В заключение изъяснения этого отделения послания, в правило и образец христианского мышления и исследования выставим на вид то, что Апостол в истории самой нравственности мира языческого открывает во-первых, строго последовательный ход, или, если угодно, развитие нравственных семян, соответственное роду их, во-вторых, указывает такой именно последовательный в сем порядок, что и свобода человеческая представляется ни мало никогда не стесняемою через мнимую или в известном смысле действительную историческую необходимость и потому находящеюся под ответственностию за все свои дела и воззрения, и Бог является верховным властителем и устроителем нравственного мира, так что всякие изменения в оном – даже виды растления человеческого – происходят по Его мановению. Изображение растленности мира языческого Апостол пополняет сею новою чертою: нецые же и оправдание Божие разумевше, яко таковая, творящий достойны смерти суть, не точию сами творят, но и соизволяют творящим ( Рим.1:32 ). Нецые (οτινες) – этим же словом начинается и 25 ст., в котором продолжается речь о язычниках; значит и в 32 ст. – речь идет еще о них же. Оправдание Божие разумевше – τ δικαωμα 12 το Θεο πιγνιτες. Διχαωμα το Θεο – сие выражение 70 толков. употребляли вообще о Богоданном законе с его обетованиями и угрозами. Напр. Исх.15:25,26 . Лев.25:18 . Относительно язычников это выражение указывает, конечно, на тот закон, о котором говорится в Рим.2:14 : Закон Божий естественный, внятно предписывающий и язычникам делать доброе и избегать зла – под страхом ответственности в случаях нарушения этих предписаний. На это последнее и указывает далее Апостол, определяя оное оправдание Божие: яко таковая творящий достойны смерти суть – таковая творящий, т.е. делающие все те проступки и грехи, о которых выше говорит Апостол – всякое нечестие и неправду. Достойны смерти суть, т.е. подлежат вообще заслуженной казни или гибели. См. Рим.6:23 . Во 2 ст. следующей главы тоже выражено так: вемы же, яко суд Божий есть на творящих таковая. Не говоря уже о других доказательствах, что язычники точно в естественном нравственном законе более или менее слышали это определение грешников к смерти, достаточно в подтверждение сего указать на все напр. гражданские законы в языческом мире, присуждающие наказание иногда прямо смертью за проступки, или на осуждение других, – на что далее сам Апостол указывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Но Христос совсем не являет чем-либо великим то, когда братолюбие наше простирается на немногих, а желает, чтобы мы смело брались за то, что выше (нашей естественной) надежды, укрепляясь дерзновенными упованием на Него по отношению ко всем благам. Сказанного достаточно для целей изъяснения исторического смысла. Но превращая это опять в духовное созерцание и снимая с образа присущий ему грубый вид, скажем уже яснее, что, как с горы, с вышнего, то есть и боголепного предведения, Бог провидит взыскующих Его чрез доброе усердие и веру, по сказанному Павлом: «ибо коих предуведал и предопределил сообразными образу Сына Своего, сих и призвали» ( Рим.8:29–30 ). Итак, —423— поднимает очи Христос, как бы тем являя достойными божественного призрения любящих Его, как без сомнения и в виде благословения говорил к Израилю: «да поднимет Господь лице Свое на тебя и да даст тебе мир» ( Чис.6:26 ). Однако ж, благодать к любящим Его не ограничивается одним только призрением, но, присоединяя и нечто другое, блаженный Евангелист показует Господа не остающимся без промышления о народе, а заботящимся об уготовлении пищи и угощения, дабы опять чрез это ты разумел содержащееся в Притчах: «не убьет голодом Господь душу праведную» ( Прит.10:3 ). Себя ведь предлагает, как хлеб с неба, и души боящихся Его напитает. Он все приготовляет им достаточное для жизни, как и в Псалмах говорит: «приготовил Ты пищу их, потому что так (таково есть) приготовленье Твое» ( Пс.64:10 ). И Сам Христос говорит в одном месте; «истинно, истинно говорю вам: приходящий ко Мне не взалчет никогда» ( Ин.6:35 ). Он будет подавать, как уже прежде сказали мы, пищу с неба и сообщать многообразную благодать Духа. А уготовляет Он пищу для даяния приходящим (к Нему), не дожидаясь прошения: «ибо о чем помолимся, как должно, не знаем» ( Рим.8:26 ), но Сам, предупреждая нас, дарует