Поклонение волхвов; смущение Ирода;  избиение младенцев; бегство в Египет и возвращение в Назарет (Мф.гл.2) «Воскресное чтение», 1861 Мф.2:1–2 . В то время, когда небесные воинства восхваляли рождение Небесного Царя, когда пастухи, а вместе с ними и все слышавшие от них об этом необычайном событии дивились сему, все прочие иудеи не думали и не знали об исполнении их заветных обетовании. Чтобы это радостное событие – явление в мир обетованного Спасителя – не осталось долго неизвестным Иерусалиму, по устроению Промысла пришли в Иерусалим с востока волхвы. Для них представляется странным, что в столице государства, где случилось такое важное событие, как рождение великого Царя, не только никто не празднует, но и не говорит об этом ни слова. И вот сами волхвы решаются спросить об этом у иудеев: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Мф.2:3 . Казалось, что эта весть должна привести Иерусалим в восторг и радость. Он слышит исполнение своих постоянных надежд, своих нетерпеливых и долговременных ожиданий, – ему возвещается о рождении Его Царя. Не спешат ли и все жители Иерусалима, подобно волхвам, узнать место рождения своего Царя и воздать Ему должное поклонение и хвалу? К стыду иудеев, мы видим противное. Услышав эту весть, говорит евангелист, Ирод царь смутился и весь Иерусалим с ним. Что же это за смущение? Может быть, это было угрызением совести, смущенным сознанием того что такое радостное для иудеев событие, как рождение великого обетованного Царя, возвещается им чужестранцами? Может быть, это был стыд от того, что они не знали о таком важном событии, случившемся среди же них, и не воздали поклонения новорожденному Царю, тогда как отдаленные пришельцы предупредили их в этом?.. Нет, это была тревога другого рода. Для Ирода, властолюбивого и честолюбивого тогдашнего иудейского царя, весть, принесенная волхвами о рождении великого Иудейского Царя, должна была вместо радости принести мучительный страх. При этой вести он вспомнил незаконное овладение Иудейским царством, вспомнил ужасные жестокости, произведенные им в Иудее, и это привело его в страх, что вот новый Царь представит Свои права на царство, а оскорбленные правлением иудеи станут под знамена нового Царя и отомстят за все понесенные им оскорбления. Смутились с ним приверженцы его; смутились многие, может быть, еще и потому, что опасались, как бы раздраженный тиран не прибег к особенным жестокостям.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Неизвестный автор Причины гибели Иерусалима в 70г. по Р.Х. I. Великое искушение избранного народа. – Преткновение о камень претыкания, полагаемый в Сионе. – Господь наш во Своя прииде и свои не прияша Его. – Обличение вождям избранного народа. – Бесплодие иудейской синагоги. – Пророчество о гибели Иерусалима и рассеянии остатка иудеев по всему миру. Праведен Господь в судьбах Иудеев за ожесточенное противление истине, возвещенной св. пророками, избиение их, отвержение Мессии Сына Божия и убиение Его и, наконец, убиение св. Его учеников и Апостолов. Иудея, как страна избранная, в которой воссияло миру Солнце Правды Христос и Бог наш, незадолго до Его явления подпала в политическом отношении под власть железного царства Рима. В 63 г. до Р. Х. римский полководец Помпей, после трехмесячной войны, занял страну, взял Иерусалим и, уничтожив его самостоятельность, обязал Иудеев платить дань Риму. Вскоре Рим поставил над Иудеями царем жестокого Ирода, которого история называет великим за введение языческих обычаев, зрелищ и украшение храма. При нем-то родился в Вифлееме Христос Спаситель. Пришедшие на поклонение Ему волхвы спрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему» ( Мф. 2:2 ). Это известие было громовым ударом для чужеземца, захватившего царство подарками Римлянам. Смутился весь правительственный Иерусалим. Страх напал на первосвященников и книжников, ибо из пророчеств было известно, что Мессия восстановит древнее благочестие, как сказано: «Он очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» ( Мал. 3:3 ). Так как они были первыми нарушителями Закона Божия, то нет ничего удивительного, что они были расположены в пользу войны с Мессией тотчас же после Его рождения и согласились с Иродом на избиение младенцев. По смерти тирана Рим разделил Иудею четырем сыновьям его, управлявшим, впрочем, номинально, а в действительности страной правили римские наместники. Таковым для Сирии и Палестины был Квириний, при котором была упоминаемая в Евангелии перепись, и Иудея обложена поголовной данью. Ревнители национальной свободы восстали тогда под предводительством лже-мессии Иуды Галилеянина, но возмущение это, устроенное зилотами, было быстро подавлено римскими войсками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

