Таким образом совершенно примиряются, по-видимому, противоречащие изречения древних учителей Церкви о ведении Спасителя. Одни из них, при изъяснении слов: Мат. 24:36, говорили, что Христос не знал последнего дня мipa по человечеству, каковы: Ириней (adv. haer. II, 29, a. 6. 8), Афанасий вел. (contr. Arian. orat. III, n. 43. 46. 52. 53), Василий вел. (Epist. CCXXXVI, n. 1), Григорий Богослов (Слов. o Богосл. IV, в Твор. св. Отц. III, 94), Григорий нисский (contr. Apollin. Antirrhet. n. 14. 28; de deit. Fil. et Spir. S. p. 470, T. III, Morel.), Дидим алекс. (Enarrat, in 1 Joan. II, 3. 4), Епифаний (Ancorat. XL), Феодорит (in Ps. XV, 7), Кирилл алекс. (contr. Anthrop. c. 14), и вообще многие, если даже не все, как свидетельствует Леонтий Византийский (de Sectis, art. X). А другие, хотя очень немногие, утверждали, что Христос знал последний день мipa, как и все прочее, не только по Божеству своему, но и по человечеству (Ambros. de fide V, 18, n. 221; Eulog. apud Phot. cod. ССХХХ, p. 882; Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, гл. 22). Справедливы и первые: потому что они понимали в этом случае человечество Спасителя — in abstracto, т. е. само в себе, вне единства Его Божеской ипостаси, как видно из слов св. Григория Богослова: «для всякого явно, что Сын знает, как Бог; приписывает же Себе незнание, как человек, поколику только видимое может быть отделяемо от умопредставляемого. Такую мысль подает и то, что наименование Сына поставлено здесь отрешенно и безотносительно, т. е. без присовокупления: чей Он Сын, чтобы разумели мы сие неведение в смысле, более сообразном с благочестием, и приписывали оное человечеству, а не Божеству» (Тв. св. Отц. III, 94). Справедливы и последние: потому что они разумели Спасителя, как единое Божеское Лицо, в котором Божество и человечество соединены нераздельно, — что ясно показывают особенно слова Евлогия (loco citat.). В сам-то последнем смысле Церковь осудила в VI веке лжеучение агностов, которые, сливая во Хрнсте два естества, и именно, допуская поглощение в Нем человечества Божеством, утверждали, что Христос, понимаемый даже как единое Божеское Лицо, не знал (αγνοω) последнего дня мipa (Nicephor. Hist. eccles. XVIII, c. 45. 49. 50; Suicer. Thesavr. eccl. sub vocë Αγνοηται).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Впечатление, которое Бонавентура произвел на своих современников, отражено в Кратком упоминании (Brevis Notitia) Лионского собора: “На его похоронах было много печали и слез; ибо Господь дал ему такую благодать, что все, кто его видел, были исполнены безграничной любовью к нему”. По словам учителя Бонавентуры Александра Гэльского, в том не было видно, что Адам согрешил. Тем не менее канонизация Бонавентуры как святого и учителя Церкви состоялась только 14 апреля 1482 года по инициативе папы Сикста IV. В 1588 году папа Сикст V включил Бонавентуру в число главных учителей Церкви, а Пий V объявил Бонавентуру шестым учителем Церкви после Фомы Аквината с почетным титулом doctor seraphicus (‘сера­фический учитель’) вместо более раннего doctor devotus (‘посвя­щенный учитель’). II. Сочинения Бонавентуре принадлежат около 30 сочинений следующей тематики: A. Богословские. 1. Commentarii in quattuor libros Sententiarum Petri Lombardi (Комментарии на 4 книги Сентенций Петра Ломбардского, 1250–52. — T. I–IV 1 ; далее Комм. Сент.). Это одно из самых ранних сочинений Бонавентуры. Следуя порядку изложения Петра Ломбардского, в 1-й книге он рассматривает вопрос богопознания и излагает учение о Боге и о Святой Тро­ице; во 2-й — о творении и грехопадении; в 3-й — христологию и со­териологию; в 4-й — сакраментологию. 