Каковы: Виклеф, Цвинглий и Калвин со своими последователями, также все социниане и рационалисты.    Calvin. Inst. IV, 17, n. 10; Confess. Helvet. 1, art. XXI; Confess. Gallic. art. XXXVI; Confess. Belgic. art. XXXV.    Или, как лютеране выражаются: corpus Christi est in pane, cum pane, sub pane.    Как хотят этого протестанты.    Вообще и из других случаев о Спасителе известно, что, когда иудеи правильно понимали слова Его в буквальном смысле, то Он, несмотря на ропот и возражения слушателей, выражал свою мысль еще с большею силою и ясностию. Иоанн. 8, 56—58; 10, 24—39; Матф. 9:2—6 и др.    Клим. Алекс. Paedag. VI, 12; Strom. VI, 52; Тертулл. de resurr. carn. 37; Кипр. de Orat. Dominic. p. 421, ed. Baluz.; Евсев. in Jes. 11 Ps. LXXX, 12.    Григ. нисск. Contr. Eunom, Orat. XI, T. II, p. 704, ed. Morel.; Васил. велик. на Пс. 44, n. 2; Златоуст. о священстве III, 5; Епиф. haeres. LX; Макар. in Luc. XXIV, 7 (in caten. Mai IX, p. 707).    Амвр. de fide IV, 6; de sacram. IV, 5; V, 1; Кир. Алекс, in Abac. n, 48; Август. in Eph. I, 7; Феодорит. Η. E. IV, 11; Леонт. advers. Nestorian. VII, 3 (in Mai IX); Дамаск. Точн. Изл. прав. веры IV, 14.    Собор. Ефесс. Epist. ad Nestor., in Harduin. Art. Concil. T. 1, col. 1290; Константиноп. II, Actio IV, col. 370.    Epist. ad Smyrn. n. 7.    Apolog. 1, n. 61, в Хр. Чт. 1825, XVII, 99.    Adv. haeres. IV, 18, n. 4; cfr. п. 5.    Ibid. V, 2, n. 2; cfr. IV, 17, n. 5; 33, n. 2.     τπος σματος, οδ τπος αματος, ς τνες ρραψδησαν πεπηρωμνοι, αλλα κατ’ αλθειαν αμα και σμα Χριστο. Apolog. adv. Theostenem. ethnic. lib. III fragm. (in Galland. III, 541).    Поуч. тайновод. ΙV, n. 1, 2. 3—6, стр. 434—456.    На Матф. бесед. LXXXII, п. 4. 5, в т. III, стр. 421.    De myst. IX, n. 53; cfr. VIII, n. 47. 48; in Ps. XLIII, n. 36.    In Mai Specileg. roman. T. IV, p. 33… αλλα τν αρτον κα τ ονον πιστευτω προσφερμενον μεταβαλλεσθας ες σμα κα αιμα Χριστο.    Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 13, стр. 250. 251. 252. 255.    Иппол. in Galland. T, II, р. 488; Клим. Алекс. Paedag. 1, 6; 11, 2; Тертулл. adv. Marcion. V, 8; de idol. c. 7; Кипр. Epist. LIX ad Cornei.; LXIII ad Caecil; Дионис. Алекс. посл. канонич. прав. 2 (в Книге правил стр. 254); Илар. de Trinit, VIII, 16; Григ. нисск. Cathech. c. 37.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

221 Древние евреи строго различали слово – scheol от слова qeber (кебер) – и когда речь была о месте или пещере, где погребались тела умерших, употребляли слово – qeber (иногда bor.), а когда говорили о месте, куда отходят души по смерти употребляли слово – scheol. LXX переводчиков, все из евреев, также строго наблюдали это различие, и еврейское шеол всегда переводили греч. – δης которым у греков обозначалось именно царство теней, иначе говоря, обиталище неосизаемых, бесплотных душ умерших, а еврейское qeber, гроб греческим μνμα или τφος (а евр. bor – ров, могила, – словом λκκος, напр. Пс.29:4 ), в Вульгате – inferus или infernus. 