Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Усекновение главы Иоанна Предтечи: почему день циничного убийства отмечают как праздник? 4 мин., 11.09.2023 11 сентября у православных христиан строгий пост. Даже в воскресенье. Это странный на первый взгляд праздник — день, нет, даже не казни, а циничного убийства человека, которого сами его убийцы признавали святым, пророком, передающим людям волю Бога, в которого они верили. И не из мести или из принципа, а так, в пьяном кураже, из злобного каприза. Убийца поневоле? Иоанн Креститель самый чтимый в христианском мире святой после Девы Марии. В истории его мученической кончины, рассказанной евангелистами Матфеем (Мф 14: 1–12) и Марком (Мк 6: 14–29), веками черпало вдохновение все европейское искусство. Сын священника Захарии и праведной Елизаветы из Хеврона, по материнской линии родственник Иисуса Христа, он, много лет живя отшельником в пустыне, готовился к исполнению своего призвания, а потом, повинуясь ему, пошел проповедью готовить народ к принятию Христа и завершил свое пророческое служение крещением Спасителя. А потом правитель Галилеи Ирод Антипа посадил пророка в тюрьму за то, что тот обличил его, царя, в блуде. Кто вообще такой был этот Ирод Антипа? После смерти Ирода Великого (того самого, при котором родился Иисус и произошло «избиение младенцев») римляне разделили территорию Палестины на четыре части, и Ирод Антипа получил в управление от императора Августа Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Но Ирод бросил ее и открыто жил с Иродиадой — женой своего родного брата Филиппа. Читайте также: Иоанн Креститель: почему он был так известен во времена Христа и что значит «Предтеча» Впрочем, всерьез причинять зло Иоанну Ирод вовсе не хотел: боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался, боялся народа, который любил святого. И все-таки он отдал приказ обезглавить Иоанна — просто неудобно стало перед гостями, на глазах у которых он поклялся исполнить любое желание понравившейся ему танцовщицы, а та пожелала голову Крестителя на блюде. Жертвы добродетели

http://foma.ru/useknovenie-glavy-ioanna-...

Скачать epub pdf Нам трудно представить себе, с какой волнующей надеждой, с каким предвкушением радости о Боге ожидали избранные Божии – в тиши, в безвестности, в молчаливом трепете – святых знамений Божиих о пришествии Отрока, о Ком написано у пророка Исаии: Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя ( Ис.42:1 ). Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам, владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела ( Ис.9:6–7 ). Знали из Писаний о таинственном времени, когда – волк будет жить вместе с ягненком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому ( Uc. XI:6–7 ). Благочестивые среди иудейского народа устремляли свой духовный взор в это грядущее, для них самих скрытое за таинственными, символическими образами. Но не только ждало иудейство. Этим ожиданием жил мир языческий – более чуткие из римлян, греков и среди народов Востока. Об этом говорят многие литературные памятники того времени. Шестьдесят две «седмины» от указа Артаксеркса о восстановлении Иерусалима до «Христа Владыки», «когда будет предан смерти Христос», как об этом написано в пророчестве Даниила ( Дah. IX:25 ), близки были к завершению. Мир продолжал жить своей жизнью – суетливой, нечестивой, привычной. Иудейский народ бессильно склонял голову под римским владычеством. Беззаботно жил сегодняшним днем Рим, владевший миром, знавший, что его покой охраняют римские легионы. Рыдали матери иудейские в Вифлееме и окрестностях его о избиении их невинных детей-младенцев. А день уже пришел. Уже исполнилось предсказанное: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Mux.V:2 ). В Вифлееме уже совершилось пришествие Сына Божия на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Стамбул. Церковь Георгия Победоносца. Греческий Вселенский Патриархат на Фенере /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Георгия Победоносца Год основания:Между 1578 и 1941. Адрес: Стамбул, р-н Фенер Координаты: 41.029556, 28.951833 Проезд:Двигаться от центра города вдоль залива Золотой Рог по Abdulezel Pasa cad. Приблизительно по середине между мостами Ататюрка и старым Галатским свернуть налево в переулки. Патриархия находится между улицами Grand Vizier Ali Pahsa str. и Incebel str. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор Святого Георгия Победоносца - православная церковь в Стамбуле, административный центр Константинопольской православной церкви и резиденция патриарха Константинопольского с 1601 года. Является действующим храмом. Церковь находится в районе Стамбула Фатах на европейской стороне города. Ее часто называют также Патриархатом, или Патриаршей церковью, поскольку здесь находится резиденция патриарха. До того, как патриарх Матфей II (1598-1601) избрал собор Святого Георгия местом для своей резиденции, здесь был монастырь для православных монахинь. Церковь пережила несколько реставраций, в том числе после пожаров в 1720 и 1738 годах. В 1821 году здесь был повешен патриарх Григорий V за подстрекательство греков к восстанию в начале войны за независимость. В память о нем главный вход в здание патриархии закрыт до сих пор. В 1980-х годах появились новые административные здания. В начале 1990-х годов при Патриархе Варфоломее собор был отремонтирован и украшен. В церкви много реликвий более раннего периода, чем дата ее постройки. Трон патриарха высотой в четыре метра из дерева грецкого ореха, инкрустированный слоновой костью, датируется обычно временем патриаршества архиепископа св. Иоанна Златоуста (398-404). При этом отдельные элементы на нем относятся к более позднему периоду - например, определено, что надпись на карнизах относятся к 1577 году. Патриарший престол находится ближе к алтарной части по правую руку от входа. Две особенные иконы в правом приделе датируются еще более ранним периодом, чем иконы Святой Софии и Монастыря Хора. Одна из них - мозаичная икона 11 в. Панагия Паммакаристос. Это изображение Божьей Матери, держащей младенца Христа. Ранее она хранилась в древней патриаршей церкви Богородицы Паммакаристы. Из нее же была перенесена в собор Святого Георгия мозаичная икона святого Иоанна Крестителя, также датируемая 11 в. В левом приделе особого внимания заслуживает чудодейственная икона Панагии Фанеромени. Она покрыта золотом и серебром и датируется 14 в. Одна из самых ценных реликвий Патриархата в Стамбуле - это остаток колонны, к которой Христос был привязан во время его избиения римскими солдатами до распятия. Два других элемента колонны сохранились в Иерусалиме.

