Лит.: Горский А. В. О духовных училищах в Москве XVII в.//ПрТСО. 1845. Ч. 3. Паг. 2. С. 147-197; Ундольский В. М. Ученые труды Епифания (Славинецкого)//ЧОИДР. 1846. 4. Смесь. С. 69-72; он же. 1675-1677 гг.: Б-ка Павла, митр. Сарского и Подонского, и расход книг и имущества Епифания (Славинецкого)//ВОИДР. 1850. Кн. 5. С. 65-84; Певницкий В. Ф. Епифаний (Славинецкий) - один из главных деятелей рус. духовной лит-ры в XVII в.//ТКДА. 1861. 8. С. 405-438; Космография, относящ. к нач. 2-й пол. XVII ст./Пер.: мон. Епифаний (Славинецкий); сообщ.: Н. Абрамов//Изв. Рус. Геогр. об-ва. СПб., 1866. Т. 2. 3. Отд. 2. С. 96-97; Каптерев Н. Ф. О греко-латинских школах в Москве в XVII в.//ПрТСО. М., 1889. Ч. 44. С. 589-679; он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996р. Т. 2. С. 259-268, 283; Брайловский С. Н. Филологические труды Епифания (Славинецкого)//РФВ. 1890. Т. 24. 2. С. 236-250; Ротар И. Епифаний (Славинецкий) - лит. деятель XVII в.//Киев. старина. 1900. Т. 71. 10. С. 1-38; Соболевский А. И. Переводная лит-ра Моск. Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 121, 286, 438. (СбОРЯС; Т. 77. 1); О списках лат. словаря А. Калепина с рус. переводом//Лит. вестн. 1904. Т. 8. С. 127-129; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 127, 141-145, 375, 455; Фонкич Б. П. Греко-рус. культурные связи в XV-XVII вв. М., 1977 (по указ.); он же. Греч. книгописание в России в XVII в.//КЦДР: XVII в. СПб., 1994. С. 18-63; Сиромаха В. Г. «Книжная справа» и вопросы нормализации книжно-лит. языка Моск. Руси во 2-й пол. XVII в.: (На мат-ле склонения существительных): АКД. М., 1980; Биргегорд У. Большой славяно-лат. словарь кон. XVII в.//АЕ за 1981. М., 1982. С. 152-157; eadem ( Birgeg å rd), ed. J. G. Sparwenfeld and the «Lexicon slavonicum»: His Contrib. to 17th Септ. Slavonic Lexicography. Uppsala, 1985 (по указ.); Страхова О. В. К вопросу о греч. филол. традиции в восточнослав. книжной среде//ССл. 1986. 4. С. 66-75; Сиромаха В. Г., Успенский Б. А. Кавычные книги 50-х гг. XVII в.//АЕ за 1986 г. М., 1987. С. 75-84; Бобрик М. А. Представления о правильности текста и языка в истории книжной справы в России (от XI до XVIII в.)//ВЯ. 1990. 4. С. 61-85; Панченко А. М.

http://pravenc.ru/text/190087.html

Снегирев. Памятн. москов. древн. С. 12 Подробное описание этих икон напеч. в Записках Отдела русской и славянской археологии. Т. 1. Отд. 4. С. 21–24 Крыжановск. Киевские мозаики, в Записках Археолог. общ. 8. 261–270 Изображение последнего креста у Фундукл. Там же. С. 66–67 Сементовск. Киевские пещеры, открытые в мае 1853 г. (Сев. пч. Ч. 2. 1853. 216. С. 863 Срезневск. Пещера Ивана грешного и Феофила, в Изв. Археолог. общ. 2. 1–7. СПб., 1861 Сборник этот в импер. Публ. библ., in Q. 16. См. Л. 376 . Снегирев. Памятн. москов. древн. С. 91 Там же самое изображение оклада Мстиславова Евангелия. С. 33. Снес.: 78. А рисунки святых Бориса и Глеба с того же оклада представлены у Прохорова в Христ. древн. в приложении к книжке 9. СПб., 1863. Об этом кресте в Записках Отдела русской и славянской археологии. 1. Отд. 4. 23 Фундукл. Обозр. Киева. С. 90–91 и 111 Верные изображения этих перстосложений приложены в книге «Обличение неправды раскольническия». Л. 20–21 ]. Беседы к глагол. старообрядцу. С. 120. Изд. 3-е Филар. Истор. Р. Церкви. 1. Прим. 254 Беседы к глагол. старообр. 208–209, 220 Питирим. Пращица. Отв. 100, 107 Стихирарь имп. Публ. библ., in Q. 15. Л. 51 об. ; архим. Савв. Указатель для обозр. Моск. Синод. библ. и ризницы. С. 142. Москва, 1855 Симон. Сказ. о создании Киево-Печерской церкви (рукоп. Патер.): «И мощи святых (семи поименованных) под всеми стенами положени быша, идеже и сами написаны суть над мощьми по стенам...» Чети-Мин. 4 декабря Опис. Киево-Софийского собора. С. 49 Никон. летоп. 1. 192 Нестор в Сказ. о житии и чудес. св. Бориса и Глеба мних Иаков в таком же Сказании П. собр. р. лет. 1. 78; 5. 146 Никон. лет. 1. 165 Степ. кн. 1. 205 Нестор в летописи именует, кроме митрополита, только двух епископов: Переяславского и Юрьевского; но в житии святых Бориса и Глеба сам же выразился: «И събра митрополит вся епископы и вся церковники, идеже беста раце святою, хотя пренесение сътворити». Потому вероятно показание мниха Иакова и позднейших летописей, что при этом находились также епископы Черниговский и Белгородский.

