208 . Disdier М.-Тн. La vie spirituelle selon Élie l’Ecdicos//EO 1932. 31(166). 144–164. 209 . Politis N. G. προς τν θεωραν δς λα το κδκου//EEBS 1977–1978. 43. 345–364. Петр Дамаскин Beck 643–044 Подвижник второй пол. XII в. Достоверных сведений о жизни его почти нет, однако его аскетич. творения издавна пользовались известностью и признанием как в греч., так и в рус. Православии. Они цитируются у Каллиста Ангеликуда (Катафигиота, PG 147, 852 С), у Иосифа Волоцкого , а поздней прочно входят в круг филокалич. литературы; с греч. на славянский они переводились св. Паисием Величковским , а на рус. – Оптиной пустынью. Приведем строки из изв. письма старца Паисия игумену Феодосию (см. 9 .372, 383): «Я заглянул в книгу и увидел, что это была книга святого Петра Дамаскина . Невыразимая радость охватила мою душу. Я почувствовал, что нашел на земле небесное сокровище». 210 . Крит. изд. творений нет. Две книги включены в греч. Добротолюбие.· Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 3. 3–168, а равно и в славянское (см. 7 .157, 9 .449). В рус. Добротолюбии они, однако, опущены еп. Феофаном, с учетом недавнего отд. изд. рус. перевода. Рус. пер. (по Добротолюбию): 211 . Петр Дамаскин , св. муч. Творения/Пер. А. И. [архим. Ювеналия (Половцева) ]. М. 1874; X, 229, 133. 2 Киев 1902. VIII, 342, 4; 3 Киев 1904. 1–2. X, 229, 133; 4 Киев. 1905. 8, 342. М. 342. [При пер. использован слав. пер. преп. Паисия Величковского , сделанный до публикации греч. текста Добротолюбия]. Серб. пер.: 212 . Petar Damaskin, sveti. Podsetnik pustinjskog trezvoumlja. Sveta Gora Atonskä Manastir Hilandar. 1994· 155. Рум. пер. о. Думитру Станилоаэ в его «Добротолюбии»: 13 .130. 213 . Gouillard J. Un auteur spirituel byzantin du XII е siècle. Pierre Damascène//EO 1939. 38. 257–278. La vie religieuse à Byzance. Essays by Jean Gouillard. L. 1981. 12. 313–327. (Collected Studies. 131). Никифор Влеммид PG 142; РМА (Nicephorus Blemmyda, Blemmydes, Niceforo Blemmida); RF 2. 539–540; SGL 15167; TLG 3092; Beck 671–673; DHGE 9, 178–182; DS 11, 187–198; DThC 11, 441–445; PLP 2897; ThEE 939–944; TRE 24, 457–460

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

64 От царского семейства «многия дачи и не изреченныя милостыни заздравныя и заупокойныя к тому же и патрахильные наши всякие доходы и пошлины, что братия наша прежние митрополиты имали на себя ж... и тем вашим царским жалованьем и своими патрахильными и пошлинными доходы владел аз сам, а ин никто же у меня тем не владел... и в том бы Вашем царском жалованьи и в наших патрахильных и в пошлинных доходах никто по нас не пострадал. (Собр. Госуд. Гр. и Догов. т. II, стр. 185). 65 Марта 1687 грамота патр. Иоакима о пошлинах, в Описании документом Моск. Арх. Мин. Юстивии 1 прилож.. стр. 6. 70 Правосл. Обозр. 1863 1, стр. 63. Черниговский епископ Амвросий в 1747 году вместо епитрахильных грамат давал особые свидетельства за своей подписью: «Вдовым сиротинам вместо епитрахильных грамот свидетельства за рукой нашей давать». (Черниг. Еп. Изв. 1865 г., 20, стр. 50). 72 Один из вдовых Петербургских священников, просил об освобождении его от взноса епитрахильных денег по скудости его, Св. Синод положил: «поскольку в С.-Петербурге и в других новозавоеванных городах, не только с попов епитрахильных, но и никоких и церковных даней не положено против других великороссийских городов, то епитрахильных и постихарных денег с вдовых попов и дьяконов в С.-Петербурге и других новозавоеванных городах до указу не спрашивать, а также никакой тяготы им не чинить 24 марта-5 мая 1727, синод. опред. 79 Книга соборных определений гл. 1, по рукоп. СПб. библ Св. Синода, л. 4. Дополн. к акт. ист. V, 102, л. 460. 