Origen. in Num. homil. XXVI, n. 2; Clem. Alex. Strom. V, 1; VII, 1; Hilar. comm. in Matth. c. XX, n. 7; in Ps. LX, n. 3; de Trinit. VIII, 12; Иоанн. Дамаск. Точн. изл. прав. веры вв. IV, гл. II, стр. 141—142.    In Tit. 1, 4; δ τς πστεως τκος κα του γεννντος κα του γεννωμνου τν συμφωναν ζητε.    Бесед. на посл, к Рим. VIII, стр. 157—158. 174, 175.    Посл. к Коринф. 1, п. 33. 34, в Хр. Чт. 1824, XIV, 270. 271.    Посл. к Коринф. II, гл. 3. 4, в Хр. Чт. 1842, II, 46. 47.    Огл. поуч. IV, п. 2, стр. 58.    Толк. на Ис. гл. 14, в Тв. св. Отц. VI, 400.    Слово о себе самом, в Тв. св. Отц. II, 296.    На Ев. Матф. бесед. LXIV, стр. 102. 103. 104.    In dictum Paulï nolo vos ignor. n. 6.    In II Tit. homil. VIII, n. 1.    In Exod. quaest, LXVIII; cfr. in Ps. XLVIII, 1.    In Ps. XCVI, 9.    In Rom IV, 25.    Ignat. ad Ephes. n. IV; Barnab. epist. n. XIX; Iren. adv. haer. 1, 6, n. 2; Theophil. 11, 27. 37; Clem. Alex. Strom. V, 1; VI, 14. 15; Euseb. Hist. eccl. III, 27; Greg. Nyss. Catech. XXIX.     υκ νον απο πατεως μνον σωθναι. Lib. IV, Epist. 65.    Ambros. de Cain. et Abel. II, 2, n. 8; Hieron. in Jes. c. XXVÏ non enim sufficit murum habere fidei, nisi ipsa fides bonis operibus confirmetur; Augustin. contr. 2 Epist. Pelag ΙII, 5, n. 14: quä (fides) sine operibus neminem salvat; Иоанн Дамаск. Точн. излож прав. веры кн. IV, гл. 9, стр 237.    «Кто принуждает себя к одной только молитве, а к смирению, любви, кротости и к прочим добродетелям не принуждает и не подвизается в них, тому дается иногда, по его прошению, благодать Божия: так как Бог, будучи благ, человеколюбиво подает просящему просимое. Но поелику такой человек не упражнялся в добродетелях. не приучил себя к исполнению их: то или, впадая в гордость, лишается благодати, которую получил, или не приобретает в ней ничего более и не возрастает в ней» (св. Макар. вел. слов. о свободе ума, п. 19; бесед. XIX, п. 6). ЧЛЕН III. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ, КАК СРЕДСТВАХ, ЧРЕЗ КОТОРЫЕ СО... § 200. Учение православной Церкви о таинствах, краткий обзор ложных мнений о догмате, и состав члена

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

163 Григор. нис. Прот. аном. XII кн. 2 ч. (VI ч. 304–305 стр. в рус. пер.). О блаженствах (II ч. 440 стр.). Сн. Васил. В. Пис. 227 (235), к Амфилохию (в VII т.). 165 Афан. Сл. на язычн. 2; Quaest. ad. Antioch. resp. ad quaest. 1. Сн. Сильвестра еп. Оп. Догм. Бог. I т. § 39. 167 Васил. В. Прот Евном. 1 к. (III ч. 13 стр. по изд. 1891 г.). Григор. Б. Сл. 28 (III ч. 20 стр.). Злат. Прот. анам Бес. III, 3. 5–6; IV; 2. 168 Григор. Б. Сл. 28 (III ч. 38–49 стр. ) Васил. В. аном. 1 кн. (III ч. 31–32 стр.). Пис. 16, прот. Евномия (VI ч. 51 стр ). Григор. нис. Прот. Евном. XII кн. (VI т. 295–298; 308–312 стр). 169 Григор. Б. Сл. 28 (III ч. 28 стр.). Сл 27, о богосл 1 (III ч. 7 стр.) Сл. 20 (II ч. 162–166 стр.). 171 Дамаск. Точн. изл. пр. в. I кн., 4 и 9 гл. По выражению св. " ригория нисского, „всякое имя, как придуманное людьми, так и преподаваемое в свящ. книгах, имеет силу обозначать нечто лишь из того, что мыслится касательно божественного естества (περ τν ϑεαν φσιν νοουμνων), а не выражают самого естества (К Авлалию, бес. о том, что не три бога – IV ч. 117 стр.), а по выражению Григория Б. нечто „из того, что окрест Бога“ (Сл. 30, о богосл. 