14 тысяч святых мучеников-младенцев Вифлеемских Когда царь Ирод осознал, что был обманут волхвами, не показавшими ему путь к тому месту, где находился новорожденный Спаситель и Царь, он в ярости приказал воинам истребить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола, которым не исполнилось еще двух лет. Царь был весьма встревожен появлением на свет Младенца, Чье рождение было предвозвещено столь необыкновенными знамениями и поклониться Которому поспешили такие знатные особы. Ирод счел, что Он будет представлять угрозу его собственной власти, поэтому не колеблясь обрек на смерть множество невинных душ, лишь бы в их числе умертвить Младенца Христа. Царь повелел убить всех детей , рожденных с момента первого появления Вифлеемской звезды, о чем он узнал из рассказа волхвов. Так для матерей колена Вениаминова стало явью ужасное пророчество Иеремии: «Глас в Раме слышен (то есть в пределах колена Вениаминова), плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2: 18). Именно в Вифлееме находится гробница Рахили, которая, казалось, сама восстала в тот день из гроба, дабы разделить скорбь и слезы матерей. Их чада приняли смерть за Христа и вместо Христа и сделались начатком и цветом всех последующих мучеников. Однако Ирод тщетно пытался воспротивиться Промыслу Божию. Праведный Иосиф, заблаговременно предупрежденный ангелом, вместе с Девой Марией и Младенцем уже отправился в Египет. Избиение младенцев стало одним из последних преступлений Ирода. В то время как царь замышлял убийство собственного сына Антипатра , заподозренного им в заговоре, его внезапно постигла весьма странная болезнь. Многие его современники увидели в ней наказание Божие: тело его, как бы снедаемое невидимым внутренним огнем, стало постепенно разлагаться изнутри, становясь похожим на гниющий труп, кишащий червями. Но даже находясь на пороге вечного проклятия, тиран не переставал сеять ужас своими злодеяниями, велев пытать всех своих противников и продолжая подготавливать казнь сына.

http://pravoslavie.ru/58710.html

[ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] Сборник " Спаси и сохрани " : [ < < назад вперед > > к оглавлению сборника ] ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИФЛЕЕМСКИХ МЛАДЕНЦЕВ Протоиерей Дмитрий Смирнов, проповедь Ныне мы празднуем память четырнадцати тысяч святых мучеников младенцев, в Вифлееме избиенных, первых страдальцев за Христа. Они сами не знали, за что страдают, но их уже убили за Него, убили вместо Него: Ирод надеялся, что среди этих детей окажется Христос.      Память вифлеемских младенцев должна особенно почитаться всеми людьми, населяющими нашу страну, потому что нигде в мире не погибает во чреве матери столько младенцев, сколько у нас. Каждый четвертый убитый ребенок приходится на Россию, Белоруссию, Украину. Убивают самых беззащитных - еще не рожденных, находящихся в утробе матери, тех, которые не могут даже пискнуть в знак протеста.      Бывали и раньше на Руси всякие изуверства: старообрядцы некоторых толков, например, топили младенцев. Покрестят, а потом утопят - дескать, крещеный, ангельская душка, к Богу пойдет и мамку вымолит. Но таких случаев известны даже не тысячи - десятки, а сейчас счет идет на миллионы. Наша земля буквально пропитана младенческой кровью.      И страшно даже не только убийство само по. себе, а то, что оно стало обычным делом, к которому все привыкли. Некоторые медицинские кооперативы таким образом просто зарабатывают деньги: убить младенца стоит столько-то. В одну и ту же дверь женской консультации идут и затем, чтобы сохранить, и затем, чтобы убить ребенка. Притом это совершается людьми часто с высшим образованием, которые, может быть, считают себя весьма и весьма просвещенными. Страшно то, что некогда святая Русь превратилась в страну убийц, к тому же убийц, не сознающих, что они творят. Люди стали хуже зверей. Потому что звери обычно убивают не себе подобных, а других: медведь задирает кабана, олень может пригвоздить волка к сосне, а вот ворон ворону глаза не выклюет. У людей же давно, со времен Адама, в обычае убивать друг друга. Каин убил Авеля. Это случилось в первом поколении людей. Но вот до убийства своего собственного дитя надо было еще дойти. И над тем, чтобы воспитать человека, который считает, что убийство младенца - дело не только не ужасное, но нужное и полезное, потрудились многие: и философы, и врачи, и учителя, и политики, и мамы, и папы. Сколько аргументов против дитяти: нужно ведь сначала институт (теперь часто школу) кончить, или замуж выйти, или диссертацию защитить, или просто жизненные условия такие, что, дескать, нельзя иметь детей. Логичней всего, конечно, их убить.