82 В нынешнее время многие попы и диаконы живут бесчинно и упиваются безмерным пьянством и церковные тайны действуют пьяные. 84 Грамата напечат. у Воздвиж. История Рязан. Иерархии, стр. 87–97 и в Хр. Чт. 1859 г. кн. I, стр. 377–378 статья Архиеп Филарета о Рязанских Иерархах. 85 Дела этого священника, навлекшие на него наказание, состояли в том, что он придерживался раскола. Убедившись, что обвиняемый священник действительно раскольник, св. Димитрий отрешил его от места, но дозволил, как вдовцу, идти в монахи. «Много мне было от него досады, пишет между прочим Святитель, перед многими людьми называл меня еретиком, римлянином, неверным, я все ему прощаю Христа ради моего, а священства не отнял у него, дал ему волю постричься в каком-нибудь монастыре, но боюсь гнева Божия, если волка в одежде овчей пущу в стадо Христово губить души людские раскольническими учениями. Соловьева. Истор. России т. XVL, 28. Кабинет. дела II кн. IV, II, 8 Чтен. Ист. Общ. 1866 г., кн. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Библиогр.: Список ученых трудов С. В. Рождественского .//Изв. РАН. Сер. 6.1920. Т. 14. 1/18. См.: Михеева Г.В., Эльзон М.Д. Рождественский С.В.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 537–540. 263, 388 Розенмюллер (Rosenmuller) Эрнст Фридрих Карл; (10 декабря 1768 – 17 сентября 1837) – профессор восточных языков в Лейпциге, исследователь Ветхого Завета. 62 Роман Сладкопевец ; (VI в.), прп. – диакон, творец кондаков. 259, 355 Роман (Танг Роман Иванович); (3 октября 1893 – 18 июля 1963). Окончил Аренсбургское городское училище (1909) и в 1916 году – Московские общеобразовательные курсы (1916), где при испытательной комиссии выдержал экзамен на аттестат зрелости. 7 марта 1931 рукоположен во диакона, а 8 марта – во священника к Йыхвиской Богоявленской церкви. С 1 марта 1933 – священник церкви Пюхтицкого женского монастыря, с 9 июня 1940 – снова священник Йыхвиской Богоявленской церкви, с 6 мая 1949 – настоятель той же церкви и благочинный округа. Пострижен в монашество. С 16 апреля 1950 – епископ Таллинский и Эстонский, викарий Ленинградской епархии, с 20 декабря 1955 – епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии, с 23 июля 1956 – Ивановский и Кинешемский, с 9 декабря 1958 – Курский и Белгородский, с 21 мая 1959 – архиепископ Виленский и Литовский. 11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. См.: Керкович А., прот. Архиепископ Виленский и Литовский Роман. (Некролог.)//ЖМП. 1963. 9. С. 25–29. 448, 449, 450, 451,456, 457, 458, 459 Романский Г. И. – слушатель Высших Богословских курсов. 367 Ростовцев Михаил Иванович; (29 октября 1870 – 20 октября 1952) – русский историк античности и археолог. Профессор С.-Петербургского университета. В 1918 эмигрировал. 188 Рубанистый Николай Васильевич – протоиерей. Окончил Екатеринославскую ДС (1887) и Киевскую ДА (1891), к. б. С 1 октября 1892 – учитель греческого языка Екатеринославского ДУ. С 24–30 апреля 1896 – наблюдатель церковно-приходских школ Екатеринославской епархии, рукоположен во священника 30 августа 1896. С 3–20 марта 1906 – инспектор классов и законоучитель Екатеринославского епархиального женского училища, с 12 августа 1914 – смотритель Екатеринославского ДУ. С 6 мая 1915 – протоиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