то, что сохраняет нас к жизни вечной. Итак, говорит к Филиппу: откуда (как) купим хлебы? Почему к Филиппу (обращает вопрос), хотя и другие ученики находились тут и пребывали с Ним, это необходимо знать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Сказанного достаточно для целей изъяснения исторического смысла. Но превращая это опять в духовное созерцание и снимая с образа присущий ему грубый вид, скажем уже яснее, что, как с горы, с вышнего то есть и боголепного предведения, Бог провидит взыскующих Его чрез доброе усердие и веру, по указанному Павлом: «Ибо коих предуведал и предопределил сообразными образу Сына Своего, сих и призвал» (Рим.8:29-30). Итак, «поднимает очи» Христос, как бы тем являя достойными Божественного призрения любящих Его, как, без сомнения, и в виде благословения говорил к Израилю: «Да поднимет Господь лице Свое на тебя и да даст тебе мир» (Чис.6:26). Однако ж благодать к любящим Его не ограничивается одним только призрением, но, присоединяя и нечто другое, блаженный Евангелист показует Господа не остающимся без промышления о народе, а заботящимся об уготовлении пищи и угощения, дабы опять чрез это ты разумел содержащееся в Притчах: «Не убьет голодом Господь душу праведную» (Притч.10:3). Себя ведь предлагает, как хлеб с неба, и души боящихся Его напитает. Он все приготовляет им достаточное для жизни, как и в Псалмах говорится: «Приготовил Ты пищу их, потому что так (таково есть) приготовление Твое» (Пс.64:10). И Сам Христос говорит в одном месте: «Истинно, истинно говорю вам: приходящий ко Мне не взалчет никогда» (Ин.6:35). Он будет подавать, как уже прежде сказали мы, пищу с неба и сообщать многообразную благодать Духа. А уготовляет Он пищу для даяния приходящим (к Нему), не дожидаясь прошения: «Ибо о чем помолимся, как должно, не знаем» (Рим.8:26), но Сам, предупреждая нас, дарует то, что сохраняет нас к жизни вечной.    Итак, «говорит к Филиппу: откуда (как) купим хлебы?» Почему к Филиппу (обращает вопрос), хотя и другие ученики находились тут и пребывали с Ним, это необходимо знать. Ведь Филипп был пытлив и любознателен, но не очень остр к быстрому уразумению того, что свойственно Божеству. Это ты можешь узнать, сообразив сам по себе то, что он, продолжительное время следовав за Спасителем, собирая разнообразные наставления Его о Божестве и из дел и слов имея возможность составить о Нем совершенно полное понятие, однако же в последние времена домостроения, как совсем еще ничего не узнавший, говорит к Иисусу: «Господи, покажи нам Отца, и довольно нам» (Ин.14:8). Но, как сказавший не по злонравию своему, прекрасно перевоспитывается, ибо «сколько времени с вами Я (есмь), и не познал ты Меня, Филипп!» (Ин.14:9), — говорит Христос. Посему, как менее способному к разумению и несколько медленнее, чем подобало, идущему к восприятию Божественного, Господь предлагает ему вопрос, упражняя Своего ученика в вере. На это указывает здесь выражение «искушая», хотя, как подтвердил блаженный Евангелист, «Сам знал, что намеревался делать».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

   Василий Великий, свят. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. I//Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 470.    Cм.Nysseni In Canticum canticorum. Homilia 12//PG. T. 44. Col. 1028A; Idem. Contra Eunomium. I//PG. T. 45. Col. 365A. Рус. пер.: Григорий Нисский, свят. Точное изъяснение Песни песней Соломона. 12//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. С. 370; Он же. Опровержение Евномия. Кн. I, 26//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. II. С. 66.    См.: Idem. In Canticum canticorum. Homilia 5//PG. T. 44. Col. 873CD. Рус. пер.: Он же. Точное изъяснение Песни песней Соломона. 5//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. С. 299.    См.: Idem. De vita Moysis//PG. Т. 44. Col. 377В. Рус. пер. см.: Он же. О жизни Моисея Законодателя//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. С. 72.    См.: Gregorii Theologi. Poemata moralia. X: De virtute//PG. T. 37. Col. 748. Рус. пер. см.: Григорий Богослов, свят. Стихотворения богословские. X//Григорий Богослов, свят. Творения. В 2 т. Т. 2. М., 2007. С. 112.    Gregorii Nysseni. De beatitudinibus. 6//PG. Т. 44. Col. 1269В. Рус. пер.: Григорий Нисский, свят. О блаженствах. Слово 6//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. 