11. Прил. С. 3-40; Отзыв на работу Глубоковского Н. Н. «По вопросам Духовной школы (сред. и высш.) и об Учебном комитете при Св. Синоде». Каз., 1907; Стихотворная челобитная Господу Богу рус. солдат в Крыму//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. Каз., 1907. Т. 23. Вып. 3. С. 245-248; Казанские татары. Каз., 1910. Изд.: Записки Василия Лужинского, архиеп. Полоцкого. Каз., 1885; Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в б-ке КазДА. Каз., 1881-1898. 3 ч.; Письма Н. И. Ильминского к крещеным татарам. Каз., 1896 (совм. с А. А. Воскресенским); Письма Н. И. Ильминского к обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву. Каз., 1898. Лит.: Корсаков Д. А. Рец. на «Руководство к рус. церковной истории»//ЖМНП. 1886. Ч. 2. С. 60-82; он же. П. В. Знаменский: (По поводу исполняющегося 50-летия его научной деятельности)//Там же. Н. с. 1911. 1. Отд. 4. С. 30-38; Знаменский П. В. История КазДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1892. Вып. 2. С. 137-142; [Библиогр. тр. до 1896 г.]//ПС. 1897. Ч. 2. 12. С. 706-709; Терновский С. А. Ист. записка о состоянии КазДА после ее преобразования: 1870-1892. Каз., 1892; Знаменский П. В.//ЭС. Т. 24. С. 618; Прощание корпорации Казанской академии с П. В. Знаменским//ПС. 1897. Ч. 2. 12. С. 698-709; А. С. Знаменский П. В.//ПБЭ. Т. 5. Стб. 720-724; Покровский И. М. К кончине заслуженного ординарного проф. КазДА П. В. Знаменского: [Некр.]//ПС. 1917. 3/5. С. 1-50; Харлампович К. В. Историк-художник: [Некр.]//Изв. Сев.-Вост. археол. и этногр. ин-та. Каз., 1920. Т. 1. С. 59-105; Сенько П. Н. Русские церк. деятели - члены АН. СПб., 1995. С. 162-163; Соловьев И. В. Проф. П. В. Знаменский как историк Рус. Церкви// Знаменский П. В. История Рус. Церкви: Учеб. рук-во. М., 20009. С. 3-9; Куницын Б. М. Нестор-летописец казанской alma mater: [О переписке с Н. С. Лесковым]//Республика Татарстан. 2005. 159/160(25495). 11 авг. [Электр. ресурс: он же. Казанский адресат Н. С. Лескова//Эхо веков. Каз., 2006. 1. С. 133-145; Черная сотня: Ист. энцикл. (1900-1917)/Сост.: А. Д. Степанов, А. А. Иванов; отв. ред.: О. А. Платонов. М., 2008. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/199943.html

52 . Парфений, схимник. О молитве Иисусовой. Изд. обители Благовещения Богородицы настоятеля схимонаха Парфения 1912. 53 . Пархоменко Константин, свящ, Пархоменко Е. О молитве. СПб.; М. 2003. 480. [Популярные беседы]. 54 . Позов А. С. Логос-медитация древней Церкви (Умное делание). Мюнхен 1964. 163. Воронеж 1996. 184. 55 . Рафаил, архим. Размышление о молитве. М. 1891. 32. 56 . Сборник о молитве Иисусовой. Сортавала 1936. 57 . Сборник о молитве Иисусовой. М. 1994. 560. [Сод.: Умное делание... Сост. игумен Харитон 2 .65). Сборник о молитве Иисусовой 2 .56)]. 58 . Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу и истолкование Молитвы Господней словами святых отцев. М. 1881. 601. 1909. 6 (июнь). 183–184. под измененным названием: Святые отцы о молитве и трезвении. Сост. святитель Феофан Затворник М. 1997. [Этот сб-к святитель Феофан называл «сокращенное Добротолюбие " ]. 59 . Серафим, архим. Наша молитва . София 1993. пер.: София 1994. 254. 60 . Серафимо-Дивеевское молитвенное правило. М. 1993. 63. 61 . Скурат К. Е. Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования. Клип 1999. 172. 62 . Солдаткин С. В. Структурно-функциональный анализ мистической практики «умного делания»//Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. 