222 В изображении загробной жизни души нет следов ни персидского дуализма, ни египетского учения о душепереселениях, – ясный признак независимости от языческих влиянии библейского учения о бессмертии души. 223 Обзор доказательств сих см. у В. Д. Кудрявцева. Бессмертие души (III т. 3 вып. соч.), а также в Начал. основ. философии 377–400 стр. Рождественского. Апологетика 1 ч. 411–435 стр. 224 См. напр. Епифан. Ер. 64, 37 гл. (III ч. 123–126 стр. по изд. 1872 г.). Ср. Иуст. Апол. I, 10, 12. – Ирин. Прот. ерес. 11, 3. – Афинаг. О воскр. мертв. 12. Август. De Trinit. XIV, 3–4. 225 См. напр. у Иринея, Прот. ерес. II кн. 34. 2; V, 7, 1, – у Иустина, О воскрес. 2 – у Климента ал. Стром. VI. 6, – у Оригена , Прот. Цельса, III, 22. Позднейшие отцы полнее раскрывали эту основною мысль онтологического доказательства бессмертия души, напр. Григорий Нисский в сл. «О душе и воскресение», «О том, что есть образ Божий», Григорий В. в сл. 2 Златоуст – на Быт. 21 бес. 6, блаж. Феодорит – Сокр. изл. бож. догм. 9 гл. и другие. 226 Дамск. Точн. изл. веры II кн. 3, 12 и 28 гл. Такой же мнение выражали: Иустин – Разг. с Триф. 6 гл., Епифаний Ер. 44 и 64, гл. 27, – Кирилл Иерусалимский – Оглас. сл. IV, 18. Исидор Пелус. Пис. 95, к дик. испов. (III т. в рус. пер.) и др. Высказывая такое понимание бессмертия души, древние учителя решительно отвергали мнение, которым не допускалось задатков или основы бессмертия в самой природе души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

404 Evseb. H. E. 4, 16, p. 364. «Иустин подал вторую книгу в защиту наших догматов вышеуказанным правителям (т. е. Марку Аврелию и Люцию Веру)». Hieron. De vir. illustr. с. 23, p. 178. Phot. bibl., cod. 125, p. 94. 410 Фотий (bibl. cod. 234) сохранил это свидетельство св. Мефодия, которое читается так; ουστνος Νεαπολτης... κληρονομεσϑαι μν τ ποϑνσκον, κληρονομεν δε τ ζν λγει, κ. τ. λ. 416 Мир духов бесплотных, или мир Ангельский, получил бытие прежде других созданий Божиих, и ранее сотворения человека. Так учили: св. Григорий. Богослов (см. Слово на Рождество Христово. Твор. св. Григория. Том. 3. Сл. 38 стр. 240 и 241 по русск. перев.), Василий Великий (Бесед. 1. на шестодн. Твор св. Василия, часть I, стр. 7 и 8 по русск. перев.), Иоанн Златоуст (in Genes. Serm. II. Том. IV, pag. 653 ed. Montfauc.), Иоанн Дамаскин (Учение об Ангелах. Точн. Изл. Веры, кн. 2, гл. 3, стр. 57) и святит. Димитрий Ростов. (Летопись, ч. I, стр. 10). 418 Небесн. иерарх., указ. место. У отцов Церкви ясно выражается та мысль, что, высшие нас чистые духи приемлют благодатное озарение и освящение от Духа Божия. См. Твор. Григория Богослова. Слов. 45 Том IV, стр. 157; св. Амвросия de Spir. Sanct. Lib. 1, cap. VII. Том II, pag. 617; Блаж. Августина – de civit. Dej. Lib. XI, cap. IX. Том VII, pag. 279, ed. 1732. Иоанна Дамаскина . Изл. Веры, кн. 2, гл. 3, стр. 54 и 56 и др. 421 При изображении такой постепенности в сообщении озарений Божественных от высших духов низшим, надобно иметь в виду разделение небесной иерархии на три тройственные степени. К первой и высшей степени относятся три чина: Херувимы, Серафимы и Престолы. За ними следуют три чина, принадлежащие ко второй степени: Господства, Силы и Власти. К третьей низшей степени относятся: Начала, Архангелы и Ангелы. 