http://sobory.ru/article/?object=25639

Филяндино. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Автор: Александр Богданов Снято: 6 марта 2016 Добавлено: 13 марта 2016 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Церковь Владимирская. Памятник своеобразно соединяет формы, близкие классицизму (разбивка фасадов, прямоугольные филенки, обрамления окон с сандриками), мотивы барокко (форма алтаря, подвески на сандриках) и древнерусского зодчества (характер пятиглавия). Поздними добавлениями являются западный притвор, западное и боковые крыльца. Объемы, составляющие строго осевую композицию, нарастают по высоте и ширине от западного крыльца, притвора и трапезной к двусветному четверику под крутой четырехскатной кровлей, сильно нависающей над стенами. Со значительным отступом от края на узких граненых шеях поставлены главы с сильно вытянутыми вверх луковицами. Прямоугольный алтарь с мягким скруглением углов вновь уступает четверику по ширине, а по высоте равен трапезной. Его купольную кровлю венчает миниатюрная главка. Боковые фасады четверика в три оси проемов разделены на ярусы широким поясом, почти все поле которого занимает длинная горизонтальная филенка. Различие в характере декора ярусов создает впечатление разновременных частей. Наиболее интересны наличники нижних окон (одинаковые на всех объемах здания), с крупными треугольными подвесками к краям широкого сандрика. Четверик перекрыт сомкнутым сводом с узкими диагоналями. Арка в ширину алтаря отделяет его пространство под коробовым сводом, переходящим в конху с распалубками. Такой же ширины арка ведет в трапезную, перекрытую полулотковым сводом. Клеевая роспись, одновременная храму, возобновлена маслом в кон. 19 в. В северо-западном углу трапезной сохранилась запись: " Живопись повредилась в 1895 г. и возобновлена в 1898 году старанием церковного старосты Петра Стефановича Карпова на средства прихожан " . Заново расписан свод трапезной; сильно записаны композиции на западных стенах четверика и трапезной. Из-за сильных поновлений роспись неоднородна по своей стилистике (например, к барочной живописи восходит сцена " Избиение младенцев " ).

