Иер. 11:18 . Господи, скажи ми и уразумею: тогда видех начинания их. То есть, скрывали от меня, прежде чем Ты показал мне. Что это было? Когда грешили против Меня, ты не смотрел; когда наносили такое оскорбление, ты не видел, а говорил: несть человеку путь его ( Иер. 10:23 ). Почему не говоришь и теперь: несть человеку путь его, а называешь начинания их? Иер. 11:19 . Аз же яко огня незлобивое, ведомое на заявление, не разумел 104 : на мя помыслиша помысл лукавый. Некоторые относят это к Христу. Не порицая таковых, будем держаться истории. Пусть всюду устрояется Церковь . Вторично уже сказал пророку: не молися о них ( Иер. 11:14 ) и не просто сказал, но привел и причины. И если бы просто сказал, надлежало послушаться, а теперь указывает и причины. Неужели не видишь, что они делают? Когда словами не убедил его, убедил делами и показал причиненную ему обиду. Ты думаешь, говорит, в чем оскорбление Мне. Смотри на справедливость и скромность. Так как нужно было ожидать, что, полагаясь на его молитвы, они сделаются хуже, а он не переставал молиться за них, то желая показать ему, что он не только не человеколюбивее Бога, но нимало не приближается (к Нему), смотри, что делает. Он открывает их замыслы и намерения, показывая и то, что делали и что говорили, чтобы понял, что не по незнанию не слушает их, а не милует, (как) недостойных (милости). Иер. 11:19 . Аз же яко агня незлобивое. Удивительна простота пророка; ничто так не угодно Богу (как это качество). И прежнее, следовательно, он испытал вследствие простоты. Иер. 11:19 . Приидите и вложим древо в хлеб его. Что значит древо? Распнем его, как проклятого; пусть не умрет обычною смертью ; и злоба (действует) согласно. Иер. 11:19 . На мя помыслиша помысл, глаголюще: приидите и вложим древо в хлеб его и истребим его от земли живущих. То есть смертоносный корень; это называет деревом. Иер. 11:20 . Господ 105 , судяй праведно, да вижду мщение твое на них, яко к тебе открых оправдание мое. То есть сделай им праведное воздаяние. Узнав их злобу, перестал молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

921. Медовский, женский, ныне село Медово, Псковской губ., Холмского у., в 1 вер. к югу от Холма, при р. Больш. Тудере. Существовал в XVIII столетии; упразднен в 1764 г. при игуменьи Феодотии; в 1744 г. имел во владении 36 душ крестьян. “Ист. Росс. Иер.», V, 61; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 407, 42; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 152 (о недвижим. имуществ.). 922. Медовский – Воскресенский, мужской, ныне село Медово, Псковской губ., Холмского у., в 1 вер. к югу от Холма, при р. Больш. Тудере. Существовал в XVI ст., когда упоминаются игум. Тихон 1582 г. и строит. Иов 1592 г.; упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 63; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 407, 42. 923. Милогорская или Миголощская и Миголовская, мужская пустынь, ныне погост Миголощь, Новгородской губ., Боровичского у., в 50 вер. к сев. от Борович и в 22 вер. к вост. от Никандровой-Городноозерской упраздн. пустыни. О ней известно, что она некогда основана благочестивым отшельником Марком, над могилою которого, лежащею в ½ вер. от погоста, устроена часовня. Память его чтится окрестными жителями, стекающимися сюда для поминовения в первое воскресенье Петрова поста. Во всяком случае уже существовала в 1595 г., когда в ней был игуменом Тихон. До 1764 г. была приписана к Нило-Столбенской пустыни и имела церковь во имя Владимирской Божией Матери, которая существует и поныне, но перестроена в 1787 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 66; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 31; “Опис. Борович. Св. Духова м-ря и его окрестн.», 22; Строев, “Спис. иер. и наст.», 126, 96; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., прилож., (опись вещам, взятым из пустыни в Новгород. архиер. дом). 