1997. 1. 113–116. 63 . Сотницы. Ярославль. Б.г. 289. [Сб-к выдержек, упорядоченных по «сотницам» из творений древних аскетов ( Антоний Великий , Исаак Сирин , Симеон Новый Богослов , Макарий Египетский , Иоанн Лествичник , Исайя Отшельник), а также рус. подвижников ( Феофан Затворник , Игнатий Брянчанинов , Амвросий Оптинский ). Темы выдержек – все стороны и составляющие Умного делания]. 64 . Тихон, инок. О молитве и посте//ВРЗПЭ 1991. 6. 17–24. 65 . Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей. Сост. игумен Валаамского монастыря Харитон. Изд. Валаамского монастыря. 1936. 298. СТСЛ 1992. 2 Мадрид 1974. 3 М. 1994. 4 М. 1998. 352. пер.: The Art of Prayer. An Orthodox Anthology/Igumen of Valamo Chariton (Compiler), [et al.]. Transl. Kadloubovsky E., Palmer E. M. Ed., Introd. by Timothy Ware. L. 1966. 287. 2 1997. пер.: Chariton, hiéromoine de Valamo. L " art de la prièrë anthologie de textes spirituels sur la prière du coeur/Prés. par Archimandrite Kallistos Timothy Ware. Bellefontaine 1976. 393. (Spiritualité orientale. 18). Bellefontaine 1988. 297. пер.: Caritone di Valamo. L " arte della preghiera/Pref. ed. ital. Enzo Bianchi. Pref. ed. ingl. T. Ware. Torino 1980; 3 Torino 2000. 289. пер. в 2-х тт.: см. 13 .69. [Ставшая классич. источником по Умному деланию, систематизир. антология текстов, отличающаяся чрезв. удачным, глубоким отбором. Наряду с широко изв. авторами, включает ряд ценных, гор. менее изв. текстов валаамских подвижников].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

П. собр. р. лет. 2. 3, 115, 375 Св. Симон в первой части своего послания говорит: «Якоже во Отечнице писано...», а в конце сказания о князе Святоше: «Но что пишет блаженный Иванн, иже в Лествицы». Поликарп в начале сказания о пр. Марке печернике упоминает о древних святых, которые описали жития и чудеса отцев, «иже есть Патерик... еже мы почитающе наслажаемся духовных тех словес». «Из всех любя часто почитати учение преп. Ефрема, и великаго вселенныя учителя Иоанна Златоустаго, и Феодосия Печерскаго, бывшаго архимандрита всея Русии, вся же святых Богодохновенных книг жития их и словеса проходя и внимая почиташе...» И далее: «Достойно же есть и зде помянути слово, яже от жития пр. Савы и о патриархе Иерусалимстем Илии...» Еще далее: «Пишет бо в Златых Чепех всея вселенныя святых отец, яко бысть некий отец от преподобных...» Спустя немного: «И се есть подобно помянути повесть некоего отца духовна к сыну духовну...» Сухомлинов. Замечан. о сборниках, изв. под названием «Пчел», в Изв. II Отд. импер. Акад. наук. Т. 2. С. 222–231 Архим. Савв. Указат. для обозр. Моск. Синод. библ. С. 156, 191, 193, 218, М., 1858 Горск. и Невостр. Опис. рукоп. Синод. библ. 2. 1. С. 141; 2. 2. С. 44, 409 Лавровск. Опис. семи рукоп. импер. Публ. библ., в Чтен. Москов. истор. общ. 1858. 4. 24 Бодянск. О врем. происх. славян. письмен. 42. М., 1855 Срезневск. Древн. памятн. русск. письма и языка. 164, 165, 200 Они находятся уже в Кормчей XIII в., которая первоначально положена была в новгородском Софийском соборе «на почитание священником и на послушание крестьяном», как сказано в предисловии ее, и хранится ныне в Московской Синодальной библиотеке. 82 . А потом встречаются и во многих других Кормчих. Мы пользовались, кроме списка, напечатанного с пропусками (Памятн. российск. словесн. XII в. С. 173 списками рукописных Кормчих: Рум. муз. 231. Л. 314 238. Л. 392 и Новг. Соф. библиотеки. 