http://zavet.ru/absmirn02.htm

Строго говоря, был не один суд, а три — Синедриона, Ирода Антипы и Понтия Пилата. Объяснить это можно теми историческими обстоятельствами, которые сложились в Иудее к началу первого века. В 63 году до н.э. еврейский народ в последний раз за долгую библейскую историю потерял независимость и был отдан Богом за грехи на этот раз в руки римлян: они присоединили Палестину к своей восточной провинции - Сирии. Идумеянин Ирод (потомок Исава, брата патриарха Иакова) получил от Римского Сената царскую власть над соседней с Идумеей Иудеей. Этот последний иудейский царь, жестокий и коварный, был первым в ряду тех облеченных властью людей, которые добивались смерти Иисуса Христа: узнав от волхвов, что родился Царь Иудейский, он не остановился перед страшным злодеянием — убиением 14 тысяч младенцев до двух лет в Вифлееме и его пределах. Смерть его была лютой. Как современники, так и потомки видели в этом проявление гнева Божия: " Скоро после избиения младенцев последовала и смерть самого Ирода. Только за пять дней до смерти он сделал бешеное покушение на самоубийство и приказал казнить своего старшего сына Антипатра. Его смертный одр был окружен необычайными ужасами; он умер от омерзительной болезни, которая редко случается и встречается только с людьми, опозорившими себя кровожадностью и жестокостями. На одре своего нестерпимого недуга, в том великолепном и роскошном дворце, который он построил для себя в тени иерихонских пальм, распухнув от болезней и сжигаемый жаждой, покрытый язвами на теле и внутренне палимый медленным огнем, окруженный крамольными сыновьями и хищными рабами, ненавидя всех и ненавидимый всеми, жаждая смерти как избавления от своих мук и в то же время не утоленный кровопийством, страшный всем окружающим и еще страшнее для себя в своей преступной совести, пожираемый заживо могильным тленом, точимый червями, как бы видимо пораженный перстом Божественного гнева, после семидесятилетней жизни злодейств и распутства, жалкий старик, которого люди называли великим, лежал в диком неистовстве, ожидая своего последнего часа " .[Фаррар Ф. -В. Жизнь Иисуса Христа/Пер. с англ. А. П. Лопухина, 6-е изд. , СПб. , 1893, с. 26-27]

http://pravoslavie.ru/1697.html

Строго говоря, был не один суд, а три: синедриона, Ирода Антипы и Понтия Пилата. Объяснить это можно теми историческими обстоятельствами, которые сложились в Иудее к началу первого века. В 63 году до Р.Х. еврейский народ в последний раз за долгую библейскую историю потерял независимость и был на этот раз отдан Богом за грехи в руки римлян; они присоединили Палестину к своей восточной провинции Сирии. Идумеянин Ирод (потомок Исава, брата патриарха Иакова) в 37 г. до Р.Х. получил от Римского сената царскую власть над соседней с Идумеей Иудеей. Этот последний иудейский царь, жестокий и коварный, был первым в ряду тех облеченных властью людей, которые добивались смерти Иисуса Христа. Узнав от волхвов, что родился Царь Иудейский, Ирод не остановился перед страшным злодеянием — убиением 14 тысяч младенцев в возрасте до двух лет в Вифлееме и его пределах. Смерть Ирода была лютой. Как современники, так и потомки видели в этом проявление гнева Божия: «Скоро после избиения младенцев последовала и смерть самого Ирода. Только за пять дней до смерти он сделал бешеное покушение на самоубийство и приказал казнить своего старшего сына Антипатра. Его смертный одр был окружен необычайными ужасами; он умер от омерзительной болезни, которая редко случается и встречается только с людьми, опозорившими себя кровожадностью и жестокостями. На одре своего нестерпимого недуга, в том великолепном и роскошном дворце, который он построил для себя в тени иерихонских пальм, распухнув от болезней и сжигаемый жаждой, покрытый язвами на теле и внутренне палимый медленным огнем, окруженный крамольными сыновьями и хищными рабами, ненавидя всех и ненавидимый всеми, жаждая смерти, как избавления от своих мук, и в то же время не утоленный кровопийством, страшный всем окружающим и еще страшнее для себя в своей преступной совести, пожираемый заживо могильным тленом, точимый червями, как бы видимо пораженный перстом Божественного гнева, после семидесятилетней жизни злодейств и распутства, жалкий старик, которого люди называли великим, лежал в диком неистовстве, ожидая своего последнего часа» .

http://pravoslavie.ru/put/070226110810.h...