924. Мироносицкая, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Казанской губ., Царевококшайского у., при дер. Ежовой, в 15 вер. к сев.-вост. от Царевококшайска. Основана в 1647 году жителями города по случаю явления 1 мая того года чудотвор. иконы св. Жен Мироносиц, которая ежегодно приносится в Царовококшайск 21 июля и остается там до 22 августа. “О начале Мироносицкой пустыни», Казань, изд. 1841 г.; “Ист. Росс. Иер.», VI, 646; Ратшин, 106; “Опис. монаст.», 1817 г., 126; Проценко, “М-ри в России», 35; “Воен. стат. обозр. Казан. губ.», 110; Лаптев, “Казан. губ.», 466; “Памят. кн. Казан. губ. на 1863 г.», Отд. IV, 65; “Труды Казан. губ. стат. Комитета», I, 83; II, 59 (Троицкий, “Сказание о начале Мироносицкой пустыни и о чудесах явленной иконы св. Жен Мироносиц»); Рыбушкин, “Ист. гор. Казани», II, 133; “Кратк. ист. сказ. о чудотв. икон. Казан., Седмиозер., Раифской и Мироносиц.», 1849 г., 27; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 305, 13; “Акты истор.», IV, 20 (Ц. гр. 1647 г. о принесении в Москву чудотв. образа св. жен Мироносиц и сооруж. церкви во имя их на месте явления); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имела 158 душ крест.); 1880 г., I, 164, 187 (миссионер. дело среди Казан. инородц.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 350 (в 1700 г. имела 21 двор. крест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Глава 7 1–15. Гнев Божий над Иерусалимом и его храмом. 16–20. Просьбы пророка за народ – напрасны. 21–28. Жертвы также не принесут никакой пользы при непослушании иудеев Иегове. 29–34. Страшное наказание постигнет отступников. Иер.7:1–15 . Иудеи слишком надеялись на свою безопасность, полагая, что Иегова не позволит разрушить Свой храм. Но безопасность эту Бог может обещать им только в случае их исправления. Теперь же, когда самый храм Иеговы они сделали прибежищем для преступников всякого рода, они могут ожидать только его разрушения и погибели всего своего государства. Иер.7:1 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да: Иер.7:2 .  стань во вратах дома Го­с­по­дня и про­воз­гласи там слово сие и скажи: слушайте слово Го­с­по­дне, все Иудеи, входящие сими вратами на по­кло­не­ние Го­с­по­ду. Отсюда начинается так называемая «храмовая речь» пророка Иеремии, которая была сказана в храме Иерусалимском. Она кончается IX-oй главой. Сходство ее с речью Иер 26 гл., сказанной в первое время царствования Иоакима, дает право относить ее происхождение к этому же времени. – «Во вратах дома Господня» – т. е. при воротах, ведущих во внешний двор, где стоял народ, а не во внутренний или священнический, куда народ не допускался ( Иез 40.17 ). Иер.7:3 .  Так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Иер.7:4 .  Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Го­с­по­день, храм Го­с­по­день, храм Го­с­по­день». Храм, сам по себе, – не защита грешникам! Между тем евреи усиленно твердили, что храм – это верное прибежище для них, хотя бы они на деле были совершенными отступниками от Иеговы. Иер.7:9 .  Как! вы крадете, убиваете и пре­любо­дей­с­т­ву­ете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, Иер.7:10 .  и по­том при­ходите и становитесь пред лицем Мо­им в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Иудеи, очевидно, находили для себя возможным соединять почитание Ваала и служение Иегове. Но одно решительно исключает собою другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10; 24. 6; 39. 21. Автор Варнавы апостола Послания часто прибегает к пророчествам И. п. к., чтобы показать превосходство христ. понимания ВЗ над иудейским. Способ цитирования в Barnaba. Ep. 2. 