Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Избиение младенцев — эпизод, описанный в Евангелии от Матфея. Когда до Ирода Великого, правителя Иудеи, дошли слухи о рождении нового Царя Иудейского, он разгневался и задумал совершить ужасное злодеяние, страшась, что родившийся на свет Спаситель свергнет его с престола. Он «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» ( Мф. 2:16-18 ). Описание На представленной картине изображен эпизод избиения младенцев: перед зрителем представлено противостояние воинов, по приказу Ирода пришедших истребить младенцев и матерей, которые оказывают активное сопротивление, пытаясь защитить во что бы то ни стало своих детей. Художник стремится передать страх и отчаяние, которое охватило женщин при виде страшного зрелища. Три женщины пытаются спастись бегством, одна, оставшись,  протягивает руку к убийце с мольбой пощадить ее ребенка. Безутешная мать на переднем плане в желто-красном платье, стоя на коленях, обращается с молитвой к Господу в надежде на спасение ее ребенка. Ее застывшая фигура контрастирует с бурным движением, происходящим на площади.  Рядом с ней на земле лежат бездыханные тела убиенных младенцев погибших по воле обезумевшего царя. Художник строит композицию картины симметрично, по принципу перевернутого вершиной вниз треугольника. Фигурам справа соответствуют фигуры слева, расположенные крестообразно.  Женщины с детьми изображены бегущими в стороны от центра композиции, в то время как воины с кинжалами устремляются навстречу друг другу. Один солдат схватил убегающую женщину за волосы, другой хладнокровно заносит острый кинжал над беззащитной жертвой. Разнонаправленное движение, которое мастерски передает художник, усиливает накал страстей, заставляя зрителя ужасаться кровавой сцене убийства невинных младенцев. Драматизм ситуации подчеркивает мрачный архитектурный пейзаж, на фоне которого развивается действо.

http://azbyka.ru/art/izbienie-mladenczev...

Поучение в неделю по Рождестве Христове Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание, и вопль мног. Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть ( Матф. 2:18 ). В настоящую неделю св. Церковь совершает память Св. младенцев, от Ирода царя за Младенца – Христа невинно избиенных. Расскажем кратко историю о избиении сих младенцев, а из истории извлечем для себя и слово назидания. Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов, что в городе Вифлееме, от Пресвятой Девы Марии, нашего ради спасения, родился Царь – Господь наш Иисус Христос, то он смутился и хотел убить родившегося Младенца – Христа. Но когда не мог Его найти, тогда повелел избить в Вифлееме и во всех пределах его всех младенцев мужеского пола от двух лет и ниже. Для чего дал он такое немилостивое повеление? Для того, чтобы в числе младенцев убить и Младенца Иисуса Христа: ибо он боялся, чтобы Иисус Христос, как новый Царь, не отнял у него царства его. И было избито невинных младенцев четырнадцать тысяч. Теперь представьте себе, сколько было плача и рыдания от беззащитных матерей, лишившихся своих детей! В нынешнем Евангелии так об этом говорится: глас в Раме слышан был, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Рама – это город, стоящий на высокой горе, недалеко от Вифлеема. Рахилью назван Вифлеем, потому что в пределах его погребены кости жены праотца Иакова Рахили. От ее имени и Вифлеем назван Рахилию. В этом-то, говорю, городе Раме был слышан голос Вифлеемских матерей, горько плакавших о избиении невинных своих детей. О горьком плаче и рыдании этих неутешных матерей св. Иоанн Дамаскин так беседует: «матери, претерпевшие болезни в рождении, по убиении младенцев, сидели с раскрытыми головами, на воздух руки простирали, терзали свои волосы, землею посыпали свои головы, представляли свидетелем небо, обливались горькими слезами, и царю Ироду, пред ними не находящемуся, как бы ему самому говорили: «какое это, о царь, новое твое о нас повеление? Не отец ли ты своим детям? Неужели не знаешь, как родители любят своих детей? Звезда ли тебя оскорбила: почему не стреляешь на небо, но изсушаешь наши сосцы, носящие млеко? Волхвы ли сделали тебе зло: почему не воюешь на Персиду, но Вифлеем делаешь бесчадным? Если родился Новый Царь, и ты узнал о Нем из книг, то возьми Гавриила (Архангела), и посади его в темницу» (Чет.-Мин. 29 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Первые Христовы мученики 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Память Вифлеемских младенцев Слово в день памяти Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных Рождество — праздник любви и радости, звезда, за которой мы идем среди зимы, свет и желание иного света, нарастающее в нас, ясли, к которым ведет звезда и Младенец, приносящий мир на землю. С Рождеством Христовым — все новое. Даже язычники — волхвы. Даже древние мучители. «Спасение от иудеев», но к Спасителю приходят язычники. И первый путь Богомладенца Христа будет в Египет, к древнему врагу, воплощению зла и всех заблуждений. В вечер Рождества Христос становится изгнанником. И отныне Египет становится святой землей. А иудейский царь Ирод, обманутый волхвами, замышляет убийство Богомладенца. Если ему не удалось осуществить свой преступный замысел после того, как волхвы ушли домой другим путем — это не значит, что он отказался от него. Он уверен, что убив всех младенцев в Вифлееме, он поразит в их числе и родившегося Царя Иудейского. Нас не может не печалить, что он так легко находит исполнителей неслыханного кровавого преступления. Однако вся история мира свидетельствует, что в них никогда не бывает недостатка. Точно так же Христос будет стоять перед Пилатом, и толпа будет кричать: «Распни, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря». Историки говорят, что Ироду в это время было около семидесяти лет, так что Младенец, только что родившийся, не мог представлять для него как для царя какой-либо опасности. Это злодеяние было совершено чисто по внушению человеконенавистника диавола, распаляющего его гордостью и жестокостью. Перед нами — предтеча антихриста. Поразительно, что он убивает всех младенцев в возрасте двух лет и ниже. Богомладенцу, по всей видимости, не было тогда и года. Однако Ирод убивает всех детей до двух лет, чтобы не упустить Христа. Он убивает младенцев не только в Вифлееме, но и в его окрестностях, являя безумие зла.

