », и еще он же: « если же падение их », т. е. иудеев, « богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам » — Рим. 11:30, 12), то пророк естественно спрашивает, до каких пор, и неужели навсегда Бог останется гневающимся на иудеев. На это Дух чрез Павла дает такой ответ: когда « войдет полное число язычников », тогда « весь Израиль спасется » (Рим. 11:25, 26). « Пролей гнев Твой на народы, незнающие Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывали. Ибо они съели Иакова и место его опустошили » (ст. 6, 7). Пророк говорит не о всех язычниках, почему и сказал не просто: народ, а « народы, незнающие Тебя ». А мы знаем Бога, и имя Его на нас (Иерем. 14:9). Но мы не поядаем Иакова, потому что не поносим и не порицаем его, в чем и заключается поядение по изъяснению Павла, который говорит: « если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом » (Гал. 5:15), равным образом и места его не опустошаем, потому что как это может быть, если каждый считает Израиля за собственное общее всем отечество? Не нам, следовательно, желал зла пророк, а тем, кто остается в неведении и не желает принять (имени) царства Божия; эти–то и должны страшиться кары. « Не помяни наших беззаконий прежних, скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали » (ст. 8), потому что как можем мы удовлетворить за старые и новые преступления? Может быть под прежними беззакониями пророк разумеет те, которые совершены были в пустыне, так как за них Бог изрекал много различных угроз, почему пророк и страшился памятования их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

в) В остальной части песни (19–43) изображается гнев Божий, наказание Евреев и спасение их вместе с языческими народами. – Бог во гневе отвращает лице Свое от отступивших и неверных детей своих. Он наказывает их сообразно с их преступлением против Него: как они раздражали и огорчали Бога тем, что воздавали почесть, достойную единому истинному Богу, суетным идолам, не-богу; так и Он. отнимая любовь Свою от избранного сына, народа Еврейского, обратить эту спасительную любовь Свою на народ языческий, не знающий истинного Бога, на не-народ (слав. «и аз раздражу их не о языце»), чем огорчить и опечалить избранный народ (ст. 19–21). Кроме того, следствием отвращения Бога от людей Своих будут оскудение произведений земли, голод, язвы и болезни, и наконец нашествие страшного неприятеля, который опустошить всю землю и истребит беспощадно Евреев (ст. 22–25). Грозное предопределение Божие о конечном истреблении самой памяти о народе Еврейском остановлено и отменено только потому и для того, чтобы языческие народы в конечной гибели народа Иеговы не нашли оправдание своему богоотступлению и не помыслили в гордыне сердца, что их человеческие действия выше промыслительных действий Бога (ст.26–33). Посему и на них грядет «день отмщения» и суда Божия за их богоотступление и превозношение над Церковью Божиею, когда Бог в пришествие Свое рассудит между народом Своим, т. е. Церковию, или истинными богопоклонниками, и его врагами (ст. 31–38). Тогда вполне очевидно будет («Видите, видите»...), что только один есть истинный Бог, спасающий и животворящий верных и погубляющий неверных (ст.39–42). – В заключение Моисей созерцает вечную славу Мессии – Бога, которому воздают божескую честь все ангелы Божии и который, отмстивши врагам Церкви и Бога и очистивши землю от преступлений и преступников, основывает единое из Евреев и язычников царство «сынов Божиих» (см. Рим.15:10 ; Евр.1:6 ); посему «пусть веселятся язычники с народом Его» (ст.43). Чтение текста по Библии с изъяснением и на память ст. 21-го