5-8, по мнению исследователей, также свидетельствует об использовании автором собрания тестимоний. После Ис 1. 11-13 следует смешанная цитата из Иер 7. 22-23 и Зах 8. 17 и 7. 10, затем для обоснования отвержения иудейского жертвенного культа приводятся слова, содержащие аллюзию на Пс 51 (50).19. Только христиане правильно понимают Писание ( Barnaba. Ep. 9. 1-3), ибо это предрекали пророки, в т. ч. Иеремия (Иер 4. 4 и 7. 2; 31. 13). Как и раннехрист. апологеты (ср.: Iust. Martyr. Dial. 28. 2-3), автор Послания упоминает о непонимании иудеями смысла заповеди об обрезании в передаче Иеремии: «Вот, говорит Господь: все народы не обрезаны и имеют крайнюю плоть; а этот народ не обрезан в сердце» ( Barnaba. Ep. 9. 5-6; Иер 9. 25-26). Сщмч. Иустин Философ в Апологии нередко использует И. п. к., говоря в I Apol. 47. 5 о прор. Исаии, предрекшем указ имп. Адриана о запрете иудеям появляться в Иерусалиме, он приводит цитату, к-рая, однако, содержит слова не только Исаии (Ис 1. 7), но и Иеремии (Иер 2, 15; 50. 3 или Иер 52. 27). В I Apol. 53. 10 со ссылкой на Исаию также цитируются слова из Иер 9. 26. При создании «Диалога с Трифоном» Иустин, очевидно, пользовался непосредственно LXX. Цитата из Dial 78. 18 показывает, что автор приводит в качестве аргументов в основном пророчества, нашедшие исполнение в НЗ. Для Иустина Иеремия - это прежде всего пророк нового завета ( Iust. Martyr. Dial. 12. 2; 24. 1). На Иер 31. 31 он ссылается, отвечая на вопрос, как христиане, не исполняющие Тору, могут надеяться на обетования Божии (Ibid. 11. 3). Нельзя исключить, что, говоря о новом завете, он наряду со словами Исаии о новом законе может иметь в виду и пророчество Иеремии о новом завете (ср.: Ibid. 34. 1; 43. 1; 67. 9; 118. 3). Ряд известных образов и представлений И. п. к. часто использует сщмч. Ириней Лионский (образование человека во чреве матери ( Iren.

http://pravenc.ru/text/293622.html

Вспть пошелъ ес: эти слова имеют смысл противоположный смыслу слов Иер. 2:2 : последовала за Мною в пустыню. Отправившись из Египта в пустыню, Израиль доверился руководству Господа (ср. Исх. 23:20  и след.), пошел за Ним. Но еще при горе Синае, евреи уклонились с пути, который Господь заповедал им ( Исх. 32:8 ). Вместо того, чтобы идти за Господом, они пошли в противоположную от Него сторону (ср. Иер. 7:24 ), т. е. перестали признавать Его волю законом своей жизни. Простр рук Мою на т: простертая рука Господня, в других случаях являющаяся на помощь Израилю ( Исх. 6:1 , Втор. 4:34, 5:15 ), здесь представляется совершающею над ним казнь, ср. Иер. 6:12, 51:25 ; Ис. 9:12, 10:4 . «Рука простертая есть признак наказующаго» (блаж. Иероним). Ктом не пощаж ихъ: слова эти имеют такой же смысл, как и слова русского перевода: Я устал миловать. Всякий грех может быть прощен людям ( Мф. 12:31 ); но коль скоро иудеи молились Господу за тем только, чтобы смелее грешить (ср. Иер. 7:10 ), то милосердие Божие истощалось (ср. Евр. 6:4  и сл.). Слав. Ты ставилъ м ес (=русск.) – перевод с лат. вульгаты. Перевод 70-ти σ πεστρφης με точнее выражает смысл евр. чтения: «ты отвергл мя еси». Иер. 15:7 7. И расточ ихъ во вратхъ людей моихъ, безчадша, погбиша людей моихъ своими, и не братишас. 7. Я развеваю их веялом за ворота земли, лишаю их детей, гублю народ Мой; но они не возвращаются с путей своих. 7 . Казнь народа, развращенного в сердце своем, уже начала совершаться. Господь попустил даже отчасти выселить Его избранный народ в чужую землю, отчасти поразить его на поле брани. Молодые люди, погибнув на войне, оставили своих родителей бездетными. Разумеется при этом несчастная борьба иудеев то с Египтом, то с Сирией, то с Ассирией, начавшаяся за долго до Иеремии пророка (ср. объяснение Иер. 2:18 ). И, не смотря на то, народ не хочет возвратиться на путь исполнения воли Божией, продолжает идти не за Господом, но в противоположную от Него сторону (ср. Иер. 15:6 ), продолжает ходить в упорстве сердца своего злаго, не слушая гласа Божия (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