http://moral.ru/первые-мученики/

Ирод Ирод : а) Великий ( Mф. II, 1 ) – царь иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеей, тогда римской провинцией, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Впрочем, хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен римскому императору. Он отличался своей дикой свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34-летнее царствование – он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь Иисус Христос. Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод избил 14 тысяч вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем, вскоре после того он сам погиб ужасной смертью в Иерихоне – именно был съеден живой червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеей, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните ( Лk. III, 1 ). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном! прямо доказывает, что слух об избиении вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим; б) Ирод Архелай. См. Архелай ; в) Ирод Агриппа II. См. Агриппа ; г) Ирод Антипа. См. Антипа ; д) Ирод Агриппа I ( Дeяh. XII, 1 и др.) – сын Аристовула, внук Ирода Великого. Он омрачил свое правление преследованием христиан, в угодность иудеям; так, напр., убил мечом св. ап. Иакова, сына Зеведеева, и также хотел было поступить и с ап. Петром, но Промысл спас его. ( Дeяh. XII, 1–10 ). Вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою, пораженный в Кесарии на общественных играх в честь императора внезапной внутренней болезнью, продолжавшейся только четыре дня; на пятый же день скончался во дворце своем, будучи изъеден червями ( Дeяh. XII, 20–23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Новости 11 января, 2011 В Екатеринбурге пройдет акция памяти нерожденных детей По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, в день памяти Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных, в Екатеринбурге будет проводиться акция «Свеча памяти» в защиту жизни нерожденных детей. 11 января, 2011 Память Вифлеемских младенцев 11 января Православная Церковь вспоминает Вифлеемских младенцев, убитых по приказу царя Ирода. По Преданию, их было 14 тысяч. Младенцы в самом прямом смысле пострадали за Христа - были убиты вместо Него. 11 января, 2011 Патриарх Иерусалимский Феофил: " Мы не имеем права оставить святые места " . " На протяжении 2000 лет христиане, жившие здесь, испытывали куда более трудные мгновения, чем те, что есть сегодня. И они не отступили. И мы не имеем права оставить святые места, какими бы ни были драматическими условия жизни. Мы выполним это, даже если придется страдать " , - отвечает Патриарх Иерусалимский Феофил в газете " Вима " на вопрос по поводу ухода христиан с Аравийского полуострова и из стран Среднего Востока. 10 января, 2011 В Московском международном Доме музыки открылся I Рождественский фестиваль духовной музыки 9 января 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Московском международном доме музыки открылся I Рождественский фестиваль духовной музыки. В число его участников входят лучшие исполнители из России, Армении, Великобритании, Сербии. 10 января, 2011 Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Московском Кремле 9 января, в воскресенье, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил детскую Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце. Патриарший Рождественский праздник ежегодно проводится Русской Православной Церковью совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации, Правительством города Москвы и Московской федерацией профсоюзов, и на него приглашаются ученики православных гимназий и лицеев, приходских воскресных школ, а также […]

http://pravmir.ru/category/news/page/556...