http://sobory.ru/article/?object=06181

Часть первая. Главы I-X Глава I Глава II Об избиении младенцев и возвращении из Египта в Назарет Глава III Глава IV Об учении Христовом Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Часть вторая. Главы XI-XX Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Исцеление бесноватого Глава XVIII Учение Иисуса Христа о том, кто больше в Царстве Небесном, и о соблазнах Притча о заблудшей овце Притча о царе, считающемся с рабами Глава XIX Учение Иисуса Христа о нерасторжимости брака и о безбрачии Беседа Иисуса Христа с богатым юношею и с учениками об опасностях богатства Глава XX Часть третья. Главы XXI – XXVIII Глава XXI Глава XXII Глава XXIII Глава XXIV Глава XXV Глава XXVI Глава XXVII Глава XXVIII Составлено по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII-oro века, ученым монахом Евфимием Зигабеном . Перевод с греческого. Предисловие Евангелисты в надписях назвали Евангелием свое повествование, о чем свидетельствует и Лука, говоря: «понеже убо мнози начаша чинити повесть о извествованных в нас вещех» ( Лк. 1, 1 ). Евангелием (благовествованием) назвали они это повествование, потому что оно возвещает людям «благое», именно, вочеловечение Бога, Божество человека, уничтожение демонов, отпущение грехов, возрождение, усыновление и наследие Небесного Царства. Евангелистами называются не только четыре известных, но также все вместе апостолы, о которых вообще предсказал Исаия, говоря: «коль красны... ноги благовествующих мир, благовествующих благая» ( Ис. 52, 7 ). Но эти четыре названы евангелистами в собственном смысле, так как они благовествовали и передали все в письме, – а все остальные, так как они сделали то же самое без письма. Толкование на Евангелие от Матфея, тщательно составленное Евфимием Зигабеном преимущественно на основании толкования святого Отца нашего Иоанна Златоуста , а отчасти и разных других Отцов Как отлично было бы, если б мы не нуждались в помощи письмен, но жили настолько чисто, чтобы сердца наши служили нам вместо книг и написывались Духом Святым, как книги чернилами. Но так как мы уже отвергли эту благодать, то о, если бы мы больше дорожили и пользовались письменами на то, на что нужно!

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Избиение младенцев (фрагмент). Тинторетто Почему в Церкви убитых вифлеемских младенцев считают святыми? 4 мин., 10.01.2024 Младенцев, убитых по приказу иудейского царя Ирода Великого в Вифлееме и его окрестностях, называют первыми мучениками за Христа. «Мученик» в буквальном переводе с греческого языка означает свидетель, очевидец. Христиане первых веков, принявшие страдания и смерть за веру, и мученики, пострадавшие в другие исторические эпохи, своим твердым и бесстрашным исповеданием, стойкостью и готовностью умереть, но не отречься от Бога свидетельствовали тем самым о присутствии Христа и действии благодати Святого Духа в их жизни — настолько реальном, что на этом фоне меркло все, чем обычно дорожат люди. Здоровье, богатство, слава, даже само физическое существование уже не имели для них никакого значения. Вифлеемские младенцы — согласно евангельскому повествованию, их возраст не превышал двух лет, — конечно, не могли ничего знать о Христе и тем более сознательно свидетельствовать о Нем. Но самим фактом своей смерти — жестокой и несправедливой — они невольно засвидетельствовали пришествие на землю Спасителя мира. Причиной их гибели стали тревога и страх жестокого тирана, узнавшего от волхвов о рождении Того, Кто, как он думал, собирается лишить его престола. Он приказал убить всех новорожденных детей, уверенный в том, что среди них будет и младенец Иисус. И они — невинные и беспомощные — пали первой жертвой той бессильной злобы, которую на протяжении всех последующих веков будут питать ко Христу и Его последователям многие люди, видящие в христианстве угрозу своему комфорту и благополучию. Евангельский эпизод о гибели вифлеемских младенцев, помимо вопроса об их святости, затрагивает еще несколько тем. Так, часто можно встретить точку зрения, что евангелист Матфей выдумал избиение младенцев, поскольку больше ни один евангелист об этом не пишет, нет упоминаний об этом событии и у других его современников. Попробуем разобраться, в чем же тут дело.

http://foma.ru/pochemu-v-cerkvi-ubityh-v...