А святые угодники ходатайствуют, как друзья Иисуса Христа и как наши судии будущие, предстоящие теперь пред Спасителем, верховным Судиею. Поэтому, кроме Иисуса Христа, в слове Божием называются другие ходатаи, которые не предавали себя крестной смерти для искупления человеческого рода. Так, Дух Святой называется ходатаем ( Рим.8:21–27 ); Моисей называется посредником ( Гал.3:19 ); апостол Павел говорит о многих ходатаях ( 2Кор.1:11 ); Сам Бог указывает на пророков, как на ходатаев за народ ( Иер.27:18 ), и Сам искал среди народа мужа, который стал бы ходатаем пред Ним ( Иез.22:30 . Ср. 1Ин.5:6 , Иак.5:16–17 ). Ходатайство Иисуса Христа не устраняет поэтому ходатайства святых угодников. 9 . Как примирить с мыслью о ходатайстве святых то, что 1) Бог отклонил ходатайство пророка Иеремии за народ ( Иер.7:16 ; Иер.11:14,11 ) и 2) что Авраам не внял просьбе богача послать Лазаря на землю к братьям богача для предостережения их от грехов? Бог отклонил ходатайство Иеремии потому, что видел совершенное отпадение народа («стали спиною ко Мне, а не лицом» ( Иер.7:24 ) и предвидел совершенную нераскаянность его («и когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают, и когда будешь звать их, они тебе не ответят» ( Иер.7:27 ). По этой же причине Бог объявил народу чрез пророка Иеремию: «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ); и чрез пророка Иезекииля: «Если бы нашлись в ней [в стране] сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души» ( Иез.14:14 и далее). Таким образом, Бог отклонил ходатайство Иеремии не потому, что ходатайство святых вообще не угодно Ему или не имеет пред Ним силы, но потому, что в этом именно случае оно было излишне и бесполезно для народа. За то в другом случае, когда народ раскаялся и просил Иеремию ходатайствовать пред Богом, – Бог принял его ходатайство и объявил народу Свою милость ( Иер.42:9–12 ). Авраам не послал Лазаря также вследствие того, что предвидел бесполезность этой меры: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2 . Что Иерусалим сожжён будет огнём, что случилось после пророка спустя 200 л. 379 . 3 . Что израильтяне изгнаны будут в северные страны, выше Дамаска 380 , что сбылось после 60–80 л. 381 . Всё сие предсказано было в цветущее время израильского царства. 4 . Что пленные и развеянные израильтяне возвратятся в своё отечество 382 . Сие произошло после 300 л. или ещё позже. 5 . Гораздо далее сего досягает предсказание о Мессии и обращении язычников 383 . XV. Век Авдия Много в Св. Писании встречается мужей, известных под именем Авдия 394 . Был ли кто-нибудь из них пророк, и тот ли это, который царём Иосией приставлен был над художниками храма, восстанавливающих Храм 395 , – неизвестно. От сего самого и век его сомнителен. Известно только из Авд.1:20 , что Иерусалим находился тогда под властью халдеев, и что многие граждане его были пленены; почему можно думать, что Авдий пророчествовал после заточения Иехонии в Вавилон или после седьмого пленения 396 . Но что он пророчествовал прежде разрушения Иерусалима, сие видно из Авд.1:12–14 , где он увещевает идумеян, чтобы они опять не возобновляли вражды против иудеев. XVI. Народ, к которому писал пророк Народ, к которому устремлена была проповедь Авдия, называется идумеянами, которые в отношении к святой земле обитали на юге, при горе Сеир 397 . XVII. Случай Угнетённые потомки Иаковли великое терпели искушение, когда враждебные для них сыны Исава, наслаждаясь благоденствием, презирали и издевались над ними. Сие унижение иудеев идумеянами подало случай Авдию устремить против последних словесный меч свой. XVIII. Само пророчество и событие оного Почему Авдий равно как Амос 398 , Иеремия 399 , Иезекииль 400 и писатель псалма 401 обличает идумеян во вражде их против иудеев и увещевает их не умножать более скорби своих собратьев, потому что они и сами испытают подобную участь; а в утешение иудеев предсказывает, что Сион некогда избавлен будет, и иудеи, даже десять колен израильских, обратно получив принадлежащие им области, займут ещё самую Идумею и пределы филистимские, что и случилось за 125 л. до Р.