4. – III ч. 96 стр.). См. Еще: Григор. нис. Прот. аном. 12 кн. 2 ч. (VI ч 316 стр. и след.). Васил. В. Прот. аном. 1 кн. (III ч. 27–28 стр.). 177 Агностицизм в качестве примеси или дополнения соединяется с разными философскими направлениями: критическою философией Канта и новейшими – позитивизмом, с которым особенно родствен, неокантианством, релятивизмом и эволюционизмом, но собственно представителями агностицизма являются Дж. Ст. Милль и Герб. Спенсер. В современном умственном движении человечества агностицизм является переходною ступенью от материализма к высшему и истинному мировоззрению (теизму). Но не все имеют мужество, отвергнув грубые начала (принципы) материализма, прямо и откровенно склониться к миросозерцанию, освящаемому христианством. Литература – Введенского А. И. Вера в Бога, её происхождение и основания. Отд. I, гл V; отд. III, гл. II Тихомирова Π. В. Изложение и критический разбор оснований Спенсерова релятивизма (Вера и Раз. 1894 г. II т. 1 и 2 ч). Вознесенского А. Познаваем ли Бог как абсолютное и бесконечное? (Вера и Раз. 1895 г. т. 1 ч.). Митякина А. Агностицизм как миросозерцание, по отзыву Макса Мюллера (Хр. Чт. 1895 г. II ч.). Челпанова Г. проф. Введение в философию. Киев. 1907 г. 252–269 стр. А. Д. Бальфура. Основания веры. Пер. с англ. В. С. Соловьева . Москва. 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

381 „Речения более возвышенные, – научает св. Григорий Б., – относи к божеству и к природе, которая выше страданий и тела, а речения более унизительные – к Тому, Кто сложен, истощил Себя и воплотился“ (Сл. 29, о богосл. 3 – III ч. 73 стр.). То же правило преподают Афанасий В. (Сл. простр. о вере, 24 – IV ч. в р. п.) и И. Дамаскин (Изл. веры, IV. 18), а Златоуст подробно объясняет и причины уничижительных речений Писания о Сыне Божием (Пр. аномеев, VII бес., 3–6). 382 Объяснение указываемых изречений у отцов IV в. находится преимущественно в следующих их сочинениях: у Афанасия ал. – в 4-х словах на ариан (II ч. в р. пер.) и в сл. „О явлении во плоти Бога Слова и против ариан“ (III ч.); у Василия В. – в IV кн. прот. Евномия и во (III ч.); у Григория Б. – в 3 и 4 сл. о богословии (III ч.); у Григория нисск. – Прот. Евном. II, 8. 10–12; III, 2; IV, 3; V, 2; VI, 2. 4; XI, 2; XII, 1 (V-VI ч.) и в „Сл. прот. Ария и Савеллия“ (VII ч.), из учителей западной церкви–у Илария, в соч. о Св. Троице, преимущественно в IX кн. Многие из них объясняемы были и И. Златоустом, в VII-XII бес. прот. аномеев. 383 За большую правильность перевода евр. kanani через приобрел или стяжал, а не созда, говорит перевод этого слова в данном месте в трех древних греч. переводах (Ак., Симм., Феодот.) чрез τσατ Με (стяжа Мя), в Вульгате – Dominus passedit Me (Господь стяжал Меня). На такой перевод как более правильный указывали и некоторые из древних учителей церкви, напр., Ориген (в толк. на ев. Мф.). Григорий нисский (Пр. Евн. II, 10; сн. Сл. прот. Ария и Сав. 5 – в р. пер. VII ч.), блаж. Иероним (Пис. 139 – к Киприану). – Многие из экзегетов предполагают, что и в перев. LXX τισε Με (от τζειν) явилось вместо однозвучного τησε (от τν) вследствие легко объяснимой ошибки переписчика, ибо в Быm. IV, 1 евр. kanah LXX переводят глаголом τω ( стяжах (kanah) человека Богом – от Бога, говорила Ева по рождении первенца, и от употребленного здесь глагола дает сыну имя – Каин, т. е. приобретение). Другие доказательства большей правильности такого перевода см. у проф. Муретова. Ид. Логоса в в. з. (Пр. Об. 1882, II, 474–477). Сн. арх. Филарета. Ист. уч. об отц. ц. 2 изд. 1882 г. 43 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   Послан. к Ефес. гл. 7, в Хр. Чт. 1821, 1, стр. 34; снес. гл. 20, стр. 41.    