437. Л. 312 . Последний список неполный. В некоторых рукописных сборниках эти записанные Кириком канонические ответы встречаются только в отрывках, иногда даже без его имени и в соединении с другими правилами неизвестного происхождения, например — в сборн. моей библ. 9. Л. 51 и сборн. библ. СПб. Дух. Акад. 129. Гл. 30 под заглавием: «Правило св. апостол и отец» Записки Кириковы изложены и у Герберштейна, но только в сокращении и не всегда верно (Rer. Moscovit. Commentar. 25. Francof., 1600 Кто был сам Кирик? В записках он представляется священником или иеромонахом (печатн. С. 175 Но одно ли он лицо с тем иеродиаконом и доместиком новг. Антониевой обители, который еще в 1137 г. написал краткое сочинение о пасхалии, решительно сказать не можем .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

(Гражд. 1882–83 г.) 38) Я купец. Из воспоминаний загорского грека. (Рус. Вестн., кн. 8) 39) «Раззоренное гнездо». Рассказ для детей А. Сливицкого. Критико-библиогр. заметка (Москов. Ведом.) 40) «Перелом“ В. М. Маркевича. Критико-библиогр. заметка. (Москов. Ведом.) 41) «Современные церковные вопросы». Т. И. Филиппова. Критико-библиогр. зам.(Совр. Изв.) 1883 год 42) Записки Ф. П. Леонтьевой (Рус. Вестн., кн. 10 и 12; 1884 г. кн., 2) 43) Страх Божий и любовь к человечеству. По поводу рассказа гр. Л. Н. Толстого «Чем люди живы». (Гражданин) 44) Письмо к П. Е. Астафьеву. По поводу его книги «Психический мир женщины». (Гражданин) 45) Т. И. Филлипов и От. Склобовский (Письмо в ред. Гражданина) 46) Пасха на Афонской горе. (Русь). 47) Два представителя индустрии. (Гражданин) 1884 год 48) Консульские рассказы. (СПБ. Ведомости 325) 49) Разбойник Сотири. Рассказ. (Нива, 19–21) 1885 год 50) Ядес. Рассказ. (Нива, 26) 51) Священник-убийца. Рассказ. (Голос Москвы, 122) 52) Поединок. Из воспоминаний русского. (Нива, 41) 53) Арестованный. Рассказ. (Нива, 49) 1887 год 54) Записки отшельника. Невольное пробуждение старых мыслей и чувств. Сочувствие и содействие. Мой исторический фатализм. Судьба Бисмарка и недомолвки Каткова. Моя мать об Императрице Марии Феодоровне. (Гражданин. 33, 41, 44, 45, 47, 53, 54, 60, 61, 64, 67; прилож. 6–7) 1888 год 55) Тургенев в Москве (1851–1861 гг.). Из моих воспоминаний. (Русск. Вестн., кн. 2–3) 56) Записки отшельника. Два графа. «Анна Каренина» и «Война и Мир“. Владимир Соловьев против Данилевского. Национальная политика как орудие всемирной революции. Плоды национальных движений на православном Востоке. (Гражданин. 15, 19, 24, 28, 33, 37, 40, 99, 102, 105, 107, 112, 115, 120, 128, 137, 140, 147, 152, 256, 258, 261, 262, 265, 269, 272, 275, 279, 306, 311, 315, 327, 331, 334, 338, 342, 349, 353, 354, 363) 57) Осада Керчи. (Совр. Изв.) 58) Две избранницы. Роман. (Россия) 1889 год 59) Плоды национальных движений на православном Востоке. (Гражд., 7, 13, 41, 45) 60) Кстати и не кстати. (Письмо А. А. Фету по поводу его юбилея). (Гражд., 80, 81, 83) 61) Воспоминания об Архимандрите Макарии, игумене русского монастыря св. Пантелеймона на горе Афонской. (Гражд. 191, 192, 196, 207, 211, 243, 246) 1890 год 62) Добрые вести. (Гражд., 81, 83, 87, 95) 63) Ошибка Г. Астафьева. (Гражд. 144, 147) 64) Анализ, стиль и веяние. Крит. этюд о романах гр. Л. Н. Толстого. (Рус. Вестн., кн. 6–8) 65) По поводу моих статей «Анализ, стиль и веяние». (Гражд. 157, 158) 66) Какой Успенский – Глеб или Николай. (Гражд. 190) 1891 год 67) Рассказ моей матери об Импер. Марии Феодоровне. (Рус. Вестн., кн. 4–5) 68) Над могилой Пазухина. (Гражд. 64–67) 69) Славянофильство теории и славянофильство жизни. (Гражд. 99, 100) 70) Достоевский о русском дворянстве. (Гражд. 204, 205, 206) 71) Оптинский старец Амвросий. (Гражд. 305, 313) 72) Из воспоминаний консула. Рассказ. (Рус. Вестн., кн. 11) 73) Письма Леонтьева а) К С. Васильеву. (Рус. Обозр. 1893 г.. кн. 1)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