комитета. 1875. Т. 1. Вып. 1. С. 60-68; он же. Восп.: 1833-1878//РС. 1879. Т. 24. 4. С. 753-772; Т. 25. 6. С. 353-366; он же. Памятники рус. старины Владимирской губ. Голышевка, 1883 (обл. 1882); он же. Картинное и книжное народное производство и торговля//РС. 1886. Т. 49. 3. С. 679-726; Пономарёв А. И. Народные листы и картинки духовного содержания//Странник. 1881. 11. С. 406-415; он же. Изображения из Ветхого Завета по Палее и Лицевой Библии//Там же. 12. С. 604-626; он же. Иосиф Прекрасный, царь пророк Давид и Соломон Премудрый//Там же. 1882. 3. С. 392-414; Ровинский. Народные картинки; он же. Виды Соловецкого мон-ря, отпечат. с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884; Панкратьев П. О рус. народных картинках//Благовест. Х., 1892. Вып. 45. С. 1629-1638; Вып. 46. С. 1700-1706; 1893. Вып. 47. С. 1759-1766; Кайдалов А. Т. Список гравированных рус. изданий, поступивших в ИПБ с собр. рукописей Ф. И. Буслаева// Бычков И. А. Кат. собр. рукописей Ф. И. Буслаева, ныне принадлежащих Имп. публ. б-ке. СПб., 1897. Прил. 4; Петровский Н. М. Заметка о сб. гравюр «Эмблемат духовный»//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. 1900. Т. 16. Вып. 1. С. 119-124; Клепиков С. А. Рус. гравированные книги XVII-XVIII вв.//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1964. Сб. 9. С. 141-177; Сакович А. Г., Митрофанова Г. А. Рус. народные картинки XVII-XVIII вв.: Гравюра на дереве. М., 1970; Сакович А. Г. Рус. лубок на дереве XVII-XVIII вв.//Декоративное искусство в СССР. 1971. 10. С. 30-33; она же. Рус. лубок на меди XVIII - нач. XIX вв.: Кат. выст. М., 1971; она же. Народная гравированная книга Василия Кореня, 1692-1696. М., 1983. 2 т.; она же. Рус. гравюра XVI-XVII вв.: Рус. народная картинка//Очерки по истории и техники гравюры. М., 1987. Тетрадь 12; она же. Народные гравированные книги в России XVII-XIX вв.: Репертуар и бытование//Випперовские чт.- 1997. М., 1999. [Вып. 30:] Мир народной картинки. С. 112-131; она же. Склад Синодика Леонтия Бунина 1700 г. и его превращения в XVIII-XIX вв.//От Средневековья к Новому времени: Сб.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

3 Проконсул Вифинии, Плиний Младший ок. 105 г. писал имп. Траяну: interrogavi ipsos, an essent christiani? (Plinii Epistolarum libri decem, X, 96). 4 Confitentes iterum ac tertio interrogavi, supplicium minatus; perseverantes duci jussi (ibidem). 5 Упрощение спорного вопроса – по-видимому характерная особенность болландистов: недавно знаменитый Hip. Delehaye, рассмотрев сказания о святых воителях, пришел к определенному выводу, что Св. Феодор Тирон и Феодор Стратилат, признаваемые за два особые лица, тожественны между собою. См. его Les légendes grecques des saints militaires. Bruxelles 1909. 16 Ср. наше «Житие св. славного Евдокима, младого, праведного...» София 1908 (Изв. русск. археологич. института в Константинополе, т. XII). Также теперь надобно говорить об Илии младом, Вакхе младом и о Марии младой, о чем ниже. 18 Agesil. I, 1: οδα μν τι τς γησλου ρετς τε κα δξης ο διον ξιον παινον γρψαι, μως δ γχειρητον. 21 Analecta graeca, ed. Monach. Benedict. Lutetiae Paris. 1688, p. 2–3; русск. пер. И. В. Помяловского в «Палест. Патерике» (Спб. 1893), II, 2. 24 Визант. Врем. 1897, IV, Житие св. славного Евдокима. София. 1908 стр. 3. Впрочем болландист Peeters все-таки не хочет верить в фамилию Μγας (Anal. Boll. 1909, XXVIII. 497). 35 А. Востоков, Описание Румянцевского Музеума, стр. 4; Н. Лавровский, Памятники старинного русского воспитания (Чт. Общ. Ист. и Древн. Российск. 1861, III, 40, прим). 40 Ср. К. Krumbacher, Kassia (München 1896); Филарет, Исторический обзор песнопевцев греческой церкви (Чернигов, 1864, стр. 328 и сл.); И. А. Карабинов , Постная Триодь (Спб. 1910 стр. 184); О. Н. Ермаковская, Византийские образованные женщины («Женский Вестник», 1907, март, апрель и май). 44 V. S. Nicolai Studitae (Combefis, Hist. haeres. monothelitarum, II, 920–925; Μηναον·Βενετα 1843, декабрь, стр. 203–204). 49 Романова легенда очень удачно подогнана к Иосифу: имп. Лев Армянин был убит как раз в ночь на Рождество Христово. 