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

10. Враждебный Господу и Иудеям народ, вероятно Ассирийский (см. 11 ст. 12 прим.). 11. Слав. ед. ч. оляденеет (заростет сорной травой) соотв. ατο χερσωθσεται ват., text. rec., а в алекс. мн. ч. ατν χερσωθσονται. 12. Т. е. огнем попален. 13. Сеннахирима и Ассирийского народа. Феодорит. 14. Слав. злый нет соотв. в гр. т., там πονηρ — ср. р. в зависимости от βουλευμενος — советующий злое и враждебное. 15. Ассирийское многочисленное, как воды, войско. Феодорит. 16. Гр. διασταλοναι — слав. разступятся, т. е. будут поражены ассирийския войска и разбегутся. 17. Ты, Ниневия, безследно пропадешь. Феодорит. 18. Пророк обращается к Иудее и возвещает удаление власти над ней Ассирии (срав. Ис. 10:5). 19. Опять обращается пророк к Ассирии. 20. Т. е. не будут подвластные Ассирии народы носить имя ея. Феодорит. 21. В языческом капище погибнет Сеннахирим (Ис. 37:38). 22. Оскобл. слав. есте нет нигде соотв.; по гр. лишь прилаг. ταχες, согласов. с πδες (след. ст.) — скоры ноги. 23. По аналогии с Ис. 52:7, можно видеть и здесь, по изъяснению Ап. Павла, пророчество об апостольской евангельской ( εαγγελιζομνου) проповеди. Рим. 10:15. 24. Гр. ες παλαωσιν — слав. во обетшание. Переводим перифрастически, согласно толкованию Иеронима: не будут проходить враги, приводящие тебя к обветшанию, т. е. моральной и политической дряхлости и безсилию. 25. Враг, т. е. Ассирийский царь и народ. 26. Слав. и нет соотв., следовало бы оскобить. 27. Срав. Ис. 37:30-38. 28. По изъяснению бл. Феодорита и Иеронима, разумеется Господь, вдунувший в людей дыхание жизни (Быт. 2:7) и дарующий блогодать Святого Духа (Иоан. 20:22). 29. В алекс. доб. σε — тебя, в др. гр. и слав. нет. 30. «Обращает речь к Иуде». Феодорит. 31. Т. е. обнаружь особенное напряжение мужества и силы. 32. По плоти предка и по Богу избранного родоначальника евр. народа (Феодорит и Кир. Ал.), т. е. избавил Евреев от страданий, как потомков богоизбранного патриарха Иакова-Израиля. 33. Слав. отрясающии отрясоша — как в саду плоды с деревьев отрясают; срав. Ис. 28:4.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Тропарь: „Во гробе плотски“ для чего читается при каждении Престола, и что таинственно значит Престол? Священник или Диакон, кадя окрест Святую Трапезу, говорит таинственный тропарь: во гробе плотски, во аде же с душою, яко Бог, и проч. 512 . Священный стих сей 513 читается при каждении Трапезы потому, что Престол означает и Гроб Господен, и горний Престол Царствия Его с Отцем и Духом. Глава VIII. О приступлении 514 Священника и Диакона к Престолу, и о приуготовлении их к начатию Литургии § 21. О призывании Духа Святого к начатию Литургии. – Для чего стих: „Слава в вышних Богу“ читается пред началом Литургии? Священник с Диаконом для начинания Священнодействия приступают к Престолу. Прежде же вступления в сие великое служение, став пред Святою Трапезою, молятся, по постановлению Апостольскому (Тим.2:8) 515 с возношением рук горе, призывая на себя Святого Духа, к достойному исправлению предлежащего им строения (Царю небесный, утешителю и проч.); ибо Дух Святой есть учитель и Наставник молитвы: даяй молитву молящемуся ( 1Цар.2:9 ) 516 , о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы: но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными ( Рим.8:26 ). Потом Священнослужители с полным дерзновением приступая к Престолу Блогодати ( Евр.4:16 ), обращаются к исповеданию имени Его; радостным песнопением Ангельских сил воссылают ( Лк.2:14 ) славу Богу 517 (Слава в вышних Богу!), благоволившему примирить земное с небесным ( Кол.1:20 ) посредством непостижимого Таинства Воплощения, которое торжественно воспели Ангелы сею песнию при самом явлении в Мир Воплощенного Сына Божия, и к воспоминанию которого приступают теперь Священнослужители 518 ; молят Его Боговдохновенными словами: отверсть уста их ( Пс.50:17 ), т. е. даровать им силы и язык, Духом Св. движимый (Господи! устне мои отверзеши), подобно тому, как Св. Павел молит: «да дастся мне слово во отверзение уст, со дерзновением сказати Тайну благовествования» ( Еф.6:19 ). § 22. Смысл слов: „Время сотворити Господеви» и проч. – О испрошении Диаконском благословения от Священника

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

§ 17. Правила при употреблении этого способа. – При определеннии и снесении (с целью уяснения смысла Свящ. Писания) параллельных мест нужно наблюдать следующие правила: а) для точнейшего определения параллелизма в словах нужно лучше основываться на подлиннике, а не на переводах; потому что в переводах не всегда соблюдается буквальная точность, и какие места параллельны в подлиннике, те часто бывают не параллельны в переводах, и на оборот, напр. Быт.2:1 : «и все украшение их» (евр. цеваам) имеет параллельное место в Пс.32:6 : «словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила (евр. цеваам) их....» и др. б) при определении параллелизма в мыслях нужно иметь в виду, что не все, места сходные в словах параллельны и по мысли. Пример см. выше о слове «дух», которое имеет много значений и выражает разные понятия. в) должно отличать от параллельных мест сходные повествования. Параллельны только те повествования, в которых рассказывается повторительно об одних и тех же событиях и предметах, таковы, напр., рассказы о царях в книгах Царств и Паралипоменон и в Евангелиях из жизни Господа Иисуса Христа. Но есть рассказы сходные, а между тем не параллельные и не могущие служить друг для друга изъяснением, напр. повествования у Ин.20:15–16 и Мф.28:9–10 сходны, но не параллельны; также рассказ о чудесной ловитве рыб у Лк.5:4–7 и у Ин.21:1–11 ; рассказ Ин.12:1–7 о вечери в доме Лазаря за 6-ть дней до Пасхи и рассказ Мф.26:6–14 толковники часто принимают за параллельные, но не справедливо 16 и др. г) при употреблении этого способа с изъяснительного целью нужно всегда места темные сносить с сходными местами яснейшими, в которых бы темная мысль изъясняем места была или полнее раскрыта, или точнее выражена; но не нужно темные места сносить также с темными. Это правило нужно наблюдать и при сношении параллельных слов и выражении, т. е. сносить параллельные слова только тогда, когда это служит к уяснению мысли, напр. Рим.9:33 , где Христос называется «камнем претыкания», можно снести с параллельным местом 1Пет.2:7–8 , где это выражение уясняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