г) Вяземский П. И. кн. Обзор московских книгохранилищ. СПб, 1877. 82 . Муром. Благовещенский, на Старом Городище, монастырь. Строев И. М. Библиологический Словарь. 33 . Николаевский Вяжицкий монастырь, близ Новгорода. Строев И. М. Библиологический словарь. 34. Николаевский Корельский монастырь, в 34 в. от Архангельска. Строев И. М. Библиологический словарь. 35. Нилов Столбенский монастырь, Бл. Осташкова, Тверской губ. Строев И. М. Библиологический словарь. —22— 36. Новгород. Духовная Семинария. Строев И. М. Библиологический словарь. Софийский собор. а) Куприянов И. К. Исторический очерк Софийской библиотеки. Изв. Акад. Наук, т. V, 1856. б) Куприянов И. К. Обозрение пергаментных рукописей Новгородской Софийской б-ки. Изв. Акад. Наук, т. V, с. 367–71, Т. VI, 1857, вып. I, с. 34–66; вып. VI, 276–320, и отдельно, 1857 г. СПб. в) Куприянов И. Описание замечат. Псалтири. ЖМНПр. 1855, т. LXXXVIII. г) Смирнов Ф. Описание 24-х рукописных сборников Новгородской Софийской Б-ки XVI в. СПБ. 1865 г. Летописи занятий Археографической Комиссии, в. III, с. 1–106 (Описание перечневое). д) Тиханов П. Н. Каталог российских рукописных книг, находящихся в б-ке новгородского Софийского собора. СПб. 1881. Изд. Общ. Люб. Древн. Письмен. XII. е) Куприянов И. Указание на некоторые рукописи Новгородских церквей и монастырей. ЖМНПр. 1853, 12, с. 122–130, и отд. Спб. 1853. ж) Арх. Макарий. Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях. М. 1861. Чтения ОИДР. 1861, кн. 2, 1–40. 37. Н.-Новгород. Духовная Семинария. Викторов А. Е. Описи… Северной России. Благовещенский монастырь. Викторов А. Е. Описи... Северной России. 38. Новоторжский Борисо-Глебский монастырь. Викторов А. Е. Описи... Северной России. 39. Нежин. Историко-филологический Институт. a) Петухов Е. В. Заметки о некоторых рукописях. хранящихся в б-ке Историко-филологического Института кн. Безбородко. Киев, 1895. См. т. XV Известий Историко-филол. Института кн. Безбородко в Нежине. (Неб. собр. ркп. C. П. Шевырева).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рожков. Ук. соч. С. 374. Там же. С. 25; Васильев А. К истории землевладения в Свияжском уезде, в: Изв. Каз. 12 (1894). С. 605, 608. Ср.: Перетяткович. Ук. соч. (1877). С. 21. Другой монастырь в Свияжске, Успенский, имел большие доходы благодаря беспошлинной торговле солью. ААЭ. 1. С. 382. У Троице-Сергиева монастыря тоже были вотчины в Понизовье, в 1593/94 г. у него в Казанском уезде было 1275 десятин одной только пашни, 3125 десятин леса и 41 десятина выгонов. Рожков. Ук. соч. Казанский Зилантов монастырь с 1552 по 1598 г. значительно расширил свои владения. Любопытно, что владения монастыря росли благодаря умелому хозяйствованию на заброшенной земле, которая раньше версталась в поместья казанским служилым людям. Грамоты Зилантова монастыря. С. 270, 278, 281–285; АИ. 1. 191; Рыбинский. Краткая история города Казани. 