2. Quaestiones disputa­tae (Об­суждение вопросов, 1257. — T. V. P. 1–198). В данном сочинении обсуждаются три вопроса: 1) De scientia Christi (О знании Христа. P. 1–43; далее О зн. Христа), то есть христологический вопрос о наличии у Господа человеческого знания; 2) De myste­rio Trinitatis (О тайне Святой Троицы. P. 44–115; далее О тайне Св. Тр.); 3) De perfectione euangelica (О Евангельском совершенстве. P. 117–198; далее О Еванг. соверш.), точнее, о четырех Евангельских добродетелях — смирении, нищете, воздержании и послушании. 3. Breuiloquium (Краткое изложение богословия, 1257. — T. V. P. 199–291; далее Кратк. изл.). Очень важное сочинение; включает 7 разделов: о Боге-Троице; о творении мира; о греховной порче; о воплощении Слова; о благодати Святого Духа; о Таинствах; о Страшном суде. 4. De reductione artium ad theologiam (О сведении наук к богословию. — T. V. P. 319–325; далее О свед. наук.). В этом небольшом сочинении Бонавентура рассматривает 6 наук как 6 светов (lumina), освещающих человеческую жизнь: свет Священного Писания, чувственного познания, искусств, логики, физики и этики; все они суть последовательные озарения Божественной благодати.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

856 Август. О граде Бож. XX, 16. Св. И. Дамаскин точно также пишет: «диавол, его демоны, человек его, т. е. антихрист, а также нечестивые и грешники преданы будут огню вечному, – не такому вещественному, какой у нас, но такому, который ведом одному Богу». Точн. изл. прав. в. IV, 27. 859 Тьма кромешная(внешняя) в притче о брачном пире для царского сына ( Мф. 22, 13 ) представлена, как место, находившееся вне царского чертога и вместо света, тепла и других благ, здесб изобилующих, заключающее одну тьму со всеми ее печальными принадлежностями, в которую удален из царского чертога одетый не в брачную одежду. 860 Злат На Римл. Бес. XXXI, 3. Некоторые же из отцов церкви место геенны или ада полагали во внутренних глубинах земли или преисподней, напр., Василий В. На Исаию, V, 14. 862 Ефрем, сир. Сл. 36, на второе пришествие Господа (II ч. 223–227. стр.); Сл. 39, на честный и животвор. крест (IIч. 270 стр. по изд. 1895 г.). Утверждали различие степеней мучений и другие древние учители, напр. Златоуст (на Римл. Бес. V, 3), блаж. Августин (De baptisma, IV, 19). 863 Литература – Троицкого К.О вечности мучений (Прибавл. К ТВ. Опщ. Ц. 1856 г. XV ч.). Голубинского Ф. прот. Премудрость и благость Божия. Пис. VII. – Стукова Ф. Происхождение в церкви христианской мнений, противоречащих учению о вечности мучений, их сущность и влияние на раскрытие этого учения (Пр. Соб. 1892 г. I–III т. и в отд. изд. Каз. 1893 г.). Олесницкого Ив. Время и вечность (Чт. люб. дух. пр. 1887 г. III т.). Вечное воздаяние (Вера и Церк. 1905 г. 3 кн.). 864 «Здесь и смерть наступающая прекращает бедствия, говорит св. И. Златоуста, и друзья утешающие и конец вожделенный, и часто перемена обстоятельств ожидаемая, и продолжительность времени смягчают страдания души, равно как и бедствия ближних... А там нет ничего такого: нет никого утешающего, но все лишены друзей, ни продолжительность времени не смягчает страдания, ибо как это может быть, если пламень действует постоянно? – ни надежда на освобождение, ибо это наказание вечно, – ни ожидание смерти, ибо это мучение бесконечно и наказываемые тела бессмертны». Бес. на Ncaл. XLIX, 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