Adv. Ргах. сар. 27.    In annunt. Dei parae n. II, opp. Τ. II, ρ. 399; cfr. contr. Arian, orat. III, n. 31. 32.    Слов. на преображ. Господа, в Тв. св. Отц. XIII, 158—159.    Послан. к Кледон. 1, в Тв. св. Отц. IV, 197. Тоже выражает св. Григорий нисский: «δο γαρ πραγματα περι εν πρσωπον τς γραφς γεγενσθαι φησ παρα μεν ουδαων το παθος, παρα δε του θεου τν τιμν (contr. Еипот. orat. IV, p. 583, ed. Morel.); так же Дидим александрийский (de Trini t. III, 6), Иларий (de Trinit. X, 52).    Слова блаж. Августина приводим из сочинения, написанного им до появления ереси Несториевой, именно: из Enchirid. ad Laurent. сар. 35.    «Тело, сложенное из четырех стихий, не называется ни односущным с огнем, ни огнем, ни водою, ни землею, и не односущно ни с которою-либо из сих стихий. Посему, если Христос, как думают еретики, по соединении естеств стал одного сложного естества: то Он из простого естества превратился в сложное, и не единосущен как с Отцом, которого естество просто, так и с материею, которая не сложена из Божеского и человеческого естества. В таком случае Иисус Христос не принадлежит ни к Божеству, ни к человечеству (Максим. Исповедн. Epist. ad. Joan. Cubic., Opp. T. II, p. 279, ed. Gombefis. 1675; Иоанн. Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, 3, стр. 140—141).    См. выше примеч. 103—113 и самый текст, к которому они относятся.    См. примеч. 117—141.    Каковы: св. Лев, папа римский, св. Кирилл александрийский, блаж. Феодорит и Августин, св. Максим исповедник, Иоанн Дамаскин и др.    De theolog. et incarn. contr. Beron. et Helie, n. II. IV; cfr. n. VIIÏ ολος θες αυτς και λος ανθρωπος αυτς.    Contr. Apollinar. I, n. 16; cfr. in Ps. XXI, 21: εις γαρ στν Χριστος εκ δο των εναντων, τλειος θες και τλειος ανθρωπος (apud Galland. V, 203).    Слов. на преображ. Господа, в Тв. св. Отц. XIII, 154; снес. 158—159.    К монаху Урвикию, в Тв. св. Отц. XI, 244—246.    Epist. lib. 1, epl. 419. Такое же учение преподавали: Ириней (adv. haer. V, 17, n. 3), Тертуллиан (de carne Christi V. XI. XIII), Иларий (de Trinit. IX, 3), Григорий нисский (adv. Eunom. orat. IV), Иоанн Златоустый (in Joan. homil. XI, n. 2) и другие. Свидетельства их собрал еще блаж. Феодорит в «разгов. 11 между еранист. и правосл.» (см. Хр. Чт. 1846, 1, 388—397).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   См. книгу: «Оправдание ист. Христиан, обливат. крещением крещающихся», изд. в 1701 году.    См. примеч. 889. 898. 903.    De princ. 3, п. 2.    … baptizari in plena et adunata Trinitate. Epist. ad Jubaj. LXXUUU.    Epist. ad Serap. 1, n. 30.    О Св. Духе, гл. 19, в Тв. св. Отц. VII, 273. Снес. примеч. 898.    Greg. Nyss. Orat. II, in Eunom. T. II, p. 430, ed. Morel; Ambros. in Luc. VIII, n. 67; de myst. IV, n. 20; Cyrill. Alex, in Jes. lib. II, T. IV, p- 283, ed. Aub.    In Patrem et in Filium et in Spiritum S. baptizamur et ter mergimur (in Ephes. c. IV).    