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 31 окт. 1990 г. приговор Петроградского ревтрибунала от 5 июля 1922 г. и определение кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля 1922 г. были отменены и уголовное дело производством прекращено за отсутствием в действии обвиняемых состава преступления. В. был канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апр.1992 г. На Никольском кладбище в Александро-Невской лавре священномученику установлен кенотаф. Лит. наследие В. невелико. Опубликовано неск. его проповедей и слов. В петербургский период его деятельности в газетах не раз отмечалась популярность его проповедей среди народа, иногда они печатались в кратком изложении. Интерес представляют сохранившиеся в архивах резолюции В. на журналах заседания Петроградского епархиального совета и др. материалах. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 216 [Послужной список 1910 г.]. Соч.: Преосв. Аркадий, еп. Олонецкий: Канд. дис.//Олонецкие ЕВ. 1899-1900 (отд. изд.: Петрозаводск, 1900); Беседа, произнесенная в день закладки церкви: Закладка нового семинарского храма//Самарские ЕВ. 1902. 10. Ист.: Журналы заседаний Совета СПбДА за 1896/97 учеб. г. СПб., 1897. C. 338-339; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. П., 1947. С. 101, 386-387; По Северной России: Дневник воспитанников Самарской ДС за время летней поездки 1903 г.//Самарские ЕВ 1903. 21. С. 998-1009; 23. С. 1101-1125; 24. С.1159-1183; 1904. 1. С. 11-33; 3. С. 221-236; 4. С. 258-281; 5. С. 315-338; 6. С. 367-384; 7. С. 405-431; 8. С. 462-478; Наречение и посвящение ректора СПбДС архим. Вениамина во епископа//Изв. СПб епархии. 1910. 3. С. 17-19; Постановление Президиума Верховного суда РСФСР от 31 окт. 1990 г.//НиР. 1991. 5. С. 5-9; Рязанов Д. Б. Выступление на заседании Президиума ВЦИК 3 авг. 1922 г.: Вступ. ст. Я. Г. Рокитнянского//Вестн. РАН. 1992. 4. С. 103-121; Шкаровский М. В. Два эпизода борьбы с Церковью в Петрограде//Звенья: Ист. альманах. М.; СПб., 1992. Вып. 2. С. 556-579 [с. 565-566 - письмо Зиновьеву]; Чельцов М. П. , прот. В чем причина церк. разрухи в 1920-1930-х гг./Публ. В. Антонова//Минувшее. 1994. [Вып.] 17. С. 411-473; он же. Воспоминания смертника о пережитом. М., 1995; он же. Когда отменили расстрел…: Письма к жене из заключения/Публ. В. В. Антонова//Минувшее. СПб., 1998. [Вып.] 24. С. 381, 382, 391, 395, 405, 406, 410, 427, 434; Политбюро и Церковь. Кн. 1-2; Бовкало А. А. После ареста св. митр. Вениамина: Несколько док-тов 1922 г.//История СПб епархии: Храмостроительство и приходская жизнь: Мат-лы конф. 22-23 окт. 1997 г. СПб., 1999. С. 120-129; Следственное дело Патр. Тихона. М., 2000; Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1921-1925 гг.). М., 2004.