425 Вопр. и ответ о Вере. Соч. св. Дим. Том I, стр. 55, изд. 1818. Слич. Прав. Исп. Часть I, отв. на вопр. 19, стр. 16. 426 На сих и подобных указаниях Св. Писания основывается учение об Ангелах блюстителях частей и стихий мира видимого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Кирилл. Иерус. Огл. поуч. III, n. 8, стр. 51.    «При крещении (Господа Иисуса) голубь явился для того, дабы и присутствующим и Иоанну указать как бы перстом — Сына Божия, и вместе для того, дабы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святый» (Златоуст. за Матф. бесед. XII, п. 2, т. 1, стр. 223). «Дух Святый сошел на Господа телесным образом в виде голубя, чтобы показать начаток нашего крещения» (Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 239).    См. далее примеч. 881 и самый текст, к которому оно относится.    De baptismo c. X. XI. XIII, in Patrolog. curs. compl. T. I, p. 1211. 1212… 1215… Addita est ampliatio sacramento, obsignatio baptismi… Lex tingendi imposita est et forma praescripta.    Бесед., побуд. в крещению, в Тв. св. Отц. VIII, стр. 225—226.    Слов. 39 на св. светы явл. Господн., там же — III, 267.     ρομεν, οτι οδν, κατερα γαρ ομοως τς κ του πνεματος χαριτος αμοιρα ν… In Joann. homil. XXIX, n. 1, in Opp. T. VIII, p. 164. 165, ed. Venet.    На Матф. бесед. XII, n. 3, т. 1, стр. 225.    In Joann. lib. II, c. 57.    «Он (Иоанн) крестил во Иордане; выходил к нему весь Иерусалим, приемля начатки крещения» (Огл. поуч. III, п. 4, стр. 48; снес. XVII, п. 8, стр. 378).    In Matth. III, II (fragm. in Galland. V, 176).    Contr. Donat. V, 10, n. 12; Epist. LXIV ad Eleusium n. 10.    Dialog. contr. Lucifer, c. 3.    «Крещение Иоанново предуготовительное, которое приводило крещаемых к покаянию, чтобы они уверовали во Христа. Ибо Иоанн говорил: аз крещаю вы водою, грядый же по мне, той крестит вы Духом Святым и огнем (Матф. 3:11). Итак Иоанн предочищал водою к принятию Духа» (Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр, 238). Cfr. Greg. М. in Evang. lib. 1, homil. XX, n. 2; Theophilact. in Matth. III; in Marc. I; in Luc, III.    Apolog. 1, n. 79, в Хр. Чт. 1825, XVUI, 91—92.    Огл. поуч. III, п. 2, отр. 44—45.    Слов. на св. Крещение, в Тв. св. Отц. III, 277.    О Св. Духе гл. 15; там же VII, 283—284.    In Joann. Tract. XV, n. 4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

13), Иустин муч. (Аполог. I, § 5, Апол. II. § 5), Афинагор (Прош. о христ. XXIV гл.), Ириней (Прот. ерес. IV кн. XVI, 2; XXXVI, 4), Тертуллиан (Апол. 22 гл.), Климент Ал. (Строи. III, 7; V, 1; Пед. III, 2 и др.), Киприан Карф. (О суете идолов, 3), Лактанций (Бож. устан. II, 16), Евсевий (Praepar. evang. V, 4). В протестантском богословии это мнение защищали Куртц, Ган и др. 284 Различие древних учителей в понимании Быт.6:2–4 объясняется различием переводов этого места. Понимавшие под «сынами Божиими» ангелов пользовались списками перевода LXX, весьма авторитетного в то время, в которых евр. benei haelohim, т. е. сыны Божии было заменено (как в Алекс. списке) выражением γγελοι το θεο. Такое