1 (1898). С. 48. Ср. примеры таких договоров Покровского монастыря в Тетюшах с крестьянами, в: Акты. Изд. С. Мельниковым. 1 (1859). 27, 31–37. Например: РИБ. 14. 275 или 302; ср.: Дьяконов. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси (1912. 4-е изд.). С. 105. О разных порядных записях, например на Севере, см.: Богословский. Земское самоуправление. 1; Дьяконов. Очерки (1898). С. 163–165. Ср. также: Греков. Крестьяне на Руси. С. 725. А также: Акты, относящиеся к истории тяглового населения. Изд. М. Дьяконовым (1897). 1. Как утверждает Ключевский. Курс. 1 (1906). С. 24. Последствия Смуты сказались больше в западных уездах Понизовья — в Арзамасском, Алатырском и Свияжском. Платонов. Очерки. С. 329, 513; ср. также послание митрополита Ермогена (от 24 декабря 1606) в: ААЭ. 2. 61 и воеводы Г. Г. Пушкина. Там же. 160; а также: ААЭ. 2. 104, 144, 149, 156; АИ. 2. 112, 113, 141, 145. Подробности см. в: Веселовский С. Семь сборов запросных и пятинных денег в первые годы царствования Михаила Феодоровича, в: Чтения (1909). 1. С. 150; Готье. Замосковный край (1906). С. 213, 230; Никольский. Ук. соч. 1. 2 (1910). С. 261, 266. За время Смуты возникло даже пять новых монастырей: Зверинский.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

В. И. Григоровичем в Мариинском (Пресв. Богородицы) ските на Афоне и после смерти Григоровича поступило вместе с другими его рукописями в Московский Публичный и Румяпцевский Музей 1689). Писано на толстом, грубом пергамине, в 4-ку, на 171 л. по 31 строке на странице, тщательным почерком. Текст Евангелия неполон, недостает: ( Мф.1–6:15 ; Ин.1:1–23, 21:17–25 ). Утрачен также писанный кириллицей месяцеслов, от которого сохранился только небольшой клочек. Два листа ( Мф.5:24–6:15 ) принадлежали Миклошичу в Вене. На полях рукописи, с боков, вверху и внизу, кроме глаголических, большею частию стертых, читаются приписки кирилловские позднейшего времени (XII–XIII) с означением содержания еванг. чтений, зачал и пр. Сохранившиеся начальные страницы отдельных евангелий украшены состоящими из перевитых и покры- тых красками лент и жгутов, заставками и большими заглавными литерами. Такие же заставки находятся и в начале сохранившихся оглавлений при евангелиях Марка, Луки и Иоанна, а в конце оглавлений начертанныя пером, грубой позднейшей работы, может быть, современной кирилловским припискам, изображения названных евангелистов. Правописание юсовое, с следами влияний сербского языка. По Ягичу, Мариинское евангелие в теперешнем его виде должно быть боснийско-далматинскаго происхождения (Сбор. Отд. рус, яз. и слов. Ак. Н. 33, стр. 141). Подробное описание его – в Изв. 2-го Отд. Ак. Н, т. 2, 242–246 (статья В. И. Григоровича) и в Древн. глаг. пам. И. Срезневскаго , стр. 21–115. Шафарик, Рат. hlah. pisemn. VIII–IX и 47–50. Miklosich, Slav. Bibliomhek, 1851, Wien, I, 261–263. Издано сполна в 1883 г, под заглавием: Памятник глаголической письменности. Мариинское четвероевангелие с примечаниями и приложениями. Труд И. В. Ягича. Изд. Отд. рус. яз. и слов. Импер. Ак. Наук, Спб., 1883, ХХ–607. Недостающее в Мариинском Евангелии ( Мф.1–5:24 ) заимствовано Ягичем из Дечанскаго четвероевангелия XIII в. юсового письма, рукоп. Импер. Публ. библиотеки. Издание Ягича состоит из трех частей: 1) введения, где излагается история открытия и постепенного изучения памятника, 2) текста четвероевангелия, с подстрочными к нему примечаниями и разночтениями из шести списков: Евангелия Зографскаго, Ассеманиева, Саввина, Остромирова, Никольского а.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