20 Придуманные вами сравнения папы с главным генералом, т. е. главнокомандующим, также с древоделем Иосифом, обручником Пресв. Девы,– весьма не удачны и, при внимательном рассмотрении, легко обращаются в доказательства против вас. Я буду говорить об этом, когда займусь рассмотрением третьей части вашего силлогизма–заключения. 21 Мнимые доказательства, которые вы, в след за некоторыми единоверными вам мнителями, заимствуете из наших Богослужебных книг, будут рассмотрены впоследствии, и составят предмет особенного письма, отдельной статьи. 22 L’Ami de la Religion. 19 Aprl, 1859. Слова эти заимствованы из рецензии на упомянутую книгу, написанной, к сожалению, также бывшим нашим соотечественником (Августином Голицыным). 23 См. Abbe Michon Papaute a Jerusalem. Сочинение это имело уже несколько изданий и посвящено было одному из кардиналов, живущих в самом Риме, близ папы. Еще смелее восстал против светской вла­сти папы аббат Пассаглия; не говорим уже о Гавацци. 24 Да не подумают наши русские читатели, что такие слабые и несколько детские умствования произошли от излишней простоты нашего бедного со­отечественника, сбитого с толку иезуитами; мы увидим, что умствования других, природных папистов – не лучше этих. 25 Югурта, за деньги возведенный римским сенатом на престол нумидийский, назвал Рим: urbem venalem et mature perituram, si emptorem invenerit Sallust. 26 Мы не сказали бы такого слова, но оно не наше, его сказал г. Абу, который выдает себя за усердного сына римской Церкви. См. Question romain стр. 17. 27 Папа Климент XIV в 1773 году уничтожил, орден иезуитов, по требованию некоторых государей, чтобы не лишиться их милостей – поместьев и денег. 28 Так думали: Евсевий, Иероним, Климент Александрийский и в но­вейшее время Бенедиктинец Сельве (Ceillier), который и приводит в своей книге мнения упомянутых писателей. См. Histoire general des auteurs sucres et ecclesiastiques. Т. 1. р. 437. 29 Подробное изъяснение этого пророчества и применение его к Риму можно читать в превосходном сочинении Ф. Яковлева: Апостолы. Выпуск второй

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

«Не сотвори себе... всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу,... да не послужиши им» ( Исх.20:4,5 ; Втор.5:8 ; Рим.1:23 ; 1Иоан.5:21 ). Не воздавай им божеских почестей: ибо все они суть творения единого Бога, созданные Сыном и Словом во Святом Духе. Сие Слово Божие, в последние веки восприявши плоть от девственного чрева, явилось на земле и обитало между людьми. Для спасение человеческого подъявши страдание и смерть и воскресши, Оно вознеслось с плотию на небеса, и возсело одесную величие на высоких. С сим же телом опять приидет во славе судить живых и мертвых. Посему из любви к Слову, вочеловечившемуся ради нас, имей изображение Его, чтобы оно напоминало тебе о Изображаемом, коему ты и должен поклоняться, поклоняясь иконе, возводя чрез нее ум свой к самому достопоклоняемому телу Спасителя, возседшему одесную Отца на небесах. Подобно сему имей и иконы святых, поклоняйся им, не как богам, что нечестиво, но с телесным поклонением и расположением к ним, и с подобающим чествованием, возносясь умом чрез образ к изображенному. Так и Моисей поставил изображение херувимов во святилище ( Исх.25:18–20,37 ). Самое святое святых служило образом пренебесных (предметов), а часть скинии, доступная мирским людям, носила образ всего мира. Моисей назвал эти отделения скинии святыми, восхваляя не твари, но чрез них содетеля мира – Бога ( Исх.26:33 ; Числ.6:20 ; Евр.9:1–5 ). Подобно сему и ты не боготвори икон Владыки Христа и святых, но чрез них поклоняйся сначала Сотворшему нас по образу Своему, а потом, по неизреченному человеколюбию, благоволившему возстановить в нас образ Свой и восприявшему его на Себя. Поклоняйся не только иконе Бога, но и образу креста Его. Ибо крест есть знамение величайшее и победоносное оружие Христа над диаволом и всеми силами врагов, так что, видя изображение его, они трепещут и обращаются в бегство. Это изображение явилось очень славным и соделало величайшие чудеса еще во времена пророков 1 , когда не явилось еще Первообраза. При втором же пришествии распятого на нем Господа Иисуса Христа, грядущего судить живых и мертвых, явится пред Ним и это великое и страшное знамя Его, «с силою и славою многою» ( Матф.24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010