чтение места, по свидетельству самих отцов церкви (напр. Августина, О граде Бож. XV, 23, Кирилла Ал. Прот. антр. 17 гл. IV т. 48–51 стр. в рус. пер.), было распространенным в то время, вошло в латинский перевод (в Вульгате, по свидетельству Амвросия, читалось angeli Dei вместо filii Dei). Но хотя такое чтение и было господствовавшим до экзапла Оригена , однако не было всеобщим, как видно из древних переводов (напр. у Акилы сказано: «сыны богов», у Симмаха – «сыны владычествующих» – см. в указан. месте у Кирилла Ал.). Было и верное чтение, т. е. «ο υο το θεο», согласное с Лукиановым и некоторыми другими греческими списками, каковым пользовался, напр. И. Златоуст (На Быт. Бес. XXII, 2). 285 Мнение о падении диавола по зависти к первым людям высказывали немногие, напр. Иустин (Разг. с Триф. 124), Ириней (Пр. ерес. III. 33, 8: IV, 40, 3), Тертуллиан (О терп. 5). Вместе с сим они допускали и смешение ангелов с дочерями человеческими. 288 Амврос. М. Epist. LXXXIV. Такое же мнение высказывали и другие авторитетнейшие отцы церкви, напр. Василий В. – Толк. на Ис.2:13; 10:14 ; И. Златоуст – На Быт.22:2 ; блаж. Феодорит – Кр. изл. бож. догм. 8 гл.; Кирилл Алекс. – Прот. антропом. 17 гл. Иероним – На Иезек. 16 гл.; Августин – О Кн. Быт. букв. XI, 13; О гр. Бож. XIV, 13; Дамаскин – Точн, изл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   Perrone, loc. cit. n. 190.    Кир. иерус. поуч. тайнов. IV, n. 3; Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 13; Максим. исповед. Mystag. c. XXI.    Златоуст. на Матф. бесед. IV, п. 9; Дамаск. Точн. изл. прав. веры, кн. IV, 13.    Иустин. Apolog. 1, 65; Златоуст. in Johann. homil. XLVI, n. 3; Кирил. алекс. in Genes. Glaphir. lib. 11.    Киприан. Epist. LIV ad Cornel.; Златоуст. in Johan. homil. XLVI, n. 3; Амврос. in Luc. lib. VIII, n. 51.    Амврос. in Ps. XLIII Enarr. n. 36; Kup. алекс. in Johan. IV, 36.    Собор. Трулл. прав. 28; Амврос. de Sacram. IV, 6. n. 28; V, 3, n. 17.    Киприан. Epist. LXIII ad Caecil.; Кирил. Иерус. поуч. тайнов. IV, n. 6; Собор. Трулл. прав. 23. 101: «ядущий и пиющий Христа непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая приобщением Божественной благодати».    Киприан. Epist. LIV; Златоуст. in 1 Corinth. homil. XXIV.    Игнат. Богонос. посл. к Ефес. п. 20, в Хр. Чт. 1821, 1, 42.    Ирин. adv. haer. IV, 18, n. 4. 5; снес. Иустин. Apolog. 1, 66; Клим. Алекс. Paedag. 11, 2; Григор. нисск. Catech. с. 37.    Амвр. in Luc. lib. X, n. 49.    Luther. Captiv. Babyl. t. II, fol. 283; Calvin. Inst. IV, 18, n. 1 squ.; Zwingl. de canon, missae epichr. vol. III, p. 100, ed. Schul. et Schutt.    Ириней adv. haer. IV, 17, n. 5; Иустин. Dialog. cum Tryph. d. XLI; Ипполит. de charism. c. XXVI; Евсев. Demonstr. Evang. 1, 10; Златоуст. adv. Jud. orat. V, n. 12; Феодорит. in Mulach. 1, 11.    См. литургии св. Василия великого и св. Иоанна Златоустого, также — Renaudot. Liturg. Orient. T. I, II; Asseman. Cod. Liturg. eccles. univ. T. V.    См. выше примеч. 1194 и снес. прав. 18 этого Собора.    См. выше примеч 1195.    Прав. 28. Снес. прав. 3 и 32.    См. выше примеч. 1196.    Epist. ad Philadelph. c. IV; cfr. ad Magnes, c. VIII; ad Epbes. c. V.    Dialog. cum Tryph. n. CXVII; cfr. n. XLI.    Adv. haer. IV, 17, n. 5; cfr. 18, n. 4.    De charism. c. XXVI, in Galland. T. II, p. 512.    Epist. LXIII ad Caecil.    In Chr. resurr. orat. 1, Opp. T. III, p. 389, ed. Morel.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