1-й. 22) Его же. Историческая монографии и исследования т. 1-й и Северно-русские народоправства 1–2 т. 23) Корсаков. Меря и Ростовское княжество. 1872. Казань. 24) Еп. Филарета. История русск. церкви 1–3 т. 25) Его же. Жития русских святых. 26) Макария митроп. История русск. церкви. Т. III и IV. Спб. 1866 г. 13) 27) Голубинского Ев. Евст. История русск. церкви т. 1-й и 2-й 1880–1881 г. 28) Диева в изд. Титова. Ростовская иерархия 1889 г. 29) Гр. А. С. Уварова. Меряне и их быт по курганным раскопкам. Τρ. I Арх. съезда. 30) Ключевского. Жития святых, как исторический источник 1871 г. 31) Сергиевича. Вече и князь. 32) Затыркевича. О влиянии борьбы между народами и сословиями на образование русского государства. Чт. Общ. ист. и др. 1873 г. 33) Тихонравова. Владимирский сборник 1857 г. 34) Доброхотова. Древний город Боголюбов. 35) Тихонравова и Артлебена. Древности Суздальско-Владимирской области, сохранившиеся в памятниках зодчества. Вып. 1-й. XII век. Влад. 1880 г. 36) Прот. А. И. Виноградова . История Владимирского Успенского собора 2-е изд. 1891 г. 37) Забелина И. Е. О начале Москвы. Древности т. 1–2. Его же. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. Археолог. Изв. и Зам. 1895 г. 2–3. 2 Когда великий князь Андрей выслал своих младших братьев из Ростов.– Суздальской земли, летописец замечает: «Се же сытвори хотя самовластец быти всей земли Суждальской и Ростовской». Когда Мстислав оказал явное неповиновение Андрею и оскорбил его посла, южный летописец, не понимая огорчения Андрея, говорит: Андрей «исполнися высокоумья, разгоревся велми, разжегся гневом... толик умник сы, во всех делах добль сы и погуби смысл свой невоздержаньем, распалився гневом». 5       Вот напр. финские названия некоторых местностей, рек и озер древней Ростов.-Суздал. области, сохранившиеся доселе: рек–Нерль, Гда, Сулость, Ишна, Мокза, Войга, Кисьма, Чемузье, Шиголость, Рума и др.; озер – Караш, Ягорба, Исехра и др.; сел–Чучеры, Пужбал, Вашка, Брема, Маймор и др. 6 Подобные браки русских князей на половчанках были не редкость в XI, XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Тихомиров. Ук. соч. С. 151. Историч. акты Спасского мон. 3. С. 77–85; Никольский. Ук. соч. 1. 2. Приложение «Д». Доброклонский. Ук. соч. С. 74. Приходно-расходные книги Болдинского мон., в: РИБ. 37. С. 20–22, 36–38, 43–46, 64–69 и др. Ключевский. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае, в: Моск. унив. Известия. 1866/67. 7. С. 574; а также в: Опыты исследования (1913). Савич. Главнейшие моменты. С. 55. Например, Солотчинский монастырь в Рязанском уезде: Доброклонский. Ук. соч. С. 89–93; или Болдинский монастырь в Смоленской земле: РИБ. 37. С. 188, 192, 219, 240 и др., а также Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде: РИБ. 2. 51; ср.: Акты Коряжемского монастыря, в: ЛЗАК. 23 (только описание актов). Сторожев. Монастырское землевладение на Вологде, в: Сборник в честь В. О. Ключевского (1909). С. 362, 366. Там держали свои лавки и дальние монастыри. Уже в конце XV в. Кириллов монастырь ежегодно закупал в Вологде не менее 2400 пудов зерна. ААЭ. 1. 126, ср. 283; Никольский. Ук. соч. 1. 1. Отд. «Д». С. 248. У монастыря в разных городах были лавки по продаже соли. ААЭ. 1. 378; в 1566 г. только в одной лавке в городе Дмитрове монастырь продал до 10000 пудов соли. Там же. 271; ср.: Макарий. 