http://pravenc.ru/text/150263.html

благовестник. 1906. Прил. 9. С. 101-103; 10. С. 104-114; 11. С. 115-125; 12. С. 126-135; Ямада В. Воззвание кружка Япон. правосл. юношей//Там же. 15. С. 294-297; Сергий (Тихомиров), еп. Из Японии: Письма к архиеп. Николаю//Там же. 1909. 24. С. 518-523; 1910. 3. С. 108-114; 7. С. 303-309; 8. С. 346-351; 9. С. 386-389; 10. С. 432-440; 11. С. 479-483; 12. С. 515-523; 13. С. 5-8; 14. С. 53-64; 15. С. 99-10; 1911. 3. С. 104-107; 4. С. 148-151; 5. С. 219-224; 6. С. 258-264; 10. С. 452-454; 11. С. 491-494; 12. С. 526-532; 13. С. 16-24; 17. С. 175-181; 19. С. 266-270; 20. С. 331-334; 21. С. 355-361; 22. С. 401-406; 23. С. 447-452; 24. С. 493-502; 1912. 1. С. 5-11; он же. На о-ве Хоккайдо: Среди япон. христиан (из путевых впечатлений)//Там же. 1909. 23. С. 465-474; 1910. 2. С. 64-70; 6. С. 266-271; он же. Рождественские праздники в Токио//Там же. 1910. 3. С. 99-108; 4. С. 147-157; он же. Очередной собор Японской Правосл. Церкви 1911 г.//Там же. 1911. 16. С. 131-135; он же. Празднование 50-летия благовестнических трудов высокопреосв. Николая в Тоокёо (в Японии)//ПрибЦВед. 1911. 40. С. 1699-1703; 41. С. 1752-1758; он же. Празднование 50-летнего юбилея архиеп. Николая в Японии//Правосл. благовестник. 1911. 15. С. 87-94; он же. Новая церковь в Сюзендзи//Там же. 1912. 12. С. 518-521; он же. Собор Япон. Правосл. Церкви 1912 г.//Там же. 14. С. 51-58; он же. Памяти высокопреосв. Николая, архиеп. Японского//Свт. Николай Японский в восп. современников. Серг. П., 2013. С. 200-288; Высочайший рескрипт, данный на имя преосв. архиеп. Японского Николая//Правосл. благовестник. 1910. 22. С. 403-405; Синявский П., прот. Мат-лы для биографии высокопреосв. архиеп. Николая, начальника Рос. духовной миссии в Японии//Странник. 1910. 10. С. 402-410; Вишневский Е., свящ. Мои восп. о в Бозе почившем архиеп. Николае Японском//Изв. по Каз. епархии. 1912. 18. Отд. неофиц. С. 579-584; Кедров Н. Архиеп. Николай Японский в письмах к прот. Н. В. Благоразумову//РА. 1912. 3. С. 379-402; Кониси М. Восп. японца об архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

«Омилия» представляет собой трактат, разъясняющий смысл молитв за усопших, установления им годовой памяти, третин, девятин и сорочин. В укр. историографии нек-рое время была принята т. зр., впервые изложенная А. Ершовым. Он считал, что З. был автором Густынской летописи ( О. Коли i хто написав Густинський лimonuc?//ЗНТШ. 1930. Т. 100. Ч. 2. С. 205-211). Однако это предположение маловероятно. Многочисленные текстовые совпадения в Густынской летописи и «Палинодии» объясняются тем, что неизвестный автор летописи использовал «Палинодию» в качестве источника. Соч.: Палинодия//РИБ. Т. 4. Кн. 1. Стб. 313-1200; Книга о правдивой единости. М., 1910; Беседа киево-печерского архим. Захарии (Копыстенского), произнесенная им в день годичного поминовения по скончавшемся архим. Елисее (Евфимии) Плетенецком. 1625 г.//АрхЮЗР. К., 1914. Ч. 1. Т. 8. Вып. 1. С. 345-385; Timob Хв. Mamepiaлu для icmopiï книжковоï справи на Bkpaïhi в XVI-XVIII вв.: Bceзбipka передмов до украïнських cmapoдpykib. К., 1924; Lev Krevza " s «A Defense of Church Unity» and Zaxarija Kopystens " kyj " s «Palinodia»/Ed. B. Struminsk et al. [Camb. (Mass.)], 1995. 2 Pt. Лит.: Флоренсов М. О Палинодии Захарии (Копыстенского): (Библиогр. очерк)//Киевские ЕВ. 1873. 24. Отд. неофиц. С. 729-742; он же. Учение о Церкви в «Палинодии» Захарии (Копыстенского)//Там же. 1874. 11. С. 257-267; 12. С. 289-306; Терновский Ф. А. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси: Русь Западная, бывшая под польск. владычеством//Унив. изв. 1876. 1. С. 31-53; 2. С. 93-109; 3. С. 150-167; 4. С. 270-283; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1883. Т. 1. С. 271, 273, 283-288, 294, 389-390, 392-400. Прил. С. 269-273, 277-279, 287-290, 297-299; Завитневич В. З. Палинодия Захарии (Копыстенского) и ее место в истории западнорус. полемики XVI и XVII вв. Варшава, 1883; он же. О значении западнорус. богословско-полемической лит-ры кон. XVI и нач. XVII в. и месте, занимаемом в ней Палинодией Захарии (Копыстенского)//ХЧ.