53 Огненный столп над мощами: в 3-м обрет. главы Предтечи, в ж. Давида и Константина 730, Иоанникия Великого, Бориса и Глеба 1000, Иоанна Непомука 1393 г. и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Чт. 1891, II. стр. 161 сл. 200 Об иоакимовском издании Апостола мы скажем после, в изложении судьбы библейского текста в следующий период. 202 Такова, была доступная для нашего наблюдения психология одног из справщиков – старца Иосифа Наседки. Хр. Чт. 1891, стр. 160–161. 203 Старые лицевые рукописи идут с начала русской письменности. Древнейшие между ними – это списки Евангелия и Псалтири: Евангелие Остромирово 1057 года, Мстиславово нач. XII в., Пантелеймоново, Софийской библ. 1 XIII в., Евангелие ярославского архиерейского дома XIII в.. Евангелие 1232 года, ризницы Троице-Сергиевой Лавры 9, Евангелие Типографской библиотеки в Москве 5 XIII–XIV в., Евангелие Антониева Сийского монастыря 1339 г., Евангелие Московской Синодальной библиотеки 24 / 68 1357 г. и др.; в большинстве этих списков даны только изображения евавгелистов; Псалтири: Хлудовская – Симоновская, ок. 1280. Румянцевского Музея 327 XIV в., Императорского Общества любителей древней письменности 1397 г., Онежского Крестного монастыря 1395 г., писанная Лукою Смольяниным; сюжеты Псалтири разработаны весьма обстоятельно и подробно. Сербские рукописи с миниатюрами. Евангелие XIV в. Британского музея и Мюнхенская Псалтирь XIV–XV в., изданная И. В. Ягичем. Летопис Матице Сриске 1898, кн. 195, ст. II. А. Сырку. Болгарское лицевое Евангелие – елисаветградской единоверческой Покровской церкви, XV века. 204 Этот знаменитый список времеи Иоанна Грозного, почти совсем не затронутый изучением, содержится в трех отдельных рукописях: 1) Императорского Исторического Музея в Москве, инвентарный 34541; в нем содержатся книги: Пятокнижие Моисеево с вставками из Палеи, кн. Иисуса Навина, Судей, отрывки из кн. Иова и повесть о Троянской войне; всех листов 1031, рисунков на них в красках 1677 (проф. Щепкин. Изв. Отдел.рус. яз. и слав. Императ. Ак. Н. 1899, IV, 1345–1385), 2) отрывок из рукописи в 13 л. при лицевом житии Св. Николая Чудотворца Румянцевского Музея в Москве, собр. Большакова содержит Быm. VII 30 –XI; наряду с библейским текстом здесь содержится текст Еллинского Летописца (– Кир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

3) «Вы еста селуняна да селуняне вси чисто славянски беседуют», говорит император братьям, посылая их в Моравию. В синаксаре XV в. о Кирилле: Родственник его логофет Феоктист, опекун малолетнего имп. Михаила, узнав о его дарованиях, вызвал его ко двору – учиться вместе с царем. После изучения грамматики и начал Гомеровой поэзии у знаменитого Льва, начальника училища Вардина, и у даровитого Фотия, впоследствии патриарха, учился он словесности, философии, астрономии и музыке. Блестящие дарования привязали к нему логофета, так что тот хотел выдать за него свою крестницу, но Константин отказался. Логофет предложил царице: «вот у нас молодой философ, не любит мирской жизни; чтобы не потерять его для общества, посвятив его священству, поручим ему службу» библиотекаря софийского. Так и устроилось4). Но Кирилл не долго пробыл на этой должности хлопотливой. Он скрылся в монастыре Золотого Рога и только спустя полгода узнали о месте пребывания его. – Тогда уговорили его принять должность учителя. По воле царя имел он публичный спор с низложенным патриархом Иоанном, известным по упорству, с каким поддерживал он иконоборную ересь, и – блаженный пристыдил гордого упрямца. На 24 году жизни своей, в 851 г. философ вместе с Георгием асинкритом послан был к митилинскому эмиру для прений о христианской вере: преемники