3 Небесн. иерарх. указ. место. У Отцев Церкви ясно выражается мысль, что, высшие нас чистые духи приемлют благодатное озарение и освящение от Духа Божия. Смотр. Твор. Григория Богослова Слов. 45 Том IV, стр. 157; св. Амвросия de Spir. Sanct. Lib. 1. cap. VII. Том II. pag. 617; Блаж. Августина – de civit. Dej. Lib. XI. cap. IX. Том VII. pag. 279 ed. 1732. Иоанна Дамаскина. Изл. Вер. кн. 2, гл. 3. стр. 54 и 56 и друг. 6 При изображении такой постепенности в сообщении озарений Божественных от высших духов низшим, надобно иметь в виду разделение небесной иерархии на три тройственные степени. К первой и высшей степени относятся три чина Херувимы, Серафимы и Престолы. За ними следуют три чина, принадлежащие ко второй степени Господствия, Силы и Власти. К третьей низшей степени относятся Начала, Архангелы и Ангелы. 10 Вопр. и ответ о Вере. Соч. св. Дим. Том I. стр. 55 изд. 1818. Слич. Прав. Исп. Часть I. отв. на вопр. 19 стр. 16. 11 На сих и подобных указаниях Св. Писания основывается учение об Ангелах блюстителях частей и стихий мира видимого. Кроме Афеногора (Deprecat. pro Christ. legat. cap. XXII. pag. 155) и Оригена (Homil. X. in Hierem. pag. 186), раскрывают это учение, по частям, многие из западных и восточных; напр. св. Иларий (Trakt. In Psalm. CXVIII . pag. 247) и Блажен. Августин (Quaest. LXXIX. Том IV. pag. 600). Также древний восточный Писатель ответов на вопросы о вере, между творениями св. Иустина (Quaest. et respons. ad Orthod. resp. XXX. p. 410. ed. Colon.) и Григорий Богослов (Слов. 28 о Богосл. 2. Твор. Св. Отц. Том. 3. стр. 51). Сюда относится и замечание св. Димитрия об Ангелах первого чина низшей степени вручено им есть вселенное управление (Чет. Мин. под 8 ноября стр. 66. изд. в 8-ю, 1837 г.). 12 Существенная и непреложная истина, что по устроению Отца Небесного, каждый из нас имеет Ангела Хранителя, ни мало не ослабляется тем, что в указанном выражении сущности нашего учения представляется испрашивание Ангела Хранителя от Бога, по-видимому противоречащее общей уверенности о бытии при каждом такого Ангела. Кажущееся противоречие устраняется при той посредствующей мысли, что сих Божиих к нам приставников, готовых всегда быть мирными и содружными руководителями нашими, наша греховная невнимательность может не только отдалять от нас, но и приводит в негодование против непослушных им. При этой мысли, в самом испрашивании мы должны видеть не то значение, будто у испрашивающего доселе не было испрашиваемого Хранителя, а то, что испрашивающий снова ищет общения и примирения с своим Хранителем, и в этом смысле испрашивает себе Ангела мирна, как новой милости от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

И. Дамаскин, «не по естеству, a по благодати (т. е. благости Творца, даровавшего им при самом их создании бессмертие по природе), ибо все, имеющее начало по естеству, имеет и конец» (Изл. в. II, 3). Как и все созданные существа, они всецело в своем бытии зависят от Бога. III. Как существа духовные, ангелы обладают свойственными духу силами: разумом, свободной волей и чувством. Силы духа, с какими создал Творец духов бесплотных, откровение представляет столько совершенными, сколько не были совершенными силы и в первозданном человеке. Псалмопевец свидетельствует, что человек создан малым чим умаленным от ангел ( Пс.8:5 ). В частности, ум ангелов в Писании изображается столько совершенным, что их ведение представляется образцом необычайного ведения, какое сообщается избранным из людей ( 2Цар 14, 20 ). Они выну видят Отца небеснаго ( Мф.18:10 ) и ведение их посему должно представлять во всех отношениях совершеннейшим человеческого. О могуществе и силе воли ангелов ап. Петр учит, что ангелы крепостию и силою болши суще, т. е. превосходят все земные начальства и власти ( 2Пет 2, 11 ; сн. Пс.102:20 ). О силе ангелов свидетельствуют и действия, какие совершаемы были ими в разные времена, как, напр., избиение ангелом в одну ночь всех первенцев египетских ( Исх.12. 