Certa sunt Evangelica verba, sine quibus non potest consecrari baptismus… (de baptism. VI, c. 25).    Apud. Phot. Biblioth. cod. CCLXX, p. 833.    O Св. Духе гл. 12, в Тв. св. Отц. VII, 272.    Fulgint. adv. Fabian. lib. X, fragm. 37, in Patrolog. curs. compl. T. LXV, col. 832.    Точн. изл. прав. веры, кн. IV, гл. 9, стр. 334—236.    См. Апостол. правил. 49.    Апостол. правил. 50; Origen. in Rom. VI, 3; Socrat. Η. Е. V, 24.    Ерирнап, haeres. XXXIV; Euseb. Η. Е. IV, II; Theod. Haeret. Fab. 1, 9.    Epiphan. haeres. LXXVI.    См. выше примеч. 867.    … ες αφεσιν των αμαρτιν… Epist. n. XI.    Dialog. cum Tryphon, c. 44.    Paedag. III, с. 6.    Поуч. предоглас. п. 16, стр. 13.    Бесед., побуд. к крещен., в Тв. св. Отц. VIII, 233.    Слов. на св. крещ., там же III, 277.    Там же стр: 306. 299. 281.    Ad illumin. Catech. n. 3. В другом месте: δγμα μγa, οτι τελεως καθαρονται των αμαρτηματων ο βαπτιζμενοι (in Act. homil. XI, n. 2). И еще: «в крещении чрез чувственную вещь — воду сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и возрождении, или обновлении» (на Матф. бесед. LXXXII, п. 4, т. III, стр. 421).    Послания к Автолику. II, 16.    In baptismate omnis culpa diluitur. De Sacram. III, n. 17; cfr. in Luc. VI, n. 3; VIII, n. 24.     Βαπτισμα τονον στιν αμαρτιν καθαρσις, αφεσις πλημμεληματων, ανακαινισμο κα αναγεννσεως αιτα. In bapt. Christi III, 366, ed. Morel.    Renati ex aqua et Spiritu S., omnibusque peceatis sive originis ex Adam, in quo omnes peccaverunt, sive factorum, dictorum, cogitationumve nostrarum in illius lavacri mundatione deletis (Ad Dardan. Epist. CLXXXVII, n. 28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

1125 “Под именем неба, о котором говорится, что оно создано в начале и прежде всего, разумеются все духовные существа, на коих, как бы на троне и седалище, возседит Бог” (Origen. in Genes. homil. 1). Ту же мысль, хотя и с меньшей решительностью, повторяет блаженный Августин (de civit. Dei XI, с. 9). 1126 Как воспевается в церковных песнях: “положил еси тварем начаток существо безплотное, Творче ангелов, пречистый Твой престол окру­жающее, звати Ти: свят, свят, свят еси, Боже вседержителю” (Канон. Арханг. песн. 1). 1127 На этот текст из Иова указывали: Ориген : “когда сотворены были звезды, восхвалили Бога все ангелы Его, как древнейшие не только человека, после созданного, но и всей твари, созданной для него” (in Matth. hom. 10); святой Епифаний: “если бы ангелы не созданы были вместе с небом и землею, не сказал бы Бог к Иову: сотворила сие… (Haeres. LXV); Севериан (de mundi opif. orat. 4); Цезарий (Dialog. 1, quaest. 61); блаж. Августин (de civit. Dei XI, c. 9) и другие. 1130 ... Μετ δ τν τοτων δημιουργαν ποιε κα τν νθρωπον... κα τν κσμον παντα τοτον. Ad Stagir. lib. I, in Opp. T. I, p. 157–158, ed. Montfauc. 1133 Dionys. Areogag. de Divin. nom. c. 5; Origen. in Matth. homil. 10; Caesar. Dialog. 1, quaest. 61 et 123; Hilar. de Trinit. XII et. libr contra Auxent.; Gregor. Magn. Moral. XXVIII, 14; Anast. Sin. δηγο cap. 4; Damasc. II, c. 3; Phot. Biblioth. fol. 473; Димитрий Ростовский , Летоп. отдел. 1, стр. 10 Те же мысли разделяли еще – Cassian. Collat. 8, с. 7; Isidor. Hispal. de summo bono 1, c. 10; Beda T. VIII, quaest. 9, fol. 398; Junil. de part. Divin. legie. lib. II, c. 2. 