2009. С. 446.    Ibid. Col. 1269А. Рус. пер. см.: Там же.    См.: Contra Eunomium. I. 14//PG. Т. 29. Col. 544BC. Рус. пер. см.: Василий Великий, свят. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. 1//Василий Великий, свят. Творения Т. 1. С. 474. (Наш перевод отличен от указанного. — О. Д.) В том, что познание Бога возможно через Его творения убеждают слова апостола Павла, согласно которому, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим.1:20).    Basilii Magni. Epistola 234 ad Amphilochium Iconiensem//PG. T. 32. Col. 869AB. Рус. пер.: Василий Великий, свят. Письмо 226 (234) к тому же Амфилохию//Василий Великий, свят. Творения. Т. 3. С. 283.    Даже «имя Божество означает не естество, а деятельность», «ту деятельность, которая есть назирающая и наблюдающая, и, как скажет иной, зрительная (θεατικ), и которую Бог над всем наблюдает и имеет надзор, усматривая помышления и проникая созерцательною силою даже в невидимое; положили мы от зрения (κ τς θας) наименовать Божеством (τν Θετητα)...» (Gregori Nisseni Quod non sint tres dii ad Ablabium//PG. T. 45. Col. 121D. Рус. пер.: Григорий Нисский, свят. К Авлавию о том, что не «три бога»//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 61—62). Ср.: Бог «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» (Григорий Нисский, свят. Опровержение Евномия. Кн. XII, 2//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. II. С. 364).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Между тем происходящая душа есть новое существо, которое из состояния чистой возможности переходит в действительное бытие; основание его заключается хотя в родителях, но у них в том, что в них есть выше их самих, в бесконечной силе Божией, в них влиянной; действие же этой силы всегда открывается под влиянием свободной воли Божией, возвышенной над всеми отношениями времени. Переведение существа из состояния чистой возможности в состояние действительного бытия свободною волею Божиею есть творение. Вот creatianismus! Изречения священного Писания касательно происхождения душ, по рассмотрению бл. Августина, не благоприятствуют нарочито ни одной из трёх гипотез, и могут быть равно приспособляемы к каждой. Это значит, что в каждой гипотезе есть часть истины, которая и имеет в пользу свою слово в Писании. Соглашая все три гипотезы, наше изъяснение поэтому самому должно дать свой вес всем разнородным свидетельствам слова Божия о нашем предмете. Именно: 1) Во многих местах св. Писания говорится, что дух (ruach) и Дыхание (neschamah) даются людям от Бога ( Ис. 42:5 , сн. Еккл. 12:7 ), созидаются (formantur) в них ( Зах. 12:1 ) и даже творятся ποιειν Евр. assa ( Ис. 57:16 ). Сии места выражают все ту мысль нашей теории, что души одолжены бытием своим силе Божией (хотя сообщённой естеству родителей), пребывают в ней до начала своего бытия в состоянии чистой возможности, и производятся под влиянием свободного благоизволения Божия. Вот креационизм св. Писания! 2) Выше сказано, что оная творческая сила Божия, быв усвоена естеству рождающих, находится отчасти и в свободном их распоряжении, и чрез них открываясь из мира невидимого в чувственный, от них получает тот или другой образ своего проявления. Отсюда-то происходит физическое и духовное единство всего человеческого рода, и частных его племён и поколений, по которому родоначальники телом и душою как бы раскрываются в своих потомках, и потомки телом и душою как бы предсуществуют в своих родоначальниках (См. о сем митр. Филар. моск. беседу о благословенном рождении детей, том 3-й, стр. 374). Так ( Рим.5:12 ) единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть... во вся человеки (см. Быт. 5:3 ; Пс. 50:7 ); так благословение и проклятие родителями своих детей, например ( Быт. 9:25–29 ) Сима и Хама, падает на потомков, без сомнения, не незаслуженно для последних; ( Быт. 46:26 , сн. Евр. 7:9,10 .); души полагаются в чреслах своих праотцев, и Левий в Аврааме приносит десятину Мелхиседеку ( Рим. 9:8 ); семя Авраамово и ( Ис.43:5, 44:3, 54:3 .) семя Иаковлево принимаются за потомство не в плотском только, но паче в духовном отношении, – и напротив есть семя лукавое, сыны беззакония. (См. Прем. 3:16 , Сир. 41: 9 , Ис. 10:4, 57: 3 .). Вот традуцианизм св. Писания!