В неделю по Рождестве Христовом Местоблюститель Патриаршего престола совершил Литургию в Свято-Даниловом монастыре 11 января 2009 г. 14:04 11 января, в неделю по Рождестве Христовом, в день памяти 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря . Митрополиту Кириллу сослужили епископ Венский и Австрийский Иларион , епископ Егорьевский Марк , епископ Никон (на покое), наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий , заместитель председателя Отдел внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин , братия обители и сотрудники ОВЦС в священном сане, другие представители московского духовенства. По окончании чтения митрополит Кирилл обратился ко всем собравшимся с проповедью: «В это воскресенье мы вспоминаем 14 000 младенцев, убиенных царем Иродом», — сказал владыка, отметив, что на этот жестокий поступок Ирода толкнула в первую очередь подозрительность, которая не требует никаких доказательств. Владыка Кирилл подчеркнул, что человек попадает в страшное греховное заблуждение, совершая суд над другими людьми по своему усмотрению. «Почему христианская эра в первые же дни обагрена кровью невинных мучеников? Как соотнести волю Божию и человеческую жизнь? Что может нас укрепить в нашей жизни? Вера в то, что у Бога нет смерти, даже страданий у Бога нет», — напомнил Местоблюститель Патриаршего престола. В завершение проповеди митрополит Кирилл сказал: «Сегодняшний день многому нас учит и помогает понять тайны человеческой жизни. Он учит нас тому, что есть бессмертие, и что есть человеческая смерть. Этот день учит нас тому, как должно отвечать на злобу, подозрительность и клевету, сохраняя в чистоте, а значит в надежде на Спасение, свою бессмертную душу». После Божественной литургии Местоблюститель Патриаршего престола совершил литию по новопреставленному Святейшему Патриарху Алексию и славление Рождеству Христову.

http://patriarchia.ru/db/text/523486.htm...

Истра. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты После освящения собора, в 1685 году началось строительство теплой церкви и трапезных палат.Три грандиозные бесстолпные трапезные были выстроены в западной части монастырской территории вторым этажом над " старыми каменными службами " середины столетия. Трапезные палаты и церковь Рождества Христова строились на средства царевны Татьяны Михайловны и были торжественно освящены в 1692 году. В настоящее время первый этаж Трапезных по главному восточному фасаду оформлен аркадой 1760 года. Она заменила первоночальное обширное гульбище. Как и гульбище, аркада - элемент, объединяющий скромный, с асимметрическим декором первый этаж с торжественным ритмически организованым вторым. В 1760-е годы на первом этаже церкви Рождества Христова были устроен Вертеп с приделами Поклонения Волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Избиения младенцев. Страницы книги Л.М. Чернениловой " Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь " Замысел устроить в первом этаже храма Рождества Христова подобие Вифлеемского Вертепа и яслей относится ко времени строительства храма, но осуществлен он был только в конце XVIII века. Работы велись по плану архитектора Григория Бартенева, деньги на устроение Вертепа и «Вифлеемских» церквей пожаловала императрица Екатерина II, кроме того каждый придел имел своих вкладчиков. Близ Вертепа были устроены приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. В день Рождества Христова из верхнего храма в Святой Вертеп совершался торжественный крестный ход. После закрытия в 1919 году Воскресенского монастыря все убранство Вертепа и придельных церквей было уничтожено. Корпус Трапезных палат сильно пострадал в 1941 году. В северной палате был разрушен свод, кровли на остальных помещениях сгорели вместе с деревянными конструкциями, но при этом храм Рождества Христова почти не получил повреждений. Во время реставрационных работ архитектурный облик интерьеров восстановлен в первоначальном виде. Фасады корпуса сохраняют сочетание форм и деталей XVII — XIX веков. 6 декабря 1997 года Рождественский трапезный храм был вновь освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