1138 “Когда Ангелы, говорит святой Иоанн Дамаскин , по воле Божией являются достойным, то являются не такими, каковы сами в себе, но в некоем образе ( ν μετασχηματσμω), так что видящие могут их видеть” (Точн. Изл. пр. веры кн. II, гл. 3). 1143 In Genes. quaest. XX, в Христ. Чт. 1843, III, 347; Cf. in Genes. quaest. XLVI; in Exod. quaest. XXIX. 1145 Святой Василий Великий , беседа о том, что Бог не виновник зла, в “Творениях святых Отцов,” VIII, 153; Григорий Богослов , Песноп. таинствен., сл. 6, в “Творениях святых Отцов,” IV, 335; Lactant. Divin. instit. VII, 21; Euseb. Dem. Evang. III, 5; IV, 1: λ τε κα πντη καθαρ πυεματα; Didym, de Spir. S. lib. 1; Leo epist. ad Turib. cap. 6; Fulgent. lib. de fide cap. 3; Gregor. Magn. Moral. II, 4; XXVIII, 2; Dialog. IV, 29; Mar. Victor, lib. IV adver. Arium.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   Epist. ad Philipp. с. ΧΙI.    Песноп. таинств. о Сыне, в Тв. св. Отц. IV, 220.    Слов. о Богосл. IV, там же, III, стр. 102.    Haeres. LXIX, n. 39.    Haeres. LV, n. 4.    Clem. Rom. Epl ad Corinth. 1, n. 36; Justin. dialog. cum Tryph. n. 33. 34. 36. 118; Clem. Strom. VII, 3; Arnob. adv. Gent. II, 65.    «Бог нас ради истощается и нисходит; под истощанием же разумею истощание, как бы ослабление и умаление славы» (Григор. Богосл. слов. за Матф. 19:I, в Тв. св. Отц. III, 215). «Необъемлемый объемлется чрез разумную душу, посредствующую между Божеством и грубой плотию; Богатящий обнищевает — обнищевает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством. Исполненный истощается — истощается не надолго в славе своей, чтобы мне быть причастником полноты Его» (Слов. за Богоявл., там же, стр. 245).    «Он стал человеком для нас. Он восприял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою; принял зрак раба, чтобы нам получить свободу; снишел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе долу лежащих в греховном падении» (Григ. Богосл. Слов. на Пасху, в Тв. св. Отц. 1, 7).    Epist. n. VII.    Epist. ad Corinth. 1, n. 21; cfr. n. 49.    Epist. ad Trall. n. 2; cfr. Epist. ad Smyrn. n. 1.    Epist. ad Philip, n. 1. 8, в Xp. Чт. 1821, 1, 117. 123.    Apolog. 1, n. 63; cfr. Dialog. cum Tryph. n. 88.    Adv. haeres. V. I, n. 1; cfr. 16, n. 3; 17, n. 1; 21, n. 1.    Adv. Marcion. III, c. 9.    Lib. ad Demetrian. n. 25, in Patrolog. curs. compl. T. IV, p. 564, ed. Migne.    Demonstr. Evang. IV, 12; cfr. 1, 10; X, 1.    Слов. o Богосл. IV, в Тв. св. Отц. ΙΙI, 100.    In Ps. CXXXV, Lit, 15.    In Luc. сар. VII.    (358) Слов. о страдан. Спасителя, в Тв. св. Отц. XV, 243.    Бесед. на Пс. 48, там же V, 360.    De incarn. Verbi Dei n. 25, в Хр. Чт. 1838, II, 145—148. Те же мысли, и особенно две последние, см. у св. Иринея (adv. haer. V, 17, n. 4), Лактанция (Inst. Divin. IV, 26), св. Григория нисского (Orat. Cathech. c. XXXII; contr. Eunom. cr. IV, in T. II, p. 583, ed. Morel.), св, Иоанна Златоустого (de cruc. et latr. homil. 1, 11) и др. Или вот еще соображение: «Поелику чрез древо взошла смерть (Быт. 2:3), то и надлежало, чтобы чрез древо же дарованы были жизнь и воскресение» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры кн. IV, гл. II, стр. 244; cfr. Игеп. adv. haer. V, 16, n. 3; 17, n. 4; 18, n. 3; 19, n. 1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