Скачать epub pdf 6. Обстоятельства рождения Как мы видели, евангелисты Матфей и Лука достаточно подробно описывают события, сопровождавшие рождение Иисуса: поклонение волхвов ( Мф. 2:1–12 ) и пастухов ( Лк. 2:8–20 ), обрезание Иисуса ( Лк. 2:21 ) и принесение Его в Иерусалимский храм ( Лк. 2:22–38 ). События, произошедшие приблизительно через два года после рождения Иисуса, описаны у Матфея: это бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет ( Мф. 2:13–15 ) и избиение младенцев разгневанным царем Иродом ( Мф. 2:16–18 ). Из этих рассказов лишь один имеет параллели в исторической литературе за пределами христианской традиции: об избиении младенцев. Об этом эпизоде упоминается в труде языческого автора Макробия «Сатурналии», где рассказывается об императоре Октавиане Августе: «Так как он услышал, что среди мальчиков-двухлеток, которых приказал истребить в Сирии царь иудеев Ирод, оказался даже его сын, сказал: лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Конечно, можно предположить, что Макробий, неоплатоник, живший в V веке, узнал об избиении младенцев Иродом из христианских источников, а рассказ о реакции на новость императора Августа был не более чем анекдотом. Избиение младенцев. Фреска. Джотто. 1305– 1313 гг. Тем не менее наличие этого упоминания у Макробия служит косвенным подтверждением историчности повествования Матфея об избиении младенцев. О неимоверной жестокости Ирода и о том, что он казнил трех своих сыновей (правда, ни один из них не был младенцем к моменту казни), известно и из других источников. Рассказы об обстоятельствах, связанных с рождением Иисуса, интересны не столько с исторической, сколько с богословской точки зрения. Каждый из этих рассказов подчеркивает особый характер рождения Иисуса от Девы как события, выходящего за рамки обычной человеческой истории. И родословие Иисуса, и явления ангелов, и сны Иосифа, и другие детали повествования иллюстрируют главную весть: Бог вмешался в человеческую историю, послав на землю Мессию, в пришествии Которого нашли свое исполнение надежды и чаяния богоизбранного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

14 тысяч убиенных младенцев – реальное количество жертв или символ? Почему Церковь называет такое неправдоподобно огромное количество казненных в Вифлееме детей? 11 января, 2016 Почему Церковь называет такое неправдоподобно огромное количество казненных в Вифлееме детей? Историки сомневаются в том, что по приказу Ирода было действительно убито 14 тысяч младенцев. Почему же Церковь называет такое неправдоподобно огромное количество казненных в Вифлееме детей? Память 14 тысяч убиенных Вифлеемских младенцев чтит Церковь 11 января. Невинные дети, погубленные по приказу царя Ирода, стали первыми мучениками за Христа. Масштаб этого великого злодеяния, совершенного сразу после рождения Иисуса Христа, ужасает – показывает степень извращенности человеческого мира и его вопиющую потребность в приходе Спасителя. Однако существует мнение, что 14 тысяч, число прославленных Церковью жертв трагедии в Вифлееме, не соответствует действительности. Согласно исследованиям ученых, 2000 лет назад в этом маленьком городке не могло быть столько младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. В то же время в сирийских источниках упоминаются 64 тысячи убиенных в Вифлееме невинных детей, а в ряде западных мартирологов указаны и 144 тысячи младенцев-мучеников. Как же следует относится к подобной информации, и как воспринимать праздник, в котором возможны некоторые исторические недостоверности? О почитании святых убиенных младенцев Вифлеемских, первых мучеников за Христа – протоиерей Владимир Ровинский, настоятель храмового комплекса Почаевской иконы Божией Матери города Ковель Волынской области. Кровавое звено в противостоянии Бога и человека Протоиерей Владимир Ровинский За древним преданием, которое Церковь сохранила для нас, о тысячах и тысячах избиенных в Вифлееме младенцев , стоит не желание установить их точное количество, а подчеркнутое напоминание о масштабах борьбы извращенного грехом человечества против Бога. Вифлеемская трагедия стала далеко не последним кровавым звеном в этом вековом противостоянии надменного, самодовольного, властолюбивого, кровожадного, погибающего в страстях человека и кроткого, смиренного, долготерпеливого и жертвенного Бога, пришедшего в мир спасти людей.

http://pravmir.ru/14-tyisyach-ubiennyih-...