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

(5). Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? (6). Умалил ecu его малым чим от Ангел. Поскольку Павел ясно истолковал это о Спасителе нашем, то надлежит довольствоваться этим изъяснением. (7). Вся покорил ecu под нозе его. Бог, сказав: сотворим человека по образу Нашему и по подобию – присовокупил: и да обладает рыбами морскими и прочим, подробно исчисленным (Быт. 1, 26) – и затем продолжает: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею (Быт. 1, 28). Ибо разумной природе, как богоподобной, даровал господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих. Если вообще сказано: поставил еси его над делы руку Твоею – а в другом месте говорит: и дела руку Твоею суть небеса (Пс. 101, 26) – то ясно, что поставил его и над небесами, и, не утаивая, уже называет пребывание на небесах отошедших с земли, когда по обетованию наследуют Небесное Царство. Говорит же и Павел: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим. 8, 17). Так должно разуметь и следующее: вся покорил еси под нозе его. Ныне покорил животных, но поскольку уготована человеку равноангельская жизнь на небе, то человек, и там поставленный над делами рук Его, будет зрителем небес и всего, что на них. Блаженный же Павел истолковал, что и это исполнится на Спасителе в будущем веке. Посему говорит Ему Отец: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Евр. 1, 13). (8). Овцы и волы вся. Этим обозначает уверовавших из израильтян. Еще же и скоты польския – этим указывает на язычников. (9). Птицы небесныя – т. е. превозносящихся житейским и людей самых неразумных, но высокомудренных. (10). Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Приведенный, как сказано, в изумление боговедением, открывшимся у людей, повторяет прежние слова и тем усугубляет чудо. 9 (1). В конец, о тайных сына, псалом Давиду СОДЕРЖАНИЕ Впсалме этом изображает сокровенные дела Спасителя, – ибо многое совершено Им втайне. Таковы: рождение Его по плоти от Девы чрез Духа Святого, необыкновенные и чудодейственные силы, сама смерть, сошествие в ад и воскресение из мертвых. Ибо все это совершено Им втайне. Сокрыл Он это от князей мира сего. Пророк же от лица человечества входит с благодарением за все эти тайные дела и говорит: исповемся Тебе, Господи. Последней же печатью тайных дел Спасителя были: Его смерть, все совершенное Им в аде, Его Воскресение и Вознесение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пс.8:3. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу,     то есть, из уст по Богу младенчествующих злобою. Это, как ясно написано в Евангелиях, сказал Спаситель, когда фарисеи заграждали уста благословляющим Его детям. Враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника.   Разумей или чувственного, или мысленного врага, или народ иудейский. Ибо иудеи гнали Христа как врага, и показывали вид, что делают это, ревнуя об Отце. Посему, чтобы лишить их всякого оправдания, Господь сказал: «ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит» (Ин. 15:23). «Врага и местника», то есть, или диавола, потому что он, понудив совершить грех наказывает согрешающих, представляя им пред очи тяжесть греха, — или народ иудейский, сего врага истины и местника, по мнимой его ревности о 3аконе. Пс.8:4. Яко узрю небеса, дела перст Твоих.    Они негодуют на младенцев совершающих хвалу; а я — малое некое дело в Твоем создании — взираю на сие великое и прекрасное дело, то есть, на небеса. Пс.8:5. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его?»     Пс.8:6. Умалил еси его малым чим от Ангел.    Поелику Павел ясно истолковал это о Спасителе нашем, то надлежит довольствоваться этим изъяснением. Пс.8:7. Вся покорил еси под нозе его.    