23; 4, 24 ), избиение также в одну ночь 185 тыс. ассирийского войска ( 4Цар 19, 35 ), поражение иерусалимлян при Давиде ( 2Цар 24, 15–17 ). О глубине и силе их чувства свидетельствовал Сам Спаситель, когда говорил: радость бывает пред ангелы (у ангелов) о едином грешнице кающемся ( Лк.15:10 ). Но хотя и высоки духовные совершенства ангелов, однако их силы ограниченны, как ограниченна их природа вообще. Об ограниченности их ума Писание свидетельствует, когда указывает, что существо Божие ведомо только Духу Божию ( 1Кор.2:11 ), следовательно, не ведомо и для ангелов, что они не знают вполне великой тайны нашего искупления ( Еф.3:10 ) и доселе стараются проникнуть в нее ( 1Пет 1, 12 ), не знают дня и часа второго пришествия Христова ( Мк 13, 32 ), даже не распространяется знание их на тайны сердца человеческого ( 3Цар 8, 39 ; Иер.17:9 ; 2Пар 6, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   Ср. выше, стр. 154—155.    Паломон. § 43.    Апост. Пост. V, 19.    Паломн. § 44.    Апост. Пост. V, 19.    См. выше, стр. 139.    Собор Сарагосской (Caesarang.) 280 г. пр. 3. Ammianus Marcel, XXI, 2. Ruinart, Acta mart., passio Philippi Heracleensis c. 2, p. 440. Kellner Heortologie, 115.     Август. Слово 202 гл. 2.    Cod. Theodos. II, 8, 20, 25. v, 2. Cod. Justin. III, 12, 6.    Апост. Пост. V, 3. VIII, 33.     Seldenius, De Synedriis III, 14. Kellner, Heortol. 112.    Так и у Ипполита Римского. Слово на Богоявление.     Август. Слова 199—204. Тоже Фульгенций, еп. Пуспенский в С. Африке (VI в.). На Западе с праздником издавна соединялось и воспоминание о чуде в Кане, как показывает нынешнее богослужение в римской церкви 6 января, а по местам и воспоминание о чудесном насыщении 5000 и доже о воскрешении Лазаря (Kellner, Heortologie, 113).     Епиф. Кипр. Прот ер. 51. 16—27ю Изл веры21 и см. ниже.    Паломн. § 25.    Паломн. § 26. 39.    Паломн. § 26.     Епиф. Кипр. Прот. ер. 51. 16. 24.     Кассиан. Собеседов. X, 2.     Василий В. Сл. 25, на св. Рождество. Migne, Patrol. s. gr. 31 col. 1473.     Григорий Б. Слово на светы. 38. Migne, Patrol. s. gr. t. 46, col. 579.     Comberfis F. Historia heresis monophelitarum. Par. 1648, p. 306.    Последнее и самое полное издание в Monumenta German. Historiae, Auctores antiquissimi t. IX, vol. 1 fasc. 1. Berol. 1891. Важнейшие отделы сборника: Natales (дни рождения) Caesarum, Fasti consulares (присутственные дни) на 354 г., пасхалия 312—358 г., продолженная позднейшею рукою до 410 г., список римских префектоа до 354 г., Depositio episcoporum – дни смерти римских епископов 255— 352 г., Depositio martyrum — дни погребения римских мучеников, календарь языческих праздников, написанный и художественно отделанный Фурием Дионисием Филокалом (по катакомбным надписям — каллиграфом папы Дамаса). Сборник снабженный и многими иллюстрациями (портретами цезарей видами городов) составлял д.б. справочник для сановника; сохранился в рукописи VII-VIII вв. Kellner, Heortologie, 92.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Любитъ млтыню и сдъ гдь, млти гдни исполнь земл. 5. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля. 6. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: з. собирай к мхъ воды полагай въ сокровищихъ бездны. 7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. 6–7. Господь всемогущ. С особенною ясностью это свойство Божие открывается в творении неба с его светилами и духовными обитателями и в ограждении твердыни пределами вод морских, окружающих землю. Что величественнее и поразительнее зрелища необъятного пространства небес с невидимо обитающим на них бесчисленным воинством (слав.-греч. сила, т. е. рать, ополчение, ср. Числ.1:3; 10:15 и проч.) ангелов (ср. Пс.102:20–21; 148:2 ; Неем.9:6 ) и видимо украшающим их несчетным множеством различных светил, которые, своим сиянием в определенные им времена и стройным течением по назначенным им от века путям (ср. Быт.1:14–18 ; Пс.18:2–7; 8:2–1 ), также представляют собою как бы воинство Царя небесного (ср. Втор.4:19 ; Ис.40:26 ; Вар.3:34–35 ; Сир.43:1–11 ). И все это сотворено из ничего, одним словом Господа, т. е. «одним мановением» Его творческой «воли» (св. Василий В. на шестопс. бес. I, стр. 4 и бес. II, стр. 85; св. Амвросий in Нехает. lib. I, с. 9; св. Иоанн Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. I, гл. 11), и духом уст Его, т. е. подобным дыханию, или дуновению (ср. русск.