Аль-Рашида любили спорить о коране. Поручение исполнено с успехом. По возвращении в столицу Кирилл удалился на Олимп – Афон, где жил иноком брат Мефодий и в любезном уединении предался со всею ревностию иноческим подвигам. Старший брат, получив образование в Солуни, поступил в военную службу и был 10 лет правителем струмской славянской области, подвластной тогда императору. Соскучив мирскою жизнию, Мефодий удалился в иноческую обитель и покорился всем строгостям иночества: «выполнял   «рожденным бысть от Солуня града, родом бе болгарин». Изв. акад. VI, 383. О славянах, живших около Солуня в 6 в. см. в статье: В.М. Димитрий и славяне, М. 1847 г. О славянстве Кирилла и Мефодия Погодин в обозрении 1864 г. 2, 1-30.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

61) Theophilacti Simocatti hist. ed. Venet. lib. VII. c. 2. p. 253. lib. III, c. 6. p. 24. Временник Х, 106-110. 62) Adv. gentes § 7. 63) См. июля 8 сент. 13 апр. 20. 64) Зап. акад. VI, 105. Ламанского статья стр. 120. Муз. Румянцева стр. 449. 65) Изв. акад. 1, 98. 99. Заметки поклонника стр. 332. 339. К. 1864 г. 66) Продолжатель Амартола: «мая 27 инд. 15 (927 г.) скончался Симеон князь болгарский, назначив наперед князем сына своего Петра, которого имел он от второй супруги своей, сестры Георгия Сурсувула; последнего оставил он опекуном детей своих. Михаил же, сын первой жены, пострижен был в монахи. Иоанн и Вениамин, братья Петра, еще носили болгарские рубашки». ???????? ????????, Спб. 1859 стр. 830. Krug Byzant. Chronol. S. 166. 167. Блаженный царь Петр был современником препод. Иоанна рыльского67) и питал благоговейное уважение к сему дивному пустыннику. – Прибыв в Средец, послал он 10 опытных ловчих отыскать в горах блаженного Иоанна и те едва на пятый день нашли его. – Получив возможное сведение, царь Петр на другой день с несколькими искренними сам отправился в горы; дойдя до потока Рыла, он встретил неприступные утесы с непроходимыми обвалами.Он взошел на гору Книшаву. Отсюда указали ему на недоступный утес, где видели преподобного. Он послал двух любимых отроков, дабы они, как бы то ни было, добрались до старца Божия и испросили у него благословения царю, сильно желающему видеть его. Отроки исполнили поручение царское. Пустынник послал царю ответное слово любви. «Труд твой и приношения, как благовонное кадило, вознеслись к Богу: но поспеши уйти с места, на котором стоишь; место опасное, можешь неожиданно пострадать с твоими искренними. Худости нашей не увидишь в этой жизни: но в будущей узрим друг друга, насладимся радостию, если принесем плоды достойные покаяния». Царь послал после того к отшельнику много золота и снедей и писал: «всечестному Иоанну пустынножителю Краль Петр. Слышав о боголюбивой жизни твоей и пустынном пребывании, о совершенном удалении от мира и ангельском житии, весьма желал я видеть твое преподобие и послушать твоих наставлений. Надеялся я получить много пользы от одного созерцания твоей жизни, хотя несколько взглянуть на свет невещественной жизни. Желание богатства, суетная слава, страсти не оставляют нас, мирских людей и – душевные очи наши помрачены мирским

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873-1874. 7 кн.; Ярославская епархия: Крылов А. П. Ист.-стат. обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. Программы для составления описаний: Программа для составления ист.-стат. описания церкви//Тамбовские ЕВ. 1878. Ч. неофиц. 12. С. 329-353; Программа для составления ист.-стат. описания церкви//Воронежские ЕВ. Приб. 1881. 24. С. 871-897; Остроумов А. Программа церк.-ист. и стат. описания церкви и прихода Нижегородской епархии, составленная применительно к таковой же программе для Литовской епархии и напечатанной в 37 Литовских ЕВ за 1886 г.