Бог, сказав: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию», присовокупил: «и да обладает рыбами морскими», и прочим, подробно исчисленным (Быт. 1:26), а за сим продолжает: «раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею» (Быт. 1:28). Ибо разумной природе, как богоподобной, даровал господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих. Если вообще сказано: поставил еси его над делы руку Твоею,    а в другом месте говорит: «и дела руку Твоею суть небеса» (Пс. 101:26); то явствует, что поставил его и над небесами, и, не утаивая, уже называет пребывание на небесах отшедших отсюда с земли, когда по обетованию наследуют небесное царство. Говорит же и Павел: «наследницы убо Богу, снаследницы же Христу» (Рим. 8:17) Так должно разуметь и следующее: «вся покорил еси под нозе его». Ныне покорил животных; но, поелику уготована человеку равноангельская жизнь на небе, то человек, и там поставленный «над делы руку» Его, будет зрителем небес и всего, что на них. Блаженный же Павел истолковал, что и это исполнится на Спасителе в будущем веке. Посему говорит ему Отец: «седи о десную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Евр. 1:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

(5). Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаении его? (6). Умалил ecu его малым чим от Ангел. Поелику Павел ясно истолковал это о Спасителе нашем, то надлежит довольствоваться этим изъяснением. (7). Вся покорил ecu под нозе его. Бог, сказав: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, присовокупил: и да обладает рыбами морскими, и прочим, подробно исчисленным (Быт. 1, 26), а за сим продолжает: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею (Быт. 1, 28). Ибо разумной природе, как богоподобной, даровал господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих. Если вообще сказано: поставил ecu его над делы руку Твоею, а в другом месте говорит: и дела руку Твоею суть небеса (Пс. 101, 26); то явствует, что поставил его и над небесами, и, не утаивая, уже называет пребывание на небесах отшедших отсюда с земли, когда по обетованию наследуют небесное царство. Говорит же и Павел: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим. 8, 17) Так должно разуметь и следующее: вся покорил еси под нозе его. Ныне покорил животных; но, поелику уготована человеку равноангельская жизнь на небе, то человек, и там поставленный над делы руку Его, будет зрителем небес и всего, что на них. Блаженный же Павел истолковал, что и это исполнится на Спасителе в будущем веке. Посему говорит ему Отец: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Евр. 1, 13). (8). Овцы и волы вся. Этим дает разуметь уверовавших из израильтян. Еще же и скоты польския, — этим означает язычников. (9). Птицы небесныя, то есть, превозносящихся житейским и людей самых неразумных, но высокомудренных. (10). Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Приведенный, как сказано, в изумление боговедением, открывшимся у людей, повторяет прежние слова, и тем усугубляет чудо.   9 (1). В конец, о тайных сына, псалом Давиду. Содержание: В псалме этом изображает сокровенные дела Спасителя, — ибо многое совершено Им втайне. Таковы: рождение Его по плоти от Девы чрез Духа Святого, необыкновенные и чудодейственные силы, самая смерть, сошествие в ад и воскресение из мертвых. Ибо все это совершено Им втайне. Сокрыл Он это от князей мира сего. Пророк же от лица человечества входит с благодарением за все эти тайные дела, и говорит: исповемся Тебе, Господи. Последнею же печатию тайных дел Спасителя были: Его смерть, все совершенное Им в аде, Его воскресение и вознесение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