8. 2-е изд. 8. С. 267. В собраниях документов (АИ, ААЭ, СГГД) содержится обширный материал по этому вопросу; ср.: замечания Хенслера о торговой деятельности монастырей, в: Чтения. 1874. 4. С. 24. О монастырской торговле в Астрахани: АИ. 1. 193; а также: Кулишер. История русского хозяйства. 2 (1925). С. 324. Троице-Сергиев монастырь, например, вывозил в Астрахань муку, которая мололась на его мельницах из его собственного зерна. Готье. Ук. соч. С. 537. Макарий. 2-е изд. 7. С. 41. Ключевский. Хозяйственная деятельность Соловецкого мон., в: Опыты и исследования. С. 11; Савич. Соловецкая вотчина (1927). С. 148. О земельных владениях монастыря см.: Богословский. Ук. соч. 1. С. 73–75. Ключевский. Ук. соч. в: Опыты. С. 36 (в: Моск. унив. Изв. 7. С. 574). Об объеме соляной торговли монастыря говорят следующие данные: в 1588 г. в Вологду был отправлен 81201 пуд, в 1598 г.— 92990 пудов, в 1608 г.— 123137 пудов. Савич. Ук. соч. С. 148. В Вологде монастырь покупал самое разное зерно, которое на тех же судах доставлялось в монастырь. Так, в 1608 г. монастырь закупил 15000 четвертей ржи для собственного потребления, в это время у него было 827 постоянных и 286 сезонных работников. Там же. С. 110, 142, 154, 213, 221.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

СПб., 2015. С. 99-104. Арх.: Частн. собр. Л. А. Правдолюбовой: Правдолюбов А., прот. Песнопения архиерейского служения. Соч. 2. 3, 6 (2 напева «Тон деспотин»). Изд.: Львов А. Ф. Духовные сочинения. 1-33. СПб., 1847-1848; Пение на Божественной литургии, совершаемое архиереем («Тон деспотин», Многолетие (похвала), «Ис полла»); «Многая лета» греч. расп. из Обихода//Благодарное молебное пение и молебное пение ко Пресв. Богородице: Для 4 муж. голосов/Гармонизация обычных и обиходных напевов М. Р. Щиглева. СПб., 1897; Кленовский Н. С. Песнопения на литургии св. Иоанна Златоуста: Груз. (кахетинского) расп.: Для смеш. хора: М., 1901. С. 47-48; Панченко С. В. Песнопения к чину выноса Креста: Для смеш. хора: Op. 25. М., 1903. 6; Варгин К. К. Литургия св. Иоанна Златоуста: Для смеш. хора. М., 18; Церковно-певческий сборник. СПб., 1901. Т. 2. Ч. 2. 115-119: «Тон деспотин» (И. И. Смирнов, А. Ф. Львов и без авт. (3 варианта)), 121, 123, 125-129: «Ис полла» (Д. С. Бортнянский (2), А. Ф. Львов (2), без авт. (3)), 145: «Господи, спаси благочестивыя» и похвала (И. И. Смирнов); 177-184: «Многая лета» (Д. Н. Соловьев, Д. С. Бортнянский (2), прот. П. Турчанинов, свящ. В. Старорусский, С. В. Смоленский (2), без авт.); Многолетны и «Спаси, Христе Боже»//Обиход нотного пения по древнему расп., употребляемому в... Соловецком мон-ре. М., 1912. Ч. 3. 87; Сидельников Г. И. Духовно-муз. соч. Баку, 1912. 7: «Тон деспотин»; Обиход церковного пения Синодального хора/Под ред. А. Д. Кастальского. М., 1914, 1999р. Ч. 2. С. 36, 38, 44 («Тон деспотин», «Ис полла эти, деспота»), 57-58 («Многая лета» Д. С. Бортнянского, А. Д. Кастальского, В. Титова); Сборник духовно-муз. песнопений: Для малого смеш. хора/Изд.: П. М. Киреев. Вып. 16: Венчание/Под ред. Н. Д. Лебедева. Пг., 1915. 23, 24 (перелож.: Н. Д. Лебедев, С. И. Давыдов); Народное образование. Пг., 1915. Май - июнь. Нотн. прил. (П. П. Мироносицкий); Нафанаил (Бачкало), иером. «Многая лета». М., б. г.; Финдейзен Н. Ф. Петровские канты//Изв. АН СССР. Сер.

http://pravenc.ru/text/2563872.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010