1268 Perrone, Ibid. n. 215. 1269 Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. IV, n. 192. 1270 Ibid. n. 189. 191. 1271 Иустин. Apolog. 1, n. 85 (см. выше примеч. 1258). Cfr. Baronii Annal. eccles. T. V, ad an. CCCCIV. 1272 Бароний пишет: habes id quoque probatum auctoritate S. Gregorii, Rom. pontificis, quum ait (Dialog. III, c. 36), in navi portasse navigantes Christi corpus et sanguinem (Annal. eccl. loc. cit.). Кардинал Бона то же самое подтверждает касательно пустынников (Rer. liturg. II, c. 18, n. 11), где, в частности, указывает на пример препод. Марии египетской, удостаившейся приобщиться в пустыне и тела и крови Господней из рук препод. Зосимы (см. Чет. Мин.). 1273 Perrone, loc. cit. n. 190. 1274 Кир. иерус. поуч. тайнов. IV, n. 3; Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 13; Максим. исповед. Mystag. c. XXI. 1275 Златоуст. на Матф. бесед. IV, п. 9; Дамаск. Точн. изл. прав. веры, кн. IV, 13. 1276 Иустин. Apolog. 1, 65; Златоуст. in Johann. homil. XLVI, n. 3; Кирил. алекс. in Genes. Glaphir. lib. 11. 1277 Киприан. Epist. LIV ad Cornel.; Златоуст. in Johan. homil. XLVI, n. 3; Амврос. in Luc. lib. VIII, n. 51. 1278 Амврос. in Ps. XLIII Enarr. n. 36; Kup. алекс. in Johan. IV, 36. 1279 Собор. Трулл. прав. 28; Амврос. de Sacram. IV, 6. n. 28; V, 3, n. 17. 1280 Киприан. Epist. LXIII ad Caecil.; Кирил. Иерус. поуч. тайнов. IV, n. 6; Собор. Трулл. прав. 23. 101: «ядущий и пиющий Христа непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая приобщением Божественной благодати». 1281 Киприан. Epist. LIV; Златоуст. in 1 Corinth. homil. XXIV. 1282 Игнат. Богонос. посл. к Ефес. п. 20, в Хр. Чт. 1821, 1, 42. 1283 Ирин. adv. haer. IV, 18, n. 4. 5; снес. Иустин. Apolog. 1, 66; Клим. Алекс. Paedag. 11, 2; Григор. нисск. Catech. с. 37. 1284 Амвр. in Luc. lib. X, n. 49. 1285 Luther. Captiv. Babyl. t. II, fol. 283; Calvin. Inst. IV, 18, n. 1 squ.; Zwingl. de canon, missae epichr. vol. III, p. 100, ed. Schul. et Schutt. 1286 Ириней adv. haer. IV, 17, n. 5; Иустин. Dialog. cum Tryph. d. XLI; Ипполит. de charism. c. XXVI; Евсев. Demonstr. Evang. 1, 10; Златоуст. adv. Jud. orat. V, n. 12; Феодорит. in Mulach. 1, 11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

70 Св. Феоф. Ант., К Автол., кн. II, 18; – См. Св. П. Преобр , Сочин., др. хр. апологетов, стр. 205. 73 Тв. Св. Епиф. Кипр., Haeres. LXX, n. 2. 3 sq.; Ancor. n. 55; см. Пр. Догм. Богосл. Пр. Макария, т. II, 139 стр. 74 Clem. Alex., Strom., II, 19; – Orig., cont. Cels., VI, 63; – VIII, 49; – De princ., IV, 37; –Ambros., In Нехаёт., VI, с. 8; – August., De Trinit., XII, 7; – см. Пр. Догм. Бог. Высокопр. Мак., т. II, стр. 140. 