Х. при Иоанне Гиркане.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Эдом действительно и воспользовался удобным случаем. Когда, по словам пророка, иноплеменники вошли в ворота Иерусалима и бросали жребий о нём ( Авд.1:11 ср. Иоил.3:26–3 ), когда чужие уводили иудеев в плен ( Авд.1:11 ср. Иоил.3:3, 6 и Ам.1:6), когда гибли сыны Иуды и расхищалось их достояние ( Авд.1:12, 13 ), в тот день Эдом был заодно с врагами и явился притеснителем брата своего Иакова ( Авд.1:10, 11 ): мало того, что злорадно смотрел на несчастье сынов Иуды и радовался погибели их ( Авд.1:12 ), он даже содействовал врагам, старался удовлетворить ярость свою (Авд.1:11) и извлечь выгоды из несчастия брата своего, стоя на перекрёстках для убивания бежавших, выдавая в руки врагов уцелевших от поражения и участвуя в грабеже имущества иудеев ( Авд.1:12–14 ); он даже дерзнул сделать ещё большее преступление: вошёл вместе с победителями в город и участвовал в их неистовом и беззаконном пире на святой горе ( Авд.1:16 ). Пророк Авдия называет главных виновников описанного в Авд.1:10–16 «дня бедствия» неопределённым именем «чужих, иноплеменников». Были ли это в самом деле те самые враги, которых называют Иоиль и Амос – филистимляне (и отчасти финикияне)? Отвечать на этот вопрос в положительном смысле даёт право не только сумма данных и соображений, находимых вне книги Авдии; – в самой его книге есть основание для догадки, что под этими «чужими» и «иноплеменниками» он разумеет те же самые враждебные народы, которые поименованы у Иоиля и Амоса. Нельзя сомневаться, что в Авд.1:18–21 , говоря о будущем наказании врагов Иакова (Иуды) и распространении владений последнего, пророк принимает во внимание современное ему политическое положение дел иудейского царства. Он упоминает немногих врагов. Эдом или Исав, так тяжко провинившийся пред домом Иакова, будет совершенно истреблён и жители южной части Иудеи овладеют его землёй ( Авд.1:18 , 19а). Вслед за Исавом, далее названы филистимляне, очевидно, как враги, которыми нужно овладеть, которых нужно покорить ( Авд.1:19 ) 118 . Упоминание в Авд.1:20 Сарепты (), города финикийского, принадлежавшего округу сидонскому, как пункта, до которого будут, по обетованию, простираться завоевания переселённого сонмища сынов израилевых на север, даёт, хотя и косвенное, указание на отсутствие прежнего дружелюбного отношения между финикиянами и еврейским народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

В противоположность уверениям этих ложных пророков, Иеремия с самого своего выступления на служение предвозвещал совершенное разрушение Иудейского государства, подобно тому как было разрушено Израильское. Народ должен быть переселен в плен ( Иер. 3:18 ; Иер. 5:19 ; Иер. 9 %15 и сл.; Иер. 12:14 и сл.; Иер. 13:1 и сл. 19; Иер. 15:2 ; Иер.17:3 и сл.; Иер.20:4 и сл.; Иер. 21:7 ; Иер.22:26 и сл. и др. места). По указанию XXV-й гл. ст. 11-го вавилонский плен должен продолжаться 70 лет (ср. Иер. 29:10 ). После этого, сам Вавилон будет разрушен (гл. Иер. 50 и Иер. 51 ) и народ Божий вернется в свою страну. Хотя уже и в начале своего служения Иеремия по временам высказывал эти радостные обетования ( Иер. 3:14 и сл.; Иер. 12:14 и сл.; Иер. 16:14 и сл.), но особенно живо