http://pravenc.ru/text/182699.html

Старобългарски музикални паметници. София, 1973; Велимирович М. Българските песнопения във византийските ръкописи//Изв. на Ин-та за музика. 1974. 18; он же. Мелодиите на канона на св. Димитър от IX в.//Бълг. музикознание. 1987. 1. С. 45-63; Кожухаров С. Нотни начертания в Орбелския триод - среднобългарски книжовен паметник от XIII в.//Български език. 1974. 4. C. 324-343; он же. Палеографски проблеми на тита нотация в среднобългарски ръкописи от XII-XIII в.//Славянска палеография и дипломатика. София, 1980. Брой 1. С. 228-232; Куюмджиева С. Музикалните ръкописи в библиотеката на Рилския манастир//Там же. София. 1980. Брой 1. C. 266-272; она же. «Возвателните» стихове в муз. колекции (по ръкописи от XIV - началото на XIX век)//Бълг. музикознание. 1995. 2. С. 34-58; она же. Въпроси на муз. изворознание: По мат-ли от поствизантийския период//Там же. 1997. 1-2. С. 24-38; она же. Редактирането на Стихирара от Йоан Кукузел - нови данни//Там же. 2000. 2. С. 32-62; Българо-руски музикални връзки XIV-XVIII в.- Болгарский роспев//Бълг. музикознание. 1982. 1; Hannick K. Ch. Kyrillos und Methodios in der Musikgeschichte//Musices aptatio: Liber Annuarius. 1984. 1. Е. Тончева Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила АЛЬБА длинная белая льняная туника с узкими рукавами, к-рую носят клирики католич. и англикан. Церквей в качестве нижнего из церковных облачений АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата АМПУЛА в Древнем Риме - сосуд из глины, стекла или металла для хранения жидкостей; в православной и католической Церквах - небольшой сосуд для хранения мира, святой воды и др. священных жидкостей