76 Тв. Св. Гр. Нис., т. 1, стр 144–5, об устр. человека, гл. 16; – Тоже см. стр. 140, II т. Догм. Б. Макария. Clem. Alex., Strom., VI, 14; August., In Ioan. tract. III. 77 Тв. Св. Григ. Нисс., т. I, стр. 140–141, Об устр. чел., гл. 16. – Тоже см. Тв. Бл. Иерон., Письмо 146; – Тв. Св. И. Дамаскина, Точн. изл. прав. веры, III, 14; – а также Tertull. Adv. Marc., II, с. 5–6 – см. Пр. Догм. Богос. Пр. Мак., т. II, 141 стр. 78 Тв. Св. Григ. Бог., т. IV, 243 стр., Слово VII, о душе; – тоже см. Tertull., de Baptism., V; – August., De trinit., XIV, n. 4 и 6, – См. Пр. Д. Бог. Пр. Мак., II, 141. 79 Тв. Бл. Феод., т. I, Толк. на кн. Быт., вопр. 20; – а также см. Ambros., Lib. de dignit. cond. hum. c. II; Aug. De trinit., L. IX, с. 4. 11; – L. XII, См. Пр. Догм. Бог. Пр. Мак., II, 141. 84 Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 122, Бес. VIII; – тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир. т. VIII, толк. на кн. Быт., с. 268, гл. I. 86 Тв. Св. Гр. Нисс., т. I, 160 стр., об устр. чел., гл. 20; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. IV, Москва, 1880 г., 242 с., о раск. Авдиан, кн. III, отд. 1, гл. 2. 87 Тв. Св. Григ. Нисского, т. I, стр.: 140–141, 144–145, об устроении человека, гл. 16; – Тоже см. Ibidem, стр. 89, об устр. чел., гл. 5. 88 Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. к Ант. нар., ч. II, Спб. 1849 г , стр. 402; – тоже см. Татиан , Речь пр. Еллинов, гл. XV. – См. свящ. П. Преоб., Соч. др. хр. апологетов, стр. 30–31; – Свят. Ирин. Лион., Пр. ерес., IV, 39, 3, – см. Пам. др. хр. письмен., 363–4 стр. 93 Ап. Варнавы Послание, гл. XV, – См. Св. П. Преоб. Писания мужей апостольских, Москва, 1862 г., стр. 67–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

1352 Tertull. adv. Prax. 5; Clement. Alex. Strom. V, 14; VI, 14; Ambros. in Hexaëm. VI, 8; Augustin. de Trinit XII, 7, 8, 12. 1355 Clem. Alex. Strom. II, 22; Origen. adv. Cels. VI, 63; Ambros. de bona mort. c, V; Cyrill. contra Athropom. c. II, III; Petr. Chrysol. Serm. CXX. 1377 Homil. in Genes. XIV, n. 5; Serm. in Genes. VI, n. 1, in Opp. T. IV, p. 113, 672, ed. Montfauc. 1378 Iren. contr. haeres. IV, 39, n. 1; Theophil. ad Autol. 11, 15; Clem. Alex. Coh. 11; Strom. IV, 25; Dionys. Alex. Apud. Nicet, Cat. in Job (in Routh. Relig. Sacr. 11, p. 396); August. de Genes. ad litt.VI, 20; n. 31. 1385 “Знаю, пишет блажен. Августин, что о рае многие говорили многое; но главных мнений об этом три: первое тех, которые хотят понимать рай только чувственно; другое тех, которые понимают его только духовно; третье тех, которые понимают рай в обоих смыслах, и чувственно и духовно” (De Genes. ad litt. cap. 1). 1386 Theophil. ad Autol. II, 20. 24; Hippolyt. in Нехаёт. fragm., apud Damasc. in Sacr. Parall. T. II, p. 787; Epighan. Ancorat. LVII. 1388 Ambros. de paradiso; Augustin. de Genes. contr. Manich. II, 2; de Genes. ad litt. VIII, 1 sq. Многих других древних учителей, державшихся этого мнения, приводит Анастасий Антиохийский (in Hexaëm, lib. VII. Cf. Le Quien. Opp. Joh. Damasc. T. I, p. 174. not. I). 1391 Iren. contr. haer. IH, 23, n. 5; Chrysost. ad Stagir. lib. 1, n. 2; in Genes. homil. XVI, n. 5; Augustin. contr. Julian, lib. IV, cap. ult., n. 82; Иоанн Дамаскин , Точн. Излож. прав. веры, кн. II, гл. II, стр. 87. 