В словах 7-го стиха 96-го псалма находится таинственное указание на превознесение Сына Божия, как Сына человеческого, пред Ангелами и другими существами при Его вхождении в мир, а в словах 4-го стиха 103-го псалма указывается служебное положение Ангелов, чем и показывается неизмеримое превосходство пред ними Сына Божия. «Господь наш Иисус Христос называет пришествие Свое по плоти исходом: «Аз от Отца изыдох и приидох» ( Ин. 16:26 ). А Павел называет пришествие Его входом, когда говорит: «егда же паки вводит Первородного во вселенную», разумея под этим введением воплощение (Христово). Павел заимствовал свое выражение из примера наследников, получающих во владение свое какое-либо имущество; ибо сказать: «егда же вводит Первородного во вселенную», значит – показать, что Бог вручил Ему вселенную. Он тогда принял ее всю в Свое владение, когда был послан. Это говорится не о Боге-Слове, но о воплотившемся Христе. Здесь он доказывает превосходство Сына пред Ангелами поклонением, которое доказывает и то, сколько Он превосходнее Ангелов, именно: сколько Владыка превосходнее раба. Подобно тому, как если бы кто, вводя кого-нибудь в жилище царя, повелел стоящим там тотчас поклониться ему, как представляет и Апостол, говоря о пришествии (Сына Божия) в мир во плоти» (Златоуст в беседе 3). Первородным назвал Его, как предвечно рожденного и сущего прежде всякой твари по безначальному происхождению», говорит Евфимий Зигабен . Блаженный же Феодорит находит возможным понимать первородство Христово и по отношению к человечеству Его во многих братиях ( Рим. 8:29 ). По изъяснению Евфимия Зигабена , «Ангелы названы духами и огнем, чем живописуется их природа и быстрота их движений. Они – существа разумные, духовные и, вместе с тем, они – огнь невещественный» (см. перевод И. Братолюбова, стр. 13). «Выражение: творяй означает приведение из небытия в бытие. Не сказал: «сотворил», по «творяй», т. е. сохраняя Словом, Которым они сотворены. Такое же выражение в Евангелии: «Отец Мой доселе делает», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

и предписывают петь его стоя. В нек-рые дни (в пост и др.) А. может заменяться трактом или «стихом перед Евангелием». Если перед Евангелием только одно чтение, А. может объединяться с респонсорным псалмом или опускаться. В амвросианском обряде А. поется, как и в рим., после градуала; в нек-рые праздники между А. и Евангелием вставляется антифон (Lodi. P. 921). В испано-мосарабском обряде А. называется Laudes (лат.- Хвалитны) и поется после Евангелия следующим образом: сначала «аллилуия» единожды, затем один или неск. стихов и снова «аллилуия»; начиная со 2-й недели Великого поста поются одни стихи без «аллилуия» (Ibid. P. 1150; ср. P. 1145, 1148). В галликанском обряде А. отсутствует, перед и после чтения Евангелия поется Трисвятое ; галликанская месса, как и испано-мосарабская, содержит Laudes с припевом «аллилуия», однако они поются после оффертория (Ibid. P. 1027). Ист.: Апостол; Типикон; Требник Большой; Чиновник; СДЛ; Красносельцев. Уставы Литургии; Кекелидзе К. , прот. Иерусалимский канонарь VII в. Тифлис, 1912. С. 43-44; Lodi. Enchiridion; Николай Кавасила. Изъяснение; Τρεμπλας. Τρες Λειτουργαι. Σ. 52; Armenian Liturgy; Cuming G. The Liturgy of St. Mark. R., 1990. (OCA; 234); The Coptic Liturgy of St. Basil. Cairo, 1993. Лит.: Никольский. Устав; Скабалланович. Типикон. Ч. 3. С. 25-27; Розанов. Устав; Cabrol F. Alleluia: Acclamation liturgique//DACL. Vol. 1. Col. 1231-1246; R ü cker A. Die wechselnden Gesangsstücke der ostsyrischen Messe//Jahrbuch für Liturgiewissenschaft. Münster, 1921. T. 1. S. 66, 78; Leclerq H. Messe//DACL. Fasc. 118. Col. 655, 677-678, 692, 698, 719, 720; Raes. Introductio. P. 76-79; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography; Thodberg Ch. Der Byzantinische Alleluiarionzyklus//MMB. Copenhagen, 1966. (Subsidia; 8); Mateos. Célébration. P. 7-26, 134-139; НКС. Т. 4. С. 658; Martimort A. -G. Origine et signification de l " Alleluia de la messe romaine//Mens concordet voci: Pour Mgr. A.-G. Martimort à l " occasion de ses 40 années d " enseignement et des vingt ans de la Constitution Sacrosanctum Concilium.

http://pravenc.ru/text/114746.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010