-евр., Пс.134:17 ; Исх.15:8:10 ), мгновенным действием всемогущей и «животворящей силы» Его (св. Василий В. прот. Евн. кн. V, в р. п. т. III стр. 193–4 и 181; ср. св. 1. Злат. на Быт. бес. ХΙΙΙ, гл. 3). Что на земле грознее и непреодолимее силы напора волн морских, когда он во время бури, вздымаясь страшными громадами, неистово рвутся на берега, как бы думая потопить собою всю землю? Но Господь Своею всемогущею силою собрал эти громады вод в прочные вместилища, страшные пучины (бездны) моря «содержит заключенный, как бы в каких сокровищницах» (Феодорит), в твёрдых хранилищах, оградив их берегами и указав им предел, далее которого не должны простираться бушующие волны (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Необычайная и единственная история непосредственного воспитания человека Богом изображается в бытописании Моисея в таких чертах. Бог для обитания человека действием особого намерения Своего произрастил (конечно, не после сотворения человека, а вместе с остальными произведениями земли) на земле рай сладости т. е. прекрасный сад (в перев. LXX – παρδεισος της τρφης), и ввел в него человека ( Быт.2:8, 15 ). Рай изобиловал всякого рода плодоносными деревьями, красными в вид е ние и добрыми в снедь (9 ст.). Это был, по словам св. Иоанна Дамаскина , «как бы некоторый царский дворец, живя в котором человек имел бы блаженную и вполне счастливую жизнь… Будучи благорастворенным и освещаемый кругом тончайшим и чистейшим воздухом; красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовонием, наполненный светом, превышая мысль о всякой чувственной прелести и красоте, он – истинно божественное место, и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек – создание божественных рук» (Изл. в. II, 11). Для упражнения и развития сил телесных Бог заповедал Адаму делати и хранити рай ( Быт.2:15 ). Это должно было, конечно, способствовать умножению познаний о природе, а исключительные красоты рая и доставляемые им блага – возносить мысль и чувство первозданного человека к Творцу мира. В раю между другими деревьями, предоставленными в пользование человеку, Бог дал ему одно древо особого рода – древо жизни (т. е. древо, дающее жизнь) посреде рая ( Быт.2:9, 16 ). Оно назначено было для всегдашнего сохранения жизни человеческой (3, 22), так что «питаясь плодами его, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен» (Пр. катих. О 1 чел.), не знал бы, конечно, и старческих немощей. Смерти Бог не сотвори ( Прит 1, 13 ), но созда человека в неистление ( Прем 2, 23 ). Такая особенность этого дерева, по высказанному еще в древности мнению (блаж. Августином, св. И. Дамаскином и др.), не была его естественным свойством, но представляла один из видов особого сверхъестественного действия божественной благодати, связанный с вкушением плодов этого древа, как с своим символическим знаком 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Подобная же ограниченность свойственна ангелам и со стороны их воли и чувства. Так, могущество ангелов не простирается до того, чтобы они своей силой могли творить чудеса; только один Бог может творить чудеса Пс 71, 18). Прав. Иов исповедует что Бог и в ангелах усматривает нечто стропотно (Иов 4, 18), a следовательно, как совершенства воли ангелов, так и движения их чувства не простираются до святости совершенной. § 44. Число ангелов. Небесная иерархия. Семь высших ангелов. I. Ahreлы существуют в неисчислимо великом множестве. Поэтому Писание не определяет и