Во второй книге Исход исчисляются семьдесят душ, вошедших с Иаковом в Египет; повествуется о том, что умерли Иосиф и сыны рода его, что восстал новый царь и убивал младенцев, что Моисей спасен в ковчеге и стал сыном дочери Фараоновой, что пришел он к братиям своим с тою мыслию, что его рукою дано будет им спасение (Деян.7:25), что убил Египтянина, укорил Еврея и был обвинен им, что бежал в землю мадиамскую, сел у кладезя, защитил от обиды дев, вошел в дом Иофора, и женился на дочери его Сепфоре, что умер Фараон, что сыны Израилевы воздохнули от тяжкого рабства. Повествуется о том, как Евреи молились и были услышаны, как Бог явился Моисею в купине, как жезл стал змием, рука покрылась проказою и очистилась, как Моисей идет в Египет, как сретает его на стану Ангел и грозит убить его, как Моисей входит в Египет, и встречает его Аарон, как Моисей совершает знамения пред старейшинами народа, и они верят ему; как Моисей и Аарон входят к Фараону, но он не хочет отпустить Евреев, увеличивает их работы, запрещает давать им плевы, как жезл превращен в змия, река претворена в кровь, потом жабы, зараза, скнипы, песии мухи, гнойные струны, огонь и град, саранча, тьма и избиение первенцев, как в четырнадцатый день Евреи заколают и едят агнца, как поспешно исходят из Египта, вооружившись и украсившись золотом, серебром и одеждами, взятыми у Египтян. Потом описывается разделение моря, переход Евреев и потопление Египтян; повествуется: как Мариам воспела хвалебную песнь при море; как Израильтяне шли три дня, и не было у них воды; как древом услаждены горькие воды Мерры, как нисходила манна, явились крастели; как в Хориве Моисей источил воду из камня; как пришли Амаликитяне, вступают с Евреями в брань; как пришел к Моисею тесть его Иофор; как дан Израильтянам закон на горе Синае; как на гору Синай нисходит Бог; как там даны законы и суды; как Моисей восходит на гору и приносит оттуда скрижали, приемлет от Бога заповедь, как и из чего построить скинию; как народ, когда Моисей замедлил на горе, выливает тельца; как Моисей возвращается и вторично восходит на гору, приемлет новые скрижали и ходатайствует за преступный народ; как молит Бога, чтобы сам шествовал Он с сынами Израилевыми, и говорит: покажи ми славу Твою, да разумно вижду Тя (33:18.13); как Бог являет себя Моисею и увещавает хранить данные заповеди, и после поклонения тельцу изрекает законы. Наконец, описывается устроение скинии и всех ее утварей, и поставление ее в первый день первого месяца; повествуется, как скинию во время дня осеняет облако, и извещает Израильтян о времени вступления их в путь. Все сие описывает Моисей в книге Исход и в начале ее говорит так:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/887/...