1392 Точн. Изл. прав. веры, кн. II, гл. 30, стр. 132. Тертуллиан также выражается, что у человека, как только он пал, отняты – paradisi gratia et familiaritas Dei, per quam omnia Dei cognovisset, si obedisset (Adv. Marcion. II, cap. 2). 1404 Tatian. contr. Graec. VII; Iren. adv. haer. III, 20, n. 1; V, 3, n. 1; Amhanas. de incarn. Verb. Dei n. 4–6; August. de Genes. ad litt. VI. 25, n. 36; de civ. Dei XIII, 23. 1413 In Ps. LXXI . Тоже повторяет блаженный Августин и в другом месте: a cujus arbore fuit homo prohibitus, ut obedientia commendaretur, quae maxima est virtus et, ut sic dixerim, omnium origo materque virtutum in ea natura, cui sic datum est arbitrium liberae voluntatis, ut eam tamen necesse sit vivere sub potestate melioris (Contr. Adversar. legis et prophet. 1, cap. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1146 Augustin. de haeres. cap. 86. Впрочем, это видно и из сочинений самого Тертуллиана . В одном месте он говорит: quis negabit Deum corpus esse, etsi Dens Spiritus est? Spiritus enim corpus sui generis in sua effigie. Sed et invisibilia ilia, quaecunque sunt, habent apud Deum et suum corpus et suam formam (Contra Prax. c. 7). В другом: cum ipsa substantia corpus sit rei cujusque... (Contra Hermogen. c. 35). В третьем: omne, quod eat, corpus est sui generis... (De carne Christi с. II). 1147 Точн. Излож. прав. веры кн. II, гл. 3. Так же разсуждали: а) святой Амвросий: “по мнению моему, нет ничего совершенно непричастного сложности, кроме единого существа Пресвятой Троицы, которое по истине есть чистейшее и простей­шее” (de Abrah. lib. II, с. 8); б) святой Григорий Великий : “ангел, сравнительно с нашими телами, точно есть дух, но сравнительно с Духом высочайшим и бесконечным – есть тело” (Moral. lib. II, с. 3), – и другие. 1148 Augustin. De Spir. et anima cap. 18. Таже мысль у Илария (Can. 5. in Matth.) и Кассиана (Coll. VII, с. 13). 1149 Justin. Dialog. cum Tryph. LVII; Origen. Orat. 31; Method, in Biblioth. Photii cod. CCXXXIV; Theogn. ibid. cod. CVI. 1151 Athenag. de resurr. mort. XVI; Clem. Strom, III, 3; Иоанн Златоуст . слов. II о непостиж. против Аном., в Хр. Чт. 1841, IV, 49; Гршорий Богослов, Слово 6: “помыслим о существах, первых от Бога и окрест Бога, т.е. об ангельских и небесных силах, которые первые пьют от первого Света” (в “Творениях святых Отцов,” I, 229), – и в другом месте: “светы вторичные после Троицы, имеющей царственную славу, суть светозарные, невидимые ангелы” (там же IV, 235); Иоанн Дамаскин , Точн. Излож. правосл. веры кн. II, гл. 3. 1153 Dionys. Areopag. de divin. nomin. с. 4; Justin. Apolog. 1, n. 6; Cyrill. Alex. contra Anthropom. c. 4; Иоанн Дамаскин , Точн. Изл. правосл. веры кн. II, гл. 3: “Бог есть Творец и Создатель ангелов, приведший их из небытия в бытие, и создавший их по образу своему”. 1154 Tit. Bostr. in Luc. XII, 32; Greg. Nyss. adv. Eunom. orat. XII, in Opp. t. II, p. 711, ed. Morel.; Hilar. in Matth. Comm. c. 28, n. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010