приблизительно их числа, но только дает разуметь, что оно весьма велико. Так, патр. Иаков видел целые ополчения ангелов Божиих (Быт 32, 1–2); тьмы ангелов были посредниками при законодательстве на Синае (Втор 33, 2; сн. Деян 7, 53; Гал 3, 19). Пророк Даниил видел, что когда Ветхий деньми седе на престоле Своем, то тысящи тысящ (т. е. миллионы) ангелов служаху Ему и тьмы тем (миллиарды) предстояху Ему (Дан 7, 9–10). Новозаветный тайнозритель также видел окрест престола Божия и слышал глас ангелов многих, и бе число их тысяща тысящами (Апок 5, 11). Множество вой небесных восхваляли рождение Спасителя мира (Лк 2, 13) и они же тьмами будут сопровождать Его при втором Его пришествии (Иуд 1, 14; Мф 16, 27; 24, 25, 31). И. Христос, когда ап. Петр обнажил меч на Его защиту, сказал, что по молитве Его могли бы предстать на помощь Ему более, нежели двенадцать легионов ангелов, если бы то было Ему угодно (Мф 26, 53). На основании таких указаний Писания древние отцы и учители церкви утверждали, что «бесчисленно блаженное воинство премирных умов» (О неб. иер. 14). «Существуют, — говорит св. И. Златоуст, — мириады мириад ангелов, существуют и тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала, власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их» (Пр. аном. II, 4. Сн. блаж. Феодор. Сокр. изл. бож. догм. 7 гл.). Для нагляднейшего представления неисчислимого множества ангелов некоторые из них пользовались известным образом притчи Спасителя ο потерянной овце (одной из ста), отыскивая которую владелец оставил в пустыне девяносто девять овец (Лк 15, 4–5; Мф 18, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Необычайная и единственная история воспитания человека Богом изображается в бытописании Моисея в таких чертах. Бог для обитания человека действием особого намерения Своего произрастил (конечно, не после сотворения человека, а вместе с остальными произведениями земли) на земле рай сладости т. е. прекрасный сад (в перев. LXX — παρδεισος της τρφης), и ввел в него человека (Быт 2, 8, 15). Рай изобиловал всякого рода плодоносными деревьями, красными в вид е ние и добрыми в снедь (9 ст.). Это был, по словам св. Иоанна Дамаскина, «как бы некоторый царский дворец, живя в котором человек имел бы блаженную и вполне счастливую жизнь… Будучи благорастворенным и освещаемый кругом тончайшим и чистейшим воздухом; красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовонием, наполненный светом, превышая мысль ο всякой чувственной прелести и красоте, он — истинно божественное место, и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек — создание божественных рук» (Изл. в. II, 11). Для упражнения и развития сил телесных Бог заповедал Адаму делати и хранити рай (Быт 2, 15). Это должно было, конечно, способствовать умножению познаний ο природе, а исключительные красоты рая и доставляемые им блага — возносить мысль и чувство первозданного человека к Творцу мира. В раю между другими деревьями, предоставленными в пользование человеку, Бог дал ему одно древо особого рода — древо жизни (т. е. древо, дающее жизнь) посреде рая (Быт 2, 9, 16). Оно назначено было для всегдашнего сохранения жизни человеческой (3, 22), так что «питаясь плодами его, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен» (Пр. катих. О 1 чел.), не знал бы, конечно, и старческих немощей. Смерти Бог не сотвори (Прит 1, 13), но созда человека в неистление (Прем 2, 23). Такая особенность этого дерева, по высказанному еще в древности мнению (блаж. Августином, св. И. Дамаскином и др.), не была его естественным свойством, но представляла один из видов особого сверхъестественного божественной благодати, связанный с вкушением плодов этого древа, как с своим символическим знаком [ 38 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010