216 Подробное опровержение материалистических взглядов на душу человека можно находить у Никанора арх. Позит. фил. и сверхчувтв. бытие II т., Улърици – Тело и душа 1869 г. И. Жане – Мозг и мысль, Чичерина – Наука и религии (161–207 стр.), в курсах психологии напр. Чистовича, Снегирева и др. См. также М. А. Остроумова проф. Обзор филос. учений 2 кн. 1880 г. 155–167 стр. В. Д. Кудрявцева. Начальные основания философии. 357–377 стр., Геттингера. Апология. I ч. 1 отд. 7 чт., И. Д. Петропавловского прот. Самостоятельность и бессмертие чел. души (В защ. веры II вып.). По тому же вопросу статьи в дух. журналах: Гр. Малеванского. О духовной природе человека – против материализма и дарвинизма (Пр. Об. 1873 г. 4 кн.). – Взгляд соврем. материалистов на душу и ее свободу (там же, 1863 г. 4 и 5 кн.; сн. 1869 г. 5 кн.). – Душа человека и ее отношение к телу по учению современного естествознания (Пр. Соб. 1879 г. II т.) и др. 217 Дамаск. Сл. 3 об икон. 24 гл. Ср. Точн. изл. в. 2 кн. 3 и 12 гл. Подобные же мнения разделяли Амвросий (De Abrah. 2 кн. 8 гл.), Григорий В. (Moral. 2 кн. 3 гл.). Повторяется это мнение и ныне. «Люди не суть чистые духи»..., говорится в одном новейшем ученом богословском труде, «даже об ангелах св. отцы и учителя церкви учат, что они не суть чистейшие духи.... Ангелы заключены в некие огневидные или воздухообразные тела.... Подобно тому и душа умирающего уносит с собою в горний мир некую тонкую материальную оболочку.» (Олесницкий М. А. проф. Из сист. хр. нравоучения. Киев 1896 г. 6 стр.). В кн. монаха Конев. монаст. Митрофана (Как живут наши умершие, III гл. 519 стр. по изд. 1889 г.) душа называется «тонким эфирным существом, имеющим вид и образ человека». 218 О свободе воли в человеке см. обширное исследование Малеванского Г. В. Опыт о свободе воли (Тр. Киев. Ак. 1896–1899 г.), а также Антония еп. Психолог, данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. Спб. 1888 г. О разных видах свободы и решение возражений со стороны детерминистов против свободы воли в человеке можно находить также в системах Нравств. Богословия, особенно протопр. И. Л. Янышева, (из лекции по Нрав. Бог. Пр. Об. 1880 г. и в отд. изд.) и проф. Олесницкого, равно в курсах психологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

27 Этому доказательству, как известно, Кайте отдавал преимущество пред всеми другими доказательствами Бытия Божьего. 31 Правосл. испов. Каф. и Ап. Церк. Восточ. ч. 1, отв. на вопр. 20; св. Григ. Богосл., в Твор. св. Отц. в русск. пер. 1844. I, 50; Августин, de civ. Dei lib. 11, с. 9; Иоанн Дамаск. Точн. изл. прав. веры, кн. II, гл. 3, 6; Дионис. Ареоп. о небесной иерархии гл. 3. 4. 6. 32 Прав. Исп. ч. 1, отв. на вопр. 20; Амврос. lib. 1. de Spir. S. с. 7; Иоанн Дамаск, кн. 2, гл. 3; Дион. Ареоп. о небесной иерархии, гл. III, § 3, Москва, 1839, стр. 17. См. наше прав.-догмат. богослов., т. II, § 104. 33 «Бог, сотворив тело, говорит св. Макарий Египетский , назначил ему не из собственного естества его получать жизнь, пищу, одежду и обувь, но всё нужное для поддержания жизни определил ему заимствовать извне, так что тело, само по себе, без внешних пособий, т. е. без пищи, питья и одежды, жить не может: так точно и душа, не имея в себе Божественного света, но будучи сотворена по образу Божьему, не из собственного существа заимствует себе пищу и питьё духовное и небесную одежду, т. е. истинную жизнь свою, но от Бога, от Духа Его и от света Его» (Бесед. 