http://pravenc.ru/text/149669.html

11 . Вашица Й. Кирилло-мефодиевские юридические памятники//Вопросы славянского языкознания. – М., 1963. – Вып. 7. 12 . Голубинский Е. Е. По поводу перестрой В. И. Ламанским истории и деятельности Константина-Философа, первоучителя славянского//Изв. Отд-я рус. яз. и словесности. – СПб., 1907. – Т. 12. Кн. 2. – С. 368–380. 13 . Горский А. В. О свв. Кирилле и Мефодии//Москвитянин. – 1843. – 6. – Ч. 3. – С. 405–434. 14 . Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? – М.: Яз. слав, культуры, 2003. 15 .  Иванцов-Платонов А. М. Памяти Кирилла и Мефодия//Православное обозрение. – 1871. – Т. 3. 5. – С. 617–628. 16 . Ильинский Г. А. Опыт систематической Кирилло-Мефодиевской библиографии. – София, 1934. 17 . Жития паннонские как источник биографии свв. Кирилла и Мефодия//Православное обозрение. – 1885. – Т. 1. 2. – С. 267–294. 18 . Жуковская Л. П. Об объеме первой славянской книги, переведенной с греческого Кириллом и Мефодием//Вопросы славянского языкознания. – М., 1963. – Вып. 7. – С. 73–81. 19 . Кирило-Методиевска енциклопедия/Гл. ред. П. Динеков. Т. 1–2. – София, 1985–1995. 20 . Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в XI-XII вв. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. 21 . Львов А. С. О пребывании Константина-Философа в монастыре Полихрон//Советское славяноведение. – 1971. – 5. – С. 80–86. 22 . Лихачев Д. С. Древнеславянские литературы как система//VI Международный съезд славистов: Доклады советской делегации. – М., 1968. – С. 5–48. 23 . Мареш В. Ф. Древнеславянский литературный язык в Великоморавском государстве//Вопросы языкознания. – 1961. – 2. – С. 12–23. 24 . Медынцева А. А. У истоков славянской письменности//Наука и жизнь. – 1985. – 12. – С. 91–96. 25 . Можаева И. Е. Библиография по кирилло-мефодиевской проблематике, 1945–1974 гг. – М.: Наука, 1980. 26 . Петрушка В. И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. – М.: ПСТГУ, 2005. 27 . Пиккио Р. История древнерусской литературы. – М.: Круг, 2002. 28 . Туницкий Н. Л. Материалы для истории жизни и деятельности учеников свв. Кирилла и Мефодия. – Сергиев Посад, 1918. – Вып. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приб. 1869. 1. С. 1-11; Иркутская Духовная миссия в 1869 г.//Иркутские ЕВ. 1870. 31-41; Иркутская духовная миссия с 1861 по 1870 г.: Отношение миссии к миссионерскому обществу//Там же. 30. С. 218-224; Иркутская духовная миссия в 1870 г.//Там же. 24-30; Посвящение сестер милосердия//Иркутские ЕВ. Приб. 1871. 42. С. 745-753; Речь по случаю преобразования семинарии и училищ Иркутской епархии//Там же. 1871. 29. С. 585-591; Слово, сказанное в Кяхтинской Воскресенской ц. 30 сент. 1872 г.//Иркутские ЕВ. Приб. 1874. 10. С. 121-126; Слово, сказанное в Покровской Трехсвятительской ц. 1 окт. 1872 г.//Там же. 11. С. 133-140; Слово, сказанное 29 сент. 1872 г. при освящении в Троицкосавском соборе придела в честь Божией Матери «Споручницы грешных»//Там же. 1874. 9. С. 103-109; Сведения об Иркутском отделении миссии за 1866 г.//Тр. православных миссий Вост. Сибири. Иркутск, 1883. Т. 1: (1862-1867). С. 250-316; Об Иркутской духовной миссии: (Извлеч. из епарх. отчета за 1871 г.)//Там же. 1884. Т. 2: (1868-1872). С. 448-461; Речь к преосв. Мартиниану, новопоставленному еп. Селенгинскому, 2-му начальнику Забайкальской духовной миссии//Там же. С. 1-6. Лит.: С. Из записей, веденных при обозрении Иркутской епархии в 1863 г.//Иркутские ЕВ. 1863. Приб. 46. С. 757-763; 47. С. 778-787; Большаков Д. Кр. очерк православного миссионерства по Иркутской епархии с 1861 по 1873 гг.//Там же. 1873. 40. С. 631-636; Грозин П., свящ. Речь при отпетии высокопреосв. архиеп. Парфения//Там же. 9. С. 133-135; Гурий (Буртасовский), иером. Речь, сказанная на погребении в Бозе почившего архиеп. Иркутского Парфения 25 янв. 1873 г.//Там же. С. 129-132; Записка о ходе болезни и последних распоряжениях в Бозе почившего высокопреосв. Парфения...//Там же. 7. С. 85-102; М. Л. Мои воспоминания о высокопреосв. Парфении//Там же. 31. С. 519-526; он же. Памяти высокопреосв. Парфения//Там же. 26. С. 459-461; Некр.: Архиепископ Парфений//Херсонские ЕВ. Приб. 4. С. 70-71; Последние дни жизни высокопреосв. Парфения, архиеп. Иркутского и Нерчинского//Изв.