Кто даст главе моей воду и очесем моим источники слез и плачуся день и нощь о побиенных дщери людей моих ( Иер. 9, 1 ). Семь лет страданий Иова. Семь лет безпросветного мрака, ужаса и скорби. Семь лет глада и мора, огня, меча и междоусобныя брани. Семь лет опустошения цветущей земли, расхищения ея векового наследия, разрушения ея величия, мощи, красоты. Семь лет тягчайшого рабства, насилия, убийства, пыток, крови и слез. Семь летъ – духовного и телесного избиения младенцев, растления чистой и нежной юной души. Семь лет вавилонского пленения Церкви, лютых гонений на верующих, вопиющого кощунства, святотатства и богохульства, от которых ужасается небо и трепещет земля. Семь лет изгнания для многих сынов России, скитающихся на чужбине, гонимых, скорбящих, озлобленных и умирающих вдали от земли обетованной. Семь лет проповеди лжи и обмана, отравляющей миллионы людей. Семь лет убийства великого народа, истаевающого под гнетом неописуемой тирании. Семь лет царствования красного дракона, смущающого землю и возстающого против всех божеских и человеческих законов. Выслушайте это старцы и внимайте все жители земли, было ли это в дни ваши или во дни отцов ваших? Передайте об этом детям вашим, а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети – следующему роду. ( Иоил. 1, 2–3 ). О, если бы были записаны слова мои! если бы начертаны были они в книге. Резцом железным с оловом на вечное время на камне вырезаны были ( Иов. 19, 23–24 ). Внимай, небо, я буду говорить; и слушай земля слова уст моих ( Втор. 32, 1 ). « Когда я чаял добра, – пришло зло; когда ожидал света, – пришла тьма» (30, 26). Еще днем закатилось солнце (мое) ( Иер. 15, 9 ). Ужасы устремились на меня, как ветер, развеялось величие мое, и счастие мое унеслось, как облако ( Иов. 30, 15 ). Упал венец с головы нашей (Пл. 5, 16) и стало что с народом, то и с священником; что с слугою, то и с господином; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем ( Ис. 24, 2 ). Идет горе на горе и (скорбная) весть за вестью ( Иез. 7, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Моисей Моисей (извлеченный или спасенный из воды) ( Ucx. II, 10 и др.) – вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до Р. X. и был сын Амрама и Иохаведы. Когда Моисей родился, мать его, Иохаведа, несколько времени скрывала его от общего избиения по приказанию фараона еврейских младенцев мужского пола; но когда скрывать дольше не было возможности, она вынесла его на реку и положила в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою у берега реки Нила в тростник, причем сестра Моисея вдали наблюдала, что с ним будет. Дочь фараона, ц. египетского, вышла на реку мыться и здесь увидала корзину, услыхала плач ребенка, сжалилась над ним и решилась сохранить жизнь его. Таким образом, взятый от воды, он, по предложению сестры Моисея, был отдан на воспитание своей матери. Когда же младенец подрос, мать представила его дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, а находясь в царском дворце, был научен всей египетской премудрости ( Ucx. II, 1–10 , Дeяh. VII, 19–22 ). По свидетельству Флавия, он был сделан даже начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их (Древ. кн. II, гл. 10). Несмотря, однако же, на выгодное свое положение при фараоне, Моисей, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища ( Ebp. XI, 24–26 ). Ему исполнилось уже 40 лет, и вот однажды пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Тут увидел он тяжкие работы их и как много терпят евреи от египтян. Случилось однажды ему вступиться за еврея, которого бил египтянин и в пылу схватки убил его, причем, кроме обиженного еврея, никого не было. На другой день он увидал ссорящихся между собой двух евреев и стал убеждать их, как братьев, жить в согласии. Но обижавший ближнего оттолкнул его: кто тебя поставил начальником и судьей над нами? сказал он. Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? ( Дeяh. VII, 23–28 ). Услышав это, Моисей из опасения, что слух о сем может дойти до фараона, бежал в землю Мадиамскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

После поклонения волхвов 1062 ангел Господень является Иосифу во сне и говорит: «встань, возьми Младенца и матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал, взял Младенца и матерь Его ночью и пошел в Египет; и был там до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я сына моего» ( Ос. 11:1 ; Мф. 2:13–15 ). Такова первая основа для художественного представления события бегства св. семейства в Египет. Памятники искусства передают и явление ангела Иосифу, и само бегство: из них первое (ватик. минол. под 25 Дек. и др.) имеет те же самые иконографические формы, что и явление ангела тому же Иосифу для разрешения его сомнений: формы чрезвычайно простые; но они также просты и в представлении бегства в Египет. Содержание их несколько шире евангельского рассказа, но в них нет тех многочисленных легендарных подробностей и художественных вымыслов, какими украшается этот сюжет в художественных произведениях Запада. Легенды о бегстве в Египет очень стары; однако их содержание сравнительно поздно проникло даже и в западную иконографию; в восточной же оно совсем не находило приложения. В древнехристианский период, по-видимому, совсем не было даже известно изображение бегства в Египет вообще, или по крайней мере оно было явлением редким, между тем как легенды были распространены по Востоку и Западу. Предполагаемое изображение бегства в Египет в мозаиках Марии Великой не сохранилось до нас: уцелел лишь один ангел 1063 в таком же положении, как в некоторых ясных изображениях бегства; но по одному этому признаку мы не можем утверждать, что здесь находился именно этот сюжет, а не другой. Рого де Флери начинает обзор памятников бегства с парижского Евангелия XI в. и даже уверяет, что ранее этого века оно не было изображаемо 1064 ; но он упустил из вида ватиканский минологий, в котором находится древнейшее из известных нам изображений бегства в Египет 1065 (рис. 64).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010