1, § 10, 11). «Творец создал человека, говорит св. Иоанн Дамаскин , даровав ему свою Божественную благодать, и через неё поставив его в общение с самим Собой» (Точн. излож. правосл. веры. М. 1844, стр. 132). «И человек, при содействии Божьей благодати, мог пребывать и преуспевать в добре; а равно по своей свободе, при попущении Божьем, мог и отвратиться от добра и быть во зле·(там же, стр. 91). Подробнее об этом см. наше прав.-догмат, богосл. т. II, § 85. 34 Здесь вера приписывается уму, надежда чувству, любовь воле, только применительно к их отличительным свойствам. Но, строго судя, поскольку ум, воля и чувство, по существу своему, совершенно нераздельны в человеке, и суть силы одной и той же души, то мы должны и веровать в Бога, и надеяться на Него, и любить Его всеми этими силами души своей. Потому-то и самая вера, любовь и надежда на опыте нераздельны между собой: где есть одна, там уже непременно есть и другая и третья.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

7        Св. И. Злат. «Душа по самой природе своей имеет любовь к жизни» Б. на св. Иоанна б. 85. 8        Как воду, говорит св. Ефрем Сирин , невозможно удержать и остановить перстами, так не останется неподвижно и жизнь рождённого от жены... каждый день незаметно для тебя, берёт свою часть из жизни твоей; каждый час со своей частицей неудержимо бежит путём своим... Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут её во гроб». На Ekkл. I, 14 M. 1850 г. 5 стр. 433–35. Ср. Вас. Вел. б. на пс. 44 тв. св. От. V, 318. Бл. Иерон. письмо к еп. Илиодору т. II 1864 Киев стр. 144: Св. И. Дам. Т. изл. пр. в. кн. 2 гл. 23. Св. Афан. Ал. слово на языч. М. 1851 ч. 1 стр. 54. Св. И. Злат. на Деян. б.35. СпБ. 1857 ч.2 стр. 122 (на 2 Кор. б. 7 «Существ. свойство души – непрестанно быть в действии»). 9        «Избежать нужд, необходимо связанных с жизнью во плоти, говорит св. И. Злат. – никто не может – и далее перечисляет эти нужды: «есть, пить, спать, расти, алкать, жаждать, рождаться, умирать и все другие, подобные им. Никто их миновать не может, ни грешник, ни праведник, ни царь, ни простолюдин, но все подлежат сей необходимости природы». Св. И. Злат. на посл. к Галат. Гл. I М. 1844 стр. 20, Св. Ефр. Сирин, ч. I стр. 88 по изд. 1881 М. Св. Макс. Исп. О любви Сотн. 3 гл. 4 Добр. т. 3. М. 1889 стр. 218. 11        Пр. И. Кассиан О восьми страстях соб. 5 гл. II М. 1892 стр. 247. Св. и. Листв. Лествица сл. 14. Серг., п. М. 1892 стр. 124. 12        Св. Исид. Пел. М. 1860 ч.3 стр. 170 и 398. Св. Кесарий б. о четыредес. Воскр. Чт. IX. 420 по словам Ефрема Сирина он выказывает свою храбрость в многоядии и многопитии. О невоздержании сл. 22 стр. 30 тв. св. Ефр. Сир. М. 1881 г. ч. I. 16        Священномуч. Зинон, еписк. Веронский. О надежде, вере и любви хр. чт. 1893 II, 362–63. 19        Преп. Нил Син. Слово подв. гл. 70. Твор. ч. 2 М. 1858 стр. 89. «Должно ли больше сего говорить о сей излишней расточительности, когда простирают её на самые бесчестные потребности, и сосуды для извержений не почитая приличным делать из иного вещества, если на такое служение не будет употреблено серебро?»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010