Валерий Панюшкин vs о.Сергий Круглов: Чего нет в Библии По ночам я лежал в гостинице Владикавказ без сна и пытался придумать, на что похож этот ужас. Было ли что-то подобное описано в Библии? Что по аналогичному поводу сказал святой какой-нибудь или пророк? Избиение младенцев? Нет, не похоже… 7 марта, 2013 По ночам я лежал в гостинице Владикавказ без сна и пытался придумать, на что похож этот ужас. Было ли что-то подобное описано в Библии? Что по аналогичному поводу сказал святой какой-нибудь или пророк? Избиение младенцев? Нет, не похоже… Разговаривать. Задавать вопросы. Отвечать на вопросы — так решили публицист Валерий Панюшкин и священник Сергий Круглов. Решили и объявили совместную колонку. Валерий будет задавать вопросы, отец Сергий — размышлять над ними — вместе с читателями будут искать ответ. Сегодня речь пойдет о том, чего нет в Библии. Валерий Панюшкин Валерий Панюшкин. фото: Валерий Лукьянов Наверное, батюшка, это интеллигентские глупости, но я книжный человек. Мне важно, чтобы про события, которые происходят вокруг меня, было написано в Библии. Тогда страшные и трагические события не то, чтобы перестают быть трагическими, но становятся умопостижимыми что ли, находят как-то место у меня в голове. По роду своей профессии свидетелем трагических событий я был много раз. И всякий раз искал аналогию, эпизод какой-нибудь, символ, деталь, фразу из Библии — иначе с ума сойдешь. Иначе возникает ощущение, что трагедия произошла не по промыслу Божию, а по Божию недосмотру. Мысль (навязчивая, не отогнать) о том, что у Бога может быть недосмотр, пугает меня даже больше, чем трагедия как таковая. Самым трагическим событием которому пришлось стать свидетелем, был, конечно, Беслан . Дети, захваченные террористами! Родители, оказавшиеся снаружи и заглядывающие тебе в глаза, как будто можешь помочь. Люди кормили меня (и всех журналистов) даром, как будто мы приехали не просто глазеть на их горе, а как-то спасти. И еще это ужасное вранье из штаба. И этот ужасный штурм, случайный, неподготовленный, такой, что офицеры спецназа шли на верную смерть.

http://pravmir.ru/valerij-panyushkin-vs-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Поклонение волхвов в снегу»: почему Рождество на картине Брейгеля спрятано 12 мин., 06.01.2022 Почему только на этой картине Брейгеля мы видим падающий снег? Что означают разрушенный замок и торчащее из снега колесо? И наконец, почему сама сцена Рождества от нас почти скрыта? Давайте разбираться. На этой картине Брейгеля большими хлопьями падает снег. И это само по себе уже чудо — чудо живописи: ни в одном пейзаже до Брейгеля такого не было. Особенно удивительно, что столь смелый, новаторский прием — написать снег поверх готового пейзажа — Брейгель применил в первой же своей зимней картине. До нас дошли пять зимних, «снежных», картин Питера Брейгеля Старшего, три из них прямо связаны с Рождеством, с Вифлеемом: «Поклонение волхвов в снегу», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев». Еще две, возможно, самые знаменитые — «Охотники на снегу» и «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» — непосредственно о Рождестве не говорят. «Избиение младенцев» — одна из трех «снежных» рождественских картин Питера Брейгеля Старшего. 1565–1567 Но лишь на этой картине, «Поклонение волхвов в снегу» (первой из зимнего цикла), мы видим падающий снег. Более того: когда с нее позднее делали копии (а занимались этим, к примеру, в мастерской его сына, Питера Брейгеля Мадшего), то падающих хлопьев уже не писали, хотя добавить их было не так уж сложно. Вывод очевиден: современники брейгелевский снегопад не оценили. А ведь падающий снег здесь вовсе не случайная деталь, он напрямую связан с замыслом художника. Давайте попробуем понять — как. Но чтобы это понять, сперва надо поговорить о таком важном приеме Брейгеля, как смещение смыслового центра. онлайн-курс журнала «Фома» Брейгель, Дюрер и Босх: разбираем скрытый смысл работ великих художников Нередко их произведения вызывают испуг, улыбку или недоумение. В нашем курсе мы учимся понимать эти картины и узнавать в них самих себя. ПРОГРАММА Слепота Мы хорошо знаем, что незаметность главного персонажа или основного события в живописи Брейгеля — один из важнейших, излюбленных его приемов (назовем его «принцип смещенного смыслового центра»). Так построено, например, популярное «Падение Икара», которое ранее считалось эталонной работой Брейгеля, однако сейчас признано ранней копией с его не дошедшей до нас картины — торчащие из воды ноги упавшего Икара не сразу заметны в правом нижнем углу. Такая же загадка ждет зрителя в картине «Притча о сеятеле» — Христос и окружившая его толпа слушателей едва различимы на дальнем плане. Иногда Брейгель прячет главного персонажа в центре картины, но прячет так, что неподготовленный зритель может его попросту не заметить, наиболее яркие примеры — «Несение креста» и «Обращение Савла».

http://foma.ru/poklonenie-volhvov-v-sneg...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010