//Нижегородские ЕВ. 1886. Ч. офиц. 21. С. 28-33; 22. С. 62-72; 23. С. 30-40; Программа для предполагаемого ист.-стат. описания церквей и приходов Новгородской епархии//Новгородские ЕВ. 1896. Ч. офиц. 8. С. 495-498; Программа ист.-стат. описания церквей и приходов, соборов и мон-рей//Изв. по Казанской епархии. 1899. 1. С. 4-12. Современные публ.: Игнатий (Брянчанинов), архим., Иннокентий (Немиров), архим. Археол. описание древностей, найденных в 1853 г. в мон-рях С.-Петербургской епархии// Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2002. Т. 3. С. 303-366; Описание Архангельской епархии 1795 г./Сост., предисл.: В. И. Иванов. Краснодар, 2009; Овсов А. Л. Описание соборов и церквей Пензенской епархии (1857 г.)/Подгот. текста, вступ. ст.: А. И. Раздорский. СПб., 2013; Ист.-стат. описания церквей и селений Астраханской епархии Царевского у. в границах Волжского благочиния Калачевской епархии/Сост.: А. А. Клушин, И. О. Будков. Волжский, 2015. 2 вып. Свод. кат.: Раздорский А. И. Ист.-стат. описания епархий РПЦ (1848-1916): Сводный кат. и указ. содержания. СПб., 2007. Лит.: Биланчук Р. П. Церковно-ист. и стат. описание Вологодской епархии 1850-1880-х гг. и развитие ист.-церк. краеведения//Рус. культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 82-89; он же. Древности северного прихода: Взгляд «изнутри»: (По мат-лам церк.-ист. и стат. описаний Сольвычегодского у.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Канонизован еще в древности как епископ Переяславский, Печерский чудотворец. Это является весьма значительным аргументом в пользу определения его как временно управляющего митрополией, как митрополита «по должности», но не по сану. Память – 28.01, а также в соборе Печерских святых. 1027 В Густынской лет. посвящение его в митрополиты неверно отнесено к 1102 г. (Полиевкт, архим. Сведения о российской православной иерархии. Полтава, 1868. С. 39, прим. 75). Показан в списке русских святых без указания дня памяти ( Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 3. M., 1997. С. 568). 1028 Прибыл на Русь 6.12.1104 (Типографская лет.; ПСРЛ. Т. 24. С. 72). Преставился 04.1121 (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 292). 1029 Прибыл на кафедру в 1122 г. (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Т. Стб. 292). Настолование – 06.12.1122. Преставился 8.03.1126 (Там же. Стб. 296). 1030 Сведения о митрополите Михаиле довольно разноречивы. По сведениям, содержащимся в Ипатьевской лет. митрополит Михаил прибыл на Русь в 1131 г. (Ипатьевская лет.; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 294). Но в Никоновской лет. сказано, что митрополит Михаил поставил в Новгород епископа Нифонта в 1130 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 157). В Новгородской Первой лет. также сказано, что епископ Нифонт был поставлен в 1130 г.: «поставиша архиепископа Нифонта» (Новгородская Первая лет. старш. изв.; ПСРЛ. Т. 3. С. 22). Интересна безличная форма глагола «поставиша» (поставили). Епископ Нифонт мог быть поставлен русскими епископами во главе с местоблюстителем – Белгородским или Переяславским епископом. Возможно, это произошло с санкции патриарха или митрополита, который был поставлен на Русь, но по каким-то причинам еще не прибыл. Но высказанные предположения не исключают версии о прибытии митрополита на Русь раньше 1130 г. По Н.Д. Иерархия... С. 8 митрополит Михаил хиротонисан в 1127 г., вступил в управление в 1129 г. Относительно кончины его также встречаются противоречия. Так, по кн.: Полиевкт, архим. Сведения о российской православной иерархии (Полтава, 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010