http://sobory.ru/article/?object=09783

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗАПОВЕДИ СВЯТЫХ ОТЕЦ» название древнейшего слав. сборника церковных епитимий, переведенного с лат. языка. Наиболее близкая к тексту версия содержится в лат. Мерзебургском пенитенциале (Poenitentiale Merseburgense) сер. IX в. «З. с. о.» дошли в глаголическом Синайском евхологии (X-XI вв., Зап. Болгария; ГИМ. Син. греч. 959) и древнерус. Устюжской кормчей (XIII-XIV вв.; РГБ. Рум. 230). Перевод «З. с. о.» не связан непосредственно с деятельностью равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников и был выполнен, вероятно, между посл. четв. IX и кон. Х в. в неустановленном церковном центре (возможно, в среде лат. духовенства), поддерживавшем связи с южнослав. книжниками. «З. с. о.» состоят из 52 небольших статей, в к-рых перечисляются разные прегрешения и наказания за них, и являются 1-м свидетельством существования христианской покаянной дисциплины у славян. В ряде статей наблюдается смягчение или ужесточение епитимии по сравнению с лат. оригиналом. Так, наказание в славянском переводе смягчено в статьях 5 (клятвопреступление, в слав. языке - проклятие), 9 (блуд епископа), 12 (нарушение целибата), 18 (рвота после причащения из-за болезни), 23 (избиение до крови), 30 (кража из храма), 32 (несоблюдение поста), 35 (лжесвидетельство из корыстных побуждений), 36 (скотоложство), 37 (пьянство клириков и мирян), 39 (кража съестного), 45 (поедание удавленины и крови животных). Ужесточение церковного наказания наблюдается в статьях 11 (прелюбодеяние мирянина), 22 (приставание к женщине), 26 (умышленный аборт), 27 (занятие астрологией и магией), 34 (аборт или убийство младенца), 42 (смерть младенца, не получившего по лености родителей крещения), 47а (истечение семени во время сна в церкви). Для оценки юридического содержания «З. с. о.» представляет интерес сохранение в слав. переводе некоторых особенностей западнокатолич. церковного устройства, напр. упоминание целибата духовенства (ст. 12), причащения только Телом Христовым (ст. 15) и замены покаяния денежной суммой (аналог индульгенции) (ст. 32). Зап. происхождение имеет регулярное упоминание в качестве наказания за грехи «поста на хлебе и воде» (подобное в визант. источниках этого времени не отмечено).

http://pravenc.ru/text/182599.html

Разделы портала «Азбука веры» Почему в Библии написано про убийство младенцев, но нет никаких исторических доказательств этого события. 7 Ответов Интересно, читаем исторический источник, которому почти 2 тысячи лет и просим исторические доказательства… Здравствуйте! Если рассматривать Библию как источник информации о исторических фактах, то можно найти достаточно несоответствий между нынешним взглядом на те времена и описанными в Ней событиями. По одной простой причине: это мнение автора, а не претензия на истинность воспроизведения последовательности событий. Так же и современная наука опирается лишь на известные ей источники, но это не значит, что они полностью соответствуют происшедшему. Библия писалась не для этого. Она передает Духовный смысл Сотворения мира, Пришествия Спасителя и Жизни человека. И в этой передаче ошибок нет. Поэтому, чтобы не “выплеснуть с водой дитя”, не ищите в Библии того, что нельзя точно проверить. Когда встретитесь с Богом, Он все расставит на свои места. Помощи Божией! В Библии 77 книг, там много написано. Даже такие слова имеются: “Бога нет”. Что Вы непосредственно имеете ввиду? Где прочитали? Верить нужно Христу, и доверять нужно Церкви и Её учению. Именно Церковь составила свод книг Библии, этим сформировав источник христианского учения. Церковь определяет порядок того, как понимать Её книгу — Библию. Отсутствие исторических свидетельств в источниках более одного не говорит о том, что события не было. Другие источники могли быть утеряны, ведь прошло уже 2000 лет. В дополнение к предыдущим ответам: берестяные грамоты, в корне перевернувшие наше представление о Древней Руси и то и дело «поставляющие» новые сведения о древнерусском языке, впервые были найдены в ХХ веке — и это при том, что авторы самых ранних берестяных грамот жили почти на тысячу лет позже самых поздних авторов Писания. (А конкретно насчёт избиения младенцев… При общей жестокости древнего мира и Ирода в частности — вполне возможно, что нехристианские авторы не сильно обратили на него внимание).

http://azbyka.ru/vopros/est-li-v-biblii-...

29. Четверг. Попразднство Рождества Христова. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Прп. Маркелла, игумена обители «Неусыпающих». Прпп. Марка и Феофила Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Василиска Сибирского . Служба святых не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Ирод пребеззаконный...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Преславное таинство...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Иисусу рождшуся...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Господи, в Вифлеем пришед...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды), тропарь мучеников, глас 1-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобного. По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; седален мучеников, глас 4-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 6-й: «В Вифлееме рождшуся...», и о кондаке преподобного, глас 8-й: «Яко звезда...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 293) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-11/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010