он стал рисовать картины обновления жизни иудейского народа тогда, когда Иерусалим был уже осажден врагами и потом, после взятия города ( Иер. 23:1 и сл.; Иер. 24:6 и сл.; Иер. 47:27 и сл.; и особенно Иер.30–33 ). Иеремия в своих созерцаниях является пророком, который глубоко проникает в сущность истинной теократии. По его убеждению, не внешнее обрезание дает человеку право на благоволение Божие, а обрезание сердца ( Иер. 4:4 ; Иер. 6:10 ; Иер. 9:26 ). Храм Иерусалимский не представляет сам по себе ручательства за целость Иерусалима, – напротив, этот храм, оскверненный грехами иудеев, навлекает сам на себя гнев Божий ( Иер. 7:21 и сл.; Иер. 9:15 ; Иер. 17:3 ; Иер. 26:6, 9, 12 ; Иер. 27:16 ). Суетна надежда и на внешнее богослужение – Иегова не благоволит к этим несоответствующим внутреннему настроению молящихся церемониям ( Иер. 6:20 ; Иер.7и сл.; Иер. 11:15 ; Иер. 14:12 ). Таким образом, Иеремия выставляет настоятельную нужду в установлении более внутреннего, более искреннего общения между Богом и народом. Тогда не будет нужды и в ковчеге завета, этом внешнем медиуме и символе духовного присутствия Божия ( Иер. 3:16 ); тогда закон Божий не будет чем-то только внешним, написанным на каменных скрижалях, – нет, он будет начертан в сердце человека ( Иер. 31:31 и сл.). Таким образом Господь не уничтожит некогда заключенный им с Израилем и Давидом завет, но придаст ему более величественный вид ( Иер. 33:20–26 ). Этот новый завет, к которому Иеремия стремился всею душою своею, он имел мужество поставить выше Ветхого, хотя нужно сказать, что мессианское время у него очерчено только общими чертами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

сначала пророк занят судьбою одного Ефрема, Иер. 31:1–22 , далее – судьбою одного Иуды, Иер. 31:23–26 , и оба они вместе составляют предмет последних стихов главы. Далее в 30 и 31 гл. есть много таких слов, который, кроме этих глав, встречаются лишь в 3–6 гл. Так выражение (сделать конец, до конца погубить) встречается только в Иер. 30:11, 4:27, 5:10, 18 ; (украшайся) только в Иер. 31:4 и Иер. 4:30 ; (слезы и утешение) только в Иер. 31:9 и Иер. 3:21 ; (отец) называется Иегова по отношению к Израилю только в Иер. 31:9 и Иер. 3:19 ; (сердце) только в Иер. 31:20 и Иер. 4:19 ; в значении быть сладким только в Иер. 31:26 и Иер. 6:20 ; (увеличились, усилились) о грехах только в Иер. 30:14, 15 и Иер. 5:6 ст.; (горькое рыдание) только в Иер. 31:15 и Иер. 6:26 ; (господствовать) только в Иер. 31:32 и Иер. 3:14 . Кроме того, в 30 и 31 главах встречаются выражения, сходные с характерными выражениями других речей Иеремии, относящихся по происхождению к тому же времени: 30 ср. Иер. 31:27 с Иер. 1:10, 12 ; Иер. 31:3 с Иер. 2:2 ; Иер. 31:10 с Иер. 2:10 (только в этих двух местах Иеремии встречается множ. острова, отдаленные страны); Иер. 31:16 с Иер. 2:25 ( удержи). Наконец что касается 33 главы, то Иер. 33:4–13 составляет повторение, отчасти в тех же выражениях, и распространение Иер. 32:37–44 . Затем обетование о возстановлении праведной отрасли Давидовой и о спасении Иуды и Иерусалима, Иер. 33:15, 16 , составляет повторение Иер. 23:5, 6 . Наконец, обетование о ненарушимости завета Божия с Давидом, священниками-левитами и со всем племенем Авраама, Исаака и Иакова, Иер. 33:19–26 , это обетование по форме и выражению весьма сходно с подобным же обетованием, данном народу Божию в Иер. 31:35–37 . Остается разсмотреть суждения некоторых из позднейших учоных о тех отделениях занимающих нас глав, которые признаются этими учоными прямо непрннадлежащими Иеремии. а) Негельсбах (стр. 213) признает невозможным, чтобы Иер. 30:23, 24 имели здесь свое первоначальное место, или чтобы эти стихи вставлены были сюда самим Иеремиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010