http://pravenc.ru/text/2579085.html

Возражения высокопреосвященного автора против атрибуции еп. Кириллу II Ростовскому сочинений, содержащих имя Кирилл в заглавии, совершенно обоснованы. Тексты, достоверно принадлежащие еп. Кириллу II, неизвестны в настоящее время (Словарь книжников. Вып. 1. С. 223–225; Никольский Н. К. К вопросу о проповедях Кирилла II, епископа Ростовского//Библиографическая летопись. СПб., 1914. Т. 1. С. 122–124). Об авторстве сочинений, содержащих имя Кирилл в заглавии, см.: Сухомлинов М. И. О псевдонимах в древнерусской словесности//Изв. АН по РЯС. СПб., 1855. Т. 4. Стб. 117–159. 3; Петухов Е. В. К вопросу о Кириллах — авторах в древней русской литературе//Сб. ОРЯС. СПб., 1887. Т. 42. С. 3–18. 3. С тех пор количество поучений, достоверно атрибутируемых свт. Серапиону Владимирскому, осталось прежним. Позднейшие издания их текста и библиографию работ о нем см.: Словарь книжников. Вып. 1. С. 389–390. Позднее вопрос об авторстве сказания осложнился тем, что исследователям стали известны тексты, где в заглавии стоит имя еп. Иоанна; окончательно проблема авторства сказания не решена и по сей день (Словарь книжников. Вып. 1. С. 414–415), хотя более вероятно, что это сочинение принадлежит Андрею (Ключевский. Древнерусские жития. С. 146–147). Наиболее подробно вопрос о редакциях и списках памятника рассмотрен Н. И. Серебрянским (Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 108–141). Об изданиях памятника см.: Словарь книжников. Вып. 1. С. 416. Уже В. О. Ключевский установил, что в дату перенесения мощей при публикации жития вкралась ошибка: в рукописи означен не 1274 (Sjnb), а 1474 г. (Sцnb) На более позднее время, чем XIII в., указывает и именование Ростовского владыки архиепископом (титул «архиепископ» употребляется со времени свт. Феодора Ростовского — ок. 1390 г. (Ключевский. Древнерусские жития. С. 23–24). Памятник известен в двух редакциях, которые датируются не ранее посл. четв. XV в. (Ключевский. Древнерусские жития. С. 23–26; Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 276–280). Позднее стало известно также поучение митр. Феогноста, сохранившееся в списке 1414–1415 г., сделанном в Кашине, в составе сборника толкований, называемом «Книга Кааф» (ГИМ. Музейн. 4034) под заглавием «Поучение Феогноста, митрополита всея Руси, душеполезное и спасенное, к духовным чадом, нашим правоверным крестьяном, от Божественных писаний о смиренолюбьи, яко не подобает играти и смеятися крестьяном, и якоже недостойни приходят к Божественным Тайнам — в муку себе не в терпеливую въвергуть, и како подобает чтити Честнаго и Животворящаго Креста» (нач.: «Взлюблени, многождо помянух вашей любви...»).

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

В 2004-2005 гг. за счет гос. бюджета были отреставрированы Крестовоздвиженская ц. и часть монастырского корпуса. Корпус представляет собой симметричное прямоугольное в плане здание, церковь находится в подкупольной части верхнего этажа. 21 июля 2005 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Крестовоздвиженском храме торжественно передал епархии т. н. Ватиканский список Казанской иконы. Уже с 2005 г. при Крестовоздвиженском храме действовала муж. монашеская община, решением Свящ. Синода от 27 дек. 2007 г. К. м. был официально возобновлен как мужской. К 2012 г. в обители проживало 8 чел., наместник игум. Питирим (Рыбанин). Мон-рю переданы настоятельский и Никольский корпуса, здания гостиницы и просфорной, а также территория бывш. табачной фабрики. Арх.: НАРТ. Ф. 4 (Казанская духовная консистория); Ф. 484 (Казанский Богородицкий мон-рь); РГАДА. Ф. 281. ГКЭ (Казань). 13/6421; Ф. 396. Оп. 2. Д. 410. Л. 79-79 об. Ист.: Покровский И. М. К истории казанских мон-рей до 1764 г.//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. 1902. Т. 18. Вып. 1/3. С. 1-80 (отд. паг.); Ермолаев И. П. Казанский край во 2-й пол. XVI-XVII вв.: (Хронол. перечень док-тов). Каз., 1980. С. 30; Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв. М., 1995. С. 237; Повесть о явлениях и чудесах Казанской иконы Богородицы//БЛДР. 2006. Т. 14. С. 24 -52. Лит.: Рыбушкин М. С. Краткая история г. Казани. Каз., 1848. 2 ч.; Платон (Любарский), архим. Сб. древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868; Малов Е. А., прот. Казанский Богородицкий девичь мон-рь. Каз., 1879; Сергий (Василевский), архим. Высокопреосв. Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий, и его время. Каз., 1888. Т. 2. С. 171-190; Загоскин Н. П., ред. Спутник по Казани. Каз., 1895; Богословский Г. К., свящ. Справочная книга для Казанской епархии. Каз., 1900. С. 515-519; Сосунцов Е. Ф. Краткое ист.-стат. описание школ церковно-приходских и грамоты г. Казани и Казанского у.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010